СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Одаренные дети"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по работе с одаренными детьми

Просмотр содержимого документа
«Программа "Одаренные дети"»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Уренская средняя общеобразовательная школа №1

Уренского муниципального округа Нижегородской области

























Программа

«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»



г.Урень, 2023 г



СОДЕРЖАНИЕ



Паспорт программы 3

Раздел I. Пояснительная записка 5

Раздел II. Цель и задачи программы «Одарённые дети» 16

Раздел III. Обучение и развитие одаренных детей 20

Раздел IY. Основные формы работы и поддержки одарённых детей 31

Раздел Y. Работа с родителями 34

Раздел YI. План мероприятий (Дорожная карта) по реализации программы «Одарённые дети» 36

Раздел YII. Приложения 41





Паспорт программы


Срок действия Программы

2023-2027 гг.

Концепция

Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива школы.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.

Основная цель

Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Основные задачи

  • Выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников.

  • Разработка научно-методического обеспечения диагностики, обучения и развития одаренных детей.

  • Создание базы данных ОД в рамках Программы.

  • Внедрение в учебный процесс интерактивных технологий.

  • Развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей и социума.

  • Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.

Приоритетные направления

программы

Создание условий для оптимального развития детей с высоким творческим потенциалом, привлечение их к научно-исследовательской деятельности.

Ресурсное обеспечение реализации программы

Основными ресурсами для реализации Программы являются:

  • кадры, их высокий уровень мотивации и профессионализма;

  • инновационный (использование современных педагогических технологий);

  • общественная форма управления (Управляющий Совет школы, Общешкольный родительский комитет)

Ожидаемые

результаты

Программы

  • Увеличение количества одарённых детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности.

  • Повышение качества образования и воспитания школьников в целом.

  • Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня.

  • Создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование и развитие личности, важнейшими качествами которого станут инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

  • Создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании и разработке программ, апробации экспериментов и инноваций, стимулирующих развитие профессиональных педагогических компетенций.

Управление программой

Управление реализацией Программы «Одарённые дети» на 2023-2027 гг. осуществляется администрацией школы.

Раздел I. Пояснительная записка

В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с талантливыми, одаренными и высокомотивированными детьми становится крайне необходимой. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. За неординарной творческой личностью – будущий расцвет государства. Создание системы выявления и развития талантливых и одарённых детей становится одной из основных задач современной школы.

МАОУ «Уренская СОШ №1» представляет собой массовую общеобразовательную среднюю школу, доступную всем слоям населения, обеспечивающую государственный стандартизированный минимум. Школа богата своими традициями и высокими результатами образовательной деятельности. Образовательное пространство нашей школы соответствует социальному заказу и способствует самоопределению школьников. Субъекты образовательного процесса осознают свои реальные внутренние цели и задачи, адекватно оценивают средств и пути коррекции.

Образовательная среда школы – это совокупность условий, процессов, явлений, технологий непосредственно воздействующих на обучение и воспитание школьника, всестороннее развитие его личности и социализацию в целом. Школьная среда формируется как искусственно под воздействием субъектов управления, так и в результате спонтанной самоорганизации. В школе обучаются разные дети, с разными образовательными, интеллектуальными и физическими возможностями. Мы должны учитывать, что для многих детей с проблемами в развитии интеграция в образовательную среду чаще всего бывает затруднительна вследствие различных факторов: имеющегося заболевания, несоответствие уровня развития уровню здоровых детей, трудность освоения программ массовых школ. Таких детей необходимо не интегрировать в образовательную среду, а включать такими, какими они являются, а сама образовательная среда должна максимально адаптироваться к возможностям и способностям такого ребенка.

В программе развития МАОУ «Уренская СОШ №1» формирование развивающей среды для обучения и воспитания детей с разными образовательными потребностями и программе психологического сопровождения разработана система выявления детской одаренности.

Программа «Одаренные дети» призвана создать максимальные условия для развития детской одаренности. Реализация программы позволит оптимизировать систему работы с детьми с разными образовательными возможностями в рамках интегрированного образовательного пространства школы и поднять ее на более высокий качественный уровень.

Основания для разработки программы «Одарённые дети»

1.Закон РФ «Об образовании».

2.Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

3. Подпрограмма "Одаренные дети" федеральной целевой программы "Дети России".

4. Конвенция о правах ребенка.

7. Программа развития МАОУ «Уренская СОШ № 1» на 2023-2027 гг.

8. Устав школы.

По результатам диагностического исследования должна быть проведена следующая работа:

- составлен списочный состав одарённых детей по их способностям и интересам;

- разработана база данных одарённых детей;

- проведён мониторинг результативности работы с одарёнными детьми.

В школе проводятся предметные олимпиады для учащихся младшего и среднего звена. Старшеклассники активно вовлекаются в научно – проектную деятельность, принимают участие в олимпиадах различного уровня, конкурсах районного и республиканского масштаба, выставках, спортивных соревнованиях. Профессионализм и ответственность, забота педагогического коллектива о будущем детей являются гарантом реализации программы.

Общая характеристика одарённости

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. По своей природной сути большинство детей талантливы, беда в том, что не все из них об этом знают. Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество  психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Различают следующие виды одарённости:

-интеллектуальная - связана с высоким уровнем интеллектуального развития. Такой ребенок поражает своими рассуждениями, в которых проявляется развитое не по годам мышление, он отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней любознательностью;

-академическая - проявляется в овладении конкретными учебными предметами. Ребенок отличается глубиной, легкостью, быстротой продвижения в какой-то одной области знаний, при этом в других областях он может ничем не выделяться и даже быть слабее своих сверстников;

-творческая одарённость (креативность) - способность человека изобретать, придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи. Ребенок находит новые решения, получает оригинальные результаты; отличается изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем развития воображения;

-художественная - является разновидностью творческой одаренности, ее следствия – высокие достижения человека в области художественного творчества и исполнительского мастерства: в живописи, музыке, скульптуре; актерские способности. Художественно одаренный ребенок проявляет незаурядные способности в любой из этих областей;

- социальная - успешность человека в общении, в межличностных отношениях. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, умеет и любит общаться со сверстниками и взрослыми; он хорошо понимает окружающих, популярен среди ровесников, в контактах с ними часто берет на себя инициативу, становится лидером, организатором;

- психомоторная - тесно связана с разнообразными возможностями человеческого тела. Ребенок проявляет интерес к деятельности, требующей развития моторики, точности, ловкости движений, двигательной координации. Он, как правило, физически развит, хорошо владеет телом, показывает высокий уровень основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Одаренным детям, независимо от области проявления одаренности, свойственны:

• уровень развития способностей;

• высокая степень обучаемости;

• творческие проявления (креативность);

• мотивация – огромный интерес, активность, увлеченность деятельностью в области одаренности ребенка.

Сущность понятия «детская одарённость» можно выразить формулой: мотивация + интеллект + креативность = детская одарённость.

Модель одарённого ребёнка

• личность, здоровая физически, духовно – нравственно и социально;

• личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять проектную деятельность, проводить исследования;

• личность, обладающая разносторонним интеллектом,  высоким уровнем культуры;

•личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

• личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

Основные направления программы

1. Нормативно-правовое: обеспечивает нормативно-правовую базу, контроль и анализ деятельности, права и социальную поддержку одаренных детей.

2. Диагностическое: проведение диагностики одарённых детей, формирование пакета диагностических методик для выявления одаренности, создание банка данных «Одарённые дети».

Без информации об общем уровне психического развития и индивидуальных особенностях одаренности ребенка невозможно правильно выстроить процессы образования и воспитания. За более чем столетнюю историю развития тестологии (науке о психодиагностике) специалистами разработано огромное количество методик детской одаренности.

К числу наиболее значимых относятся:

•диагностика интеллекта – А. Бине, Д.Векслера, Дж. Равена;

•диагностика творческих способностей – Дж. Гилфорда, П. Торренса и другие.

Принципы организации диагностики:

• принцип долговременности;

• принцип использования тренинговых методов и заданий;

• принцип комплексного оценивания;

• принцип участия различных специалистов.

Диагностическое обследование может быть поделено на четыре этапа:

1. Этап предварительного поиска (сбор предварительной информации о ребенке).

2.Оценочно-коррекционный этап (уточнение, конкретизация информации, полученной на этапе поиска).

3. Этап самостоятельной оценки.

4. Этап заключительного отбора.

Изучение методик диагностики детской одаренности  психологами, учителями и родителями и их применение в практической деятельности – основное направление работы с одарёнными детьми.

3. Научно-методическое: внедрение в образовательный процесс технологий здоровьесбережения, информационно-коммуникационных технологий, индивидуального и дифференцированного обучения, направленных на удовлетворение образовательных потребностей каждого школьника с учетом его склонностей, интересов, учебно-познавательных возможностей.

Включает информационную и научно-методическую помощь, создаёт условия для отработки и применения новых педагогических технологий. Осуществляет апробацию научных, психолого-педагогических разработок, внедрение развивающих программ, позволяющих успешно осуществлять образовательную деятельность. Создаёт банк образовательных программ и методических материалов для работы с одарёнными детьми. Создаёт web – страницу Одаренные дети» на сайте школы.

4. Психолого-педагогическое: включает в себя практическую диагностико - прогностическую и психологическую деятельность.

5. Мотивационное: создание научного общества учащихся; методическое сопровождение научного общества школьников.

Кадровое направление: повышение квалификации педагогов на разных уровнях; организация постоянно действующего семинара для педагогических работников.

Принципы, заложенные в основу программы

  1. Важнейший принцип работы – ориентация на дифференциацию процесса обучения, обновление методов обучения, использование современных образовательных технологий. Это выражается в замене традиционных методов обучения диалоговыми формами общения учитель-ученик, ученик-ученик, при работе в микрогруппах, в использовании ИКТ, технологии разноуровневого обучения, проектной деятельности.

  2. Принцип целостности образования – под целостностью образования понимается единство процессов развития, обучения, воспитания учащихся, адекватность педагогических технологий задачам обучения.

  3. Принцип индивидуализации – подразумевающий всесторонний и всеобъемлющий учет уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе индивидуальных программ развития и обучения.

  4. Принцип вариативности. Данный принцип предполагает гибкое сочетание обязательных базовых и профильных предметов, курсов по выбору, дополнительного образования, позволяющих учащемуся раскрыть и развить склонностями и способностями, с учетом его возрастных особенностей и уровня развития.

  5. Принцип развивающего обучения – развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития ребенка и способствует ускорению развития.

  6. Принцип обновления содержания и методов обучения – использование эффективных образовательных технологий, внедрение в практику инноваций, ФГОС.

Приоритетные направления:

  • реализация государственной и региональной политики в сфере образования;

  • сохранение и укрепление здоровья учащихся;

  • обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется

способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на социальный опыт;

  • создание комплекса условий, обеспечивающих доступность качественного образования с учётом образовательных потребностей жителей города и факторов его социально-экономического развития.

Кадровое обеспечение

Подготовка педагогических кадров по выявлению, обучению и развитию одаренных детей занимает одно из ключевых мест в работе с одаренными детьми, является необходимым условием претворения в жизнь программы «Одарённые дети». Профессионально-личностная квалификация педагогов, работающих с одарёнными детьми, имеет свою специфику, которая выражается в наличии следующих компонентов:

  • психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одарённости;

  • профессионально значимые личностные качества педагогов: высокий уровень развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации; стремление к личностному росту.

Подготовка педагогов к работе с одарёнными детьми должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и  специфического компонентов из профессиональной квалификации:

  • создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства;

  • формирование комплексного подхода (психолого-педагогического и профессионально-личностного) к образованию педагогических кадров;

  • определение профессионально-личностных качеств педагогов, работающих с одарёнными детьми.

Участники реализации программы

Руководители:

  • администрация школы;

  • руководитель творческой группы по работе с одарёнными детьми.

Творческая группа:

  • учителя, педагоги дополнительного образования;

  • педагог - психолог;

  • библиотекарь;

Участники:

  • обучающиеся начальных классов, обучающиеся 5- 11 классов;

  • родители.

Требования, которые необходимо предъявлять к учителю,

работающему с одарёнными детьми

Учитель должен быть:

  • творческим, способным к инновационной  деятельности;

  • увлечен своим делом;

  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

  • профессионально грамотным;

  • владеть современными педагогическими технологиями;

  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

  • проводником передовых педагогических технологий;

  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.

При работе с одарёнными детьми необходимо уметь:

  • обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

  • стимулировать познавательные способности учащихся;

  • работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

  • принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

  • анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

  • отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Формы работы с одарёнными детьми:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;

  • предметные кружки;

  • кружки по интересам;

  • конкурсы;

  • элективные курсы;

  • работа по индивидуальным планам;

  • проектная и исследовательская деятельность;

  • участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, выставках, конференциях.

Раздел II. Цель и задачи программы «Одарённые дети»

Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Задачи:

  • изучение природы детской одаренности;

  • выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;

  • разработка научно-методического обеспечения диагностики, обучения и развития одаренных детей.

  • создание базы данных в рамках Программы;

  • внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;

  • организация совместной работы МАОУ «Уренская СОШ № 1» с Управлением образования Уренского муниципального округа;

  • развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей;

  • подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.

Механизм реализации программы

Профессионализм и ответственность педагогического коллектива о будущем выпускников школы, являются гарантом реализации программы. Выполнение мероприятий по реализации Программы «Одарённые дети» планируется осуществлять в рамках годовых и перспективных планов Программы. Для организации работы по выполнению этапов реализации программы, проведения планируемых мероприятий и оценки их эффективности, приказом директора школы создана творческая группа по работе с одарёнными детьми.

Направления работы по реализации программы

  • разработка учебных и дополнительных образовательных программ, контрольного, тестового материала для одаренных учащихся;

  • диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало;

  • создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей;

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • поощрение и стимулирование дальнейшей творческой деятельности учащихся;

  • организация методической работы с учителями по реализации данной программы.

Диагностика

1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативности.

2. Создание банка тестов для диагностирования учащихся с 5 по 11 классы по определению интеллектуальных способностей; банка данных одарённых детей.

3. Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.

4. Изучение личностных потребностей одаренных учащихся путем собеседования.

5. Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителями- предметниками.

6. Разработка программ и методик для работы с одаренными детьми.

Методическая работа

1. Исполнение государственных принципов образования (Закон РФ «Об образовании»).

2. Формирование нормативно-правовой базы, направленной на социальную защиту и поддержку одаренных детей.

3. Организация методической работы с педколлективом, обеспечение учебно-методической литературой.

4. Совместная коррекционно-методическая работа учителей-предметников, педагогов дополнительного образования и педагога - психолога.

5. Разработка системы мер по повышению квалификации педкадров, работающих с одаренными детьми.

6. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с одарёнными детьми, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.

7. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных и одарённых детей.

8. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей одарённых детей:

1. Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению олимпиад, конкурсов, соревнований и фестивалей различного уровня.

2. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:

- повышение степени сложности практических заданий;

- выполнение творческих тематических заданий;

- выполнение проблемно-поисковых и проектных работ;

- приобщение (в различных формах) к работе учителя;

- введение широкого круга разнообразных по тематике факультативов, элективных курсов, дополнительных кружков.

Создание благоприятных условий для реализации личностного роста одарённых детей

1. Построение предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие способностей каждого одаренного ребенка и реализацию творческого потенциала педагогов.

2. Подготовка кадров.

3. Организация консультативной помощи для обучающихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

4. Информирование обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной и творческой деятельности.

5. Знакомство обучающихся с новинками литературы. Организация помощи ученикам в подборе необходимой литературы.

6. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

7. Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям, фестивалям.

8. Увеличение времени для самостоятельной работы обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

Стимулирование и поощрение интеллектуальной и творческой деятельности одарённых детей

1. Создание в школе постоянно действующих стендов, посвященных победителям и призерам олимпиад, конкурсов, соревнований и фестивалей различного уровня.

2. Выносить на публичное слушание  поощрение успехов обучающихся (линейки, молнии-объявления и т.д.).

3. Награждение почётными грамотами отличников учебы по итогам года.

4. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских и школьных собраниях.

5. Отправление благодарственных писем родителям по месту работы.


Раздел III. Обучение и развитие одаренных детей

Начальная школа – при обучении и развитии одаренных детей в начальной школе (I-IV классы) важную роль играют уроки творчества, работа в кружках (художественных, технического творчества, конкурсы, интеллектуальные игры и др.) Вводятся элементы обучения по индивидуальным программам.

Средняя ступень (V – VIII классы) - расширяется тематика кружков и секций при школе, проводятся факультативы, значительную роль играет обучение по индивидуальным и интегрированным программам. Сфера проявления одарённости связана с четырьмя потребностями - в общении, самовыражении, самоутверждении и самопознании.

Старшая ступень (IX - XI классы) - акцент работы с одаренными детьми смещается в сторону работы по индивидуальным программам. Формируются профильные классы, классы с углубленным изучением предметов, элективные курсы. Это период первоначального профессионального творчества и время приобретения опыта коллективного творчества.

Задачи обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьными программами по разным предметам, но и в том, чтобы продвинуть учащихся в развитии. Особое значение работа над развитием имеет, как и в начальных классах, так и далее, являющихся фундаментом дальнейшего становления личности школьника.

Основные контуры развития – это то, к чему мы должны стремиться, это те качества, на которые следует обратить особое внимание, стремление к формированию и развитию ребенка - это задача каждого учителя. Какие же специфические качества, и в каком виде деятельности мы можем развивать у наших учеников?

Сфера познавательного развития (интеллект и творчество):

• умение нестандартно мыслить, предлагать неожиданные, оригинальные решения;

• способность находить альтернативные пути решения проблем;

• изобретательность в выборе и использовании различных предметов (например, использование в играх не только игрушек, но и мебели, предметов быта и т.д.);

• способность увлекаться, уходить «с головой» в интересное задание;

• большой словарный запас;

• умение четко излагать свои мысли;

• интерес к решению сложных задач, требующих умственного усилия;

• наблюдательность, интерес к анализу событий и явлений;

• способность долго удерживать в памяти символы, буквы, слова;

• умение быстро запоминать услышанное и прочитанное без специального заучивания;

• проявление разносторонней любознательности;

• умение делать выводы и обобщения.

Психосоциальная сфера:

• самостоятельность, умение принимать решения;

• настойчивость в выполнении задания;

• готовность отстаивать свою точку зрения, независимость в суждениях;

• склонность к лидерству;

• склонность к самоанализу;

• терпимость к критике;

• уверенность в своих силах.

Обучение одарённых детей в условиях общеобразовательной школы

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам отдельных учебным предметов и т.д.).

Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.

Занятия по свободному выбору - факультативные и особенно организация малых групп - в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

Основные подходы к разработке учебных программ

Общие принципы обучения:

  • принцип развивающего и воспитывающего обучения;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип учета возрастных возможностей.

В обучении одаренных детей применяются четыре основных подхода:

1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным. Систематическое применение ускорения в форме раннего поступления или перепрыгивания через классы своим неизбежным результатом имеет более раннее окончание школы, что может свести на нет все преимущества продвижения одаренных учащихся в соответствии с их повышенными познавательными возможностями. Следует иметь в виду, что ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащенному, и в той, или иной мере, углубленному учебному содержанию. Позитивным примером такого обучения могут быть летние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности.

2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или  творческой деятельности.  При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. Практика обучения одаренных детей с углубленным изучением учебных дисциплин позволяет отметить ряд положительных результатов: высокий уровень компетентности в соответствующей предметной области знания, благоприятные условия для интеллектуального развития учащихся и т.п. Однако применение углубленных программ не может решить всех проблем.

  • Во-первых, далеко не все дети с общей одаренностью достаточно рано проявляют интерес к какой-то одной сфере знаний или деятельности, их интересы зачастую носят широкий характер.

  • Во-вторых, углубленное изучение отдельных дисциплин, особенно на ранних этапах обучения, может способствовать «насильственной» или слишком ранней специализации, наносящей ущерб общему развитию ребенка.

  • В-третьих, программы, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, могут привести к перегрузкам и, как следствие, физическому и психическому истощению учащихся. Эти недостатки во многом снимаются при обучении по обогащенным программам.

3. Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем, за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как: инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов.

4. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ и позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей.

Методы и средства обучения одарённых детей

Индивидуально-образовательная программа - реальный помощник в сотрудничестве ученика и учителя, результат которого - рост ученика, как в личностном, так и образовательном плане. Нацеливание самого ученика на результат - главное при выполнении индивидуальной программы.

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству.

Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении больших объемов информации и обратной связи о своих действиях, необходимо применение компьютеризованных средств обучения. Полезными могут быть и средства, обеспечивающие богатый зрительный ряд (видео, ОУО и т.п.).

В целом, в обучении одаренных детей, эффективность использования средств обучения определяется главным образом содержанием и методами обучения, которые реализуются с их помощью.

Работа с одаренными детьми в начальных классах осуществляется через обучение по развивающей системе Л.В. Занкова, образовательной модели «Школа 2100». Эти программы имеют систему познавательных задач, при решении которых появляется интерес не только к знаниям, но и к процессу их открытия, тем самым способствуют развитию творческих способностей учащихся, задачи творческого уровня, которые содержат элементы неизвестности, противоречия, требуют рассмотрения вопросов с разных точек зрения. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. Решая такие задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки. При выполнении творческих заданий следует оценивать не только успех. Учитель должен внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем, видеть в каждом школьнике индивидуальность с особыми возможностями, дарованиями. Американский психолог Розенталь показал, что когда педагог ожидает «выдающихся успехов» от детей, они действительно эти успехи начинают показывать, даже если до этого считались не очень способными. Поисково-творческие задачи создают благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижений.

Педагогические технологии

Так как большинство старшеклассников мотивированы на продолжение учебы и стремятся подготовить себя к профессиональной деятельности, наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это, прежде всего, технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».

I. Технология проблемного обучения.

Эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся.

Структура процесса проблемного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций. Реализуя технологию проблемного обучения, учитель использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи.

Алгоритм решения проблемной задачи включает четыре этапа:

  • осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей;

  • формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;

  • доказательство гипотезы, в процессе которого учащиеся переформулируют вопрос или задание;

  • общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи являются и выявляются новые  стороны познавательного объекта или явления.

Таким образом, совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения - развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и зависимостей. Это позволяет школьникам приобрести определенный опыт творческой деятельности, необходимый в процессе ученических исследований.

2. Методика обучения в малых группах.

Данная методика наиболее эффективно применяется на семинарских занятиях. Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что класс разбивается на 3-4 подгруппы. Целесообразно, чтобы в каждую из них вошли 5-7 человек, поскольку в таком количестве учебное взаимодействие наиболее эффективное.

Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на семинаре вопросов, который она  может выбирать как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении вопросов участники каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют и делают дополнения. За правильный ответ школьники получают индивидуальные оценки, а «малые группы» - определенное количество баллов.

Игровая ситуация позволяет создать на семинаре необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе.

3. Технология проективного обучения.

В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования - учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т.д.

Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, а значит, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.

Педагогическое управление проектами

п/п

Функции педагогического управления

Деятельность учителя

1.

Информационно-аналитическая

На основе опросов, наблюдений и изучения продуктов деятельности школьников формирует банк данных о познавательных интересах обучающихся, их достижениях в процессе учебы, уровне учебных возможностей класса.

2.

Мотивационно-целевая

Совместно с учащимися определяет цели проектной деятельности, актуальность темы проекта; побуждает школьников к работе по его созданию.

3.

Планово-прогностическая

Совместно с учениками планирует пути и способы достижения цели; составляет план и график работы над проектом.

4.

Организационно-исполнительская

Организует исполнение намеченного плана в соответствии с графиком работы, консультирует обучающихся, поддерживает интерес к поисковой деятельности.

5.

Контрольно-диагностическая

Осуществляет текущий контроль деятельности обучающихся и анализ результатов их поисковой работы.

6.

Регулятивно-коррекционная

Корректирует деятельность обучающихся, регламентирует их работу, обучает приемам самоуправления, проводит рефлексию.

4. Элективные курсы.

Элективные курсы, как одна из форм организации образовательного процесса, представляет собой систему учебных занятий, содержание которых позволяет ученикам выполнить свои исследовательские проекты, углубленно изучить отдельные разделы школьной программы или получить знания  в интересующих их областях знаний.

Своеобразие элективного курса заключается в том, что основу его содержания составляют темы, которые не рассматриваются на уроках, но доступны и интересны для изучения; требует активной работы с дополнительной литературой, самостоятельного осмысления проблем, умения работать с устным источником информации учителя. Наиболее актуальны элективные курсы в старших классах, где учебный материал может быть сгруппирован крупными блоками. К тому же обычно старшеклассники уже имеют опыт самостоятельной творческой деятельности.

Элективный курс проводится поэтапно. На первом этапе учитель проводит диагностику уровня учебных возможностей, познавательных интересов, мотивов деятельности учащихся. Затем педагог разрабатывает примерную тематику исследовательских проектов, которые могут быть выполнены в рамках спецкурса, затем учитель проводит групповые консультации, цель - познакомить учащихся с основными приемами работы над исследовательским проектом, объясняет цели и задачи спецкурса как средства подготовки учащихся к самостоятельной работе над проектом. Основная часть занятий предполагает проблемное изложение нового материала. Изучение элективного курса представляет собой проект и подготовку творческой работы к защите.

Контроль за выполнением программы «Одарённые дети»

1. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы с одарёнными детьми.

2. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.

3. Проведение школьных конкурсов, олимпиад, соревнований, фестивалей, творческих выставок.

Раздел IY. Основные формы работы и поддержки одарённых детей

Крайне важно пробудить в ребенке познавательную мотивацию, но для развития его одаренности и тем более для обеспечения полноценной творческой отдачи этого еще недостаточно. Необходимо предоставить ему возможности адекватно удовлетворять пробудившуюся страсть к познанию. Поддержка одаренных детей и учащихся - обеспечение  оптимальных условий их обучения и развития.

Цели и задачи:

  • выявление конкретных трудностей, с которыми сталкиваются одаренный ребенок;

  • разработка эффективных форм помощи одаренным детям;

  • оказание социальной помощи одаренным детям;

  • использование стимулирующих факторов для одаренных детей (на уровне школы, города).

Формы работы с одарёнными детьми (индивидуальная и групповая)

  • организация факультативных и кружковых (дополнительное образование) занятий в школе;

  • работа с одаренными детьми в условиях обычных классов (на основе внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке);

  • проектная деятельность (работа по исследовательским и творческим проектам);

  • участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, творческих выставках;

  • поддержка участия детей во всероссийских и международных предметных олимпиадах;

  • проведение психологических тренингов: интеллектуальных, личностного роста, развитию креативности;

  • психолого-методическое сопровождение работы с одаренными детьми;

  • консультации для детей, подростков и родителей, нуждающихся в психологической поддержке.

Обоснование проблемы в работе с одарёнными детьми

В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня подрастающего поколения.  

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Переплетение семейных, школьных и личностных проблем одаренных детей предполагает ориентацию психолога и учителя на причины, порождающие эти проблемы, а также характер необходимой психологической помощи каждому ребенку.

В числе самых значимых проблем в школе по работе с одаренными детьми являются следующие:

  • отсутствие научного руководителя в школе;

  • отсутствие возможности обмена опытом;

  • обобщение опыта работы с одаренными детьми.

Образовательные и социальные риски при реализации программы «Одарённые дети»

  • неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, а проявления истинной одаренности снизятся;

  • рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к  последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных;

  • в результате неправильных действий в рамках программы «Одарённые дети» может произойти снижение социального престижа и значимости данной работы среди родителей, педагогов и учащихся школы.

Ожидаемые конечные результаты при реализации программы

  • увеличение количества одарённых детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;

  • повышение ИКТ-компетентности педагогов и учащихся;

  • повышение качества образования и воспитания школьников в целом;

  • положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня;

  • повышение уровня психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса, имеющих отношение к работе с одаренными;

  • создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование и развитие личности.

Раздел Y. Работа с родителями

Знают ли родители об индивидуальных особенностях и склонностях своих детей? Готовы ли они поддержать искру любознательности, развить высокую познавательную активность в своём ребенке? К сожалению, не всегда. Поэтому работа с одаренными детьми в школе, без тесного контакта с родителями невозможна и малоэффективна.

Практическая работа может решаться через:

  1. Анкетирование родителей с целью оказания психолого-педагогической помощи при обучении и воспитании ОД.

  2. Чтение научно-популярных циклов лекций по проблемам развития одаренных детей.

  3. Подбор научной и практической литературы для родителей.

  4. Организация обучения детей в системе дополнительного образования.

Одаренным детям иногда бывает довольно трудно адаптироваться к условиям обучения в массовой школе. Причины этого и пути устранения психологического дискомфорта следует искать учителю совместно с родителями ученика, т.к. такой ребенок и в семье не всегда имеет психологическую поддержку и возможность реализовать свои потенциальные возможности.

При организации работы с одаренными детьми следует:

  • учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально – волевых качеств;

  • создавать условия для освоения родителями способов формирования у ребенка положительной «Я – концепции», как важнейшего условия полной реализации интеллектуальных возможностей одаренного ребенка;

  • оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.

Развитию одаренности детей младшего школьного возраста способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере своей профессии, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении часто представлена, так называемая совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа на компьютере, экскурсии, походы, активное обсуждение любимых героев литературных произведений. Таких родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения.

Средний и старший возрастной этап является наиболее привлекательным для родителей с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей ребенка и его самоопределения.

Следовательно, задача каждого учителя - разработать систему рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию и обучению, оказанию психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей.

Раздел YI. План мероприятий (Дорожная карта) по реализации программы «Одарённые дети»


Мероприятия

Результат

Сроки

Ответственные

Организационно- методическое сопровождение

1.

Создание творческой

группы по реализации программы

План работы с одаренными детьми

январь 2023 г.

Директор школы

2

Разработка дорожной карты

Дорожная карта

февраль 2023 г

Рабочая группа

3

Повышение профессиональной компетентности педагогов

Прохождение учителями курсов повышения квалификации

Весь период

Педагоги ОО

4

Разработка

нормативно-правовых документов

Приказы

В течение года

Директор школы

5

Обобщение имеющегося практического опыта работы по работе с одаренными детьми

Выступление на школьном педагогическом совете, создание рекомендаций для учителей по работе с

одаренными детьми

Ежегодно, август

Учителя- предметники

6

Психолого- педагогическое

сопровождение одаренных детей.

Программы обучения и

воспитания одаренных детей

В течение года

Члены творческой группы

7

Организация психолого- педагогического просвещения

родителей способных и одаренных школьников

Проведение родительских собраний

Ежегодно, ноябрь, март

Социально- психологическая служба

Программно- методическое сопровождение

1

Обновление содержания дополнительных программ конкурсов, мероприятий в соответствии с потребностями детьми

Разработка и внедрение новых программ

Ежегодно сентябрь, май

Заместитель директора

2

Создание банка творческих работ обучающихся; текстов интеллектуальных конкурсов

Банк текстов

Ежегодно август

Заместитель директора

3

Пополнение банка данных одарённых детей школы.

Банк данных

Ежегодно декабрь, май

Заместитель директора


4

Разработка индивидуальных программ и планов

одарённых и способных учащихся

Индивидуальные программы

Ежегодно ноябрь

- март

Члены творческой группы

Аналитическая деятельность

1

Мониторинг системы работы по выявлению, поддержки и развитию способностей и талантов у детей и молодежи

Сбор данных и анализ мониторинга

Ежегодно май

Заместитель директора

2

Анализ интересов обучающихся

Формирование базы группы одаренных детей

Ежегодно сентябрь

Заместитель директора


3

Стартовая психолого- педагогическая диагностика

Выявление способностей

Ежегодно сентябрь

Заместитель директора

Педагог- психолог

4

Мониторинг результативности обучающихся в творческих конкурсах по направлениям: художественному, прикладному, медиатворчеству, исполнительскому творчеству, театрализированному

Процент результативности участия

Ежегодно сентябрь, октябрь, апрель, май

Заместитель директора

5

Проведение итоговой диагностики

Анализ диагностики

Ежегодно июнь

Заместитель директора

Педагог- психолог

6

Анализ работы в рамках

реализации программы

Аналитическая

справка

декабрь2027г.

Зам.директора по

ВР

Мероприятия

1

Проведение советов с педагогами по вопросам выявления одаренных детей, работы с ними.

Педсоветы, методические советы

1 раз в полугодие

Директор школы Заместители директора

2

Организация и проведение предметных олимпиад, конкурсов

Участие в очных и дистанционных олимпиадах, конкурсах

В течение года

Заместители директора

3

Участие обучающихся во всероссийских конкурсах

Организация участия

В течение года

Учителя- предметники, классные руководители, педагоги ДО

4

Отбор обучающихся для участия в муниципальных конкурсах по направлению «Искусство»

Подготовка обучающихся к участию

В течение года

Учителя- предметники, классные руководители, педагоги ДО

5

Подготовка обучающихся к ВсОШ

Подготовка обучающихся к участию

Ежегодно май

Заместитель директора

6

Отбор обучающихся для участия в осенней и весенней олимпиадной школе «Самый умный и активный»

Подготовка обучающихся к участию

Ежегодно в каникулярное время

Заместитель директора


7

«Малая академия наук»

Подготовка обучающихся к участию

Ежегодно июнь, июль

Заместитель директора


8

Отбор обучающихся для участия в муниципальном этапе конкурса «Ученик года. Перезагрузка»

Подготовка обучающихся к участию

Ежегодно апрель

Заместитель директора

9

Отбор обучающихся для участия в муниципальном этапе конкурса «Умники и умницы»

Подготовка обучающихся к участию

Ежегодно май

Заместитель директора

10

Внедрение системы наставничества над каждым одаренным

ребенком

Сотрудничество учителя и одаренного

ребенка

Сентябрь 2023 г.

Заместитель директора

11

Проведение выставок детского творчества; представление опыта работы по технологиям

интеллектуального развития

Организация выставки

В течение года

Заместитель директора

12

Торжественная линейка, посвященная награждению учащихся

за высокие результаты

Торжественные мероприятие

Ежегодно декабрь, май

Заместитель директора

Раздел YII. Приложения


Приложение 1

БАЗА ДАННЫХ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

на 20__-20__уч. г. (образец)

п/п

Ф.И.О.

ученика

Класс

Дата

рождения

Год

занесения в базу данных

Область

деятельности

(конкретно)

Учитель-наставник

Домашний адрес, телефон


































Руководитель творческой группы ОД  ____________________________________________________  

(подпись)


Приложение 2

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

за 20__-20__ уч. г. (образец)

п/п

Ф.И.О.

учащегося

Класс

Результативность участия

(указывать уровень)

олимпиады

конкурсы

фестивали, выставки

Предмет

Место

Уровень проведения

Название

Место

Уровень проведения

Название

Место

Уровень проведения

















































Руководитель творческой группы ОД _________________________________________

(подпись)


Приложение 3

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ ПРИ РАБОТЕ

С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

(по Ю.Б. Гатанову)

1. «Мозговой штурм». Для его реализации необходимо найти проблему, которая имеет множество решений. Затем поощрять обучающегося в фиксировании и записи всех мыслей и идей, которые приходят ему в голову — независимо от того, насколько они являются идентичными. Необходимо ценить не качество ответов, а их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать. Необходимо учесть, что в первые минуты «мозгового штурма» может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают поступать все реже — хотя именно эти последние ответы чаще всего бывают наиболее оригинальными. Затем поступившие ответы обсуждаются — с точки зрения реализации.

2. «Мягкое соревнование» реализуется в соответствии со следующими правилами:

— групповые соревнования следует использовать более часто, чем индивидуальные;

— соревновательная деятельность не должна быть связана с материальным вознаграждением, оценками в журнале и т.п.;

— команды должны постоянно перераспределяться так, чтобы все дети имели возможность побывать в числе победителей и не было постоянных неудачников. Критерии оценки деятельности команд: количество идей и идеи, отличающиеся от остальных.

3. Сотрудничество и кооперация дают возможность научиться жить в группе. Они учат взаимопониманию, развивают способности к лидерству, позволяют менее одаренным детям пережить успех, сотрудничая с более одаренными. При этом важно, чтобы функции в группе распределялись самими детьми.

4. Неоценимая деятельность. Суждение педагога, его оценка откладывается до того момента, пока сам ученик не увидит другие возможные идеи или способы решения той проблемы, которую он пытался решить, а также проекты и работы, сделанные другими.

Приложение 4

Психолого-педагогический мониторинг

С учетом специфики одаренности в младшем школьном возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности того или другого конкретного ребенка является психолого-педагогический мониторинг.

Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований:

  • комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

  • длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

  • анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные

  • предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);

  • экспертная оценка продуктов деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей, способов решения математических задач и пр.) с привлечением экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т. д.). При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;

  • выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка). Целесообразно проведение проблемных уроков по особой программе; использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния и снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды», и т. п.;

  • многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;

  • диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации

  • к естественному эксперименту (метод проектов, предметных и профессиональных проб и т. д.);

  • использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;

  • анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т. п.;

  • преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, - анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей.

Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к числу таковых может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).

При выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать:

  • а) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;

  • б) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности;

  • в) потенциальные возможности ребенка к развитию.

Приложение 5

Рекомендации учителям по работе с одарёнными детьми

Начальные классы (I-IV классы):

  • Учителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель.

  • Учителю следует избегать укрепления перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Ему не стоит выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми.

  • Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы.

  • Учителю следует помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся занятия. Учителям нередко необходима помощь методистов, чтобы разнообразить программу с учетом потребностей высокоодаренных учеников.

Средняя ступень (V – VIII классы).

Старшая ступень (IX – XI классы)

  • Создавать ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых ситуаций.

  • Разрешение и поощрение множества вопросов.

  • Создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности.

  • Стимулирование ответственности и независимости.

  • Делать акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях.

  • Формировать более разнообразный взгляд на мир.

  • Внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих их взрослых.

  • Не давать ребенку прямых условий, рекомендаций. Ребенок должен сам их выработать.

  • Не сдерживать инициативу, даже в ущерб урока.

  • Научить прослеживать межпредметные связи.

  • Приучить детей к самостоятельности принятия решения и анализа ситуации.

  • Оказывать поддержку в ситуации успеха.

  • Обеспечить исследовательскую деятельность для одаренных детей.

  • При взаимодействии с одаренным ребенком учитель должен проявлять чувство юмора.

  • Формировать безоценочные критерии в работе с одаренным ребенком.

  • Педагогу необходимо проявлять настойчивость в работе по развитию определенных способностей ребенка.

Рекомендации психолога: как развивать творческие способности у детей

  • Подхватывай мысли учащихся и оценивай их тут же, подчеркивая оригинальность, важность и т.п.

  • Усиливай впечатлительность детей на новое в его области интересов (животные, искусство, техника).

  • Поощряй оперирование предметами, материалом, идеями. Ребенок пытается практически решать исследовательские задачи.

  • Учи детей систематической оценке каждой мысли. Никогда не отрицай, не отбрасывай ее.

  • Вырабатывай у учащихся терпимое отношение к новым понятиям, мыслям.

  • Не настаивай на запоминании схем, формул, одностороннего решения, где имеется много способов.

  • Культивируй творческую атмосферу. Учащиеся должны знать, что творческие предложения, мысли, класс встречает с признанием, принимает их, использует.

  • Учи детей ценить свои и чужие мысли. Очень ценно фиксировать их в блокноте, в тетради.

  • Часто ровесники относятся к способным детям агрессивно, насмешливо. Это необходимо предупреждать. И лучшим способом является объяснение способному ученику, что это обычно, и развивать у него терпимость и уверенность.

  • Подбрасывай интересные факты, случаи, технические и научные идеи.

  • Рассеивай страх у талантливых детей, вызываемый произведениями искусства. Рассказывай об истории, творческой лаборатории художника, ученого и др.

  • Стимулируй и поддерживай инициативу и самостоятельность учащихся, подбрасывай им проекты, которые могут увлечь.

  • Привязывай талантливых учеников к какой-либо действительной проблеме, что они носились с ней.

  • Создавай проблемные ситуации, требующие альтернатив, прогнозирования, воображения.

  • Создавай поочередно периоды творческой активности. Многие гениальные решения приходят в такие фазы.

  • Развивай критическое отношение.

  • Побуждай доводить начинания до логического завершения.

  • Воздействуй собственным примером.

Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в работе необходимо:

  • составить план занятий с ребенком, учитывая его склонности (гуманитарные, математические, естественно-научные; музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка;

  • определить темы консультаций по наиболее сложным  вопросам;

  • выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

Ребенку предоставить:

  • название темы;

  • план изучения темы;

  • основные вопросы;

  • понятия и термины, которые он должен усвоить;

  • практические работы;

  • список необходимой литературы;

  • формы контроля;

  • задания для самопроверки.

Для анализа результатов работы оформить таблицу:

  • предмет

  • дата и время консультаций

  • главные рассматриваемые вопросы

  • время работы с темой по программе

  • фактически затраченное время (причины отклонений от сроков);

  • дополнительные вопросы, не предусмотренные программой.

Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!