Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Уфимский политехнический колледж
РАССМОТРЕНО на заседании ПЦК «____________________» Протокол№ ____ от «__»___________20__г. Председатель__________ /____________________/ | СОГЛАСОВАНО с педагогическим советом колледжа Протокол№____ «___»____________20___г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ Уфимский политехнический колледж ____________Р.Р. Набиуллин «___»______________20___г. |
программа ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
уЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.06 Безопасность жизнедеятельности»
Профессия 23.01.03 Автомеханик
(профиль: технологический)
Программа общепрофессиональной учебной дисциплины ОП.06 Безопасность жизнедеятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 23.01.03 Автомеханик.
Разработчик: Кузьмин А.В., преподаватель – организатор ОБЖ
2021 г
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
результаты освоения учебной дисциплины | 5 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины | 11 |
Контроль и оценка результатов Освоения УЧЕБНОЙ дисциплины | 14 |
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы:
Программа общепрофессиональной учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС:
Профессия 23.01.03 Автомеханик
Программа общепрофессиональной учебной дисциплины «БЖ» может быть использована преподавателем СПО для осуществления профессиональной подготовки специалистов среднего звена технического профиля .
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Программа «Безопасность жизнедеятельности» входит в общепрофессиональный цикл, реализующий основную профессиональную образовательную программу, при подготовке специалистов среднего звена технического профиля.
1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Программа «Безопасность жизнедеятельности» ориентирована на достижение следующей основной цели-вооружить будущих выпускников учреждений СПО теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
-разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций /далее ЧС/ мирного и военного времени;
-прогнозирования развития и оценки последствий ЧС;
-принятия конкретных решений по защите населения и территорий от возможных последствий ЧС природного и техногенного характера/наиболее характерных для территории проживания/и применения современных средств поражения/включая террористическую деятельность/, а также принятия мер по ликвидации их воздействий;
-выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества при прохождении военной службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации/далее ВС РФ/;
-своевременного оказания доврачебной помощи.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим/
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося-48 часов, в том числе
-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32часа;
-самостоятельной работы обучающегося – 16 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения учебной дисциплины у обучающихся формируются следующие профессиональные компетенции и общие компетенции: (ОК 1-7) и профессиональные компетенции (ПК 1.1 – 1.5, 2.1 - 2.4).
Код | Наименование компетенции |
ПК 1.1. | Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование. |
ПК 1.2. | Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей. |
ПК 1.3. | Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы. |
ПК 1.4. | Обрабатывать аудио и визуальный контент средствами звуковых, графических и видео-редакторов. |
ПК 1.5. | Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования. |
ПК 2.1. | Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации. |
ПК 2.2. | Управлять размещением цифровой информации на дисках персонального компьютера, а также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети. |
ПК 2.3. | Тиражировать мультимедиа контент на различных съемных носителях информации. |
ПК 2.4. | Публиковать мультимедиа контент в сети Интернет. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧ.ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка/всего/ | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка/всего/, в том числе: -практические занятия | 32 20 |
Самостоятельная работа обучающегося/всего/ в том числе: - -внеаудиторная самостоятельная работа | 16 |
Итоговая аттестация - в форме дифференцированного зачета |
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и ЧС. | | 12 | 2 |
1.1.Характеристика проблемы обеспече ния безопасности производства на промышл.объектах. | 1.Управление силами РСЧС. Особенности действия ОУ и сил РСЧС в ситуациях мирного и военного времени. 2.Устойчивость объектов в ЧС различного характера. 3.Защита населения и территорий при стихийных бедствиях и авариях на производственных объектах и транспорте. | 2 | 2 |
1.2.Мероприятия по защите от современных средств поражения и иных опасностей. | 1.Современные средства защиты от поражающих факторов ОМП. 2.Технические средства пожаротушения, противопожарный инвентарь. | 2 4 | 2 |
Практическая работа с приборами: ВПХР,ДП-5В,ДП-24; Надевание ГП-5, УЗК |
| Самостоятельная работа обучающихся: ответы на вопросы по учебнику. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы. -Обычные средства поражения и защиты от них. -Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической и социальной обстановке. Рефераты: -Приборы радиационной и химической разведки и контроля; -Новые виды оружия массового поражения /лучевого, радиочастотное, инфразвуковое и др./ | 4 | 2 |
Раздел 2. Основы обороны государства и военной службы. | | 26 | 2 |
2.1. Основы обороны государства | 1. Организация обороны государства. 2.Современные средства вооруженной защиты государства. 3.Основные виды вооружения, военной техники и снаряжения на оснащении подразделения. | 2 2 4 | 2 |
Самостоятельная работа: ответы на вопросы раздел.1, проработка конспектов. |
Практическая работа: - Детальное изучение АК-74, видео фильмы о современных видах оружия. |
2.2. Воинская обязанность и основы военной службы. | 1.Организация профессионально-психологического отбора в ВС РФ. 2.Психологическая классификация воинских должностей. 3.Поступление граждан на военную службу по контракту. Альтернативная гражданская служба. 4.Организация военной службы. | 2 2 4 | 2 |
Самостоятельная работа: Реферат:- « Профотбор ВС РФ» - « Психологический отбор ВС РФ» |
Практическая работа:- Просмотр видео материала о Альтернативной службе; Изучение и опрос Званий ВС РФ» |
2.3. Особенности военной службы. | 1.Права, обязанности и ответственность военнослужащих. 2.Основы боевой подготовки солдат/сержантов. 3.Размещение и быт военнослужащих. 4.Суточный наряд роты, обязанности лиц суточного наряда. 5.Организация караульной службы, обязанности часового. | 2 | 2 |
| Практическая работа: Основы строевой подготовки. Основы огневой подготовки | 4 | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся: ответы на вопросы раздел.1, проработка конспектов. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы : -Законы воинской жизни и документы, регламентирующие их содержание. -Порядок присвоения воинских званий. -Единоначалие – принцип строительства ВС РФ. -Военные аспекты международного права. | 4 | 2 |
Раздел 3.Медико – санитарная подго- товка .Первая /до- врачебная/ помощь 3.1.Первая помощь при ранениях,нес – частных случаях, массовых пораже- ниях и заболеваниях | 1.Меры по профилактике произ- водственных травм и оказание первой помощи в случаи их по- лучения. 2.Первая помощь при радиаци – онном поражении,поражении различными группами СДЯВ и ОВ. | 10 2 4 | 2 |
Практическая: Наложение повязок и шин. |
| Самостоятельная работа обучающихся: ответы на вопросы раздела 3, проработка конспектов. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы. -Травматический шок-понятие,. Профилактика. Реферат –Общая характеристика воздействия холода на организм человека. | 4 | 2 |
| Всего | 48 | |
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБ.ДИСЦИПЛИНЫ.
4.1.Требование к минимальному материально – техническому обеспечению.
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «БЖ»/»ОБЖ »/
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-средства индивидуальной защиты/ВМП,ПТМ-1,Р-2,ГП-5,ОЗК,1-1 и другие;
-средства медицинской защиты и средства обработки/АИ-2,ИПП-8/;
-первичные средства пожаротушения/ОВП-5,ОП-5,ОУ-5, противопожарный инвентарь/.
Технические средства обучения:
-интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектором;
-электронный стрелковый тир;
-видеодвойка;
-оборудованное место для проведения практических занятий по строевой подготовке.
4.2.Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет – ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1.Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности/учебник, Москва. КНОРУС. 2012г., СПО/;
2.Арустамов Э.А., Косолапова Н,В., Прокопенко Н,А., Гуськов Г,В. Безопасность жизнедеятельности/учебник, Москва,ИЦ»Академия», 2012г. 176 с, СПО/;
3.Смирнов А,Т., Мушин Б,И., Ижевский П.В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни/учебник. Москва «Просвещение» 2012г.-161с.Гриф.Мин.обр РФ/;
4.Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы военной службы/уч. пособие. Москва ИЦ «Академия» 2012г.-24ос.Гриф.Мин.обр.РФ/
5.Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности/уч. Пособие. Москва КНОРИС. 2015г-176с.серт. соотв./;
6.Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А., Основы безопасности жизнедеятельности /учебник. Москва ИЦ»Академия « 2012г.-с.Гриф Мин.обр.РФ/;
7.Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А., Основы безопасности жизнедеятельности/учебник 11кл. Москва ИЦ «Академия» 2012г.-с.Гриф.Мин.обр.РФ/;
Дополнительные источники:
1.Зинько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности/учебник. СПб. Лань 2013г-671с. Гриф . Мин. обр. РФ/;
2.Раско С.-Л., Овчаренко А.Г. Безопасность жизнедеятельности /уч. Пособие к практическим работам по курсу БЖ., Бийск, 2013г.-126с./;
3.Петров С.В. Первая помощь в экстремальных ситуациях/практическое пособие. Москва. 2012г-158с./;
4.Дайнес В.О., Авдеев В.А., Бородин Н.И. На службе Отечеству/книга для чтения., Москва Изд. Русь РБК, 1912г.-254./;
5.Дубровин В.Н., Мигачев Ю.И. Военная служба в РФ/справочн. пособие., Москва. Изд.»Юрлитинформ «, 2013г.-299с./;
6.Фролов А.В. Практикум по БЖ/уч. Пособие., Р-на-Д. «Феникс», 2012г.-471с./
7.Федеральный закон РФ от 21.12.1994г. №122-Ф3 «О защите населения и территорий от ЧС природного и технического характера»;
8.Федеральный закон РФ от 12.02.1998г. №28-Ф3 «О гражданской обороне»;
9.Федеральный закон РФ от 17.05.1991г. №67-Ф3 «О чрезвычайном положении»;
10.Федеральный закон РФ от 28.03.1998г. №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе»;
11.Постановление Правительства РФ от 31.12.1991г. №1441-Ф3 «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе»;
12.Постановление Правительства РФ от 25.04.2012г. №390 «Правила противопожарного режима в РФ».
Интернет – ресурсы:
-http://revolution.allbest.ru/lite/c00058859.html – ряд пособий и статей по безопасности жизнедеятельности;
-http://culture.mchs.gov.ru/ - культура безопасности жизнедеятельности Портал МЧС;
-http://www.rus – lib.ru/book/27/28/407-445.html – обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях;
-http:www.centrbezopasnosti.com/ - центр безопасности образовательных учреждений;
-mil.ru – официальный сайт МО РФ;
-mchs.oov.ru- официальный сайт МЧС РФ;
-rbz.ru/ persona rbz.ru – официальный сайт ВК РБ;
-morb.ru – официальный сайт МО РБ;
-mzrb.bashmed.ru – официальный сайт Министерства здравоохранения РБ.
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателя в процессе проведения теоритических и практических занятий. Тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий /рефераты , информирование –доклад/ и в процессе их самостоятельной работы.
Результаты обучения/освоенные умения, усвоенные знания/ | Коды формируемых общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обуч-я |
Умения: |
-организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; | ПК 1.1 – 1.5, 2.1 - 2.4, ОК 1-7 | Устный опрос, тесты. |
-предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту; | ПК 1.1 – 1.5, 2.1 - 2.4, ОК 1-7 | Устный опрос |
-использовать СИЗ и КСЗ от ОМП; | ПК 1.1 – 1.5, 2.1 - 2.4, ОК 1-7 | Прием нормативов |
-применять первичные средства пожаротушения; | ПК 1.1 – 1.5, 2.1 - 2.4, ОК 1-7 | Практическ. занятие |
-ориентироваться в перечне ВУС и самостоятельно определять среди них родственные получаемой специальности; | ПК 1.1 – 1.5, 2.1 - 2.4, ОК 1-7 | Устный опрос, тесты |
-применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; | ПК 1.1 – 1.5, 2.1 - 2.4, ОК 1-7 | Тестирования |
-владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и в экстремальных условиях военной службы; | ПК 1.1 – 1.5, 2.1 - 2.4, ОК 1-7 | Дискуссия |
-оказывать первую помощь пострадавшим. | ПК 1.1 – 1.5, 2.1 - 2.4, ОК 1-7 | Практическ. занятие |
Знания : |
-принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных ЧС и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности РФ. | ПК 1.1 – 1.5, 2.1 - 2.4, ОК 1-7 | Контрольная работа |
-основные виды потенциальных опасностей и их последствий в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации; | ПК 1.1 – 1.5, 2.1 - 2.4, ОК 1-7 | Устный опрос |
-основы военной службы и обороны государства; | ПК 1.1 – 1.5, 2.1 - 2.4, ОК 1-7 | Контрольная работа |
-задачи и основные мероприятия ГО; | ПК 1.1 – 1.5, 2.1 - 2.4, ОК 1-7 | Тестирование |
-способы защиты населения от ОМП; | ПК 1.1 – 1.5, 2.1 - 2.4, ОК 1-7 | Тестирование |
-меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; | ПК 1.1 – 1.5, 2.1 - 2.4, ОК 1-7 | Практическое занятие |
-организация и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; | ПК 1.1 – 1.5, 2.1 - 2.4, ОК 1-7 | Устный опрос |
-основные виды вооружения, военной техники и снаряжения, состоящих на оснащении/вооружении/воинских подразделений, в которых имеются ВУСы, родственные специальности СПО; | ПК 1.1 – 1.5, 2.1 - 2.4, ОК 1-7 | Самостоятельная работа, доклад |
-область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военн. службы ; | ПК 1.1 – 1.5, 2.1 - 2.4, ОК 1-7 | Устный опрос |
-порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. | ПК 1.1 – 1.5, 2.1 - 2.4, ОК 1-7 | Практическое занятие. |