СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа объединения "Вологодское кружево"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа объединения "Вологодское кружево"

Просмотр содержимого документа
«Программа объединения "Вологодское кружево"»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Междуреченский центр дополнительного образования.

Центр детского творчества. Детско-юношеская спортивная школа»


Учредитель:

Отдел образования

Междуреченского муниципального района

Утверждена: методическим советом

протокол № 1 от 22.08.2022г.

педагогическим советом

протокол № 1 от 22.08.2022г.

Директор МБОУ ДО «Междуреченский ЦДО»

О.В. Губанина






Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности


«Вологодское кружево»



Составил:

Педагог дополнительного образования

Загоскина Наталья Анатольевна

высшая квалификационная категория




Срок реализации программы: 3 года

для детей в возрасте 8-18лет






с. Шуйское

2022

Пояснительная записка


Программа «Кружевоплетение» адаптирована на основе программ:

- Программа объединения «Кружевница», «ручное кружевоплетение» автор О.Н. Киенко.

- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

по плетению кружева на коклюшках художественной направленности

«Кружевоплетение» Черновой Валентины Ивановны,

педагога дополнительного образования БОУ ДО ВО «Школа традиционной народной культуры».


Общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Постановление №16 «Об утверждении санитарно эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

  • Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 года);

  • Устава Учреждения.



Образовательная программа направлена на получение базовых знаний в области кружевоплетения, формирование универсальных учебных действий, формирование общей культуры обучающихся. Способствует активизации творческих способностей обучающихся, сохранению и распространению кружевоплетения, как традиционного народного промысла Вологодской области.


Направленность программы –художественная.


Актуальность программы:

Сохранение народных традиций, возрождение интереса к плетению кружева на коклюшках- одна из задач современного общества. Занятия кружевоплетением оказывают влияние на формирование духовно-нравственных ценностей, художественного вкуса, способствует развитию фантазии и творческих способностей обучающихся. Программа знакомит обучающихся с приёмами выполнения традиционного вологодского кружевоплетения, с историей развития и многовековыми традициями искусства кружевоплетения.

Новизна и педагогическая целесообразность:

отличительная особенность данной программы: обучение осуществляется в разновозрастной и разно-уровневой группе, что определяет индивидуальный образовательный маршрут каждого обучающегося.

Изготовление несложных сколков, а в дальнейшем и плетении кружевных изделий по этим сколкам, т.е авторских работ.

Программа предполагает изучение данного вида творчества и умение самостоятельно выполнить несложные кружевные изделия.

Отличительной особенностью так же является и участие в разнообразных тематических конкурсах и выставках, выполнение проектной деятельности (рисование сколков на заданные темы и выполнение изделий методом проектирования).


Обучение построено в 2 этапа:

Первый (стартовый)– рассчитан на первый год обучения. Позволяет изучить азы кружевоплетения, получить практические навыки для работы с кружевом.

Второй (базовый)– заключается в усложнении и строгом соблюдении профессиональных требований предъявляемых к учащимся, нахождении самостоятельных вариантов решения задач. Рассчитан на 2 года.

Процесс обучения построен на поэтапном усложнении заданий: от простого к более сложному.

В процессе обучения у детей формируются универсальные учебные действия:

-личностные (самоопределение в среде сверстников);

-регулятивные (обеспечение организации учащимися своей учебной деятельности: целеполагание (постановка учебной задачи); планирование ( составление плана и последовательности действий); прогнозирование (видение конечного результата); контроль (сравнение результата с заданным эталоном); коррекция (внесение необходимых дополнений и поправок); оценка (оценивание качества конечного продукта);

-познавательные- (постановка и решение проблем, поиск информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера);

-коммуникативные (сотрудничество с педагогом и сверстниками, разрешение конфликтов, оценка деятельности товарищей).



ЦЕЛЬ: Обучение традиционному Вологодскому кружевоплетению на коклюшках.


ЗАДАЧИ:

Образовательные:

- изучать технологии кружевоплетения;

- формировать умения самостоятельного построения композиции ;

- обучить построению технического рисунка;


Воспитательные:

- Формирование общей культуры обучающихся.

- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом развитии.

- воспитание уважения к народным промыслам, традициям;

- Создание и обеспечение условий для личностного развития, профессионального самоопределения обучающихся.


Развивающие:

Содействовать развитию воображения, логического мышления, формирование и развитие творческих способностей.

Выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся.


Методы и формы занятий

На занятиях объединения «Вологодское кружево» используются методы:

-словесный (педагог объясняет технологию выполнения того или иного элемента),

- наглядный (демонстрация плетения),

- практический (выполнение по образцу),

- объяснительно- иллюстративный (работа с иллюстрациями, сколками, фотографиями кружевных изделий, видео- материалы),

- выполнение творческой работы (выполнение изделий на конкурсы и выставки, авторские разработки),

- Метод проектов (способствует формированию навыков целеполагания и позволяет обучающимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей под руководством педагога).


Занятия проводятся в групповой форме, но с индивидуальным подходом к каждому обучающемуся. (в зависимости от срока обучения)

Педагог объясняет, как необходимо выполнить то или иное задание каждому обучающемуся в зависимости от уровня подготовленности (года обучения), демонстрирует готовые наглядные материалы, объясняет технологию выполнения.


Формы: беседы, занятия, практические выполнения заданий, самостоятельная работа, игры, коллективно-творческая работа, экскурсии, выставки.

На период реализации программы, в течение которого федеральными и/или региональными и/или местными правовыми актами устанавливается запрет и/или ограничение на реализацию дополнительных общеобразовательных программ, реализация соответствующего указанному периоду учебного плана программы осуществляется с применением дистанционных образовательных технологий.



Режим работы

Участники учебно-воспитательной деятельности – дети 8-18 лет. Набор в группы добровольный, без вступительных испытаний.

Наполняемость в группе 10 человек.

Режим занятия: 45 мин –первое занятие, затем переменка 10 мин, следующие 45 мин –второе занятие.


Результативность программы:


Цель: научить обучающихся выполнять авторские кружевные изделия, разрабатывать проекты.



К концу обучения учащиеся должны знать –

-технику безопасности

- условные обозначения элементов кружева.

- виды скани и их выполнение;

-техники плетения коклюшечного кружева (мерное, сцепное);

- основы составления сколков.

-предварительный анализ сколка кружевного изделия;

- технологию выполнения зашивки и заплета кружевного изделия;


Должны уметь:

организовать рабочее место

- экономно расходовать материал

- пользоваться инструментами

- выполнять основные элементы кружевоплетения.

-планировать свою деятельность методом проектирования;

- выполнять изделия среднего размера и сложности;

Работать с интернетом. Просмотр видео уроков в интернете, поиск информации, просмотр видео.


Предполагаются следующие формы контроля: устный опрос, кроссворды, тестирование, контрольное задание.


Тематическое планирование 1 года обучения


п/п

Наименование тем

Количество часов


всего

теория

Практика



Введение.


4




1.

История кружевоплетения.

( Интернет ресурсы.)

Ознакомление с работой кружка. Техника безопасности

2

2



2.

Материалы и инструменты их изготовление и применение.

1

1



3.

Подготовка рабочего места. Правила намотки ниток на коклюшки.

1


1



Основные элементы кружевоплетения.


52




1.

Обучение приемам плетения основных элементов. Плетешок.

4

1

3


2.

Изготовление панно из «плетешка»

4

1

3


3.

Выполнение основного элемента «плетешок» с отвивной петелькой.

4

1

3


4.

Ознакомление с основным элементом «насновка». Зарисовка сколка. Особенности выполнения, требования к качеству.

Выполнение «насновки».

8

1

7


5.

Ознакомление с основным элементом «полотнянка». Виды «полотнянки», их особенности.

-без перевива ходовой пары

-в перевив всех пар.

2

2



6.

Зарисовка сколка.

-в перевивах крайних долевых пар

2

1

1


7.

Выполнение «полотнянки» в перевив крайних долевых пар.

12


12


8.

Ознакомление с основным элементом «сетка». Особенности выполнения, использования.

Зарисовка сколка.

2

1

1


9.

Выполнение «сетки».

12

1

11


10.

Ознакомление с видами мерного кружева:

-прошва

-край

-агромант.

2

2



3.

Сцепное кружево.


22




1.

Общие сведения. Ассортимент изделий. Понятие «сцепка», «закидка».

2

1

1


2.

Ознакомление с основным элементом «вилюшка».

Работа с интернет- ресурсами.

Видео уроки


10

10



3.

Выполнение «вилюшки».

10


10


4.

Изготовление сколков


16




1.

Изготовление сколков «бабочка», «снежинка». Расположение основного узора.

(Работа с интернет- ресурсами.

видео-уроки)

10

2

8


2.

Прорисовка деталей.

Точки накола.

6

2

4


5.


Выполнение мелких штучных изделий

/на выбор учащихся/

50




1.

Выбор изделий.

Анализ сколков.

Заплет.

4

2

2


2.

Выполнение изделий.

44

2

42


3.

Выполнение зашивки /педагог/. Анализ качества.

2

1

1



Всего:

144

34

110









Содержание тем 1 года обучения


  1. Введение. Теория: Знакомство с кружевом. История возникновения кружевного промысла (просмотр в интернете), ознакомление с техникой безопасности, инструментами и материалами.

Практика: Оформление рабочего места. Намотка ниток на коклюшки.

  1. Основные элементы кружевоплетения.

Теория: Знакомство с основными элементами кружева, технология выполнения основных элементов:

- плетешок

- насновка

- полотнянка

- сетка,

Знакомство с мерным кружевом.

Практика: основы рисования сколков, освоение технологии выполнения основных элементов.

  1. Сцепное кружево.

Теория: Включает знакомство с сцепной техникой плетения изделий. Понятиями «сцепка», «закидка». Умение «читать» сколок кружевного изделия.

Практика: техника выполнения «вилюшки».

  1. Изготовление сколков.

Теория: Изучение, построение технического рисунка, понятия «симметрия» и «асимметрия». Правила расставления накола. Просмотр видео уроков в интернете.

Практика: Дети изготавливают сколки по темам «бабочка», «снежинка».

  1. Плетение мелких изделий.

Теория: Дети выбирают сколки с изученными элементами, анализируют их.

Практика: проплетают изделия, закрепляя полученные знания на практике.

В зависимости от сложности и размера изделия, количество часов потраченных на его изготовление, может быть увеличено или уменьшено, но количество часов по программе при этом остается прежним.



Тематическое планирование 2 год обучения


п/п

Наименование тем

Количество часов

всего

теория

Практика

1. Введение.

4




1.

Техника безопасности. Режим труда и отдыха во время работы.

2

2


2.

Повторение основных элементов кружева:

- плетешок

- полотнянка

- сетка

- вилюшка

2















1


1

2. Скань. Виды скани.

6



1.

Полотнянка

2

1

1

2.

Веревочка

2

1

1

3.

Елочка

2

1

1

  1. Плетение мелких штучных изделий сцепной техникой плетения.

28



1.

Выбор сколка,

подготовка рабочего места,

заплет изделий.

Плетение изделий со «сканью»

- елочкой

- веревочкой

- полотнянкой

/на выбор обучающегося/

4

2

2

2.

Выполнение изделий.

20


20

3.

Выполнение плетешковых заполнений.

2

1

1

4.

Выполнение «зашивки» /педагогом/

2

1

1

  1. Рисование сколков


22



1.

Составление сколка «подстаканник» (или др по желанию обучающихся)

с фоновой решеткой.

4

1

3

2.

Прорисовка полотнянки (сетки) в сколке.

10

1

9

3.

Прорисовка плетешковых заполнений, размещение насновок.

2

1

1

4.

Прорисовка фоновой решетки.

2

1

1

5.

Прорисовка точек накола.

2

1

1

6.

Прорисовка ходовой пары.

2

1

1

  1. Выполнение кружевных изделий


26



1.

Работа с интернет- ресурсами.

Видео уроки

Подготовка рабочего места.

Заплет изделий.

12

10

2

2.

Плетение основного узора.

8


8

3.

Выполнение плетешковых заполнений и фоновых решеток.

4


4

4.

Выполнение зашивки /педагогом/. Анализ качества.

2


2

6. Плетение изделий на выставки и конкурсы

54



1.

Изготовление сколка.

Работа с интернет- ресурсами.

10


10

2.

Плетение изделий.

44


44






7.

Подведение итогов

4

4



Всего:

144

29

115



Содержание тем 2 год обучения

  1. Введение.

Теория: повторение техники безопасности и основных приемов плетения.

Практика: плетение основных элементов кружевоплетения.


  1. Скань. Виды скани.

Теория: Повторение видов скани. Расположение в полотнянке и сетке.

Практика: освоение технологии выполнения полотнянки со сканью. Просмотр материалов в группах по кружевоплетению. Мастер-классы.


  1. Плетение мелких штучных изделий.

Теория: Подразумевает правильное оформление рабочего места, анализ сколка кружевного изделия, заплет изделия.

Практика: выполнение кружевных изделий по готовым сколкам, с одним из видов скани.


  1. Рисование сколков.

Теория: Правильное расположение основного рисунка по сегментам. Необходимость использования миллиметровой бумаги и кальки.

Практика: Включает изготовление сколка. Заполнение пустых пространств плетешками и фоновыми решетками. Правильное раставление точек накола.


  1. Плетение кружевных изделий.

Теория: Работа с интернет- ресурсами: Просмотр видео уроков в сети-интернет (кружевница-мастерица), ответы на поставленные педагогом вопросы, поиск информации, просмотр видео (мастер-классы, мультфильмы, онлайн- экскурсии в музеи.

Анализ заплетаемого изделия. Учет сложных элементов. Уточнение выполняемых элементов.

Практика: Практическое выполнение кружевных изделий по имеющимся сколкам или по сколкам изготовленным самими обучающимися. Используются основные элементы и различные виды скани. По окончании работы проводится анализ качества изделий. Изделий может быть сплетено несколько или одно, в зависимости от размера и сложности.


  1. Выполнение работ на выставки и конкурсы.

Теория: анализ темы, прорисовка сколков на заданную тему.

Практика: Практическое выполнение сколков и выполнение изделий на районные и областные конкурсы и выставки по заданным темам.


7.Подведение итогов.

Анализ работы за год, оценка качества изделий. Уточнение сложных элементов.


Тематическое планирование 3 год обучения


п/п

Наименование тем

Количество часов

всего

теория

Практика

1. Введение

2



1.

Техника безопасности, ознакомление с работой кружка на год.

Краткий повтор основных элементов кружевоплетения.

2

2


2. Практическое выполнение

кружевных изделий

18



1.

Плетение средних штучных изделий. Выбор сколка.

Анализ выполнения изделий. Подготовка рабочего места.

Заплет изделий.

Выполнение основного узора.

Выполнение плетешковых заполнений и решеток.

Выполнение зашивки №1, №2

8

2

16

3. Рисование сколков.

42



1.

Изготовление сколков среднего размера с использованием решеток, насновок, заполнений.



42

4. Участие в конкурсах и выставках.

58




1.

Изготовление сколков на заданную тему.

Плетение изделий.

Зашивки. Оформление.

58

4

54

5.

Работа с интернет- ресурсами.

Видео уроки

24

24



Всего:

144

32

112


Содержание тем 3 год обучения

1. Введение

Теория: Включает повторение ранее изученных основных элементов, техники безопасности.


2. Практическое выполнение кружевных изделий

Теория: Дети учатся анализировать сколки, планировать предстоящую работу,

Практика: Изготовление кружевных изделий (в течение всего учебного года, по своему усмотрению) среднего размера со сканью. В зависимости от размера и сложности изделий дети могут сплести несколько изделий. Выполнение «зашивок»:

№1 – петлевая зашивка с участием ходовой пары;

№2 – плетевая зашивка без участия ходовой пар


3. Рисование сколков.

Теория: Правила выполнения технического рисунка. Просмотр видеоматериалов в сети интернет (Материалы группы «Кружевница-мастерица»).

Практика: Изготовление сколка среднего размера (согласно проводимым выставкам) с фоновыми решетками, плетешковыми заполнениями с использованием насновок. Правильным расположением точек накола.


4. Участие в конкурсах, выставках.

Теория: В течение года дети участвуют в областных и районных конкурсах, выставках.

Практика: Разрабатывают сколок изделия, необходимого для участия в конкурсе (выставке) и плетут по ним изделия.


5.Работа с интернет- ресурсами: Просмотр видео уроков в сети-интернет (кружевница-мастерица), поиск ответов на поставленные педагогом вопросы, поиск информации, просмотр видео (мастер-классы, мультфильмы, онлайн- экскурсии в музеи, поиск информации о выдающихся кружевницах) , видео с акций и фестивалей. Фильм «По дорогам старых мастеров».


Тематическое планирование свыше 3х лет обучения


п/п

Наименование тем

Количество часов

всего

теория

Практика

1.

Введение.

Техника безопасности, ознакомление с работой кружка на год.


2

2

-

2.

Практическое выполнение кружевных изделий

Выполнение средних штучных изделий.

Выбор сколка.

Анализ выполнения изделий.

Подготовка рабочего места.

Заплет изделий.

Выполнение основного узора.

Выполнение плетешковых заполнений и решеток.

Выполнение зашивок.

34

-

34

3.

Рисование сколков.

Изготовление сколков среднего размера с использованием решеток, насновок, заполнений.

18

2

16

4.

Участие в конкурсах и выставках.

58

-

58

5.

Проектная деятельность.

Выполнение проектов.


18

2

16

6.

Работа с интернет- ресурсами.

Видео уроки

14

14

-


Всего

144

20

124




Содержание тем

1. Введение

Теория: Включает: обзор работы на учебный год, определение работы каждого обучающегося, техники безопасности.


2. Практическое выполнение кружевных изделий

Теория: Дети учатся анализировать сколки, планировать предстоящую работу,

Практика: Практическое выполнение кружевных изделий (в течение всего учебного года, по своему усмотрению) среднего размера со сканью. В зависимости от размера и сложности изделий дети могут сплести несколько изделий. Выполнение «зашивок»:


3. Рисование сколков.

Теория: Правила выполнения технического рисунка. Просмотр видеоматериалов в сети интернет (Материалы группы «Кружевница-мастерица»).

Практика: Изготовление сколка среднего размера (согласно проводимым выставкам) с фоновыми решетками, плетешковыми заполнениями с использованием насновок. Правильным расположением точек накола.(по выбору обучающегося)


4. Участие в конкурсах, выставках.

Теория: В течение года дети участвуют в областных и районных конкурсах, выставках.

Практика: Разрабатывают сколки изделий, необходимых для участия в конкурсе (выставке) и плетут по ним изделия.


5.Проектная деятельность.

Теория: определение проектного продукта. Разработка сколка кружевного изделия, расчет времени выполнения.

Практика: Выполнение проектов.(плетение изделия в соответствии с проектом).


6 .Работа с интернет- ресурсами: Просмотр видео уроков в сети-интернет (кружевница-мастерица), поиск ответов на поставленные педагогом вопросы, поиск информации, просмотр видео (мастер-классы, мультфильмы, онлайн- экскурсии в музеи.



Календарный учебный график



Начало учебного года

Конец учебного года

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Режим занятий

Аттестация.

1 год


15.09.



25.05.

36

72

2 раза в неделю по 2 ч.


16 ч в месяц


144 ч в год

Промежуточная





2 год


15.09.



25.05.

36

72

2 раза в неделю по 2 ч.


16 ч в месяц


144 ч в год

Промежуточная


3 год


15.09.



25.05.

36

72

2 раза в неделю по 2 ч.


16 ч в месяц


144 ч в год

итоговая по окончании обучения



Свыше 3х лет обучения


15.09.





25.05.

36

72

2 раза в неделю по 2 ч.


16 ч в месяц


144 ч в год

-




Методические материалы: Рабочая программа, конспекты, разработки занятий, интернет ресурсы.


Дидактические материалы:

Наглядные пособия: технические схемы кружева (сколки), образцы изделий, карточки-задания, кроссворды, презентации, тесты, видео-материалы. Демонстрационный, иллюстративный раздаточный материалы.


Материально-техническое обеспечение программы (условия реализации)

Для реализации программы «Кружевоплетение» необходимо светлое, просторное помещение, дидактические и методические материалы (тесты, задания, разработки занятий и игровые мероприятия), интернет ресурсы.

Оборудование: подушки с подставками, нитки, коклюшки, булавки, ножницы, калька или миллиметровая бумага, циркули. Стенды для выставок готовых работ, журналы, где содержатся сведения о кружеве, образцы кружевных изделий, ноутбук, мультимедийное оборудование.


Контроль: знаний и умений обучающихся осуществляется через промежуточную и итоговую аттестацию. Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:

  • наблюдения педагога за практической работой обучающихся;

  • тестов, опросов;

  • отзывов;

  • фиксации частоты участия в конкурсах, выставках различного уровня.

Отслеживается уровень теоретической и практической подготовки. Знание теоретического материала диагностируется путем тестирования, путем опроса и мониторинга во время учебных занятий.

Отслеживается также участие обучающихся в выставках и конкурсах различного уровня.

Оценочные и методические материалы


Зачетные вопросы к письменному и устному опросу по теме «Парная и сцепная техника плетения»

по предмету


1. Какие существуют материалы и инструменты для плетения кружев? (перечислить)

2.Основные приемы плетения?

3.Основные элементы плетения, их краткая характеристика?

4.Виды сканей (перечислить)

5.Виды насновок (перечислить)

6.Сколько техник плетения существует?

7.Виды полотнянок?

8.Что является основой рисунка в вологодском кружеве?

9. От чего зависит количество пар, навиваемых на изделия?

10.Особенности сцепного кружева?

11. Что такое «прошва»?

12. Как называется рабочий рисунок кружева?

13. Как называется самая маленькая салфетка?



Механизм отслеживания результатов


Вопросы позволяют оценить:

-объем знаний по предмету;

-умение ориентироваться в профессиональных терминах.


Инструкция:


По каждой теме педагог разрабатывает систему вопросов (количество вопросов разное). За каждый правильный ответ обучающийся получает 1 балл, за неполный ответ 0,5 балла, за неправильный ответ 0 баллов.


13 правильных ответов - отличный результат. Ребенок свободно владеет профессиональным языком, умеет точно выразить свои мысли.


8 – хороший результат. Обучающийся хорошо владеет профессиональными терминами, но иногда допускает ошибки.


6 – средний результат. Изучены основные термины, но есть проблемы в знаниях.


5- низкий уровень знаний. Необходимо поработать с книгами, учебными пособиями, которые помогут повысить уровень знаний в данной области.



Практические вопросы:





  1. Расставить точки накола и обрисовать на цветке ходовую пару.

Технические требования предъявляемые к изделиям

  • Чистота;

  • Heдопускать узловатости;

  • Точно по сколку;

  • Незаметность;

  • Утянутость пар;

  • Кончики нитей хорошо подрезаны;

  • Четкость плетешка;

  • Скань хорошо утянута;

  • Крайние долевые пары перевиты;

  • Выдержана форма насновок ;

  • Четкость долевых пар;

  • Утянутость ходовой пары;

  • Не допускать срыва нити;

  • Удлиненные сцепления перевиты;

  • Четкость отвивных петелек.


Комплекс гимнастики для мышц глаз


1-е упражнение – быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2-е упражнение – Крепко зажмурить глаза /считая до 3/, открыть их и посмотреть вдаль /считать до 5/. Повторить 4-5 раз.

3-е упражнение – вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4-е упражнение – посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5-е упражнение – в среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-5. Повторить 1-2 раза.


Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти

И.п. – сидя, руки подняты вверх, 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленные опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Вращательные движения кистями рук внутрь и кнаружи (по 10 раз).

Круговые движения большими пальцамив обоих направлениях (по 10 раз).

Сложить пальцы рук в «замок», крепко сжимать и разжимать их (20 раз).

Крепко прижать друг к другу пальцы и ладони обеих рук. Локти на уровне плеч. Не разжимая пальцев, необходимо отвести ладони так, чтобы запястья и локти раздвинулись, вернуть кисть в исходное положение (10 раз).

Кисти рук поднять наверх и свободно опустить (по 20 раз).


Упражнения для расслабления мышц шеи:

Повороты головой (влево, вправо)

Наклоны головы (вверх,вниз)

Упражнения для расслабления мышц спины:

Делаем круговые вращения плечами.

Наклоны в стороны и вперёд- назад.



Критерии оценивания

знаний, умений и навыков при обучении кружевоплетению

(проводится по окончании обучения)


Тема

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1.Вводное занятие

Не соблюдает технику безопасности. Нуждается в помощи педагога.

Владеет техникой безопасности, не всегда соблюдает.

Владеет техникой безопасности, не допускает нарушений.


2.Оборудование и материалы в кружевоплетении.

Нуждается в помощи педагога.

Затрудняется оборудовать своё рабочее место.

Знает и умеет оборудовать своё рабочее место.

3.Основные элементы и переплетения.





-плетешок

-полотнянка

-сетка

-насновка


Затрудняется в выполнении. Необходима помощь педагога.

Владеет техникой выполнения, иногда не соблюдает технические требования.

Владеет техникой выполнения элементов. Знает технологию выполнения основных элементов. Знает технические требования ,предъявляемые к основным элементам. Выполняет в соответствии с техническими требованиями.

4.Сцепная техника плетения.

-вилюшка

-закидки

-скань

-решетки

Затрудняется в выполнении. Необходима помощь педагога.

Частично владеет информацией по теме сцепная техника плетения. Не всегда самостоятельно и качественно выполняет приёмы сцепной техники плетения.

Владеет информацией по теме: техники плетения, особенности их, может различить. В совершенстве владеет приёмами сцепной техники плетения.


5.Мелкие штучные кружевные изделия.

Затрудняется в выполнении, обращается за консультацией к педагогу.

Обращается за советом, выполняет частично самостоятельно

Владеет классификацией кружевных изделий по размерам. Самостоятельно определяет место заплёта и может выполнить заплёт изделия.

6.Средние штучные кружевные изделия.

Выполняет с помощью педагога начальный и конечный этапы работы. Во время выполнения изделия необходимы консультации и контроль со стороны педагога.

Частично владеет знаниями по выполнению изделий сцепной техники плетения. Иногда нуждается в помощи педагога.

В совершенстве владеет знаниями по сцепной технике плетения. Самостоятельно выполняет заплёт и зашивку изделия.

7.Достижения воспитанников.

На уровне мастерской.

На уровне учреждения.

На уровне региона.


8.Парная техника плетения. Виды кружева:

-кружево «прошва»

-кружево « край»

-кружево «аграмант»

Требуется помощь педагога в освоении видов мерного кружева

Владеет знаниями по кружевоплетению. Иногда прибегает к консультации педагога.

Владеет знаниями по теме. Знает классификацию мерного кружева.

Самостоятельно выполняет изделия парной техники плетения.

9.Авторские кружевные изделия.

Постоянный контроль за выполняемым изделием. Работает над несложным изделием.

Возникают проблемы при выполнении плетешковых и насновчатых заполнений, требуется помощь педагога.

Владение самостоятельным выполнением кружевных изделий в соответствии с техническими требованиями.



Критерии оценки результатов обучения


Уровень теоретической подготовки:

высокий уровень

- знать технологию выполнения сцепной техники плетения

- знать классификацию изделий по размерам

- знать технические требования предъявляемые к изделиям

- знать технологию выполнения зашивки и заплёта в изделиях

- знать скоростные приёмы плетения

средний уровень

- знать технологию выполнения сцепной техники плетения

-знать технологию выполнения заплёта и зашивки

низкий уровень

- знать технологию выполнения сцепной техники плетения.


Уровень практической подготовки:

высокий уровень

- владеть приёмами плетения сцепной техники

- уметь самостоятельно выполнять заплёт изделия и зашивку

- владеть приёмами выполнения решёток и заполнений

- владеть приёмами выполнения « скани»

- владеть скоростными приёмами

- самостоятельно выполнять средние кружевные изделия

средний уровень

- владеть приёмами сцепной техники плетения

- уметь самостоятельно выполнять заплёт и зашивку в изделии

- владеть приёмами выполнения скани

-самостоятельно выполнять мелкие и средние кружевные изделия

низкий уровень

- владеть приёмами сцепной техники плетения

- выполнять сувенирную продукцию с помощью педагога.


Литература:

Для педагогов:

- Программа объединения «Кружевница», «ручное кружевоплетение» автор О.Н. Киенко.

- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

по плетению кружева на коклюшках художественной направленности

«Кружевоплетение» Черновой Валентины Ивановны,

педагога дополнительного образования БОУ ДО ВО «Школа традиционной народной культуры».

Стильные штучки из кружева. Лукашева Р. А. – М.: АСТ-ПРЕСС книга, 2005. – 144 с.

Ефимова Л.В. Белогорская P.M. Русская вышивка и кружева. (Собрание Государственного Исторического музея). М., 1982. С. 151--159. Табл. 57.

Н. Т. Климова. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево. Москва «Изоюразительное искусство» 1993.

Кульневич СВ. Педагогика личности от концепции до технологии. М., 2002.

Основы художественного ремесла/ под редакцией В.А. Барадулина. М., 1982.

Попова О.С. Народные художественные промыслы. М., 1984

Плетеное кружево / ( Ред.-сост. Н. А. Теленкова).- М. : РИПОЛ классик, 2008.-192 с.: ил.

Харламов И.Ф. Педагогика. М., 2000.

Интернет-ресурсы.

Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург, 1999.

БелогорскаяP.M., Ефимова Л.В. Русская вышивка и кружево. М., 1991.

Давыдова С.А. Русское кружево и русские кружевницы. М., 1979.

Кульневич СВ. Педагогика личности от концепции до технологии. М., 2002.

Некрасова М.А. Народное искусство России. – М., 1983.

Некрасова М.А. Народное искусство России. – М., 1983.

Основы художественного ремесла/ под редакцией В.А. Барадулина. М., 1982.

Подласый И.П. Педагогика. М., 1999.

Попова О.С. Народные художественные промыслы. М., 1984.

Сборник авторских программ дополнительного образования «Народное образование». М., 2002.

Фалеева В.А. Русское плетеное кружево. Л., 1983.

Фридман Я.Педагогический опыт глазами психолога. № 11. М., 1991.

Харламов И.Ф. Педагогика. М., 2000.

Шорохов Е.В. Композиция. – М., 1986.


Для обучающихся:


Газаян С. Прекрасное – своими руками. – М.,1989.

Исакова К.В.Плетение кружев. Вологда.2011.

Кутекина Н.А. «Сколки Вологодского кружева», В.2011 ГУК «Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей заповедник».

Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе- М.,1992.

Журнал для любителей коклюшечного кружева. «Коклюшечное кружево»№ 1- 2010, № 3- 2011, № 5-2011.

Журнал для любителей коклюшечного кружева. «Коклюшечное кружево»№ 1- 2010, № 3- 2011, № 5-2011.

Медкова, М.Ч. Основы вологодского кружевоплетения: учебно-методическое пособие. Вып. 1. Сцепная техника плетения. - Вологда: ОНМЦК и ПК, 2011. - 76 с.: цв. ил.

Альбом сколков кружевных изделий. В 2-х частях. Ч. 1. Вологодское кружево в интерьере / Сост. М.Ч. Медкова, О.Ф. Кириллова; [авт. вступ. ст. Н.А. Кутекина]; Департамент международных, межрегиональных связей и туризма Вологодской области, Губернаторский колледж народных промыслов, Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации. - Вологда: Киселев, 2011. - 56 с: цв. ил. 

Альбом сколков кружевных изделий. В 2-х частях. Ч. 2. Вологодское кружево в костюме / Сост. М.Ч. Медкова, О.Ф. Кириллова; [авт. вступ. ст. Н.А. Кутекина]; Департамент международных, межрегиональных связей и туризма Вологодской области, Губернаторский колледж народных промыслов, Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации. - Вологда: Киселев, 2011. - 48 с: цв. ил. 

Интернет-ресурсы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!