Программа объединения по интересам «Школа профориентолога» профильного туристско-краеведческого оздоровительного палаточного лагеря с круглосуточным пребыванием детей
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В профильных лагерях целесообразно проводить профориентационную работу, направленную на углубление знаний о профессиях.
Обучение проходит по методу «примерь профессию на себя».
По ходу мероприятий, игр, тренингов, походах и экскурсиях, в процессе коллективной творческой работы при близком общении с профессиями у школьников вырабатывается интерес к профессиям, труду, коллективизм, дисциплинированность, закрепляются теоретические знания, дети получают много позитива от данной формы работы. Так как в лагере собрались дети с повышенным интересом к истории, краеведению и туризму занятия призваны помочь учащимся осуществить выбор профессии, дают возможность оценить степень собственной готовности к профессиональному самоопределению, повысить ее уровень, что будет способствовать личностному росту учащихся.
Цель: расширить знания учащихся о профессиях, связанных с туризмом, краеведением, историей.
Задачи: познакомить учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами, смежными дисциплинами, дисциплинами, связанными с историей;
развивать ранние профессиональные наклонности учащихся;
способствовать профессиональному самоопределению учащихся;
способствовать воспитанию устойчивого интереса к профессии историка.
Учебно-тематический план
№п/п | Наименование темы | Всего часов | В том числе |
на теор. зан. | на практ. в помещ. | на местности |
1. | Введение . Мир профессий. Профессия историка, этнографа . Экскурсия в школьную музейную комнату детского и народного творчества «Спадчына» (этнографический профиль). | 2 | 1 | 1 | |
2. | Профессии гида-экскурсовода, искусствоведа, реставратора. Пешеходная экскурсия в музей «Усадьба Немцевичей» с посещением природных объектов, памятников архитектуры, истории (д. Скоки) | 5 | 1 | 2 | 2 |
3. | Встреча с работниками ГУО «Брестский областной центр туризма и краеведения детей и молодёжи». | 2 | 2 | | |
4. | Профессии геолога, картографа, метереолога. Встреча с местными краеведами, работниками заказника «Прибужское Полесье». | 3 | 1 | | 2 |
5. | Профессии эколога. Экологическая игра на местности «Здравствуй, природа!» (работа по станциям на местности с использованием карты и компаса). | 2 | 1 | | 1 |
6. | Профессия археолога, палеонтолога, сфрагиста, геральдиста, военного генеолога, археолога. Посещение музея Бресткой крепости-герой, археологического музея «Берестье» | 4 | 1 | 2 | 1 |
7. | Итоговое занятие «Ярмарка профессий» | 2 | 1 | 1 | |
| Итого: | 20 | 7 | 5 | 8 |
Содержание тем:
1. Профессия историка, этнографа . Экскурсия в школьную музейную комнату детского и народного творчества «Спадчына» (этнографический профиль).
3. Профессии гида-экскурсовода, искусствоведа, реставратора. Пешеходная экскурсия в музей «Усадьба Немцевичей» с посещением природных объектов, памятников архитектуры, истории (д. Скоки)
4. Встреча с работниками ГУО «Брестский областной центр туризма и краеведения детей и молодёжи».
6. Профессии геолога, картографа, метереолога. Встреча с местными краеведами, работниками заказника «Прибужское Полесье».
7. Профессии эколога. Экологическая игра на местности «Здравствуй, природа!» (работа по станциям на местности с использованием карты и компаса).
8. Профессия археолога, палеонтолога, сфрагиста, геральдиста, военного генеолога, археолога. Посещение музея Брестской крепости-герой, археологического музея «Берестье»
9. «Ярмарка профессий». Заключительное занятие.
Материал к занятиям
1. Профессия историка, профессии, связанные с историей. Историк — учёный, специалист по истории и вспомогательным историческим дисциплинам:
археолог;
архивовед;
бонист — по банкнотам;
генеало́г — по родословным;
геральдист — по гербам;
медиевист — по Средним векам;
нумизмат — по монетам;
палео́граф — по истории письма;
просопограф — по биографиям;
сфрагист — по печатям;
топонимист — по географическим названиям;
фалерист — по нагрудным знакам;
эпиграфист — по древним надписям;
этнограф — по народам-этносам.
Писатель-историк, автор текстов на исторические сюжеты:
историограф — автор официальной истории своего государства;
хронист — автор исторических хроник.
Историк (разг.) — преподаватель истории.
2. Исторические дисциплины. Вспомогательные исторические дисциплины.
А рхеография — теория и практика издания письменных источников.
Археология — изучение по вещественным источникам исторического прошлого человечества.
Архивоведение — изучение вопросов комплектования архивов, а также хранения и использования архивных документов.
Архонтология — изучение истории должностей в государственных, международных, политических, религиозных и других общественных структурах.
Бонистика — изучение истории печатания и обращения бумажных денежных знаков.
В ексиллология (флаговедение) — изучение флагов, знамён, штандартов, вымпелов и прочих предметов подобного рода.
Генеалогия — изучение родственных взаимосвязей людей.
Генетическая генеалогия — изучение родственных взаимосвязей путём использования методов генетики.
Геральдика (гербоведение) — изучение гербов, а также традиция и практика их использования.
Дипломатика — изучение исторических актов (юридических документов).
Документоведение — комплексная наука о документе и документно-коммуникационной деятельности, изучающая в историческом, современном и прогностическом планах процессы создания, распространения и использования документных источников информации в обществе.
Историческая география — наука на стыке истории и географии.
Историческая демография — наука о демографической истории человечества.
Историческая информатика — изучение возможностей использования информационных технологий в изучении исторического процесса, публикации исторических исследований и преподавании исторических дисциплин, а также в архивном и музейном деле.
Историческая метрология — изучение употреблявшихся в прошлом мер — длины, площади, объёма, веса — в их историческом развитии.
Источниковедение — изучение исторических источников.
Кодикология — изучение рукописных книг.
Нумизматика — изучение истории монетной чеканки и денежного обращения по монетам.
Ономастика — историко-лингвистическая дисциплина, изучающая имена собственные и их происхождение; в частности, историческая антропонимика.
Палеография — изучение истории письма, закономерности развития его графических форм, а также памятников древней письменности.
Папирология — изучение текстов на папирусах, находимых преимущественно в Египте.
Сфрагистика — изучение печатей (матриц) и их оттисков на различных материалах.
Транснациональная история — изучение закономерностей, общих для всех национальных культур, а также взаимосвязей и конфликтов, которые не могут быть объяснены как результаты действий отдельных государств или развития национальных интересов, рынков.
Фалеристика — изучение наградных знаков отличия.
Хронология — изучение последовательности исторических событий во времени либо наука об измерении времени.
Эортология — изучение церковных праздников.
Эпиграфика — изучение надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.)
Дисциплины, связанные с историей
Антропология — изучение человека и его взаимодействия с миром.
Гендерная история — история взаимодействия мужского и женского опыта как одного из наиболее важных аспектов социальной организации.
Социокультурная антропология — наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах её проявления и на всех исторических этапах её развития.
Культурология —наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития.
Краеведение — изучение архитектуры, биологии, географии, истории, культуры, литературы, медицины, религиозных культов, самоуправления, сельского хозяйства, спорта, топонимики, фортификации, экологии конкретного региона.
Психоистория —изучение психологической мотивации поступков людей в прошлом.
Этнология и этнография —изучение народов и этносов, их происхождения, культуры и поведения (определение предмета обеих дисциплин, а также их связь с социокультурной антропологией остаются дискуссионными).
Публичная история — изучение бытования истории в публичной сфере и массовых практик репрезентации исторического знания.
Смежные дисциплины
Военная история — наука о происхождении, строительстве и действиях вооружённых сил, составная часть военной науки.
Историческая психология — наука на стыке истории и психологии.
История культуры — наука о ценностном мире исторических эпох, народов, индивидов и других носителей исторического процесса.
История науки — история научных знаний, политических и правовых учений, история философии и т. п.
История государства и права — изучает закономерности развития государства и права у различных народов мира в разные исторические периоды.
История политических и правовых учений — изучает особенности взглядов на вопросы сущности, происхождения и существования государства и права различных мыслителей в различные исторические периоды.
История религии — изучение возникновения и развития религиозных верований и сакральных культов, взаимосвязей и особенностей локальных и мировых конфессий.
История экономики — изучение явлений и процессов, связанных с эволюционным развитием и взаимодействием хозяйственной деятельности человека.
Творческие задания:
Нарисуйте рисунок, связанный с заинтересовавшей вас профессией.
Представьте себя историком. С профессионалом какой смежной дисциплины вы хотели бы побеседовать и по какому вопросу? Составить вопросы для интервью.
Составить «Медиа-азбуку» по теме: «Профессии, связанные с историей и краеведением»
Наука не стоит на месте. Придумайте названия профессиям, которые могут появиться в связи с развитием НТР и будут связаны с туризмом (например, турист-проводник на Марсе)
Составьте буклет «Туризм и гостепримство»
Составьте письмо-послание краеведам Брестчины, живущим в 22 веке.
Составьте викторину на знание дисциплин, связанных с историей
Нарисуйте «радугу» туристических профессий.
Игры по профориентации (группа 20-25 человек):
1.Профориентационная игра «Пришельцы»
Профориентационная игра «Три судьбы»
Активизирующий опросник «самооценка нравственности, гражданственности (СНГ)»
Активизирующий опросник «Престижная профессия»
Активизирующий опросник «Сейчас и потом»
Активизирующий опросник «Как поживаешь?»
Игра-дискуссия «Заработная плата работника (ЗПР)»
Методики для работы с группой (10—15 человек)
Игровое упражнение «Цепочка профессий»
Игровое упражнение «Человек-профессия»
Игровое упражнение «Автопортрет»
Игровое упражнение «Профессия на букву»
Игровое упражнение «Самая-самая»
Игровое упражнение «День из жизни...» («Сон из жизни...»)
Игровое упражнение «Человек-профессия»
Игровое упражнение «Автопортрет»
Игровое упражнение «Кто есть кто?»
Игровое упражнение «Походка» («Поступь профессионала»)
Профориентационная игра «Ловушки-капканчики»
Профориентационная игра «Эпитафия»
Карточная бланковая игра «Комплимент»
Карточная бланковая игра «Сударь-государь»
Упражнение «Советчик»
Условиями реализации программы занятий являются мотивирование и привлечение всех учащихся к коллективной работе; последовательное решение задач, поставленных данной программой; учет санитарных и гигиенических требований; требований техники безопасности; наличие материальной базы: канцелярские товары, мультимедийная аппаратура.