СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа объединения по интересам "Благо твори"

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Программа составлена на основе типовой и учебной программы факультативных занятий « Основы православной культуры. Православные святыни восточных славян» для 1-11 классов Министерства образования Республики Беларусь, научно-методического учреждения « Национальный институт образования». При разработке программы был использован материал  сборника  учебных программ по Закону Божию для церковно-приходских воскресных школ Московского  Патриархата (Москва, 1999)

 

Просмотр содержимого документа
«Программа объединения по интересам "Благо твори"»

Пояснительная записка


Программа составлена на основе типовой и учебной программы факультативных занятий « Основы православной культуры. Православные святыни восточных славян» для 1-11 классов Министерства образования Республики Беларусь, научно-методического учреждения « Национальный институт образования». При разработке программы был использован материал сборника учебных программ

по Закону Божию для церковно-приходских воскресных школ

Московского Патриархата (Москва, 1999)

Профиль программы – общественно-гуманитарный, направление - просветительское, реализуется в очной форме на базовом уровне. Программа рассчитана на три года обучения.

Цель: воспитание высоконравственной личности на основе ценностей восточно - славянской и отечественной православной культуры.

Задачи:

Обучающие:

- сформировать первоначальные понятия о православной вере, учении;

- способствовать усвоению детьми христианского искусства, иконописи, литературы, музыки;

- раскрытие роли Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа;

Развивающие:

-способствовать творческому развитию ребенка;

- повышать эрудицию ребенка;

-формировать желание продолжить дальнейшее обучение.

Воспитывающие:

-способствовать формированию нравственных качеств личности – умению прощать, чувства долга, ответственности перед родителями, обществом за свои поступки.

- формирование активной жизненной позиции, социальной ответственности учащихся, бережного отношения к историко-культурному наследию своего Отечества;

-воспитывать любовь к Родине и уважение к отечественным традициям;

-создание условий для последовательного приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям и формирования гражданского патриотизма.

Организационные условия реализации программы:

В объединение по интересам зачисляются дети от 7 до 17 лет. Численность группы не менее 12 человек. Срок реализации программы - 3 года обучения, занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа.


Материально-техническое обеспечение:

Для занятий необходимо просторное, оборудованное помещение, которое соответствует санитарно-гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности и техники безопасности.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


ЗАНЯТИЕ 1Вводное занятие

Тема урока: Наша жизнь с Богом.

Ознакомление кружковцев с планом работы кружка. Цели и задачи, формы работы кружка

ЗАНЯТИЕ 2 Жизнь дана на добрые дела

Тема урока: СОВЕСТЬ

Дом, мир, мироздание. Творец мира - Бог. Храм - дом Божий. Церковь - народ Божий. Молитва - разговор с Богом. Совесть - советчик, частица Бога в человеке, голос Божий в душе. Сравнение совести с пламенем зажженной свечи. Искра Божья - совесть - сердце - купол храма. Совесть - промысел Бога о человеке.

Практическое задание: Везде и всегда, пред началом любого дела советоваться со своей совестью: "А хорошо ли то, что я делаю?"

ЗАНЯТИЕ 3 Каков строитель - такова и обитель

Тема урока: ДУША ЧЕЛОВЕКА

Человек состоит из тела, души и духа. Тело - храм души. Зачем надо хранить тело? Сравнение тела человека с храмом Божиим. Время и вечность. Земная жизнь - подготовка к вечности. Что возьмем с собой в вечность? Зачем надо делать добрые дела? Как отличить, какое дело доброе, а какое злое? Рассказ о святых людях, которые своими добрыми делами угодили Богу и стали называться угодниками Божьими.

Церковные праздники. Рождество Пресвятой Богородицы(21.09)

Практическое задание: Учимся просить прощение друг у друга, у старших, у родных, если мы их обидели, огорчили.

ЗАНЯТИЕ 4 У каждого плода свои семена

Тема урока: ГРЕХ

Грех есть беззаконие против закона любви к Богу и людям. Грех - промах мимо цели. Мимо какой цели промахнулся человек? Быть добрым человеком, которого любят Бог и хорошие люди. Последовательные стадии - степени греха: стремление-желание-привычка-порок-страсть. Три источника греха: от собственной плоти человека, от мира и от дьявола. Два колодца, из которых человек черпает силы для своих дел, слов, мыслей. Первый: "я хочу" - "по собственной воле". Второй: по совести -" по-Божьи". Рассказ о совестливых и бессовестных поступках.

Церковные праздники. Воздвижение Животворящего Креста Господня.(27.09)

Практическое задание: Учимся прощать, если нас обидели, нас огорчили. ЗАНЯТИЕ 5 Кто Бога не боится, тот и людей не стыдится

Тема урока: ЗАКОН ХРАНЕНИЯ СОВЕСТИ

К Богу - через исполнение 10 заповедей Божиих (Рассказ о том, как эти заповеди были даны людям). К ближнему - через соблюдение заповеди "Возлюби ближнего, как самого себя". (Что такое любовь к самому себе). К вещам - вещественному (бережливость к материальному миру). Что происходит с совестью, когда мы не храним ее ? Зачем надо хранить свою совесть? Что делать, если плохими делами, мыслями очернили свою совесть?

Практическое задание: Учимся дарить близким радость словами, делами.

ЗАНЯТИЕ 6 Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает

Тема урока: СЕМЬЯ

Род, родня, родные. Зачем нужно беречь родных? Что такое "забота"? Что значит "заботиться о своих родных"? Чем мы сможем дарить близким радость? Зачем нужно заботиться о близких? Знакомство с 5-й заповедью Божьей: "Чти отца и мать". Кто такие старшие? Рассказ о сиротках, о детских домах, интернатах. Изготовление поздравительной открытки ко Дню Матери. Церковные праздники. Покров Пресвятой Богородицы (14.10)

Практическое задание: Каждое утро просить у Бога здоровья своим родителям, родным, благодетелям.

ЗАНЯТИЕ 7 Ангел помогает, а бес подстрекает

Тема урока: ДУХОВНЫЙ МИР

Видимый мир - невидимый мир. Ангелы, небеса, поднебесье. Что такое противление Богу, своеволие. Откуда появилось в мире зло? У зла нет сущности. Падшие ангелы, поднебесье. Воздействие злых духов (падших ангелов) на людей. Как защитить себя от них? Ангел-хранитель, когда он появляется у человека? Молитва к ангелу-хранителю. Рассказ. Дети вспоминают, когда они чуть-чуть не попали под машину, не упали с балкона и т.д.

Практическое задание: Учимся обращаться к ангелу-хранителю во всех жизненных ситуациях.

ЗАНЯТИЕ 8 Кто без крестов, тот не Христов

Тема урока: КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ Духовный меч - крестное знамение. От кого защищает крест? Крест - древо жизни. Значение крестного знамения. Зачем носим крестик рядом с сердцем? Что такое милое сердце? Какие дела милосердия бывают? Зачем надо делать дела милосердия? Рассказ. О силе крестного знамения.

Практическое задание: Осенять крестным знамением себя, еду, одежду, постель.

ЗАНЯТИЕ 9 На глазах преподобен, да за глазами от греха не свободен

Тема урока: ИМЯ

Значение имени, которое носит человек. О святом угоднике Божием, который молится у престола Божиего за всех крещеных, носящих его имя, которые обращаются к нему за помощью. Как беседовать со своим святым. Закрепление. В сердце человека - совесть, советчик. Рядом с человеком всегда ангел- хранитель. В руках имеем оружие - крестное знамение. Ходатай на небе у престола Божьего - Святой угодник Божий, имя которого носишь. Знакомство с заповедью "Не укради". Рассказ. О Божьем воздаянии за воровство. Практическое задание: В течение дня постараться несколько раз обратиться к своему Святому Угоднику.

ЗАНЯТИЕ 10 Доброе дело на два века: на тот и на этот

Тема урока: БЛАГОДАРНОСТЬ

Кто податель всех благ? Что такое - дарить благо? Закон благодарения - Десять заповедей Божиих; первые 4 объясняют наше дарение блага Богу; 6 заповедей - дарение блага людям. Сердце - (хранилище) - сокровищница всех наших дел, мыслей, чувств. Что происходит, если человек живет без благодарности? Рассказ. О происхождение слова "спасибо".

Практическое задание: За все, что с нами происходит в жизни, говорить: "Слава Богу за все".

ЗАНЯТИЕ 11 Все по-новому, да по-новому, а когда же будет по-доброму?

Тема урока: ПРАЗДНИК

Какими праздниками жила Русь Православная на протяжении тысячи лет? Двунадесятые праздники: семь относятся к земной жизни Спасителя, пять - к событиям земной жизни Пресвятой Богородицы. Когда появились советские праздники, которые мы знаем? О Ком вынуждали забыть людей? Что такое "память", "памятование". О Ком, о чем? Что такое "беспамятство"? Рассказ. О рождении Пречистой Девы Марии, ее жизни в Иерусалимском храме. Практическое задание: Каждый вечер, перед сном, вспомнить весь прошедший день, назвать каждый свой поступок по имени: обманул маму, обидел друга. Засыпать с твердым намерением исправиться. Просить у Бога для этого сил. ЗАНЯТИЕ 12 Как ни живи, только Бога не гневи

Тема урока: ПРЕСТУПЛЕНИЕ (переступление) Сотворение мира. Человек - хозяин Земли. Как нарушалась заповедь любви к Богу? Смерть - жизнь без Бога, изменение Земли, изменение природы человека грехом. Обетование (обещание) о прощении: "Семя жены сотрет главу змия" (Быт.3:15). Как человечество ожидало исполнения этого обетования? Потоп. Ноев ковчег. Завет (Договор) Бога с человеком. О ветхозаветном богоизбранном народе. Рассказ. О жизни людей перед потопом, уровне допотопной цивилизации.

Практическое задание: Наблюдать за своими желаниями в течение всего дня. Постараться записывать их в тетрадь.

Церковные праздники. Собор Архистратига Михаила и всех Небесных Сил безплотных (21.11)

ЗАНЯТИЕ 13 Что лживо, то и гнило

Тема урока: ПОРЯДОЧНОСТЬ

Что такое порядок? Что такое беспорядок? Наши руки умеют делать добрые дела (примеры). Они же (руки) умеют делать злые (примеры). Кто приказывает нашим рукам? Как навести порядок в мыслях? Зачем надо вырасти порядочным человеком? Как можно вырасти порядочным? А кем растем мы, есть ли порядок в наших мыслях? Знакомство с заповедью "Не лги". Что такое "хвастовство"? Практическое задание: Постараться в течение всего завтрашнего дня ни разу никого не обмануть, ничем не похвастаться.

ЗАНЯТИЕ 14 Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром

Тема урока: НРАВСТВЕННОСТЬ

Добрый человек делает добрые дела. Добрый человек говорит добрые слова. Доброму человеку нравится делать добро, у него добрые нравы. Про него можно сказать, что он нравственный человек. Злой человек делает злые дела. Злой человек говорит злые слова. Злому человеку нравится делать зло, у него злые нравы. Про него можно сказать, что он безнравственный. Зачем нам нужно делать добрые дела? Что от добрых дел человек собирает в сердце? Кому человек должен угождать своими делами? Как быть, если мы делаем то добрые дела, то злые? Как очистить наше сердце? Рассказ. О вреде осуждения другого, если тот нарушает заповеди.

Церковные праздники. Введение во храм Пресвятой Богородицы(04.12)

Практическое задание: Перед любым делом научить себя подумать: "А нравятся ли Богу мои дела?"

ЗАНЯТИЕ 15 За Христом пойдешь, добрый путь найдешь

Тема урока: ИКОНА

Откуда пришло название "икона"? Кто пишет иконы, как люди подготавливаются к иконописанию? Кто изображен на иконах? Где иконы размещаются в домах? Чудотворные иконы. Почему православные христиане почитают Святые лики? Что такое иконоборчество? Зачем вместе с храмами уничтожали иконы? Знакомство с заповедью "Не убий". Рассказ. О рождестве Спасителя, исполнении обетования.

Практическое задание: Записывать все случаи, когда замахнулись на кого-либо, тем более ударили.

ЗАНЯТИЕ 16 Тому тяжело, кто помнит зло

Тема урока: ЗАКОН НРАВСТВЕННОСТИ

У каждого человека свой жизненный путь и продолжительность жизни (100, 17, 70, 50 лет). Как прожить жизнь, чтобы своими добрыми делами подготовиться к вечности? Правила дорожного движения. Закон движения по жизни (золотое правило нравственности): "Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так поступай и ты с ними". Как вы хотите, чтобы с вами поступали? Какими делами мы уже наполнили наше сердце: обзывали ли мы кого когда-нибудь, может, ударили, а может, обманули или украли? Болезни. Что сжигается в сердце человека? Как вести себя во время болезни. Рассказ. О чуде выздоровления. Практическое задание: Учить себя делать добрые дела, учить себя говорить добрые слова.

ЗАНЯТИЕ 17 Что худо, того бегай, что добро, тому следуй

Тема урока: ВНИМАНИЕ

Внимание- что это такое? Через что похищается наше внимание, кем? Развитие фантазии, воображения; иллюзорность пребывания в мире - что это? Где зародился первый грех? Что значит - внимать себе, для чего? Зачем надо уловить человека? Что такое "жить сегодняшним днем"? Что такое "трудолюбие"? Труд души, есть ли плоды этого труда? Духовное возрождение - это возрождение в духе. Каком? Русский дух (вспомнить сказки) - какой Дух? Почему Русь называлась Святой? Трудиться в радости, с любовью, по-совести, по-Божьи. Рассказ. На примере русской народной сказки "Про Ивана и чудище" (дракона) выяснить, что за дракон живет в каждом из нас. Увидеть православную основу всех русских народных сказок на примере одной сказки.

Практическое задание: Постараться каждый день начинать утро с благодарения, в радости и быстро делать свои домашние обязанности.

ЗАНЯТИЕ 18 Вольному - воля, спасенному - рай

Тема урока: РОЖДЕСТВО СПАСИТЕЛЯ

Новое летоисчисление - от Рождества Христова. 5508 лет от сотворения мира ждало человечество освобождения от рабства греха. Христос -Мессия, Сын Божий, Помазанник. Как встретил мир Спасителя: простые пастухи, мудрецы Востока? В чем сейчас волен человек? Подготовка к празднику. Пост - время воздержания от злых слов, дел, мыслей. Рождественский сочельник. Рождественский стол. Рождество - семейный праздник.

Практическое задание: Рассказать дома всем домочадцам о приближающимся Рождестве и как надо к нему приготовиться.

ЗАНЯТИЕ 19 Делу - день, веселью - час

Тема урока: РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПРАЗДНИК

Участники: Батюшка, родители, учителя, воспитатели, ребята.

ЗАНЯТИЕ 20 Упавшего на считай за пропавшего

Тема урока: КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Кто такие праведники, в какой правде они живут? Обычаи еврейского народа 2 тыс. лет назад во времена Спасителя. Иоанн-Креститель. Богоявление. Святая вода. Свойства святой воды. Зачем крестился Господь вместе с мытарями и блудницами в реке Иордан? Знакомство с заповедью "Не прелюбодействуй" Смысл слова "заблуждение".

Практическое задание: Набрать крещенской воды, сделать наклейку с надписью. Освятить квартиру во имя Отца и Сына и Святого Духа. Кропить святой водой все новые вещи, приносимые в дом.

ЗАНЯТИЕ 21 Совесть - не повесть, в архив не сдашь

Тема урока: РАДОСТЬ

Зачем нужно радоваться? Зачем дарить близким радость добрыми словами, делами? Радость бывает: явная (через слова, дела), тайная (просить у Бога здоровья близким). Что такое сны, можно ли доверять снам? Как вести себя, когда приснился кошмар, кого звать на помощь? Кто нагоняет ночные страхи, как избавиться от них? Зачем злые духи хотят лишить человека радости в жизни? Какое главное сатанинское свойство приходит к человеку вместо радости? Знакомство с заповедью: "Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближнего твоего". Что такое - желать чужого? Рассказ. Что бывает с завистниками?

Практическое задание: В течение всего сегодняшнего вечера ни разу не огорчить никого из своих родных.

ЗАНЯТИЕ 22 Простота, чистота, правота - наилучшая лепота

Тема урока: СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Библия как исторический документ. Сколько веков создавалось Священное Писание? Сколько авторов, кто они? Сколько книг в Священном Писании? Ветхий и Новый Завет. Течение времени: вчера-сегодня-завтра. Три центральных события истории человечества: сотворение Адама и Евы - приход на землю Сына Божия - конец света. Каким образом осуществлялся перевод Священного Писания на другие языки? Перевод семидесяти - Септуагинта.

Практическое задание: Составить рассказ на тему "Всякое дыхание да славит Господа", постараться его записать. Обратиться за помощью к родным и вместе увидеть необычное в обычном.

ЗАНЯТИЕ 23 За терпение Бог дает спасение

Тема урока: ВОЗДЕРЖАНИЕ

Возможность держать себя: от чего? от кого? Почему семь заповедей Божиих начинаются с частицы "не"? Тленный человек, живущий в нас. Каким образом его узнавать? От чего произошло первое преступление Адама и Евы? Что такое добродетель? Как быть самому себе делателем добра? К кому обращаться за помощью, если нет сил сдержать себя от злых дел, слов? Какими словами? Знакомство с заповедью "Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши (в них) вся дела твоя, в день же седьмый суббота, Господу Богу твоему." Рассказ из жизни Святого угодника Божьего (пример воздержания).

Практическое задание: Побуждать себя всматриваться в свои мысли, чувства, желания. Стараться разобраться, из какого источника это желание, мысль или чувство.

ЗАНЯТИЕ 24 Человек не для себя родится

Тема урока: ТАЛАНТ Талант, дар - это избранность или доверие? Притча о талантах - дети объясняют, как они ее поняли. Мера ответственности за дар. Дар - даром - подарили. Кто податель дара? Что такое "послушание"? Слушать - слышать - услышать. Жить в послушании своего дара. Каждый человек - образ Божий, у каждого свой дар. Можно ли "взвешивать" одаренность на наших людских весах осуждения? Почему человек берет на себя роль "судьи"? Что такое "гордость"? Бывает ли ослепленность даром? Возможно ли послушание своему дару, если нет послушания родителям, старшим? Послушание - тоже дар. Когда он дается? Можно ли испросить этот дар? Как захотеть жить в послушании?

Церковные праздники. Сретение Господне (15.02)

Практическое задание: Стараться видеть в другом дары Божии, радуясь (а не завидуя) за ближнего.

ЗАНЯТИЕ 25 Не хвали сам себя, есть много лучше тебя

Тема урока: РОДИНА

Отечество, защитники. Святые угодники Божии - молитвенники на земле - ходатаи на небе. Преподобный Сергий Радонежский - собиратель земли Русской. Рассказ о житии пр. Сергия, о его подвиге, о его ученичестве, значение его в объединении князей вокруг Московского князя Дмитрия Донского.

Практическое задание: Молитва к преподобному Сергию о помощи в учебе.

ЗАНЯТИЕ 26 Кто малым доволен, тот Богом не забыт

Тема урока: ПРОЩЕНИЕ Молитва "Отче наш... якоже и мы оставляем должником нашим". Что в человеке обижается? Что такое обида, "самоцен" (слова святителя Феофана Затворника ). Все наши обидчики - наши благодетели, открывающие нам язвы нашей души. Зачем молиться за обижающих нас, какими словами? Тайна Божьего вездеприсутствия. "Терпением спасайте души ваши". Замечаем ли мы, как раним близких? Что такое невнимание, неуважение, непослушание, дерзость, наглость, хамство, вседозволенность, беспредел? Рассказ. О Прощеном воскресенье, как надо вести себя. Какой обычай был на Руси?

Практическое задание: Каждый вечер перед сном просить у каждого из родных прощение за огорчения, которые, возможно, вы им доставили в течение дня. ЗАНЯТИЕ 27 Худые дела не доведут до добра

Тема урока: ВОЛЯ

Самодисциплина - возможна ли? Точно знать, что хочешь, т.е. выбор жизненных ориентиров. Этика (учение о нравственности). Христианская этика. "Религия" в переводе с латинского означает "связывать, соединять". Кого? Творение с Творцом? Человек сам выбирает, хочет ли он жить в правде. Что такое правда отношений? Три стороны человеческой жизни: 1) жизнь телесная, 2) жизнь душевная, 3) жизнь духовная. Жажда истины - свойство духа. Что такое "духовная жизнь"? Духовное богатство - собранные в сердце за целую жизнь мысли, чувства, желания, дела. Что мы собрали в свои сердца за прошедшие годы? Понятия "каменные сердца", "черная душа". Человек сам волен захотеть исправится от дурных привычек. Если нет сил справиться с навыком, к кому обращаться за помощью, какими словами. Рассказ. О преподобной Марии Египетской, ее жизни, ее выборе.

Практическое задание: Выписать дома в тетрадь (для себя) все, от чего хотелось бы избавиться.

ЗАНЯТИЕ 28 Кто Богу угоден, тот и людям приятен

Тема урока: ВЕРА - НАДЕЖДА -ЛЮБОВЬ

Может ли человек жить без веры? Вера бывает во что, в Кого? "Все возможно верующему" (Мк.9:23). Вера есть "осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр.11:1). Человек был сотворен, чтобы веровать в Бога. Отсутствие веры в Бога является извращением природы человека и корнем всех зол. Безверие есть результат подмены истины ложью. Надежда - это упование, что праведность принесет свои плоды, "Ибо мы спасены в надежде" (Рим.8:24). Надежде противоположны уныние и отчаяние. Средство св. Венедикта (1V век). Величайшая добродетель есть любовь (1Кор.13:13). "Любовь есть исполнение закона Господня" (Рим.13:10). Три определения любви: 1) Агапе - что означает деланье добра ради ближнего. 2) Эрос - означает любовь ради единства с другим. 3) Филия - дружба. Знакомство с заповедью "Не приемли имени Господа твоего всуе". Рассказ. О Вере, Надежде, Любви и матери их Софии. Практическое задание: Узнать житие Святого, имя которого носишь. Рассказать родным про добродетели: Вера, Надежда, Любовь, что запомнил.

ЗАНЯТИЕ 29 Грехи любезны доводят до бездны

Тема урока: ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

История Иерусалимского храма. Воскрешение Лазаря, тысячи уверовавших встречают Спасителя, входящего в Иерусалим. "Осанна! Благословен Грядый во Имя Господне". Тайная Вечеря. Таинство Причастия в вечную жизнь. Страсть Иуды. Предательство в Гефсиманском саду. Пытки. "Распни Его! Распни!" Суд. Понтий Пилат. "Умыл руки". Крест. Слова Спасителя на Кресте. Где были в это время Его ученики, почему? Что такое благочестие, что такое "бес-честие"? Каким образом мы предаем самих себя, свою честь? Как это происходит? Сознательно или бессознательно?

Практическое задание: Постараться в течение всего вечера понаблюдать за своими мыслями. Говорим ли мы то, что думаем? Почему так думаем?

ЗАНЯТИЕ 30 Душа дороже всего

Тема урока: БЛАГОВЕЩЕНИЕ

Благая весть о Рождении Спасителя Мира, принесенная Архангелом Гавриилом.

Ангельское приветствие (выучить наизусть). Перепись. История царя Ирода. Убийство 14 тысяч младенцев. Жизнь Иисуса в Назарете. Когда начал Иисус свою проповедь? Заповедь любви. Кто может ее исполнять? Знакомство с первой заповедью "Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене." Что делает грех с сердцем человека? Неузнавание, невменяемость, закостенелость. Новое рождение в жизнь духовную. Проповедь о Царствии Небесном. Кто войдет в Царствие Божие? Рассказ. Из книги "Сказание о земной жизни Богородицы".

Практическое задание: Попросить бабушку и дедушку рассказать, как было раньше в городе, куда делись храмы, когда они исчезли.

ЗАНЯТИЕ 31 Богат Бог милостию

Тема урока: ВОСКРЕСЕНИЕ

Как происходило дело нашего спасения? Как искупил нас Спаситель? Как "потребилась клятва"? Свободен ли теперь человек в выборе, с Кем быть в вечности? Крест - древо жизни. Что значит "Возьми крест свой и иди за мной"? Что значит слово "Пасха"? Откуда вывел людей Сын Божий? За чьи дела человек может попасть в преисподнюю? Как мир встретил избавление от смерти? После каких событий уверовали ученики в Воскресение Господне? Как наставлял Иисус Христос учеников в течение 40 дней после Воскресения? Рассказ. Как обычно на Руси встречали праздников Праздник - Пасху. Как к нему готовились?

Практическое задание: Рассказать домочадцам о Воскресении Спасителя, о свободе выбора человека, с Кем быть в вечности, как человек готовится к вечности?

ЗАНЯТИЕ 32 Христос воскрес! Воистину воскрес!

Тема урока: Пасхальный концерт. Участники: Батюшка, родители, учителя, воспитатели, ребята. Христос воскрес! Звучит благая Над миром весть с Святых небес, И тварь ликует, воспевая: Христос воскрес! Христос воскрес! Какой восторг и ликованье, О дети Божии, для вас! Христос воскрес! - в том упованьи Все оправдание для нас.

ЗАНЯТИЕ 33 Молись, а злых дел берегись

Тема урока: МОЛИТВА

Зачем человеку беседовать с Богом, Богородицей, Святыми, своим Ангелом-хранителем? Молитвы бывают 3-х видов: 1) хвалебные и благодарственные, 2) просительные, 3) покаянные. Что такое покаяние, зачем надо каяться? Молитвы, необходимые в течение дня. Про утреннее и вечернее правило. Рассказ о силе молитвы. Как устроить день по-христиански, какие слова говорить, встав с постели, какие перед едой и после, перед началом любого дела, по окончании дела, в течение дня, перед сном, на сон грядущий?

Практическое задание: Испрашивать у Бога благословение на каждое дело словами "Господи, благослови".

ЗАНЯТИЕ 34 "Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию"

Тема урока: МИРОТВОРЦЫ

Умеем ли мы жить мирно, не ругаясь? Как лучше жить - мирно или ругаясь? Почему у нас не всегда получается жить мирно? Можно ли, не помня Бога, жить мирно, в согласии? Кого можно назвать миротворцем? Что означают слова: "Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию" (Римл.12:19). Миротворцы - это люди, имеющие мир с Богом в них самих излучающие его на всех окружающих. Кто из вас хочет жить в мире с Богом? Если мы нарушаем заповеди Божии, будет ли это мир? Как не нарушать, у Кого просить сил жить по заповедям? Почему Императора Александра III называли миротворцем? Как удавалось ему ни с кем не воевать, да еще уговаривать другие государства жить в мире? Почему на каждом богослужении православные христиане просят: "Христианския кончины живота своего"? Почему умирая, Государь утешал свою супругу словами: "Будь спокойна, дорогая! Я совершенно спокоен!"? Как простился русский народ со своим царем? Что такое духовная радость? Почему Господь сказал: "...и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет от вас" (Ин.16:22)? Каким радостям мы радуемся? Почему они быстро проходят? Как мы можем радовать своих близких? Что значит "радоваться о Господе"?

Практическое задание: Когда родители ссорятся, по очереди обнять каждого и сказать: "Родители, любимые, не ругайтесь, пожалуйста"

ЗАНЯТИЕ 35 Добрый конец - всему делу венец

Тема урока: СВЯТЫЕ ОБИТЕЛИ Размышление, зачем люди уходят из мира? Монашеские общежития - монастыри. Лавры - духовные центры. Кто такие "паломники"? Как они должны вести себя в Святых местах? Зачем люди ходят по Святым местам? Как мы можем помочь нашим умершим родственникам? Молитва за усопших. Милостыня. Где находится душа по выходе из тела? Второе пришествие Иисуса Христа. Всеобщее воскресение. Рассказ о загробной жизни. Знакомство с заповедью: "Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им".

Практическое задание: Попросить родных вспомнить всех усопших родственников, записать их в блокнот (помянник) и постараться каждое утро, перед уходом в школу, в течение двух минут перечислять их имена и просить у Бога им Царствия Небесного.

ЗАНЯТИЕ 36 «… отвергнем дела тьмы и облечемся в оружие света»

Тема урока: ИСПОВЕДЬ

Зачем нам нужно рассказывать о своих злых поступках Батюшке? Можно ли кому-то еще рассказывать о своих дурных делах? Как происходит во время исповеди очищение сердца от исповеданного греха? Приносит ли это облегчение нашей душе? Как во время болезней очищается наше сердце от неисповеданных грехов? Должны ли мы во время болезни благодарить Бога, что Он очищает наше сердце? Кто будет благодарить? Зачем с самого детства нужно быть внимательным к своей душе? Собираем и мы во время своей земной жизни духовное богатство? Рассказ о родителях Божией Матери, ее детстве, жизни в Иерусалимском храме. Как готовиться к исповеди дома? Что возьмем с собой в вечность? Земная жизнь - подготовка к вечной? Освобождает ли Господь от тех грехов, о которых не хочешь говорить Батюшке, потому что стыдно? Почему перед Богом, Который знает, что у нас на сердце - не стыдно, а перед Батюшкой- человеком - стыдно? Хорошо ли стыдиться на исповеди? Хорошо ли стыдиться делать злые дела, говорить дурные слова, мыслить о плохом?

Практическое задание: Как только пришли домой, сразу говорите: "Мамочка, чем тебе помочь?" Как только в гости: "Давайте, я вам чем-нибудь помогу".

ЗАНЯТИЕ 38 Что невозможно человеку, возможно Богу

Тема урока: ПРИЧАСТИЕ

Почему грех - это разрыв человека с Богом? Как приблизиться к Богу, как преодолеть разделяющую пропасть? Сможет ли человек сам, своей волей захотеть? Что такое свободная воля человека? Почему часто мы не делаем добрых дел, которых захотели сделать? Откуда человеку брать силы для блага? Кто Податель всех благ? Зачем нужно было Христу взойти на Голгофу и на Кресте искупить грехи всего мира? Почему причастие называют "Благодарением"? Что такое Бескровная Жертва? Почему чрез принятие хлеба и вина через Христа мы достигаем подлинного причастия Богу? Есть для нас Источник жизни вечной? Будем мы к Нему прибегать за помощью? Какими словами мы будем просить освободить нас от зла? Кто будет так просить? Кто уже так просит?

Практическое задание: Как только сделал какое-нибудь злое дело, сразу попросить Спасителя: "Господи, очисти сердце мое", "Господи, пощади создание Твое".

ЗАНЯТИЕ 38 Силен враг, да милостив Бог

Тема урока: Викторина

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ 39

Тема урока: Экскурсия по святым местам Петриковщины



Литература и информационный ресурс

1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское библейское общество,1997.

2.Толковое Евангелие от Матфея, от Иоанна, от Марка и Луки с предисловиями и подробными объяснительными примечаниями епископа Михаила. В 3 кн. - Мн.: Издательство Белорусской Православной церкви, 2004.

6. Владимир Свешников, протоиерей. Очерки христианской этики. – М.: Паломник, 2001.

8. Духанин В.Н. Сокровенный мир православия М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003.

9. Жития святых славных и всехвальных апостолов.- М.: Артос – Медиа, 2006.

12. Кулажанка Л.Я. Праваслаўныя святынi на Беларусi. – Мн.: Беларуская навука, 2005

15. Медушевский В.В. Внемлите ангельскому пению. Минск, 2000.

16. Осень золотая: праздничные инсценировки, материалы к урокам, песнопения, поэзия, рукоделие. – М.: Еженедельник «Воскресная школа», 2000.

17. Половинкин А.И. Православная духовная культура. – М.: «Владос», 2003.

18. Пятисотлетие явления Минской иконы Божией Матери. – Мн.: Виноград, 2000.

19. Праздники Православной Церкви с подробным объяснением. – М.: Храм иконы Казанской Божией матери в Ясенево, 2000.

20. Праздник Воскресения Христова: Пасхальные сценарии, песнопения, поэзия, подарки. – М.: Еженедельник «Воскресная школа», 2000.

23. Силова С.В. Крестный путь: православное духовенство в Беларуси в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. – Мн.: Белорусский Экзархат, 2004.

24. Собор белорусских святых. – Мн.: Издательство Белорусского Экзархата, 1997.

26. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. – М.:

28. Шорыгина Т. Венок святости: сборник сценариев православных праздников. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2005.

30. Я иду на урок в начальную школу: книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2001














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!