РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА ГОРОД ПОКАЧИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4» |
ПРОГРАММА
НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
«МЫ ДОЛЖНЫ СТРОИТЬ СВОЁ БУДУЩЕЕ НА ПРОЧНОМ ФУНДАМЕНТЕ»
Срок реализации:5 лет
Возраст детей:11-16 лет
Разработчик: Ваделова Залина Ахмедовна,
учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ№4
Покачи
2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………..3
Пояснительная записка ………………………………………………..4
Глава I Условия реализации программы ……………………………..6
Глава II Примерное календарно – тематическое планирование ……10
Глава III Система мониторинга результативности реализации
программы………………………………………………………….……14
Заключение ……………………………………………………………..16
Использованная литература и интернет - ресурсы ……………….…17
ВВЕДЕНИЕ
«Патриотизм заключается не в громких словах,
а в чувстве искренней любви к своей стране»
Белинский В.Г.
«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России». ( В.В. Путин)
Программа имеет социальный характер и нацелена на нравственно-патриотическое воспитание детей 11-16 лет.
«Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование». Обучающимся смогут прививать базовые ценности на уроках и онлайн. Будет усилена воспитательная компонента в учебной и учебно-методической литературе, на уроках и во внеучебной деятельности.
Проект, основная цель которого воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций путём вовлечения к 2025 году 25% граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания, станет ресурсной базой для дальнейшей реализации поправок в закон об образовании, направленных на воспитательную работу. Напомним, тема воспитания была обозначена Президентом РФ Владимиром Путиным в «Указе о национальных целях развития до 2030 года».
У подростков 11-16 лет зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.
Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить обучающихся к сознательному выбору профессии. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать обучающимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт защиты своей Родины.
Пояснительная записка
«Патриотизм заключается не в громких словах, а в чувстве искренней любви к своей стране» (Белинский В.Г.)
В России в последние годы произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые. Информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России, её культуре и национальным традициям.
Многие молодые семьи не знают своих «корней» и, следовательно, не могут рассказать о них своим детям, отмечается разрыв связи поколений.
В связи с этим происходит переосмысление сущности нравственно - патриотического воспитания: идея воспитания нравственности, патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».
Программа пронизана одной основной задачей — развитие системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования и просвещения школьников. Воспитание в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Анализируя работы современных исследователей (Л.В. Кокуевой, Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ нравственности и патриотизма охватывает более широкий круг задач:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, школе, городу (селу), родной природе, культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;
- воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.
Наверное, вечные ценности потому и называются вечными, что они незримо, но очень четко определяют жизнь страны, а, значит, и нашу с вами жизнь в этом мире. Вечные ценности — и есть та грань, которая отделяет любовь от предательства, честь от подлости, храбрость от трусости, стойкость от подобострастия. О них нет нужды кричать ежедневно, но в критические моменты жизни страны и народа именно эти ценности, составляющие духовный стержень, помогают отделить зерна от плевел и выстоять в трудную минуту, и сохранить себя. Одной из таких ценностей, неразрывно связанных с историй государства российского и его народа, был и остаётся патриотизм.
Программа нравственно-патриотической направленности «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте» является дополнительной образовательной программой, реализуется через урочную, внеурочную и досуговую деятельность.
Участники реализации программы – дети 11-16 лет; семьи детей, посещающих образовательное учреждение; педагогический коллектив образовательного учреждения.
Целью Программы является - создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
Задачами Программы являются:
• развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан;
• совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан и необходимости активного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства;
• развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах, совершенствование практики шефства воинских частей над образовательными организациями и шефства трудовых коллективов, бизнес-структур, районов, городов, областей, краев и республик над воинскими частями (кораблями);
• создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания;
• информационное обеспечение патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, создание условий для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации.
ГлаваI
Содержание программы
Человек должен из себя развить, в себе найти, понять то, что составляет его назначение, его цель…
А. Герцен
Содержание программы представлено двумя блоками:
1.Педагогическое просвещение родителей. Педагоги изучают специфику семейного воспитания, уровень педагогической культуры родителей, составляют социально-демографический паспорт семей, анализируют полученные данные, а затем организуют общие групповые родительские собрания, устные и письменные консультации в родительском уголке, мастер-классы.
2. Включение родителей в деятельность класса. Педагоги школы организуют и проводят: проекты, практические занятия, работу творческих групп по интересам, круглые столы, конкурсы, совместные развлечения, творческие домашние задания по вопросам нравственно – патриотического воспитания в семье.
Основные принципы, определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи учеников по нравственно – патриотическому воспитанию ребенка:
Принцип преемственности, согласованных действий.
Принцип организующей роли педагогов.
Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и школы.
Принцип открытости.
Принцип индивидуального подхода к каждой семье.
Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и школы.
Принцип обратной связи.
Отбор содержания работы основывается на следующих главных педагогических принципах:
Принцип целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
Принцип германизации–личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
Принцип деятельного подхода – любые знания приобретаются учащимся во время активной деятельности;
Принцип интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;
Принцип культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
Принцип возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.
Ценностные ориентиры, которые должны быть сформированы в ходе реализации данной работы:
Семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного народа:
Историческое единство русского народа;
Общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.
В процессе реализации работы внимание акцентируются на решении следующих социально важных проблем:
Внешний и внутренний «портреты» ребенка, физическое и духовное начало в нем;
Достоинство, смысл и величие жизни человека;
Человек в общении с другими людьми, значение как основы человеческих взаимоотношений;
Деятельность как способ выражения себя, стремление приносить пользу;
Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни.
Условия, которые необходимы для реализации этой работы:
Учет уровня развития и воспитанности учащегося, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;
Обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и других компонентов;
Динамичность работы;
Учет возрастных и психолого-физиологических особенностей учащегося;
Объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания;
Совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;
Становление высоконравственных, этических норм поведения.
Всю работу с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию учащихся можно условно разделить на шесть блоков:
1блок: Формирование знаний о семье в системе нравственно-патриотического воспитания детей.
2блок: Изучение микросоциума в системе нравственно-патриотического воспитания учащихся.
3блок: Изучение социальной сферы в системе нравственно-патриотического воспитания учащихся.
4блок: Изучение родной природы – средство нравственно-патриотического воспитания учащихся.
5 блок: Страницы истории и культуры страны и родного края в системе нравственно-патриотического воспитания учащихся.
6 блок: «Никто не забыт, ничто не забыто»
Каждая ступень программы подразумевает формирование определённых качеств по нравственно – патриотическому воспитанию у учащихся и их родителей.
Ожидаемые результаты: Образование слаженного родительско – педагогического сообщества в вопросах воспитания и образования учащихся. Активное участие родителей в воспитательно – образовательной деятельности учащихся.
ИЗУЧЕНИЕ
МИКРОЦОЦИУМА
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О СЕМЬЕ
ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
НРАВСТВЕННО -ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ИЗУЧЕНИЕ РОДНОЙ ПРИРОДЫ
ИЗУЧЕНИЕ ГЕРОИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО НАШЕЙ РОДИНЫ
ЗНАКОМСТВО СО СТРАНИЦАМИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ СТРАНЫ И РОДНОГО КРАЯ
Для реализации поставленных задач используются различные виды, активные формы и методы работы с родителями:
- анкетирование; тестирование;
- консультации;
- вечера – развлечения, досуги;
- творческие мастерские (поделки, стенгазеты, альбомы рисунков);
- мастер – класс;
- фотовыставка;
- папки-передвижки;
- памятки, буклеты;
- использование коммуникативных ресурсов;
- проектная деятельность;
- народные игры.
Представляемая программа нравственно-патриотического воспитания позволит обеспечить:
Сформированность у родителей мотива сотрудничества со школой по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
Повышение педагогического и гражданского сознания родителей;
Овладение родителями определенными знаниями по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Активное включение учащихся и родителей в работу школы по нравственно патриотическому воспитанию, осознание необходимости и значимости работы по нравственно – патриотическому воспитанию учащихся.
По итогам анкетирования, бесед и наблюдений, выявить изменения педагогической компетентности родителей и ответственное отношение в вопросах нравственно – патриотического воспитания учащихся.
Глава II
Примерное календарно – тематическое планирование по реализации программы
по нравственно – патриотическому воспитанию школьников
(5-9 классы)
МЕСЯЦ | ТЕМА | ВИДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ |
СЕНТЯБРЬ СЕНТЯБРЬ | «В Добрый Путь по Дороге Знаний!» | Урок Мира. |
«Безопасный путь в школу и домой». | Открытый урок по основам безопасности жизни деятельности, посвященный подготовке детей к действиям в условиях различного рода экстремальных и опасных ситуаций, адаптации после летних каникул |
«Трудности адаптации пятиклассников в школе». | Родительское собрание. |
«Мои права и обязанности в ОУ. Ответственное отношение к личным вещам». | Классный час. |
«Обсуждение плана работы на первую четверть, задачи на новый учебный год». | Классный час. |
«Учись учиться!» | Классный час. |
«День воинской славы России – День окончания Второй мировой войны. 21 сентября – Международный день Мира». | Классный час. |
Индивидуальные беседы с учащимися в целях коррекции поведения (постоянно). | Беседы, консультации, буклеты, памятки. |
«Перейти через дорогу Вам подскажет и поможет Светофор» | Консультация по правилам дорожного движения в информационном уголке |
«Истоки возникновения родного города Покачи» | Стендовое сообщение в информационном уголке Совместный проект по истории родного города Экскурсия в «Выставочный зал». |
«Катись, карандаш». «Моему городу 25-30!» | Конкурс рисунков. Стенгазеты. Фотовыставка. |
ОКТЯБРЬ ОКТЯБРЬ | «Бабушка рядышком с дедушкой». «У дедули - внук и внучка, Почемук и Почемучка». | Досуг, посвященный Дню пожилого человека. Волонтёрское сотрудничество с Филиалом БУ Комплексный центр социального обслуживания населения «Виктория» в городе Покачи. Круглый стол (о роли семейных традиций). |
«1 октября - День пожилых людей» | Классный час |
День открытых дверей «Добро пожаловать в наш класс». | Урок, классный час, внеклассное мероприятие. |
«Школа празднует день педагога». | Концерт, посвящённый Международному Дню Учителя. |
Единый день профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Детям безопасность на дорогах» | Классный час. |
«Единый день здоровья» | Классный час. |
«Путешествие в страну Демократию - прав и обязанностей» | Урок – игра. |
«Урок безопасности школьников в сети Интернет». | Классный час. |
« На стражи ЖИЗНИ» | Экскурсия в Управление государственной противопожарной службы МЧС Ханты-Мансийского округа, пожарная часть № 96, АО Покачи. |
«Домашняя мастерская». | Изготовление вместе с папами кормушек для птиц. |
«Режим дня школьника - эффективный путь к здоровью». Итоги I четверти. | Круглый стол. |
«Воспитание в семье юного патриота». | Консультация для родителей. Памятки. Буклеты. |
НОЯБРЬ | «Семья - здесь друг за друга все в ответе!». | Проектная деятельность. |
«Я, семья, род, народ, страна!» | Открытое мероприятие с участием семей учащихся. |
«Солдату, который войны не выбирает и не начинает». | Экскурсия к Моменту «Защитникам Отечества» с Вечным огнем. Возложение цветов и Торжественная минута молчания в память о погибших, во время Революции 1917года. |
Устный журнал «Россия – Родина моя!» | Классный час. |
«Привычки - хорошие и плохие». | Классный час. |
Выпуск стенгазеты ко Дню Народного единства. | Классный час. Волонтёрское сотрудничество с Филиалом БУ Комплексный центр социального обслуживания населения «Виктория» в городе Покачи. |
«День народного единства. Освобождение Москвы от польских интервентов под руководством К. Минина и Д. Пожарского (7.11.1612г.)» | Экскурсия в Прошлое Страны. ( Из цикла « Я горжусь!) |
Индивидуальные беседы с учащимися в целях коррекции поведения. | Беседы, консультации, буклеты, памятки. |
«Мамины руки» | Конкурсная Праздничная программа ко Дню матери. |
«Разговор с мамой». | Фотопрезентазия. Семейный досуг ко Дню Матери. |
«Я выбираю жизнь!» | Конкурс рисунков по тематике: «Скажи террору нет!» |
ДЕКАБРЬ | «Всякому мила Родная сторона». | Викторина для родителей и детей по родному краю, посвященная Дню Округа. |
Классный час, посвящённый Всемирному дню ребёнка «ООН о правах ребёнка». | Классный час. |
«Из бабушкиного сундучка». | Классный час. |
Устный журнал «Основной закон страны» (ко дню Конституции РФ 12 декабря!) | Классный час. |
«Подведение итогов 1 полугодия. Техника безопасности учащихся – инструктаж на период зимних каникул». | Классный час. |
«Моя Югра». | Открытый урок с приглашением родителей. |
«Зимний мороз не щиплет нос». | Совместная прогулка. (На лыжах). |
«Обсуждение плана работы на 2 полугодие». Диалог «Есть ли границы у свободы». | Круглый стол, дискуссии. |
«Новый год у ворот». | Стенгазеты. |
«Режим дня школьника - эффективный путь к здоровью». | Круглый стол. |
«Новогодние узоры». «Снежинки». | Детско - родительский досуг. Конкурс новогодней игрушки. |
«Особенности семейного воспитания» Итоги II четверти. | Родительское собрание. |
ЯНВАРЬ ЯНВАРЬ | «Защитим права ребёнка». | Классный час. Ситуативно - ролевая игра. |
«Рождественский сочельник». | Стендовое сообщение о праздновании Рождества на Руси. |
Классный час по профориентации «Формула профессии. Истинное сокровище для людей - умение трудиться». | Классный час. |
День воинской славы России. День снятия блокады Ленинграда (27.01. 1944 г.) Уроки мужества. | Классный час. Открытое мероприятие с привлечением родителей. |
Час общения: «Что такое красота Души?» | Классный час. |
«Зимующие птицы нашего Округа». | Изготовление и развешивание кормушек. |
«Что? Где? Когда?» | Игровая викторина «Знатоки малой Родины» |
«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». | Семинар – практикум. |
ФЕВРАЛЬ | «Отцовская забота». | Выпуск стенгазеты. Семинар – практикум. |
«Вместе с папой». | Спортивное развлечение. |
«Папина дочка». | Беседа. |
«Объявляется приказ: Пригласить на сборы вас!» | Урок - развлечение. |
«Равнодушию – нет!!!» | Классный час. |
«23 февраля - День защитника Отечества. России Верные сыны». | Классный час. |
«Меры предосторожности недопущению пожара в квартире и в школе. Как действовать при пожаре дома, в школе». | Классный час. |
«Россия – наш общий дом». | Классный час. |
«Огонь - друг! Огонь – враг!». | Выставка рисунков. |
Устный журнал «Россия – Родина моя!». | Круглый стол. Викторина, дискуссии. |
МАРТ | «Мисс бабушка». | Конкурс бабушек. |
«Мои обязанности в семье». | Классный час. |
«Вода – это жизнь. 22 марта - Всемирный день водных ресурсов». | Классный час. |
«Мир растений вокруг нас». | Классный час. |
«Привычки - хорошие и плохие». | Классный час. |
«Режим дня современного школьника». | Родительское собрание. |
«Умелые ручки». | Конкурс поделок, выполненных вместе с мамой. |
АПРЕЛЬ | «Город мой любимый». | Составление фотоальбома «Любимые места в родном городе». Проектная деятельность. Волонтёрское сотрудничество с Филиалом БУ Комплексный центр социального обслуживания населения «Виктория» в городе Покачи. |
«Может только богатырь прошагать пешком Сибирь!». | Спортивное мероприятие. |
«Дорога в космос – открыта всем!». | Проектная деятельность. |
«Голосуем за чистую планету», мероприятие посвященное Дню Земли. | Классный час. |
Урок России из цикла: «Я горжусь!» «Знаменитые космонавты, путешествие в Мир космонавтики». | Классный час. Выпуск стенгазеты. |
«Экология и здоровье человека». | Классный час. |
«Краеведческий турнир». | Классный час. |
«Азбука вежливости». «Собираем портфель знаний». | Игра КВН. |
«Природа и мы». | Конкурс детских рисунков. Проекты. Буклеты. Фотовыставка |
МАЙ МАЙ | Охраняет нашу Родину солдат. «Герои среди нас». | Открытый урок с приглашением родителей. Стенгазета: «Они сражались за Родину», о родных и близких, участвовавших в боевых действиях. |
«Как организовать свободное время ребёнка? Безопасность, прежде всего». | Круглый стол. Викторина, дискуссии. |
«Поговорим о милосердии. Нужно ли оно в наше время?» | Классный час. Волонтёрское сотрудничество с Филиалом БУ Комплексный центр социального обслуживания населения «Виктория» в городе Покачи. |
«Победа в сердце каждого». | Классный час. |
«15 мая – Международный день семьи «Семья – это семь Я». | Классный час. |
«Вот и встали мы на год взрослей. Подведение итогов прошедшего учебного года» | Классный час. |
«Чтобы не было войны!» | Экскурсия к Моменту «Защитникам Отечества» с Вечным огнем. Возложение цветов и Торжественная минута молчания в память о погибших, во время Великой Отечественной Войны. |
«Победа в сердце каждого». | Спортивное мероприятие с участием пап и дедушек. |
Участие в акции «Бессмертный полк». | Участие в параде. |
Акция «Доброе сердце». | Поздравительные открытки для ветеранов своими руками. |
Праздник «Последний звонок». | Торжественная линейка. |
«Лес – богатство нашей Родины». | Консультация в информационный уголок. |
«Итоги учебного года. Техника безопасности учащихся – инструктаж на период летних каникул». | Родительское собрание. |
Глава III
Система мониторинга результативности реализации программы
Экспертный лист для оценки взаимодействия с семьей на конкретном мероприятии или тематической неделе
Мероприятие | Дата проведения | Количество родителей, пожелавших участвовать в мероприятии, %* | Количество родителей, участвовавших в мероприятии, % | Количество родителей, проявивших активность, % | Количество родителей, выступивших с инициативой, % |
высокая | средняя | низкая | до мероприятия | в ходе мероприятия | после мероприятия |
| | | | | | | | | |
* от общего количества родителей класса
Глава III
Система мониторинга результативности реализации программы
Экспертный лист для оценки компетентности педагога во взаимодействии с родителями
Педагог _________________________________________ стаж пед.деят._____________ кв.категория_________________
Вид мониторинга | Информирует родителей заранее о предстоящем мероприятии (непосредственно и опосредованно) | Умеет заинтересовать родителей (наглядно и вербально) | Использует разнообразные средства для привлечения родителей | Показывает родителям важность мероприятия или темы для конкретного ребенка | Привлекает родителей к планированию мероприятий | Привлекает родителей к участию в мероприятии | Общее количество баллов |
первичный | | | | | | | |
промежуточный | | | | | | | |
итоговый | | | | | | | |
Всего баллов | | | | | | | |
Всегда – 3 балла, чаще всего – 2 балла, иногда – 1 балл, никогда – 0 баллов.
Сумма баллов позволяет определить «проблемные поля» во взаимодействии педагога с родителями.
При проведении трехкратного мониторинга, сумма баллов 7-9 по каждому критерию, свидетельствует о высокой компетентности педагога во взаимодействии с родителями; 4-6 баллов – о средней; до 4 баллов – о низкой компетентности.
Глава III
Система мониторинга результативности реализации программы
Экспертный лист для оценки взаимодействия школы с семьей по реализации по нравственно – патриотическому воспитанию посредством анкетирования родителей
Ф.и.о. родителя | проявляет интерес к нравственно патриотическому воспитанию | Желает принять активное участие в реализации | осознает значимость для своего ребенка | определяет значимость для самого себя | знает интересы своего ребенка | знает потребности своего ребенка | знает возможности своего ребенка | Всего баллов |
| | | | | | | | |
По каждому критерию выставляется оценка от 0 до 3.
Сумма баллов от 0 до 24 показывает высокую заинтересованность родителя, активность, стремление к сотрудничеству.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное российское образование подчеркивает приоритетность задач воспитания подрастающего поколения.
Во всех сферах жизни сейчас происходят серьезные социальные изменения, которые являются основой предъявления новых требований к молодежи: от нее требуется умение конкурировать, а также умение самоопределяться и самореализовываться. Именно сейчас школа и должна стать важнейшим фактором формирования у учащихся новых жизненных установок личности, которые и помогут добиться в жизни успеха. Развивающемуся обществу нужны молодые люди, быстро адаптирующиеся к изменяющимся условиям, способные принимать решения, обладающие чувством ответственности, реально ощущающие свою значимость. Поэтому, на мой взгляд, воспитание – это целенаправленный процесс развития успешного человека.
Школа один из основных социальных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании личности ребёнка. И самая большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты и познания. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка стоит во главе воспитания. А это и есть основная задача классного руководителя.
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. Будучи успешными в школе, молодые люди смогут много добиться в жизни.
Основой вопрос для меня, как для классного руководителя, звучит так: «Как сделать жизнь классного коллектива, и каждого ученика в отдельности, позитивной и успешной, доброй?»
Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество.
Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием.
Наверное, вечные ценности потому и называются вечными, что они незримо, но очень четко определяют жизнь страны, а, значит, и нашу с вами жизнь в этом мире. Вечные ценности — и есть та грань, которая отделяет любовь от предательства, честь от подлости, храбрость от трусости, стойкость от подобострастия. О них нет нужды кричать ежедневно, но в критические моменты жизни страны и народа именно эти ценности, составляющие духовный стержень, помогают отделить зерна от плевел и выстоять в трудную минуту, и сохранить себя. Одной из таких ценностей, является нравственная личность. Быть Человеком с большой буквы, значить чувствовать и сопереживать всем кто рядом.
Формирование гражданско-патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Гражданско - патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую гражданскую деятельность.
Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности будущего гражданина России.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ
«Указ о национальных целях развития до 2030 года». Президент РФ В. В. Путин.
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование».
Агапова И.И., Давыдова М.Р. Патриотическое воспитание в школе, М.: Айрис-Пресс, 2020.
Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры, Издательство: Феникс, Ростов-на-Дону, 2019.
Детство, опаленное войной / Н. Л. Белая. - (Классный час) // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. - 2020. - № 5.
Горбачёва Л. Н. «Непридуманные рассказы о войне»: (внеклассное мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества) / Л. Н. Горбачёва // Воспитание школьников. - 2019. - № 1. -С. 72-77.
Кузнецова С. В. Военно-патриотическая игра "Чтобы помнили!" / С. В. Кузнецова, Ю. Ш. Шамгунова// Воспитание школьников. - 2018. - № 7. -С. 75-78.
Опарина Н. А. "Дорогая моя столица" : (литературно-музыкальная композиция, посвященная разгрому фашистов под Москвой) / Н. А. Опарина // Воспитание школьников. - 2018. - № 8. -С. 72-75.
Павленко С. А. Разработка классного часа на тему: "Семья и Отечество в моей жизни" / С. А. Павленко// Завуч начальной школы. - 2018. - № 8. -С. 123-128.
Рабочая программа ВОСПИТАНИЯ для обучающихся в МАОУ СОШ №4 на 2020-2025 гг. 18.08.2021.Протокол№
ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ
http://www.spb.aif.ru/archive/1798929
http://gazetaingush.ru/obshchestvo/v-avguste-2016-goda-ispolnitsya-102-goda-so-dnya-obrazovaniya-kavkazskoy-tuzemnoy-konnoy
http://magas.bezformata.com/listnews/oni-srazhalis-za-rodinu/55168019/
http://right-partner.ru/projects/article/172
12