Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Казанская средняя общеобразовательная школа
Ул. М.Путилова, 1 с. Казанское, Тюменская обл. 627420, телефон/ факс -18-80
Согласовано Заместитель директора МАОУ Казанская СОШ Барнёва Н.Н. 30.08.2021 г. | | Утверждено приказом № 76 30.08.2021 г. |
Программа НОУ «Тропами ЛитКульта»
Гуманитарного профиля федеральной сети образования «Точка Роста»
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень: основное общее образование
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Срок реализации: 2 год
Программа разработана: Яковлева С.М. ,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача социума состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Для этой цели в МАОУ КСОШ на базе «Точки Роста» было создано НОУ «Тропами ЛитКульта».
Основанием для образования НОУ явилось с одной стороны - насущная потребность школы в учащихся, умеющих самостоятельно добывать знания, владеющих навыками исследовательской деятельности, с другой стороны – недостаточная подготовка учащихся основной школы к исследовательской деятельности.
На занятиях ребята вместе с руководителем определяют тему исследования и этапы работы над темой. Руководитель проводит консультирование с учащимися по проводимым исследованиям согласно утвержденному плану работы, учебу членов научного общества по правилам ведения научно - исследовательской работы. Результаты своих исследований школьники представляют на ежегодной научно-практической конференции обучающихся в школе, на научно-практической конференции «На пути к открытиям» (Ишим), в работе научно-социальной программы «Шаг в будущее» и других конференциях.
Программа НОУ нацелена на совместную работу разновозрастных групп обучающихся, желающих проявить и развить свои способности в сфере познания и творчества.
Цель — предоставить возможность школьникам развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей; способствовать овладению учащимися умениями и навыками написания учебного исследования.
Задачи программы:
Обучающие:
Познакомить учащихся с теоретическим обоснованием структуры исследования и видами исследовательских работ.
Способствовать овладению учащимися методами проведения исследования.
Сочетать теоретическую подготовку учащихся с практической деятельностью по отработке каждого элемента структуры исследовательской работы.
Стимулировать исследовательскую деятельность учащихся посредством различного рода презентаций.
Дать школьнику системные знания об окружающем мире в соответствии с его возрастом и способностями.
Развивающие:
Развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую).
Развить творческие и коммуникативные способности учащихся.
Научить правильно оформлять результаты работы, защищать ее.
Повышать общий интеллектуальный уровень подростков.
Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге
Формировать навыки дискуссии в процессе участия в научных экспериментах и исследованиях.
Воспитательные:
Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям.
Воспитывать потребность в общении с книгой, желание заниматься исследовательской работой.
Формировать общественную активность.
В ходе выполнения исследовательской работы школьники приобретают следующие навыки:
видеть проблему;
самостоятельно ставить задачи;
работать с литературными источниками;
планировать, учитывать, контролировать, оценивать свою работу;
овладевать навыками конструктивного общения, что включает: умение выступать перед публикой, связно излагать свои мысли в процессе полемики, аргументировано говорить, владеть вниманием аудитории, выслушивать других, задавать вопросы по проблемам выступления, с достоинством выходить из острых ситуаций.
Современное образование не может существовать без новых информационных технологий. Поэтому часть времени отводится знакомству обучающихся с программами Microsoft Office. В результате школьники не только овладевают навыками работы с текстовым редактором, но и учатся строить графики, таблицы, диаграммы и создавать слайдовые презентации, необходимые для защиты любой формы исследовательской работы. На занятиях НОУ гимназисты работают с компьютером и интерактивной доской.
Содержание и формы работы НОУ «Тропами ЛитКульта»:
составление программ и разработка проектов и тем исследований;
удовлетворение персонального спроса участников на изучение интересующих их проблем;
участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, интеллектуальных играх, выставках;
проведение семинаров, дискуссий, научно-практических конференций;
выступление с докладами, сообщениями, творческими отчетами;
встречи с учеными, изобретателями, сотрудниками музеев, архивов, библиотек;
подготовка исследовательских работ, публикаций в школьные научные сборники.
Каждая исследовательская работа школьников должна содержать обобщения и выводы с приложением списков использованной литературы, соответствовать требованиям к оформлению научных работ.
Формы работы:
индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух направлениях: 1) отдельные задания; 2) работа с учащимися по отдельной программе;
групповая: подборка материала для исследовательской работы, к дискуссиям, к тематическим вечерам;
массовая: встреча с известными людьми, с ветеранами, участие в конференциях, семинарах, посещение музеев, библиотек, театров, выставок.
По итогам прохождения программы необходимо проведение защиты тех проектов и исследовательских работ, которые созданы обучающимися в течение года. Защита подразумевает не просто публичное выступление школьников в форме доклада или слайдовой презентации, но и активное обсуждение результатов с выявлением сильных и слабых сторон выполненной работы.
Ожидаемые результаты
В результате апробации программы кружка и организации его работы предполагаются следующие результаты:
привлечение к занятиям в научном обществе заинтересованных в исследованиях ребят;
формирование у учащихся проблемной компетенции;
развитие информационной компетенции;
развитие коммуникативной компетенции;
развитие компетенции по работе в сотрудничестве (кооперативная компетенция);
формирование у ребят умения оформлять проделанную работу в форме мини-проектов, проектов, реферативных и исследовательских работ;
участие детей в различных конференциях и конкурсах.
Учащиеся должны знать:
основные понятия и термины, применяемые в процессе работы;
основные виды исследовательских работ;
методы исследовательской работы.
Учащиеся должны уметь:
составлять план научно-исследовательской работы;
составлять схему выполнения научного исследования;
проводить простейшие научные исследования;
представлять результаты научного исследования.
Подходы к занятиям в кружке основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.
Принцип добровольности (зачисление ребёнка в НОУ возможно только по его желанию).
Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).
Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
Принцип ориентации на успех.
Принцип взаимоуважения.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
Принцип креативности (творчества) и коллективности в кружке.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный.
Репродуктивный.
Поисково-исследовательский.
Метод интерактивного обучения.
Обеспечение программы
Занятия НОУ проводятся в кабинете русского языка и литературы, в котором находятся библиотечка необходимой литературы, набор дидактических материалов, таблиц и наглядных пособий, учебные, познавательные фильмы. Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Литература
Баринова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: «Вербум М», 2001.
Обухов А. «Развитие исследовательской деятельности учащихся'». – '»Народное образование» №2 2004 год, стр. 146-148
Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. – М., 1993.
Щуркова Н. Новые формы воспитательной работы. - // «Воспитание школьников», 1993.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Формы работы | Вид деятельности |
1-3 | Цели и задачи НОУ «Тропами ЛитКульта». Права и обязанности его членов. | Организаторско-массовая | Составление Устава НОУ |
4-6 | Что такое научное исследование? | Интерактивная лекция. | Презентация, подготовленная руководителем НОУ Составление презентации в группах с рассмотрением особенностей разных видов исследовательских работ |
7-8 | Исследовательские и проектные работы | Групповые и индивидуальные |
10-12 | Тема и вид исследования. | Индивидуальные, выбор области исследования | Презентация области исследования |
13-15 | Структура исследовательской работы. Общее представление. | Лекция | Презентации индивидуальные с представлением в графике структуры исследования |
| | | |
16-18 | Презентация работ, прошедших конкурсы. | Встреча с победителями и призёрами всевозможных конкурсов исследовательских работ Интерактивный семинар | Анализ готовых работ (образцов). Анализ готовых работ |
19-21 | Введение. Элементы введения. Актуальность, цель, задачи. |
22-24 | Введение. Объект, предмет исследования. Подготовка к конкурсу исследовательских работ «На пути к открытиям» (Ишим) | Индивидуальные консультации | Работа над исследованием (индивидуальная и групповая, обсуждение, консультации) |
25-27 | Введение. Гипотеза исследования. Подготовка к конкурсу исследовательских работ «На пути к открытиям» (Ишим) | Семинар | Представление своих гипотез в разных толкованиях |
28-30 | Понятие о методах исследования. | Выявление методов в теме индивидуального исследования. Составление библиографического списка по теме исследования. Составление личного каталога исследователя. Применение методов исследования на практике целесообразно выбранной теме. Посещение библиотеки и музея с целью выявления материалов по теме исследования. | Представление написанного введения и его последующая коррекция. Памятка «Работа с литературными источниками. Этапы работы». Презентация (устная, письменная) введения к исследовательской работе |
31-33 | Понятие о методах исследования. |
34-36 | Понятие о методах исследования. |
37-39 | Введение. Анализ источников, используемых при написании исследовательской работы. | Семинарское занятие |
40-41 | Основная часть исследовательской работы. | Лекция с анализом готовых работ. Написание теоретического обоснования работы, использование теоретических выводов для проведения исследования. Написание исследовательской части работы. | Представление основной части исследовательской работы членам кружка с последующей коррекцией. Индивидуальные консультации по содержанию исследования. |
43-45 | Основная часть исследовательской работы. |
46-48 | Основная часть исследовательской работы. |
49-51 | Основная часть исследовательской работы. |
52-54 | Основная часть исследовательской работы. |
55-57 | Заключение. Правила написания. | Групповая и индивидуальная форма Ознакомление с написанными заключениями, написание заключения. Написание заключения по индивидуальной теме работы. Оформление результатов исследования общепринятым языком. Соответствие собранного материала теме и целям исследования. Научная речь. | Представление написанного заключения к своей работе, анализ сделанных выводов с последующей коррекцией. |
58-60 | Заключение. Правила написания. Подготовка к научно-практической конференции «На пути к открытиям» |
61-63 | Оформление литературы и приложений. | Соотнесение текста исследовательской работы с приложением, ссылки на литературный источник. | Представление приложений к исследовательской работе. Анализ оформления ссылок на литературные источники. |
64-66 | Оформление литературы и приложений |
67-69 | Как подготовить компьютерную презентацию. | Практическое занятие. Требования к компьютерной презентации. Правила оформления презентаций. | Представление презентаций по теме исследовательской работы с последующей коррекцией. |
70-72 | Как подготовить компьютерную презентацию. |
73-75 | Защита исследовательской работы. Подготовка к районному этапу конкурса исследовательских работ «Шаг в будущее» | Выделение ключевых элементов исследовательской работы при написании тезисов на защиту. Пробная защита исследовательской работы. Оппоненты. Правила дискуссии. Роль речевых умений в представлении научной работы. | Выступление перед участниками кружка. Практическая часть: Защита своей исследовательской работы. |
76-77 | Защита исследовательской работы. Подготовка к районному этапу конкурса исследовательских работ «Шаг в будущее» |
78-80 | Защита исследовательской работы. Подготовка к районному этапу конкурса исследовательских работ «Шаг в будущее» |
81-83 | Подготовка тезисов выступления | Правила оформления тезисов. | Представление тезисов работы. |
84-86 | Основные требования к представляемым для участия в конференции работам. | Формы представления проектов: научная статья, доклад, стендовый доклад, реферат проблемного характера, компьютерная программа, прибор с описанием его действия, видео- и аудиоматериалы. | Выступление перед участниками НОУ. Защита работы на научно-практической конференции учащихся. Отбор исследовательских работ для участия в районной научно-практической конференции |
87-89 | Основные требования к представляемым для участия в конференции работам. |
90-96 | Подготовка к научно-практической конференции учащихся. | Культура выступления. Критерии оценки работ. Анализ подготовленных исследовательских работ. Написание рецензий на работы. |
97- 102 | Проведение научно-практической конференции школьников. Анализ итогов конференции. Подведение итогов работы НОУ «Тропами ЛитКульта» за год. | Результаты школьной научно-практической конференции и районной |