СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа НОУ "Тропами ЛитКульта"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа НОУ "Тропами ЛитКульта"»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Казанская средняя общеобразовательная школа





Ул. М.Путилова, 1 с. Казанское, Тюменская обл. 627420, телефон/ факс -18-80

Согласовано

Заместитель директора

МАОУ Казанская СОШ

Барнёва Н.Н.

30.08.2021 г.


Утверждено

приказом № 76

30.08.2021 г.








Программа НОУ «Тропами ЛитКульта»

Гуманитарного профиля федеральной сети образования «Точка Роста»



Направленность: социально-гуманитарная

Уровень: основное общее образование

Возраст обучающихся: 12-15 лет

Срок реализации: 2 год

Программа разработана: Яковлева С.М. ,

учитель русского языка и литературы







Пояснительная записка

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача социума состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Для этой цели в МАОУ КСОШ на базе «Точки Роста» было создано НОУ «Тропами ЛитКульта».

Основанием для образования НОУ явилось с одной стороны - насущная потребность школы в учащихся, умеющих самостоятельно добывать знания, владеющих навыками исследовательской деятельности, с другой стороны – недостаточная подготовка учащихся основной школы к исследовательской деятельности.


На занятиях ребята вместе с руководителем определяют тему исследования и этапы работы над темой. Руководитель проводит консультирование с учащимися по проводимым исследованиям согласно утвержденному плану работы, учебу членов научного общества по правилам ведения научно - исследовательской работы. Результаты своих исследований школьники представляют на ежегодной научно-практической конференции обучающихся в школе, на научно-практической конференции «На пути к открытиям» (Ишим), в работе научно-социальной программы «Шаг в будущее» и других конференциях.


Программа НОУ нацелена на совместную работу разновозрастных групп обучающихся, желающих проявить и развить свои способности в сфере познания и творчества.

Цель — предоставить возможность школьникам развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей; способствовать овладению учащимися умениями и навыками написания учебного исследования.

Задачи программы:

Обучающие:

  1. Познакомить учащихся с теоретическим обоснованием структуры исследования и видами исследовательских работ.

  2. Способствовать овладению учащимися методами проведения исследования.

  3. Сочетать теоретическую подготовку учащихся с практической деятельностью по отработке каждого элемента структуры исследовательской работы.

  4. Стимулировать исследовательскую деятельность учащихся посредством различного рода презентаций.

  5. Дать школьнику системные знания об окружающем мире в соответствии с его возрастом и способностями.

Развивающие:

  1. Развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую).

  2. Развить творческие и коммуникативные способности учащихся.

  3. Научить правильно оформлять результаты работы, защищать ее.

  4. Повышать общий интеллектуальный уровень подростков.

  5. Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге

  6. Формировать навыки дискуссии в процессе участия в научных экспериментах и исследованиях.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям.

  2. Воспитывать потребность в общении с книгой, желание заниматься исследовательской работой.

  3. Формировать общественную активность.

В ходе выполнения исследовательской работы школьники приобретают следующие навыки:

  • видеть проблему;

  • самостоятельно ставить задачи;

  • работать с литературными источниками;

  • планировать, учитывать, контролировать, оценивать свою работу;

  • овладевать навыками конструктивного общения, что включает: умение выступать перед публикой, связно излагать свои мысли в процессе полемики, аргументировано говорить, владеть вниманием аудитории, выслушивать других, задавать вопросы по проблемам выступления, с достоинством выходить из острых ситуаций.

Современное образование не может существовать без новых информационных технологий. Поэтому часть времени отводится знакомству обучающихся с программами Microsoft Office. В результате школьники не только овладевают навыками работы с текстовым редактором, но и учатся строить графики, таблицы, диаграммы и создавать слайдовые презентации, необходимые для защиты любой формы исследовательской работы. На занятиях НОУ гимназисты работают с компьютером и интерактивной доской.

Содержание и формы работы НОУ «Тропами ЛитКульта»:

  • составление программ и разработка проектов и тем исследований;

  • удовлетворение персонального спроса участников на изучение интересующих их проблем;

  • участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, интеллектуальных играх, выставках;

  • проведение семинаров, дискуссий, научно-практических конференций;

  • выступление с докладами, сообщениями, творческими отчетами;

  • встречи с учеными, изобретателями, сотрудниками музеев, архивов, библиотек;

  • подготовка исследовательских работ, публикаций в школьные научные сборники.

Каждая исследовательская работа школьников должна содержать обобщения и выводы с приложением списков использованной литературы, соответствовать требованиям к оформлению научных работ.

Формы работы:

  • индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух направлениях: 1) отдельные задания; 2) работа с учащимися по отдельной программе;

  • групповая: подборка материала для исследовательской работы, к дискуссиям, к тематическим вечерам;

  • массовая: встреча с известными людьми, с ветеранами, участие в конференциях, семинарах, посещение музеев, библиотек, театров, выставок.

По итогам прохождения программы необходимо проведение защиты тех проектов и исследовательских работ, которые созданы обучающимися в течение года. Защита подразумевает не просто публичное выступление школьников в форме доклада или слайдовой презентации, но и активное обсуждение результатов с выявлением сильных и слабых сторон выполненной работы.

Ожидаемые результаты

В результате апробации программы кружка и организации его работы предполагаются следующие результаты:

    • привлечение к занятиям в научном обществе заинтересованных в исследованиях ребят;

    • формирование у учащихся проблемной компетенции;

    • развитие информационной компетенции;

    • развитие коммуникативной компетенции;

    • развитие компетенции по работе в сотрудничестве (кооперативная компетенция);

    • формирование у ребят умения оформлять проделанную работу в форме мини-проектов, проектов, реферативных и исследовательских работ;

    • участие детей в различных конференциях и конкурсах.

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия и термины, применяемые в процессе работы;

  • основные виды исследовательских работ;

  • методы исследовательской работы.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять план научно-исследовательской работы;

  • составлять схему выполнения научного исследования;

  • проводить простейшие научные исследования;

  • представлять результаты научного исследования.

Подходы к занятиям в кружке основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.

  1. Принцип добровольности (зачисление ребёнка в НОУ возможно только по его желанию).

  2. Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).

  3. Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.

  4. Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).

  5. Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).

  6. Принцип ориентации на успех.

  7. Принцип взаимоуважения.

  8. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).

  9. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.

  10. Принцип креативности (творчества) и коллективности в кружке.

Методы обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративный.

  2. Репродуктивный.

  3. Поисково-исследовательский.

  4. Метод интерактивного обучения.

Обеспечение программы

Занятия НОУ проводятся в кабинете русского языка и литературы, в котором находятся библиотечка необходимой литературы, набор дидактических материалов, таблиц и наглядных пособий, учебные, познавательные фильмы. Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.

Литература

  1. Баринова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: «Вербум М», 2001.

  3. Обухов А. «Развитие исследовательской деятельности учащихся'». – '»Народное образование» №2 2004 год, стр. 146-148

  4. Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. – М., 1993.

  5. Щуркова Н. Новые формы воспитательной работы. - // «Воспитание школьников», 1993.




Учебно-тематический план

Тема

Формы работы

Вид деятельности

1-3

Цели и задачи НОУ «Тропами ЛитКульта». Права и обязанности его членов.

Организаторско-массовая

Составление Устава НОУ

4-6

Что такое научное исследование?


Интерактивная лекция.

Презентация, подготовленная руководителем НОУ

Составление презентации в группах с рассмотрением особенностей разных видов исследовательских работ

7-8

Исследовательские и проектные работы

Групповые и индивидуальные

10-12

Тема и вид исследования.

Индивидуальные, выбор области исследования

Презентация области исследования

13-15

Структура исследовательской работы. Общее представление.

Лекция

Презентации индивидуальные с представлением в графике структуры исследования





16-18

Презентация работ, прошедших конкурсы.

Встреча с победителями и призёрами всевозможных конкурсов исследовательских работ

Интерактивный семинар

Анализ готовых работ (образцов).



Анализ готовых работ

19-21

Введение. Элементы введения. Актуальность, цель, задачи.

22-24

Введение. Объект, предмет исследования.

Подготовка к конкурсу исследовательских работ «На пути к открытиям» (Ишим)

Индивидуальные консультации

Работа над исследованием (индивидуальная и групповая, обсуждение, консультации)

25-27

Введение. Гипотеза исследования. Подготовка к конкурсу исследовательских работ «На пути к открытиям» (Ишим)


Семинар

Представление своих гипотез в разных толкованиях

28-30

Понятие о методах исследования.


Выявление методов в теме индивидуального исследования.

Составление библиографического списка по теме исследования. Составление личного каталога исследователя.

Применение методов исследования на практике целесообразно выбранной теме.

Посещение библиотеки и музея с целью выявления материалов по теме исследования.

Представление написанного введения и его последующая коррекция.

Памятка «Работа с литературными источниками. Этапы работы».











Презентация (устная, письменная) введения к исследовательской работе

31-33

Понятие о методах исследования.

34-36

Понятие о методах исследования.

37-39

Введение. Анализ источников, используемых при написании исследовательской работы.

Семинарское занятие

40-41

Основная часть исследовательской работы.

Лекция с анализом готовых работ.

Написание теоретического обоснования работы, использование теоретических выводов для проведения исследования.

Написание исследовательской части работы.

Представление основной части исследовательской работы членам кружка с последующей коррекцией.

Индивидуальные консультации по содержанию исследования.

43-45

Основная часть исследовательской работы.

46-48

Основная часть исследовательской работы.

49-51

Основная часть исследовательской работы.

52-54

Основная часть исследовательской работы.

55-57

Заключение. Правила написания.

Групповая и индивидуальная форма

Ознакомление с написанными заключениями, написание заключения. Написание заключения по индивидуальной теме работы. Оформление результатов исследования общепринятым языком. Соответствие собранного материала теме и целям исследования. Научная речь.

Представление написанного заключения к своей работе, анализ сделанных выводов с последующей коррекцией.

58-60

Заключение. Правила написания.

Подготовка к научно-практической конференции «На пути к открытиям»

61-63

Оформление литературы и приложений.

Соотнесение текста исследовательской работы с приложением, ссылки на литературный источник.

Представление приложений к исследовательской работе.

Анализ оформления ссылок на литературные источники.

64-66

Оформление литературы и приложений

67-69

Как подготовить компьютерную презентацию.

Практическое занятие.

Требования к компьютерной презентации.

Правила оформления презентаций.

Представление презентаций по теме исследовательской работы с последующей коррекцией.

70-72

Как подготовить компьютерную презентацию.

73-75

Защита исследовательской работы. Подготовка к районному этапу конкурса исследовательских работ «Шаг в будущее»

Выделение ключевых элементов исследовательской работы при написании тезисов на защиту.

Пробная защита исследовательской работы. Оппоненты. Правила дискуссии. Роль речевых умений в представлении научной работы.

Выступление перед участниками кружка.

Практическая часть: Защита своей исследовательской работы.

76-77

Защита исследовательской работы. Подготовка к районному этапу конкурса исследовательских работ «Шаг в будущее»

78-80

Защита исследовательской работы. Подготовка к районному этапу конкурса исследовательских работ «Шаг в будущее»

81-83

Подготовка тезисов выступления

Правила оформления тезисов.

Представление тезисов работы.

84-86

Основные требования к представляемым для участия в конференции работам.

Формы представления проектов: научная статья, доклад, стендовый доклад, реферат проблемного характера, компьютерная программа, прибор с описанием его действия, видео- и аудиоматериалы.

Выступление перед участниками НОУ.

Защита работы на научно-практической конференции учащихся.

Отбор исследовательских работ для участия в районной научно-практической конференции


87-89

Основные требования к представляемым для участия в конференции работам.

90-96

Подготовка к научно-практической конференции учащихся.

Культура выступления. Критерии оценки работ. Анализ подготовленных исследовательских работ. Написание рецензий на работы.

97-

102

Проведение научно-практической конференции школьников.

Анализ итогов конференции.

Подведение итогов работы НОУ «Тропами ЛитКульта» за год.

Результаты школьной научно-практической конференции и районной








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!