СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа научного общества учащихся "Экологический Эрудит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа научного общества учащихся "Экологический Эрудит"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

города Ульяновска «Средняя школа № 75»














Программа работы научного

общества учащихся «Экологический эрудит»

в 3 А классе

Учитель: Кокоркина Лидия Дмитриевна


Программа

школьного научного общества «Экологический эрудит»

 «Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне действовать самому - и я научусь».

Настоящая программа является частью программы «Одарённые дети»  и предусматривает возможность проводить специальную работу с одаренными детьми с тем, чтобы не сдерживать, а стимулировать развитие наиболее продвинутых школьников, способствовать их обучению, расширять базу познавательных интересов и интеллектуальных умений, дать возможность остальным  обучающимся работать в режиме освоения образовательного минимума. Развитие потребности в творчестве, развитие личностных характеристик способствующих реализации одаренности, также важно при работе с выдающимися детьми, как и повышение их интеллектуального уровня.

В настоящее время разрабатываются специальные программы обучения одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерства и других творческих личностных качеств. При работе с одаренными детьми целесообразно использовать диалогические формы обучения. Сложившаяся форма общения в процессе обучения (спрашивающий учитель – отвечающий ученик) блокирует активность школьника в постановке вопроса.

В качестве оптимальных условий стимуляции познавательной потребности ребенка как основы развития его способностей, психологи выделяют следующие характеристики процесса обучения:

  • Высокая самооценка ребенка, то есть создание у него достаточной

уверенности в своих силах.

2.  Создание соответствующего психологического климата в семье и на уроке. Познавательная потребность может развиваться лишь в условиях радостного отношения к познанию.

 В последнее время много говорится об индивидуальных учебных планах. Одаренным ученикам оставляют больше свободного времени, которым они самостоятельно распоряжаются для занятий в соответствии со сложившимися у них склонностями. Индивидуальный учебный план предполагает, что по отдельным учебным предметам одаренному ученику будет позволено не только изучать программу в меньшем объеме, но даже и с меньшей результативностью.

Объединение обучающихся, которое стремится совершенствовать свои знания по определенным отраслям науки, расширять свой научный кругозор, приобретать умения и навыки научно-исследовательской, экспериментальной и творческой деятельности во внеурочное время под руководством учителей и других специалистов можно назвать научным обществом (НОУ).

НОУдобровольное творческое формирование подростков школы, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности под руководством ученных, педагогов, инженеров и других специалистов.
Главная задача научного  общества  – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Помимо этого в задачи входит:

1. Диагностика одаренности детей и подростков;

2. Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней;

3. Выработка активной социальной позиции, формирование нравственных качеств и духовной культуры.

Высшим органом школьного НОУ является конференция членов общества, которая проводится    один раз в год. На ней подводятся итоги, заслушиваются творческие отчеты о работе отдельных секций, организуются выставки, утверждаются планы дальнейшей деятельности.
Руководство работой школьного НОУ осуществляет Совет. В состав Совета входят учащиеся – члены научного общества. Кураторами НОУ являются руководители научных, предметных и технических направлений.

План работы научного общества  обучающихся включает следующие разделы:

1.Заседания Совета НОУ;

2.Познавательно-коммуникативная работа с членами НОУ;

3.Научно-исследовательская деятельность;

4.Творческая деятельность.

Структура программы представлена логикой управленческой деятельности:

  • теоретические основы, анализ;

  • целеполагание;

  • организационная деятельность;

  • контроль и коррекция.

Цель: активизация исследовательской деятельности и развитие творческих способностей обучающихся в рамках НОУ.

Задачи:

·         создание  максимально благоприятных условий для интеллектуального, морального, физического развития одаренных детей, для реализации их личных творческих способностей в процессе учебной и поисковой деятельности;

·         стимулирование  творческой  деятельности интеллектуально развитых детей

·         разработка и внедрение прогрессивных технологий в работе с одарёнными детьми

  • обеспечение  методического  роста учителей,  постоянного  повышения  их квалификации.

Формы и методы:

  • деятельность НОУ осуществляется через заседания предметных секций, лекции, семинары, консультации с научными руководителями;

  • составление программ, разработка проектов и тем исследований;

  • участие в экспедициях, олимпиадах, конкурсах, выставках;

  • проведение семинаров, дискуссий, НПК;

  • выступление с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами.

Принципы реализации программы:

  • гуманистическое основание;

  • антропоцентрический подход;

  • демократизм;

  • систематичность;

  • личностно-ориентированный подход;

  • индивидуализация и дифференциация учебного процесса;

  • интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Направления работы педагогического коллектива

  • Информационно-аналитическое.

  • Организационно-педагогическое.

  • Методическая работа.

  • Создание условий для участия в творческих конкурсах, проектах, конференциях

  • Подготовка учителей.

  • Диагностическая и коррекционная работа.

Работа с родителями

  • Родители, семья в системе реализации программы.

  • Семейные аспекты развития одаренных детей и реализации программы.

Материально-техническое обеспечение реализации программы

  • Комплектование школьной библиотеки учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой.

  • Оснащение учебных кабинетов и классных комнат.

  • Компьютеризация образовательного процесса с целью создания банка данных.

  • Обеспечение необходимыми для работы материалами  кружков, секций, клубов.

  • Формирование системы поощрения одаренных детей, учителей.

Социально-психологическое обеспечение.

Расширение и совершенствование деятельности психологической службы в школе.

Организация индивидуальной и дифференцированной работы с учителями, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.

Детализация основных направлений работы с одаренными детьми.
Развитие творческого потенциала одаренных детей предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. Типичный подход к обучению одаренных – это организация углубленного и ускоренного изучения детьми содержания школьной программы.

Условия успешной работы с одаренными  обучающимися
Создание условий для проявления и развития интеллектуальной одаренности детей.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Признание коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными обучающимися является одним из приоритетных направлений в работе школы.
Организация постоянной работы по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе с целью неуклонного снижения учебной и психологической нагрузки учащихся, охрана здоровья учеников.

Ожидаемые результаты.

Результатами творческой деятельности НОУ являются: презентации, рефераты, проекты, учебно-экологическая тропа, выступления на школьных конференциях, районных семинарах, конкурсах.

Исследовательская работа ведется в различных предметных  кружках.
При проведении исследований  обучающиеся должны изучить и научиться пользоваться всеми доступными компьютерными программами, которые изучаются не только на уроках информатики, но и на дополнительных занятиях.

Исследовательская работа предполагает индивидуальный темп и способ продвижения, обеспечивая при этом достаточно высокий уровень знания.

Процесс реализации ученической исследовательской деятельности в школе представляется возможным изобразить в виде этапов, каждый их которых выполняет определенную функцию.

Этап 1. Является самым сложным:

– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой, диагностика способности к общению на уровне ученик – ученик, ученик – учитель и т.д.;

– анализ полученных результатов;

– формирование коррекционных групп;

– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т.д.);

– рефлексия (анализ динамики изменений);

– мониторинг.

Вся работа на первом этапе преследует цель ориентации ребенка на успех.

Этап 2. Выбор тем, определение проблем, постановка задач, определение научных результатов.

Этап 3. Индивидуальная работа педагогов с учащимися-исследователями (уровень сотрудничества). Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научных руководителей.

Этап 4. Оформление обучающимися выполненных исследований, работают на компьютерах в кабинете информатики в школе. Рецензии научных руководителей.

Этап 5. Итог исследовательской работы – ежегодная научно-практическая конференция в школе, в работе которой принимают участие не только юные исследователи, но и ученые, студенты-выпускники школы, родители обучающихся. По результатам работ, представленных на секциях, Экспертный совет подводит итоги работ конференции, определяет победителей, награждает всех, выступивших с защитой работ.

Содержание программы

1.Введение.

Проведение организационного собрания. Обсуждение и утверждение названия, девиза. Образование предметных секций.
2.Исследовательские возможности учащихся. Мотивация.

Диагностика учащихся. Анализ диагностических материалов участия в НОУ. 
3.Виды переработки текста. Виды научных работ.

Библиотечный урок. Как работать с научной литературой. 
Обучение работе с литературными источниками, научной литературой Памятки.

 4. Структура ученического исследования.

Как оформить научную работу. Знакомство с требованиями по оформлению исследовательских работ. Памятки.

5.Научно – исследовательская работа в форме проекта.

 Использование имеющихся знаний в выполнении заданий 
повышенной сложности. Стенная газета. 

6. Методические написания чернового варианта.

Тематика творческих и исследовательских работ. Обсуждение по тематике работ, составление плана. Памятки, образцы.

7.Редактирование исследовательской работы.

Индивидуальные консультации по написанию исследовательских работ. Оказание индивидуальной помощи учащимся по написанию и оформлению работ. Оформление творческих и исследовательских работ.

8. Защита курсовых работ.

Подготовка и проведение классного тура научной конференции. Отбор лучших работ на школьную научную конференцию.

9.Заключение.

Итоги работы за год. Анализ работы за учебный год. Парад секций НОУ. Праздничные газеты.



Состав участников НОУ «Экологический эрудит»:

Руководитель Кокоркина Лидия Дмитриевна, учитель начальных классов.

Ф. И. участника

Тема

1

Бадамшин Артем

«Воздух и ее охрана»

2

Бикмаева Камиля

«Здоровье реки -здоровье человека. Какую воду мы пьем »

3

Зибунина Анастасия

«ГМО- великое достижение прогресса или вред?»

4

Кондрашкина Алиса

«Экологический светофор» 


5

Мифтахова Зилия

«Жизнь пластиковой бутылки»

6

Оралина Елизавета

«Экологическая безопасность»

7

Савинова Арианна

«Экология и здоровье человека»

8

Смирнова Алиса

«Экология в русских народных сказках»





Тематическое планирование занятий НОУ

Тема

Дата

Форма занятия

Методы и формы работы

Деятельность учащихся

Ответственный

1

Введение. Образование предметных секций.

07.09

Лекция

Словесные, частично поисковые.

Участие в беседе, осознание важности участия.

Кокоркина Л.Д.

2

Исследовательские возможности учащихся. Мотивация.

12.10

Исследование

Беседа, тестирование.

Участие в беседе, выполнение тестирования.

Кокоркина Л.Д.

3

Виды переработки текста. Виды научных работ.

15.11

Диспут

Работа с текстом

Слушание, участие в диспуте.

Кокоркина Л.Д.

4

Структура ученического исследования.

14.12

Лекция

Индивидуальная работа

Составление плана работы над исследованием.

Кокоркина Л.Д.

5

Научно – исследовательская работа в форме проекта.

18.01

Беседа

Исследовательские

Создание и ведение дневника.

Кокоркина Л.Д.

6

Методические написания чернового варианта.

15.02

Консультация

Аналитическая работа

Классификация материала.

Кокоркина Л.Д.

7

Редактирование исследовательской работы.

15.03

Консультация

Индивидуальная

Обор информации.

Кокоркина Л.Д.

8

Защита курсовых работ.

15.04

Защита работы

Словесная, демонстрация.

Представление результатов.

Кокоркина Л.Д.

9

Заключение.

17.05

Круглый стол

Словесная

Представление результатов.

Кокоркина Л.Д.




Отчет НОУ «Экологический эрудит».

Учитель Кокоркина Л, Д.

Класс 3 А

Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.

В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

В начале года участники НОУ выбрали темы для исследований. В течении продолжительного времени ребята готовят материал по своей теме. Темы разнообразные :«Воздух и ее охрана», «Здоровье реки -здоровье человека. Какую воду мы пьем », «ГМО- великое достижение прогресса или вред?», «Экологический светофор», «Жизнь пластиковой бутылки»,«Экологическая безопасность», «Экология и здоровье человека», «Экология в русских народных сказках».

Кроме этого на занятиях отгадываем загадки про природу и сочиняем сами загадки , пробуем сочинять стихи и акростихи на экологическую тему. Особенно нравится участникам задачи на экологическую тему. Такие задачи иногда решаем и на уроках математики. Свое творчество неоднократно ребята отправляли в газету «Антошка». При подготовке на конкурс «Симбирский эрудит» велась работа по текстам по родному краю с экологическим направлением. Огромное внимание уделялось текстам, где описывались редкие растения и животные, причины их исчезновения и нужно было высказать свое отношение к этой проблеме. меры их сохранения. Большая работа велась к подготовке интеллектуальной краеведческой игре «Симбик». Ребята подбирали материал по направлениям, анализировали, давали консультации другим участникам. Отлично справились с заочной викториной (Оралина Л.), были приглашены на очный тур. Итог 1 место в городском конкурсе «Симбик» (29.01.18. ).Ребята участвовали в мероприятии «Путешествие по родному краю», организованным ЦДТТ (04.02.18).Получили сертификат за участие.

Практические занятия : «Мусор вокруг нас», «Чисто не там где убирают, а где не мусорят», «Делаем кормушки для птиц», «Можно ли пить воду из-под крана?», «Зеленый уголок класса», « Следим за проветриванием», «Чистый, опрятный вид- залог здорового школьника» и др.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!