Отдел образования Ленинского в г. Донецке совета
Учебно-воспитательный комплекс «Гармония»
Программа
научно-практической работы по теме:
Проблема развития школьников средствами иностранного языка
( Из опыта работы)
Разработала
учитель немецкого языка
УВК «Гармония»
Бабцева Н.В.,
высшая категория,
«учитель-методист»
Одобрено
на заседании МО
учителей иностранного языка
гуманитарной гимназии
«Гармония»
протокол № 2 от 16.10.2011г.
Одобрено
на заседании РМО
учителей немецкого языка
Ленинского района
протокол № 4 от 4.01.2012г.
г. Донецк
Проблема развития школьников средствами иностранного языка
Научно-практическая работа (программа)
I Цель научно-практической работы:
Разработать и реализовать технологии УВП, программу индивидуального развития учащихся, которые проявляют интерес к изучению иностранного языка, а также направить работу на обеспечение возможности использования законов творчества для усовершенствования содержания учебного материала и методических приёмов обучения всех учащихся.
Разработанные научно-методические подходы к развитию школьников средствами ИЯ должны способствовать становлению личности как субъекта собственного жизнетворчества – личности, способной ориентироваться в условиях быстроменяющегося социума, определять цель собственной деятельности, разработать план и определить благоприятные условия, способы достижения своей цели и нести ответственность перед обществом за результаты своей деятельности. Такая цель адекватна цели, заложенной в правительственных документах: в «Законе об образовании“„ в постановлениях Кабинета Министров Украины от 11.03.1999 №348 «Комплексний план заходів щодо розвитку ЗСОв 1999-2012 рр.» п.34, в приказе МОН Украины «Про організацію навчального процесу у загальноосвітніх НВЗ у 2011-2012 році» и в методических рекомендациях.Облиппо города Донецка
Достижение поставленной в данной программе цели осуществляется посредством внедрения в УВП инновационных личностно ориентированных технологий образовательного процесса:
личностно-ориентированное управление;
личностно-ориентированный урок с интерактивными и интенсивными формами и приемами обучения при овладении речевой компетенцией;
реализация личностного подхода в бальном оценивании УД учащихся;
создание условий, способствующих развитию субъективности учащихся, их жизненному и профессиональному самовыражению.
Объект исследования: УВП – немецкий язык, учащиеся, сотрудничество учителя, учащихся, родителей, психолога, администрации во время УВП.
II Концепция научно-практической работы:
Эффективность УВП в условиях реализации личностного подхода.
Комплексное научно-теоретическое, практическое обеспечение УВП.
Предоставление возможностей для свободного развития и саморазвития каждого учащегося и учителя, полной реализации их творческого потенциала.
Определение профессиональной направленности школьника.
III. Этапы работы
Подготовительный (июнь 2010-сентябрь 2011.
Изучение вопроса, опыта работы других педагогов, определение принципиальных собственных позиций в проведении работы.
Подготовка научно-методического материала, инструментария для работы.
Отработка механизма взаимодействия с психологом, учащимися.
Организационно-прогнозирующий (2011-2012 уч. год)
разработка и реализация научно-практической работы.
Психолого-педагогическое проектирование развития учащегося, создание программы развития учащегося. Отработка взаимодействия механизма ученик-учитель-родители.
Апробация современных технологий УВП по ИЯ.
Разработка и апробация программы собственного развития учащегося, самоанализ.
Рефлексия учебных лет.
Внедрение технологического тестирования для выявления динамики учащегося в контексте темы н.-п. работы.
Развивающе- формирующий (2011-2012, 2012-20113 2013-2014 уч. год)
Реализация научно-практической работы.
Отработка с учащимися II-III ступеней действий, с помощью которых реализуется само становление личности, прогнозируется жизненный путь, освоение учащимися «Я» - концепция.
Коррекция рабочего материала, индивидуальной образовательной траектории учащегося.
Создание комфортных условий для развития личности учащегося.
Рефлексия учебного времени.
Обобщающий (январь 2014-июнь 2016)
Анализ (количественный, качественный, теоретическо-методологический) и обобщение результатов научно-практической работы.
Оформление методических рекомендаций по данным результатам, (описание опыта). 2014-2016, публикация
IV База научно-практической работы
Базой научно-практической работы является гуманитарная гимназия «Гармония» г. Донецка, классы, в которых преподается немецкий язык, учебные заведения Ленинского района, которые могут использовать результаты научно-методических и практических наработок.
Технико-методическая основа: Конституция Украины, «Національна Доктрина розвитку освіти України у ХХІ столітті», Конвенція ООН «Про права дитини», Закон «Про освіту», Державна національна програма «ДІіти України», творческое наследие В.А. Сухомлинского, И.А. Зимней, А.В.Хуторского, А.Якиманской, С.Подмазина, В.А.Шаталова, Програма. Нiмецька мова 2-12 класи. –К: Шкільний світ, 2001, К.Перун –Ірпень, 2005, Програма для ЗНЗ 10- 11 класи „ Іноземна мова“,- КиЇв ,2010.,Держстандарт 2013р..
V Ожидаемые позитивные результаты работы
5.1. Создание оптимальных условий для развития личности учащегося в процессе преподавания немецкого языка (ИЯ).
5.2. Создание, внедрение и апробация программы развития и саморазвития для заинтересованных ИЯ детей.
5.2.1 Уровень профессионального самовыражения школьников по соответствующим критериям.
№ | Критерии | Показатели результативности |
1 | Когнитивный | знания по предмету; знания о своих качествах; знания о выбранной профессии; знания о вариативности путей профессионального самовыражения. |
2 | Мотивационно-ценностный | положительное отношение к предмету и к будущей профессии, требующей знания иностранного языка; адекватное отношение к себе (самостоятельность, уверенность в себе, стремление к преодолению трудностей); оценивание своей деятельности на разных этапах обучения; творческое отношение к деятельности. |
3 | Деятельно-прогностический | способность к самореализации; ориентация на креативность, стремление к освоению новых способов деятельности; способность найти помощников (среди педагогов, психологов, родителей, друзей, знакомых); способность к самоанализу, самообразованию, саморегуляции. |
5.2.2. Личность учителя с высоким уровнем культуры, профессионализма, со стремлением внедрять в жизнь высокие идеалы добра, красоты, истины, справедливости, кредо которого звучит так: «Педогогика должна быть экологически чистой».
5.3. Разработка и публикация методологического материала, методических рекомендаций по практической деятельности для учителей и учащихся.
5.4. Создание в районе опорной школы по данному направлению с учётом основных направлений реформирования образования по иностранному языку в Украине.
VI Научно-педагогические принципы
Гуманный характер образования, личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию.
Принцип открытости.
Принцип деятельностного подхода.
Принцип обратной связи.
Принцип информативности.
Принцип стимулирования труда учащегося.
VII Методы научно-практической работы
VIII Новизна научно-практической работы
Практическая проверка системы педагогических приёмов личностно-ориентированного обучения и воспитания.
Практическая проверка деятельности программы развития и саморазвития ребёнка.
Выделение организационно-педагогических, психологических критериев эффективности средств и приёмов личностно-ориентированного подхода к УВП в рамках проблемы «развитие школьников средствами иностранного языка».
IX Критерии оценивания результатов
Педагогический
Показатели: (мониторинг):
уровень обученности (СОУ);
результаты аттестации учащегося;
контрольные срезы;
личная значимость обучения для учащегося;
планирование с учётом интересов учащегося;
образовательная траектория учащегося;
поступление в ВУЗ и т.д.
Психологический
Показатели:
уровень психо-физиологического комфорта субъектов деятельности;
характер отношения к себе учащихся;
характер мотивации их деятельности.
Социально-психологический
Показатели:
Научно-методический
Показатели:
Повышение квалификации учителя посредствам работы в ТГ, на семинарах, в МО
Разнообразие типов уроков, форм, методов обучения, других форм учебной деятельности.
Деятельность во внеклассной работе.
Программа индивидуального развития и саморазвития.
Юридический
Показатели:
Соответствие учебных планов и программы государственному стандарту в области обучения ИЯ в ОШ.
Наличие у педагога юридических актов об образовании.
Реализация прав ребёнка на получение образования в соответствии с его интересами, потребностями и возможностями.
Комментарий
Данная программа способствовала концентрации внимания педагога на определенном круге вопросов по теории и методике обучения иностранному языку. Она послужила мне своеобразным ориентиром в усовершенствовании своей профессиональной деятельности. Цель была поставлена и достигнута,
7