СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа наставничества по направлению «Учитель-ученик»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа наставничества расчитана на детей 4-7 классов и направлена на развитие творческого потенциала.

Просмотр содержимого документа
«Программа наставничества по направлению «Учитель-ученик»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 29»













Программа наставничества

по направлению

«Учитель-ученик»





Программу составила: Сырбу Т.А.









д.Шумаки, 2021 год

Содержание

1. Пояснительная записка. 3

2. Цели и задачи программы 4

3. Ожидаемые результаты 4

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА 6

Анкета наставляемого 8

Анкета наставника 9

Примерная форма дневника 10

Примерная структура плана работы наставника с наставляемым 10

Образец соглашения с наставником 11





  1. Пояснительная записка.


Настоящая программа наставничества разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 18.11.2020 г. № 01/2428 «Об утверждении работы по внедрению региональной целевой модели наставничества в Челябинской области», в целях достижения сквозного результата федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы», национального проекта «Образование», распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 г. № P-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организации, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опыта между обучающимися», приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 14.08.2020 г. № 01/1739 «Об утверждении Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области», приказа Управления образования Коркинского муниципального района от 25.11.2020 г. № 544 «Об организации работы по внедрению региональной целевой модели наставничества в образовательных организациях Коркинского муниципального района».

В программе используются следующие понятия и термины:

Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».

Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Куратор – сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.

Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.

Методология наставничества – система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.

Активное слушание – практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д.

Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым.

Буллинг – проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга - кибербуллинг, травля в социальных сетях.

Метакомпетенции – способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.

Тьютор – в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом.

Благодарный выпускник – выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует, организует стажировки и т.д.).

Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) – сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют ради этой цели.


  1. Цели и задачи программы


Цель: разносторонняя помощь детям с особыми образовательными/социальными потребностями, а также помощь в адаптации к новым условиям.

Задачи:

 раскрывать потенциал каждого наставляемого, формировать жизненные ориентиры у обучающихся, адаптацию в новом учебном коллективе;

 повышать мотивацию к учебе и улучшению образовательных результатов;

 формировать ценности и активную гражданскую позицию наставляемого;

 развивать гибкие навыки, лидерские качества, метакомпетенции;

 создавать условия для осознанного выбора профессии и формировать потенциал для построения успешной карьеры;

 разносторонне поддерживать обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.


  1. Ожидаемые результаты


Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы МБОУ «ООШ №29», что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Обучающиеся – наставляемые подросткового возраста получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.

Среди оцениваемых результатов:

● повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса и школы;

● рост интереса к обучению, осознание его практической значимости, связи с реальной жизнью, что влечет за собой снижение уровня стресса или апатии;

● количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов;

● численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;

● рост вовлеченности обучающихся в жизнь школы;

● рост подготовленности обучающихся к жизни, которая ждет их после окончания обучения;

● обучающиеся преодолеют вынужденную замкнутость образовательного процесса и получат представление о реальном мире, своих перспективах и способах действия;

Вариации ролевых моделей внутри формы «учитель – ученик» могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника:

● взаимодействие «учитель – неуспевающий ученик», классический вариант педагогической и психологической поддержки обучающегося для достижения лучших образовательных результатов, раскрытие его потенциала, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, преодоление дезориентации обучающегося в образовательном процессе, адаптации его в школьном коллективе. В качестве наставника выступает классный руководитель, который работает в тесном контакте с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом;

● взаимодействие «учитель – пассивный ученик», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих навыков, формирование жизненных ориентиров у обучающегося, формирование ценностей и активной гражданской позиции. В качестве наставника выступает классный руководитель.

● взаимодействие «учитель – одаренный ученик», в процессе которого происходит психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого потенциала наставляемого, совместная работа над проектом и т.д. В качестве наставника может выступать классный руководитель или учитель-предметник, в общении с которым наставляемый хотел бы повысить свой творческий потенциал;

● взаимодействие «учитель – ребенок с ОВЗ/ребенок-инвалид», в процессе которого происходит педагогическая и психологическая поддержка такого ученика, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, развитие его творческих и коммуникативных навыков, адаптация в школьном коллективе. В качестве наставника выступает классный руководитель, который работает в тесном контакте с учителями предметниками, психологом, социальным педагогом, методистом.

Область применения в рамках образовательной программы: взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности – консультации по предметам, отработка умений и навыков, устранение пробелов в знаниях обучающегося, беседы, знакомство с дополнительной литературой, с ресурсами Интернета по определенным темам, подготовка к конкурсам и олимпиадам, участие в конкурсах и олимпиадах, проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа, подготовка к мероприятиям школьного сообщества, совместные походы на спортивные и культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач адаптации) и т.д.




ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА

Форма наставничества: «учитель-ученик»

Ф.И., класс наставляемого: Сырбу Ростислав, 4 класс

Ф.И.О, должность наставника: Сырбу Татьяна Александровна, учитель информатики

Срок осуществления плана: с «11» января 2023 г. по «31» декабря 2023 г.

Месяц

Содержание работы

Январь

  1. Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений развития;

  2. Провести диагностическую/развивающую беседу тем консультаций с наставником с наставником, для уточнения зон развития;

  3. Познакомить учащегося с образовательными платформами «Яндекс учебник», «Цифровая наука» и «Учи.ру».

Февраль

  1. Решение олимпиадных заданий

  2. Подготовка и участие в конкурсе рисунков посвященному 23 февраля

Март

  1. Участие в XVI Международном конкурсе научных и творческих работ для школьников на образовательной платформе «Цифровая наука»;

  2. Подготовка и участие в конкурсе «Лучшая социальная реклама о пользе чтения книг».

Апрель

  1. Участие в беседе «Цифровой ликбез»;

  2. Подготовка и участие в конкурсе «Созвездие талантов»

  3. Подготовка и участие в конкурсе «Юные техники и изобретатели»

Май

  1. Подготовка и участие в творческом конкурсе «Я люблю, тебя Россия»;

  2. А также подготовка и участие в празднике посвященном 9 мая.

Сентябрь

  1. Решение олимпиадных заданий

  2. Решение заданий на развитие функциональной грамотности

Октябрь

  1. Решение заданий на развитие критического мышления

  2. Подготовка к муниципальному этапу ВСОШ

Ноябрь

  1. Выполнение заданий на платформе «Яндекс учебник»;

  2. Подготовка к олимпиаде на платформе «Яндекс учебник».

Декабрь

  1. Решение заданий на развитие функциональной грамотности

  2. Выполнение заданий на платформе «Учи.ру»

  3. Выполнение проверочных работ на платформе «Яндекс учебник»

Также в течение учебного года возможно участие в дополнительных конкурсных работах, совместно с наставником.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА

Форма наставничества: «учитель-ученик»

Ф.И., класс наставляемого: Данилов Никита, 7 класс

Ф.И.О, должность наставника: Сырбу Татьяна Александровна, учитель информатики

Срок осуществления плана: с «11» января 2023 г. по «31» декабря 2023 г.

Месяц

Содержание работы

Январь

  1. Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений развития;

  2. Провести диагностическую/развивающую беседу тем консультаций с наставником с наставником, для уточнения зон развития;

  3. Познакомить учащегося с образовательными платформами «Яндекс учебник», «Цифровая наука» и «Учи.ру».

Февраль

  1. Решение олимпиадных заданий

  2. Подготовка и участие в конкурсе научных проектов «Шаг в будущее»

Март

  1. Участие в XVI Международном конкурсе научных и творческих работ для школьников на образовательной платформе «Цифровая наука»;

  2. Проведение бесед с целью выявления образовательных потребностей, а также консультация по возникающим вопросам.

Апрель

  1. Участие в беседе «Цифровой ликбез»;

  2. Решение заданий на развитие функциональной и читательской грамотности

Май

  1. Подготовка и участие в творческом конкурсе «Я люблю, тебя Россия»;

  2. А также подготовка и участие в празднике посвященном 9 мая.

Сентябрь

  1. Решение олимпиадных заданий

  2. Решение заданий на развитие функциональной грамотности

Октябрь

  1. Решение заданий на развитие критического мышления

  2. Подготовка к муниципальному этапу ВСОШ

Ноябрь

  1. Выполнение заданий на платформе «Яндекс учебник»;

  2. Подготовка к олимпиаде на платформе «Яндекс учебник».

Декабрь

  1. Решение заданий на развитие функциональной грамотности

  2. Выполнение заданий на платформе «Учи.ру»

  3. Выполнение проверочных работ на платформе «Яндекс учебник»

Также в течение учебного года возможно участие в дополнительных конкурсных работах, совместно с наставником.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА

Форма наставничества: «учитель-ученик»

Ф.И., класс наставляемого: Ожигина Александра, 7 класс

Ф.И.О, должность наставника: Сырбу Татьяна Александровна, учитель информатики

Срок осуществления плана: с «11» января 2023 г. по «31» декабря 2023 г.

Месяц

Содержание работы

Январь

  1. Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений развития;

  2. Провести диагностическую/развивающую беседу тем консультаций с наставником с наставником, для уточнения зон развития;

  3. Познакомить учащегося с образовательными платформами «Яндекс учебник», «Цифровая наука» и «Учи.ру».

Февраль

  1. Решение олимпиадных заданий

  2. Проведение бесед направленных на выявление образовательных потребностей и консультация по возникающим вопросам.

Март

  1. Участие в XVI Международном конкурсе научных и творческих работ для школьников на образовательной платформе «Цифровая наука»;

  2. Подготовка и участие в конкурсе «Ученик года 2023», на платформе «Цифровая наука»

Апрель

  1. Участие в беседе «Цифровой ликбез»;

  2. Подготовка и участие в конкурсе «Созвездие талантов»

Май

  1. Подготовка и участие в творческом конкурсе «Я люблю, тебя Россия»;

  2. А также подготовка и участие в празднике посвященном 9 мая.

Сентябрь

  1. Решение олимпиадных заданий

  2. Решение заданий на развитие функциональной грамотности

Октябрь

  1. Решение заданий на развитие критического мышления

  2. Подготовка к муниципальному этапу ВСОШ

Ноябрь

  1. Выполнение заданий на платформе «Яндекс учебник»;

  2. Подготовка к олимпиаде на платформе «Яндекс учебник».

Декабрь

  1. Решение заданий на развитие функциональной грамотности

  2. Выполнение заданий на платформе «Учи.ру»

  3. Выполнение проверочных работ на платформе «Яндекс учебник»

Также в течение учебного года возможно участие в дополнительных конкурсных работах, совместно с наставником.

Приложение 1

ДИАГНОСТИКА

Анкета наставляемого
  1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]

  2. Если да, то где?

Инструкция

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.



3. Ожидаемый уровень комфорта при общении с наставником

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, будут

личные встречи с наставником?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, будут

групповые встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6. Какой уровень поддержки Вы ожидаете от наставника?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7. Насколько Вы нуждаетесь в помощи наставника?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8. Насколько понятным, согласно Вашим ожиданиям, должен

быть план, выстроенный наставником?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9. Насколько Вам важно ощущение безопасности при работе с

наставником?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10. Насколько Вам важно обсудить и зафиксировать ожидания

наставника?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11. Ожидаемые после завершения проекта перемены в Вашей

жизни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12. Ожидаемая полезность проекта для Вас

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



  1. Что Вы ожидаете от программы?





  1. Что для Вас является особенно ценным в программе?





  1. Вы рады, что участвуете в программе? [да/нет]






Анкета наставника
  1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]

  2. Если да, то где?

Инструкция

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.

3. Насколько комфортным Вам представляется общение с

наставляемым?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Насколько Вы можете реализовать свои лидерские

качества в программе?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Насколько могут быть полезны/интересны групповые

встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6. Насколько могут быть полезны/интересны личные

встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7. Насколько Ваша работа зависит от предварительного

планирования (разработанного Вами)?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8. Насколько Вы собираетесь придерживаться плана?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9. Ожидаемая включенность наставляемого в процесс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10. Ожидаемый уровень удовлетворения от совместной

работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11. Ожидаемая полезность проекта для Вас и Вашего

наставляемого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



  1. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?





  1. Что в программе является наиболее ценным для Вас?





14. Насколько важным/необходимым является обучение

наставников?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



15. Вы рады, что участвуете в программе? [да/нет]








Примерная форма дневника



Документация наставника

Приложение 2.

ФИО наставника Возраст Домашний адрес Контактные телефоны ФИО наставляемого Контактный телефон Наименование организации Возраст Класс

Домашний адрес ФИО родителей Домашний адрес

Дата встречи

Планирование форм

деятельности

Ожидаемый

результат

Анализ ситуации

при встречи

















Дневник заполняется наставником еженедельно, планирование, ожидаемый результаты вносятся до очередной встречи. Наставник анализирует ситуацию после прошедшей встречи. Примерная форма отчета наставника

Что проводилось?

С какой целью?

Отношение

наставляемого

Что получилось?














Примерная структура плана работы наставника с наставляемым
  1. Форма (ролевой вариант) наставничества

  2. характеристика наставляемого

  3. цель

  4. Планируемые (ожидаемые результаты)

А) знания, умения, навыки, интересы, мотивы ребенка

Б) собственные профессиональные знания, умения , навыки (наставника)

  1. Анализ имеющихся условий:

А) условия ОО

Б) условия семьи

В) знания, умения, опыт наставника

Г) организационные, методические, материально–технические предполагаемые возможности

  1. Задачи

  2. Содержание деятельности (примерные направления)

  • работа с подростком – поиск точек соприкосновений и возможностей для сотрудничества, трудности и проблемы, связанные с поведением, с отношениями со сверстниками и т.д.

  • работа с подростком по повышению мотивации к обучению, получению дальнейшего образования

  • работа с подростком по индивидуальному учебному маршруту, профориентации, трудоустройству


Проблема

Дело

Срок

Результат





Наставник

Куратор


Образец соглашения с наставником

ФИО

Дата

Давая согласие на участие в программе наставничества, реализуемой в



Я соглашаюсь с нижеследующими условиями и обязуюсь:

-соблюдать все правила и принципы программы наставничества и условия данного соглашения;

-быть гибким и обеспечивать моему наставляемому необходимую поддержку и советы, чтобы помочь ему в преодолении жизненных трудностей;

-взять на себя обязательство работать с моим наставляемым на протяжении 9 месяцев;

-проводить не менее 8 часов в месяц с наставляемым;

-проводить примерно по 2 часа в неделю с наставляемым;

-получать у родителей (законных представителей) разрешение на встречу с наставляемым за три дня до предполагаемого времени встречи;

  • проходить на запланированные встречи вовремя или предупреждать наставляемого по телефону, если встреча отменяется по каким – то причинам;

  • подавать ежемесячные отчеты о времени и содержании встреч, состоявшихся мероприятий куратору наставничества в ОО, а так же регулярно общаться с куратором по его просьбе;

  • информировать куратора проекта обо всех трудностях и проблемах, возникших в ходе развития отношений;

  • сохранять в тайне конфиденциальную информацию, доверенную мне наставляемым, кроме случаев, когда такая информация представляет угрозу него или для других лиц;

  • соблюдать правила безопасности в присутствии наставляемого и иметь копию его полиса медицинского страхования во время всех совместных поездок;

-никогда не употреблять алкогольные напитки, табачные изделия, сильнодействующие препараты в присутствии наставляемого;

  • принять участие в процедуре завершения отношений;

  • уведомить куратора в случае каких – либо изменений адреса, номера телефона или места работы;

  • посещать обучающие семинары для наставников в течение всего срока участия в программе.

Я понимаю, что любые контакты с наставляемым вне рамок проекта в будущем допускаются только при согласии наставляемого при обязательном информировании об этом родителей (законных представителей).

Я согласен выполнять все условия и положения программы наставничества, а так же любые

другие условия, в соответствии с указаниями куратора, как в настоящем, так и в будущем. Сведения о наставнике:

ФИО

Дата рождения

Адрес

Паспорт



Подпись

Дата

Куратор программы




Приложение 3

СПИСОК РЕСУРСОВ




Скачать

© 2023, 989 42

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!