Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 29»
Программа наставничества
по направлению
«Учитель-ученик»
Программу составила: Сырбу Т.А.
д.Шумаки, 2021 год
Содержание
1. Пояснительная записка. 3
2. Цели и задачи программы 4
3. Ожидаемые результаты 4
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА 6
Анкета наставляемого 8
Анкета наставника 9
Примерная форма дневника 10
Примерная структура плана работы наставника с наставляемым 10
Образец соглашения с наставником 11
Пояснительная записка.
Настоящая программа наставничества разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 18.11.2020 г. № 01/2428 «Об утверждении работы по внедрению региональной целевой модели наставничества в Челябинской области», в целях достижения сквозного результата федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы», национального проекта «Образование», распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 г. № P-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организации, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опыта между обучающимися», приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 14.08.2020 г. № 01/1739 «Об утверждении Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области», приказа Управления образования Коркинского муниципального района от 25.11.2020 г. № 544 «Об организации работы по внедрению региональной целевой модели наставничества в образовательных организациях Коркинского муниципального района».
В программе используются следующие понятия и термины:
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор – сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Методология наставничества – система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Активное слушание – практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д.
Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым.
Буллинг – проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга - кибербуллинг, травля в социальных сетях.
Метакомпетенции – способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.
Тьютор – в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом.
Благодарный выпускник – выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует, организует стажировки и т.д.).
Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) – сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют ради этой цели.
Цели и задачи программы
Цель: разносторонняя помощь детям с особыми образовательными/социальными потребностями, а также помощь в адаптации к новым условиям.
Задачи:
раскрывать потенциал каждого наставляемого, формировать жизненные ориентиры у обучающихся, адаптацию в новом учебном коллективе;
повышать мотивацию к учебе и улучшению образовательных результатов;
формировать ценности и активную гражданскую позицию наставляемого;
развивать гибкие навыки, лидерские качества, метакомпетенции;
создавать условия для осознанного выбора профессии и формировать потенциал для построения успешной карьеры;
разносторонне поддерживать обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Ожидаемые результаты
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы МБОУ «ООШ №29», что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Обучающиеся – наставляемые подросткового возраста получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
Среди оцениваемых результатов:
● повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса и школы;
● рост интереса к обучению, осознание его практической значимости, связи с реальной жизнью, что влечет за собой снижение уровня стресса или апатии;
● количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов;
● численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;
● рост вовлеченности обучающихся в жизнь школы;
● рост подготовленности обучающихся к жизни, которая ждет их после окончания обучения;
● обучающиеся преодолеют вынужденную замкнутость образовательного процесса и получат представление о реальном мире, своих перспективах и способах действия;
Вариации ролевых моделей внутри формы «учитель – ученик» могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника:
● взаимодействие «учитель – неуспевающий ученик», классический вариант педагогической и психологической поддержки обучающегося для достижения лучших образовательных результатов, раскрытие его потенциала, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, преодоление дезориентации обучающегося в образовательном процессе, адаптации его в школьном коллективе. В качестве наставника выступает классный руководитель, который работает в тесном контакте с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом;
● взаимодействие «учитель – пассивный ученик», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих навыков, формирование жизненных ориентиров у обучающегося, формирование ценностей и активной гражданской позиции. В качестве наставника выступает классный руководитель.
● взаимодействие «учитель – одаренный ученик», в процессе которого происходит психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого потенциала наставляемого, совместная работа над проектом и т.д. В качестве наставника может выступать классный руководитель или учитель-предметник, в общении с которым наставляемый хотел бы повысить свой творческий потенциал;
● взаимодействие «учитель – ребенок с ОВЗ/ребенок-инвалид», в процессе которого происходит педагогическая и психологическая поддержка такого ученика, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, развитие его творческих и коммуникативных навыков, адаптация в школьном коллективе. В качестве наставника выступает классный руководитель, который работает в тесном контакте с учителями предметниками, психологом, социальным педагогом, методистом.
Область применения в рамках образовательной программы: взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности – консультации по предметам, отработка умений и навыков, устранение пробелов в знаниях обучающегося, беседы, знакомство с дополнительной литературой, с ресурсами Интернета по определенным темам, подготовка к конкурсам и олимпиадам, участие в конкурсах и олимпиадах, проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа, подготовка к мероприятиям школьного сообщества, совместные походы на спортивные и культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач адаптации) и т.д.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА
Форма наставничества: «учитель-ученик»
Ф.И., класс наставляемого: Сырбу Ростислав, 4 класс
Ф.И.О, должность наставника: Сырбу Татьяна Александровна, учитель информатики
Срок осуществления плана: с «11» января 2023 г. по «31» декабря 2023 г.
Месяц | Содержание работы |
Январь | Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений развития; Провести диагностическую/развивающую беседу тем консультаций с наставником с наставником, для уточнения зон развития; Познакомить учащегося с образовательными платформами «Яндекс учебник», «Цифровая наука» и «Учи.ру». |
Февраль | Решение олимпиадных заданий Подготовка и участие в конкурсе рисунков посвященному 23 февраля |
Март | Участие в XVI Международном конкурсе научных и творческих работ для школьников на образовательной платформе «Цифровая наука»; Подготовка и участие в конкурсе «Лучшая социальная реклама о пользе чтения книг». |
Апрель | Участие в беседе «Цифровой ликбез»; Подготовка и участие в конкурсе «Созвездие талантов» Подготовка и участие в конкурсе «Юные техники и изобретатели» |
Май | Подготовка и участие в творческом конкурсе «Я люблю, тебя Россия»; А также подготовка и участие в празднике посвященном 9 мая. |
Сентябрь | Решение олимпиадных заданий Решение заданий на развитие функциональной грамотности |
Октябрь | Решение заданий на развитие критического мышления Подготовка к муниципальному этапу ВСОШ |
Ноябрь | Выполнение заданий на платформе «Яндекс учебник»; Подготовка к олимпиаде на платформе «Яндекс учебник». |
Декабрь | Решение заданий на развитие функциональной грамотности Выполнение заданий на платформе «Учи.ру» Выполнение проверочных работ на платформе «Яндекс учебник» |
Также в течение учебного года возможно участие в дополнительных конкурсных работах, совместно с наставником.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА
Форма наставничества: «учитель-ученик»
Ф.И., класс наставляемого: Данилов Никита, 7 класс
Ф.И.О, должность наставника: Сырбу Татьяна Александровна, учитель информатики
Срок осуществления плана: с «11» января 2023 г. по «31» декабря 2023 г.
Месяц | Содержание работы |
Январь | Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений развития; Провести диагностическую/развивающую беседу тем консультаций с наставником с наставником, для уточнения зон развития; Познакомить учащегося с образовательными платформами «Яндекс учебник», «Цифровая наука» и «Учи.ру». |
Февраль | Решение олимпиадных заданий Подготовка и участие в конкурсе научных проектов «Шаг в будущее» |
Март | Участие в XVI Международном конкурсе научных и творческих работ для школьников на образовательной платформе «Цифровая наука»; Проведение бесед с целью выявления образовательных потребностей, а также консультация по возникающим вопросам. |
Апрель | Участие в беседе «Цифровой ликбез»; Решение заданий на развитие функциональной и читательской грамотности |
Май | Подготовка и участие в творческом конкурсе «Я люблю, тебя Россия»; А также подготовка и участие в празднике посвященном 9 мая. |
Сентябрь | Решение олимпиадных заданий Решение заданий на развитие функциональной грамотности |
Октябрь | Решение заданий на развитие критического мышления Подготовка к муниципальному этапу ВСОШ |
Ноябрь | Выполнение заданий на платформе «Яндекс учебник»; Подготовка к олимпиаде на платформе «Яндекс учебник». |
Декабрь | Решение заданий на развитие функциональной грамотности Выполнение заданий на платформе «Учи.ру» Выполнение проверочных работ на платформе «Яндекс учебник» |
Также в течение учебного года возможно участие в дополнительных конкурсных работах, совместно с наставником.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА
Форма наставничества: «учитель-ученик»
Ф.И., класс наставляемого: Ожигина Александра, 7 класс
Ф.И.О, должность наставника: Сырбу Татьяна Александровна, учитель информатики
Срок осуществления плана: с «11» января 2023 г. по «31» декабря 2023 г.
Месяц | Содержание работы |
Январь | Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений развития; Провести диагностическую/развивающую беседу тем консультаций с наставником с наставником, для уточнения зон развития; Познакомить учащегося с образовательными платформами «Яндекс учебник», «Цифровая наука» и «Учи.ру». |
Февраль | Решение олимпиадных заданий Проведение бесед направленных на выявление образовательных потребностей и консультация по возникающим вопросам. |
Март | Участие в XVI Международном конкурсе научных и творческих работ для школьников на образовательной платформе «Цифровая наука»; Подготовка и участие в конкурсе «Ученик года 2023», на платформе «Цифровая наука» |
Апрель | Участие в беседе «Цифровой ликбез»; Подготовка и участие в конкурсе «Созвездие талантов» |
Май | Подготовка и участие в творческом конкурсе «Я люблю, тебя Россия»; А также подготовка и участие в празднике посвященном 9 мая. |
Сентябрь | Решение олимпиадных заданий Решение заданий на развитие функциональной грамотности |
Октябрь | Решение заданий на развитие критического мышления Подготовка к муниципальному этапу ВСОШ |
Ноябрь | Выполнение заданий на платформе «Яндекс учебник»; Подготовка к олимпиаде на платформе «Яндекс учебник». |
Декабрь | Решение заданий на развитие функциональной грамотности Выполнение заданий на платформе «Учи.ру» Выполнение проверочных работ на платформе «Яндекс учебник» |
Также в течение учебного года возможно участие в дополнительных конкурсных работах, совместно с наставником.
Приложение 1
ДИАГНОСТИКА
Анкета наставляемого
Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
Если да, то где?
Инструкция
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3. Ожидаемый уровень комфорта при общении с наставником | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, будут личные встречи с наставником? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, будут групповые встречи? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6. Какой уровень поддержки Вы ожидаете от наставника? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7. Насколько Вы нуждаетесь в помощи наставника? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8. Насколько понятным, согласно Вашим ожиданиям, должен быть план, выстроенный наставником? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9. Насколько Вам важно ощущение безопасности при работе с наставником? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10. Насколько Вам важно обсудить и зафиксировать ожидания наставника? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11. Ожидаемые после завершения проекта перемены в Вашей жизни | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
12. Ожидаемая полезность проекта для Вас | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Что Вы ожидаете от программы?
Что для Вас является особенно ценным в программе?
Вы рады, что участвуете в программе? [да/нет]
Анкета наставника
Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
Если да, то где?
Инструкция
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3. Насколько комфортным Вам представляется общение с наставляемым? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Насколько Вы можете реализовать свои лидерские качества в программе? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Насколько могут быть полезны/интересны групповые встречи? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6. Насколько могут быть полезны/интересны личные встречи? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7. Насколько Ваша работа зависит от предварительного планирования (разработанного Вами)? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8. Насколько Вы собираетесь придерживаться плана? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9. Ожидаемая включенность наставляемого в процесс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10. Ожидаемый уровень удовлетворения от совместной работы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11. Ожидаемая полезность проекта для Вас и Вашего наставляемого | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Что Вы ожидаете от программы и своей роли?
Что в программе является наиболее ценным для Вас?
14. Насколько важным/необходимым является обучение наставников? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
15. Вы рады, что участвуете в программе? [да/нет]
Примерная форма дневника
Документация наставника
Приложение 2.
ФИО наставника Возраст Домашний адрес Контактные телефоны ФИО наставляемого Контактный телефон Наименование организации Возраст Класс
Домашний адрес ФИО родителей Домашний адрес
Дата встречи | Планирование форм деятельности | Ожидаемый результат | Анализ ситуации при встречи |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Дневник заполняется наставником еженедельно, планирование, ожидаемый результаты вносятся до очередной встречи. Наставник анализирует ситуацию после прошедшей встречи. Примерная форма отчета наставника
Что проводилось? | С какой целью? | Отношение наставляемого | Что получилось? |
| | | |
| | | |
| | | |
Примерная структура плана работы наставника с наставляемым
Форма (ролевой вариант) наставничества
характеристика наставляемого
цель
Планируемые (ожидаемые результаты)
А) знания, умения, навыки, интересы, мотивы ребенка
Б) собственные профессиональные знания, умения , навыки (наставника)
Анализ имеющихся условий:
А) условия ОО
Б) условия семьи
В) знания, умения, опыт наставника
Г) организационные, методические, материально–технические предполагаемые возможности
Задачи
Содержание деятельности (примерные направления)
работа с подростком – поиск точек соприкосновений и возможностей для сотрудничества, трудности и проблемы, связанные с поведением, с отношениями со сверстниками и т.д.
работа с подростком по повышению мотивации к обучению, получению дальнейшего образования
работа с подростком по индивидуальному учебному маршруту, профориентации, трудоустройству
Проблема | Дело | Срок | Результат |
| | | |
Наставник
Куратор
Образец соглашения с наставником
ФИО
Дата
Давая согласие на участие в программе наставничества, реализуемой в
Я соглашаюсь с нижеследующими условиями и обязуюсь:
-соблюдать все правила и принципы программы наставничества и условия данного соглашения;
-быть гибким и обеспечивать моему наставляемому необходимую поддержку и советы, чтобы помочь ему в преодолении жизненных трудностей;
-взять на себя обязательство работать с моим наставляемым на протяжении 9 месяцев;
-проводить не менее 8 часов в месяц с наставляемым;
-проводить примерно по 2 часа в неделю с наставляемым;
-получать у родителей (законных представителей) разрешение на встречу с наставляемым за три дня до предполагаемого времени встречи;
проходить на запланированные встречи вовремя или предупреждать наставляемого по телефону, если встреча отменяется по каким – то причинам;
подавать ежемесячные отчеты о времени и содержании встреч, состоявшихся мероприятий куратору наставничества в ОО, а так же регулярно общаться с куратором по его просьбе;
информировать куратора проекта обо всех трудностях и проблемах, возникших в ходе развития отношений;
сохранять в тайне конфиденциальную информацию, доверенную мне наставляемым, кроме случаев, когда такая информация представляет угрозу него или для других лиц;
соблюдать правила безопасности в присутствии наставляемого и иметь копию его полиса медицинского страхования во время всех совместных поездок;
-никогда не употреблять алкогольные напитки, табачные изделия, сильнодействующие препараты в присутствии наставляемого;
принять участие в процедуре завершения отношений;
уведомить куратора в случае каких – либо изменений адреса, номера телефона или места работы;
посещать обучающие семинары для наставников в течение всего срока участия в программе.
Я понимаю, что любые контакты с наставляемым вне рамок проекта в будущем допускаются только при согласии наставляемого при обязательном информировании об этом родителей (законных представителей).
Я согласен выполнять все условия и положения программы наставничества, а так же любые
другие условия, в соответствии с указаниями куратора, как в настоящем, так и в будущем. Сведения о наставнике:
ФИО
Дата рождения
Адрес
Паспорт
Подпись
Дата
Куратор программы
Приложение 3
СПИСОК РЕСУРСОВ