СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа наставничества над молодым специалистом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа наставничества над молодым специалистом»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 1 Брянского района»

Принята на заседании

педагогического совета

Протокол № ___________

от «___»____________2020 г.








«УтверждАЮ»

Директор МБОУ «Лицей №1

Брянского района»

_______________ Л.В. Никитенко

Приказ № ______________

от «___»_____________2020 г.









Программа наставничества

над молодым специалистом

на 2021-2022 учебный год
















Разработала О.А. Семеркова,

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей № 1

Брянского района»









Общие сведения о педагоге-наставнике

Педагог-наставник: Семеркова Ольга Алексеевна

Специальность: учитель начальных классов

Место работы: МБОУ « Лицей № 1 Брянского района»

Педагогический стаж: 16 лет

Квалификационная категория: первая





Общие сведения о молодом специалисте

Молодой специалист: Шупыро Юлия Игоревна

Специальность: учитель начальных классов

Место работы: МБОУ « Лицей № 1 Брянского района»

Стаж работы: 1 год

Квалификационная категория: соответствие занимаемой должности

Пояснительная записка

В условиях модернизации системы образования в Российской Федерации значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:

  • новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым специалистом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;

  • различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;

  • необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.



Становление молодого специалиста, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.



Программа должна помочь становлению молодого специалиста на всех уровнях данного процесса:

  • вхождение в профессиональное образовательное пространство;

  • профессиональное самоопределение;

  • творческая самореализация;

  • проектирование профессиональной карьеры;

  • вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность;

  • самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.



Цель: оказание помощи молодому специалисту в его профессиональном становлении и создание условий для самореализации и приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.



Задачи:

1. Создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе;

2. Оказание методической и практической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно-воспитательной деятельности, в планировании и организации учебной деятельности;

3. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;

4. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании и профессиональном самосовершенствовании.



Основные принципы:

  • Принцип уважения и доверия к человеку.

  • Принцип целостности.

  • Принцип сотрудничества.

  • Принцип индивидуализации.



Основные направления работы:

1.Работа с документацией.

2.Планирование и организация работы по предметам.

3.Планирование и организация воспитательной работы.

4.Работа по самообразованию.

5.Психолого-педагогическая поддержка.

6. Руководство и контроль за деятельностью молодого специалиста.



Виды деятельности в работе с молодым специалистом:

  • Повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки молодого специалиста;

  • Глубокое изучение и освоение молодым специалистом рабочих учебных программ по предметам, требований к современному уроку, научной и методической литературы по школьным предметам;

  • Овладение молодым специалистом комплексным подходом к воспитательной работе; ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; освоение современных требований к внеурочной работе по предмету;

  • Изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности.



Внутришкольный контроль:

1.Обзорный контроль (Сентябрь). Проводится путём посещения уроков и внеклассных мероприятий.



Цель: общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого специалиста.



2.Предупредительный контроль (октябрь, ноябрь).



Цель: выявить и предупредить ошибки в работе молодого специалиста.

3.Повторный контроль (проводится в конце учебного года).



Цель: проверить устранение недостатков, выявленных при обзорном и предупредительном контроле.



Наставник сопровождает и оценивает работу молодого специалиста. Молодой специалист ежемесячно представляет наставнику отчёты о проделанной, согласно индивидуальному плану, работе. Наставник оценивает работу и результаты сообщает руководителю школьного методического объединения.



Обязанности наставника:

1.Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.



2.Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету.



3.Изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения.



4.Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; давать конкретные задания с определённым сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.



5.Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.



6.Личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.



7.Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда.



9.Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчёт по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.









Обязанности молодого специалиста:

1.Изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности.



2.Выполнять план профессионального становления в установленные сроки.



3.Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.



4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.



5.Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.



6.Периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем школьного методического объединения.









































































План работы по организации наставничества.

План наставничества I четверть



Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Форма работы

Результат


Сентябрь- октябрь

1.Нормативно- правовая база школы (программы, ФГОС, методические записки), правила внутреннего распорядка, устав школы.

_ .09.2021

Инструктаж


2.Знакомство с положениями о ведении дневников учащихся, о едином орфографическом режиме к ведению тетрадей и внешнем виде учащихся.

_ .09.2021

Инструктаж.

Практическое занятие.


3. Разработка и изучение рабочих учебных программ и календарно-тематических планов по учебным предметам и рабочей программы воспитания.

_.09.2021-_.09.2021

Практическое занятие.


4.Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию

__.09.2021

Дискуссия










5.Час общения «Основные проблемы молодого учителя в учебной и воспитательной работе»

_10.2021

Выявление затруднений в работе. (анализ)


6. Посещение молодым специалистом уроков педагога-наставника.

октябрь

Обмен опытом.


7.Проектирование содержания родительского собрания.

Тема: «3 класс –шаг за шагом»


23. 09.2021

Практическое занятие.


8. Составление отчётности по окончанию четверти.

27.10.2021

Практическое занятие.


9. Методические рекомендации по ведению классного уголка


Демонстрация уголка класса


10. Чередование творческих поручений (ЧТП) в системе формирования социально-активной, творческой личности


Лекция



План наставничества II четверть


Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Форма работы

Результат

Ноябрь-декабрь

1. Профессиональная этика педагога.

_.11.2021

Беседа с молодым специалистом.


2.Посещение молодым специалистом уроков педагога-наставника.

16.11.2021 23.11.2021

Практическое занятие. Анализ урока.


3. «Современный урок: структура и конструирование».

__.12.2021

Консультация – практикум.


4. Воспитательная деятельность. Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников.

Подготовка КТП ко Дню Матери

В течение четверти



ноябрь

Практическое занятие.


5. Посещение уроков молодого специалиста педагогом-наставником.

11.12.2021-17.12.2021

Практикум. Анализ урока.

Цель: : выявление затруднений, оказания методической помощи.


6. Консультация «Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся»

20.12.2021

Консультация-практикум.


7. Планирование внеурочных занятий. Методика проведения


Консультация.



8. Занятие: «Методика проведения классного часа, внеклассного мероприятия».




9. Занятие: «Способы контроля учебных успехов учащихся (комплексные работы, портфолио)».





План наставничества III четверть


Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Форма работы

Результат


Январь-март



1.Использование современных образовательных технологий в учебном процессе.

_.01.2022

Собеседование


2. Самоанализ урока (знакомство со схемой самоанализа)

_.02.2022

Самоанализ одного из своих уроков.


3. Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся.

_.02.2022

Собеседование. Консультация.


4.Посещение педагогом-наставником уроков молодого специалиста

17.02.2022

27.02. 2022

Цель: выявление затруднений, оказания методической помощи.

Выявление затруднений. Консультация.


5. Домашнее задание: как, сколько, когда. Виды контроля и оценки.

_.03.2022

Практическое занятие


6. Психолого-педагогические требования к проверке, учёту и оценке знаний учащихся

__.03.2022

Практическое занятие


7. Изучение положения о промежуточной аттестации учащихся

_.03.2022

Собеседование



План наставничества IV четверть



Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Форма работы

Результат


Апрель-май



1.Содержание, формы и методы работы педагога с родителями.

__.04.2022

Собеседование, консультация.


2.Анкета «Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе»

_.04.2022

Анкетирование. Выявление затруднений.


3. Выступление по теме самообразования на ШМО

__.05.2022

Анализ своей работы по теме самообразования


4. Посещение педагогом-наставником уроков молодого специалиста.

Апрель – май 2022

Цель: выявления степени владения учебным материалом, методикой работы по предмету

Практическое занятие.


5.Изучение КИМ к промежуточной аттестации

Май 2022.

Изучение КИМ.


6.Анкета «Оценка собственного квалификационного уровня»

20.05.2022

Анкетирование, оценивание.


7. Рефлексия « Мои достижения за прошедший год»

24.05.2022

Рейтинговая оценка




Критерии оценивания педагогической деятельности молодого специалиста учителем-наставником.



1.Теоретическая готовность к практике преподавания:

1) Уровень теоретической подготовки по предметам;

2)Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области преподаваемых предметов.



2.Методическая готовность к практике преподавания:

1) Умение самостоятельно составлять план и конспект урока;

2) Умение вызвать у учащихся интерес к теме урока, к изучаемой проблеме;

3) Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала учащимися;

4) Умение объективно оценивать ответы учащихся;

5) Умение применять разнообразные методы и приёмы изложения нового материала;

6) Умение использовать современные педагогические технологии;

7) Умение поддерживать обратную связь с учащимися в течение всего урока;

8) Умение организовать творческую самостоятельную работу учащихся на уроке;

9) умение стимулировать учащихся к выполнению домашнего задания.



3.Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности:

1)Умение анализировать свою педагогическую деятельность;

2) Умение свободно общаться на уроке;

3) Владеть вербальными и невербальными средствами общения;

4) Наличие чувства уверенности в себе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!