Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 1 Брянского района»
Принята на заседании педагогического совета Протокол № ___________ от «___»____________2020 г. | | «УтверждАЮ» Директор МБОУ «Лицей №1 Брянского района» _______________ Л.В. Никитенко Приказ № ______________ от «___»_____________2020 г. |
Программа наставничества
над молодым специалистом
на 2021-2022 учебный год
Разработала О.А. Семеркова,
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей № 1
Брянского района»
Общие сведения о педагоге-наставнике
Педагог-наставник: Семеркова Ольга Алексеевна
Специальность: учитель начальных классов
Место работы: МБОУ « Лицей № 1 Брянского района»
Педагогический стаж: 16 лет
Квалификационная категория: первая
Общие сведения о молодом специалисте
Молодой специалист: Шупыро Юлия Игоревна
Специальность: учитель начальных классов
Место работы: МБОУ « Лицей № 1 Брянского района»
Стаж работы: 1 год
Квалификационная категория: соответствие занимаемой должности
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в Российской Федерации значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:
новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым специалистом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;
различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;
необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.
Становление молодого специалиста, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.
Программа должна помочь становлению молодого специалиста на всех уровнях данного процесса:
вхождение в профессиональное образовательное пространство;
профессиональное самоопределение;
творческая самореализация;
проектирование профессиональной карьеры;
вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность;
самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Цель: оказание помощи молодому специалисту в его профессиональном становлении и создание условий для самореализации и приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.
Задачи:
1. Создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе;
2. Оказание методической и практической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно-воспитательной деятельности, в планировании и организации учебной деятельности;
3. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
4. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании и профессиональном самосовершенствовании.
Основные принципы:
Принцип уважения и доверия к человеку.
Принцип целостности.
Принцип сотрудничества.
Принцип индивидуализации.
Основные направления работы:
1.Работа с документацией.
2.Планирование и организация работы по предметам.
3.Планирование и организация воспитательной работы.
4.Работа по самообразованию.
5.Психолого-педагогическая поддержка.
6. Руководство и контроль за деятельностью молодого специалиста.
Виды деятельности в работе с молодым специалистом:
Повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки молодого специалиста;
Глубокое изучение и освоение молодым специалистом рабочих учебных программ по предметам, требований к современному уроку, научной и методической литературы по школьным предметам;
Овладение молодым специалистом комплексным подходом к воспитательной работе; ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; освоение современных требований к внеурочной работе по предмету;
Изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности.
Внутришкольный контроль:
1.Обзорный контроль (Сентябрь). Проводится путём посещения уроков и внеклассных мероприятий.
Цель: общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого специалиста.
2.Предупредительный контроль (октябрь, ноябрь).
Цель: выявить и предупредить ошибки в работе молодого специалиста.
3.Повторный контроль (проводится в конце учебного года).
Цель: проверить устранение недостатков, выявленных при обзорном и предупредительном контроле.
Наставник сопровождает и оценивает работу молодого специалиста. Молодой специалист ежемесячно представляет наставнику отчёты о проделанной, согласно индивидуальному плану, работе. Наставник оценивает работу и результаты сообщает руководителю школьного методического объединения.
Обязанности наставника:
1.Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.
2.Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету.
3.Изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения.
4.Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; давать конкретные задания с определённым сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.
5.Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.
6.Личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.
7.Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда.
9.Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчёт по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Обязанности молодого специалиста:
1.Изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности.
2.Выполнять план профессионального становления в установленные сроки.
3.Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.
4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
5.Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.
6.Периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем школьного методического объединения.
План работы по организации наставничества.
План наставничества I четверть
Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Форма работы | Результат |
Сентябрь- октябрь |
1.Нормативно- правовая база школы (программы, ФГОС, методические записки), правила внутреннего распорядка, устав школы. | _ .09.2021 | Инструктаж | |
2.Знакомство с положениями о ведении дневников учащихся, о едином орфографическом режиме к ведению тетрадей и внешнем виде учащихся. | _ .09.2021 | Инструктаж. Практическое занятие. | |
3. Разработка и изучение рабочих учебных программ и календарно-тематических планов по учебным предметам и рабочей программы воспитания. | _.09.2021-_.09.2021 | Практическое занятие. | |
4.Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию | __.09.2021 | Дискуссия | |
5.Час общения «Основные проблемы молодого учителя в учебной и воспитательной работе» | _10.2021 | Выявление затруднений в работе. (анализ) | |
6. Посещение молодым специалистом уроков педагога-наставника. | октябрь | Обмен опытом. | |
7.Проектирование содержания родительского собрания. Тема: «3 класс –шаг за шагом» | 23. 09.2021 | Практическое занятие. | |
8. Составление отчётности по окончанию четверти. | 27.10.2021 | Практическое занятие. | |
9. Методические рекомендации по ведению классного уголка | | Демонстрация уголка класса | |
10. Чередование творческих поручений (ЧТП) в системе формирования социально-активной, творческой личности | | Лекция | |
План наставничества II четверть
Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Форма работы | Результат |
Ноябрь-декабрь |
1. Профессиональная этика педагога. | _.11.2021 | Беседа с молодым специалистом. | |
2.Посещение молодым специалистом уроков педагога-наставника. | 16.11.2021 23.11.2021 | Практическое занятие. Анализ урока. | |
3. «Современный урок: структура и конструирование». | __.12.2021 | Консультация – практикум. | |
4. Воспитательная деятельность. Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников. Подготовка КТП ко Дню Матери | В течение четверти ноябрь | Практическое занятие. | |
5. Посещение уроков молодого специалиста педагогом-наставником. | 11.12.2021-17.12.2021 | Практикум. Анализ урока. Цель: : выявление затруднений, оказания методической помощи. | |
6. Консультация «Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся» | 20.12.2021 | Консультация-практикум. | |
7. Планирование внеурочных занятий. Методика проведения | | | |
8. Занятие: «Методика проведения классного часа, внеклассного мероприятия». | | | |
9. Занятие: «Способы контроля учебных успехов учащихся (комплексные работы, портфолио)». | | | |
План наставничества III четверть
Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Форма работы | Результат |
| Январь-март | | |
1.Использование современных образовательных технологий в учебном процессе. | _.01.2022 | Собеседование | |
2. Самоанализ урока (знакомство со схемой самоанализа) | _.02.2022 | Самоанализ одного из своих уроков. | |
3. Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся. | _.02.2022 | Собеседование. Консультация. | |
4.Посещение педагогом-наставником уроков молодого специалиста | 17.02.2022 27.02. 2022 Цель: выявление затруднений, оказания методической помощи. | Выявление затруднений. Консультация. | |
5. Домашнее задание: как, сколько, когда. Виды контроля и оценки. | _.03.2022 | Практическое занятие | |
6. Психолого-педагогические требования к проверке, учёту и оценке знаний учащихся | __.03.2022 | Практическое занятие | |
7. Изучение положения о промежуточной аттестации учащихся | _.03.2022 | Собеседование | |
План наставничества IV четверть
Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Форма работы | Результат |
| Апрель-май | | |
1.Содержание, формы и методы работы педагога с родителями. | __.04.2022 | Собеседование, консультация. | |
2.Анкета «Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе» | _.04.2022 | Анкетирование. Выявление затруднений. | |
3. Выступление по теме самообразования на ШМО | __.05.2022 | Анализ своей работы по теме самообразования | |
4. Посещение педагогом-наставником уроков молодого специалиста. | Апрель – май 2022 Цель: выявления степени владения учебным материалом, методикой работы по предмету | Практическое занятие. | |
5.Изучение КИМ к промежуточной аттестации | Май 2022. | Изучение КИМ. | |
6.Анкета «Оценка собственного квалификационного уровня» | 20.05.2022 | Анкетирование, оценивание. | |
7. Рефлексия « Мои достижения за прошедший год» | 24.05.2022 | Рейтинговая оценка | |
Критерии оценивания педагогической деятельности молодого специалиста учителем-наставником.
1.Теоретическая готовность к практике преподавания:
1) Уровень теоретической подготовки по предметам;
2)Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области преподаваемых предметов.
2.Методическая готовность к практике преподавания:
1) Умение самостоятельно составлять план и конспект урока;
2) Умение вызвать у учащихся интерес к теме урока, к изучаемой проблеме;
3) Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала учащимися;
4) Умение объективно оценивать ответы учащихся;
5) Умение применять разнообразные методы и приёмы изложения нового материала;
6) Умение использовать современные педагогические технологии;
7) Умение поддерживать обратную связь с учащимися в течение всего урока;
8) Умение организовать творческую самостоятельную работу учащихся на уроке;
9) умение стимулировать учащихся к выполнению домашнего задания.
3.Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности:
1)Умение анализировать свою педагогическую деятельность;
2) Умение свободно общаться на уроке;
3) Владеть вербальными и невербальными средствами общения;
4) Наличие чувства уверенности в себе.