СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Наш мир интересен, но хрупок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа «Наш мир интересен, но хрупок»»

Программа «Наш мир интересен, но хрупок»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика программы внеурочной деятельности

Актуальность программы

На основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России разработана рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» для 1-4 классов общеобразовательной Дашковской школы.

Актуальной задачей является - воспитание экологической культуры личности.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополнительно­го образования с экологической направленностью для младших школьников.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополнительно­го образования с экологической направленностью для младших школьников.



Развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению детей – это цель образования в России

Новизна программы.

Данный курс соединил в себе теоретические сведения из разных областей географии, астрономии, биологии, экологии, предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника. Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в ходе которой формируется активная жизненная позиция у младших школьников.

Детям предлагается свободная форма поведения на занятиях: можно передвигаться по классу, наблюдать и участвовать в экспериментальных опытах, выбирать по желанию задания творческого характера, участвовать в работе групп сменного состава, пользоваться справочными материалами.

Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов и может быть использована для организации внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».

Срок реализации образовательной программы - 4 года.

Формы занятий. Основными формами данной программы являются комбинированные занятия, экскурсии, встречи, обсуждения. Аудиторные занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает теоритическая часть.

Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом, исследование.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развития критического мышления, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательские и проектные технологии.

Режим занятий. Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 1 часу, в 1 классе 33 часа в год, во 2-4 классах по 34 часа в год. За весь срок обучения - 135 часов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета


Программа «Мир вокруг нас» ориентирована на формирование и развитие у учащихся личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) универсальных учебных действий.


Личностные результаты:



- готовность и способность к саморазвитию;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

- экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость.

Коммуникативные УУД:

- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- определять общую цель и пути её достижения;

- проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные УУД:

- формулировать и удерживать познавательную задачу;

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

-

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;

- сбор, обработка и передача информации различными способами;

- классификация по заданным критериям;

- установление аналогий и причинно – следственных связей;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;

- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.













Рассмотрено на заседании ШМО

30.09.2021

Утверждаю: _________________ (Маланин В.Д.)







Программа «Мир вокруг нас»

Тематическое планирование занятий


1 класс

Тема

Часы

Способы деятельности учителя и учащихся

Контроль знаний

I.

Раздел: Осень

9



1.

Время года. Осень.

1

Беседа


2.

Не топчи травку.

1

Рассказ


3.

Цветы.

1

Диалог


4.

Посади дерево. Знакомство с названием деревьев.

1

Беседа


5.

Осенние листочки

1

Игра


6.

Прогулка по лесу.

1

Экскурсия


7.

Рисование осеннего дерева.

1

Рисование


8.

Что будет, если исчезнут леса?

1

Творческий поиск


9.

Почему природа и животные засыпают?

1

Рассказ


II.

Раздел: «Как животные готовятся к спячке»

8



10.

Как животные готовятся к спячке?

1

Беседа

По повадкам, описанию отгадать.

11.

Помоги белке.

1

Беседа

12.

Ежи.

1

Поисковая работа

13.

Лиса.

1

Рассказ

14.

Заяц.

1

Сообщение

15.

Лось.

1

Поисковая работа

16.

Волк.

1

Рассказ

17.

Медведь.

1

«В гостях герой»

III.

Раздел: «Время года – Зима»

8



18.

Время года – зима.

1

Беседа


19.

Что ты знаешь о птицах?

1

Сообщение


20.

Сова.

1

Рассказ


21.

Кукушка.

1

Беседа


22.

Снегирь, синица.

1

Рассказ, наблюдение


23.

Дятел.

1

Инсценировка


24.

Кормушка для птиц.

1

Изготовление

Тест: «Птицы»

25.

Пробуждение природы.

1

Рассказ


IV.

Раздел: «Время года – весна»

4



26.

Время года – весна.

1

Сообщение


27.

Первые цветы.

1

Рассказ


28.

Стрекозы, бабочки, пчёлы.

1

Сообщение

Отгадывание загадок о насекомых

29.

Рисование насекомых по представлению

1

Рисование


V.

Раздел: «Время года – лето»

3



30.

Время года – лето.

1

Беседа


31.

Июнь, июль.

1

Рассказ


32.

Август.

1

Беседа


VI.

Раздел: «Праздники…»

2



33.

Праздники, путешествия: «Лес – лёгкие планеты», «Животные леса», «Цветы, которые нас окружают».

1


1

праздник





2 класс

1.

Что такое экология?

1



I.

Раздел: «Всё о воде»

11



2.

Ручейки и озёра.

1

Рассказ


3.

Реки нашего края (Ока, Нара).

1

Сообщение


4.

Зачем и кому нужна вода? Несколько строк о тайне воды.

1

Беседа


5.

Заводы и фабрики загрязняют водоёмы.

1

Поисковая работа


6.

Путешествие по рекам мира (Нил, Волга, Амазонка, Лена).

1

Работа по карте


7.

Путешествие по морям, озёрам, океанам.

1

Работа по карте


8.

Воды 2/3 на Земле. Но беречь её надо. Оздоровление организма водой.

1

Диалог


9.

Рисунок на тему «Сюжет из жизни, связанный с загрязнением воды».

1

Рисование


10.

Рисунок на тему «Что спасает воды» или придумывание технологии спасения водоёмов.

1

Творческая работа

Защита своих технологий

11.

Придумывание экологической сказки на тему: «Найди ошибки в поведении ребят на водоёмах».

1

Сочинение

Чтение сказок

12.

Конкурс «Песни о воде».

1

Поисковая и творческая работа

Исполнение песен

II.

Раздел: «Позвоночные животные»

6



13.

Позвоночные животные. Рыбы. Речной окунь. Щука.

1

Рассказ


14.

Карп. Треска.

1

Поисковая работа

Отгадывание рыб по картинкам



15

Отгадывание кроссвордов на тему «Беспозвоночные животные» и «Рыбы»

1

Отгадывание кроссвордов


16

Разведение рыб и ее охрана

1

сообщение


17

Крокодил

1

работа с книгой


18

Синий кит

1

рассказ


19

Экологический праздник: «Вода – это жизнь!»

1

праздник


20

Откуда берется снег?

1

рассказ


III

Раздел: «Декабрь»

4



21

Декабрь-студенец

1

рассказ


22

Праздничная новогодняя елка в доме

1

дискуссия


23

Стихи о зиме

1

конкурс

проверка стихов

24

Загадки, поговорки, приметы зимы

1


проверка знаний загадок и поговорок о зиме

IV

Раздел: «Февраль»

3



25

Февраль – бокогрей

1

рассказ


26

Как зимуют животные

1

беседа


27

Игры: « Мороз», «Два Мороза»

1

игры


V

Раздел: «Март»

3



28

Март-утро года

1

беседа


29

Знакомство с рассказами Н. Сладкова «Птицы», «Ручей», Г. Скребитского «На лесной полянке»

1

чтение рассказов

Викторина по прочитанным произведениям

30

Рисование сюжетов по прослушанным рассказам

1

рисование


VI

Раздел: «Апрель»

3



31

Апрель-водолей

1

рассказ


32

Первые цветы: перелеска, ветреница, мать-и-мачеха

1

сообщение

отгадывание по картинкам цветов

33

Зарисовка по памяти цветов

1

рисование


34

Праздник «Экологическая мельница»

1

праздник

Приглашаются родители




3 класс

I

Раздел: «Наша Галактика»

4



1

Звёздное небо

1

просмотр фильма


2

Солнечная система. Солнце и планеты

1

работа с атласом


3

Освоение космоса. Ю.А. Гагарин

1

рассказ


4

Планета, на которой мы живём

1

беседа

сам.работа

II

Раздел: «Моё Подмосковье»

7



5

Моё Подмосковье

1

работа с картой


6

Путешествие по крупным городам Подмосковья

1

сообщение


7

Мой родной город-Серпухов

1

Сбор материала по теме


8

Проект на тему: «Появление и влияние парковых зон в нашем городе»

1

Поиск информации.

Защита проекта на экологической конференции


9

Рисование достопримечательностей города Серпухова

1

рисование

рисование

10

Викторина о Серпухове

1


соревнование

11

Праздник –исследование «Мой родной Серпухов»

1

праздник


III

Раздел: «Жизнь в деревнях и городах»

2



12

Жизнь в деревнях

1

беседа

опрос

13

Жизнь в городах

1

беседа

опрос

IV

Раздел: «Исчезающие растения и

Животные»

2



14.

Исчезающие растения

1

поиск


15.

Животные, находящиеся под угрозой исчезновения

1

сообщение


V.

Раздел: «Беспозвоночные»

3



16.

Беспозвоночные животные: Дождевой червь, пиявка

1

доклад


17.

Бабочка-капустница, майский жук, комнатная муха, пчела.

1

работа с книгами


18.

Пресмыкающиеся: ящерица, уж, гадюка.

1

сообщение

опрос

V.

Раздел: «Млекопитающиеся»

2



19.

Млекопитающие: бобр, тигр, лев

1

доклад


20.

Конкурс – игра «О ком идет речь»

1

конкурс


VI

.

Раздел: «Загрязнение окружающей среды»

4



21.

Загрязнение атмосферы

1

беседа


22.

Загрязнение почв

1

рассказ


23.

Загрязнение вод

1

Рассказ-сообщение


24.

Защита окружающей среды

1

беседа

опрос

VII.

Раздел: «Лекарственные растения»

5



25.

Лекарственные растения

1

сообщение


26.

Рисование на тему: «Цветы в моей душе»

1

рисование

Отгадывание цветов по картинкам

27.

Составление букетов по памяти из лоскутков ткани

1

Создание букетов


28.

Поход «Воскресенье в лесу»

1

поход


29

За природу в ответе каждый.

1

диспут


30

Памятники животным.

1

рассказ

опрос

31

Подготовка к праздникам.

Идеи детей.

1

праздник


32-34

Праздник «Охраняйте природу», «Берегите воду», «Любите Землю».

3

праздник

Приглашаются родители



4 класс

I.

Раздел: «Акции».

7



1

Знакомство с международными акциями.

22 марта – Всемирный день воды.

22 апреля – День Земли.

1

рассказ


2

Одна земля, одна семья.

1

беседа


3

Хрупок мир сегодняшнего дня.

1

беседа, рассказ

назови акции

4

Лекция «Водный голод планеты».


лекция


5

Вода – важнейший источник жизни.


беседа


6

Путешествие по океанам: Тихий, Атлантический, Северно-Ледовитый, Индийский.


путешествие


7

Создание проекта: «Защити воду».


защита проекта

работа по карте

II.

Раздел: «Про птиц».

8



8

Про птиц…

1

беседа, рассказ


9

Азбука птиц.

1

прослушивание голосов птиц

Работа по картинкам

10

Голоса птиц.

1

грам. запись

Отгадай голос птицы

11

Создание проекта «Птицы – наши друзья»

1

конкурс


12

Конкурс рассказов «Кто, чем удивит?»

1

конкурс


13

Самостоятельный подбор

1

сообщения


14

Сделай своими руками кормушку для птиц




15

Игра-путешествие: «В гости к Берендею»





III. Раздел: «Экология и человек»

8



16

Экология и человек. Создание экологических цепочек.




17

Красная книга и ее обитатели.




18

Только человек может спасти планету.


диспут


19

Экологические катастрофы Земли




20-21

Тайны природы




22

Фоторепортаж о природе


Сбор информации




23.

Оформление стен газеты: «Мой любимый пейзаж»

1

подбор материалов


IV.

Раздел: «Родное Подмосковье»

4



24.

Растительное богатство Подмосковья

1

сообщения


25.

Лесные ресурсы Подмосковья

1

рассказ


26.

Животный мир Подмосковья

1

Поисковая работа

опрос

27-29

Приокско-Террасный биосферный заповедник

3

экскурсия


V.

Картины мира

5



30-31

Знакомство со странами

2

Путешествие по карте

Работа по карте

32.

Мой взгляд в будущее

1

Самостоятельная работа


33-34

Заключительные праздники

2

праздники


Итого: 135 часов






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!