СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа мониторинга сформированности универсальных учебных действий в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся: ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др. Обобщённая оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований».

Программа составлена авторским коллективом учителей начальных классов МБОУ СОШ 2 г.Алдан

Просмотр содержимого документа
«Программа мониторинга сформированности универсальных учебных действий в начальной школе»






Программа мониторинга сформированности универсальных учебных действий в начальной школе

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает, что «предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования. К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся: ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др. Обобщённая оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований».

Программа составлена авторским коллективом учителей начальных классов МБОУ СОШ 2 г.Алдан

На основании требований ФГОС НОО (п. 19.9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования).

Мониторинг качества обучения на уровне ученика направлен на анализ уровня достижений планируемых результатов.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:
  1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;

  2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;

  3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;

  4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;

  5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;

  6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.

Объекты мониторинга:
  1. Универсальные учебные действия младших школьников;

  2. Психолого- педагогические условия обучения;

  3. Педагогические технологии, используемые в начальной школе.

Срок реализации программы 4 года (начальная ступень образования). Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования.

Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.

Система критериев и показателей уровня сформированности УУД

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:

  1. Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

  2. Соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям. Свойства действий. Которые оцениваются, включают в себя:

  • уровень (форму) выполнения действия;

  • полноту (развернутость);

  • разумность;

  • сознательность (осознанность);

  • обобщенность;

  • критичность и освоенность.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

Методы сбора информации:
  • анкетирование;

  • тестирование;

  • наблюдение;

  • беседа.


  1. ПОЭТАПНОСТЬ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ.


Мониторинги организуются на основе диагностических методов по этапам:

Предметные УУД:
  1. этап – стартовая диагностика (на входе в 1 класс)

  2. этап – входная диагностика (начало учебного года и начало изучения тем) 3 этап – текущая диагностика (в ходе изучения программного материала)

4 этап - промежуточная диагностика (в конце каждого года обучения) 5 этап - итоговая диагностика (в конце 4 класса)

Личностные УУД:
  1. этап – стартовая диагностика (1 класс)

  2. этап – входная диагностика (начало каждого учебного года) 3 этап – промежуточная диагностика (в течение учебного года) 4 этап – итоговая диагностика (4 класс)

Метапреметные УУД:
  1. этап – стартовая диагностика (1 класс)

  2. этап – входная диагностика (начало учебного года)

  3. этап – промежуточная диагностика (в течение учебного года)

  4. этап – итоговая диагностика (4 класс)

2.1. Стартовая диагностика (предварительный контроль) (на входе) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса.

Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании. Частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных умений, низкий уровень социального развития указывают на необходимость индивидуальной коррекционной работы с ребенком.

В дальнейшем стартовая диагностика может использоваться в любом классе перед изучением тематических разделов курса для выявления уровня готовности каждого учащегося к усвоению нового материала.

    1. Цель входной диагностики – оценка уровня сформированности предметных знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для качественного усвоения программного материала. Входная диагностика должна проводиться в каждом классе (2 - 4) в начале учебного года (сентябрь).

    2. Цель текущей диагностики – систематический анализ процесса формирования планируемых результатов по предмету, стимулирование учебного труда обучающегося. Учитель оценивает надежность сформированности способов действий, выявляет динамику развития учащихся, намечает пути повышения успешности обучения отдельных учащихся. Такой подход к организации контроля учебных достижений обучающихся позволяет учителю оценить эффективность применяемой технологии и методики обучения, при необходимости внести изменения в организацию учебного процесса.

В текущем оценивании используются как субъективные или экспертные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.), так и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся, результатов тестирования.

    1. Цель промежуточной диагностики – оценка уровня сформированности предметных знаний, умений, навыков и универсальных учебных действий, необходимых для продолжения обучения в следующем классе. Представляет собой тестирование, контрольные работы по предметам и комплексные работы на межпредметной основе.

    2. Цель итоговой диагностики – оценка уровня сформированности предметных знаний, умений, навыков и универсальных учебных действий, необходимых для продолжения обучения в основной школе. Представляет собой итоговые контрольные работы по русскому языку и математике и комплексные работы на межпредметной основе.


  1. ИНСТРУМЕНТАРИЙ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА.


Мониторинг освоения учебных программ и сформированности личностных, познавательных, коммуникативных учебных действий составлен на основе следующих методических пособий:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Под ред. А. Г. Асмолова / М.: Просвещение, 2014;

  2. Шаталова О.А. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы. Под ред. С.А. Болотовой / М.: Русское слово – учебник, 2014

Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе и осуществляется на материалах авторских методик и диагностик, а также материалах учебников, рабочих тетрадей УМК

«Школа России». Инструментарий, необходимый для мониторинга, представлен в папках с проверочными и диагностическими заданиями, в тетрадях с тестовыми заданиями и контрольными работами, сборниках диктантов, контрольных работ, тестов, изложений.

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки. Реализацию этой технологии обеспечивают система вопросов и заданий учебников, специальные рабочие тетради, контрольные работы и тесты, возможность выбора заданий для проверки своих знаний на проверочных и тренинговых листах, раздел учебников «Проверь себя», «Проверим себя и оценим свои достижения», «Странички для самопроверки». Данная технология направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, и так как связана с рефлексивным мышлением, приводит к личностному развитию ученика.

Мониторинг личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных действий может осуществляться в процессе работы над учебными проектами. Учащиеся записывают ход работы над проектом, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Записи позволяют педагогу вести наблюдения над тем, какие темы выбирают учащиеся, что для них становится личностно значимым; как овладевают учащиеся способом планирования собственных действий, вносят ли необходимые коррективы; предпочитают индивидуальную работу или начинают выстраивать взаимодействие с другими участниками проекта. Работа над проектами хорошо подхватывается и реализуется во внеурочной деятельности.

Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио достижений обучающегося, который позволяет отследить динамику достижения планируемых результатов. Составляющие портфолио достижений могут быть оценены только качественно. В портфолио достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, включены следующие материалы:

  1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых обучающимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

  2. Систематизированные материалы наблюдений, которые ведут учителя начальных классов, иные учителя-предметники, дополняются исследованиями школьного психолога и формируют общую картину овладения универсальными учебными действиями.

Создание единых измерительных средств, понятных всем участникам образовательного процесса, простых в обработке и использовании, как своеобразный термометр, нацелен на отслеживание достижений каждого ребенка.


  1. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


В проведении мониторинга планируемых результатов обучения в начальной школе участвуют обучающиеся, родители обучающихся, классный руководитель, учителя-предметники, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, заместители директора ОУ. При проведении мониторинга планируемых результатов обучения функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:

  1. директор школы ОУ разрабатывает и утверждает нормативную правовую базу, обеспечивающую проведении мониторинга планируемых результатов обучения, ведение портфолио;

распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности;

создает условия для мотивации педагогических работников к работе по новой системе оценивания;

осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии мониторинга в практике работы ОУ;

  1. заместитель директора ОУ по учебно-воспитательной работе организует работу по реализации в практике работы ОУ технологии мониторинга как метода оценивания уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся первой ступени; осуществляет контроль деятельности педагогического коллектива по реализации технологии мониторинга в ОУ;

Обеспечивает преемственность и единообразие в процедурах оценки качества результатов начального школьного образования и основного среднего образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;

  1. учитель-предметник совместно с социальным педагогом осуществляет сбор информации об уровне сформированности УУД у младших школьников методом анкетирования, тестирования наблюдения, беседы;

выявляет и анализирует факторы, способствующие формированию УУД;

формирует банк методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;

организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области, изучение обучающимися факультативных курсов; разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области; проводят экспертизу представленных работ по предмету; пишут рецензии, отзывы на учебные работы.

  1. социальный педагог проводят индивидуальную психодиагностику; ведёт коррекционно-развивающую и консультативную работу.

  2. родители оказывают помощь в оформлении портфолио, в структурировании содержания папки, принимают участие в подготовке и проведении презентации портфолио, в его анализе и оценивании.

  3. обучающийся ведет работу по формированию и заполнению портфолио.


  1. ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


  1. Учителя самостоятельно заполняют сводную таблицу по классу.

  2. Объектом наблюдения являются особенности отношения учеников к учебному материалу, их поведение и деятельность в самых различных учебных и внеучебных ситуациях и обстоятельствах. При этом процесс наблюдения ограничивается группой учащихся, не более 5 человек.

  3. Опираясь на естественно накопившуюся сумму впечатлений о характере учебной активности учеников педагог сопоставляет их с описанием представленных уровней сформированности универсальных учебных действий. Процесс наблюдения за учащимися всего класса осуществляется в течение нескольких дней.

  4. Каждому уровню соответствует свой балл: низкий уровень - 0, средний уровень -1, высокий уровень – 2. Таким образом, каждому показателю из группы УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) присваивается свой балл. Затем определяется средний балл по каждой группе УУД путем деления суммы баллов по всем показателям группы на число этих показателей. Результаты округляются до десятой доли. Баллы по частным и общим (всей группы) показателям заносятся в таблицу по каждому ученику (соответственно его порядковому номеру по журналу).

  5. В последней графе таблицы по каждому общему (по группе УУД) и частному показателю УУД указывается средний балл по классу.

  1. ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ


В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

  1. личностный;
  2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

  3. познавательный;
  4. коммуникативный.


Универсальные действия

Основные критерии оценивания

Типовые диагностические задачи для обучающихся

Сроки проведения диагностик

Личностные УУД

1. Сформированность личностных УУД

Самоопределение

внутренняя позиция школьника

  • положительное отношение к школе;

  • чувство необходимости учения;

  • предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

  • адекватное содержательное представление о школе;

  • предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома;

  • предпочтение социального способа оценки своих знаний — отметки —

дошкольным способам поощрения (сладости, подарки)

Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера)


«Шкала выраженности учебно- познавательного интереса» (по Ксензовой Г.Ю.)

  1. класс, сентябрь

  2. класс, сентябрь

  3. класс, сентябрь

  4. класс, сентябрь

Самооценка

  • когнитивный компонент (дифференцированность, рефлексивность);

  • регулятивный компонент

Когнитивный компонент:

  • широта диапазона оценок;

  • обобщенность категорий оценок;

  • представленность в Я-концепции социальной роли ученика;

  • рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах

Методика КТО Я? (модификация методики Куна)

  1. класс, апрель

  2. класс, апрель

  3. класс, апрель

  4. класс, апрель


хорошего ученика;

  • осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и

«хороший ученик»;

  • осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик». Регулятивный компонент:

  • способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в

учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием



Смыслообразование

Мотивация учебной деятельности

сформированность познавательных мотивов;

  • интерес к новому;

  • интерес к способу решения и общему способу действия;

—сформированность социальных мотивов;

  • стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;

  • сформированность учебных мотивов;

  • стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений;

  • установление связи между учением и

будущей профессиональной деятельностью

«Мотивационная готовность» (Венгер А.Л.).

  1. класс, март

  2. класс, март

  3. класс, март

  4. класс, март


Метапредметные УУД

2. Сформированность регулятивных УУД

Планирование

- уровень сформированности планирования и контроля.

Методика «Придумай открытку для поздравления»

«Найди фигуру» (Аршавина Л.И.),

  1. класс, май

  2. класс, май

  3. класс, февраль




«Анаграммы» (Зак А.З.),

«Нарисуй похожую фигуру»

«Рисование по точкам».

«Классификация фигур»,

«Запиши задачу»,

«Решаем примеры»,

«Запиши числа»,

4 класс, февраль

Внимание и

самоконтроль

- уровень сформированности внимания и самоконтроля.

Методика «Нарисуй похожую фигуру» (Л.Е.Журова)

Методика «Проба на внимание» (П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая»)

«Кто прав?» (Цукерман Г.А.).

  1. класс, октябрь

  2. класс, октябрь

  3. класс, ноябрь

  4. класс, ноябрь

Принятие задачи

- уровень умения принимать и сохранять задачу.

«Распредели слова на группы»,

«Полоска» (Аршавина Л.И.).

  1. класс, январь

  2. класс, январь

  3. класс, октябрь

  4. класс, октябрь

3. Сформированность познавательных УУД.

Знаково-символическое моделирование (общеучебные УУД)

Уровень сформированности умения использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем

Методика «Определение количества слов в предложении»

(С.Н. Карпова)

  1. класс, май

  2. класс, май

  3. класс, май

  4. класс, май

Постановка и решение проблемы

Уровень сформированности общего приёма решения задач.

Диагностика универсального действия общего приёма решения задач (по А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой)

  1. класс, февраль

  2. класс, февраль

  3. класс, январь

  4. класс, январь

4. Сформированность коммуникативных УУД

Коммуникация как взаимодействие

  • понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;

  • ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения

Методика «Левая и правая стороны»

(Ж. Пиаже)

Методика «Дорога к дому» (Г. А. Цукерман и др.)

  1. класс, октябрь

  2. класс, октябрь

  3. класс, январь

  4. класс, январь

Коммуникация как

- умение договариваться, находить общее

Методика «Рукавичка» (Г. А.

1 класс, декабрь


кооперация

решение; способность сохранять

доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов

Цукерман)

  1. класс, декабрь

  2. класс, декабрь

  3. класс, декабрь

Предметные УУД

Согласно Положению о рабочей программе педагога диагностика предметных универсальных учебных действий проводится в соответствии с календарно-тематическим планированием (практическая часть).


Приложение

Описание методик и диагностик

Типовые задачи

Самоопределение и смыслообразование

Для облегчения ориентации в использовании диагностических задач в таблице 1 даны критерии оценивания личностных универсальных действий.


Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 6,5—8 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком. Описание задания: ученик должен ответить на вопросы:

  1. Тебе нравится в школе?

  2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

  3. Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой — хороший ученик?» Что ты ему ответишь?

  4. Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься?

  5. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание — там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

  6. Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: «…?» Подумай, о чем он тебя может спросить.

  7. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь — шоколадку, игрушку или пятерку в журнал».

Критерии оценивания:

  1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.

  2. Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что выражается в предпочтении уроков

«школьного» типа урокам «дошкольного» типа.

  1. Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, 1988).

Уровни оценивания:

  1. Отрицательное отношение к школе и поступлению в нее.

  2. Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

  3. Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.

  4. Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни. Проба на познавательную инициативу


Методика КТО Я? (модификация методики Куна)

Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения.

Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: ступень начальной школы (9-10 лет)

Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос. Ситуация оценивания: учащимся предлагается следующая инструкция:

Напишикак можно больше ответов на вопрос «Кто Я?» Критерии оценивания:

  1. Дифференцированность – количество категорий (социальные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочтения; личностные свойства, оценочные суждения).

  2. Обобщенность – степень обобщенности суждений – характеристик «Я»

  3. Самоотношение – соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений Уровни:

Дифференцированность

  1. уровень - 1-2 определения, относящихся к 1-2 категориям

  2. уровень - 3-5 определений, преимущественно относящихся к 2-3 категориям (социальные роли, интересы-предпочтения) 3 уровень - от 6 определений и более, включая более 4 категорий, в том числе характеристику личностных свойств. Обобщенность

  1. уровень - указывают конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы;

  2. уровень - совмещение 1+3;

  3. уровень - указывают социальные роли (я ученик), обобщенные личностные качества (сильный, смелый) Самоотношение

  1. уровень - преобладание отрицательных оценочных суждений или равенство отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение)

  2. уровень - незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение)

  3. уровень - преобладание положительных суждений (положительное самопринятие).

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой)

Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса школьника.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.

Возраст: 7—10 лет.

Метод оценивания: индивидуальный опрос учителя.

Описание задания: методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение школьника к учебным задачам и выраженность его учебно-познавательного интереса. Учителю необходимо отметить наиболее характерные особенности поведения каждого ученика при решении учебных задач (см. табл.).

Таблица

Оценка уровня учебно-познавательного интереса

Уровень интереса

Критерий оценки поведения

Дополнительный

диагностический признак

1

2

3

1. Отсутствие интереса

Интерес практически не

Безразличное или


обнаруживается.

негативное отношение к


Исключение составляет

решению любых


реакция на яркий,

учебных задач.


смешной, забавный

Более охотно выполняет


материал

привычные действия,



чем осваивает новые

2. Реакция на новизну

Интерес возникает лишь

Оживляется, задает


к новому материалу,

вопросы о новом


касающемуся

фактическом материале,


конкретных фактов, но

включается в


не теории

выполнение задания,



связанного с ним, но



длительной устойчивой



активности не проявляет

3. Любопытство

Интерес возникает к

Проявляет интерес и


новому материалу, но не

задает вопросы


к способам решения

достаточно часто,



включается в



выполнение задания, но



интерес быстро иссякает

4. Ситуативный учебный интерес

Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач)

Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения

задачи интерес исчерпывается

5. Устойчивый учебно- познавательный интерес

Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала

Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения

найти новые применения найденному способу

6. Обобщенный учебно-

Интерес возникает

Интерес — постоянная

познавательный интерес

независимо от внешних

характеристика,


требований и выходит за

проявляется выраженное


рамки изучаемого

творческое отношение к


материала.

общему способу


Ориентируется на общие

решения задач,


способы решения

стремится получить


системы задач

дополнительную



информацию. Имеется



мотивированная



избирательность



интересов


Уровень 1 может быть квалифицирован как несформированность учебно-познавательного интереса; уровни 2 и 3 — как низкий познавательный интерес; уровень 4 — удовлетворительный; уровень 5 — высокий; уровень 6 — очень высокий.


Методика «Мотивационная готовность» (разработан А.Л. Венгером)

Цель: выявление внутренней позиции школьника.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности.


Возраст: 7-9 лет.

Описания задания: детям читают вслух вопросы, причём время на ответ не ограничивается. Набор вопросов, предлагающих ребёнку выбор одного из двух вариантов поведения. Каждый ответ фиксируют, так же как и все дополнительные замечания детей.

Стимульный материал

Набор вопросов, предлагающих ребёнку выбор одного из двух вариантов поведения.

  • Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая - только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?

  • Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая - только с переменками и никаких уроков. В какой из них ты бы хотел учиться?

  • Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятёрки и четвёрки, а в другой давали бы сладости и игрушки. В какой из них ты бы хотел учиться?

  • Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке всё, что хочешь. В какой из них ты бы хотел учиться?

  • Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет. В какой из них ты бы хотел учиться?

  • Если бы у вас в классе заболела учительница и директор предложил бы её заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?

  • Если бы мама сказала: «Ты у меня ещё маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдёшь на будущий год» - согласился бы ты с таким предложением?

  • Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придётся ходить по утрам в школу», -согласился бы ты с таким предложением?

  • Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил? Инструкция

Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше. Интерпретация результатов:

За каждый правильный ответ даётся 1 балл, за неправильный – 0 баллов.

Внутренняя позиция считается сформированной, если ребёнок набрал 5 баллов и больше.

Протокол к методике

№ п/п

Ф.И.

Вопросы

Выводы

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9






























Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А. и др.) Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера) Оцениваемые УУД: коммуникативные действия

Возраст: ступень начальной школы (8-10 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка Метод оценивания: беседа

Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, дается по очереди текст трех заданий и задаются вопросы. Материал: три карточки с текстом заданий.

Инструкция: «Прочитай по очереди текст трех маленьких рассказов и ответь на поставленные вопросы».

Задание 1. «Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!». А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!» Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что Петя ответит каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?»

Задание 2. «После школы три подруги решили готовить уроки вместе. «Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа». «Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя» «А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира». Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?»

Задание 3. «Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения. «Давай купим ему это лото», - предложила Лена. «Нет, лучше подарить самокат», - возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? А что бы предложил подарить ты? Почему?»

Критерии оценивания:

  • понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной,

  • понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору,

  • учет разных мнений и умение обосновать собственное,

  • учет разных потребностей и интересов. Показатели уровня выполнения задания:

Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в 1-м задании) или выбора (2-е и 3-е задания); соответственно, исключает возможность разных точек зрения: ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.

Средний уровень: частично правильный ответ: ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы либо ошибочны, но не может обосновать свои ответы.

Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое собственное мнение.

Протокол к методике

п/п

ФИ

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Вывод

Примечение








Методика “Полоска (автор Л. И. Аршавина).

Цель: выявление уровня сформированности действия анализа.

Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивные действия планирования и контроля, логические действия анализа, синтеза, установления аналогий.

Возраст: 6,5-8 лет.

Метод оценивания: обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально.

Описание задания. Ученикам даётся три пары полосок разной длины. Методика состоит из трёх однотипных задач: в двух из них полоски разграфлены на одинаковые деления, а последняя пара полосок предлагается учащимся без делений.

Инструкция: «Вам даны три пары полосок. От большей полоски из пары отрезать такую часть, чтобы в результате добавления отрезанной части к меньшей полоске они стали одинаковыми. Методика состоит из трех однотипных задач: в двух из них полоски разграфлены на одинаковые деления, а последняя пара полосок предлагается учащимся без делений.

Принцип решения этих однотипных задач состоит в том, что “лишняя” часть любой большей полоски должна быть представлена как сумма двух одинаковых частей. Для выделения этого принципа учащиеся должны отбросить “навязываемый” им эмпирический способ (подсчет делений, на которые разграфлены полоски) и применить теоретический способ (согнуть “лишнюю” часть большей полоски пополам).

Оценка результатов: 4-й уровень - наиболее высокий. К нему относятся дети, которые самостоятельно находят принцип решения в представленной задаче и действуют в соответствии с этим принципом. Поисково-исследовательская активность протекает преимущественно в умственном плане. 3-й уровень - учащиеся не могут сразу самостоятельно найти принцип решения. Им требуется подсказка учителя. После решения 1-2 задач эмпирическим способом, учащиеся находят теоретический способ решения задач и выделяют искомый принцип. 2-й уровень - учащиеся решают все задачи эмпирическим способом, поисково-исследовательская активность разворачивается в предметном плане. 1-й уровень - учащиеся не могут выделить принцип решения ни в одной задаче, не могут понять инструкцию в течение длительного времени. Они выделяют несущественные признаки в условиях задач, не могут найти даже эмпирический способ решения задачи.

Протокол к методике

п/п

ФИ

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Вывод

Примечение









Методика «Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997).

Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера) Оцениваемые УУД: коммуникативные действия

Возраст: начальная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка Метод оценивания: беседа

Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, задают вопросы, на которые он должен ответить как словесно, так и в форме действия.

Материал: два хорошо знакомых детям (чтобы не привлекать их внимание) предмета, например, монета и карандаш. Инструкция:

  1. «Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую».

  2. «Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую. [Эти вопросы ставятся взрослым, сидящим или стоящим лицом к лицу с ребенком.]»

Вариант: два ребенка ставятся спиной друг к другу. «Не оборачиваясь, покажи левую руку одноклассника. Правую. Дотронься до его (ее) левой ноги. Правой.

  1. «[На столе перед ребенком монета и карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку.] Карандаш слева или справа? А монета?»

  2. «[Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш.] Ты видишь эту монету? Где она у меня, в левой или в правой руке? А карандаш?»

Критерии оценивания:

  • понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,

  • соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.

Показатели уровня выполнения задания:

Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех пробах.

Средний уровень: правильные ответы только в 1-й и 3-й пробах; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции, отличной от своей.

Высокий уровень: на все вопросы во всех четырех пробах ребенок отвечает правильно, т.е. учитывает отличия позиции другого человека.


Методика «Придумай открытку для поздравления»

Цель: выявление особенностей процесса планирования при выполнении учащимися практического действия, особенностей творческого мышления.

Оцениваемые УУД: умение планировать свое действие, осуществлять контроль по результату и процессу, оценивать правильность выполнения действия, проявлять творчество, выдумку.

Возраст: 8-9 лет

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос

Организация работы: у учеников на столах плотная бумага для основы (картон), цветная бумага, ткань, ножницы, клей, цветные карандаши, линейка

Инструкция. «Ребята, сегодня каждый из вас придумает свою открытку, аккуратно ее изготовит, а в конце учебного года вы поздравите ими друг руга. Открытка будет авторская, т.е. у каждого неповторимая. Постарайтесь проявить творчество».

Уровни оценивания:

  1. уровень – к работе не приступил

  2. уровень – работа не самостоятельная, и замысел, и его воплощение заимствованы у товарищей или из прошлого опыта, оформлена крайне бедно

  3. уровень – работа повторяет то, что было на уроках. Оформена не достаточно выразительно. 3 уровень – по замыслу, форме, размеру работа не оригинальна, но оформлена ярко, красочно.

4 уровень – работа оригинальная по замыслу и воплощению. Это могут быть открытки складные, не прямоугольные по форме (как делали на уроках), а разной другой формы, яркие по раскраске.


Протокол к методике

№ п/п

ФИ

Качество выполнения изделия

Вывод

Примечания

Самостоятельность

выполнения

Эстетика

оформления

Оригинальность

изделия








По окончании работы детям можно предложить ответить на вопрос: «Как вы считаете, в чем проявилось ваше творчество?» (выполняется по желанию учащегося)


Методика “Найди фигуру” (автор Л. И. Аршавина).

Цель: выявление уровня развития действия планирования. Возраст: 7-9 лет.

Метод оценивания: обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально.

Описание задания: учащимся предлагаются изображения 12 геометрических фигур (4 квадрата, 4 треугольника, 4 круга), различающиеся по размеру и по цвету. Сначала учитель выясняет, знают ли ученики эти фигуры и могут ли назвать те признаки, которыми они отличаются друг от друга. После этого ставится задача: найти одну задуманную фигуру, задавая учителю вопросы, на которые он может отвечать либо “да”, либо “нет”. При этом надо задать как можно меньше вопросов.

Оценка результатов: выделяется 4 уровня развития. 4-й уровень -наиболее высокий. К данному уровню относятся дети, которые не допустили избыточных вопросов. Процесс решения представленных задач у таких учащихся делится четко на исследовательскую и исполнительскую стадии. Первая протекает во внутреннем плане, в уме. Реализация замысла у детей осуществляется безошибочно. Этому способствуют предварительные поиски условий построения оптимального способа, которые завершаются выделением принципа и нахождением способа построения рациональной последовательности ходов. 3-й уровень - учащиеся допускают 1-2 избыточных вопроса при выполнении задания. Этим учащимся требуется опора на реальные предметы для построения замысла. 2-й уровень - учащиеся задали три вопроса при решении задачи. План действий они составляют пошагово, без восприятия задачи в целом, т.е. исполнительские и планирующие действия поэтапно перемежаются. Применяют эмпирический способ планирования. 1-й уровень - ученики действуют методом “проб и ошибок”. Допускают 4 и более вопросов при решении.

Протокол к методике

№ п/п

Ф.И.

Количество вопросов

Уровни

Выводы

Примечание

1

2

3

4



















Методика “Анаграммы” (автор А. З. Зак).

Цель: выявление уровня сформированности рефлексии на способ действия.

Оцениваемые УУД: регулятивные действия планирования и контроля, логические действия анализа, синтеза, установление аналогий. Возраст: 7-10 лет

Метод обследования: фронтально, индивидуально

Описание задания: ученикам предлагается найти и прочитать 6 слов, получаемых путем перестановки букв:

  1. е, р, о, м

  2. ш, а, к, а

  3. а, к, у, р

  4. б, о, н, е

  5. а, с, о, к

  6. д, а, в, о

После выполнения задачи задается вопрос: “Если нахождение каждого слова рассматривать как отдельную задачу, то имеются ли здесь похожие задачи?”.

Оценка результатов: выделяется три уровня развития. 3-й уровень - содержательная рефлексия. Ученики правильно классифицируют задачи, обосновывают принцип их группирования (в одних словах были переставлены буквы, а в других менялись местами слоги).

2-й уровень - формальная рефлексия. Ученики при классификации задач ориентируются на сходство предметных значений слов или на наличие в словах одинаковых букв, а не на общий способ их построения.

1-й уровень - отсутствие рефлексии.

Протокол к методике

№ п/п

ФИ

Задания

Вывод

Примечание

1

2

3

4

5

6












Методика «Нарисуй похожую фигуру» (Л.Е.Журова)

Цель: выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки. Оцениваемые универсальные учебные действия: умение принимать и сохранять задачу, регулятивное действие контроля, задание позволяет судить о твёрдости руки ребёнка

Возраст: 7-9 лет

Метод оценивания: обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально.

Инструкция: «Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке» (учитель обводит указкой большую рамочку).

Оценка выполнения задания:

  1. баллов — не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия.

  2. балл — существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо.

  3. балла — изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена.

  4. балла — изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены. В случае, если фигура изображена «нетвердой» рукой, в дополнение к баллу ставится знак «минус»

Протокол к методике

п/п

Ф.И.

Качество выполнения задания

Выводы

Примечание



Фигура

подобная

Соблюдение

Ошибки

«Твёрдость

руки»


















Методика «Рисование по точкам»

Методика включает 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе, выдаваемой испытуемому. Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 — неправильная трапеция, в задаче № 3 —ромб, в задаче № 4 — квадрат и в задаче № 5 — четырехлучевая звезда (образцы см.дальше).

Обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально. Детей рассаживают за столы по одному. Учащимся предлагается повторить предложенный рисунок, используя те точки, которые даны рядом, лишние точки просто оставить. Ребёнок должен соединить точки , следуя заданному правилу (не проводить линию между двумя одинаковыми "точками"),

Оценка выполнения задания

Основным показателем выполнения задания служит суммарный балл (СБ). Он выводится следующим образом. В каждой задаче прежде всего устанавливается точность воспроизведения образца. В задачах № 1 и 5 воспроизводящим образец (хотя бы приблизительно) считается любой треугольник, в задачах № 2, 3 и 4 — любой четырехугольник, в задаче № 6 — любая звезда. Незавершенные фигуры, которые могут быть дополнены до вышеперечисленных, также считаются воспроизводящими образец. Если ребенок воспроизвел образец хотя бы приблизительно, он получает по одному баллу за каждый правильно воспроизведенный элемент фигуры (в задачах № 1-5 в качестве элемента выступает отдельная линия, в задаче № 6 — луч). Правильно воспроизведенным считается элемент, не включающий нарушений правила (т.е. несодержащий соединения одинаковых точек).

Кроме того, начисляется по одному баллу за:

  1. соблюдение правила, т.е. если оно не было нарушено в данной задаче ни разу;

  2. полностью правильное воспроизведение образца (в отличие от приблизительного);

  3. одновременное соблюдение обоих требований (что возможно только в случае полностью правильного решения).Суммарный балл представляет собой сумму баллов, полученных ребенком за все 6 задач. Балл, получаемый за каждую из задач, может колебаться: в задачах

№ 1 и 5 — от 0 до 6, в задачах № 2, 3, 4 и 6 — от 0 до 7. Таким образом, суммарный балл может колебаться от 0 (если нет ни одного верно воспроизведенного элемента и ни в одной из задач не выдержано правило) до 40 (если все задачи решены безошибочно).

Интерпретация результатов:

33-40 баллов (5-6 задач) — высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

19-32 балла (3-4 задачи) — ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.

Менее 19 баллов (2 и менее задачи) — чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым.

Образцы задач:



Методика «Запиши задачу»

Цель: выявление умения классификаций, обобщения, абстрагирования.

Оцениваемые УУД: регулятивные действия планирования и контроля, логические действие анализа, синтеза, установления аналогии. Возраст: 7-9 лет.

Метод оценивания: обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально. Инструкция: Какие математические записи можно сделать, глядя на этот рисунок


Пояснения к заданию. Приведённый рисунок может быть осмыслен с точкой зрения математических зависимостей по-разному:

  1. можно установить общее число кружков - 10, или число тёмных и светлых – 4 и 6 без указания соотношения между этими числами;

  2. можно объяснить темные и светлые кружки – в этом случае получается записи 4 + 6 = 10, 4 + 6, 6 + 4 = 10, 10 – 4;

  3. можно из общего числа кружков убрать тёмные или светлые кружки, записав 10 – 6 – 4, 10 -6, 6 – 4 = 10, 10 – 4;

  4. можно сравнить число светлых и тёмных кружков – записи 6 больше 4, 4 меньше 6, 6 – 4, 6 – 4 = 2.

Обработка результатов:

Уровни выполнения задания.

  1. уровень – не приведено ни одной верной математической записи, т. е. ученик не может перейти от конкретного наглядного материала в области абстрактных математических зависимостей.

  2. уровень – приведены математические записи, соответствующие одной из возможностей осмысления рисунка. Ученик уже способен перейти от видения конкретного рисунка к его абстрактному математическому осмыслению, но делает ещё односторонне, переключается с одной точки зрения на другую не может.

  3. уровень – приведены математические записи, соответствующие двум-трем из четырёх возможных вариантов осмысления рисунка. В этом случае ученик свободно переходит к абстрактному осмыслению, может переключиться с одной точки зрения на другую, но не может проанализировать задание всесторонне.

  4. уровень – приведены математические записи, соответствующие всем четырём возможностям осмысления рисунка. Ученик обладает сформированными мыслительными операциями, на выявлении которых направлено это задания ( в предложениях трудности данного задания).

Протокол к методике

п/п

Ф.И.

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Выводы

Примечание


















Проба на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля. Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля. Возраст: 8—9 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой.

Фиксируется время работы учащегося с текстом, особенности его поведения (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и т. п.). Для того чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

  • Т е к с т 1 для 3 класса

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые идти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ним. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям.

Скоро удалось мне на машине.

  • Т е к с т 2 для 4 класса

На Крайнем Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вьют гнёзда на деревьях. На новогодней ёлке висело много игрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стрекочет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.

Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т. п.

Уровни сформированности внимания:

  1. 0—2 пропущенные ошибки — высший уровень внимания.

  2. 3—4 — средний уровень внимания.

  3. Более 5 пропущенных ошибок — низкий уровень внимания. ОШИБКИ

Текст 1 для 3 класса

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ним. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Текст 2 ля 4 класса

На Крайнем Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вьют гнёзда на деревьях. На новогодней ёлке висело много игрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стрекочет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.


Протокол к методике

ФИ

Критерии оценивания

Вывод

Примечания

п/п


Время

Количество пропущенных ошибок

Качество пропущенных ошибок











Методика «Диагностика универсального действия общего приема решения задач» (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой)

Цель: выявление сформированности общего приема решения задач.

Оцениваемые универсальные учебные действия: прием решения задач; логические действия. Возраст: 6,5—10 лет.

Метод оценивания: индивидуальная или групповая работа детей.

Описание задания: все задачи (в зависимости от возраста учащихся) предлагаются для решения арифметическим (не алгебраическим) способом. Допускаются записи плана (хода) решения, вычислений, графический анализ условия. Учащийся должен рассказать, как он решал задачу, доказать, что полученный ответ правильный.

Критерии оценивания:

умение выделять смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций,

соотносить результат решения с исходным условием задачи. Уровни сформированности общего приема решения задач:

  1. При анализе задачи выделяют не только существенные, но и несущественные смысловые единицы текста; создают неадекватные схемы решения; применяют стереотипные способы решения; не умеют соотносить результат решения с исходным условием задачи.

  2. При анализе выделяют только существенные смысловые единицы текста; при создании схемы решения не учитывают все связи между данными условия и требованием; применяют стереотипные способы решения; испытывают трудности (допускают ошибки) в соотнесении результата решения с исходными данными задачи.

  3. При анализе выделяют только существенные смысловые единицы текста; создают различные схемы решения; используют разные способы решения; обосновывают соответствие полученных результатов решения исходному условию задачи.

А.Р. Лурия и Л.С. Цветкова предложили набор задач с постепенно усложняющейся структурой, который дает возможность диагностировать сформированность обобщенного способа решения задач.

  1. Наиболее элементарную группу составляют простые задачи, в которых условие однозначно определяет алгоритм решения, типа a + b = х или a – b = х. Например:

  • У Маши 5 яблок, a y Пети 4 яблока. Сколько яблок у них обоих?

  • Коля собрал 9 грибов, а Маша — на 4 гриба меньше, чем Коля. Сколько грибов собрала Маша?

  • В мастерскую привезли 47 сосновых и липовых досок. Липовых было 5 досок. Сколько сосновых досок привезли в мастерскую?

  1. Простые инвертированные задачи типа a – х = b или x – a = b, существенно отличающиеся от задач первой группы своей психологической структурой. Например:

  • У мальчика было 12 яблок; часть из них он отдал. У него осталось 8 яблок. Сколько яблок


он отдал?

  • На дереве сидели птички. 3 птички улетели; осталось 5 птичек. Сколько птичек сидело на дереве?

  1. Составные задачи, в которых само условие не определяет возможный ход решения, типа а+ (a + b) = x или a + (a – b) = x. Например:

  • У Маши 5 яблок, a y Кати на 2 яблока больше (меньше). Сколько яблок у них обеих?

  • У Пети 3 яблока, a y Васи в 2 раза больше. Сколько яблок у них обоих?

  1. Сложные составные задачи, алгоритм решения которых распадается на значительное число последовательных операций, каждая из которых вытекает из предыдущей, типа

а+(а+b) + [(a + b) – c] = x. Например:

  • Сын собрал 15 грибов. Отец собрал на 25 грибов больше, чем сын. Мать собрала на 5 грибов меньше отца. Сколько всего грибов собрала вся семья?

  • У фермера было 20 га земли. С каждого гектара он снял по 3 т зерна. 1/2 зерна он продал. Сколько зерна осталось у фермера?

  1. Сложные задачи с инвертированным ходом действий, одна из основных частей которых остается неизвестной и должна быть получена путем нескольких операций. Например:

  • Сыну 5 лет. Через 15 лет отец будет в 3 раза старше сына. Сколько лет отцу сейчас?

  • Одна ручка и один букварь стоят 37 рублей. Две ручки и один букварь стоят 49 рублей. Сколько стоят отдельно одна ручка и один букварь?

  • Три мальчика поймали 11 кг рыбы. Улов первого и второго был 7 кг; улов второго и третьего — 6 кг. Сколько рыбы поймал каждый из мальчиков?

  • Отцу 49 лет. Он старше сына на 20 лет. Сколько лет им обоим вместе?

  1. Задачи на прямое (обратное) приведение к единице, на разность, на части, на пропорциональное деление. Например:

  • 15 фломастеров стоят 30 рублей. Купили 8 таких фломастеров. Сколько денег заплатили?

  • Купили кисточек на 40 рублей. Сколько кисточек купили, если известно, что 3 такие кисточки стоят 24 рубля?

  • На двух полках стояло 18 книг. На одной из них было на 2 книги больше. Сколько книг было на каждой полке?

  • Двое мальчиков хотели купить книгу. Одному не хватало для ее покупки 7 рублей, другому не хватало 5 рублей. Они сложили свои деньги, но им все равно не хватило 3 рублей. Сколько стоит книга?

  • По двору бегали куры и кролики. Сколько было кур, если известно, что кроликов было на 6 больше, а у всех вместе было 66 лап? 20 Существенное место в исследовании особенностей развития интеллектуальной деятельности имеет анализ того, как учащийся приступает к решению задачи и в каком виде строится у него ориентировочная основа деятельности. Необходимо обратить внимание на то, как ученик составляет план или общую схему решения задачи, как составление предварительного плана относится к дальнейшему ходу ее решения. Кроме того, важным является анализ осознания проделанного пути и коррекция допущенных ошибок, а также фиксация обучающей помощи при затруднениях во время выполнения уроков учащегося и анализ того, как он пользуется помощью, насколько продуктивно взаимодействует со взрослым.

  1. класс

У Маши 5 яблок, а у Пети 4 яблока. Сколько яблок у них обоих? Задания:



1)

2)

3)







  1. класс

  1. Составь краткую запись к задаче

  2. Выбери правильную схему к задаче



  1. Закончи модель к задаче М. П.


  1. Реши задачу

  2. Объясни, правильно ли ты решил задачу

У Маши 5 яблок, а у Кати на 2 яблока больше. Сколько яблок у них обеих? Задания:

    1. Составь краткую запись к задаче

    2. Выбери правильную схему к задаче

1)

2)

3)

    1. Закончи модель к задаче М. К.





  1. класс

    1. Реши задачу по действиям Запиши решение задачи выражением

    2. Объясни, правильно ли ты решил задачу

Сын собрал 15 грибов. Отец собрал на 25 грибов больше, чем сын. Мать собрала 35 грибов. Сколько всего грибов собрала вся семь Задания:





  1. класс

  1. Составь краткую запись к задаче

  2. Составь схему к задаче

  3. Реши задачу по действиям

  4. Реши задачу другим способом

  5. Объясни, правильно ли ты решил задачу

15 фломастеров стоят 30 рублей. Купили 8 таких фломастеров. Сколько денег заплатили?

Задания:


  1. Составь таблицу к задаче

  2. Реши задачу по действиям

  3. Запиши решение задачи выражением

  4. Объясни, правильно ли ты решил задачу


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!