СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа МХК 8

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана специально для проведения занятий по внеурочной деятельности в специализированных классах  (Мариинские Девичьи Классы). Выполняет важную роль связующего звена, призванного не только обеспечить преемственность в художественном образовании и воспитании школьников, но и решить ряд принципиально новых задач связанных с обобщением знаний ранее полученных при изучении предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в 1—7 классах. Эта программа предназначина расширить представления учащихся о современной классификации и взаимодействии искусств, способствовать постижению специфических средств художественной выразительности.

Просмотр содержимого документа
«Программа МХК 8»



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Мировая художественная культура»

8 класс





















Составитель:

Некрасова Р.И. -

учитель ИЗО

2019г







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.


Рабочая программа составлена на основе:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. «Мировая художественная культура» 5-11 кл. Составитель Данилова Г.И.- М.: Дрофа, 2009г.

  2. ФЗ №273 от 29.12.12 «Об образовании в РФ»;

  3. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г.);

  4. Примерной программы среднего (полного) общего образования по МХК, рекомендованной Министерством образования РФ;

  5. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура 5-9 классы/ сост. Г.И. Данилова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. Программы курса по МХК. (автор-составитель Г.И. Данилова), сборника программ и методических материалов Ю.А. Солодовникова, Л.М. Предтеченской, Л.Г. Емохоновой. – М. Дрофа, 2010;


Федерального перечня учебников:

  1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 7-9 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений. /Г.И. Данилова.- М:Дрофа, 2010.;

  2. Концепция модернизации российского образования (приказ Мо РФ от 18.07.2003г. № 2783).

  3. Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001г. №1403).

  4. «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 г. № 03-255);


Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:

  1. «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);

  2. Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.


       В соответствии с учебным планом школы рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) в каждом классе основной школы.

Тип программы: программа изучения МХК на базовом уровне.

Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием «Мировая художественная культура. 7-9 классы.  Данилова Г. И. – М.: Дрофа, 2013», включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

        Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Данный курс выполняет важную роль связующего звена, призванного не только обеспечить преемственность в художественном образовании и воспитании школьников, но и решить ряд принципиально новых задач. Направленный на систематизацию и обобщение знаний, ранее полученных при изучении предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в 1—7 классах, он призван расширить представления учащихся о современной классификации и взаимодействии искусств, способствовать постижению специфических средств художественной выразительности. Изучая данный курс, школьники знакомятся с основными эстетическими категориями, расширяют представления о многообразии жанров искусства, размышляют о единой образной природе и эмоциональном воздействии искусства на человека.

Практическое решение поставленных задач становится возможным именно в 8-10 классах, так как, во-первых, это завершающий этап изучения изобразительного искусства и музыки — традиционных дисциплин основной школы. Во-вторых, это важный пропедевтический курс, призванный обеспечить непрерывность художественного образования и воспитания школьников, подготовить их к изучению курса «Искусство» (МХК) в старшей школе. Особое внимание в нем уделено предпрофильной подготовке школьников, созданию оптимальных условий для осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Приоритетным направлением при изучении курса является развитие индивидуальных творческих способностей школьников, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Овладевая разнообразными приемами художественного творчества, они учатся оценивать произведения искусства с позиции эстетических идеалов, выработанных человечеством. При этом основные акценты ставятся на эмоциональное восприятие духовного наследия, личное и коллективное участие в создании произведений в разных видах художественного творчества. Особое значение имеет аргументированное отстаивание собственного мнения о сущности различных явлений культуры, художественных достоинствах произведений искусства.

Благодаря такому подходу учащиеся включаются в процесс активного познания и творческого освоения мира.

В процессе обучения школьники учатся использовать образовательное пространство сети Интернет, самостоятельно осуществляют поиск информации о событиях культурной жизни в стране и за рубежом. Развитие умений ориентироваться в различных источниках информации, критически ее оценивать и интерпретировать способствует формированию навыков работы с инновационными технологиями, воплощению своих творческих планов и замыслов.

В условиях многонациональной российской системы образования учителю предоставляется возможность более широкого использования национально-регионального компонента за счет вариативной части базисного учебного плана. При этом учитывается специфика развития региональных культур, определенная особенностями национального состава населения, сложившимися культурными традициями и религиозными представлениями о мире. Так, например, отбирая материал о народных промыслах, героическом эпосе, праздниках и обрядах, танцах и музыке, учитель вправе обратиться к лучшим художественным достижениям своего народа, дать учащимся почувствовать их национальное своеобразие, уникальность и самобытность.

Эта особенность построения курса продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга через вечные, непреходящие ценности, воспитывает взаимное уважение к культурам других народов, вызывает естественную потребность освоения ее духовного потенциала.

Мировая художественная культура является межпредметной дисциплиной, интегрирующей знания, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории. Она не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но обуславливает востребованность знаний из математики, физики, химии и прочих областей естествознания.

Курс по мировой художественной культуре нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями искусства в различные исторические эпохи в различных странах. Он не содержит полного перечисления всех явлений мировой художественной культуры, но дает возможность через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, либо творчество одного мастера показать основные художественные идеи эпохи.

Распределение материала осуществляется по территориальному принципу, что позволяет показать, какой системой ценностей оперирует каждый народ, являясь носителем определенной религиозной и культурной традиции. Вместе с тем в программе курса выдерживается логика исторического линейного развития от культуры первобытного мира до культуры XX века с акцентом на «межвременной диалог» различных культур.

Планируемые результаты освоения курса.


Личностные результаты изучения искусства подразумевают: формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства; развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства; накопление опыта эстетического переживания; формирование творческого отношения к проблемам; развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности; гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности; подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Метапредметные результаты изучения искусства предполагают: формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством; выявление причинно-следственных связей; поиск аналогов в искусстве; развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения; формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений; применение методов познания через художественный образ; использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации; определение целей и задач учебной деятельности; выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике; самостоятельную оценку достигнутых результатов.

Предметные результаты изучения искусства включают: наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства; восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства; представление о месте и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества; представление о системе общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства; усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства; способность различать изученные виды и жанры искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла; классификацию изученных объектов и явлений культуры; структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников; 8 осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа; уважение и понимание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала; формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи; развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора; умение видеть ассоциативные связи и понимать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства; реализацию творческого потенциала; применение различных художественных материалов; использование выразительных средств искусства в собственном творчестве.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Курс МХК в 8 классе «Мир и Человек в художественных образах» посвящен определению роли и места человека в художественной культуре народов мира. Обращение к этим вопросам не случайно. Оно объясняется тем, что произведения искусства всегда были свойственен особый, повышенный интерес к человеческой личности, являющейся главным творцом всех материальных и духовных ценностей. Многовековую историю искусства мы воспринимаем как вечные поиски духовной красоты и идеала Человека. Они нашли отражение в его религиозных представлениях, художественных образах женщины-матери, защитников Отечества, в идеалах благородного рыцарства.

Цели:

формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры;

приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры;

освоение художественного опыта прошлого и настоящего;

воспитание художественного вкуса учащихся, повышение их художественного развития.

Задачи:

— выявить историческую логику развития художественного мышления через знакомство с выдающимися достижениями культуры;

— раскрыть его закономерности, показать основные этапы и период становления систем художественно-образного видения мира в разные эпохи у разных народов Земли.

В результате изучения мировой художественной культуры к концу года ученик должен уметь:

сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;

осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии, по проблемам мировой художественной культуры;

уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, сочинения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе.

Содержание учебного материала 8 класс.

Тема урока

Содержание

Художественные символы народов мира

Мировая художественная культура как совокупность множества культур народов мира, сложившихся в различных регионах на протяжении веков. Художественные и поэтические символы народов мира.

Единство и многообразие культур

Культура народов мира — общее достояние человечества. Универсальность идей мировой культуры и их постижение через шедевры искусства. Национальная самобытность и ее воплощение в культуре разных народов, стран и континентов

Героический эпос народов мира

Понятие о героическом эпосе, художественно отражающем представления человека о прошлом, воссоздающем целостные картины народной жизни. Героический эпос — результат коллективного народного творчества

Герои и темы народного эпоса

Общие черты произведений героического эпоса. Повторяемость тем и сюжетов, общность характеристик главных героев

Шедевры народного эпоса

Шота Руставелли «Витязь в тигровой шкуре». Своеобразие эпоса, оригинальность женских образов, идеалы дружбы и верности.

Храмовая архитектура

Своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества. Храм как универсальная модель мира, отразившая представления человека об устройстве мироздания

Дом — жилище человека

Многообразие жилых построек. Искусство их возведения, характерные особенности устройства, оригинальность архитектурных решений. Организационное занятие по разработке проектов.

Древнерусская иконопись

Древнерусская иконопись — уникальное явление мировой художественной культуры. Следование византийским канонам, выработка собственного способа отражения религиозных представлений. Исключительная роль иконы в жизни человека

Книжная миниатюра Востока

Искусство книжной миниатюры Востока, его условный и декоративный характер, особенности изображения человека. Излюбленные сюжеты

Искусство Тропической и Южной Африки

Самобытность культуры народов Африки. Традиционные маски народов Африки как отражение религиозных представлении о мире, их символическое значение. Этника - как явление современной популярной музыки.

Искусство орнамента

Как и почему возник орнамент, его отличие от живописи. Элементы - мотивы древнейших орнаментов. Единство мотивов и ритмов.

Художественные промыслы России

Народное искусство как основа национальной культуры, память человечества о своем прошлом. Русская игрушка как отражение народных представлений о мире, добре и красоте. Форма и декор народной игрушки, отражение в ней древнейших представлений и верований человека.

Праздники и обряды народов мира

Праздник — неотъемлемая часть духовной жизни народа, важнейший элемент традиционной культуры. Понятие об обряде как совокупности установленных обычаем действий, связанных с религиозными или бытовыми традициями жизни.

Ах, карнавал! Удивительный мир...

Появление карнавала в странах Западной Европы, его традиции в Средние века и в эпоху Возрождения. Италия — родина карнавальных шествий, популярные герои карнавала. Бразильские карнавальные шествия, их особая зрелищность и театральность постановки.

Идут по Руси скоморохи...

Народное искусство скоморохов, первые упоминания о них в произведениях устного народного творчества. Судьба скоморошества на Руси, отношения скоморохов с представителями церковной власти. Актерское мастерство, импровизация, комизм. Пролог к искусству цирка, эстрады и кукольного театра.

В музыкальных театрах мира: Пекинская опера

Пекинская музыкальная драма — уникальное явление мировой художественной культуры. История создания и основные этапы развития. Основа сюжетов, актерское мастерство, условный характер декораций и реквизита.

Искусство кукольного театра

История возникновения кукольного театра. Любимые герои кукольного театра в странах Западной Европы. Кукольный театр теней в Индонезии, его происхождение и символическое звучание. Роль оркестра.

Музыка в храме

Музыка как синтез искусств, особое храмовое действо. Вокальное и хоровое пение, колокольные звоны — основа музыкальной традиции православия. Выдающиеся композиторы, создававшие русскую церковную музыку. Западноевропейская духовная музыка. Культовая музыка ислама и буддизма.

В песне — душа народа

Развитие традиций песенного искусства, особенности исполнения народных песен. Разновидности русских народных песен и их художественная выразительность. Роль поэтической символики

Радуга русского танца

Русский танец как вид народного творчества, его многовековая история и традиции. Характерные черты русского народного танца. Хоровод как простейшая форма танца, сочетание пения и драматического действия.

Искусство индийского танца

Происхождение индийского танца и его отражение в народных легендах. Система индийского классического танца, ее основные положения. Мудра — танцевальный язык жестов танцора. Синтетический характер индийского танца.

Страстные ритмы фламенко

Фламенко как своеобразный символ Испании. Основные версии происхождения танца. Гармония музыки, танца и пения. Музыкальное сопровождение, наиболее популярные виды фламенко.

Календарно-тематический план по МХК

8класс

№ урока:

Тема:

Часы:

Дата:

Статус урока:

1. Древние цивилизации.

1

Введение в МХК

1



2

Первые художники Земли.

1



3

Архитектура страны фараонов.

1



4

Изобразительное искусство Древнего Египта.

1



5

Художественная культура Древней Передней Азии.

1



6

Искусство Доколумбовой Америки.

1



2. Культура Античности.

7

Эгейское искусство.

1



8

Золотой век Афин.

1



9

Скульптура Древней Греции.

1



10

Архитектура Древнего Рима.

1



11

Изобразительное искусство Древнего Рима.

1



12

Театральное и музыкальное искусство Античности.

1



3. Культура Востока.

13

Индия- "страна чудес"

1



14

Культура Древней Индии.

1



15

Художественная культура Древнего Китая.

1



16

Искусство страны "восходящего солнца" (Япония)

1



4. Средние века.

17

Мир византийской культуры.

1



18

Архитектура западноевропейского Средневековья.




19

Изобразительное искусство Средних веков.

1



20

Театральное искусство и музыка Средних веков.

1



5. Возрождение.

21

Флоренция- колыбель итальянского Возрождения.

1



22

Золотой век Возрождения.

1



23

Возрождение в Венеции.

1



24

Северное Возрождение.

1



25

Музыка и театр эпохи Возрождения.

1



26

Музыка народов мира.

1



27

Жанр портрета в живописи.

1



28

Мастера русского скульптурного портрета.

1



29

Русские столичные, провинциальные и крепостные театры.

1



30

М. Глинка и пути развития русской музыки.




31

Разнообразие творческих интересов композиторов “Могучей кучки”.

1



32

Академизм и антиакадемизм в русской живописи.

1



33

Разнообразие жанров в русской живописи.

1



34

Обобщающий урок.

1



Всего: 34



  ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ:

Личностные:

—   формирование мировоззрения о мире и формах бытия искусства;

—   развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;

—   накопление разнообразного опыта эстетического переживания;

—   формирование творческого отношения к проблемам;

—   развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

—   гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;

 Метапредметные:

  Анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства; самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искусства; применять компьютер для обработки визуальной информации, синтеза изображений; воплощать творческие идеи с помощью современных компьютерных технологий.

По предмету:

Осознавать значение искусства в жизни современного человека; знать причины возникновения искусства; понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы; рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве; эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства; уметь анализировать произведения искусства; ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства; владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса; различать в общих чертах основные художественные стили Европы; эмоционально воспринимать и давать эстетическую оценку произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; размышлять о значении живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна в жизни современного человека; изучать с помощью сети Интернет высокохудожественные образцы монументальной скульптуры, расположенные в столицах разных стран мира; осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки как вида искусства; исследовать разнообразие и специфику современной музыки (вокальной, театральной, симфонической); сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей; осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.

В соответствии с требованиями, обозначенными в Государственном стандарте, обучающийся должен:

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

      • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

      • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

      • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

      • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

      • выбора путей своего культурного развития;

      • организации личного и коллективного досуга; 

      • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

      • самостоятельного художественного творчества.



Учебно-методический комплекс:

Программа

Программы для общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» 5-11классы.Автор: Данилова Г.И. Москва Дрофа 2009год.

Учебно- методические пособия для учителя

Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа»2004год . Автор : Данилова Г.И., « Мировая художественная культура».

ЗАО «ИНФОСТУДИЯЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультант Данилова Г.И. (эл. пособие.)



Список цифровых образовательных ресурсов:

ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства» ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи» ЦОР «Мировая художественная культура»

Электронные пособия: «Учимся понимать живопись»,

«Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

«Шедевры русской живописи», «Учимся понимать музыку»

«История древнего мира и средних веков» электронный вариант Уроков МХК «История развития архитектуры и скульптуры»

Учебники:

Данилова Г.И. Мировая художественная культура 7-9 кл. Москва, изд-во «Дрофа», Мировая художественная культура. От истоков до XVII в. 10 класс. Москва, изд-во «Дрофа», 2008 г.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для обучающихся:

  1. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке / А.Н.Бенуа. – М., 1998.

  2. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М.Бонгард-Левин. – М., 2000. Искусство : энциклопедический словарь школьника / сост. П.Кошель. – М., 2000.

  3. История красоты / под общ. ред. У.Эко. – М., 2005.

  4. Китай. Земля небесного дракона / под общ. ред. Э.Л.Шонесси. – М., 2001. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А.Кун. – М., любое издание.

  5. Мифы и легенды народов мира. Финляндия, Россия, Восток / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.

  6. Нейхардт А.А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / А.А.Нейхардт. – М., любое издание.

Для учителя:

  1. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика / Л.И.Акимова. – СПб., 2007.

  2. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика / Л.И.Акимова. – СПб., 2007. Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до XIII века / М.Альбанезе. – М., 2003.

  3. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М.Бонгард-Левин. – М., 2000. Герман М.Ю. Модернизм / М.Ю.Герман. – СПб., 2005.

  4. Данилова И.Е. Итальянский город XV века. Реальность, миф, образ / И.Е.Данилова. – М., 2000.

  5. Даниэль С.М. От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи / С.М.Даниэль. – СПб., 2000.

  6. Даниэль С.М. Рококо / С.М.Даниэль. – СПб., 2007. Искусство: в 3 ч. / под ред. М.В.Алпатова. – М., 1987—1989.

  7. Китай. Земля небесного дракона / под общ. ред. Э.Л.Шонесси. – М., 2001.

  8. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды / Г.С.Колпакова. – СПб., 2005.

  9. Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси. Домонгольский период / Г.С.Колпакова. – СПб., 2007.

  10. Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения. Италия / В.Г.Лисовский. – СПб., 2007.

  11. Мифы и легенды народов мира. Древний мир / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.

  12. Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья / Ц.Г.Нессельштраус. – СПб., 2000.

  13. Русская живопись: энциклопедия / под ред. Г.П.Конечна. – М., 2003. Сарабьянов Д.В. История русского искусства / Д.В.Сарабьянов. – М. 2001.

  14. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV – XV века / А.В.Степанов. – СПб., 2005.

  15. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век / А.В.Степанов. – СПб., 2007.

  16. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь / Д.Д.Фрэзер. – М., 2003.

  17. Пешикова Л.Ф. Методика преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя.- М.: ВЛАДОС, 2002

  18. Данилова Г.Н. Тематическое и поурочное планирование.- М.: Дрофа,2007

  19. Тесты и творческие задания к интегрированным урокам гуманитарного цикла. 5 – 11 классы / авт-сост. И.В. Арисова.- Волгоград: Учитель,2008

  20. 1000 великих художников: энциклопедия [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

  21. Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

  22. Чудеса света: Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.

  23. От наскальных рисунков до киноискусства Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!