ПРОГРАММА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
«Мир профессий»
2014 г.
Паспорт программы методического сопровождения
по формированию ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС
«Мир профессий»
Образовательная организация | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка» |
Наименование программы | Программа методического сопровождения по формированию ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС «Мир профессий» |
Разработчики программы | Мурзакова С.В. – заведующий МБДОУ «Детский сад «Снежинка» Хамаева Валентина Витальевна – старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Снежинка |
Составитель программы | Хамаева Валентина Витальевна – старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Снежинка» |
Цель программы | Разработка модели научно-методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста |
Задачи программы | Изучение проблемно-ориентированного анализа деятельности дошкольных образовательных организаций по сопровождению ранней профориентации детей дошкольного возраста Создание модели научно-методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста через формирование системы представлений о труде взрослых, о назначении и содержании отдельных профессий Создание системы взаимодействия, социально партнерства с иными организациями по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях сельской местности Оценка их эффективности. |
Ожидаемые результаты реализации программы | Построение модели научно-методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста. Создание системы работы по ранней профориентации детей. Активизация творческого потенциала педагогов ДОУ в организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста. Расширение системы взаимодействия по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях сельской местности. |
Пояснительная записка
Организация социально-коммуникативного развития дошкольников по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества, их адаптация к существующей динамичной социально-экономической ситуации имеет в современном российском обществе статус приоритетной социально-педагогической проблемы.
Ранняя профессиональная ориентация дошкольников в ДОУ заключается в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств и методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов.
Сегодня дошкольное образование не располагает целостной научно-методической системой знакомства ребенка с профессиональной деятельностью взрослых с целью проектирования профиля его возможной сферы профессиональной деятельности в будущем, т.е. системой раннего профессионального самоопределения. Кроме этого отсутствует: система преемственности данной работы с общеобразовательными организациями.
Данные обстоятельства определили необходимость разработки программы сопровождения профессионального самоопределения детей дошкольного возраста «Мир профессий».
Актуальность программы «Мир профессий» определяется рядом факторов, среди которых наиболее важными являются:
Научно обоснованная целесообразность ознакомления дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых;
Потребность педагогической практики в разработке и внедрении научно- обоснованной педагогической системы, обеспечивающей более полное согласование задач и преемственность дошкольного и общего образования в части профессиональных ориентировок детей;
Необходимость более эффективного использования возможностей образовательного процесса в ДОУ в части формирования профессиональной составляющей дошкольника.
В современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в системе раннего формирования представлений о мире профессий у дошкольников и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее проектирования и средств реализации. Указанное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: поиск наиболее эффективных условий и средств ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых и разработка педагогической системы формирования представлений о мире профессий у дошкольников, выявления условий, при которых возможно развитие у ребенка профессиональных устремлений, построения профессиональной составляющей.
Работа с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации обусловлена следующими факторами:
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, де дети любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества;
Дошкольный возраст является важным элементом общей системы технологического образования и должен осуществляться на надлежащей педагогической основе при соответствующем организационном обеспечении.
Актуальными направлениями такой работы являются:
Формирование элементарных представлений об общественной значимости той или иной профессии;
Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, бережного отношения к продуктам труда.
Данные направления имеют место на протяжении всего периода получения воспитанником дошкольного образования и реализуются: в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы, элементарный бытовой труд) в процессе организованных педагогом форм работы: занятие, экскурсии, праздники, развлечения и др.
Цель программы: Разработка модели научно-методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста
Задачи программы:
1. Изучение проблемно-ориентированного анализа деятельности дошкольных образовательных организаций по сопровождению ранней профориентации детей дошкольного возраста.
2. Создание модели научно-методического и организационно-педагогического сопровождения по ранней профориентации детей дошкольного возраста через формирование системы представлений о труде взрослых, о назначении и содержании отдельных профессий
3. Создание системы взаимодействия по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях сельской местности
4. Мониторинг нововведений и оценка их эффективности.
Объект исследования: ранняя профориентация детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия сопровождения системы раннего профориентации детей дошкольного возраста.
Научная новизна программы состоит в разработке системы ранней профессиональной ориентации дошкольников.
Теоретическое значение состоит в обосновании ранней профессиональной ориентации, определении условий, способов и средств формирования представлений о мире профессий у дошкольников, развития профессиональных устремлений ребенка.
Практическое значение состоит в разработке методических рекомендаций по организации работы по профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается анализом, методологической аргументированностью исходных теоретических положений; научно обоснованной логикой исследования представлений детей о профессиях с опорой на результаты наблюдений в повседневной педагогической практике; адекватностью выбора педагогических методов исследования, обработкой результатов.
Знакомство и формирование у детей элементарных представлений о труде взрослых и их профессиях имеют место на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуются в процессе организованных видов детской деятельности, а также разнообразных форм работы с детьми.
Программа «Мир профессий» рассчитана на детей дошкольного возраста 2-7 лет.
В рамках реализации программы предусмотрены творческие задания на взаимодействие ребёнок + родитель, экскурсии, встречи с представителями разных профессий, просветительская работа с родителями и педагогами по сопровождению профессионального самоопределения дошкольников в условиях сельской местности.
В ходе реализации программы «Мир профессий» планируется проведение мониторинга:
Изучение затруднений педагогов дошкольных образовательных организаций в сопровождении профессионального самоопределения детей дошкольного возраста;
Изучение затруднений родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций в сопровождении профессионального самоопределения детей дошкольного возраста;
Изучение затруднений в профессиональном самоопределении дошкольников;
Изучение эффективности реализации программы.
Ожидаемые результаты реализации программы для детей дошкольного возраста:
Обобщенное представление у дошкольников о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста, интереса к профессиям взрослых;
Ожидаемые результаты реализации программы:
Построение модели научно-методического и организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей дошкольного возраста.
Создание системы работы по ранней профориентации детей.
Формирование обобщенного представления у дошкольников о структуре трудового процесса, понимания взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста, интереса к профессиям взрослых.
Активизация творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных организаций в организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Расширение системы взаимодействия по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях сельской местности.
Тематический план занятий для детей дошкольного возраста
в рамках реализации программы «Мир профессий»
Младший дошкольный возраст
№ п/п | Содержание | Программное содержание |
1 | Знакомство с миром профессий | Формировать первые представления о труде взрослых как о способе создания и преобразования предметов, необходимых людям. Обеспечить правильное восприятие простейших трудовых процессов. Помочь увидеть направленность труда взрослых в конкретных трудовых процессах на заботу о детях. |
2 | Экскурсия – путешествие на кухню детского сада. «Кто нас кормит?» | Познакомить с профессией повар, его трудовыми процессами, с предметами – помощниками. Воспитывать уважение к труду. |
3 | Игра: «Угостим нашу куклу Таню» | |
4 | Экскурсия – путешествие в медицинский кабинет. | Формировать представление о людях ближайшего окружения ребёнка; Познакомить с профессиями врач и медсестра; Развивать у детей наблюдательность; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада. |
5 | Знакомство с профессией помощника воспитателя | |
6 | Знакомство с профессией шофера | Знакомство с профессией – шофер. Активизация в речи детей слов: кабина, кузов, легковая, грузовая. Знакомство детей с видами машин. Воспитывать интерес к профессии шофера. |
7 | Знакомство с профессией строителя | Познакомить с особенностями работы строителя. Учить различать и называть строительные инструменты: молоток, гвозди, пила, рубанок. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. |
8 | «Наш детский сад – экскурсия в прачечную» | Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками, их трудом; Развивать речь и память детей; Воспитывать уважение к труду взрослых, уважение к взрослым за их заботу о детях. |
9 | Целевая прогулка «По территории детского сада» | Познакомить с трудом дворника, Формировать представления о предметах необходимых для работы дворника; Развивать речь и память детей; Активизировать словарь и наблюдательность; Воспитывать уважение к труду взрослых, уважение к взрослым за их заботу по уходу за территорией детского сада. |
Средняя группа
№ п/п | Содержание | Программное содержание |
1 | Сюжетно – ролевая игра «Детский сад» | Создание игровых ситуаций, отображающих знания о профессии воспитателя и помощника воспитателя. Формирование бережного отношения к результатам труда. |
2 | Экскурсия на почту | Познакомить с трудом почтальона Формировать представления о труде работников почты, о важности их труда. Активизировать словарь и наблюдательность; Воспитывать уважительное отношение к труду работников почты через понимание его значимости. |
3 | Сюжетно – ролевая игра «Почта» | |
4 | «Кто лечит нам зубы?» | |
5 | Подготовка атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Больница». | Оформить с детьми медицинский уголок и пополнить его соответствующим материалом. Ознакомление с трудом врача и медсестры, их трудовыми действиями. |
6 | «Хлеб- всему голова» | Познакомить детей с сельскохозяйственными профессиями: агроном, фермер, тракторист, комбайнер; Сформировать у детей представление об особенностях сельскохозяйственных профессиях Тюльганского района |
7 | Беседа о профессиях пап | Уточнить знания детей о профессиях своих пап. Формировать умение составлять связный рассказ. Воспитывать желание помогать родителям. |
8 | Занятие «Хочу быть похожим на маму». | Формировать представление детей о труде и профессии своих мам; Воспитывать желание оказывать посильную помощь маме, заботится, доставлять радость своими поступками, действиями. |
9 | Игры «Вагончики и пассажиры», «На воздухе, на воде, на земле», «На чём я путешествую?», «Светофор» | Закреплять знаний о разных видах транспорта, знаний правил дорожного движения. Воспитывать в детях чувство уважения к представителям разных профессий |
10 | «Весна в п.Тюльган» | Познакомить с природой посёлка (сравнить труд взрослых в городе и селе), Активизировать словарь, развивать у детей наблюдательность; воспитывать уважение к людям посёлка. |
11 | Экскурсия в продовольственный магазин | Познакомить детей с трудом работников магазина – продавцом, кассиром. Воспитывать в детях чувство уважения к людям труда. |
12 | Профессия библиотекаря | Расширять представления детей о профессии библиотекарь, содержании и значимости труда библиотекаря Воспитывать бережное отношение к книгам |
Старшая группа
№ п/п | Содержание | Программное содержание |
1 | Разговор о профессиях. | Познакомить детей с профессиями прошлого и настоящего |
2 | Труд в природе. Знакомство с профессией эколог | Познакомить детей с профессией эколог, Формировать положительное отношение к труду, к трудовым умениям и навыкам |
3 | Труд в быту. Знакомство с профессией дворника помощника воспитателя | Диагностика представлений детей о хозяйственно-бытовом труде, формирование привычки поддерживать чистоту и порядок в помещении группы. Наблюдение за работой дворника и помощника воспитателя. Беседа об общественной значимости труда взрослых. |
5 | Целевая прогулка в магазин. | |
6 | Сюжетно – ролевая игра «Магазин» | |
7 | О труде строителей. | Расширить представления детей о труде строителей, уточнить знания о профессиях маляра, плотника, каменщика, формировать уважительное отношение к труду строителей. |
8 | Укротители огня | |
9 | О профессиях в загадках. | Закрепить знания детей о профессиях, развивать логическое мышление, Пополнить активный словарь детей, приобщить к произведениям устного народного творчества. |
10 | Знакомство с с/х трудом | Расширять и углублять знания детей о труде взрослых Расширить и уточнить знания детей о сельхозтехнике, Ввести в активный словарь детей слова: агроном, сеялка, комбайн, элеватор. |
11 | «Выпекали мы в печи пироги и калачи» | Воспитывать бережное отношения к хлебу как продукту, особо почитаемому людьми, Развивать интерес к трудовой деятельности, формирование навыков работы с соленым тестом, инструментами (стекой, скалкой) и дополнительными материалами. |
12 | Экскурсия в больницу | Познакомить с профессиями людей, работающих в поликлинике, Расширить словарный запас, воспитывать уважение к людям труда. |
13 | Сюжетно – ролевая игра «Больница» | |
14 | О профессии ветеринар. | Познакомить с профессией ветеринар, расширить знания об уходе за животными, Воспитывать доброжелательное отношение к людям и животным. |
15 | Профессия – повар | Расширить знания о профессии повар, Воспитывать уважение к людям труда, обогатить словарный запас. |
16 | Экскурсия в школу | Познакомить детей: с помещением школы, с понятиями – «урок», «перемена»; Вызвать интерес к школе; Воспитывать собранность, аккуратность; Вырабатывать навыки культурного поведения. |
17 | Есть много профессий хороших и нужных | Расширение и уточнение представлений о профессиях людей, Закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей, Расширение и активизация словаря по теме «Профессии». |
Список используемой литературы:
Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде. - 3-е изд., испр., доп.- М., 1983.
2. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
3. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.
4. Интернет - ресурсы
5. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. - М., 1990.
6. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002.
7. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988.
8. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. - 96с.
9. Толмачева, В.В. Педагогическая диагностика социально-экологической направленности личности старших дошкольников в трудовой деятельности / В.В. Толмачева // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: международная научно-практическая конференция. - Шадринск, 2007.
10. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский - М.: Прогресс, 1985.
11. Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде / И.Б. Черепанова. - М.: Педагогика, 1990, - 174, [1] с. - (Педагогика - родителям).
План реализации
программы методического сопровождения
по формированию ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС
«Мир профессий»
Сроки реализации | Задачи на данном этапе | Мероприятие | Сроки | Ответственный за проведение | Результат |
Подготовительный этап. 2014 год | методической литературы, инновационного педагогического опыта. по формированию ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС «Мир профессий» | Разработка концепции сопровождения профессионального самоопределения детей на основе социального партнерства с иными организациями | Июнь 2014г | Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Снежинка» | Концепция сопровождения профессионального самоопределения детей и на основе социального партнерства с иными организациями |
Создание творческой группы «Мир профессий» | Сентябрь 2014 г | Заведующий МБДОУ «Детский сад «Снежинка» | Приказ |
Анализ научно- методической литературы, инновационного педагогического опыта по проблеме исследования | Октябрь-Ноябрь 2014г | Педагоги МБДОУ «Детский сад «Снежинка» | Аннотированный каталог |
Изучение затруднений педагогов дошкольных образовательных организаций в организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста | Ноябрь-Декабрь 2014г | Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Снежинка» | Анализ затруднений педагогов дошкольных образовательных организаций в работе по ранней профориентации детей дошкольного возраста |
Изучение затруднений родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций в организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста | Ноябрь-Декабрь 2014г | Творческая группа МБДОУ «Детский сад «Снежинка» | Анализ затруднений родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций в организации работы по профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста |
Разработка проекта программы сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста «Мир профессий» | Октябрь 2014 г | Творческая группа МБДОУ «Детский сад «Снежинка» | Проект программы |
Утверждение программы «Мир профессий» | Октябрь 2014 г | Руководитель творческой группы | Протокол заседания творческой группы, Протокол педагогического совета |
Разработка критериев мониторинга реализации программы «Мир профессий» | Декабрь 2014г | Творческая группа МБДОУ «Детский сад «Снежинка» | Критерии проведения мониторинга |
Экспериментальный этап. 2015 год | «Мир профессий» и методических материалов по реализации программы «Мир профессий» содержательной части программы «Мир профессий» | Изучение затруднений по формированию позитивных установок к различным видам труда и ранней профориентации детей дошкольного возраста | Январь 2015 года | Творческая группа МБДОУ «Детский сад «Снежинка» | Анализ затруднений в детей дошкольного возраста по формированию позитивных установок к различным видам труда и ранней профориентации |
Проведение открытых занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Мир профессий» на базе ДОУ | Февраль 2015г | Творческая группа МБДОУ «Детский сад «Снежинка» | Методические разработки занятий |
Разработка учебно-методического комплекса (УМК) по программе «Мир профессий» | Февраль- 2015г | Творческая группа МБДОУ «Детский сад «Снежинка» Старший воспитатель | Учебно-методический комплекс по программе «Мир профессий» |
Разработка материалов по организации просветительской работы с родителями по проблеме ранней профориентации детей дошкольного возраста | Март-апрель 2015 г. | Творческая группа МБДОУ «Детский сад «Снежинка» Старший воспитатель | Методическое пособие по организации просветительской работы с родителями по проблеме ранней профориентации детей дошкольного возраста. |
Мастер-класс «Инновационные подходы в организация РППС по ранней профориентации дошкольников» | Апрель 2015 г. | Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Снежинка» | Дидактические пособия по развитию позитивных установок к различным видам труда и творчества |
Конкурс творческих работ детей «Все профессии важны…» | Май 2015 г. | Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Снежинка» | Альбом по итогам проведения конкурса |
Конкурс методических разработок среди воспитателей по ранней профориентации детей дошкольного возраста | Май 2015 г. | Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Снежинка» | Сборник методических материалов по итогам проведения конкурса |
Аналитический этап. 2016 год | эффективности реализации программы «Мир профессий» распространение инновационного педагогического опыта. | Проведение занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Мир профессий» на базе дошкольных образовательных организаций | Сентябрь-2015 г-Март 2016 | Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Снежинка» | Расписание занятий Методические разработки занятий |
Апробация УМК «Мир профессий» | Январь-июнь 2016 г | Творческая группа МБДОУ «Детский сад «Снежинка» Старший воспитатель | Анализ апробации учебно-методический комплекс «Мир профессий» |
Мониторинг и оценка эффективности реализации программы «Мир профессий» | Апрель 2016 г | Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Снежинка | Анализ реализации программы «Мир профессий» |
Разработка методических рекомендаций для педагогов по ранней профориентации детей дошкольного возраста | Май 2016г | Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Снежинка | Методические рекомендации для педагогов ранней профориентации детей дошкольного возраста. |
МБДОУ «Детский сад «Снежинка»