Отдел по образованию, физической культуре и спорту
администрации Острогожского муниципального района Воронежской области
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Хохол - Тростянская основная общеобразовательная школа
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол № 5 от 30.08. 2022 г | «Утверждаю» Директор школы / Зарвигорова В.Ф. Приказ №78 от 31.08.2022 г |
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности
«Литературное краеведение Воронежского края»
Вид программы: модифицированная
Уровень программы: 1 год обучения – стартовый
Возраст обучающихся:11- 12 лет Срок реализации: 1 год Автор – составитель:
Воробьева Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования
с.Хохол- Тростянка - 2022
Оглавление
Пояснительная записка 3
Основные характеристики программы 3
Актуальность 4
Новизна 4
Цель программы 5
Задачи программы 5
Сроки и условия реализации программы 5
Психофизиологические особенности обучающихся 5
Форма и режим занятий 6
Ожидаемые результаты 7
Формы подведения итогов реализации программы 8
Содержание программы 9
Учебно-тематический план 9
Содержание программы 9
Методическое обеспечение программы 11
Кадровое обеспечение… 11
Материально-техническое обеспечение программы 12
Список нормативных документов… 12
Список литературы для педагога 13
Список литературы для обучающихся и родителей 13
Интернет-ресурсы 13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Литературное краеведение Воронежского края» разработана в соответствии со следующими документами:
требования к образовательным программам Федерального закона об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273(п.9 ст.2 273-Ф3);
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года №1726-р);
Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» №196 от 09.11.2018;
Постановление правительства Воронежской области «О введении на территории Воронежской области механизма персонифицированного финансирования в системе дополнительного образования детей (с изменениями на 30 апреля 2019 года) № 1201 от 26.12.2018 г.;
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
учебный план МКОУ Хохол-Тростянская ООШ;
Устав МКОУ Хохол-Тростянская ООШ.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Литературное краеведение Воронежского края» (далее – образовательная программа) относится к туристско-краеведческой направленности. По уровню освоения программа является стартовой. Занятия могут проходить как в традиционной форме, так и в дистанционной.
Данная программа «Литературное краеведение Воронежского края» предусматривает знакомство с жизнью и творчеством писателей и поэтов Воронежской земли, приобщает обучающихся к культуре умственного труда, что способствует формированию характера и воспитанию гражданских чувств, а участие в поисковой и исследовательской работе воспитывает у детей самостоятельность в работе, творческий подход к делу. Выполнение заданий по сбору литературно-краеведческих материалов, содействие в охране памятников культуры, активное участие в пропаганде литературного краеведения воспитывают у школьников сознание общественной значимости, проводимой ими работы, стремление стать полезными для общества.
Педагогическая целесообразность программы «Литературное краеведение Воронежского края» выстроена таким образом, чтобы помочь обучающимся рассматривать краеведческий материал с разных позиций. Это помогает закреплять краеведческие знания, способствует их интеграции, содействует формированию умений, необходимых для самостоятельной познавательной деятельности по изучению края.
Актуальность
Актуальность и ценность программы «Литературное краеведение Воронежского края» заключается в том, что, расширяя и обогащая знания ребят о писателях и поэтах родного края, педагог прививает детям любовь и уважение к истории культуры, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы и истории с жизнью, ребята приобщаются к неисчерпаемому поэтическому источнику народной фантазии и мудрости, сокровищницы души народа.
Большое значение краеведение имеет в расширении литературного кругозора ребят, развитии у них интереса к художественной литературе, в формировании читательских потребностей, навыков анализа и критической оценки литературных произведений. Литературное краеведение пробуждает интерес у ребят к славному прошлому нашей Родины, знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает обучающимся лучше понять художественную правду произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств.
Новизна
Новизна данной программы заключается в том, что она определяется переходом от информационного к деятельностному подходу, у детей формируются предметные, коммуникативные и социальные компетентности. Приобщение к духовно- культурным ценностям малой родины, формирование патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь,- познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель, поэт в первую очередь сохраняются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон его биографии, творчества.
Цель программы
Целью данной программы является развитие личности обучающегося как достойного гражданина своего Отечества, ориентированной на сохранение, восстановление и преумножение исторического и культурного достояния России.
Задачи программы
Задачи:
Образовательные:
расширять знания об истории литературы и культуры родного края;
знакомить с жизнью и творчеством писателей, поэтов, чьи имена связаны с историей городов Воронежа, Калача;
-знакомить с краеведческими источниками и различными формами краеведческой работы;
знакомить с литературными музеями своего края;
учить проведению бесед с интересными людьми, писателями, поэтами и их родственниками, с ветеранами войны;
-учить вести записи воспоминаний, записи во время экскурсий;
-учить подбирать и оформлять литературно-краеведческий материал;
-учить вести научно-исследовательскую и поисковую деятельность по изучению культурного наследия родного края;
-учить умению донести до других свои знания; Воспитательные:
-воспитывать интерес к литературному творчеству;
-воспитывать самостоятельность, творческий подход к решению любых задач;
-воспитывать чувство патриотизма и необходимости сохранения связи поколений;
-воспитывать чувство бережливого отношения к окружающей природе.
Развивающие:
-развивать интерес к участию в полезной практической деятельности;
-развивать словарный запас обучающихся;
-развивать аналитические способности обучающихся;
-развивать творческие способности обучающихся;
Сроки и условия реализации программы
Программа реализуется в течение одного года. Программа рассчитана на 34 часа в год, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Содержание программы рассчитано на обучающихся основного общего (11-12 лет) уровня обучения.
Психофизиологические особенности обучающихся
Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, но с психологической точки зрения это очень благополучный возраст. Это связано со способностью ребенка осуществлять разнообразную интеллектуальную деятельность в плане целеполагания, планирования шагов по решению интеллектуальной задачи, использование логических средств – операций, а также использованием речи как инструмента мышления (система устных доказательств, объяснений, умения задавать вопрос и др.). В основной школе педагоги в образовательном процессе должны реализовать ряд важных условий: создание атмосферы доброжелательности, искренности, построение своих взаимоотношений с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению; обеспечение постепенного перехода от коллективно-распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации; предоставление учащимся возможности свободного выбора способов и источников информации, обучение умению работать с ними, использование их для решения самостоятельно поставленных, личностно-значимых учебных задач.
Форма и режим занятий
очные с элементами дистанционного обучения, аудиторные и внеаудиторные (экскурсии);
практические и теоретические,
занятия по изучению нового материала, контрольные, комбинированныеи обобщающие занятия;
игровые занятия;
занятия с применением ИКТ: презентации Power Point, просмотр видео- роликов по темам занятий; видео-экскурсия, онлайн опрос, онлайн-игра; работа с электронными информационными источниками;
проектная деятельность;
Основная форма работы - групповая, возможна работа по подгруппам и индивидуально.
Ожидаемые результаты
По окончании обучения по программе «Литературное краеведение Воронежского края» предполагается получение детьми следующих результатов:
личностные:
− формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
− развития читательской культуры: расширение и углубление художественного опыта;
− умение ясно, точно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл прочитанного произведения, выстраивать аргументацию, приводя свои примеры, отстаивая свою позицию;
− формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
− формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно- полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности;
метапредметные:
− умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
− умение осуществлять анализ художественного произведения с точки зрения истории, мировой художественной культуры, языка;
− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логичные рассуждения, умозаключения и выводы;
− умение работать в группах; находить общее решение и разрешить конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
− формирование учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
− умение находить в различных источниках информацию, необходимую для написания сочинения, эссе, рецензии; выступления или презентации по заданной теме;
− умение понимать и использовать средства наглядности (рисунки,
таблицы, картины, репродукции) для иллюстрации, аргументации своего выступления, доклада;
предметные:
1) в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
3) в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Формы подведения итогов реализации программы
Педагогический контроль знаний умений и навыков обучающихся осуществляется в результате промежуточного и итогового контроля. Промежуточный контроль – проверка активного уровня усвоения знаний, умений и навыков путем выполнения практических заданий. Педагогический контроль осуществляется с помощью следующих методов контроля: тестов, метода наблюдения за деятельностью обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебно-тематический план
№ п/п | Темы | Всего учебных занятий |
всего | теория | практика |
1. | Введение. | 1 | 1 | - |
2. | Фольклор Воронежской области. | 8 | 5 | 3 |
3. | «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» (А.С.Пушкин) | 11 | 6 | 5 |
4. | Литературные имена Воронежского края 20 века | 11 | 8 | 3 |
5. | Работа над проектом «Литературные имена Воронежского края» | 3 | - | 3 |
| Итого: | 34 | 20 | 14 |
Содержание программы
Тема 1. Вводные занятия (1 ч.). Краеведение – наука о родном крае. Что изучает литературное краеведение.
Тема 2. Фольклор Воронежской области. ( 8 часов).
Теория (5 часов). Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки родного края. Загадки, прибаутки, потешки, скороговорки, бытующие на Воронежской земле. Воронежские народные песни. Календарно-обрядовая поэзия.
Практика (3 часа). Экскурсия в школьный музей. Составление и разыгрывание мини-диалогов с использованием малых жанров фольклора.
Тема 3. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». А.С.Пушкин (11 часов)
Теория (6 часов). Собиратель сказок А. Афанасьев. Классификация сказок по традиционной схеме: сказки о животных, волшебные сказки, социально- бытовые сказки. Другие виды сказок, по А. Афанасьеву: сказки на былинные сюжеты, фантастические предания, анекдоты, докучные сказки.
Воронежские сказительницы А.Барышникова и А.Королькова. Знакомство со сборниками сказок А.Корольковой и А. Барышниковой.
Практика (5 часа). Работа в школьной и сельской библиотеках. Создание презентации «Воронежские сказочники». Моя любимая сказка Воронежской сказительницы в рисунках.
Тема 4. Литературные имена Воронежского края 20 века. (11 часов)
Теория (8 часов). Самуи́л Я́ковлевич Марша́к – житель Воронежа, русский советский поэт, драматург и переводчик, литературный критик, сценарист, автор популярных детских книг. «Путешествуем за Маршаком, изучая неизвестные страницы жизненного пути поэта». С.Я.Маршак в Острогожске. Чтение и обсуждение произведений С.Я.Маршака.
А Платонов. Жизнь и творчество. Чтение и обсуждение рассказов. ( «Золотое кольцо», «Еще мама», «Маленький солдат» и др.)
Биографическая справка: Дмитриева Валентина Иововна. Знакомство с книгой В.Дмитриевой «Малыш и Жучка».
Практика (3 часа). Виртуальная экскурсия в музей С.Я.Маршака. Составление и оформление кроссвордов. Книги писателей 20 века в рисунках детей.
Тема 5. Работа над проектом «Литературные имена Воронежского края» (3 часа)
Методическое обеспечение программы Учебно-методический комплекс
Справочные материалы
Ресурсы школьной и сельской библиотек (альманахи, книги местных авторов)
3.Презентации к учебным темам
4. Папка «Писатели - земляки».
5. Раздаточный иллюстрированный материал по произведениям писателей.
Кадровое обеспечение программы
Реализацию программы может осуществлять педагог дополнительного образования, имеющий уровень образования не ниже среднего профессионального, без предъявления требований к квалификационному уровню.
Материально-техническое обеспечение
Интерактивная доска
Компьютер
Принтер
Сканер
3. Список нормативных документов
Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).
Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 (ред. от 07.05.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295.
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 г. № 48226).
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" .
Устав МКОУ Хохол-Тростянская ООШ
4. Список литературы для педагога
Акиньшин А. Н. Записки старого пешехода: прогулка по Большой Дворянской – проспекту Революции / А. Н. Акиньшин, О. Г. Ласунский; худож.: Е. В. Соколова, В. В. Сумароков. – 2-е изд., испр. и доп. – Воронеж: Правдивцев и К0, 2002.
Антюхин Г. В. Литературное былое: Книга очерков о литературном прошлом и памятных местах Воронежского края. – Воронеж: Изд-во ВГУ,2015.
Воронежская историко-культурная энциклопедия: персоналии. – 2-е изд., доп. и испр. / редкол.: О. Г. Ласунский (гл. ред.) [и др.]. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозём. края, 2009.
Имена и книги: библиогр. справочник. – Воронеж: Река времени, 2008.
Краеведение. Пособие для учителя / Под редакцией А.В. Даринского. Москва, 2014.
Литературное краеведение в школе. Пособие для учителей. М., Просвещение, 2016.
Очерки литературной жизни Воронежского края. XIX – нач. XX в. / ред.-сост.: В. А. Тонков, О. Г. Ласунский. – Воронеж: Центр. -Чернозём. кн. изд-во,2012.
Прудоминский В. «А рассказать тебе сказку?..»: Повесть о жизни и трудах сказочника А.Н. Афанасьева. М., 2016.
Путеводители по литературным музеям.
5.Список литературы для обучающихся и родителей
Акиньшин А. Н. Два века воронежского краеведения: люди, труды, события: краткий обзор / А. Н. Акиньшин, О. Г. Ласунский. – Воронеж: Б. и., 2000. – 60 с
Антюхин Г. В. «Литературное былое: книга очерков о литературном прошлом и памятных местах Воронежского края», Воронеж, 2017г.
Кононов В. И. Воронеж: путеводитель по городу / В. И. Кононов; ред. В. Л. Елецких. – Воронеж: [б. и.], 2003. – 63 с. – (Наш город: люди. События. Памятники. Архитектура).
Ласунский О. Г. Литературная прогулка по Воронежу / О. Г. Ласунский. – 3-е изд., перераб. и доп. – Воронеж: Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2006. – 357, [3] с.: ил. – Указ. имен: с. 352–355. – Библиогр.: с. 356–358.
6.Интернет - ресурсы
http://www.eli-nik.narod.ru/biography/Электронные ресурсы по истории Воронежского края / сайт воронежских историков Н.А. и Э.В. Комоловых
http://festival.1september.ru22
http://lk.vrnlib.ru/?p=persons
http://www.voronezhgid.ru