СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Литература 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа Литература 8 класс»


РЕСПУБЛИКА КРЫМ

ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИЗУМРУДНОВСКАЯ ШКОЛА»


РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей социально-гуманитарных и филологических дисциплин

(протокол №1 от 28.08.2020г.)



«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР


____________А.Н.Ошмарин

31.08.2020г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «Изумрудновская школа»


_____________Л.И.Липеха

Приказ от 31.08.2020г.№




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ЛИТЕРАТУРЕ

КЛАСС 8



на 2020/2021 учебный год







Программу составила:

Сачьян Наталья Сергеевна,

учитель русского языка и литературы,

специалист







с. Изумрудное, 2020




Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями);

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);

Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 года №1/15 (5-9 кл.);

Авторской программы «Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной. 5-9 классы, 2-е издание, переработанное. Москва: «Просвещение», 2014»;

Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Изумрудновская школа»;

Методических рекомендаций об особенностях преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2020-2021 учебном году.

Программа ориентирована на использование учебника «Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций В 2 ч./ [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под редакцией В.Я.Коровиной.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2014 »

Изучение литературы в основной школе направ­лено на достижение следующих целей:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрени­ем, национальным самосознанием общерос­сийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих спо­собностей учащихся, необходимых для успеш­ной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произве­дений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опираю­щийся на принципы единства художествен­ной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализи­ровать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами по­стижения смыслов, заложенных в художест­венном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного тек­ста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными уме­ниями и универсальными учебными дейст­виями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографи­ческий поиск, находить и обрабатывать необ­ходимую информацию из различных источни­ков, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведе­ниями художественной литературы в повсе­дневной жизни и учебной деятельности, ре­чевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основ­ной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образо­вательной программы требованиям ФГОС;

  • обеспечение преемственности начального об­щего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

  • обеспечение доступности получения качест­венного основного общего образования, до­стижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основ­ного общего образования всеми обучающими­ся

  • обеспечение эффективного сочетания уроч­ных и внеурочных форм организации обра­зовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

  • выявление и развитие способностей обучаю­щихся

  • организация интеллектуальных и творческих соревнований

  • сохранение и укрепление физического, психо­логического и социального здоровья обучаю­щихся, обеспечение их безопасности.




Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.

- Уважительно относиться к русской литературе, испытывать гордость за неё.

- Оценивать свои и чужие поступки.

- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Учащийся получит возможность научиться:

-Понимать определяющую роль русской литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

-Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Метапредметные универсальные учебные действия


Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

- Планированию пути достижения цели.

- Установлению целевых приоритетов.

-Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Учащийся получит возможность научиться:

-Учитывать условия выполнения учебной задачи.

-Выделять альтернативные способы достижения цели.

-Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.

- Аргументировать свою точку зрения.

- Задавать вопросы.

- Осуществлять контроль.

- Составлять план текста.

Учащийся получит возможность научиться:

-Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

-Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

-пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

-ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

-анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

-анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

-проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Учащийся получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

-осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

-проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).


Предметные результаты обучения

Учащийся научится:

- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;

-учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

-выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

-пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;

-осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

-воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

-определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

-анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

-создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

-сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;


Учащийся получит возможность научиться:

- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;

- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;

- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

-выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

-выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

-сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

-оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.



Содержание учебного предмета


ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ПОВТОРЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Русская литература и история.  Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.  Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)     

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).  Отражение жизни народа в народной песне: «В темной лесе»,  «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице»,  «Пугачев казнен».

 Частушки как малый песенный жанр.  Отражение различных сторон жизни народа в частушках.  Разнообразие тематики частушек.  Поэтика частушек.

 Предания  как исторический жанр русской народной прозы.  «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».  Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы.  Народная песня, частушка (развитие представлений).  Предание (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ( 2 ч)

 Из «Жития Александра Невского».  Защита русских земель от нашествий и набегов врагов.  Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.  Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века.  Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья.  Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами.

 «Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому что он и судил»).  Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

 Теория литературы.  Летопись.  Древнерусская повесть (развитие представлений).  Житие как жанр литературы (начальные представления).  Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА ( 3 ч)

 Денис Иванович Фонвизин.  Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены).  Сатирическая направленность комедии.  Проблема воспитания истинного гражданина

         Теория литературы. Понятие о классицизме.  Основные правила классицизма в драматическом произведении.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА (34 ч)

         Иван Андреевич Крылов.  Поэт и мудрец.  Язвительный сатирик и баснописец.  Краткий рассказ о писателе.

         «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо.  Мораль басни.  «Обор».  Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова В отечественной войне 1812 года.  Мораль басни.  Осмеяние пороков:  самонадеянности, безответственности,  зазнайства.

         Теория литературы.  Басня.  Мораль.  Аллегория (развитие представлений).

         Кондратий Федорович Рылеев.  Автор дум и сатир.  Краткий рассказ о писателе.  Оценка дум современниками.

         «Смерть Ермака».  Историческая тема думы.  Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков.  Тема расширения русских земель.  Текст думы К. Ф. Рылеева – основа песни о Ермаке.

         Теория литературы. Дума (начальное представление).

         Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

 «Туча».  Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

   К*** («Я помню чудное мгновенье...»).  Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

   «19 октября».  Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.  Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

 «История Пугачева» (отрывки).  Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная.  Смысловое различие.  История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка.  Пугачев и народное восстание.  Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания.  Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. С. Пушкин).

 Роман «Капитанская дочка».  Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»).  Маша Миронова – нравственная красота героини.  Швабрин – антигерой.  Значение образа Савельича в романе.  Особенности композиции.  Гуманизм и историзм Пушкина.  Историческая правда и художественный вымысел в романе.  Фольклорные мотивы в романе.  Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы.  Историзм художественной литературы (начальные представления).  Роман (начальные представления).  Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама».  Место повести в контексте творчества Пушкина.  Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения.  Соотношение случайного и закономерного.  Смысл названия повести и эпиграфа к ней.  Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий.  Функции эпиграфов.  Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.  Идейно-композиционная функция фантастики.  Мотив карт и карточной игры, символика чисел.  Эпилог, его место в философской концепции повести.

         Михаил Юрьевич Лермонтов.  Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри».  Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе.  Свободный, мятежный, сильный дух героя.  Мцыри как романтический герой.  Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.  Романтически-условный историзм поэмы.

         Теория литературы.  Поэма (развитие представлений).  Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

         Николай Васильевич Гоголь.  Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор».  Комедия «со злостью и солью».  История создания и история постановки комедии.  Поворот русской драматургии к социальной теме.  Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор».  Разоблачение пороков чиновничества.  Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь).  Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В .И. Немирович-Данченко).  Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн).  Хлестаковщина как общественное явление.

 Теория литературы.  Комедия (развитие представлений).  Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель».  Образ «маленького человека» в литературе.  Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным  лица (одиночество, косноязычие).  Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире.  Тщетность этой мечты.  Петербург как символ вечного адского холода.  Незлобивость  мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества.  Роль фантастики в художественном произведении.

 Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.  Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города»  (отрывок).  Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки.  Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников.  Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений).  Литературная пародия (начальные представления).  Эзопов язык (развитие понятия).

 Николай Семенович Лесков.  Краткий рассказ о писателе.«Старый гений».  Сатира на чиновничество.  Защита беззащитных.  Нравственные проблемы рассказа.  Деталь как средство создания образа в рассказе.

 Теория литературы.  Рассказ (развитие представлений).  Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой.  Краткий рассказ о писателе.  Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала».  Идея разделенности двух Россий.  Противоречие между сословиями и внутри сословий.  Контраст как средство раскрытия конфликта.  Психологизм рассказа.  Нравственность в основе поступков героя.  Мечта о воссоединении дворянства и народа.

 Теория литературы. Художественная деталь.  Антитеза (развитие представлений).  Композиция (развитие представлений).  Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы.  А. С. Пушкин.  «Цветы последние милей...»,  М. Ю. Лермонтов. «Осень»,  Ф. И. Тютчев.  «Осенний вечер», А. А. Фет.  «Первый ландыш»,  А. Н. Майков.  «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов.  Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии).  История  о любви и упущенном счастье.

         Теория литературы.  Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА (20 ч)

         Иван Алексеевич Бунин.  Краткий рассказ о писателе. «Кавказ».  Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях.  Мастерство Бунина-рассказчика.  Психологизм прозы писателя.

         Александр Иванович Куприн.  Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени».  Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.  Самоотверженность и находчивость главной героини.

         Теория литературы.  Сюжет и фабула.

         Александр Александрович Блок.  Краткий рассказ о поэте. «Россия».  Историческая тема в стихотворении,  его современное звучание и смысл.

         Сергей Александрович Есенин.  Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев».  Поэма на историческую тему.  Характер Пугачева.  Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С.А. Есенина.  Современность  и  историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

         Теория литературы.  Драматическая поэма (начальные представления).

         Иван Сергеевич Шмелев.  Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем».  Рассказ о пути к творчеству.  Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются.

         Журнал «Сатирикон». Тэффи, О .Дымов, А. Аверченко.  «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»(отрывки).  Сатирическое изображение исторических событий.  Приемы и способы создания сатирического повествования.  Смысл иронического повествования о прошлом.

         М. Зощенко.  «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник».  Для самостоятельного чтения.  Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

         Михаил Андреевич Осоргин.  Краткий рассказ о писателе.

         «Пенсне».  Сочетание фантастики и реальности в рассказе.  Мелочи быта и их психологическое содержание.  Для самостоятельного чтения.

 Александр Трифонович Твардовский.  Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин».  Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта.  Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны.  Тема служения Родине.  Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.  Картины жизни воюющего народа.  Реалистическая правда о войне в поэме.  Юмор.  Язык поэмы.  Связь фольклора и литературы.  Композиция поэмы.  Восприятие поэмы читателями-фронтовиками.  Оценка поэмы в литературной критике.

 Теория литературы.  Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

 Андрей Платонович Платонов.  Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение».  Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны.  Изображение негромкого героизма тружеников тыла.  Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней.  Героизм воинов,  защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и другие.  Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны.  Их призывно-воодушевляющий характер.  Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

         Виктор Петрович Астафьев.  Краткий рассказ о писателе.  «Фотография, на которой меня нет».  Автобиографический характер рассказа.  Отражение военного времени.  Мечты и реальность военного детства.  Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

 Теория литературы.  Герой – повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

         И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

         Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон- Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч)

         Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев.  Ромео и Джульетта – символ  любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

         Теория литературы.  Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

         Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью...»,  «Увы, мой стих не блещет новизной...».  В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства.  Воспевание поэтом любви и дружбы.  Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

         Теория литературы.  Сонет как форма лирической поэзии.

         Жан Батист Мольер.  Слово о Мольере .«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен).  17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции.  Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма.  «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа.  Особенности классицизма в комедии.  Комедийное мастерство Мольера.  Народные истоки смеха Мольера.  Общечеловеческий смысл комедии.

         Теория литературы.  Классицизм.  Сатира (развитие понятия).

         Джонатан Свифт.  Краткий рассказ о писателе. «Путешествие Гулливера».  Сатира на государственное устройство и общество.  Гротесковый характер изображения.

         Вальтер Скотт.  Краткий рассказ о писателе. «Айвенго».  Исторический роман.  Средневековая Англия в романе.  Главные герои и события.  История, изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев,  переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (1ч) Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето.



























Тематическое планирование

Наименование раздела/ темы

Количество часов

Из них




К.р

К.с.

Д.с.

Р. р.

Вн. чт.

1

Восстановительное повторение. Введение

1






2

Устное народное творчество.

2






3

Из древнерусской литературы

2





1

4

Из литературы 18 века

3




1


5

Из русской литературы 19 века

34


1

1

1

1

6

Из русской литературы 20 века

20

1

1

1

2

2

7

Из зарубежной литературы

5






8

Итоговое повторение

1







Итого

68

1

2

2

4

4























п/п

Сроки выполнения


Тема урока

План.

Факт.

Восстановительное повторение. Введение- 1 ч.

1



Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к истории прошлого своего народа

Устное народное творчество - 2 ч.

2



УНТ. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические и исторические песни.

3



Предание о Пугачеве «О покорении Сибири Ермаком» Особенности их содержания и художественной формы.

Из древнерусской литературы - 2 ч.

4



Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского».

5



Вн. чт.1 «Шемякин суд»- «Кривосуд»

Из литературы 18 века – 3 ч.

6



Д..И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии.

7



Р.р.1 Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», «Экзамен Митрофанушки». Анализ эпизода драматического произведения.

8



Образование и воспитание в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Из русской литературы 19 века – 34 ч.

9



И.А.Крылов. Слово о баснописце Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» Их историческая основа

10



Вн.чт2 И.А.Крылов - поэт и мудрец.

11



К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Понятие о думе. Думы К.Ф.Рылеева. «Смерть Ермака» и её связь с русской историей.

12



А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.

13



Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября». Их основные темы и мотивы.

14



А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве писателя( на основе изученного в 6-7 кл.)

15



А.С.Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя.

16



А.С.Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

17



Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

18



Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина.

19



Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина.

20



Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка».

21



А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга.


22



Р.р.2Подготовка к контрольному сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

23



Контрольное сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

24



М.Ю.Лермонтов и история. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве поэта.

25



М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре.

26



Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри».

27



Проверочная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова.

28



Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Исторические произведения в творчестве Гоголя.

29



Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия. История создания комедии и ее первой постановки.

30



Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников.

31



Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.

32



Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.

33



Особенности композиционной структуры комедии.

34



Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.

35



Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга.

36



М.Е.Салтыков-Щедрин. Сово о писателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки.

37



Обучение анализа эпизода из романа «История одного города»

38



Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество.

39



Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои.

40



Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала» Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев.

41



Поэзия родной природы. Пушкин, Лермонтов, Фет, Тютчев, Майков – певцы родной природы. Анализ лирического стихотворения.

42



А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

Из русской литературы 20 века -20 ч

43



И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Представления о счастье и несчастьях героев рассказа.

44



А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье.

45



Урок-диспут «Что значит быть счастливым?»

46



А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве.«Россия». Образ Родины в лирическом цикле А.А.Блока «На поле Куликовом».

47



С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.

48



Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пугачева и С.А.Есенина.

49



И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

50



Вн.чт. 3Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи «Жизнь и воротник». М.М.Зощенко «История болезни».

51



М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание рельности и фанастики в рассказе «Пенсне».

52



Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина.

53



А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин» Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине.

54



Василий Теркин – защитник родной страны. Правда о войне в поэме Твардовского.

55



Композиция и язык поэмы. Фольклорные мотивы. Авторские отступления.

56



А.П.Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

57



Р.Р. 3Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

58



В.П.Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе.

59



Р.р.4Подготовка к контрольному сочинению.«Великая Отечественная война в произведениях писателей ХХ века».

60



Контрольное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей ХХ века».

61



Вн.чт. 4 Поэты Русского зарубежья о Родине, родной природе и о себе.

62




Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.

Из зарубежной литературы 5 ч.

63



В.Шекспир.Слово о писателе.Трагедия «Ромео и Джульетта»

64



«Вечные проблемы» в трагедии В.Шекспира.


65



Ж.-Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве»(сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Общечеловеческий смысл комедии.

66



Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

67



В.Скотт. «Айвенго» как исторический роман.


Итоговое повторение- 1 ч.

68



Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!