СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Школа добра"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Школа добра"рассчитана на школьников в возрасте 6-15 лет и направлена на создание условий для интересного, разнообразного, познавательного отдыха, способствующего нравственному, творческому и физическому развитию ребенка, укреплению его физического, психического и эмоционального здоровья. 

Просмотр содержимого документа
«Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Школа добра"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Биджан»





«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

_______ Е.А. Чередниченко

(подпись) (ФИО)


от «_____» ________ 2017 г.






Программа

летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей

«Школа добра»





Программа составлена

Парыгиной Ириной Анатольевной


2017 г.


Содержание


Наименование раздела

№ страницы

1.

Паспорт Программы

3

2.

Пояснительная записка

4

3.

Цели, задачи, ожидаемые результаты реализации Программы

6

4.

Механизм реализации программы

8

4.1.

Этапы реализации Программы

8

4.2.

Принципы деятельности лагеря «Школа добра», используемые в Программе

9

4.3.

Формы, методы и технологии работы с детьми

11

5

Условия реализации Программы

14

5.1.

Нормативно-правовые условия

14

5.2.

Материально-техническое и ресурсное обеспечение

15

5.3.

Смета расходов

15

5.4.

Кадровое обеспечение

16

6

Комплекс мероприятий, реализуемых Программой

17

7

Критерии оценки эффективности Программы

22

8

Список используемой литературы

24





















  1. Паспорт программы


Название программы

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Школа добра»

Учреждение, реализующее программу

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Биджан»

Адрес: 679385, ЕАО, Ленинский р-н, с. Биджан, ул. Пионерская, 32

Телефон:8(42663)35282

Место реализации программы

Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Школа добра» на базе МКОУ СОШ с. Биджан

Автор программы

Учитель математики, начальник летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей в период 1 смены

Парыгина Ирина Анатольевна

Аннотация

Программа рассчитана на школьников в возрасте 6-15 лет и направлена на создание условий для интересного, разнообразного, познавательного отдыха, способствующего нравственному, творческому и физическому развитию ребенка, укреплению его физического, психического и эмоционального здоровья

Сроки реализации программы

1-я смена летних каникул 2017 года продолжительностью 21 календарный день

Количество, возраст участников

Количество учащихся – ____ чел. в возрасте от 6 до 15 лет

Количество отрядов

____отрядов

Кадровое обеспечение

Начальник лагеря – 1 чел.; воспитатель – ___; спорт инструктор - 1 чел., медицинский работник – 1 чел.












  1. Пояснительная записка


Ни для кого не секрет, что каникулы –самая долгожданная пора в жизни любого школьника, время радости, игр и веселья, общения с друзьями. Что такое лето для нас педагогов, работающих в эту прекрасную пору с детьми? Лето-это время, когда мы можем не только интересно и занимательно организовать досуг ребенка, но и донести до него те «уроки жизни», которые не входят в школьную программу. Всё что ребёнок познает играя, он впитывает словно губка. Что же в первую очередь мы хотим донести до наших детей?

В последнее время новостные ленты, передачи, газеты пестрят ужасными сообщениями о чрезмерных ужасах, происходящих с современными детьми и подростками, и самое страшное происходящими по их инициативе: дети жестоко избивают друг друга, а затем выкладывают видео в сеть Интернет; в Красноярске бывший одноклассник убил 13-летнего мальчика из-за спора, возникшего при обсуждении мультика аниме; в Хабаровске девочки зверски издевались над животными, - современное общество сталкивается с тысячами таких примеров. Сотни высоко квалифицированных специалистов: педагогов, психологов, общественных деятелей и др., - изучали данное социальное явление и пришли к единому выводу, что выплеск негативной информации, содержащей сцены насилия и бесчеловечности, в Интернете, по телевидению, в СМИ производит на детскую неокрепшую психику пагубное влияние. Это приводит к полной жизненной дезориентации детей и подростков, падению духовно-нравственных ценностей.

Название программы летнего пришкольного лагеря в 1 смену летних каникул 2017 «ШКОЛА ДОБРА» выбрано не случайно. Программа разработана не только с целью организовать досуг детей, способствующий укреплению их здоровья, развитию личностных и творческих способностей, но и развитию духовно-нравственных ценностей детей. Каждый день, участвуя в мероприятиях: играх, конкурсах, веселых стартах, - участники смены будут обращаться к таким понятиям как ДОБРО, МИЛОСЕРДИЕ, ПОМОЩЬ, ЧЕСТНОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, ДРУЖБА.

В рамках реализации программы будет соблюдено главное предназначение организованного отдыха детей и подростков, заключающееся в том, чтобы создать такие условия и психологический климат, в которых ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, свое значение в жизни. Поэтому одной из главных целей пришкольного лагеря является помочь каждому ребенку «найти себя», одновременно развив социальные способности, при этом в особое внимание будет уделено преодолению ребенком негативных психологических эмоций, таких как агрессия, враждебность, страх.

Отличительной особенностью образовательно-оздоровительной деятельности лагеря является взаимодействие педагогических, медицинских, социальных и индивидуальных связей. Только детский оздоровительный лагерь способен на организацию дифференцированного досуга, способствующего физическому и духовному развитию детей и подростков, удовлетворению их возрастных и индивидуальных потребностей, развитию и разносторонних способностей, социального опыта в целом.

Ежегодно в период летних каникул для детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет, являющихся учащимися Средней общеобразовательной школы с. Биджан, организована работа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Школа добра» позволяет смоделировать организованную социальную среду, выступающую пространством интенсивного межличностного общения детей и их взаимодействия в режиме свободного времени с одной стороны, и пространством личностной самореализации с другой.

Программа включает мероприятия, направленные на целенаправленное, комплексное, интенсивное формирование новых привычек у детей, обеспечивающих дальнейшее самостоятельное развитие их коммуникативных, креативных, интеллектуальных, физических и организаторских способностей, посредством занимательного отдыха.

Комплекс мероприятий Программы включает разнообразные формы работы с целью заинтересовать детей и подростков, включить их в общий процесс, чтобы в дальнейшем учащийся самостоятельно принимал активное участие в жизни лагеря.

В целях реализации программы разработан алгоритм структуры жизнедеятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Школа добра»:

1. Время знакомства детей с лагерем, друг с другом, с педагогами-воспитателями; формирование межличностных отношений, микроклимата в отрядах, в лагере в целом; определение потребностей и интересов детей, их творческого потенциала – первые 3 дня.

2. Пик творческой и социальной активности детей и взрослых; включенность в массовые, командные формы и виды деятельности; развитие у детей старшего возраста навыков проявления заботы и ответственности за малышей; создание теплой семейной атмосферы внутри лагеря; мотивация коллектива на успех – 4-19 дни.

3. Завершение отдыха – анализ и оценка полученного опыта, поддержание сформировавшегося микроклимата в коллективе, осознание ценностей, полученных коллективных и индивидуальных результатов - 20-21 дни.

Программа универсальна, так как разработана для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

При разработке Программы учтены все особенности формирования одновозрастных и разновозрастных отрядов.

В рамках работы лагеря «Школа добра» будут сформированы 5 одновозрастных отрядов. Это позволит создать группы детей с примерно одинаковым уровнем знаний и развития, общими интересами, сходными психологическими особенностями, а главное позволит обеспечить соблюдение необходимых режимных требований, зависящих от возраста ребенка.

Вместе с тем, запланированное проведение совместных мероприятий и занятий между отрядами позволит каждому ребенку удовлетворить возрастные потребности в общении, проявить себя в отношениях «взрослый - младший», «умелый - начинающий», повысить уровень личной самостоятельности в конкретной ситуации. При такой работе очевидно воспитательное влияние старших на младших, процесс социализации протекает естественно, значительно быстрее и качественнее приобретаются необходимые составляющие опыта.

Основанием для зачисления в лагерь является письменное заявление родителя или законного представителя ребенка. При комплектовании отрядов особое внимание уделяется детям из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации: детям из малоимущих семей, детям-инвалидам, - а также детям из многодетных и неполных семей, опекаемым детям.

Все положения Программы отвечают требованиям действующего законодательства Российской Федерации (См. подробнее - Раздел № 5 стр.).


  1. Цели, задачи, ожидаемые результаты реализации Программы


Цель Программы – организация в период летних каникул досуга, отдыха и оздоровления, способствующих укреплению здоровья детей, их физическому и духовному развитию, удовлетворению возрастных и индивидуальных потребностей, развитию разносторонних способностей, социального опыта в целом, обогащению духовно-нравственных ценностей.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение ряда задач, которые можно разделить на несколько блоков:

1. Укрепление здоровья детей

  • организация рационального питания детей с соблюдением правильного режима приема пищи;

  • создание условий для укрепления физического и психического здоровья путем осуществления комплекса медицинских, физкультурно-спортивных мероприятий;

  • выработка и укрепление у детей гигиенических навыков, формирование антинаркотических установок, расширение знаний детей об охране здоровья.

2. Проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание с отдыхом ребенка

  • организация разнообразной досуговой деятельности;

  • развитие творческих способностей, создание условий для самореализации каждого ребенка;

  • воспитание культуры поведения;

  • расширение кругозора через различные формы досуговой деятельности;

  • преодоление разрыва между физическим и духовным развитием детей посредством игры, познавательной и трудовой деятельности;

  • создание условий для развития лидерских качеств у детей.

3. Обеспечение безопасности детей в период летних каникул

  • организация отдыха детей с соблюдением норм и требований действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности и здоровья ребенка;

  • предотвращение случаев детского травматизма посредством обеспечения занятости детей организованным отдыхом под присмотром воспитателей;

  • формирование у детей навыков безопасного поведения.

4. Предотвращение детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

  • корректировка ценностно-мотивационных норм общения, поведения, межличностных и групповых отношений и взаимодействий, деятельности детей;

  • привлечение детей, входящих в группу риска, к активному участию в жизни лагеря с целью дальнейшего вовлечения их во все формы организованной занятости (участие в классных и школьных мероприятиях, работе кружков и секций и др.);

  • выработка у детей навыков бесконфликтного, толерантного поведения, развитие коммуникативных способностей детей.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

  • общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья;

  • развитие лидерских и организаторских качеств, творческих способностей, детской самостоятельности, коммуникативных способностей и толерантности;

  • получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности;

  • повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность;

  • расширение кругозора и повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм;

  • личностный и духовно – нравственный рост участников смены.

Методики, используемые в Программе, направлены на работу с каждым ребенком, поэтому результаты ее реализации в количественном выражении – 100% охвата детей.


4. Механизм реализации программы


4.1. Этапы реализации Программы

I. Подготовительный этап (апрель – май 2017года):

- административно-управленческая работа: проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к 1 смене летних каникул 2017 года; составление необходимой документации для деятельности лагеря: приказов об открытии лагеря и назначении ответственных лиц, социального паспорта, штатного расписания и др.;

-работа с кадрами: отбор сотрудников для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере и их подготовка: прохождение медицинской комиссии, прохождение инструктажей, ознакомление с мероприятиями Программы лагеря;

- работа с родителями и детьми: информирование о планируемой работе лагеря «Школа добра» и наборе детей для его посещения, прием заявлений, консультирование, составление списков детей-участников смены, комплектование отрядов;

-методическая работа: подготовка методического материала для работников лагеря и вожатых, разработка плана работы лагеря, отрядов, комплексного плана мероприятий и др., подготовка информационных стендов;

-работа по подготовке материально-технической базы и ресурсного обеспечения: осмотр и в случае необходимости приведение в соответствие технического состояния помещений и территорий, утвержденных для работы лагеря (актовый и спортивный залы, кабинеты, туалеты, спортивные площадки на пришкольной территории), подготовка инвентаря, приобретение канцелярских товаров, призов, оформление помещений.

II. Основной (практический) этап (июнь 2017 года) – работа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Школа добра» в период 1-ой смены летних каникул 2017 года:

-оздоровительная деятельность: организация питания детей, проведение медико-профилактических, физкультурно-спортивных мероприятий, мероприятий по пропаганде ЗОЖ и др.;

-культурно-досуговая деятельность: организация и проведение различных культурно-массовых мероприятий, индивидуальных и групповых занятий с детьми и др.;

-образовательная деятельность: проведение просветительских и информационно-обучающих мероприятий и занятий.

-методическая работа с воспитателями.

III. Аналитический этап (июнь – июль 2017 года):

- подведение итогов: оценка достигнутых результатов и эффективности реализованной Программы;

-анализ факторов, оказавших влияние на достижение результатов в ходе реализации Программы;

- выработка перспектив деятельности пришкольного лагеря в будущие периоды на основании предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по итогам деятельности лагеря «Школа добра».


4.2. Принципы, планируемые и используемые при организации деятельности лагеря «Школа добра»


Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Школа добра» опирается на следующие принципы:

  • безопасность всех проводимых мероприятий;

  • достаточное ресурсное обеспечение: необходимое количество спортивного инвентаря и материалов для организации всей деятельности лагеря;

  • педагогическое сопровождение ребенка на протяжении всей смены.

В свою очередь работа воспитателей с детьми основана на педагогических принципах:

  • Принцип гуманизации отношений, основанный на: создании уважительных демократических отношения между взрослыми и детьми; уважении и терпимости к мнению детей; защите каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек; создании ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формировании чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

  • Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности. Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере «Школа добра» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

  • Принцип дифференциации воспитания предполагает: отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей; создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня); взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня; активное участие детей во всех видах деятельности.

  • Принцип творческой индивидуальности позволяет в полной мере реализовать, развить творческий потенциал каждого участника смены.

  • Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка может быть реализован при следующих условиях: необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы; оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

  • Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей может быть реализован при следующих условиях: вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности; сочетании форм работы, учитывающих возрастные особенности детей; постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих с его эмоциональным состоянием и психикой.

  • Принцип интегративно-гуманитарного подхода определяет пять «граней»: грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»); грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»); грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»); грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»); грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

  • Принцип личностного Я может быть реализован при следующих условиях: при наличии задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа; при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.

  • Принцип уважения и доверия может быть реализован при следующих условиях: добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность; доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия; в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.






4.3. Формы, методы и технологии работы с детьми


Реализация Программы предусматривает различные формы работы с детьми.

  • По количеству участников, вовлеченных в процесс:

-индивидуальная (воспитатель - ребенок);

-групповая (воспитатель – группа детей);

- коллективная (воспитатель – несколько групп детей, весь коллектив).

  • По субъекту организации:

-организаторами мероприятия являются взрослые: начальник лагеря, воспитатели;

-деятельность реализуется на основе сотрудничества, организатором может выступать отряд;

-инициатива организации и проведение мероприятия принадлежит ребенку или отдельной группе детей.

  • По времени проведения:

-кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);

-продолжительные (продолжительностью несколько дней);

-традиционные (регулярно повторяющиеся).

  • По времени подготовки:

- экспромт;

-относительно длительная предварительная подготовка.

  • По характеру включения детей в деятельность:

-обязательное участие;

-добровольное участие.

Основными методами организации деятельности являются:

  • метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);

  • методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);

  • методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);

Основной технологией работы с детьми, используемой в Программе, является КТД.

Поскольку основной формой функционирования педагогического процесса является коллектив, то технология воспитательного мероприятия может рассматриваться в контексте общей технологии организации коллективной творческой деятельности. Технология КТД - это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности. Цель любого мероприятия с позиций педагогов - формирование того или иного отношения личности (к труду, обществу, учению и т.п.). В технологии КТД такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, общие сборы, коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного, являются основными слагаемыми, определяющими последовательность совместных действий педагогов и воспитанников.

Таким образом, коллективно-творческое дело (КТД) – это событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.

Виды КТД:

организаторские дела;

-общественно-политические дела;

-познавательные дела;

-трудовые дела;

-художественные дела;

-спортивные дела.

Непременным условием успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий:

I стадия - предварительная работа. Педагог составляет модель будущего КТД, осмысливает воспитательные цели и задачи, анализирует сложившуюся обстановку в детском коллективе, определяет место КТД в общей системе воспитательной работы. Таким образом, педагог отвечает на следующие вопросы: «Какова основная идея КТД? В какой форме будет проходить КТД? Кого привлечь к участию? К кому обратиться за помощью? Когда провести стартовую беседу?». В конце данной стадии воспитатель проводит стартовую беседу, суть которой заключается в том, чтобы «зажечь» детей интересным и полезным делом.

II стадия - коллективное планирование КТД. Планирование происходит в микрогруппах, а также на общем собрании детского коллектива. Составляется общий план жизни коллектива и планируется конкретное КТД. На сборе-старте выступают представители микроколлективов и отвечают на вопросы: «Что и для кого будем делать? С кем вместе это будем делать? Кто будет участником? Кто и кому будет помогать?».

III стадия - коллективная подготовка КТД. Для подготовки и проведения выбранного КТД создается специальный орган - Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

IV стадия - проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от 15 минут до целого дня. Главное для педагога на этом этапе - создание психологического комфорта.

V стадия - подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащий первичные вопросы-задачи на размышление: «Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?». Анализ проходит сразу после КТД. Педагог должен иметь в виду, что коллективный анализ включает в себя три ключевых момента: отметить все положительное (его должно быть больше, чем негативного); обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела; наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.

VI стадия - последействие. На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

Также в работе лагеря, применяется методика самоуправления.

Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.

Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем подростки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем.

Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.

Психолого-педагогическое сопровождение смены - это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.

Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:

  • воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;

  • компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.

  • стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;

  • корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.

Психологические услуги предоставляются в следующих формах:

-проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;

-беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.


5. Условия реализации Программы


5.1. Нормативно-правовые условия

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Школа добра» разработана в соответствии с:

- Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);

-Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

-Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

-Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ;

-Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

-Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»;

-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Приказом Минобразования РФ от 13.07.2001 № 2688 «Об утверждении Порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;

-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 № 25 «Об утверждении СанПиН 2.2.4.2599-10»;

-локальными актами МКОУ СОШ с. Биджан, а также нормативными актами Учредителя – администрации муниципального образования «Ленинский район Еврейской автономной области».

При реализации Программы в работе применяются:

-Положение о лагере с дневным пребыванием детей;

-Правила внутреннего распорядка лагеря с дневным пребыванием детей;

-Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;

-Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми;

-Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий;

-должностные инструкции работников и др.


5.2. Материально-техническое и ресурсное обеспечение


Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Школа добра» организуется на базе МКОУ СОШ с. Биджан.

В соответствии с утвержденной сметой для организации досуга детей приобретаются: канцелярские товары, расходные материалы для творческой деятельности детей, призы и др.

Используемая материально-техническая база:

Наименование помещений, территорий

Назначение

1

Четыре учебных кабинета, расположенных на 1-м этаже, 2 комнаты в интернате

Организация пяти отрядных мест, оборудование одной комнаты в интернете для проведения тихого часа – сна

2

Компьютерный класс

Информационное сопровождение мероприятий, занятия компьютерной грамотности для детей, организация досуга

3

Спортивный зал

Проведение физкультурно-спортивных мероприятий, занятий

4

Актовый зал

Проведение различных культурно-досуговых мероприятий

5

Кабинет медицинского работника

Осуществление медицинского осмотра детей, оказание необходимой медицинской помощи

6

Фойе 1-го этажа школы

Организация досуга детей, проведение мероприятий

7

Школьная библиотека

Обеспечение детей и воспитателей литературой, организация досуга детей

8

Школьная столовая

Обеспечение здорового питания детей

9

Туалеты


10

Спортивная площадка

Проведение физкультурно-спортивных занятий

11

Школьный стадион

Проведение физкультурно-спортивных мероприятий, занятий, игр на свежем воздухе

12

Территория школьного двора

Проведение физкультурно-спортивных мероприятий, игр на свежем воздухе, прогулок

Технические средства: аудио и видеоаппаратура, фотоаппарат.


5.3. Смета расходов

№ п/п

Наименование расходов

Доля от общей суммы финансирования, %

1

Хозяйственные расходы

10

2

Канцелярские товары

20

3

Медикаменты

10

4

Призовой фонд

10

5

Настольные игры, спортинвентарь

50


ИТОГО

100





5.4. Кадровое обеспечение

В реализации Программы участвуют высококвалифицированные педагоги МКОУ СОШ с. Биджан, имеющие значительный педагогический стаж, а также опыт работы в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей.

Основной персонал: начальник лагеря – 1 чел., воспитатель – __ чел., спорт инструктор – 1 чел.; медицинский работник – 1 чел.

Вспомогательный персонал: сотрудники столовой, сотрудники технического персонала.

Начальник лагеря выполняет следующие должностные обязанности:

- осуществляет общее руководство всеми направлениями деятельности пришкольного оздоровительного лагеря в соответствии с ее Положением и законодательством РФ;

- организует планирование работы с детьми на период действия лагеря;

- координирует работу воспитателей и вспомогательного персонала;

- утверждает график работы пришкольного оздоровительного лагеря, воспитателей;

- осуществляет систематический контроль над качеством воспитательного процесса, проведением мероприятий;

- организует просветительскую работу для родителей, принимает родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации деятельности пришкольного оздоровительного лагеря;

-обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации;

-участвует в комплектовании пришкольного оздоровительного лагеря, принимает меры по сохранению контингента;

-обеспечивает выполнение воспитателями возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей;

- несет ответственность за жизнь и безопасность детей, противопожарную безопасность, поддержание санитарного состояния и оказание первой доврачебной помощи;

- контролирует соблюдение и принимает меры по выполнению санитарно-гигиенических норм, требований, правил по охране труда, пожарной безопасности при проведении воспитательных мероприятий и работ вне пришкольного оздоровительного лагеря;

- организует мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев, происходящих на улице, воде и т.д.; организует вовлечение родителей в проведение воспитательной работы;

- устанавливает связи с организациями для совместной деятельности по воспитательной работе.

Воспитатель отвечает за организацию отдыха и оздоровления детей в отрядах в соответствии с планом работ.

Воспитатель:

-планирует работу своего отряда;

-отвечает за художественное оформление в лагере.

- организует ежедневный отдых детей, в том числе организует и проводит различные мероприятия;

-проводит ежедневный инструктаж по технике безопасности с детьми перед выполнением ими различных видов работ;

-ведет учета и пропусков дней каждым ребенком;

- представляет начальнику лагеря отчет о проделанной работе;

- несет ответственность за жизнь и здоровье детей;

-немедленно информирует начальника лагеря о происшествиях, связанных с жизнью и здоровьем детей.


6. Комплекс мероприятий, реализуемых Программой


Все мероприятия в ходе реализации Программы проводятся в рамках работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Школа добра» в период 1-ой смены летних каникул 2017 года.

Продолжительность смены – 21 день (выходной день - воскресенье).

Режим работы лагеря: с 9:00 до 17:00 часов.

Все мероприятия запланированы с соблюдением режима дня для детей в соответствии с возрастными особенностями:


Режим дня летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей «Школа добра»

Для детей до 10 лет

Для детей старше 10 лет

9:00-9:10

Общий сбор. Линейка

9:00-9:10

Общий сбор. Линейка

9:10-9:20

Зарядка

9:10-9:20

Зарядка

9:20-10:00

Завтрак

9:20-10:00

Завтрак

10:00-10:30

Отрядное время

10:00-10:30

Отрядное время

10:30-11:00

Подготовка к общелагерному мероприятию

10:30-11:00

Подготовка к общелагерному мероприятию

11:00-12:00

Общелагерное мероприятие

11:00-12:00

Общелагерное мероприятие

12:00-13:00

Отрядное время

12:00-13:00

Отрядное время

13:00-13:30

Обед

13:00-13:30

Обед

13:30-15:00

Дневной сон

13:30-14:00

14:00-15:00

Занятия по интересам

Спортивный час

15:00-15:30

Полдник

15:00-15:30

Полдник

15:30-16:00

Отрядное время

15:30-16:00

Отрядное время

16:00-16:30

Общий сбор. Линейка. Подведение итогов дня

16:00-16:30

Общий сбор. Линейка. Подведение итогов дня

Весь комплекс мероприятий представляет собой единый курс «Уроков Добра, Человечности, Честности и Взаимовыручки». Следует отметить, что в план мероприятия включены лишь крупные общелагерные мероприятия, помимо которых ежедневно в отрядах будут проводиться игры на свежем воздухе, веселые конкурсы и др.

План основных мероприятий лагеря «Школа добра»

День

Мероприятия

Примечание

1 день

Урок ОБЖ

Тема: «Мы за безопасность»






Урок дизайнерского искусства

Тема: «Укрась свой класс»

  1. Проведение общего инструктажа по технике безопасности с использованием презентации. Отметка в журнале об ознакомлении с инструктажем обязательна для всех участников смены.

  2. Украшение отрядных мест и уголков. Ребятам будут предложены различные стили и методы оформления, необычные творческие идеи для практической реализации.

2 день

Урок изобразительного искусства

Тема: «Добро вокруг нас»






Открытие смены «Школа добра»

  1. Конкурс тематических рисунков. Для мотивации детей работа, занявшая 1 место будет направлена для публикации в детском журнале «Непоседа» с дальнейшим предоставлением экземпляра победителю.

  2. Праздничное мероприятие с выступлением воспитателей смены

3 день

Мероприятия, посвященные Всемирному дню охраны окружающей среды


Урок экологии

Тема «Мир вокруг нас»







Игра «Юный эколог»





  1. В рамках данного мероприятия, проходящего в виде информационного часа, планируется осветить необыкновенные факты о состоянии окружающей среды в наши дни, необходимости ее беречь.

  2. Игра по станциям будет проходить как в здании школы, так и на пришкольном участке с целью объединить как интеллектуальные способности детей, так и физические.

4 день

Урок театрального искусства

Тема: «Готовимся к премьере»











Урок добра

Тема: «Тема добра в мультфильмах»

  1. К концу смены детьми и воспитателями должна быть подготовлена театральная постановка «Цветик-Семицветик». В рамках данного урока производится распределение ролей, назначаются ответственные за игру актеров, инвентарь, декорации, музыкальное сопровождение отряды.


  1. Просмотр советских мультфильмов о добре, честности, верности и помощи: «Крепыш», «Палкан и шавка», «Цветик-Семицветик», «Пяточок» , «Верните Рекса», «Мешок яблок», «Крошка енот», «По дороге с облаками», «Фунтик», «Мама для мамонтенка», «Большой ух», «Поросенок Чуня»

5 день

Игра викторина с элементами беседы «Чему мы научились вчера?»








Урок физкультуры

Тема: «В здоровом теле – здоровый дух»

  1. Мероприятие, направлено на выявление, донесение и закрепление ценностных ориентиров, отображенных в просмотренных мультфильмах. Для лучшего усвоения информации мероприятие проходит не в форме беседы, а в виде веселой игры викторины с подарками.

  2. Мероприятие представляет собой веселые спортивные старты.

6 день

Урок веселья

Тема «Мы начинаем КВН»


Конкурс плакатов «По жизни с улыбкой»

1.Мероприятие проходит по всем правилам знаменитой телепрограммы «КВН»

7 день

Мероприятия, в рамках празднования Международного дня друзей


Урок верности

Просмотр кинофильма: «Хатико: Самый верный друг»


Игра «Тайный друг»







  1. Мероприятие запланировано в ДК с. Биджан




  1. Игра проходит в течение всего дня

8 день

День «РЕАЛЬНОЙ жизни»


Информационные отрядные минутки «Компьютерная зависимость детей и подростков»


Беседа-игра: «Жизнь или лайк»



  1. Цель с помощью установленных фактов раскрыть негативные последствия компьютерной зависимости, угрозы и опасности данного явления

  2. Мероприятие включает в себя элементы беседы с детьми и ситуационные игры.

9день

Мероприятия, посвященные Дню России


Конкурс рисунков «Моя Россия»


Игра по станциям «Истоки моей великой Родины»


Мероприятия патриотической направленности. Игра по станциям включает в себя историческую викторину, художественные задания и др.

10 день

Урок товарищества

«Зов джунглей»

Мероприятие проходит по правилам знаменитой телепрограммы «Зов джунглей» и носит командный характер. Успех выполнения всех конкурсных заданий зависит от слаженности коллектива, умения совместно работать и помогать друг другу.

11 день

Урок добра


«От сердца к сердцу»












«Письмо другу»

Мероприятия в это день можно отнести к социальной акции.

  1. Мастер-класс по изготовлению бумажных кукол и игрушек, которые будут направлены воспитанникам ОГОБУ «Детский дом № 1» г. Биробиджана. Для удобства транспортировки и хранения все куклы выполняются в плоском формате и могут быть направлены посредством Почты России по предварительному согласованию с руководством учреждения.

  2. Участники смены напишут письма с добрыми пожеланиями, стихами и рисунками для воспитанников детского дома.



12 день

Урок детской психологии


Просмотр мультфильма «Головоломка»





Игра «Какой разный я»



  1. Мультфильм о внутренней борьбе 5 эмоций, живущих в голове 11-летней девочки Ралли, поможет детям разобраться как преодолеть трудности, страх и гнев и вернуть радость.

  2. Мероприятие состоит из забавных психологических тестов, разыгрывания разных жизненных ситуаций. Цель научить детей бороться со страхом, гневом, агрессией и преодолевать трудности с улыбкой и уверенностью в себе.

13 день

Конкурс «Мисс и Мистер смена»

Мероприятие направлено на реализацию творческих талантов детей, выявление лидерских качеств. Носит характер праздничного концерта.

14 день

Урок декоративно-прикладного творчества «Золотые ручки»

Представляет собой мастер-классы декоративно-прикладного творчества. Изделия, сделанные руками участников смены, будут выставлены на благотворительной ярмарке.

15 день

Урок смеха


Информационная минутка «Смех продлевает нашу жизнь»


«Давайте веселиться»



1.Познавательные научные факты о смехе.


2. Мероприятия не имеет строго сценария, проводиться при содействии всех детей. В течение дня в специально размещенный почтовый ящик участники смены складывают забавные пожелания и задания, например, чтобы Петя Иванов изобразил кого-нибудь или спел и тд. Затем ведущий достает записки на сцене и приглашает детей исполнять задания.

16 день

Финальная репетиция постановки «Цветик-Семицветик»

Футбольный матч «Кубок ИЮНЬ 2017»


17 день

Литературно-музыкальная игра «Дорогою добра»




Подготовка к закрытию смены

Игра будет проведена по мотивам телепередачи «Угадай мелодию», но будет носить командный характер и включать не только музыкальные, но и литературные произведения.

18 день

Закрытие смены

«Спеши творить добро»

Ярмарка

Лотерея

Спектакль «Цветик-Семицветик»



Мероприятия носят благотворительный характер и будут проходить на территории ДК с. Биджан. Заранее во всех общественных местах села будут размещены афиши о предстоящем благотворительном спектакле, направлены приглашения: индивидуальным предпринимателям, ветеранам школы, администрации села, отделу образования Ленинского района. Все вырученные деньги: от продажи входных билетов, лотерейных билетов, ярмарки и благотворительных взносов будут перечислены на счет Благотворительного фонда помощи тяжелобольным детям, сиротам, инвалидам «РусФонд»



7. Критерии оценки эффективности Программы


Критерии эффективности:

  • Эмоциональное состояние детей;

  • Личностный рост;

  • Физическое и психологическое здоровье;

  • Приобретение опыта общения со сверстниками;

  • Самореализация в творческой и познавательной деятельности;

  • Благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах

  • Удовлетворенность детей.

Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.

Мониторинг - карта - форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг - карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.

Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, сделать там запись может каждый.

Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста - это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.

Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 символов рейтинга.

Цветовая гамма:

красный - "лидер-организатор",

синий - "лидер-вдохновитель",

зелёный - "активный участник",

жёлтый - "исполнитель"

Участникам, набравшим 5-6 символов, присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами и подарками.

п/п

Мероприятие

Срок проведения

Ответственное лицо

1

Входное анкетирование детей в организационный период с целью выявлениях их интересов, мотивов пребывания в лагере.

1 день смены

Воспитатели

2

Методика «Выбор» (выявление степени удовлетворенности детей работой лагеря)

15 день смены

Воспитатели

3

Цветограмма «Итоги дня»


Ежедневно

Воспитатели

4

Рефлексия мероприятий

Ежедневно

Воспитатели

5

Итоговое анкетирование детей, позволяющее выявить оправдание ожиданий.

Последний день смены

Воспитатели




























Список используемой литературы


  1. Е.П. Шигаева «Оздоровительный лагерь отдыха как среда социализации подростка» - Человек и образование, № 1 (22) 2010. –с.111-114

  2. В.А. Волгунов «Социализирующая среда детского оздоровительного лагеря» - Человек и образование, № 4 (25) 2010. –с.82-87

  3. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

  4. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007

  5. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.

  6. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.

  7. Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.

  8. Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. П., 1988.

  9. Калениц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М.,: Просвещение, 1980.

  10. Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. Москва: ВАКО, 2007 г.

  11. Радюк Е.А. Игровые модели досуга и оздоровления детей.- Волгоград: Учитель, 2008г.

  12. Трепетунова Л.И. и др. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия. – Волгоград: Учитель – 2007г.

  13. Филимонов А.П.., Сперанская Н.И. Комплексная программа организации отдыха и оздоровления детей и подростков «Итоги пятилетки: Люди. Цифры. События». Вариант 2011. Практико-ориентированная монография. Тюмень, 2011.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!