СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Город Солнца»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом. И где бы ни жили дети, в селе или городе – это их родной край. Его красивая природа, леса, речки, озёра привораживают жителей. Это наше Отечество, наша малая родина. И дети не вправе не знать её историю, традиции, обычаи.

Актуальность данной программы заключается в том, что в  пришкольный лагерь с дневным пребыванием  «Город Солнца» при МБОУ «Бутовская СОШ №1» зачислены дети рабочего поселка Бутово. Многие семьи воспитанников переехали в рабочий поселок из других регионов страны, соответствен мало знают о поселке,  Ленинском городском округе. Поэтому изучение краеведения в школе и в пришкольном лагере является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями об этом крае,  воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании

Просмотр содержимого документа
«Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Город Солнца»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БУТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

ЛЕНИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ



«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Бутовская СОШ№1»

_____________И.М.Овчинникова

«16»мая 2021 года




.




Программа летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей

«Город Солнца»

Смена

«Радужнаястрана»











2021 г.

Информационная карта программы

1

Полное название программы

Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Город Солнца»

2

Цель программы

 Создание оптимальных условий для организации познавательно – развивающего отдыха детей, личностного развития каждого ребёнка, а так же социализации, через включение их в различные формы досуговой деятельности, в рамках воспитательной среды краеведческой деятельности.

3

Направление деятельности

Физическое и духовное развитие детей, средствами игры, познавательной и трудовой деятельности через призму краеведения.

4

Краткое содержание программы

Программа содержит: основные программные мероприятия, план-график реализации программы, методическое обеспечение программы, ресурсное обеспечение программы, приложения.

5

Авторы программы

Начальник лагеря Осипова Ольга Николаевна, учитель начальных классов

6

Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бутовская средняя общеобразовательная школа №1» Ленинского городского округа Московской области

7

Адрес, телефон

Московская область, Ленинский городской округ, рабочий поселок Бутово, жилой комплекс «Бутово-Парк», дом 27 

7(498)913-0962

8

Место реализации

Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием

9

Количество, возраст учащихся

70 обучающихся с 7 до 13 лет

10

Срок реализации программы

С 1 июня по 29 июня 2021 года



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

"Стремись быть смелым, добрым, умным и радость людям приноси.

Стремись к здоровью, ведь отсюда - все устремления души!"

Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом. И где бы ни жили дети, в селе или городе – это их родной край. Его красивая природа, леса, речки, озёра привораживают жителей. Это наше Отечество, наша малая родина. И дети не вправе не знать её историю, традиции, обычаи.

Актуальность данной программы заключается в том, что в пришкольный лагерь с дневным пребыванием «Город Солнца» при МБОУ «Бутовская СОШ №1» зачислены дети рабочего поселка Бутово. Многие семьи воспитанников переехали в рабочий поселок из других регионов страны, соответствен мало знают о поселке, Ленинском городском округе. Поэтому изучение краеведения в школе и в пришкольном лагере является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями об этом крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании.

Содержание программы направлена на:

  • На проектную деятельность и ориентировано на выполнение одного коллективного проекта в отряде за поток с элементами театрализованной защиты.

  • Создание условий для развития личности ребенка;

  • Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

  • Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

  • Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

  • Создание условий для проведения воспитательной и оздоровительной работы, предусмотрев проведение мероприятий, направленных на профилактику алкоголизма, наркомании, табакокурения, правонарушений, безнадзорности и экстремизма;

  • Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;

  • Целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

  • Укрепление психического и физического здоровья детей;

  • Взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.

В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе нашей школы. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.

Новизна программы заключается в том, что краеведческий подход в образовании дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для детей не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным рабочим поселком или новым местом жительства, с его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщатся к богатствам национальной и мировой культуры этого края. Через совместное изучение истории и культуры, ставшего общим для воспитанников пришкольного лагеря, ребята начинают чувствовать себя единым целым, В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, у детей формируется гражданское мировоззрения. Программа является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у детей основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

  • повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;

  • модернизацией старых форм работы и введением новых;

  • необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Данная программа имеет цель и задачи, в ней указаны принципы, на которые она опирается, описаны ожидаемые результаты. В программу включили основные программные мероприятия, план-график реализации программы, методическое и ресурсное обеспечение программы.

Цель - Создание оптимальных условий для организации познавательно – развивающего отдыха детей, личностного развития каждого ребёнка, а так же социализации, через включение их в различные формы досуговой деятельности, в рамках воспитательной среды краеведческой деятельности.

Задачи:

  1. Способствовать ознакомлению участников лагеря с духовным наследием своей Родины и родного края;

  2. - Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни учащихся.

  3. - Способствовать мотивации личности к ЗОЖ и познавательной деятельности средствами патриотического воспитания.

  4. Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.

  5. Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной и трудовой деятельности.

  6. Формировать у школьников навыков общения и толерантности.

  7. Формировать в сознании школьников нравственной и культурной ценности.

  8. Прививать навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.

  9. Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.

  10. Развивать и укреплять связи школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены.

Основной состав лагеря – это обучающиеся МБОУ «Бутовская СОШ № 1» в возрасте 7-13 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных семей и детям-инвалидам. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 17-18детей.

Социально – возрастной состав участников смены

1. Всего детей в лагере - 70чел., из них:

Мальчиков 33чел.

Девочек 37чел.

2. Возрастной состав детей:

6,5- 8 лет _____ чел.

9 - 12 лет ____ чел.

12 – 14 лет____ чел.

3. Социальный состав детей:

Дети из полных семей 67 чел.

Из малообеспеченных семей 1 чел.

Из неполных семей 2 чел.

Из многодетных семей 8 чел.

Дети – сироты 1 чел.

Опекаемые дети 0 чел.

Дети – инвалиды 1 чел.

Дети, состоящие на учете( ИДН, ПДН, ВШК) 0 чел.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ.

При написании данной программы я использовала программу Петровой С.А., начальника лагеря МОУ «Лихославльская СОШ № 1» г. Лихославль Тверской области и программу Швайгерт Л.Н., заместителя директора по ВР Маломинусинской СОШ № 7 с. Малая Минуса. Но в их программах отсутствовали формы и способы педагогического сопровождения, критерии оценки качества реализации программы и формы подведения итогов реализации программы. В свою программу я включила эти критерии и изменила содержание воспитательного процесса.

Особенности деятельности детей разного возраста в рамках программы.

  1. Безусловная безопасность всех мероприятий.

  2. Учет особенностей каждой личности.

  3. Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря

  4. Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря.

  5. Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.

  6. Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря.

  7. Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых.

  8. Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.

Формы и способы психолого-педагогического сопровождения.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка во время пребывания в летнем лагере является обеспечение нормального его развития, в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте; и с учетом его интересов и способностей.

Задачи:

  • создание оптимальных условий для полноценного, безопасного отдыха детей;

  • создание условий для укрепления физического и психологического здоровья детей;

  • разработка и внедрение мероприятий, способствующих развитию индивидуальных способностей детей, позитивных личностных качеств;

  • повышение психологической компетентности педагогов, родителей.



Виды деятельности по психолого-педагогическому сопровождению:

  • Диагностика (индивидуальная и групповая);

  • Консультирование (индивидуальное и групповое);

  • Развивающая работа (индивидуальная и групповая);

  • Коррекционная работа;

  • Психологическое просвещение.

Формы и методы работы:

  • Познавательно-развлекательные игры;

  • Развивающие игры;

  • Ролевые игры;

  • Беседы;

  • Психологический тренинг;

  • Конструирование, рисование;

  • Музотерапия, сказкотерапия.

Предполагаемый результат.

В результате реализации данной программы предполагается сформировать индивидуальность каждого ребенка, ориентируясь на норму развития в соответствующем возрасте, развивать у детей основы краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.



Содержание деятельности

Работа педагога-психолога по сопровождению отдыха детей осуществляется в нескольких направлениях:

  • работа с детьми;

  • работа с педагогами;

  • работа с родителями;

Основные виды деятельности:

  • индивидуальное и групповое консультирование;

  • диагностическая деятельность;

  • просветительская деятельность;

  • групповые формы занятий с детьми.

Диагностическая деятельность осуществляется в два этапа: в начале смены и в конце.

Диагностический блок включает: анкетирование, социометрию в отрядах, определение самооценки детей, уровня тревожности с использованием проективный методов исследования, рисуночные тесты.

Результаты такой диагностики служат ориентиром в организации деятельности школьников в начале и в конце смены; помогают выявить проблемы, касающиеся психологического и социального развития детей, дают возможность внести коррективы в деятельность педагога, вожатого.

Групповые виды работы психолога в лагере применяются после организационного периода, когда необходимо развитие детского коллектива, взаимодействие внутри отряда.

Основные задачи групповых занятий

  • Сплочение детского коллектива, создание благоприятной атмосферы в отряде.

  • Обучение навыкам совместной деятельности, развитие умения распознавать и выражать чувства.

  • Развитие активности, творческих способностей, умения работать в команде.

  • Снижение уровня тревожных переживаний, обусловленных возрастными особенностями и трудностями социальной адаптации.

  • Развитие индивидуальности каждого ребенка.

  • Профилактика конфликтных ситуаций. Снятие эмоционального

  • напряжения.

Индивидуальные консультации помогают ребенку справиться с негативными эмоциями, способствует предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций, решению бытовых проблем, проявить свои способности. Индивидуальные консультации поводятся для педагогов и родителей.

Просветительская деятельность. Одна из главных задач - пробудить у вожатого интерес к использованию психологических знаний. Этот вид деятельности включает: знакомство вожатых с возрастными особенностями ребенка и обучение эффективному использованию различных технологий работы с детьми. В процессе подготовки изучаются возрастные особенности, в соответствии с которыми предстоит предлагать формы деятельности в отряде или в лагере. Такие знания необходимы, т.к. позволяют сделать пребывание младшего школьника, подростка достаточно комфортным в лагере.

Перед началом смены проводятся семинары на тему:

  • «Особенности физического и психологического развития ребенка младшего школьного возраста и подростка»;

  • «Развитие и стимулирование интереса и творческих способностей детей»;

  • «Методы и формы работы по сплочению детского коллектива».

На протяжении всего периода работы лагеря для педагогов проводятся индивидуальные консультации по результатам диагностик детей, с целью организации более эффективного отдыха и досуга детей и устранению имеющихся проблем.

Кроме того, психолог участвует в разработке программы лагеря. Педагоги детского лагеря моделирует воспитательное пространство, в котором каждый ребенок может найти для себя занятие, соответствующее его характеру и интересам.

Мероприятия психологической службы

№п/п

Мероприятия

Цель мероприятий

Участники


Диагностический блок

1

Диагностика интересов и способностей учащихся

Выявить интересы и способности ребенка для эффективной организации работы лагеря

Воспитанники

ДОЛ

2

Выявление причин и уровня тревожности.

Определить причины тревожности детей в период пребывания В ДОЛ

Воспитанники

ДОЛ

3

Социометрическая методика

Определение психологического климата в отряде

Воспитанники

ДОЛ

5

Тест «Несуществующее животное»

Выявить личностные особенности детей

Воспитанники

ДОЛ

6

Рисуночные, графические тесты «Архитектор», «Школа зверей», «Домики»

Определить отношение ребенка к пребыванию в ДОЛ

Воспитанники

ДОЛ


Групповые занятия

1

Игра «Остров»

Сплочение детского коллектива, обучение совместной деятельности, развитие умения распознавать и выражать чувства

1-5 классы

2

Игра «ТУЗ»(талантливые, умные, задорные»

Развитие активности, творческих способностей, умения работать в команде.

2-3 классы

3

«Комната друзей» психотренинг

Снизить у ребенка уровень тревожных переживаний, обусловленных возрастными особенностями и трудностями социальной адаптации.

1-5 классы

4

«Символ отряда»

Сплочение коллектива, создание благоприятной атмосферы в отряде

1-5 классы

5

Игра «Созвездие»

Развитие дружеских отношений в отряде, индивидуальности каждого ребенка

1-3 классы

6

«Девчонки+Мальчишки=?»

психол. тренинг

Способствовать развитию дружеских отношений между мальчиками и девочками, профилактика конфликтных ситуаций

4-6 классы

7

Познавательно- развлекательная игра «Крестики-нолики»

Развитие навыков общения, формирование навыков сотрудничества, развитие творчества снятие эмоционального напряжения

3-6 классы

8

«Наполни смыслом каждое мгновенье…»

Тренинговое занятие по профилактике стрессовых ситуаций

Учащиеся,

педагоги.


9

«Учимся говорить правду»

Воспитание честности, открытости, профилактика лжи среди детей и подростков.

3-6 классы


Просветительская деятельность

1

«Особенности физического и психологического развития ребенка младшего школьного возраста и подростка»;


Познакомить педагогов с возрастными особенностями детей, с целью грамотного организации режимных моментов и психолого-физических нагрузок

Педагоги ДОЛ, педагог-психолог

2

«Развитие и стимулирование интереса и творческих способностей детей»;


Познакомить со способами стимулирования интереса и приемами развития творческой инициативы.

Педагоги ДОЛ, педагог-психолог

2

«Методы и формы работы по сплочению детского коллектива».


Расширить представления педагогов о формах и методах по сплочению детского коллектива и поддержания положительного эмоционального климата.

Педагоги ДОЛ, педагог-психолог

Результаты диагностической деятельности в начале смены и в конце дают возможность внести коррективы в деятельность всех педагогов, работающих в лагере.



Продолжительность образовательного процесса, этапы реализации программы

I этап. Подготовительный – апрель- май

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по подготовке школы к летнему сезону;

  • издание приказа по школе о проведении летней кампании;

  • разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей « Город Солнца»;

  • подготовка методического материала для работников лагеря;

  • отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

  • проведение семинаров на тему: «Особенности физического и психологического развития ребенка младшего школьного возраста и подростка»;

  • «Развитие и стимулирование интереса и творческих способностей детей»;

  • «Методы и формы работы по сплочению детского коллектива».

  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

II этап. Организационный – 1 июня

Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

  • запуск программы «Город Солнца»;

  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

III этап. Практический – июнь

Основной деятельностью этого этапа является:

  • реализация основной идеи смены;

  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;

  • работа творческих мастерских.

IV этап. Аналитический – 28-29 июня

Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов смены;

  • выработка перспектив деятельности организации;

  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.


РЕЖИМ ДНЯ

Элементы режима дня

Пребывание детей

с 8.30 до 14.30 часов

Сбор детей

Здравствуй, лагерь наш любимый, Мы с тобой неразделимы!

8.30

Зарядка

Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку

8.30 - 8.45

Утренняя линейка

На линейку всем пора, план работы узнать друзья!

8.45 – 9.00

Завтрак

Каша, чай, кусочек сыра – вкусно, сытно и красиво!

9.00 - 9.30



Работа по плану отрядов, общественно полезный труд, работа кружков и секций.

Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы.

Ждёт нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных!

10.00– 13.00

Обед

Нас столовая зовёт, суп отличный и компот!

13.00 - 13.30



Р абота по плану отрядов, игры на свежем воздухе.

Вместе с отрядом сил не жалей: пой, танцуй, рисуй и клей!

13.30-14.15

П олдник

Вот уже который раз, повара встречают нас!

14.15 -14.30


Свободное время

Надо в порядок мысли привести !

14.30-15.00

Уход домой

За день итоги мы подведём. До свидания! Завтра ждём!

15.00


Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты для учреждения:

  • Привить учащимся интерес и желание участвовать в краеведческой деятельности для сохранения исторического и природного наследия

родного края окружающей среде в целом через реализацию кратковременного проекта.

  • Оздоровление детей. Приобщение детей к здоровому образу жизни через спортивные и оздоровительные мероприятия.

  • Развитие коммуникативных навыков, практических умений детей.

  • Формирование адекватной самооценки личности.

  • Приобретение навыков совместной деятельности.

  • Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми.

  • Выявление наиболее одарённых и талантливых детей через участие в различных мастерских.

  • Реализация новой программы.

  • Положительные отзывы обучающихся.

  • Положительные отзывы родителей.

Ожидаемые результаты для педагогов:

  • Повышение методического уровня педагогов.

  • Творческий рост педагогического коллектива.

Ожидаемые результаты для детей:

  • Участие в краеведческой деятельности

  • Оздоровление физическое и психическое;

  • Развитие лидерских качеств и умений;

  • Приобретение опыта общения со сверстниками;

  • Полноценный отдых.

Ожидаемые результаты для родителей:

  • Организованный летний отдых детей.

  • Укрепление здоровья детей.

Критерии оценки качества реализации программы.

Для отслеживания результативности программы будут использованы следующие методы:

1. Анкетирование детей на начальном этапе и в конце смены;

2. Наблюдение за поведением детей во время игр, позволяющее выявить лидерские качества, уровень коммуникативности;

3. Анализ участия отряда в общелагерных творческих делах, уровня активности и достижений;

4. Экран настроения;

5. В конце смены будет подготовлен аналитический отчёт о результатах реализации программы, подготовлены фото и видео материалы;

6. Анкетирование родителей с целью выявления уровня удовлетворенности предоставляемой услугой;

Критерии оценки результативности реализации программы:

1. Качество организации отдыха детей;

2. Использование новых методик и технологий по привитию детям навыков здорового образа жизни;

3. Привлечение родителей и социальных партнеров к реализации программы смены;

4. Адекватность и эффективность содержания, форм и методов работы с детьми разных возрастных категорий, учет интересов и потребностей детей;

5. Сочетание традиционных и инновационных технологий воспитательного и образовательного процесса;

6. Наличие в лагере объединений дополнительного образования детей;

7. Использование различных форм организации детского самоуправления;

8. Удовлетворенность детей и родителей результатами процесса летней оздоровительной работы.


Мониторинг отслеживания эффективности деятельности по данной программе:

Задача

Критерии

Способы отслеживания

Формирование благоприятной психологической среды общения со сверстниками, через краеведческое направление социализации; развитие коммуникативных навыков поведения в коллективе.

Адаптированность ребёнка в коллективе; положительный эмоциональный микроклимат коллектива

Педагогическое наблюдение, индивидуальные беседы педагогов с детьми, анкетирование

Развитие творческих способностей детей, включение в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности,

Степень вовлеченности детей в творческую деятельность; активность детей в творческих делах лагеря.

Педагогическое наблюдение, индивидуальные беседы педагогов с детьми, анкетирование, отслеживание количества расширения их кругозора; детей, участвующих в коллективных делах

  • Способствовать ознакомлению участников лагеря с духовным наследием своей Родины и родного края;

Привитие навыков здорового образа жизни, организация физической активности детей


Отсутствие у детей вредных привычек


Наблюдение педагогов, анкетирование, количество участников спортивных мероприятий.





Формы подведения итогов реализации программы.

Формы подведения итогов реализации программы нужны, чтобы показать достоверность полученных результатов освоения программы.

Документальные формы (отражают достижения каждого ребенка):

  • - дневники достижений,

  • - портфолио,

  • - карты наблюдений вожатых,

  • - дневники педагогических наблюдений;

  • - составление фотоальбома;

  • - экран настроения отряда.

Творческие формы представления результатов:

  • - выставки,

  • - театрализованная концертная программа «Как нам вместе хорошо!»

  • - показ детских достижений (моделей, спектакля, работ и т.д.),

  • - презентации и защиты проектов,

Диагностические методики:

  • - тесты (определение уровня знаний),

  • - педагогические и психологические методики (определение уровня агрессивности, эмоционального комфорта, сплоченности детского коллектива и т.д.);

  • - анкетирование (выявление уровня удовлетворенности).

  • - педагогическое наблюдение.

Количественные показатели:

  • - количество победителей в различных мероприятиях;

  • - снижение фактов асоциального поведения (нарушение распорядка, самовольные уходы);

  • - количество конфликтных ситуаций;

  • ОСНОВНЫЕ ПРОГРАМНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Основными направлениями деятельности в лагере являются

  • Краеведческое

  • Художественно - творческое

  • Трудовое

  • Физкультурно-оздоровительное

  • Эстетическое

  • Образовательное

  • Досуговое

Виды деятельности.

  • Проектно – исследовательское ( проект « Страницы из истории деревни Бутово»)

  • Спортивные соревнования.

  • Спортивные турниры.

  • Просмотр фильмов.

  • Праздники.

  • Фестивали.

  • Конкурсы.

  • Интеллектуальные викторины.

  • Акции.

  • Творческие студии, мастерские.

Краеведческое направление

Игра по станциям «Времён связующая нить» об истории деревни Бутово, Краеведческий час - чтение рассказов и повестей .

Час беседы «История названия деревни Бутово», «Бутовский полигон», «Современная история деревни Бутово»

Художественно – творческое направление

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации художественно-творческой деятельности:

  •  Занятия в кружках, конкурсы рисунков, поделок и плакатов)

  • Изобразительная деятельность (оформление газеты «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»)

  • Конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты», «Лучшая пародия»)

  • Творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»)

  • Игровые творческие программы

  • Творческие игры («День рекордов»)

  • Праздники («Здравствуй, лагерь!», «День Нептуна»)

  • Выставки, ярмарки

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Трудовая деятельность

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.

Основные формы работы:

  • Бытовой самообслуживающий труд;

  • Общественно значимый труд, (уборка прилегающей территории)

Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в уход за одеждой и обувью, уборку помещений от мусора и пыли, создания уюта.

Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.

Дети привлекаются к самообслуживанию в студиях, кружках, в которых они занимаются.

Физкультурно – оздоровительноенаправление

Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

  • Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

  • Выработка и укрепление гигиенических навыков;

  • Расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:

  • Утренняя гимнастика (зарядка)

  • Спортивные игры на стадионе, спортивной площадке.

  • Подвижные игры на свежем воздухе (Игры - вертушки «Галопом по Европам», «Тропа испытаний», «Захват территории»)

  • Эстафеты (спортивная игра «Веселые старты»)

  • Тематический день «Олимпиада – 2021»

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Эстетическое направление

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.

Задачи эстетической деятельности:

  • Пробуждать в детях чувство прекрасного;

  • Формировать навыки культурного поведения и общения;

  • Прививать детям эстетический вкус.

В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.

Основные формы проведения:

  • Посещение кинотеатров, музеев

  • Экскурсии

  • Конкурсы: «Минута Славы», «Самый, самый»

  • Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом»


Образовательноенаправление

В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Отсюда основные задачи образовательной деятельности:

  • Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;

  • Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.


Основные формы работы:

  • Экскурсии;

  • Психологические тесты.

Определенный интерес у детей вызывают психологические тесты, которые помогают ребятам узнать о себе что-то новое.


Досуговая деятельность

Задачи досуговой деятельности:

  • Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.

  • Организовать деятельность творческих мастерских.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Виды досуговой деятельности:

  • развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе.

  • отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.

  • самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.

  • творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.

  • общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.



ПЛАН-ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ДЕНЬ

МЕРОПРИЯТИЯ


ОТВЕТСТВЕННЫЕ


День первый


1. Операция «Уют»

2. Игры, конкурс «Ярмарка идей

3. Медицинский осмотр. Беседа о личной гигиене «Мойдодыр»

Воспитатели. вожатые, руководители кружков, начальник лагеря

День второй



1. Огонёк знакомства «Расскажи мне о себе».

2. Открытие лагеря. Игра-путешествие «Все нам лето подарило»

3. Работа творческих мастерских.

Воспитатели. вожатые, руководители кружков, начальник лагеря

День третий


1. Час проекта

-Погружение в краеведческий проект«Страницы из истории деревни Бутово»

2 «В гостях у сказки». Инсценирование отрывков из русских народных сказок.

3. Игра по станциям «В стране чудес».

Воспитатели. вожатые, руководители кружков, начальник лагеря

День четвёртый



1. Краеведческий час «Первые упоминания о деревне Бутово»

2.Комический футбол

3. Викторина «Устами младенца»

4. «Мульти-Пульти –карнавал»

Воспитатели. вожатые, руководители кружков, начальник лагеря

День пятый


1.Краеведческий час «История названия –первая версия»

2. Экскурсия на голубятню.

3. Конкурс рисунков «Красота вокруг нас»

Воспитатели. вожатые, руководители кружков, начальник лагеря

День шестой

1. Краеведческий час «История названия- вторая версия»

2. Конкурсная программа «Канцелярские потехи»

3. Работа творческих мастерских.

Воспитатели. вожатые, руководители кружков, начальник лагеря

День седьмой


1.Интеллектуальный конкурс «Россия – Родина моя!»

2. Отрядный час «Моя семья»

3. Конкурс рисунков «Моя семья»

Воспитатели. вожатые, руководители кружков, начальник лагеря

День восьмой


1. Краеведческий час «История названия- третья версия»

2. Спортивный марафон «За колобком»

3. Конкурс любознательных «А знаете ли вы, что…»

Воспитатели. вожатые, руководители кружков, начальник лагеря

День девятый


1. Краеведческий час «Бутовский полигон»

2. Интеллектуальный марафон «Почемучки среди нас!»

3. Игровая программа.

Воспитатели. вожатые, руководители кружков, начальник лагеря

День десятый


1. Краеведческий час «Бутовский полигон»

2. Игровая программа «Огонь - друг, огонь – враг»

3. Экскурсия в пожарную часть.

Воспитатели. вожатые, руководители кружков, начальник лагеря

День одиннадцатый



1. Такое незнакомое «оригами» (изготовление поделок из бумаги). Работа творческих мастерских.

2. Посещение городской библиотеки. Путешествие в страну «Читалия»

Воспитатели. вожатые, руководители кружков, начальник лагеря

День двенадцатый


1. Краеведческий час «Современная история деревни Бутово»

2. Фестиваль воздушных шаров. Игровая программа.

3. Работа творческих мастерских.

Воспитатели. вожатые, руководители кружков, начальник лагеря

День тринадцатый


1. Краеведческий час «Современная история деревни Бутово»

2. Спортивный «муравейник»

3. Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни»

Воспитатели. вожатые, руководители кружков, начальник лагеря

День четырнадцатый

1. Экскурсия в краеведческий музей.

2. Конкурс рисунков «Мой любимый город»

Воспитатели. вожатые, руководители кружков, начальник лагеря

День пятнадцатый


1. Краеведческий час «Современная история деревни Бутово»

2. Викторина по правилам дорожного движения «Красный, жёлтый и зелёный»

3. Встреча с инспекторами ГИБДД

4.Подготовка к открытию Олимпийских игр

Воспитатели. вожатые, руководители кружков, начальник лагеря

День шестнадцатый


1Краеведческий час

Игра по станциям «Времен связующая нить»,

2. . Олимпийские игры.

3. Викторина «Олимпийские талисманы»

Воспитатели. вожатые, руководители кружков, начальник лагеря

День семнадцатый


1. Час проекта

- Работа над оформлением проекта «Страницы из истории Бутово»

2. Юмористическая игровая программа ко Дню смеха.

3. Конкурс рисунков «Дружеский шарж».

Воспитатели. вожатые, руководители кружков, начальник лагеря

День восемнадцатый


1. Час проекта

- Работа над оформлением проекта «Страницы из истории Бутово»

2. Игровая программа «Грибная карусель»

3. Конкурс рисунков.

4. Работа творческих мастерских.

Воспитатели. вожатые, руководители кружков, начальник лагеря

День девятнадцатый


1. Фото-сессия «Как нам вместе хорошо».

2. Фестиваль творчества «Минута славы»

Воспитатели. вожатые, руководители кружков, начальник лагеря

День двадцатый


1. Краеведческий час (Отрядная презентация проекта «Из истории Бутово»)

2. Игровая программа «С днём варенья!»

3. Работы творческих мастерских.

Воспитатели. вожатые, руководители кружков, начальник лагеря

День двадцать первый


1. Торжественное закрытие лагеря. Танцевальный рай.

2. Операция «Нас здесь не было»

Воспитатели. вожатые, руководители кружков, начальник лагеря


Примечание.

Планируется посещение городского сада, экскурсий, библиотеки, кинотеатра, театра в соответствии с предложенными мероприятиями.

День

Символ

дня

В это день проводятся……

1

Коллективный

Красный

цвет

……..коллективные мероприятия лагеря (КТД), в которых каждый ребенок принимает участие.

2

Особый

Оранжевый

цвет

…… такие мероприятия, которые не похожи на все другие дни смены.

3

Житейский

Желтый

цвет

…….такие мероприятия, в результате которых приобретается новый багаж знаний и умений

4

Задорный

Зеленый

цвет

……смешные конкурсы, веселые мероприятия

5

Главный

Голубой

цвет

….. мероприятия патриотического направления

6

Спортивный

Синий

цвет

…….спортивные соревнования

7

Фантазийный

Фиолетовый

цвет

…………мероприятия, развивающие фантазию детей



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание раздела составляет три основных направления

  • информационное;

  • образовательное;

  • аналитическое.

Перед началом смены проводятся семинары педагогов на тему:

  • «Особенности физического и психологического развития ребенка младшего школьного возраста и подростка»;

  • «Развитие и стимулирование интереса и творческих способностей детей»;

  • «Методы и формы работы по сплочению детского коллектива».

На протяжении всего периода работы лагеря для педагогов проводятся индивидуальные консультации по результатам диагностик детей, с целью организации более эффективного отдыха и досуга детей и устранению имеющихся проблем.

Создаются информационные стенды по правилам распорядка в лагере, режима дня и мероприятий, проводимых во время смены.

Структура лагеря

Внутренняя структура управления лагерем:

Совет лагеря – центр управления лагерем (начальник лагеря, воспитатели, командиры отрядов), высший орган руководства лагерем, который собирается каждый день после завтрака.

На Совете лагеря:

  • обсуждаются итоги прошедшего дня, вспоминаются содержательные, эмоциональные моменты, выделяются те ребята и взрослые, благодаря которым то или иное дело удалось;

  • обсуждаются проблемные ситуации;

  • обсуждаются и утверждаются кандидатуры ребят для объявления благодарности на линейке;

  • обмениваются мнениями о том, как провел работу командир отряда и в завершении дня командир отряда дня сдает рапорт воспитателю.

Органы самоуправления лагеря

Актив лагеря создаётся для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития позитивных личностных качеств детей.

В состав актива входят воспитанники лагеря, выбранные отрядами и взрослые.

Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:

  • оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;

  • создания в лагере условий для развития физического, творческого, интеллектуального потенциала детей;

  • содействия в создании благоприятного психологического климата.

Устав лагеря

Педагоги обязаны:

  1. Иметь свой план работы и следовать ему.

  2. Организовывать активный, интеллектуально-эмоциональный и насыщенный отдых в течение дня.

  3. Жить и творить вместе с членами отряда.

  4. Предоставить каждому ребенку свободу выбора.

  5. Уметь понимать себя и других.

  6. Знать о местонахождении каждого ребенка в течение дня.

  7. Быть искренними.

  8. Помочь каждому ребенку, если ему трудно.

  9. Верить в свой отряд.

Педагог имеет право:

      1. Быть не руководителем, а товарищем.

      2. Помогать членам отряда в реализации их идей.

      3. Помнить, что воспитывают не только словом, но и делом и личным примером.

      4. Чаще вспоминать, какими они были в детском возрасте.

Дети обязаны:

        1. Неукоснительно соблюдать режим.

        2. Бережно относиться к имуществу лагеря.

        3. Принимать активное участие во всех мероприятиях.

        4. Найти себе занятие по душе.

        5. Быть полезным для других.

        6. Верить в себя и свои силы.

        7. Реализовывать все свои способности и таланты.

        8. Не скучать.

Дети имеют право:

          1. Иметь свою точку зрения и уметь её отстоять.

          2. Разделить с педагогами ответственность за организацию жизни отряда.

          3. Иметь время для занятий по интересам.

          4. Обсуждать любые вопросы, связанные с жизнью отряда.

          5. Фантазировать. Изобретать. Творить.


Законы лагеря

Закон чистоты: 

Чистота нам всем вокруг

Дарит свежесть и уют.

С ней в любое время года

Яркой выглядит природа! 


Закон здоровья:

Небо, солнце, спорт, игра – вот и лучший режим дня! 


Закон доброго отношения

Окажи друзьям внимание – В ответ получишь понимание.

Будь приветлив, не дерись, А подрался, так мирись! 


Закон творчества: 

Пой, играй, твори, дерзай! От друзей не отставай!

 

Закон точности

Необходимо ценить каждую секунду.

Все дела и сборы начинать в срок.

Никогда не заставлять себя ждать – не отнимать тем самым у товарища драгоценные минуты. 

Закон поднятой руки

Этот закон учит уважать человеческое слово, человеческую мысль. Если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить что-то важное людям. Каждому поднявшему руку- слово.


Закон территории

Этот закон гласит: будь хозяином своей территории.

Относитесь к территории как к дому: бережно, заинтересованно, по-хозяйски.


Закон доброго отношения к людям

Доброе отношение к людям это – постоянная готовность сделать что-то для радости другого человека, готовность поступиться личным в интересах коллектива


Закон улыбки

Живи для улыбки товарищей и сам улыбайся в ответ. 



РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В этом разделе следует перечислить основные виды ресурсов и потребность в них для реализации программы, то есть все то, без чего невозможно реализовать основную содержательную идею именно этой программы. Например: - специальные материалы, инвентарь, оборудование (в программе журналистской направленности- это компьютеры, расходные материалы к ним, диктофоны, стенды для представления результатов работы юных журналистов и т.п., в программе экологической направленности – это микроскопы и другое специальное оборудование для работы лабораторий, необходимая справочная литература, плакаты и т.п.); - особая наградная продукция, сертификаты, удостоверения, знаки отличия, призы и т.п.); - необходимая печатная продукция (маршрутные листы, конверты, рабочие тетради, памятки, листовки, карты наблюдения и т.п.)




Нормативно-правовые документы


  • Письмо Министерства просвещения РФ от 26 февраля 2021 г. N ГД-476/06 "О перечне нормативных правовых актов в сфере организации отдыха и оздоровления детей";

  • Приказ Минпросвещения России N 702, Минэкономразвития России N 811 от 19 декабря 2019 г. "Об утверждении общих требований к организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий" (зарегистрирован в Минюсте России 16 апреля 2020 г. N 58115);


  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 марта 2021 г. № 10 "О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16"

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"



Организация взаимодействия с социумом



Летний оздоровительный пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей «Город Солнца» при

МБОУ «Бутовская СОШ №1»



МУ «Дворец спорта Видное»

Школьный краеведческий музей



УМОЦ Ленинского г.щ.









Спортивная площадка при школе

Компьютерный класс







Школьная библиотека


















Материально-технические условия:




Применение

Источник финансирования и материальная база


Ответственные

1

2

3

4

Кабинеты

Комната отдыха, игровая комната

Материальная база школы.


Начальник лагеря, воспитатель,

технический персонал

Школьный двор

Отрядные дела, игры-путешествия

Материальная база

школы

Воспитатель, начальник лагеря

Медпункт

Медицинский контроль мероприятий лагерной смены

Материальная база школы

Медицинский работник

Школьная столовая

Завтрак, обед, полдник

средства местного бюджета муниципального образования Ленинский городской округ Московской области.


Заведующая пищеблоком

Комнаты гигиены

Туалеты

раздевалка

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатель,

технический персонал






Список используемой литературы


  1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2017.

  2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2017

  3. Кудейко М.Л. «Игры в летнем оздоровительном лагере», 2017 г.

  4. Агапова И.А., Давыдова М.А. «Внеклассная работа в начальной школе», 2019 г.


  1. Молодова Л.П. «Экологические праздники для детей», 2017 г.

  2. Журналы «Начальная школа»: 2018, 2019гг.

  3. Журналы «Педсовет» 2017, 2017 гг.

  4. Журналы «Школьная библиотека» 2017 – 2018 гг.

  5. Журналы «Библиотека в школе. Первое сентября» 2019 – 2020 гг.

  6. Журналы «Школьная библиотека» 2019 – 2020 гг.

  7. Соловьева Е. В. «Наследие. И быль, и сказка…» пособие по нравств. патриот. воспитанию на основе традиций отечественной культуры, 2018 г.


Интернет-ресурсы

https://infourok.ru/programma-letnego-ozdorovitelnogo-prishkolnogo-lagerya-raduga-s-dnevnim-prebivaniem-detey-3700403.html - сайт Инфоурок

https://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/psikhologhichieskoie-soprovozhdieniie-lietniegho-otdykha-dietiei - сайт Копилка уроков

http://uiedu.ru/wp-content/uploads/4_Требования-к-программам.pdf -

http://vlager.edu.ru/top-100/2015 сайт Детский отдых



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!