СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа лагеря труда и отдыха "КРУТО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана с целью создания благоприятных условий для организации каникулярного отдыха воспитанников в летний период. "КРУТО" - это команда ребят, умеющих трудиться и отдыхать. 

Просмотр содержимого документа
«Программа лагеря труда и отдыха "КРУТО"»

Муниципальное казённое учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Балезинский детский дом»

(МКУ «Балезинский детский дом»)



УТВЕРЖДАЮ:

директор МКУ «Балезинский детский дом»

________________ФИО директора

Приказ №________-ОД от

«_____»_____________20___ года





Комплексная программа

лагеря труда и отдыха

«КРУТО»

(команда ребят, умеющих трудиться и отдыхать)


Возраст воспитанников: 7-18 лет.

Срок реализации программы: июнь – август 2018 года








Разработали:

заместитель директора по УВР Атнабаева Е.М.

музыкальный руководитель Ельцова Е.Л.








Рассмотрено и принято

на заседании Педагогического совета

«_____»_____________20___ года

Протокол №_____

Содержание.


1. Нормативно-правовая документация.

2. Информационная карта.

3. Пояснительная записка.

4. Ресурсы для реализации программы.

5. Содержание программы.

6. Ожидаемые результаты.

7. Литература.


1. Нормативно-правовая документация.


1. Конвенция ООН о правах ребенка.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации.

3. Федеральный закон от 21.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Федеральный Закон от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 года № 124-Ф3.

от 30.12.2001 г. № 197-Ф3. 

6. Постановление Правительства РФ №481 от 24.05.2014 года «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».

7. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» СанПиН 2.4.3259-15.

8. Устав МКУ «Балезинский детский дом».

9. Локальные нормативные акты учреждения.


















2. Информационная карта


1

Полное название лагеря

лагерь труда и отдыха «КРУТО» (команда ребят, умеющих трудиться и отдыхать)

2

Направление деятельности в лагере

программа деятельности лагеря является комплексной и включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях детского дома в летний период.

3

Форма проведения лагеря

круглосуточный лагерь

4

Цель программы

создание благоприятных условий для организации каникулярного отдыха воспитанников в летний период.

5

Основные задачи

- предупреждение и предотвращение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий среди воспитанников;

- воспитание уважительного отношения к труду, обеспечение конкретного участия воспитанников в общественно-полезном и производительном труде;

- привитие воспитанникам навыков здорового образа жизни, укрепления здоровья;

- формирование навыков общения и толерантности.

6

Краткое содержание программы

программа включает в себя физкультурно-оздоровительное, гражданско-патриотическое, художественно-творческое, трудовое и экологическое направления деятельности.

7

Руководитель лагеря

заместитель директора по УВР Атнабаева Е.М., помощник – музыкальный руководитель Ельцова Е.Л.

8

Участники лагеря

воспитанники детского дома в возрасте с 7 до 18 лет

9

Сроки реализации лагеря

программа является краткосрочной и реализуется в течение летних каникул (июнь – август 2018 года)

10

Кадровое обеспечение лагеря

начальник лагеря, педагогические работники, учебно-вспомогательный и технический персонал

11

Ожидаемый результат

- полноценный отдых воспитанников;

- предупреждение безнадзорности и правонарушений;

- сплочение воспитанников разных возрастов;

- уважительное отношение воспитанников к труду;

- укрепление здоровья.

3. Пояснительная записка.

Лето - активная пора социализации детей и подростков, расширения личностного образовательного пространства, вовлечения их в новые социальные свя­зи, удовлетворения индивидуальных интересов и по­требностей. Условия летнего отдыха детей уникальны с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Летний отдых сегодня – это наилучшая пора для общения с природой, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, постоянная смена впечатлений, встреча с позитивным неизвестным, поле для творческого развития. Досуг, игры, работа на приусадебном участке, различные мероприятия в социальной среде побуждают ребенка к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям, имеют познавательный характер.

Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма. Именно поэтому обеспечение занятости воспитанников в период летних каникул является приоритетным направлением деятельности педагогического коллектива детского дома. Для организации занятости воспитанников детского дома в летний период была разработана комплексная программа лагеря труда и отдыха «КРУТО» (команда ребят, умеющих трудиться и отдыхать). При составлении программы учитывались традиции и возможности МКУ «Балезинский детский дом», уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей, опыт прошлых лет по организации летнего отдыха.

Особенность программы - повышенный спрос детей и подростков на организованный труд и отдых. Как известно, трудовая деятельность предполагает преобразование окружающей действительности и является важным фактором социализации подрастающей личности, т.к. способствует формированию обще трудовых умений и навыков, положительного, сознательного и творческого отношения к труду, потребности в труде.

Педагогическая целесообразность программы состоит в создании такой среды, в которой каждый ребёнок чувствовал бы себя максимально комфортно, имел бы широкие возможности для творческой самореализации на пользу себе и людям, обретал бы опыт жизненного сознательного успеха.

Адресность программы.  В лагере будут заняты воспитанники, не выехавшие в загородные лагеря и в семьи родственников. Дети делятся на бригады, которые будут заниматься благоустройством территории детского дома, работой на приусадебном участке, ремонтными работами в помещении.

Сроки реализации программы. В течение летних каникул (июнь – август 2018 года)

Цель программы: создание благоприятных условий для организации каникулярного отдыха воспитанников в летний период.

Основные задачи:

- предупреждение и предотвращение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий среди воспитанников;

- воспитание уважительного отношения к труду, обеспечение конкретного участия воспитанников в общественно-полезном и производительном труде;

- привитие воспитанникам навыков здорового образа жизни, укрепления здоровья;

- формирование навыков общения и толерантности.


Этапы реализации программы.

I этап. Подготовительный (май). Основная деятельность:

- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по учебно-воспитательной работе по подготовке к летнему отдыху;

- издание приказа по детскому дому о проведении летней кампании;

- разработка программы деятельности летнего лагеря труда и отдыха;

- подготовка методического материала для работников лагеря;

- составление необходимой документации для деятельности лагеря.

II этап. Организационный (июнь). Основная деятельность:

- запуск программы;

- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря труда и отдыха.

III этап. Практический (июнь-август). Основная деятельность:

- реализация основной идеи смены;

- вовлечение детей и подростков в различные виды деятельности;

- работа творческих мастерских.

IV этап. Аналитический (август). Основная деятельность:

- подведение итогов жизнедеятельности лагеря;

- анализ предложений, внесенных детьми, педагогами, по деятельности летнего лагеря труда и отдыха в будущем;

- выработка перспектив деятельности на следующий летний период.























4. Ресурсы для реализации программы.


Кадровые ресурсы.

1. Начальник лагеря: заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

2. Педагогические работники:

- социальный педагог;

- педагог-психолог;

- музыкальный руководитель;

- педагог-организатор;

- руководитель физического воспитания;

- инструктор по труду;

- воспитатели (в том числе старшие);

- педагог дополнительного образования;

3. Учебно-вспомогательный и технический персонал.


Материально-технические ресурсы.

1. Объекты для организации жизнедеятельности лагеря.

Помещение

Применение

Источник финансирования и материальная база

Помещения групп

Проведение мероприятий по плану отрядов, отдых

Материальная база детского дома.

Актовый зал

Мероприятия, линейка, зарядка (в случае плохой погоды), просмотр фильмов

Материальная база детского дома.

Компьютерные кабинеты

Мероприятия, просмотр фильмов

Материальная база детского дома.

Кабинет бытового обслуживания (швейная мастерская)

Самообслуживание, изготовление сувениров, поделок

Материальная база детского дома.

Психологический кабинет

Релаксация и снятие психоэмоционального напряжения. Консультации

Материальная база детского дома.

Тренажёрный зал

Занятия по настольному теннису, на тренажёрах

Материальная база детского дома.

Спортивная площадка, стадион

Спортивные состязания и соревнования, праздники, Дни Здоровья, подвижные игры на свежем воздухе.

Материальная база детского дома.


Двор детского дома (детская и центральная площадки)

Линейка, проведение обще лагерных игр на воздухе, отрядные дела, игры-путешествия. Уборка территории

Материальная база детского дома.


Приусадебный участок, цветники

Трудовые десанты

Материальная база детского дома.

Информационно-библиотечный центр

Методическая и художественная литература, информационные ресурсы для педагогов и детей

Материальная база детского дома.


Столовая

Приём пищи, привитие навыков самообслуживания

Материальная база детского дома.

2. Наличие необходимого оборудования и инвентаря для организации занятий, для организации быта: канцелярские принадлежности, спортивный инвентарь, настольные игры, ТСО и т.д.

Методические ресурсы.

Приемы и методы организации жизнедеятельности лагеря.

Педагогические способы взаимодействия с детьми (способы передачи и основания знаний, умений, разнообразие, комплексность, соответствие содержанию, возрасту детей):

- объяснительно-иллюстративные;

- практические (опыт, упражнения, выполнение заданий, основные технологий);

- гностические (организация мыслительных операций: проблемно-поисковые, проблемные ситуации и др.);

- методы исследования (эксперимент, экспедиция, проблемный анализ и др.);

- методы стимулирования и мотивации;

- соревновательный метод (используется в конкурсных мероприятиях различной направленности).

Эмоциональные методы:

- поощрение;

- порицание;

- учебно-познавательная игра;

- создание ярких наглядных образных представлений;

- создание ситуации успеха;

- свободный выбор заданий.

Познавательные методы:

- опора на жизненный опыт;

- создание проблемной ситуации;

- выполнение творческих заданий.

Социальные методы (методы воспитывающих ситуаций):

- создание ситуации взаимопомощи;

- поиск контактов и сотрудничества;

- заинтересованность в результатах;

- пропаганда здорового образа жизни;

- формирование межличностных отношений.

Формы занятий: игры (подвижные, настольные, ролевые, деловые и т.д.), рисование, беседа, лекция, встреча с интересными людьми, тренинг, дискуссия, прогулка, поход, экскурсия, конкурс, праздник, викторина, конференция, акция, соревнование, турнир, тематический вечер и т.д.

Диагностика

Вводная

диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

- анкетирование;

- беседы в отрядах;

- планерки педагогов.

Пошаговая

диагностика

Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.

Беседы в отрядах.

Итоговая

диагностика

Анкетирование.

Творческий отзыв (рисунок «Вместе мы отряд»).

Беседы в отрядах.

Цветопись.

5. Содержание программы.


Направления и виды деятельности.

Направление

Краткое описание

Основные формы организации:


Физкультурно-оздоровительное



проведение работы по вовлечению воспитанников в занятия физкультурой и спортом, формированию здорового образа жизни, преодолению вредных привычек, профилактике употребления ПАВ

- утренняя гимнастика (зарядка);

- игры на спортивной площадке;

- подвижные игры на свежем воздухе;

- эстафеты;

- первенство лагеря по игровым видам спорта: футбол, теннис, шашки, пионербол, волейбол, баскетбол, дартс;

- спортивные соревнования, конкурсы, эстафеты;

- беседы по формированию здорового образа жизни.

Гражданско-патриотическое


- проведение мероприятий, направленных на воспитание детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции детского дома, родного края; от воспитания любви к детскому дому, родному поселку к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;

- приобщение к духовным ценностям российской истории.

- посещение краеведческого музея;

- подвижные народные игры;

- конкурсы рисунков;

- просмотр и обсуждение фильмов;

- политические 5-ти минутки;

- работа педагога дополнительного образования


Художественно-творческое


проведение мероприятий, направленных на развитие креативности детей и подростков.


- конкурсы рисунков;

- проведение мастер-классов по интересам;

- творческие конкурсы и игры по тематике дня;

- игровые творческие программы, связанные с тематикой дня;

- праздники.

Трудовое

вовлечение воспитанников в разнообразные педагогически организованные виды общественно-полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений и навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.

- бытовой само-обслуживающий труд;

- общественно-значимый труд (уборка прилегающей территории);

- работа на приусадебном участке;

- сбор зелени для столовой.

Экологическое

- проведение мероприятий, акций по воспитанию гражданской позиции и ответственного отношения к экологии родного посёлка;

- содействие воспитанию экологической культуры.

- походы, экскурсии на природу;

- экологические рейды;

- работа по благоустройству территории;

- экологические викторины, конкурсы;

- просмотры и обсуждение фильмов;

- конкурсы рисунков


Режим дня для воспитанников

Режимные моменты

Время

Подъём. Утренний туалет.

9.00-9.30

Завтрак.

9.30-10.00

Операция «Уют» (уборка помещений)

10.00-11.00

Линейка «Что день грядущий нам готовит».

Пятиминутка здоровья «В здоровом теле – здоровый дух»

11.00-11.30

Занятия по интересам, прогулка,

игры на свежем воздухе

11.30-12.30

Обед

12.30-13.00

Трудовой десант

(уборка территории,

работа на приусадебном участке)

13.00-14.30

Часы тишины

(тихие игры, рукоделие, чтение,

просмотр фильмов)

14.30-16.00

Полдник

16.00-16.30

Культурно-массовые, интеллектуальные и спортивные мероприятия

16.30-18.00

Ужин

18.00-18.30

Трудовой десант (полив)

18.30-19.30

Занятия по интересам, прогулка,

игры на свежем воздухе

19.30-20.30

Вечерний полдник

20.30-21.00

«Огонёк»,

подведение итогов дня

21.00-21.15

Подготовка ко сну, сон.

21.15-22.00


Игровая модель программы.

Для того чтобы реализовать потребность воспитанников в самопознании, самореализации, с целью развития творческого отношения к делу, трудолюбия, самостоятельности, ответственности, воспитать в детях здоровый дух соперничества, участники программы вводятся в игровую атмосферу. Включение в игру начинается на торжественной линейке, посвящённой открытию лагерной смены. После открытия лагеря каждый отряд придумывает своё название.

Все мероприятия, трудовые наряды проводятся вместе, но оцениваются по отрядам. Участвуя в различных делах, отряды зарабатывают «успехи». В холле первого этажа на стенде вывешивается Экран успехов (соревнование между отрядами) - после подведения итогов мероприятия, трудовых нарядов экран успехов заполняется педагогом и помощником из числа детей. Таким образом, каждый сможет увидеть, кто заработал наибольшее количество успехов за день.

К окончанию лагерной смены каждый её участник накапливает некоторое количество успехов, что стимулирует трудовую и творческую деятельность детей.

Система стимулирования обеспечивает стремление детей к занятиям различными видами деятельности, лидерству и завершается вручением грамот активным участникам смены.

























6. Ожидаемые результаты.


Критерии оценки эффективности функционирования программы:

- эмоциональное состояние детей;

- личностный рост;

- физическое и психологическое здоровье;

- самореализация в творческой, познавательной и трудовой деятельности;

- благоприятный психологический климат в детском коллективе;

- удовлетворенность детей организацией жизнедеятельности лагеря.

Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми.

Мониторинг - карта - форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг - карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.

Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста - это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива. Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается «успехи» по цветовой гамме:

- красный – «лидер-организатор»;

- синий – «лидер-вдохновитель»;

- зелёный – «активный участник».

Участникам, набравшим 7 «успехов» за неделю, присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами и подарками.


Ожидаемые результаты.

В ходе реализации данной программы ожидается:

Для детей и подростков:

- полноценный отдых воспитанников;

- предупреждение безнадзорности и правонарушений;

- сплочение воспитанников разных возрастов;

- уважительное отношение воспитанников к труду;

- укрепление здоровья.

Для педагогов:

- внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период;

- повышение уровня педагогического мастерства.





7. Литература.


1. Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база). - Волгоград: Издательство «Учитель», 2006.

2. Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. - Ростов на Дону: Феникс, 2005.

3. Руденко В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря. – М., 2006.

4. Гончарова Е.И., Е.В.Савченко, О.Е. Жиренко. Школьный летний лагерь. – М.: ВАКО, 2004.

5. Программа летнего оздоровительного пришкольного лагеря «Солнышко» [http://festival.1september.ru/articles/573118/].

6. Сергей Афанасьев, Сергей Коморин. 300 конкурсов для ребят разного возраста. - Кострома: МЦ «Вариант», 2000.

7. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2008.

8. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. – М.: ВЛАДОС, 1999.
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!