Муниципальное казённое учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Балезинский детский дом»
(МКУ «Балезинский детский дом»)
УТВЕРЖДАЮ:
директор МКУ «Балезинский детский дом»
________________ФИО директора
Приказ №________-ОД от
«_____»_____________20___ года
Комплексная программа
лагеря труда и отдыха
«КРУТО»
(команда ребят, умеющих трудиться и отдыхать)
Возраст воспитанников: 7-18 лет.
Срок реализации программы: июнь – август 2018 года
Разработали:
заместитель директора по УВР Атнабаева Е.М.
музыкальный руководитель Ельцова Е.Л.
Рассмотрено и принято
на заседании Педагогического совета
«_____»_____________20___ года
Протокол №_____
Содержание.
1. Нормативно-правовая документация.
2. Информационная карта.
3. Пояснительная записка.
4. Ресурсы для реализации программы.
5. Содержание программы.
6. Ожидаемые результаты.
7. Литература.
1. Нормативно-правовая документация.
1. Конвенция ООН о правах ребенка.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 21.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4. Федеральный Закон от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 года № 124-Ф3.
от 30.12.2001 г. № 197-Ф3.
6. Постановление Правительства РФ №481 от 24.05.2014 года «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».
7. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» СанПиН 2.4.3259-15.
8. Устав МКУ «Балезинский детский дом».
9. Локальные нормативные акты учреждения.
2. Информационная карта
1 | Полное название лагеря | лагерь труда и отдыха «КРУТО» (команда ребят, умеющих трудиться и отдыхать) |
2 | Направление деятельности в лагере | программа деятельности лагеря является комплексной и включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях детского дома в летний период. |
3 | Форма проведения лагеря | круглосуточный лагерь |
4 | Цель программы | создание благоприятных условий для организации каникулярного отдыха воспитанников в летний период. |
5 | Основные задачи | - предупреждение и предотвращение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий среди воспитанников; - воспитание уважительного отношения к труду, обеспечение конкретного участия воспитанников в общественно-полезном и производительном труде; - привитие воспитанникам навыков здорового образа жизни, укрепления здоровья; - формирование навыков общения и толерантности. |
6 | Краткое содержание программы | программа включает в себя физкультурно-оздоровительное, гражданско-патриотическое, художественно-творческое, трудовое и экологическое направления деятельности. |
7 | Руководитель лагеря | заместитель директора по УВР Атнабаева Е.М., помощник – музыкальный руководитель Ельцова Е.Л. |
8 | Участники лагеря | воспитанники детского дома в возрасте с 7 до 18 лет |
9 | Сроки реализации лагеря | программа является краткосрочной и реализуется в течение летних каникул (июнь – август 2018 года) |
10 | Кадровое обеспечение лагеря | начальник лагеря, педагогические работники, учебно-вспомогательный и технический персонал |
11 | Ожидаемый результат | - полноценный отдых воспитанников; - предупреждение безнадзорности и правонарушений; - сплочение воспитанников разных возрастов; - уважительное отношение воспитанников к труду; - укрепление здоровья. |
3. Пояснительная записка.
Лето - активная пора социализации детей и подростков, расширения личностного образовательного пространства, вовлечения их в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей. Условия летнего отдыха детей уникальны с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Летний отдых сегодня – это наилучшая пора для общения с природой, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, постоянная смена впечатлений, встреча с позитивным неизвестным, поле для творческого развития. Досуг, игры, работа на приусадебном участке, различные мероприятия в социальной среде побуждают ребенка к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям, имеют познавательный характер.
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма. Именно поэтому обеспечение занятости воспитанников в период летних каникул является приоритетным направлением деятельности педагогического коллектива детского дома. Для организации занятости воспитанников детского дома в летний период была разработана комплексная программа лагеря труда и отдыха «КРУТО» (команда ребят, умеющих трудиться и отдыхать). При составлении программы учитывались традиции и возможности МКУ «Балезинский детский дом», уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей, опыт прошлых лет по организации летнего отдыха.
Особенность программы - повышенный спрос детей и подростков на организованный труд и отдых. Как известно, трудовая деятельность предполагает преобразование окружающей действительности и является важным фактором социализации подрастающей личности, т.к. способствует формированию обще трудовых умений и навыков, положительного, сознательного и творческого отношения к труду, потребности в труде.
Педагогическая целесообразность программы состоит в создании такой среды, в которой каждый ребёнок чувствовал бы себя максимально комфортно, имел бы широкие возможности для творческой самореализации на пользу себе и людям, обретал бы опыт жизненного сознательного успеха.
Адресность программы. В лагере будут заняты воспитанники, не выехавшие в загородные лагеря и в семьи родственников. Дети делятся на бригады, которые будут заниматься благоустройством территории детского дома, работой на приусадебном участке, ремонтными работами в помещении.
Сроки реализации программы. В течение летних каникул (июнь – август 2018 года)
Цель программы: создание благоприятных условий для организации каникулярного отдыха воспитанников в летний период.
Основные задачи:
- предупреждение и предотвращение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий среди воспитанников;
- воспитание уважительного отношения к труду, обеспечение конкретного участия воспитанников в общественно-полезном и производительном труде;
- привитие воспитанникам навыков здорового образа жизни, укрепления здоровья;
- формирование навыков общения и толерантности.
Этапы реализации программы.
I этап. Подготовительный (май). Основная деятельность:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по учебно-воспитательной работе по подготовке к летнему отдыху;
- издание приказа по детскому дому о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности летнего лагеря труда и отдыха;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря.
II этап. Организационный (июнь). Основная деятельность:
- запуск программы;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря труда и отдыха.
III этап. Практический (июнь-август). Основная деятельность:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды деятельности;
- работа творческих мастерских.
IV этап. Аналитический (август). Основная деятельность:
- подведение итогов жизнедеятельности лагеря;
- анализ предложений, внесенных детьми, педагогами, по деятельности летнего лагеря труда и отдыха в будущем;
- выработка перспектив деятельности на следующий летний период.
4. Ресурсы для реализации программы.
Кадровые ресурсы.
1. Начальник лагеря: заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
2. Педагогические работники:
- социальный педагог;
- педагог-психолог;
- музыкальный руководитель;
- педагог-организатор;
- руководитель физического воспитания;
- инструктор по труду;
- воспитатели (в том числе старшие);
- педагог дополнительного образования;
3. Учебно-вспомогательный и технический персонал.
Материально-технические ресурсы.
1. Объекты для организации жизнедеятельности лагеря.
Помещение | Применение | Источник финансирования и материальная база |
Помещения групп | Проведение мероприятий по плану отрядов, отдых | Материальная база детского дома. |
Актовый зал | Мероприятия, линейка, зарядка (в случае плохой погоды), просмотр фильмов | Материальная база детского дома. |
Компьютерные кабинеты | Мероприятия, просмотр фильмов | Материальная база детского дома. |
Кабинет бытового обслуживания (швейная мастерская) | Самообслуживание, изготовление сувениров, поделок | Материальная база детского дома. |
Психологический кабинет | Релаксация и снятие психоэмоционального напряжения. Консультации | Материальная база детского дома. |
Тренажёрный зал | Занятия по настольному теннису, на тренажёрах | Материальная база детского дома. |
Спортивная площадка, стадион | Спортивные состязания и соревнования, праздники, Дни Здоровья, подвижные игры на свежем воздухе. | Материальная база детского дома. |
Двор детского дома (детская и центральная площадки) | Линейка, проведение обще лагерных игр на воздухе, отрядные дела, игры-путешествия. Уборка территории | Материальная база детского дома. |
Приусадебный участок, цветники | Трудовые десанты | Материальная база детского дома. |
Информационно-библиотечный центр | Методическая и художественная литература, информационные ресурсы для педагогов и детей | Материальная база детского дома. |
Столовая | Приём пищи, привитие навыков самообслуживания | Материальная база детского дома. |
2. Наличие необходимого оборудования и инвентаря для организации занятий, для организации быта: канцелярские принадлежности, спортивный инвентарь, настольные игры, ТСО и т.д.
Методические ресурсы.
Приемы и методы организации жизнедеятельности лагеря.
Педагогические способы взаимодействия с детьми (способы передачи и основания знаний, умений, разнообразие, комплексность, соответствие содержанию, возрасту детей):
- объяснительно-иллюстративные;
- практические (опыт, упражнения, выполнение заданий, основные технологий);
- гностические (организация мыслительных операций: проблемно-поисковые, проблемные ситуации и др.);
- методы исследования (эксперимент, экспедиция, проблемный анализ и др.);
- методы стимулирования и мотивации;
- соревновательный метод (используется в конкурсных мероприятиях различной направленности).
Эмоциональные методы:
- поощрение;
- порицание;
- учебно-познавательная игра;
- создание ярких наглядных образных представлений;
- создание ситуации успеха;
- свободный выбор заданий.
Познавательные методы:
- опора на жизненный опыт;
- создание проблемной ситуации;
- выполнение творческих заданий.
Социальные методы (методы воспитывающих ситуаций):
- создание ситуации взаимопомощи;
- поиск контактов и сотрудничества;
- заинтересованность в результатах;
- пропаганда здорового образа жизни;
- формирование межличностных отношений.
Формы занятий: игры (подвижные, настольные, ролевые, деловые и т.д.), рисование, беседа, лекция, встреча с интересными людьми, тренинг, дискуссия, прогулка, поход, экскурсия, конкурс, праздник, викторина, конференция, акция, соревнование, турнир, тематический вечер и т.д.
Диагностика
Вводная диагностика | Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: - анкетирование; - беседы в отрядах; - планерки педагогов. |
Пошаговая диагностика | Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря. Беседы в отрядах. |
Итоговая диагностика | Анкетирование. Творческий отзыв (рисунок «Вместе мы отряд»). Беседы в отрядах. Цветопись. |
5. Содержание программы.
Направления и виды деятельности.
Направление | Краткое описание | Основные формы организации: |
Физкультурно-оздоровительное | проведение работы по вовлечению воспитанников в занятия физкультурой и спортом, формированию здорового образа жизни, преодолению вредных привычек, профилактике употребления ПАВ | - утренняя гимнастика (зарядка); - игры на спортивной площадке; - подвижные игры на свежем воздухе; - эстафеты; - первенство лагеря по игровым видам спорта: футбол, теннис, шашки, пионербол, волейбол, баскетбол, дартс; - спортивные соревнования, конкурсы, эстафеты; - беседы по формированию здорового образа жизни. |
Гражданско-патриотическое | - проведение мероприятий, направленных на воспитание детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции детского дома, родного края; от воспитания любви к детскому дому, родному поселку к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины; - приобщение к духовным ценностям российской истории. | - посещение краеведческого музея; - подвижные народные игры; - конкурсы рисунков; - просмотр и обсуждение фильмов; - политические 5-ти минутки; - работа педагога дополнительного образования |
Художественно-творческое | проведение мероприятий, направленных на развитие креативности детей и подростков. | - конкурсы рисунков; - проведение мастер-классов по интересам; - творческие конкурсы и игры по тематике дня; - игровые творческие программы, связанные с тематикой дня; - праздники. |
Трудовое | вовлечение воспитанников в разнообразные педагогически организованные виды общественно-полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений и навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда. | - бытовой само-обслуживающий труд; - общественно-значимый труд (уборка прилегающей территории); - работа на приусадебном участке; - сбор зелени для столовой. |
Экологическое | - проведение мероприятий, акций по воспитанию гражданской позиции и ответственного отношения к экологии родного посёлка; - содействие воспитанию экологической культуры. | - походы, экскурсии на природу; - экологические рейды; - работа по благоустройству территории; - экологические викторины, конкурсы; - просмотры и обсуждение фильмов; - конкурсы рисунков |
Режим дня для воспитанников
Режимные моменты | Время |
Подъём. Утренний туалет. | 9.00-9.30 |
Завтрак. | 9.30-10.00 |
Операция «Уют» (уборка помещений) | 10.00-11.00 |
Линейка «Что день грядущий нам готовит». Пятиминутка здоровья «В здоровом теле – здоровый дух» | 11.00-11.30 |
Занятия по интересам, прогулка, игры на свежем воздухе | 11.30-12.30 |
Обед | 12.30-13.00 |
Трудовой десант (уборка территории, работа на приусадебном участке) | 13.00-14.30 |
Часы тишины (тихие игры, рукоделие, чтение, просмотр фильмов) | 14.30-16.00 |
Полдник | 16.00-16.30 |
Культурно-массовые, интеллектуальные и спортивные мероприятия | 16.30-18.00 |
Ужин | 18.00-18.30 |
Трудовой десант (полив) | 18.30-19.30 |
Занятия по интересам, прогулка, игры на свежем воздухе | 19.30-20.30 |
Вечерний полдник | 20.30-21.00 |
«Огонёк», подведение итогов дня | 21.00-21.15 |
Подготовка ко сну, сон. | 21.15-22.00 |
Игровая модель программы.
Для того чтобы реализовать потребность воспитанников в самопознании, самореализации, с целью развития творческого отношения к делу, трудолюбия, самостоятельности, ответственности, воспитать в детях здоровый дух соперничества, участники программы вводятся в игровую атмосферу. Включение в игру начинается на торжественной линейке, посвящённой открытию лагерной смены. После открытия лагеря каждый отряд придумывает своё название.
Все мероприятия, трудовые наряды проводятся вместе, но оцениваются по отрядам. Участвуя в различных делах, отряды зарабатывают «успехи». В холле первого этажа на стенде вывешивается Экран успехов (соревнование между отрядами) - после подведения итогов мероприятия, трудовых нарядов экран успехов заполняется педагогом и помощником из числа детей. Таким образом, каждый сможет увидеть, кто заработал наибольшее количество успехов за день.
К окончанию лагерной смены каждый её участник накапливает некоторое количество успехов, что стимулирует трудовую и творческую деятельность детей.
Система стимулирования обеспечивает стремление детей к занятиям различными видами деятельности, лидерству и завершается вручением грамот активным участникам смены.
6. Ожидаемые результаты.
Критерии оценки эффективности функционирования программы:
- эмоциональное состояние детей;
- личностный рост;
- физическое и психологическое здоровье;
- самореализация в творческой, познавательной и трудовой деятельности;
- благоприятный психологический климат в детском коллективе;
- удовлетворенность детей организацией жизнедеятельности лагеря.
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми.
Мониторинг - карта - форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг - карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста - это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива. Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается «успехи» по цветовой гамме:
- красный – «лидер-организатор»;
- синий – «лидер-вдохновитель»;
- зелёный – «активный участник».
Участникам, набравшим 7 «успехов» за неделю, присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами и подарками.
Ожидаемые результаты.
В ходе реализации данной программы ожидается:
Для детей и подростков:
- полноценный отдых воспитанников;
- предупреждение безнадзорности и правонарушений;
- сплочение воспитанников разных возрастов;
- уважительное отношение воспитанников к труду;
- укрепление здоровья.
Для педагогов:
- внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период;
- повышение уровня педагогического мастерства.
7. Литература.
1. Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база). - Волгоград: Издательство «Учитель», 2006.
2. Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. - Ростов на Дону: Феникс, 2005.
3. Руденко В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря. – М., 2006.
4. Гончарова Е.И., Е.В.Савченко, О.Е. Жиренко. Школьный летний лагерь. – М.: ВАКО, 2004.
5. Программа летнего оздоровительного пришкольного лагеря «Солнышко» [http://festival.1september.ru/articles/573118/].
6. Сергей Афанасьев, Сергей Коморин. 300 конкурсов для ребят разного возраста. - Кострома: МЦ «Вариант», 2000.
7. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2008.
8. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. – М.: ВЛАДОС, 1999.