СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа лагеря  с дневным  пребыванием детей «Радуга»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа лагеря  с дневным  пребыванием детей «Радуга» Программа рассчитана на 1 год

Просмотр содержимого документа
«Программа лагеря  с дневным  пребыванием детей «Радуга»»

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ- ЮГРА

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ РАЙОН

(Тюменская область)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОКУРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»




Согласовано:

заместитель директора

__________________/О.Д.Бас

«_____»_____________2019 г.




Утверждаю:

Директор МБОУ Покурская ОСШ

________________/Л.В. Калинина

«_____»________________2019 г.









Программа лагеря

с дневным пребыванием детей


«Радуга»


Программа рассчитана на 1 год











Разработчики программы:

Уский М.И., начальник лагеря с дневным пребыванием детей

Чеченина Е.В. педагог-организатор

Бахарева З.Л. учитель начальных классов






с.п. Покур, 2019

СОДЕРЖАНИЕ



1.

Информационная карта программы

3

2.

Пояснительная записка

4-5

3.

Краткая характеристика участников программы

5

4.

Педагогическая идея программы

5

5.

Целевой блок программы

5-6

6.

Критерии и способы оценки качества реализации программы

6

7.

Содержание и средства реализации программы

6-8

8.

План - сетка

9-12

9.

Кадровое обеспечение программы

13

10.

Материально-техническое обеспечение программы

13

11.

Список литературы

14









































ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1.

Полное название программы

Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга»

2.

Сроки реализации

с 01.06.2019 – 20.06.2019 г – 1 смена

с 24.06 - 11.07. 2019 г – 2 смена

3.

Авторы программы

Чеченина Е.В. - педагог-организатор

Бахарева З.Л.- учитель начальных классов

4.

Руководитель программы

Уский М.И. – начальник лагеря с дневным пребыванием детей


5.

Адрес организации

ул. Белорусская19, с.п. Покур, Нижневартовский район, ХМАО-Югра, Тюменская область

6.

Телефон

телефон/факс: (3466) 210-016,

7.

Форма проведения

культурно-просветительская деятельность

8.

Количество отрядов

2

9.

Сведения о географии участников

дети и подростки сельского поселения Покур

10.

Обоснование идеи, актуальность программы

Воспитание и развитие у детей мотивации к здоровому образу жизни, к творчеству, самореализации. Правильно организованный отдых детей и подростков, в течение которого можно укрепить здоровье, снять эмоциональное напряжение, развить творческие, умственные и физические способности.

11.

Цель программы

Расширить знания детей и подростков об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому развитию ребят.

12.

Задачи программы

Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей.

Приобщение к здоровому образу жизни.

Развитие творческих и коммуникативных способностей детей.

13.

Формы работы

Оздоровительная, спортивная, познавательная.

14.

Направление программы

Спортивно-оздоровительное, экологическое.

15.

Условия питания

2 – разовое витаминизированное питание

16.

Кадровое обеспечение

Начальник лагеря, воспитатели, медицинский работник, повар, подсобный рабочий, инструктор физического воспитания, педагог дополнительного образования

17.

Условия участия в программе

Дети в возрасте от 6,5 до 17 лет (предоставившие необходимый пакет документов для определения в летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей).

18.

Общее количество участников программы

Педагогический коллектив – 5 человека.

Обслуживающий персонал – 4 человека.

Дети - 30 человек.







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа создана на основе программы 2018 года, является модифицированной, так как на основании анализа проведенного анкетирования по итогам прошлого сезона был сделан вывод о ее результативности. Отличается от предыдущей программы появлением набора более эффективных педагогических средств, технологий и т.д.

Программа организации летнего отдыха детей и подростков «Радуга» разработана с учетом знаменательных дат 2019 года: Года театра в России, Года семьи в Югре.

При оптимальной организации жизнедеятельности лагеря в сочетании с оздоровительным и развивающим потенциалом окружающей среды становится возможным создание условий для оздоровления, формирования и развития личности.

Во время летних каникул далеко не каждый родитель может предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых, в течение которого можно укрепить своё здоровье, снять напряжение, развить способности.
Именно в таком лагере детям дается не только заряд бодрости и здоровья, но и определенный запас знаний, способствующий формированию роли человека в окружающем мире. Это достигается за счет органичного сочетания теоретических и экскурсионных занятий, с разнообразными культурно-массовыми и спортивными мероприятиями.

Новизной данной программы является введение в нее игровой модели. В этом году летний лагерь имеет экологическую и спортивно-оздоровительную направленность. Запланированные мероприятия направлены на воспитание и формирование личности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Программа лагеря насыщена разными познавательными, развивающими мероприятиями и играми включающими занятия по окружающему миру, биологии, экологии, ознакомление с природой родного края, конкурсы, массовые мероприятия экологической и спортивной направленности расчитанная на как на детей младшего школьного возраста, так и подростков.



Понятийный аппарат программы


Творческая деятельность – это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, расширяющая пределы человеческих возможностей.


Спортивно-оздоровительная деятельность – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медицинского работника.


Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на укрепление здоровья. Принятие профилактических мер, с целью устранения причин и последствий болезней.


Эстетическое воспитание – процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующий ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов, и явлений реальности.


Духовно-нравственное воспитание - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей (индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство); семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции); национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации); общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее).


Детское самоуправление - демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.


Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни.


Патриотическое воспитание - процесс формирования осознанного гуманно-деятельного отношения к традициям разных народов, их культуре, который проявляется в гуманном отношении к людям разных вероисповеданий, национальностей; процесс развития личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.


КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ



Основной состав лагеря – это дети в возрасте 6,5 - 17 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из семей, находящихся в социально-опасном положении, малообеспеченных, неполных. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 15 человек.



Социально – возрастной состав участников смены



Всего детей в лагере – 30 чел., из них:

Дети из полных семей - __10__ чел.

Дети «группы риска» - __0__ чел.

Из малообеспеченных семей - __7__ чел.

Из неполных семей - ___6_чел.

Из многодетных семей - __7___чел.

Из семей беженцев, переселенцев __0__ чел.

Дети – сироты -___0__чел.

Опекаемые дети - __0___ чел.

Дети – инвалиды - _0___ чел.

Дети, состоящие на учете (ПДН, ТКДНиЗП, ВШК) - _0___чел.



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ



Спортивно-оздоровительное, экологическое воспитание программы направлено на  развитие у детей мотивации к творчеству, самореализации и является основополагающей педагогической идеи программы. 



ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ПРОГРАММЫ

Цель: укрепление физического, психического, эмоционального здоровья детей.

Задачи:

- создание условий для отдыха детей;

- воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к природе, собственному

здоровью и благополучию окружающих людей;

- приобщение к здоровому образу жизни;

- развитие творческих и коммуникативных способностей детей.

Предполагаемые результаты:

- сформировать ответственное отношение к себе, как к части окружающего мира, к окружающей среде;

- сформировать активную жизненную позицию;

- расширить кругозор детей о здоровм образе жизни и экологии.


КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Критерии

Способы оценки

Результат

Состояние физического здоровья детей

- Опрос

«Мое отношение к здоровью»;

- показатели физической подготовки детей на начало и конец смены, игровые навыки.

- Повышение показателей физической подготовки детей на начало и конец смены, игровые навыки;

- Изменение отношения детей к вредным привычкам;

- Расширение кругозора детей о ЗОЖ

Формирование умений правильного поведения в обществе

Педагогическое наблюдение.

Применение детьми полученных знаний

Участие детей в различных видах творческой деятельности

Диагностика уровня творческой активности, педагогическое наблюдение.

Формирование практических умений в различных видах творчества

Удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы

Участие детей в мероприятиях программы.

Анкетирование.


Дети стали дружным, сплочённым, творческим коллективом.

Желание детей участвовать в работе лагеря на следующий год.


СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


1. Организационный период длится первые 4 дня. В этот период происходит знакомство детей между собой, с вожатыми и лагерем, адаптация к новым условиям жизни (режим дня, бытовые условия и т.д.), определение ролей, которые дети будут выполнять в коллективе.

Задачи:

  1. помочь установить статус в коллективе;

  2. обеспечить ребятам ощущение безопасности и самодостаточности;

  3. мотивировать детей на игровое взаимодействие, развитие творческих и коммуникативных способностей детей;

Формы работы:

  1. экскурсия по лагерю;

  2. различные игры на знакомство и сплочение коллектива;

  3. викторины и конкурсы;

  4. отбор названия и остальных характерных особенностей отряда;

  5. установка традиций в отряде.

Ожидаемые результаты: 

  1. организация жизнедеятельности лагеря;

  2. введение участников программы в сюжет смены;

  3. адаптация воспитанников к условиям лагеря;

  4. определение программы деятельности в отрядах.



2. Основной период: ребята привыкают к воспитателям и их требованиям, к режиму дня, к жизни в коллективе. Отряд входит в определенный ритм: подготовка мероприятия, проведение и снова подготовка. Данный этап включает реализацию основных положений программы:

  1. формирование коллектива и развитие в нем самоуправления;

  2. создание условий самореализации и саморазвития детей;

  3. вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной и экологической работы;


Формы работы:

  • конкурсы,

  • презентации отрядных уголков,

  • праздники,

  • различные игры,

  • турниры и состязания,

  • экскурсии,

  • поход,

  • вечера,

  • акции,

  • просмотр фильмов и их обсуждение и т.д.,

  • КТД.


Ожидаемые результаты:

  1. дети принимают активное участие в мероприятиях программы;

  2. участвуют в самоуправлении отряда;

  3. расширяется кругозор детей.


3. Заключительный период начинается за три дня до конца смены. Это время подведения итогов.

Задачи:

  • рефлексия участников лагеря;

  • подведение итогов по реализации основной педагогической идеи программы.

Формы работы:

  • спортивные состязания (игры и турниры);

  • викторины и конкурсы;

  • анкетирования;

  • праздничный концерт.


Ожидаемые результаты:

  • развита детская самостоятельность и самодеятельность;

  • привиты навыки здорового образа жизни, чувства прекрасного и бережного отношения к природе, собственному здоровью и благополучию окружающих людей;

  • развиты творческие и коммуникативные способности детей;

  • личностный рост участников смены.


Учитывая возрастные особенности детей, программа лагеря будет реализована через игровую модель взаимодействия. Игровая технология раскроет творческий потенциал ребенка, разовьет интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечет ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.

Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Игры для детей младшего возраста более линейны, младшего среднего - командные, старшего среднего - подразумевают яркую реализацию в личных поступках. Каждый возраст находит в игре своё, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления. 























































План-сетка

культурно-массовых мероприятий на 1 смену

лагеря с дневным пребыванием детей

«Радуга»

с 01.06. по 20.06.2019 г.


Дата 1.06

День защиты детей

«Что ты мне подаришь, лето?»

Дата 3.06

День открытия смены

«Здравствуй, лето! Здравствуй, лагерь!»

Дата 4.06

День накопления знаний

8.30–14.30

1.Формирование отрядов. Знакомство с лагерем и его правилами в форме экскурсии;

2.Оформление отрядных уголков и уголка лагеря;

3.Инструктаж по технике безопасности;

4.Тренинг «Знакомство»,

Игра «Снежный ком»;

5.Заполнение анкеты «Твои планы на смену»

6. Конкурс рисунков на асфальте «Лето! Каникулы!»

8.30–14.30

Открытие лагеря.

«Мы встречаем праздник лета, праздник солнца, праздник света»

1. Подготовка к торжественному открытию смены;

2. Беседа « А что такое хорошо и что такое плохо?»

3.Минутка здоровья. «Мой рост и мой вес»;

4.Торжественное открытие смены «Мы дети России».


8.30–14.30

1. Познавательное мероприятие «Народные герои нашего края»

2. Конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия!»

Дата 5.06

День традиций

Дата 6.06

Пушкинский день

Дата 7.06

День отважного воина

8.30–14.30

1. Беседа «Моя семья в истории моей страны».

2.Конкурс «Лучшая фотография» «Лучший фотограф»

3.Игры моей семьи.


8.30–14.30

1. Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина;

2. Виртуальная экскурсия «Музей Пушкина»;

3. «Веселые старты» с интеллектуальными заданиями по сказкам

8.30–14.30

1. Военно-спортивная игра «Зарничка»

2. Конкурс рисунков «Герб посёлка» - нарисовать герб своего посёлка.

Дата 8.06

День цветов

Дата 10.06

День «наоборот»

Дата 11.06

День России

8.30–14.30


1.Музыкально – познавательная игра «Цветы в песнях»;

2.конкурс агитационных плакатов «Охраняйте природу!»;

3. народные игры (связанные с временами года, растениями, цветами….)

8.30–14.30




14.00-14.30

1.Конкурс «Перевралей»;

2. конкурс «Обладатель самого нелепого костюма».

8.30–14.30

1. Игра-путешествие «Мир, в котором ты живешь»

2. Конкурс рисунков на асфальте «Лучше нет родного края».

. День России «Русь, Россия, Родина моя» - беседа.

2. Смотр строя и песни.

3. Конкурс «Лучший командир отряда»

Дата 13.06

День самоуправления

Дата 14.06

День веселых «испытаний»

Дата 15.06

«Богатырская сила – сила воли, сила духа»

8.30–14.30


1. Викторина «Край родной, навек любимый»

2. Пикник;

3. Игра «Хочу быть лидером».



8.30–14.30


1. Спортивная игра «Зов джунглей»;

2. игра «Поле чудес»;

3. дискотека.



8.30–14.30


1.Игра «В здоровом теле - здоровый дух!»;

2. конкурс рисунков по ЗОЖ.

Дата 17.06

День чистоты

Дата 18.06

День Родины

Дата 19.06

День Рекордов

8.30–14.30


1.Просмотр социальных видеороликов и их обсуждение;

2.Беседа и конкурс рисунков «Что такое «хорошо?» и что такое «плохо?».

8.30–14.30


1.Просмотр видеосюжетов «Россия-родина моя»;

2. Экскурсия в школьный музей «Родной уголок России».

8.30–14.30


1. «Книга рекордов «Сибирячок»

2. Тестирование «Мои результаты»

3. Минутка здоровья. «Мой рост и мой вес»;

Дата 20.06

День закрытия смены





8.30–14.30


1. Закрытие смены. Праздничный концерт «Расстаёмся, друзья!»

2. анкетирование «Мои пожелания лету»






План-сетка

культурно-массовых мероприятий на 2 смену

лагеря с дневным пребыванием детей

«Радуга»

с 24.06 по 11.07.2019 г.


Дата 24.06

«Что ты мне подаришь, лето?»

Дата 25.06

День открытия смены

«Здравствуй, лето! Здравствуй, лагерь!»

Дата 26.06

День накопления знаний

8.30–14.30

1.Формирование отрядов. Знакомство с лагерем и его правилами в форме экскурсии;

2.Оформление отрядных уголков и уголка лагеря;

3.Инструктаж по технике безопасности;

4.Тренинг «Знакомство»,

Игра «Снежный ком»;

5.Заполнение анкеты «Твои планы на смену».

8.30–14.30

Открытие лагеря.

«Мы встречаем праздник лета, праздник солнца, праздник света»

1. Подготовка к торжественному открытию смены;

2. Мероприятие «Мы дети России»

3.Минутка здоровья. «Мой рост и мой вес»;

4.Торжественное открытие смены «Мы дети России».


8.30–14.30

1. Беседа «Зачем нужны обелиски?»

2. Познавательный час «А знаете ли вы государственный Гимн России?»

1. «Уроки осторожности тётушки Совы – Водоёмы», с последующей беседой о правилах поведения на воде, об опасности купания в запрещенных местах;

2. Беседа о безопасном поведении на воде с разбором опасных ситуаций на воде.


Дата 27.06

«Ветеран живет рядом»

Дата 28.06

День патриота

Дата 29.06

День цветов

8.30–14.30

1.Экскурсия в школьный музей;

2.Просмотр презентации «Мои земляки — участники Великой Отечественной войны;

3.оформление плаката «Мы не хотим войны!»

4. Просмотр видеоролика «Правила безопасного отдыха на водоёмах» и его обсуждение;

5.Конкурс рисунков на асфальте, посвящённый безопасному поведению на воде.

8.30–14.30

1. Минута безопасности (профилактика терактов);

2.Спортивно - конкурсная программа  «Веселые старты с «препятствиями»;

3. Конкурс рисунков «Герб посёлка» - нарисовать герб своего посёлка.


8.30–14.30

1.Музыкально – познавательная игра «Цветы в песнях»;

2.конкурс агитационных плакатов «Охраняйте природу!»;

3.Игровая программа «Игры народов родного края».


Дата 01.07

День родного посёлка

Дата 02.07

«Спортландия»

Дата 03.07

«День наоборот»

8.30–14.30


1. Игра-путешествие «Мир, в котором ты живешь»;

2. Конкурс рисунков на асфальте «Лучше нет родного края».

8.30–14.30





1.Волейбольный турнир;

2.Игра по станциям «Земля - наш общий дом!».

8.30–14.30

1.Конкурс «Перевралей»;

2. конкурс «Обладатель самого нелепого костюма».

Дата 04.07

День самоуправления

Дата 05.07

День веселых «испытаний»

Дата 06.07

«Богатырская сила – сила воли, сила духа»

8.30–14.30


1. Беседа «История государственных символов России;

2.Фото-сессия «Как нам вместе хорошо»;

3. Игра «Хочу быть лидером».

8.30–14.30


1. Спортивная игра «Зов джунглей»;

2. игра «Поле чудес»;

3. дискотека.



8.30–14.30


1.Игра «В здоровом теле - здоровый дух!»;

2. конкурс рисунков по ЗОЖ.

Дата 08.07

День чистоты

Дата 09.07

День семьи

Дата 10.07

День истории

8.30–14.30


1.Просмотр социальных видеороликов и их обсуждение;

2.Беседа и конкурс рисунков «Что такое «хорошо?» и что такое «плохо?».

8.30–14.30


1. Беседа «Моя семья в истории моей страны»;

2. конкурс рисунков «Моя семья»

8.30–14.30


1.«Храним историю вместе» (выставка фотографий из семейного архива);

2. Викторина «Знаешь ли ты историю России?»

Дата 11.07

День закрытия смены





8.30–14.30


1.« Беседа «Чему мы научились».

2.Расстаёмся, друзья!» - концертная программа, посвящённая закрытию смены;

3. «Книга рекордов «Сибирячок»

4. Тестирование «Мои результаты»

5. Минутка здоровья «Мой рост и мой вес»;

6. анкетирование «Мои пожелания будущему лету»




КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ



Кадровое обеспечение программы осуществляется согласно штатному расписанию:

- Начальник лагеря -1 человек

- Педагог дополнительного образования – 1 человек

- Воспитатели – 2 человека

- Инструктор по физической культуре – 1 человек

- Медработник – 1 человек

- Старший повар, повар – 2 человека

- Подсобный рабочий – 1 человек

- Уборщица служебных помещений – 1 человек



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ



Помещения:

  • игровые комнаты (учебные кабинеты) – 4

  • спортзал- 1

  • актовый зал- 1

  • медицинский кабинет- 1

  • пищеблок - 1

  • спортивная площадка- 1


Оборудование:

  • аудио, видеоаппаратура, фотоаппарат;

  • мультимедийная установка.


Инвентарь:

  • спортивный инвентарь;

  • настольные игры.



Перечень используемых материалов:

  • ватман;

  • краски;

  • кисти;

  • цветная бумага;

  • фломастеры;

  • бумага для рисования;

  • маркеры;

  • мелки;

  • карандаши;

  • гуашь


Необходимая печатная продукция:

  • маршрутные листы;

  • тетради;

  • карты наблюдения и т.п.



Для проведения совместных мероприятий предполагается привлекать сотрудников СДК, сельской библиотеки и использовать материально-техническую базу МКУ «СДКсела Покур».







Список литературы и источники

  1. Положение о конкурсе вариативных программ в сфере отдыха детей в каникулярное время, оздоровления, занятости детей и подростков среди муниципальных учреждений района;

  2. Рекомендации по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей /Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 08.04.2014 №09-613;

  3. Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Дом природы»;

  4. Презентация «Актуализация содержания программ летнего оздоровительного отдыха детей и подростков»;

  5. https://summercamp.ru/Типы_мотиваций_в_лагере;

  6. http://www.loiro.ru/files/pages/page_162_1193.doc;

  7. https://multiurok.ru/files/razrabotka-obrazovatiel-noi-ekologhichkoi-proghram.html;

  8. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие / – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 64 с.;

  9. Винсон Браун. Настольная книга любителя природы. Ленинград, 1985. – 234 с.;

  10. В лесу и в поле как дома / Авт. сост. Астафьев В.И. — Мн.: Полымя, 1989. — 157 с.;

  11. Жарков С.Н. Народные приметы и предсказания погоды. Учпедгиз,-1954. 86с.;

  12. Захлебный А.Н. На экологической тропе (Опыт экологического воспитания). М., 1986.























1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!