ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ- ЮГРА
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ РАЙОН
(Тюменская область)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОКУРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Согласовано:
заместитель директора
__________________/О.Д.Бас
«_____»_____________2019 г.
Утверждаю:
Директор МБОУ Покурская ОСШ
________________/Л.В. Калинина
«_____»________________2019 г.
Программа лагеря
с дневным пребыванием детей
«Радуга»
Программа рассчитана на 1 год
Разработчики программы:
Уский М.И., начальник лагеря с дневным пребыванием детей
Чеченина Е.В. педагог-организатор
Бахарева З.Л. учитель начальных классов
с.п. Покур, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Информационная карта программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4-5 |
3. | Краткая характеристика участников программы | 5 |
4. | Педагогическая идея программы | 5 |
5. | Целевой блок программы | 5-6 |
6. | Критерии и способы оценки качества реализации программы | 6 |
7. | Содержание и средства реализации программы | 6-8 |
8. | План - сетка | 9-12 |
9. | Кадровое обеспечение программы | 13 |
10. | Материально-техническое обеспечение программы | 13 |
11. | Список литературы | 14 |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. | Полное название программы | Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга» |
2. | Сроки реализации | с 01.06.2019 – 20.06.2019 г – 1 смена с 24.06 - 11.07. 2019 г – 2 смена |
3. | Авторы программы | Чеченина Е.В. - педагог-организатор Бахарева З.Л.- учитель начальных классов |
4. | Руководитель программы | Уский М.И. – начальник лагеря с дневным пребыванием детей |
5. | Адрес организации | ул. Белорусская19, с.п. Покур, Нижневартовский район, ХМАО-Югра, Тюменская область |
6. | Телефон | телефон/факс: (3466) 210-016, |
7. | Форма проведения | культурно-просветительская деятельность |
8. | Количество отрядов | 2 |
9. | Сведения о географии участников | дети и подростки сельского поселения Покур |
10. | Обоснование идеи, актуальность программы | Воспитание и развитие у детей мотивации к здоровому образу жизни, к творчеству, самореализации. Правильно организованный отдых детей и подростков, в течение которого можно укрепить здоровье, снять эмоциональное напряжение, развить творческие, умственные и физические способности. |
11. | Цель программы | Расширить знания детей и подростков об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому развитию ребят. |
12. | Задачи программы | Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей. Приобщение к здоровому образу жизни. Развитие творческих и коммуникативных способностей детей. |
13. | Формы работы | Оздоровительная, спортивная, познавательная. |
14. | Направление программы | Спортивно-оздоровительное, экологическое. |
15. | Условия питания | 2 – разовое витаминизированное питание |
16. | Кадровое обеспечение | Начальник лагеря, воспитатели, медицинский работник, повар, подсобный рабочий, инструктор физического воспитания, педагог дополнительного образования |
17. | Условия участия в программе | Дети в возрасте от 6,5 до 17 лет (предоставившие необходимый пакет документов для определения в летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей). |
18. | Общее количество участников программы | Педагогический коллектив – 5 человека. Обслуживающий персонал – 4 человека. Дети - 30 человек. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа создана на основе программы 2018 года, является модифицированной, так как на основании анализа проведенного анкетирования по итогам прошлого сезона был сделан вывод о ее результативности. Отличается от предыдущей программы появлением набора более эффективных педагогических средств, технологий и т.д.
Программа организации летнего отдыха детей и подростков «Радуга» разработана с учетом знаменательных дат 2019 года: Года театра в России, Года семьи в Югре.
При оптимальной организации жизнедеятельности лагеря в сочетании с оздоровительным и развивающим потенциалом окружающей среды становится возможным создание условий для оздоровления, формирования и развития личности.
Во время летних каникул далеко не каждый родитель может предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых, в течение которого можно укрепить своё здоровье, снять напряжение, развить способности.
Именно в таком лагере детям дается не только заряд бодрости и здоровья, но и определенный запас знаний, способствующий формированию роли человека в окружающем мире. Это достигается за счет органичного сочетания теоретических и экскурсионных занятий, с разнообразными культурно-массовыми и спортивными мероприятиями.
Новизной данной программы является введение в нее игровой модели. В этом году летний лагерь имеет экологическую и спортивно-оздоровительную направленность. Запланированные мероприятия направлены на воспитание и формирование личности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Программа лагеря насыщена разными познавательными, развивающими мероприятиями и играми включающими занятия по окружающему миру, биологии, экологии, ознакомление с природой родного края, конкурсы, массовые мероприятия экологической и спортивной направленности расчитанная на как на детей младшего школьного возраста, так и подростков.
Понятийный аппарат программы
Творческая деятельность – это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, расширяющая пределы человеческих возможностей.
Спортивно-оздоровительная деятельность – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медицинского работника.
Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на укрепление здоровья. Принятие профилактических мер, с целью устранения причин и последствий болезней.
Эстетическое воспитание – процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующий ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов, и явлений реальности.
Духовно-нравственное воспитание - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей (индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство); семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции); национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации); общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее).
Детское самоуправление - демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.
Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни.
Патриотическое воспитание - процесс формирования осознанного гуманно-деятельного отношения к традициям разных народов, их культуре, который проявляется в гуманном отношении к людям разных вероисповеданий, национальностей; процесс развития личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ
Основной состав лагеря – это дети в возрасте 6,5 - 17 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из семей, находящихся в социально-опасном положении, малообеспеченных, неполных. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 15 человек.
Социально – возрастной состав участников смены
Всего детей в лагере – 30 чел., из них:
Дети из полных семей - __10__ чел.
Дети «группы риска» - __0__ чел.
Из малообеспеченных семей - __7__ чел.
Из неполных семей - ___6_чел.
Из многодетных семей - __7___чел.
Из семей беженцев, переселенцев __0__ чел.
Дети – сироты -___0__чел.
Опекаемые дети - __0___ чел.
Дети – инвалиды - _0___ чел.
Дети, состоящие на учете (ПДН, ТКДНиЗП, ВШК) - _0___чел.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ
Спортивно-оздоровительное, экологическое воспитание программы направлено на развитие у детей мотивации к творчеству, самореализации и является основополагающей педагогической идеи программы.
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ПРОГРАММЫ
Цель: укрепление физического, психического, эмоционального здоровья детей.
Задачи:
- создание условий для отдыха детей;
- воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к природе, собственному
здоровью и благополучию окружающих людей;
- приобщение к здоровому образу жизни;
- развитие творческих и коммуникативных способностей детей.
Предполагаемые результаты:
- сформировать ответственное отношение к себе, как к части окружающего мира, к окружающей среде;
- сформировать активную жизненную позицию;
- расширить кругозор детей о здоровм образе жизни и экологии.
КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Критерии | Способы оценки | Результат |
Состояние физического здоровья детей | - Опрос «Мое отношение к здоровью»; - показатели физической подготовки детей на начало и конец смены, игровые навыки. | - Повышение показателей физической подготовки детей на начало и конец смены, игровые навыки; - Изменение отношения детей к вредным привычкам; - Расширение кругозора детей о ЗОЖ |
Формирование умений правильного поведения в обществе | Педагогическое наблюдение. | Применение детьми полученных знаний |
Участие детей в различных видах творческой деятельности | Диагностика уровня творческой активности, педагогическое наблюдение. | Формирование практических умений в различных видах творчества |
Удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы | Участие детей в мероприятиях программы. Анкетирование. | Дети стали дружным, сплочённым, творческим коллективом. Желание детей участвовать в работе лагеря на следующий год. |
СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Организационный период длится первые 4 дня. В этот период происходит знакомство детей между собой, с вожатыми и лагерем, адаптация к новым условиям жизни (режим дня, бытовые условия и т.д.), определение ролей, которые дети будут выполнять в коллективе.
Задачи:
помочь установить статус в коллективе;
обеспечить ребятам ощущение безопасности и самодостаточности;
мотивировать детей на игровое взаимодействие, развитие творческих и коммуникативных способностей детей;
Формы работы:
экскурсия по лагерю;
различные игры на знакомство и сплочение коллектива;
викторины и конкурсы;
отбор названия и остальных характерных особенностей отряда;
установка традиций в отряде.
Ожидаемые результаты:
организация жизнедеятельности лагеря;
введение участников программы в сюжет смены;
адаптация воспитанников к условиям лагеря;
определение программы деятельности в отрядах.
2. Основной период: ребята привыкают к воспитателям и их требованиям, к режиму дня, к жизни в коллективе. Отряд входит в определенный ритм: подготовка мероприятия, проведение и снова подготовка. Данный этап включает реализацию основных положений программы:
формирование коллектива и развитие в нем самоуправления;
создание условий самореализации и саморазвития детей;
вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной и экологической работы;
Формы работы:
конкурсы,
презентации отрядных уголков,
праздники,
различные игры,
турниры и состязания,
экскурсии,
поход,
вечера,
акции,
просмотр фильмов и их обсуждение и т.д.,
КТД.
Ожидаемые результаты:
дети принимают активное участие в мероприятиях программы;
участвуют в самоуправлении отряда;
расширяется кругозор детей.
3. Заключительный период начинается за три дня до конца смены. Это время подведения итогов.
Задачи:
рефлексия участников лагеря;
подведение итогов по реализации основной педагогической идеи программы.
Формы работы:
Ожидаемые результаты:
развита детская самостоятельность и самодеятельность;
привиты навыки здорового образа жизни, чувства прекрасного и бережного отношения к природе, собственному здоровью и благополучию окружающих людей;
развиты творческие и коммуникативные способности детей;
личностный рост участников смены.
Учитывая возрастные особенности детей, программа лагеря будет реализована через игровую модель взаимодействия. Игровая технология раскроет творческий потенциал ребенка, разовьет интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечет ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.
Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Игры для детей младшего возраста более линейны, младшего среднего - командные, старшего среднего - подразумевают яркую реализацию в личных поступках. Каждый возраст находит в игре своё, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.
План-сетка
культурно-массовых мероприятий на 1 смену
лагеря с дневным пребыванием детей
«Радуга»
с 01.06. по 20.06.2019 г.
Дата 1.06 | День защиты детей «Что ты мне подаришь, лето?» | Дата 3.06 | День открытия смены «Здравствуй, лето! Здравствуй, лагерь!» | Дата 4.06 | День накопления знаний |
8.30–14.30 | 1.Формирование отрядов. Знакомство с лагерем и его правилами в форме экскурсии; 2.Оформление отрядных уголков и уголка лагеря; 3.Инструктаж по технике безопасности; 4.Тренинг «Знакомство», Игра «Снежный ком»; 5.Заполнение анкеты «Твои планы на смену» 6. Конкурс рисунков на асфальте «Лето! Каникулы!» | 8.30–14.30 | Открытие лагеря. «Мы встречаем праздник лета, праздник солнца, праздник света» 1. Подготовка к торжественному открытию смены; 2. Беседа « А что такое хорошо и что такое плохо?» 3.Минутка здоровья. «Мой рост и мой вес»; 4.Торжественное открытие смены «Мы дети России». | 8.30–14.30 | 1. Познавательное мероприятие «Народные герои нашего края» 2. Конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия!» |
Дата 5.06 | День традиций | Дата 6.06 | Пушкинский день | Дата 7.06 | День отважного воина |
8.30–14.30 | 1. Беседа «Моя семья в истории моей страны». 2.Конкурс «Лучшая фотография» «Лучший фотограф» 3.Игры моей семьи. | 8.30–14.30 | 1. Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина; 2. Виртуальная экскурсия «Музей Пушкина»; 3. «Веселые старты» с интеллектуальными заданиями по сказкам | 8.30–14.30 | 1. Военно-спортивная игра «Зарничка» 2. Конкурс рисунков «Герб посёлка» - нарисовать герб своего посёлка. |
Дата 8.06 | День цветов | Дата 10.06 | День «наоборот» | Дата 11.06 | День России |
8.30–14.30 | 1.Музыкально – познавательная игра «Цветы в песнях»; 2.конкурс агитационных плакатов «Охраняйте природу!»; 3. народные игры (связанные с временами года, растениями, цветами….) | 8.30–14.30 14.00-14.30 | 1.Конкурс «Перевралей»; 2. конкурс «Обладатель самого нелепого костюма». | 8.30–14.30 | 1. Игра-путешествие «Мир, в котором ты живешь» 2. Конкурс рисунков на асфальте «Лучше нет родного края». . День России «Русь, Россия, Родина моя» - беседа. 2. Смотр строя и песни. 3. Конкурс «Лучший командир отряда» |
Дата 13.06 | День самоуправления | Дата 14.06 | День веселых «испытаний» | Дата 15.06 | «Богатырская сила – сила воли, сила духа» |
8.30–14.30 | 1. Викторина «Край родной, навек любимый» 2. Пикник; 3. Игра «Хочу быть лидером». | 8.30–14.30 | 1. Спортивная игра «Зов джунглей»; 2. игра «Поле чудес»; 3. дискотека. | 8.30–14.30 | 1.Игра «В здоровом теле - здоровый дух!»; 2. конкурс рисунков по ЗОЖ. |
Дата 17.06 | День чистоты | Дата 18.06 | День Родины | Дата 19.06 | День Рекордов |
8.30–14.30 | 1.Просмотр социальных видеороликов и их обсуждение; 2.Беседа и конкурс рисунков «Что такое «хорошо?» и что такое «плохо?». | 8.30–14.30 | 1.Просмотр видеосюжетов «Россия-родина моя»; 2. Экскурсия в школьный музей «Родной уголок России». | 8.30–14.30 | 1. «Книга рекордов «Сибирячок» 2. Тестирование «Мои результаты» 3. Минутка здоровья. «Мой рост и мой вес»; |
Дата 20.06 | День закрытия смены | | | | |
8.30–14.30 | 1. Закрытие смены. Праздничный концерт «Расстаёмся, друзья!» 2. анкетирование «Мои пожелания лету» | | | | |
|
План-сетка
культурно-массовых мероприятий на 2 смену
лагеря с дневным пребыванием детей
«Радуга»
с 24.06 по 11.07.2019 г.
Дата 24.06 | «Что ты мне подаришь, лето?» | Дата 25.06 | День открытия смены «Здравствуй, лето! Здравствуй, лагерь!» | Дата 26.06 | День накопления знаний |
8.30–14.30 | 1.Формирование отрядов. Знакомство с лагерем и его правилами в форме экскурсии; 2.Оформление отрядных уголков и уголка лагеря; 3.Инструктаж по технике безопасности; 4.Тренинг «Знакомство», Игра «Снежный ком»; 5.Заполнение анкеты «Твои планы на смену». | 8.30–14.30 | Открытие лагеря. «Мы встречаем праздник лета, праздник солнца, праздник света» 1. Подготовка к торжественному открытию смены; 2. Мероприятие «Мы дети России» 3.Минутка здоровья. «Мой рост и мой вес»; 4.Торжественное открытие смены «Мы дети России». | 8.30–14.30 | 1. Беседа «Зачем нужны обелиски?» 2. Познавательный час «А знаете ли вы государственный Гимн России?» 1. «Уроки осторожности тётушки Совы – Водоёмы», с последующей беседой о правилах поведения на воде, об опасности купания в запрещенных местах; 2. Беседа о безопасном поведении на воде с разбором опасных ситуаций на воде. |
Дата 27.06 | «Ветеран живет рядом» | Дата 28.06 | День патриота | Дата 29.06 | День цветов |
8.30–14.30 | 1.Экскурсия в школьный музей; 2.Просмотр презентации «Мои земляки — участники Великой Отечественной войны; 3.оформление плаката «Мы не хотим войны!» 4. Просмотр видеоролика «Правила безопасного отдыха на водоёмах» и его обсуждение; 5.Конкурс рисунков на асфальте, посвящённый безопасному поведению на воде. | 8.30–14.30 | 1. Минута безопасности (профилактика терактов); 2.Спортивно - конкурсная программа «Веселые старты с «препятствиями»; 3. Конкурс рисунков «Герб посёлка» - нарисовать герб своего посёлка. | 8.30–14.30 | 1.Музыкально – познавательная игра «Цветы в песнях»; 2.конкурс агитационных плакатов «Охраняйте природу!»; 3.Игровая программа «Игры народов родного края». |
Дата 01.07 | День родного посёлка | Дата 02.07 | «Спортландия» | Дата 03.07 | «День наоборот» |
8.30–14.30 | 1. Игра-путешествие «Мир, в котором ты живешь»; 2. Конкурс рисунков на асфальте «Лучше нет родного края». | 8.30–14.30 | 1.Волейбольный турнир; 2.Игра по станциям «Земля - наш общий дом!». | 8.30–14.30 | 1.Конкурс «Перевралей»; 2. конкурс «Обладатель самого нелепого костюма». |
Дата 04.07 | День самоуправления | Дата 05.07 | День веселых «испытаний» | Дата 06.07 | «Богатырская сила – сила воли, сила духа» |
8.30–14.30 | 1. Беседа «История государственных символов России; 2.Фото-сессия «Как нам вместе хорошо»; 3. Игра «Хочу быть лидером». | 8.30–14.30 | 1. Спортивная игра «Зов джунглей»; 2. игра «Поле чудес»; 3. дискотека. | 8.30–14.30 | 1.Игра «В здоровом теле - здоровый дух!»; 2. конкурс рисунков по ЗОЖ. |
Дата 08.07 | День чистоты | Дата 09.07 | День семьи | Дата 10.07 | День истории |
8.30–14.30 | 1.Просмотр социальных видеороликов и их обсуждение; 2.Беседа и конкурс рисунков «Что такое «хорошо?» и что такое «плохо?». | 8.30–14.30 | 1. Беседа «Моя семья в истории моей страны»; 2. конкурс рисунков «Моя семья» | 8.30–14.30 | 1.«Храним историю вместе» (выставка фотографий из семейного архива); 2. Викторина «Знаешь ли ты историю России?» |
Дата 11.07 | День закрытия смены | | | | |
8.30–14.30 | 1.« Беседа «Чему мы научились». 2.Расстаёмся, друзья!» - концертная программа, посвящённая закрытию смены; 3. «Книга рекордов «Сибирячок» 4. Тестирование «Мои результаты» 5. Минутка здоровья «Мой рост и мой вес»; 6. анкетирование «Мои пожелания будущему лету» | | | | |
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение программы осуществляется согласно штатному расписанию:
- Начальник лагеря -1 человек
- Педагог дополнительного образования – 1 человек
- Воспитатели – 2 человека
- Инструктор по физической культуре – 1 человек
- Медработник – 1 человек
- Старший повар, повар – 2 человека
- Подсобный рабочий – 1 человек
- Уборщица служебных помещений – 1 человек
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Помещения:
Оборудование:
аудио, видеоаппаратура, фотоаппарат;
мультимедийная установка.
Инвентарь:
спортивный инвентарь;
настольные игры.
Перечень используемых материалов:
ватман;
краски;
кисти;
цветная бумага;
фломастеры;
бумага для рисования;
маркеры;
мелки;
карандаши;
гуашь
Необходимая печатная продукция:
маршрутные листы;
тетради;
Для проведения совместных мероприятий предполагается привлекать сотрудников СДК, сельской библиотеки и использовать материально-техническую базу МКУ «СДКсела Покур».
Список литературы и источники
Положение о конкурсе вариативных программ в сфере отдыха детей в каникулярное время, оздоровления, занятости детей и подростков среди муниципальных учреждений района;
Рекомендации по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей /Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 08.04.2014 №09-613;
Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Дом природы»;
Презентация «Актуализация содержания программ летнего оздоровительного отдыха детей и подростков»;
https://summercamp.ru/Типы_мотиваций_в_лагере;
http://www.loiro.ru/files/pages/page_162_1193.doc;
https://multiurok.ru/files/razrabotka-obrazovatiel-noi-ekologhichkoi-proghram.html;
Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие / – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 64 с.;
Винсон Браун. Настольная книга любителя природы. Ленинград, 1985. – 234 с.;
В лесу и в поле как дома / Авт. сост. Астафьев В.И. — Мн.: Полымя, 1989. — 157 с.;
Жарков С.Н. Народные приметы и предсказания погоды. Учпедгиз,-1954. 86с.;
Захлебный А.Н. На экологической тропе (Опыт экологического воспитания). М., 1986.
1