СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курсов ДПО "История мировых религий" для студентов СПО

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа курсов ДПО "История мировых религий" для студентов СПО»

Принята на заседании педагогического совета ПЦК №

__________________________________

__________________________________

от «___»________________20___г.

Протокол № __________________


УТВЕРЖДАЮ

Директор

__________________М.И. Никулаева

«___»_____________________20__ г.


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Тема программы:

«История мировых религий»

Направленность программы:

Естественнонаучная

Уровень программы: ознакомительный


Возраст учащихся:15-18 лет.

Срок реализации программы: 1 год.



Автор-составитель программы:

Никандрова Елена Владимировна

Педагог дополнительного образования






Москва

2020 год

Пояснительная записка

Направленность программы: естественнонаучная (проектно-исследовательская)

Уровень программы: ознакомительный.

Актуальность программы: Курс дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проектной деятельности «История мировых религий» рассчитан для изучения желающими студентами всех специальностей, религиозных систем разных стран и народов, возникших в процессе исторического развития и нашедших свое место в мировой истории. Эти актуальные знания дают возможность в таком многонациональном государстве как Россия знать и уважать религии и конфессии разных граждан страны, а также учат толерантности и свободе вероисповедания. Свобода совести – одна из основополагающих составляющих правового статуса гражданина по Конституции РФ. Новизна данного курса опирается на понимание необходимости закрепления теоретического материала с помощью просмотра учебных фильмов и постановки проблемных задач. Программа дополнительного образования направлена на удовлетворение потребностей и интересов детей в области изучения истории, культуры, формирования творчески развивающейся личности. Приоритетные направления деятельности: образовательное, музейно-выставочное, культурно-просветительское.

Цель и задачи программы

Цель курса:

  • дать понятие религии и изучить пути её развития.

  • показать роль мировых религий в истории России и ее влияние на страну.

  • формировать уважение и толерантность в отношении разных религиозных систем

В этом курсе в соответствии со спецификой предмета, даётся не только положительное раскрытие вопроса, но и анализ иных точек зрения. Даётся анализ естественных путей разума (философии и науки) в познании мира и поисках истины, а также христианское понимание этого вопроса.

Задачи

  1. Изучение истории развития религиозного мышления в России.

  2. Изучение основных религиозных направлений.

  3. Отработка умения различать религиозное движение и сектантство.

  4. Более глубокое понимание классических произведений литературы и искусства в свете религиозной мысли.

  5. Изучение основ христианской православной церкви.

  6. Воспитание толерантности и веротерпимости.

Особенности возраста и состава.

Программа рассчитана на студентов всех специальностей 15-18 лет.

Состав – постоянный и многонациональный.

Срок реализации программы: год – 72 часа.

Формы и режим занятий:

Форма обучения:

– очная (сочетание аудиторных и выездных занятий).

– групповая (занятия проводятся в разновозрастных группах, численный состав группы – 20 человек).

Режим занятий:

В 1 год обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (время занятий включает 45 мин. учебного времени и обязательный 10-минутный перерыв).

Планируемые результаты реализации программы

Предметные результаты

1 год обучения

Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):

– Понятия религии и религиозного мировоззрения.

– Изучение истории мировых религиозных систем.

– Изучение основных особенностей религий и их вклада в мировую культуру.

- Изучение истории России с древнейших времен до нашего времени.

Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):

– Уметь делать презентации и доклады.

– Развитие навыков коммуникации и логического мышления.

– Формирование и углубление знаний по истории.

- Посещение храмов разных конфессий с целью изучения архитектуры, иконописи, фресковой живописи.

Личностные результаты:

– развитие логического мышления и личностного роста;

– углубление знание по истории.

Структура курса

Программа курса включает следующие разделы:

  1. История Древней Руси, формирование славянской культуры и религии.

  2. Языческая религия. Религии древнего мира.

  3. Мировые религии в средние века и их влияние на российскую историю. Христианство в русской глубинке.

  4. История религий в новое и новейшее время.

  5. Тайные мистические организации и Россия.

Исследовательская работа: написание сообщений, докладов, подготовка презентаций по темам:

1) Мировые религии в истории России.

2) Верования и религиозные традиции родного края.

3) Роль религий в истории региона.

4) Толерантность как основа современной жизни и культуры.













Тематическое планирование работы по программе

История мировых религий”:

п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации / контроля

всего

теория

практика

Раздел 1. История Древней Руси, формирование славянской культуры и религии

12

10

12


1

Тема 1. Восточные славяне в древности. Язычество древних славян.

2

2

-


2

Тема 2. Зарождение государства Киевская Русь.

2

2

-

Беседа

3

Тема 3. Первые князья.

2

2

-

Игра

4

Тема 4. Семья в Древней Руси: на примере князей Игоря, Ольги и Святослава.

2

2

-

Игра

5

Тема 5. Славянская культура в дохристистианской Руси.

2

2

-

Беседа

6

Тема 6. Экскурсионная программа

2

-

2

Доклады, презентации

Раздел 2. Языческие религии и русская провинция. Религии древнего мира

16

14

2


7

Тема 7. Введение в историю мировых религий.

2

 2

-


8

Тема 8. История мировых религий и русская провинция.

2

2

-

Игра

9

Тема 9. Первобытные верования. Магия

2

2

-

Беседа

10

Тема 10. Язычество античных стран. Древняя Греция и Рим.

2

 2

-

Игра

11


Тема 11. Религии Китая. Конфуцианство и даосизм.

2

 2

-

Беседа

12

Тема 12. Религии Индии. Буддизм

2

2

-

Брейн-ринг

13

Тема 13. Язычество восточных славян в древности.

2

2

-

Беседа

14

Тема 14. Экскурсионная работа.

2

-

2

Доклады,презентации

Раздел 3. Мировые религии в средние века и их влияние на российскую историю. Христианство в русской глубинке.

24

22

2


15

Тема 15. Возникновение христианства

2

 2

-

Беседа

16

Тема 16. Первые христиане. Раскол церкви в 1054 году

2

 2

-

Брейн-ринг

17

Тема 17. Католическая церковь в средние века. Крестовые походы.

2

 2

-

Игра

18

Тема 18. Католические рыцарские ордена. Тамплиеры.

2

 2

-

Беседа

19

Тема 19. Католические монашеские ордена. Иезуиты и францисканцы.

2

 2

-

Беседа

20

Тема 20. Инквизиция. Жанна д*Арк.

2

 2

-

Игра

21

Тема 21. Принятие христианства на Руси. Владимир Красное 24Солнышко. Значение принятия христианства на Руси.

2

2

-

Беседа

22

Тема 22. Русская православная культура.

2

2

-

Беседа

23

Тема 23. Христианское искусство в России. Архитектура.

2

 2

-

Игра

24

Тема 24. Церковная живопись.

2

2

-

Беседа

25

Тема 25. Православная церковь и церковный раскол.

2

 2

-

Брейн-ринг

26

Тема 26. Экскурсионный урок

2

-

2

Презентации

Раздел 4. История религий в новое и новейшее время.

10

8

2


27

Тема 27. Протестантская церковь.

2

 2

-

Беседа

28

Тема 28. Протестантские секты.

2

 2

-

Игра

29

Тема 29. Место религии в России в 18-19 веках.

2

 2

-

Беседа

30

Тема 30. Религиозные конфессии русской провинции в 20-21 веках.

2

2

-

Брейн-ринг

31

Тема 31. Экскурсионная работа.

2

-

2

Презентации

Раздел 5. Тайные мистические организации и Россия

10

6

4


32

Тема 32. Масонские организации.

2

 2

-

Беседа

33

Тема 33. Тайные общества и ордена в современном мире и России.

2

2

-

Беседа

34

Тема 34. Борьба идей в современном мире и русская провинция.

2

2

-

Брейн-ринг

35

Тема 35. Экскурсионная программа

4

-

4

Презентации

Итого

72

62

10








Содержание программы

Раздел 1. История Древней Руси, формирование славянской культуры и религии

История возникновения государственности у восточных славян. Киевская Русь и язычество. Первые князья. Принятие христианства и его значение для русско-славянской культуры.

Тема 1. Восточные славяне в древности.

Территория расселения, занятия, верования.

Тема 2. Зарождение государства Киевская Русь.

Два центра русской государственности - Великий Новгород и Киев. Норманнская и антинорманнская теории происхождения российского государства.

Тема 3. Первые князья.

Князья Рюрик и Олег.

Тема 4. Семья в Древней Руси: на примере князей Игоря, Ольги и Святослава.

Деятельность и семья Игоря, Ольги и Святослава.

Тема 5. Славянская культура в дохристистианской Руси.

Языческая культура и мифология восточных славян в древности.

Тема 6.Экскурсионная программа.

Посещение исторических музеев.

Раздел 2. Языческие религии и русская провинция. Религии древнего мира

Теологический, философский и научный подходы к объяснению религии. Влияние религий на российское население.

Тема 7. Введение в историю мировых религий.

Введение. Понятие религии.

Тема 8. История мировых религий и русская провинция.

Религиозные представления первобытного общества.

Тема 9. Первобытные верования. Магия.

Особенности первобытных верований. Магические обряды древности.

Тема 10. Язычество античных стран. Древняя Греция и Рим.

Буддизм и его направления. Ислам и его направления. Христианство (этапы становления и основы учения).

Тема 11. Религии Китая. Конфуцианство и даосизм.

Духовные искания древних философов Китая.

Тема 12. Религии Индии. Буддизм

Духовные искания древних индусов. Гаутама – Будда.

Тема 13. Язычество восточных славян в древности.

Пантеон славянских языческих богов. Сварог - верховный бог славян. Перун – покровитель князей.

Тема 14. Экскурсионная работа.

Посещение музеев и храмов города.

Раздел 3. Мировые религии в средние века и их влияние на российскую историю. Христианство в русской глубинке.

Теории происхождения мира. Христианские конфессии. Русская православная церковь. Религия и сектантство. Наука и религия. Духовная жизнь. Церковь в современном мире.

Тема 15. Возникновение христианства

Монотеизм древнего мира и Иисус Христос. Библия.

Тема 16. Первые христиане. Раскол церкви в 1054 году

Появление раннехристианских общин в Римской империи. Становление церкви и раскол на православную и католическую в 1054 году.

Тема 17. Католическая церковь в средние века. Крестовые походы.

Источники богатства католической церкви. Церковная десятина. Крестовые походы на Восток.

Тема 18. Католические рыцарские ордена. Тамплиеры.

Тамплиеры, госпитальеры, меченосцы, тевтонцы.

Тема 19. Католические монашеские ордена. Иезуиты и францисканцы.

Ордена доминиканцев, францисканцев и иезуитов. Игнатий Лойола

Тема 20. Инквизиция. Жанна д*Арк.

Борьба идей. Еретики и инквизиция – охота на ведьм. Жанна д * Арк.

Тема 21. Принятие христианства на Руси. Владимир Красное Солнышко.

Причины принятия христианства на Руси Владимиром Святославичем. Путь от язычества к христианству.

Тема 22. Значение принятия христианства на Руси.

Русская провинция и принятие христианства.

Тема 23. Русская православная культура.

Роль православия в русской культуре.

Тема 24. Христианское искусство в России. Архитектура.

Стили храмового строительства: крестово-купольный, готический, шатровый, барокко, классицизм.

Тема 25. Церковная живопись.

Фрески. Иконопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Леонардо да Винчи. Микеланджело и др.

Тема 26. Русская православная церковь и церковный раскол.

Патриарх Никон и протопоп Аввакум. Церковь и государство. Старообрядцы и никоновцы.

Тема 27. Экскурсионный урок

Посещение храмов.

Раздел 4. История религий в новое и новейшее время.

Тема 28. Протестантская церковь.

Реформация церкви: Ян Гус, Мартин Лютер и Жан Кальвин. Религиозные войны в Европе.

Тема 29. Протестантские секты.

Протестантские секты – баптисты, евангелисты, адвентисты, свидетели Иеговы, мормоны и др.

Тема 30. Место религии в России в 18-19 веках.

Роль разных конфессий в России в 18-19 веках. Христианство, иудаизм, буддизм, ислам.

Тема 31. Религиозные конфессии русской провинции в 20-21 веках.

Различные религии в российской провинции и их влияние на местное население. Религиозные представления современных россиян.

Тема 32. Экскурсионная работа.

Посещение храмов разных конфессий.

Раздел 5. Тайные мистические организации и Россия.

Тема 33. Масонские организации.

История появления организаций вольных каменщиков – масонства. Масонские ложи Европы и Россия. Франкмасоны.

Тема 34. Тайные общества и ордена в современном мире и России.

Идея масонского заговора. Тайные общества и глобализация современного общества. Теософское общество и Е. П. Блаватская, А. Безант и А. Каменская.

Тема 35. Борьба идей в современном мире и русская провинция.

Толерантность и экстремизм. Национализм и национальные проблемы. Веротерпимость.

Тема 36. Экскурсионная программа

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:

– входной контроль (конец сентября, контрольная беседа);

– текущий контроль (формы контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения – беседы, игра, брейн-ринг);

– промежуточный контроль (формы контрольный занятий в течение учебного года - беседы, игра, брейн-ринг);

– итоговый контроль (формы контрольных занятий в конце учебного года – презентации, доклады).

Формы и критерии оценки учебных результатов программы: традиционная (за выполнение практических работ выставляться оценки по пяти бальной шкале)

Методы выявления результатов воспитания: сплоченность, продуктивность совместной деятельности.

Методы выявления результатов развития: развития мотивационной сферы.

Формы подведения итогов реализации программы: зачетная презентация (формы публичной презентации образовательных результатов программы).


организационно-педагогические условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

Требования к помещению(ям) для учебных занятий: в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса требуются компьютер и телевизор для демонстрации фильмов и учебная мебель.

Требования к мебели:

Взаимодействие школьников с компьютерами требует специальной организации зоны этого взаимодействия (в том числе средствами эргономики и дизайна), научно обоснованного его режима, а также полной, эффективной защиты детей от возможного неблагоприятного воздействия применяемой техники.

- Учебные столы

Требования к оборудованию учебного процесса:

Минимальные требования к техническим характеристикам компьютера учителя следующие:

  • Процессор – не ниже intel core i3 с тактовой частотой 2 ГГц.

  • Оперативная память – не менее 4 ГБ.

  • Жидкокристаллический монитор с диагональю не менее 15 дюймов.

  • Жесткий диск – не менее 100 Гб.

  • Клавиатура.

  • Мышь.

Требования к оснащению учебного процесса:

Учебный класс – это развивающее пространство, которое способствует ускорению развития ряда психических функций, формированию учащегося как самостоятельной личности, умеющей принимать решения и реализовывать их с использованием наглядности и учебных DVD-фильмов.




Нормативно-правовые акты и документы

1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы» (от 29 декабря 2014 г. № 2765-р).

3. Стратегия развития воспитания в РФ (2015–2025) (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).

4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. N 1008);

5. Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.).

6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14).































Список литературы:

Основная литература:

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для СПО. М. 2016

  2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для СПО. М. 2011

  3. Религии мира: история, культура, вероучения. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006.

Дополнительная литература:

  1. Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. М. 1993.

  2. Бердяев Н.А. Самопознание. М.1990.

  3. Буддизм. М. 2002.

  4. Гараджа В.И. Религиоведение. М.1994.

  5. Гомер. Илиада. Одиссея. М.1981.

  6. Горелов А.А. История мировой культуры. — М., 2011.

  7. История Античности. М.1989.

  8. Конфуций. М.1997.

  9. Коран. Уфа 1991.

  10. Крывелев И.А. История религии М. 1975.

  11. Кураев А. Школьное богословие. М. 1998.

  12. Мень А. История религии. М.. 1992.

  13. Мусульманину об исламе. М. 1992.

  14. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М. 1997.

  15. Печать пророков. М. 2000.

  16. Плутарх. М. 1997.

  17. Рокотова И. Жизнеописание Будды. М. 1997.

  18. Соловьёв В.С. Оправдание добра. М. 1996.







ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов, тем по программе,

тем отдельных занятий

Кол-во

часов

Календарные

сроки

изучения

(месяц)

Вид

занятий

Наглядные пособия

Задание для самостоятельной

работы студентов

Примечание

Общее количество часов

72






Раздел 1. История Древней Руси, формирование славянской культуры и религии

12






Тема 1. Восточные славяне в древности. Язычество древних славян.

2

сентябрь

Теоретическое занятие

Компьютер, телевизор

§22. (1)


Тема 2. Зарождение государства Киевская Русь.

2

октябрь

Комбинированный урок

Компьютер, телевизор

§22. (1)


Тема 3. Первые князья.

2

октябрь

Комбинированный урок

Компьютер, телевизор

§22. (1)


Тема 4. Семья в Древней Руси: на примере князей Игоря, Ольги и Святослава.

2

октябрь

Комбинированный урок

Компьютер, телевизор

конспект


Тема 5. Славянская культура в дохристистианской Руси.

2

октябрь

Комбинированный урок

Компьютер, телевизор

Презентации, доклады


Тема 6. Экскурсионная программа

2

октябрь

Практическая работа-урок экскурсия

Компьютер, телевизор

Презентации, доклады


Раздел 2. Языческие религии и русская провинция. Религии древнего мира

16






Тема 7. Введение в историю мировых религий.


2

ноябрь

Комбинированный урок

Компьютер, телевизор

С.3-4 (3)


Тема 8. История мировых религий и русская провинция.

2

ноябрь

Практическая работа

Компьютер, телевизор

доклад


Тема 9. Первобытные верования. Магия

2

ноябрь

Комбинированный урок

Компьютер, телевизор

§1-2 (3)


Тема 10. Язычество античных стран. Древняя Греция и Рим.

2

ноябрь

Комбинированный урок

Компьютер, телевизор

§3-6 (3)


Тема 11. Религии Китая. Конфуцианство и даосизм.

2

ноябрь

Практическая работа

Компьютер, телевизор

§9.(3)


Тема 12. Религии Индии. Буддизм.

2

декабрь

Комбинированный урок

Компьютер, телевизор

§10-16 (3)


Тема 13. Язычество восточных славян в древности.

2

декабрь

Комбинированный урок

Компьютер, телевизор

§7 (3)


Тема 14. Экскурсионная работа.

2

декабрь

Практическая работа

Компьютер, телевизор

Презентации, доклады


Раздел 3. Мировые религии в средние века и их влияние на российскую историю. Христианство в русской глубинке.

24






Тема 15. Возникновение христианства

2

декабрь

Комбинированный урок

Компьютер, телевизор

§22 (3)


Тема 16. Первые христиане. Раскол церкви в 1054 году.


2

январь

Практическая работа

Компьютер, телевизор

§23,28 (3)


Тема 17. Католическая церковь в средние века. Крестовые походы.


2

январь

Комбинированный урок

Компьютер, телевизор

§37 (3)


Тема 18. Католические рыцарские ордена. Тамплиеры.


2

январь

Комбинированный урок

Компьютер, телевизор

§38 (3)


Тема 19. Католические монашеские ордена. Иезуиты и францисканцы.


2

январь

Практическая работа

Компьютер, телевизор

§38,40-41 (3)


Тема 20. Инквизиция. Жанна д*Арк.


2

февраль

Комбинированный урок

Компьютер, телевизор

Презентации, доклады


Тема 21. Принятие христианства на Руси. Владимир Красное Солнышко. Значение принятия христианства на Руси.

2

февраль

Практическая работа

Компьютер, телевизор

§ 31 (3)


Тема 22. Русская православная культура.


2

февраль

Комбинированный урок

Компьютер, телевизор

§30 (1)


Тема 23. Христианское искусство в России. Архитектура.

2

февраль

Практическая работа

Компьютер, телевизор

Презентации, доклады


Тема 24. Церковная живопись.

2

февраль

Комбинированный урок

Компьютер, телевизор

Презентации, доклады


Тема 25. Православная церковь и церковный раскол.

2

март

Комбинированный урок

Компьютер, телевизор

§33-34 (3)


Тема 26. Экскурсионный урок

2

март

Урок-экскурсия

Компьютер, телевизор

Презентации, доклады


Раздел 4. История религий в новое и новейшее время.

10






Тема 27. Протестантская церковь.

2

март

Комбинированный урок

Компьютер, телевизор

§42-43 (3)


Тема 28. Протестантские секты.


2

март

Комбинированный урок

Компьютер, телевизор

§44 (3)


Тема 29. Место религии в России в 18-19 веках.

2

март

Комбинированный урок

Компьютер, телевизор

§55 (3)


Тема 30. Религиозные конфессии русской провинции в 20-21 веках.

2

апрель

Комбинированный урок

Компьютер, телевизор

§46,56 (3)


Тема 31. Экскурсионная работа.

2

апрель

Практическая раб.: экскурсия

Компьютер, телевизор

Презентации, доклады


Раздел 5. Тайные мистические организации и Россия.

10






Тема 32. Масонские организации.

2

апрель

Теоретическое занятие

Компьютер, телевизор

Презентации, доклады


Тема 33. Тайные общества и ордена в современном мире и России.

2

апрель

Комбинир.урок

Компьютер, телевизор

Презентации, доклады


Тема 34. Борьба идей в современном мире и русская провинция.

2

май

Теоретическое занятие

Компьютер, телевизор

§54,57 (3)


Тема 35. Экскурсионная программа. Итоговое занятие

4

май

Практическая работа

Компьютер, телевизор

Презентации, доклады




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!