СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности составлена с требованиями ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности»

Пояснительная записка

Программа курса по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для 8-9 классов составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа от 29 декабря 2014г №1654);

  • примерных основных образовательных программ начального и основного общего образования, одобренных (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/5) Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию;

  • методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработанных Российской академией образования (письмо Минобрнауки от 7 августа 2015 года №08-1228);

  • письма министерства образования и науки Краснодарского края от 14.07.2017г. № 47-13507/17-11 "Об организации внеурочной деятельности в образовательных организациях Краснодарского края";

  • СаНПиНом 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г (№ 19993) (в действующей редакции от 25.12.2013 №3);

  • основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №2, утверждённой решением педагогического совета №1 от 31.08.2016 года, с изменениями в 2017 году (решение педагогического совета №1 от 30.08.2017 года).

Программа предназначена планомерно и качественно подготовить учащихся 8-9 классов к итоговой аттестации по русскому языку. К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому учащемуся. Темы занятий подобраны в соответствии с темами, которые вызывают у школьников особые затруднения при изучении их на уроках. Часть курса внеурочной деятельности посвящена тестовым заданиям, пунктуационным разборам и комплексной работе с текстом.

Таким образом, создание данной программы является актуальным.

Цель программы: используя занимательный материал, подготовить обучающихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.

Задачи программы:

  1. Выработать навык комплексного анализа текста.

  2. Совершенствовать навыки работы над сжатым изложением и сочинением - рассуждением (на лингвистическую тему, на основе прочитанного текста, на морально-этическую или философскую тему).

  3. Сформировать навык комплексного использования знаний по всем разделам русского языка (в рамках школьной программы).

Возраст обучающихся: 13-15 лет

Срок реализации программы: 2 года

Форма организации - кружок.

Количество часов – 1 учебный час в неделю (40 минут).

За год (34 недели) – 34 час.

За 2 года- 68 часов.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • готовность к межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

- составлять план решения проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности


Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации

и виды деятельности

8 класс

Тема 1. Что мы знаем о правилах русского языка (2 час.).

Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов.

Комплексная работа с текстом, интерактивная викторина. Анализ текста. Составление своего текста. Работа в команде.

Тема 2. От простого к сложному: все, что мы знаем о словосочетании и предложении (5 час.).

Обобщение изученного о строении словосочетания, его разновидности и связи. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото. Составление словосочетаний с согласованием, управлением и примыканием. Согласование различных названий.

Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение.

Комплексная работа с текстом, подвижная ролевая игра, постановка и решение проблемных вопросов.

Тема 3. Интересный мир звуков и букв (3 час.).

Понятие о фонетическом принципе написания.

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Становление орфоэпической нормы. Особенности формирования произносительной литературной нормы. Орфоэпия как совокупность правил произношения. Основные фонетические законы гласных и согласных современного русского литературного языка. Источники отклонений от литературной нормы. Степени нормативности системы литературного произношения.

Комплексная работа с текстом, анализ заданий ОГЭ. Анализ текста. Составление своего текста. Работа в команде. Дискуссия.

Тема 4. Лексическое богатство русского языка (5 час.).

Лексическое значение слова. Основные способы его толкования. Языковая норма как историческая категория. Особенность употребления слова в художественном тексте. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Выразительность фразеологизмов.


Комплексная работа с текстом, беседа, викторина, анализ текста, работа над словом, со справочной литературой.

Тема 5. Загадки русского словообразования (5 час.).

Основные модели словообразования в русском языке. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Типы образования слов. Выразительные средства словообразования.

Комплексная работа с текстом, беседа, редактирование предложений, написание сочинений – рассуждений. Работа в группах по дифференцированному заданию.

Тема 6. Секреты морфологии (5 час.).

Все именные части речи русского языка: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Лингвистические игры «Давайте поиграем».

Комплексная работа с текстом, беседа, составление ребусов, диалогов, лингвистические игры, выполнение тестов, постановка и решение проблемных вопросов.

Тема 7. Орфографические особенности текста (7 час.).

Графико-орфографический облик современного текста. Видо - жанровая характеристика современного текста. Правила и исключения из правил. Употребление дефиса на письме. Роль его в речи и на письме. Работа с текстом. Правописание НЕ и НИ в разных частях речи. Не и НИ в загадках. Трудные случаи написания. Дидактические игры и упражнения.

Комплексная работа с текстом, беседа, дидактические игры, грамматический турнир, выполнение тестов.

Тема 8. Творческая мастерская (1 час.).

Строение косвенной речи, перестроение прямой речи в косвенную и обратно. Работа с текстами, определение видов речи.

Создание лингвистических сказок на основе орфографических правил. Анализ текста. Составление своего текста. Работа в команде.

Тема 9. В мире словарей (1 час.).

Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Конкурс – аукцион лучшую лингвистическую сказку на основе орфографических правил.

Комплексная работа с текстом, беседа, работа со словарем.

9 класс

Тема 1. Ориентирование в потоке информации - сжатое изложение (6 час.)

Соотношение понятий “язык” и “речь” в современном языкознании. Сжатое изложение как средство переработки информации Приемы сжатия текста.. Выбор приемов сжатия. Овладение умением осуществлять выбор приемов сжатия.

Работа с текстом, создание текста. Корректирование изложения. Оценивание работы. Аукцион знаний.

Тема 2. Знакомый незнакомец - сочинение – рассуждение (9 час.).

Сочинение как жанр различных стилей речи. Правильность, чистота, богатство, содержательность, точность, логичность, выразительность, уместность - основные качества хорошей речи. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему. Фактические, речевые и грамматические ошибки. Поиск и исправление недочетов.

Комментарий тезиса, подбор аргументов. Постановка и решение проблемных вопросов. Корректирование сочинения. Оценивание работы.

Тема 3. Копилка знаний (13 час.).

Словообразовательная система русского языка. Словообразовательная норма как система правил построения слов в языке. Понятие окказиональной нормы в словообразовании. Правила согласования, образования и употребления форм рода. Морфологический минимум. Нарушения норм согласования и управления. Грамматическая основа предложения. Нарушения порядка следования слов, употребления однородных членов в простом предложении, причастных и деепричастных оборотов, частей сложносочиненного и сложноподчиненного предложения, смешение прямой и косвенной речи. Обособленные члены предложения. Знаки препинания в простом осложненном и сложном предложении. Игра «Ты эксперт».

Решение тестовых заданий.

Тема 4. Проверь себя! (6 час.)

Орфографическая и пунктуационная грамотность как неотъемлемая часть речевой культуры. Орфография как раздел лингвистики. Основные принципы русской орфографии. Правила русской орфографии. Пунктуация как система постановки знаков препинания. Интонационно-мелодические законы русской речи. Правила русской пунктуации». Олимпиада «Блиц - турнир по русскому языку.

Работа с контрольно-измерительными материалами. Аукцион знаний.



Тематическое планирование

8 класс

п/п

Название темы

Авторская программа

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Всего часов

Аудиторные

Внеаудиторные

Тема 1. Что мы знаем о правилах русского языка.

2

2

1


Выполнение упражнений, составление схемы правила, тестирование. Составление собственного текста.

Тема 2. От простого к сложному: все, что мы знаем о словосочетании и предложении

5

5

4

1

Составление словосочетаний по схемам. Синонимичная замена словосочетаний. Нахождение грамматических основ в предложениях. Конструирование предложений по схемам, объяснение знаков препинания.

Тема 3. Интересный мир звуков и букв

3

3

3


Анализ и характеристика отдельных звуков речи.

Овладение основными правилами литературного произношения и ударения. Формирование умения соотносить конкретные правописные затруднения с принципами орфографии.

Тема 4. Лексическое богатство русского языка

5

5

4

1

Работа со словарями, изучение языковых средств выразительности, исследование художественных произведений, работа над тестовыми заданиями.

Тема 5. Загадки русского словообразования

5

5

4

1

Нахождение словообразовательных морфем, объяснение образования новых слов, работа с текстами и написание по ним сочинений-рассуждений.

Тема 6. Секреты морфологии

5

5

4

1

Работа со справочниками по орфографии. Работа с таблицами и схемами. Правописание морфем, слитных, дефисных, раздельных написаний слов, трудно усваиваемых.

Тема 7. Орфографические особенности текста

7

7

6

1

Анализ текста. Составление своего текста. Работа в группах. Использование приёмов ознакомительного и просмотрового чтения

Тема 8.Творческая мастерская

1

1



Нахождение лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических изобразительно-выразительных средств в тексте. Сочинение сказки

Тема 9. В мире словарей

1

1



Работа со словарями. Использование этимологического анализа для объяснения написания трудных слов

Итого:

34

34

29

5



9 класс

п/п

Название темы


Авторская программа

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

всего часов

Аудиторные

Внеаудиторные

Тема 1. Ориентирование в потоке информации - сжатое изложение


6

6

5

1

Отработка приема “исключение”. Овладение приемом исключения неглавной информации из текста. Отработка приема “упрощение”. Овладение приемом упрощения текста. Отработка приема “обобщение”. Овладение приемом обобщения. Написание сжатого изложения по незнакомым текстам.

Тема 2. Знакомый незнакомец – сочинение-рассуждение

9

9

6

3

Ознакомление с различными видами сочинений в формате ОГЭ - Заданиями 15.1,15.2,15.3. Отработка навыка написания сочинения на лингвистическую тему. Отработка навыка написания сочинения на понимание фразы. Отработка навыка написания сочинения «комментарий к определению.

Тема 3. Копилка знаний

13

13

13


Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).

Тема 4. «Проверь себя!»

6

6

5

1

Тестирование в формате ОГЭ (тест, изложение, сочинение). Отрабатывают навыки работы с бланками

Итого:

34

34

29

5



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

курса внеурочной деятельности

Библиотечный фонд

Баранов М.Т., Костяева Т.А..Русский язык. Справочные материалы. –М.:2006

Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. Пособие для учащихся. –М.: просвещение, 2012

Голуб И.Б. Основы культуры речи. 8—9 классы: учебное пособие

Горшков А. И. Русская словесность. 10- 11классы. –М.: Просвещение, 2005

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 8 -9 классы. – СПб, 1997

Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку. 5 – 9 классы. –М.:Экзамен, 2015

Наумович А.Н. Современная русская пунктуация: пособие для учителей.

Сайтанова Н.И.Тестовые упражнения. Русский язык 8-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений . М.:Просвещение, 2010

Ресурсы сети Интернет

http://lingvisticheskiy-slovar.ru — онлайн-версия лингвистического энциклопедического словаря.

http://www.gramota.ru — справочно-информационный портал по русскому языку.

http://videotutor-rusyaz.ru — видеотьютор по русскому языку.

http://www.russkoe-slovo.ru — сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.

http://window.edu.ru — единое окно доступа к образовательным ресурсам.

http://school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://eor.edu.ru — Федеральный центр электронных образовательных ресурсов.

http://ruscorpora.ru — Национальный корпус русского языка.

http://www.fipi.ru — Федеральный институт педагогических измерений.

Материально-техническое обеспечение

Компьютерная техника с доступом к сети Интернет.

Мультимедийные средства обучения.


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей русского языка и литературы МАОУ СОШ №2

от «_____»__________________2017г. №1

________________________/Н.Г.Кандаурова/


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

___________________/Е.В.Стороженко/

«_____»______________________2017г.



11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!