Пояснительная записка Планируемые результаты:
План кружка внеурочной деятельности «Практическая география».
1. План и карта (15 часов)
Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт. Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб, азимут, способы изображения рельефа, чтение карты. Чтение топографических и физических карт. Измерение направлений, расстояний, географических координат. Комплексный анализ географических условий по топографической карте. Построение профиля рельефа местности. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей.
Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения; организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; работать с картой: определять по географическим координатам местоположения объектов и наоборот, измерять на- правлений и расстояний на плане и карте.
Карта мира, сделанная Птолемеем. Древнейшие описания Земли. Эратосфен, Страбон, Геродот. Древние карты. «География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея.
Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора, 1554. Эпоха экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В. Ломоносов, Александр фон Гумбольдт. География Средневековья. Марко Поло.
Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков. Русское географическое общество, мощные географические школы, (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев).
осознавать роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития; формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях.
Строение Земли. Оболочки Земли. Геохронология. Вулканизм, гейзеры, сейсмические пояса. Горные породы по происхождению.
Экзогенные и эндогенные процессы. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры водных объектов. Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы. Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров.
ориентироваться по физической, экономической и политической картам; овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Объяснение закономерностей проявления особенностей природы. Народы Земли, их отличительные особенности и география. Религии народов мира. Классификация стран. Выделение уникальных стран в мире. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.
ориентироваться по физической, экономической и политической картам; анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных; характеризовать по картам климата различных и природных зон различных материков; осваивать системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся; знать и уметь характеризовать уникальные объекты мира.
5. География России (15 часов)
Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира на территории Земли. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники природы. Народы России, их обычаи, традиции, религия, география. Традиционные отрасли хозяйства
народов России. Урбанизация в России. Особенности и специализация экономических районов России. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения предприятий. Определение факторов размещения отдельных предприятий по территории страны. Провинциальные города нашей страны. Архитектурные памятники в России. Классификация природных ресурсов. Определение субъектов по краткому описанию.
свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; решать задач на определение поясного времени; оценивать степень комфортности или природных условий любой точки мира по наличию климатических, почвенных, водных, рекреационных ресурсов; расширять кругозор учащихся в области географии.
6. Итоговые занятия (7 час)
Обобщение материала по программе курса. Анализ наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению. Практическое решение заданий
анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных, овладеть системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Тематическое планирование кружка внеурочной деятельности «Практическая география».
№ заня- ти я п/п | Тема занятия | Виды деятельности учащихся |
Тема 1. План и карта (15 часов) |
1. | Источники географической информации. Условные знаки. | Работа с измерительными приборами. Постановка учебной задачи. |
2. | Условные знаки. | Чтение условных знаков различных видов, их сравнение на глобусах и картах различного масштаба. |
3. | Ориентирование на местности. | Работа с измерительными приборами. |
4. | Практическое занятие «Ориентирование на местности по местным признакам». | Ориентирование на местности по местным признакам, по компасу. |
5. | Азимут. Практическое занятие «Движение по азимуту». | Определение на плане азимутов направлений на объекты. Использование полученных знаний в жизни. |
6. | Изображение земной поверхности. | Изучение различных видов изображения земной поверхности. Сравнение плана и карты. |
7. | Горизонтали. Профиль местности. | Изучение различных видов изображения земной поверхности. Сравнение плана и карты. |
8. | Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. | Работа с картами. Решение задач по определению абсолютной и относительной высоты точек. |
9. | Практическое занятие «Планы местности и их чтение». | Составление простейшего плана небольшого участка местности. Выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач. |
11. | Практическое занятие «Составление плана местности». | Составление простейшего плана небольшого участка местности. Выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач. |
12. | Практическое занятие «Составление плана местности». | Составление простейшего плана небольшого участка местности. Выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач. |
13. | Координатная сетка. Широта. Долгота. | Определение географических координат объектов, по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки. Выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач. |
14. | Практическое занятие «Решение задач на определение географических координат». | Определение географических координат объектов, по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки. |
15. | Определение расстояний на плане. | Работа с измерительными приборами. |
Тема 2. Путешествия и географические открытия (25 часа) |
16. | География в древности Птолемей, Эратосфен, Страбон. | Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации. Создавать презентации, делать доклады и проекты. |
17. | География в древности Геродот. Древние карты. «География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея. | Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации. Создавать презентации, делать доклады и проекты. |
18. | География в древности путешествия Ибн Баттуты. | Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации. Создавать презентации, делать доклады и проекты. |
19. | Открытие Китая Марко Поло. | Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации. Создавать презентации, делать доклады и проекты. |
20. | Путешествие в Индию Афанасий Никитин. | Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации. Создавать презентации, делать доклады и проекты. |
21. | Эпоха Великих географических открытий. | Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации. Создавать презентации, делать доклады и проекты. |
22. | Открытие Нового Света. | Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации. Создавать презентации, делать доклады и проекты. |
23. | Открытие Нового Света. Христофор Колумб. | Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации. Создавать презентации, делать доклады и проекты. |
24. | Открытия Америго Веспуччи. | Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации. Создавать презентации, делать доклады и проекты. |
25. | Конкистадоры Ю. Америки. | Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации. Создавать презентации, делать доклады и проекты. |
26. | Бартоломеу Диаш и его путешествия. | Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации. Создавать презентации, делать доклады и проекты. |
27. | Васко да Гама «открытие» Индии. | Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации. Создавать презентации, делать доклады и проекты. |
28. | Первое кругосветное путешествие. Фернан Магелан. | Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации. Создавать презентации, делать доклады и проекты. |
29. | Абель Тасман. Исследование Австралии. | Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации. Создавать презентации, делать доклады и проекты. |
30. | Исследователь южных морей Джеймс Кук. | Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации. Создавать презентации, делать доклады и проекты. |
31. | Путешественники, географы, которые внесли вклад в изучение России. | Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации. Создавать презентации, делать доклады и проекты. |
32. | Завоевания Ермака. | Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации. Создавать презентации, делать доклады и проекты. |
33. | Семён Дежнёв открытие пролива. | Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации. Создавать презентации, делать доклады и проекты. |
34. | Великая Северная экспедиция. | Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации. Создавать презентации, делать доклады и проекты. |
35. | Путешествие «Надежда», «Нева». | Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации. Создавать презентации, делать доклады и проекты. |
36. | Открытие Антарктиды. | Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации. Создавать презентации, делать доклады и проекты. |
37. | Пржевальский великий русский путешественник. | Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации. Создавать презентации, делать доклады и проекты. |
38. | Открытие Северного полюса. | Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации. Создавать презентации, делать доклады и проекты. |
39. | Открытие Южного полюса. | Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации. Создавать презентации, делать доклады и проекты. |
40. | Географические открытия современности. | Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации. Создавать презентации, делать доклады и проекты. |
Тема 3. Природа Земли (15 часов) |
41. | Внутреннее строение земной коры. | Отработка умений работать с физической картой, умений правильно показывать на карте географическое положение объекта. |
42. | Развитие земной коры. Земная кора на карте. | Отработка умений работать с физической картой, умений правильно показывать на карте географическое положение объекта. |
43. | Разнообразие горных пород. | Анализ текста и иллюстраций учебника, работа с электронным приложением. |
44. | Практическое занятие: «Определение горных пород и описание их свойств». | Анализ текста и иллюстраций учебника, работа с электронным приложением. |
45. | Землетрясения. Вулканизм. | Анализ текста и иллюстраций учебника, работа с электронным приложением. |
46. | Практическое занятие: «Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт». | Определять по карте строения земной коры. Анализировать схемы образования материков и океанов. |
47. | Атмосфера её состав и строение. Роль в жизни человека. | Анализ текста и иллюстраций учебника, работа с электронным приложением. Распознавать типы климатов по климатограммам. |
48. | Зависимость температуры воздуха от географической широты. | Анализ текста и иллюстраций учебника, работа с электронным приложением. Распознавать типы климатов по климатограммам. |
49. | Давление атмосферы. Ветер. Практическое занятие: «Построение розы ветров». | Анализ текста и иллюстраций учебника, работа с электронным приложением. Распознавать типы климатов по климатограммам. |
50. | Климатические пояса Земли. | Анализ текста и иллюстраций учебника, работа с электронным приложением. Распознавать типы климатов по климатограммам. |
51. | Практическое занятие «Определение типов климата по климатическим диаграммам». | Работа с текстом учебника (выделение опорных слов в тексте), самостоятельная работа при консультативной помощи учителя. |
52. | Гидросфера: состав, свойства, происхождение. | Знать состав гидросферы, объяснять значение круговорота воды в природе. |
53. | Круговорот воды в природе. | Объяснять значение круговорота воды в природе. |
54. | Мировой океан и его части. Свойства океанических вод. | Описывать по картам особенности географического положения океанов. Находить дополнительную информацию. |
55. | Движение воды в океане. Волны. Течения. Практическое занятие: «Описание вод Мирового океана». | Работать с картами, составлять описание вод мирового океана, определять ГП объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей. |
Тема 4. Материки, океаны, народы и страны (25 часов) |
56. | | Африка. Географическое положение. История исследования. Практическое занятие «Определение географического положения материка». | Анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов Африки. |
57. | | Рельеф и полезные ископаемые. | Анализировать карты и диаграммы. Наносить на контурную карту географические объекты материка. |
58. | | Климат материка. Практическое занятие «Описание климата одного из районов». Внутренние воды. | Анализировать карты и диаграммы. Наносить на контурную карту географические объекты материка: реки, озёра, водопады. |
59. | | Особенности природы Африки. | Строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. |
60. | | Народы Африки. Политическая карта. | Сравнивать разные части материка по плотности населения, находить дополнительную информацию о проблемах населения Африки |
61. | | Южная Америка. История открытия и исследования. | Анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов Ю. Америки. |
62. | | Рельеф и полезные ископаемые. | Анализировать карты и диаграммы. Наносить на контурную карту географические объекты материка. |
63. | | Климат. Внутренние воды. Практическое занятие «Описание крупных речных систем». | Анализировать карты и диаграммы. Наносить на контурную карту географические объекты материка: реки, озёра, водопады. |
64. | | Природные зоны. Изменение природы человеком. Практическое занятие «Определение по картам центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия». | Индивидуальная работа с контурной картой при консультативной помощи учителя, работа в парах. |
65. | | Население Южной Америки. Бразилия, Аргентина. | Установление по картам особенностей ГП и общих черт природы, населения и хозяйства изучаемых стран. Поиск информации и подготовка сообщений, презентаций о стране. |
66. | | Андские страны. | Установление по картам особенностей ГП и общих черт природы, населения и хозяйства изучаемых стран. Поиск информации и подготовка сообщений, презентаций о стране. |
67. | | Австралия. Географическое положение. | Анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов Австралии. |
68. | | Климат. Внутренние воды. Органический мир. | Объяснение влияния каждого климатообразующего фактора на формирование климата материка. |
69. | | Население и хозяйство. Практическое занятие «Обоснование причин современного расселения коренного населения Австралии». | Объяснение особенностей заселения Австралии и размещения населения по территории материка. |
70. | | Антарктида. Географическое положение и исследование. Природа. | Выявление своеобразия ГП Антарктиды и его влияния на природу. |
71. | | С. Америка. Географическое положение. История открытия и исследования. | Самостоятельное установление особенностей ГП и его влияния на природу материка. Установление по картам маршрутов исследователей материка. Оценивание роли русских исследователей Северной Америки. |
72. | | Рельеф и полезные ископаемые. | Объяснение причин контрастов в строении рельефа и закономерностей размещения равнин, горных систем и месторождений полезных ископаемых. |
73. | | Климат. Внутренние воды. Практическое занятие «Сравнение климатов полуостровов материка». | Объяснение причин разнообразия климатов на материке. Определение типов климата по климатограммам. |
74. | | Природные зоны. Изменение природы человеком. | Объяснение причин особого размещения природных зон на материке. Составление по плану описания и характеристики основных природных зон. |
75. | | Население. Канада. США. Паретическое занятие «Составление проекта путешествия по странам материка». | Объяснение этнического состава населения материка и особенностей его размещения. |
76. | | Евразия. Географическое положение история открытия и исследования. | Установление особенностей ГП и его влияния на природу материка. |
77. | | Рельеф и полезные ископаемые. | Объяснение причин разнообразия и взаимного расположения крупных форм рельефа; закономерностей размещения равнин, гор и месторождений полезных ископаемых. |
78. | | Климат. Внутренние воды. | Объяснение причин разнообразия климатов на материке. Составление сравнительных характеристик рек, описания озер. |
79. | | Численность и размещение населения. Расы, народы, языки, религии. Паретическое занятие «Определение признаков и группировка по ним стран Евразии». | Оценивание численности населения Евразии. Установление по карте народов, какие этносы живут в Евразии, как они размещаются по территории. |
80. | | Практическое занятие «Описание одной из стран зарубежной Европы и Азии». | Определение ГП стран региона. Составление по плану комплексной характеристики одной из стран. |
Тема 5. География России (15 часов) |
81. | | ГП России. | Отработка умений работать с физической картой России, умений правильно показывать на карте географическое положение России. |
82. | | Административно-территориальное устройство РФ. | Установление особенностей ГП страны. |
83. | | Экономические районы России. | Сопоставительный анализ тематических физико-географических карт и карт населения, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения городов и хозяйственных объектов. |
84. | | Часовые пояса. Поясное время. | Установление часовых поясов и зон на территории страны. |
85. | | Общая характеристика природы России. | Индивидуальная работа с контурной картой при консультативной помощи учителя, работа в парах. |
86. | | Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов». | Индивидуальная работа с контурной картой при консультативной помощи учителя, работа в парах. |
87. | | Народы, населяющие Россию, их география. | Объяснение этнического состава населения страны и особенностей его размещения. |
88. | | Демографическая ситуация в России. | Выявление по картам главных районов размещения населения. |
89. | | Практическое занятие «Решение графических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков». | Выявление по картам главных районов размещения населения. |
90. | | Регионы России. Хозяйство Европейской части России. | Определение ГП регионов страны. Составление по плану комплексной характеристики одного из экономических районов. |
91. | | Регионы России. Хозяйство Азиатской части России. | Определение ГП регионов страны. Составление по плану комплексной характеристики одного из экономических районов. |
92. | | Природопользование и экология. | Определение экологической ситуации и районов экологического бедствия на территории России. |
93. | | Географическое положение, размеры и административно-территориальное устройство Смоленской области. | Определение по карте расположения Смоленской области. |
94. | | Природа Смоленской области. | Объяснение причин разнообразия климата области. Составление сравнительных характеристик рек, описания озер. |
95. | | Население. Экономические районы. | Сопоставительный анализ тематических физико-географических карт и карт населения, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения населения, городов и хозяйственных объектов. |
Тема 6. Итоговое занятие (7 часа) |
96. | | Семинар по разделу «План и карта». | Обобщение знаний. Выступление учащихся. Обмен знаниями. Дискуссия. |
97. | | «Круглый стол» «Путешествия и географические открытия». | Обобщение знаний. Выступление учащихся. Обмен знаниями. Дискуссия. |
98. | | «Круглый стол» «Путешествия и географические открытия». | Обобщение знаний. Выступление учащихся. Обмен знаниями. Дискуссия. |
99. | | Презентация практических работ по разделу «Материки, океаны, народы и страны». | Обобщение знаний. Выступление учащихся. Обмен знаниями. Дискуссия. |
100. | | Презентация практических работ по разделу «Материки, океаны, народы и страны». | Обобщение знаний. Выступление учащихся. Обмен знаниями. Дискуссия. |
101. | | Конференция по разделу «География России – История Родного края». | Обобщение знаний. Выступление учащихся. Обмен знаниями. Дискуссия. |
102. | | Обобщающие занятие по программе курса. | Подведение итогов. Анализ проведённой работы. |