СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности «От игры до театра»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«от игры до театра»






Бюджетное общеобразовательное учреждение

Полтавского муниципального района Омской области

«Ворошиловская основная школа»

Рассмотрена на заседании

педагогического совета

БОУ «Ворошиловская ОШ»

протокол № 6 от 24.08.2020г.

УТВЕРЖДАЮ


Директор школы

_______Л.Р. Гайнулина


24.08.2020г














Программа курса внеурочной деятельности

«От игры до театра»


Класс

3,4


Количество часов в неделю

1


Общее количество часов в год

35








Составила: Арабаджи С.

2020-2021 уч. Год


Пояснительная записка

Настоящая программа «От игры до театра» составлена на основе авторской программы Т.И. Слинкиной. (Вологда: издательский центр ВИРО,2008).

Программа рассчитана для учащихся начальных классов.

Цель программы: раскрытие духовного, творческого потенциала ребенка и адаптация его в социальной среде средствами театральной игры, создание условий для развития актерских способностей.

задачи:

приобщать детей к творчеству;

обучить детей элементам актерского мастерства на основе культуры звучащего слова и сценического действия;

сформировать умения свободно двигаться в сценическом пространстве; сформировать умения творческого взаимодействия.

развивать коммуникативные качества личности;

развивать творческое самочувствие в представлении, игре - сказке, этюде.

развивать у детей мышление, творческое воображение через этюды, упражнения; развивать память и наблюдательность.

воспитывать художественный вкус и уважение к литературе и чтению; воспитать тягу к естественности;

воспитывать интерес и внимание к другим, способность к состраданию и сочувствию; воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости.



Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Создаются условия для развития творческих возможностей учеников через освоение элементов органического действия и по окончании года они должны:

Знать:

об искусстве перевоплощения и первостепенной роли актера;

о видах театрального искусства (драма, опера, балет, мюзикл, эстрада и др.); о природе сценических переживаний;

Уметь:

использовать элементы актёрской грамоты: смотреть и видеть, слушать и слышать;

в сценических условиях по-настоящему вспоминать и создавать «иллюстрированный подтекст» и «киноленту видений»;

выполнять точную задачу, поставленную перед исполнителем; быть зрителем и «критиком».




Ожидаемые результаты и степень их близости к задачам программы отслеживаются на материале студийного аудио- и видео- архива и в процессе педагогического наблюдения. Педагог анализирует:

интересы, склонности, общие и специальные способности, волевые качества детей; психологическое самочувствие детей;

качество усвоения знаний и умений по предмету;

уровень воспитанности и отношение детей к учебной деятельности.

Обнаружить успехи и проследить рост актёрского мастерства через различные формы контроля можно, анализируя:

участие студийцев в спектаклях-представлениях, театральных конкурсах и фестивалях; открытые занятия;

участие в школьных утренниках и праздниках;

посещение театров и встречи с актерами и театральными деятелями.

Содержание всего учебного процесса подведение учащихся к самостоятельной художественной деятельности путем посильного усвоения сценической грамоты, расширение кругозора, формирование ценностно-нравственной ориентации.



Критерии умений:

овладение первичными элементами словесного действия, раскрытие характера персонажей,

взаимодействие с партнером при помощи речи и действием персонажа; непрерывность словесного действия,

различение компонентов актерской выразительности и включение в работу всего психофизического аппарата;

создание «иллюстрированного подтекста» и «киноленты видений», целесообразноевыполнение цепочкипростыхфизическихдействий;

определение сквозного действия роли и разложение сквозного действие на простые физические действия;

самостоятельное нахождениеспособов устранения вышеуказанны поме и зажимов.

Программа «Отигры до театра» относится к общекультурному и духовно-нравственному направлению, составлена с учетом возрастных особенностей учащихся и в процессе её реализации необходим индивидуальный учёт особенностей детей. Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа в год), включает в себя подготовку и показ театральных представлений и мини-спектаклей в конце года

Основная задача года - формирование основных навыков и умений, составляющих фундамент «театральных игр» с элементами органического действия. Для этого небходимо:

создать условия для развития детского коллектива единомышленников;

выявить своеобразие характера и творческие возможности каждого учащегося;


Содержание программы «От игры до театра»


Тема

Кол-во часов

1

Природа актёрского мастерства

10

2

Сценическое внимание

10

3

Сценическая свобода и вера

15


Учебная литература


1

Дашевская Н.С. Тео – театральный капитан

Издательство: Самокат, 2018.  6+     www.kultura174.ru


Тео и вся его семья - театральные мыши. Они поселились в театре давным-давно, но до сих пор умудрялись оставаться почти невидимыми для людей - ровнехонько пока Тео не принял решение сделать сестре небольшой подарок. Правда, для этого пришлось прогрызть огромную дыру в юбке прима-балерины. И, теперь, похоже, представлению конец. И мышам в театре - тоже.   Нина Дашевская – профессиональный музыкант, поэтому ее книги полны музыки. В «Тео, театральный капитан» жизнь оркестра и музыкального театра открывается маленькому читателю с совсем необычной стороны – о ней рассказывают мыши, живущие в театре, как дома и переживающие собственные удивительные приключения. В конце книги есть сюрприз для читателей: фигурки на подставках, музыканты и их инструменты. Из них можно составить собственный оркестр и продолжить игру в театр - занавес театра изображен на одном форзаце, устройство театра в разрезе - на другом. Читайте и играйте.

2

Детская энциклопедия. 2008, № 3. О театре: познавательный журнал Издательство: Аргументы и факты, 2008. 6+

Театр! Сколько восторженных слов о нем сказано, сколько чувств вызывал и вызывает он, сколько слез в нем пролито, сколько смеха и громоподобных оваций и криков «браво!» слышали его стены – в разные эпохи, в разных странах.   Театр существует уже двадцать пять столетий, возник еще до нашей эры в Древней Греции, и до сих пор все так же велик, заразителен, чудесен. Самое древнее зрелище – и самое живое, вечное.   В этой книжке вы узнаете о театре, его истории, о великих драматургах, артистах, режиссерах, о других театральных профессиях. Виссарион Белинский, великий критик и великий театрал, живший в XIX веке, так говорил о театре: «Театр! Любите ли вы театр, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом?.. Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете?.. Что же это такое, спрашиваю вас, этот театр? О, это истинный храм искусства! Возможно ли описать все очарование театра, всю его магическую силу над душою человеческою? Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр? Затем, что он освежает нашу душу, затем, что он волнует нашу застоявшуюся кровь неземными муками, неземными радостями и открывает нам новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни! О, ступайте, ступайте в театр!..» Но прежде – прочтите эту книжку!

Источник контента: http://kultura174.ru/Publications/RussLit_section_5/Show?id=12786
www.kultura174.ru

3

Янссон Т. Опасное лето: повесть-сказка Издательство: АЗБУКА, 2016.  6+

Семейство Муми-троллей находит временное прибежище в странном доме: наверху его крыши прикреплены плачущая и смеющаяся золотые маски, одной стены вообще нет, по обе стороны зияющего проема свешиваются красные бархатные портьеры, двери в доме никуда не ведут, а за одной из них и вовсе живет какой-то таинственный и зловещий «Рек-ви-зит». Фрукты там деревянные, цветы бумажные, книги нельзя раскрыть, а с потолка свешиваются странные огромные картины.    Наши герои попали в настоящий театр. Старая, ворчливая театральная крыса Эмма объясняет гостям, что такое суфлерская будка и декорации, как правильно писать пьесу и насколько трагичной должна быть настоящая примадонна. В итоге Муми-папа написал и поставил трагическую пьесу. Спектакль завершился реальной радостной встречей всех членов семьи. Зрители были в восторге!   Читая книги о Муми-троллях, вы, дорогие читатели, поймете, сколь прекрасен этот мир. Он бесконечно добрый и ласковый, в нем царят щедрость, великодушие и любовь. Это самое главное. А сколько приключений, сколько разнообразных характеров! Не отказывайте себе и детям в удовольствии – загляните в гостеприимный Муми-дол.

Источник контента: http://kultura174.ru/Publications/RussLit_section_5/Show?id=12786
www.kultura174.ru

4

Толстой А.Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино Издательство: АСТ-ПРЕСС, 2006.     0+
                                                       

Повесть-сказка Алексея Николаевича Толстого, представляет собой литературную обработку сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы».   Эта история о том, как Папа Карло вырезал из полена мальчика с длинным носом и назвал его Буратино. Этот мальчик переживает массу приключений вместе со своими друзьями очаровательной куклой Мальвиной и спокойным и немного отстраненным Пьеро. Они спасаются от Карабаса Барабаса – директора кукольного театра, хитрющей лисы Алисы и кота Базилио. «На маленькой сцене справа и слева стояли картонные деревья. Над ними висел фонарь в виде луны и отражался в кусочке зеркала, на котором плавали два лебедя, сделанные из ваты, с золотыми носами.   Из-за картонного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал грустно: - Здравствуйте, меня зовут Пьеро... Сейчас мы разыграем перед вами комедию под названием: "Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника". Меня будут колотить палкой, давать пощечины и подзатыльники. Это очень смешная комедия...». Так Буратино познакомился с маленькими артистами кукольного театра, и начались его приключения… Много интересного, помимо приключений, рассказывает история кукольных человечков. Можно познакомиться с театральными понятиями: сцена, комедия, актеры и роли, театральная касса и входной билет…  

Источник контента: http://kultura174.ru/Publications/RussLit_section_5/Show?id=12786
www.kultura174.ru

5

. Паустовский К.Г. Растрепанный воробей: рассказы и сказки Издательство: Махаон, 2011.  6+

«Растрепанный воробей» — произведение Константина Паустовского, которое трогает сердца читателей всех возрастов. В нем показана жизнь маленькой девочки Маши, ее матери и няни. Папа девочки служит на Камчатке. Машина мама – балерина Большого театра – готовилась исполнить на сцене роль Золушки. Она обязательно должна была, выходя на сцену, надеть брошь, подаренную Машиным папой.   Однако за день до спектакля старая ворона украдкой протиснулась в форточку и стащила украшение. Мама была расстроена.    Кто и как спас премьерный спектакль? Что пережили зрители, восхищавшиеся Золушкой из зрительного зала? Как маленький воробушек спас Машину маму?    Герои учат беззаветной дружбе, благодарности, умению любить и преданно ждать близкого человека.

Источник контента: http://kultura174.ru/Publications/RussLit_section_5/Show?id=12786
www.kultura174.ru

6

Толстой А.Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино Издательство: АСТ-ПРЕСС, 2006.    0+


Повесть-сказка Алексея Николаевича Толстого, представляет собой литературную обработку сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы».   Эта история о том, как Папа Карло вырезал из полена мальчика с длинным носом и назвал его Буратино. Этот мальчик переживает массу приключений вместе со своими друзьями очаровательной куклой Мальвиной и спокойным и немного отстраненным Пьеро. Они спасаются от Карабаса Барабаса – директора кукольного театра, хитрющей лисы Алисы и кота Базилио. «На маленькой сцене справа и слева стояли картонные деревья. Над ними висел фонарь в виде луны и отражался в кусочке зеркала, на котором плавали два лебедя, сделанные из ваты, с золотыми носами.   Из-за картонного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал грустно: - Здравствуйте, меня зовут Пьеро... Сейчас мы разыграем перед вами комедию под названием: "Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника". Меня будут колотить палкой, давать пощечины и подзатыльники. Это очень смешная комедия...». Так Буратино познакомился с маленькими артистами кукольного театра, и начались его приключения… Много интересного, помимо приключений, рассказывает история кукольных человечков. Можно познакомиться с театральными понятиями: сцена, комедия, актеры и роли, театральная касса и входной билет…

Источник контента: http://kultura174.ru/Publications/RussLit_section_5/Show?id=12786
www.kultura174.ru

7

Дешкова И. Загадки Терпсихоры Издательство: Детская литература, 1989.            6+  

Эта книга расскажет вам о чуде. О чуде, которое живет с нами рядом. Его нельзя потрогать рукой, но можно услышать и увидеть. Оно способно заставить нас смеяться и плакать. Чудо рождается и живет в одном, полном таинственности и необыкновенных превращений месте. И зовется оно ТЕАТРОМ. А чудо? Это – спектакль, сотканный из музыки и танца. И носит он красивое и звучное название – БАЛЕТ.   Книга поведает вам, как и кем создается балетный спектакль. Поведет вас по светлым, пахнущим красками мастерским, где пишут декорации. Заведет в цеха, где под стук швейных машин в руках настоящих волшебниц простая ткань превращается в сказочно прекрасные платья и костюмы. Покажет, где делают балетные туфли. И тихонечко заглянет вместе с вами, чтобы не мешать, в репетиционные залы, где занимаются артисты. Миновав лабиринт кулис, наконец, проведет в зрительный зал.   Невероятное путешествие будет полно неожиданностей, поэтому приготовьтесь к самому невероятному и смело ступайте в Страну Балета!

Источник контента: http://kultura174.ru/Publications/RussLit_section_5/Show?id=12786
www.kultura174.ru


Тематическое планирование


Тема

Дата

Примечание

1

«Путешествие в страну Вообразилию»

Беседа о театре.

Упражнения: «Эстафета», «Однажды меня закрыли в темной комнате».

Игры: «Моя Вообразилия»

«Давайте познакомимся».

04.09.20


2

В гостях у волшебницы Фантазии

Импровизация под музыку: создание этюда на заданную тему с помощью мимики, жестов, пластики. (Потеря. Подарок. Утро. Бабочки. В стране цветов. Снежинки. Заколдованный лес.)

Игры «Запомни фотографию», «Зернышко», «В детском мире»

11.09.20


3

Внимание-путь к успеху

Упражнения на выявление ассоциативного ряда. Упражнение «Голосовая имитация». С помощью голосовой имитации звуков, используя движения рук и ног, дети представляют «Радио-спектакль» на разные темы: «Утро в деревне», «На берегу моря», «В горах», и т.п.

18.09.20


4

Сценическое внимание. (Слуховое и зрительное внимание)

Игры: «Что ты слышишь?», «Руки-ноги», «Запомни фотографию», «Кто во что одет», «Дружные звери». «Вороны воробьи»

25.09.20


5

Сценическое действие и сценический образ: одно дело по –разному

Упражнение «Одно дело по-разному». Назвать и показать любое действие: сидеть, слушать, идет, читать, наблюдать, думать и т.д. Упражнение «Зеркало». Упражнения на общение без слов и со словами: «Согласованные действия». Этюды по картинам и текстам книг.

02.10.20


6

Сценическая импровиза-ция и действие: школа мартышек и критиков

Упражнения на умение характеризовать персонажи в их взаимоотношениях с партнерами. Импровизация в предложенных ситуациях.

09.10.20


7

Сценическая вера

Игры: «Превращение предмета», «Превращение детей», «Цыплята» и др.

16.10.20


8

Выбор сказки

23.10.20


9

Разбор текста. Распределение ролей.

30.10.20


10

Играем роли

13.11.20


11

Работа с текстом. Отработка дикции

20.11.20


12

Сказочные рисунки.

27.11.20


13

Творческий пересказ сказки (этюды по сказке)

04.12.20


14

Учимся верить в предлагаемую ситуацию

11.12.20


15

Придумываем и делаем костюмы..

18.12.20


16

Подбор музыки.

25.12.20


17

Театр лесных пародий

На карточках пишутся названия животных (лиса, филин, ёж, лягушка, черепаха, и др.), предлагается каждому выбрать объект пародий.

Нужно изобразить, как животные бегают, охотятся, спят, обедают, пугаются, маскируются, крадутся. Через десять - пятнадцать минут поиска «зерна» животного- представление «Театр лесных пародий».

15.01.21


18

Театр лесных пародий

На карточках пишутся названия животных (лиса, филин, ёж, лягушка, черепаха, и др.), предлагается каждому выбрать объект пародий.

Нужно изобразить, как животные бегают, охотятся, спят, обедают, пугаются, маскируются, крадутся. Через десять - пятнадцать минут поиска «зерна» животного- представление «Театр лесных пародий».

22.01.21


19

«Если бы я был... » (Сцениче-ская вера и оценка фактов)

Игры: «Если бы... » вы могли сейчас превратиться

Упражнение - игра «Лабиринт сценических переживаний и превращений» ( помощью особых действий «превратить» классную комнату, например, в непроходимый лес, опуститься на морское дно или попасть в подземную пещеру) и др.

29.01.21


20

«Если бы я был... » (Сцениче-ская вера и оценка фактов)

Игры: «Если бы... » вы могли сейчас превратиться

Упражнение - игра «Лабиринт сценических переживаний и превращений» ( помощью особых действий «превратить» классную комнату, например, в непроходимый лес, опуститься на морское дно или попасть в подземную пещеру) и др.

05/02/21


21

На выставке собак

Игра: «собаки» и их хозяева-дрессировщики. Партнеры («дрессировщик» и «собака») представляют свои индивидуальные качества: пластику, силу голоса, внимание во взаимодействии к друг к другу. Дополнительно дети могут рассказать о своих питомцах, об их привычках и повадках, принести иллюстрированные картинки, исполнить песни и стихи про собак.

12/02/21


22

На выставке собак

Игра: «собаки» и их хозяева-дрессировщики. Партнеры («дрессировщик» и «собака») представляют свои индивидуальные качества: пластику, силу голоса, внимание во взаимодействии к друг к другу. Дополнительно дети могут рассказать о своих питомцах, об их привычках и повадках, принести иллюстрированные картинки, исполнить песни и стихи про собак.

19/02/21


23

Ночь в магазине игрушек

Игра-упражнение «Куклы».

26/02/21


24

Ночь в магазине игрушек

Игра-упражнение «Куклы».

05.03.21


25

«А ну-ка, отгадай!» (Сцениче-ская убеждён-ность и вера)

Игра «А ну-ка, отгадай!»: упражнения на память физических действий с воображаемыми предметами.

12.03.21


26

«А ну-ка, отгадай!» (Сцениче-ская убеждён-ность и вера)

Игра «А ну-ка, отгадай!»: упражнения на память физических действий с воображаемыми предметами.

19.03.21


27

Сценическая задача и словесное действие

Работа над скороговорками (произносить с определенной задачей) . «Я скороговорки скоро говорю, скоро говорю – перевыскороговорю. А вот… Вы! - скороговорки не скоро говорите, не скоро говорите не перевыскороговорите!» (Спор).

Упражнение «Одно дело по-разному». Назвать и показать 31любое действие: сидеть, слушать, идет, читать, наблюдать, ду32мать и т.д. Упражнение «Зеркало»

02.04.21


28

Сценическая задача и словесное действие

Работа над скороговорками (произносить с определенной задачей) . «Я скороговорки скоро говорю, скоро говорю – перевыскороговорю. А вот… Вы! - скороговорки не скоро говорите, не скоро говорите не перевыскороговорите!» (Спор).

Упражнение «Одно дело по-разному». Назвать и показать 31любое действие: сидеть, слушать, идет, читать, наблюдать, ду32мать и т.д. Упражнение «Зеркало»

09.04.21


29

Сочиняю рассказ под воздействи-ем музыки».

Упражнения на ассоциацию. Импровизированный рассказ на музыкальную тему с драматургической основой. Дети определяют место действия и время, описывают воображаемых персонажей или действующих лиц. Дети не только рассказывают, но и показывают мини-этюды, зарисовки своей фантазии. Этюды на сюжеты известных картин художников

16.04.21


30

Сочиняю рассказ под воздействи-ем музыки».

Упражнения на ассоциацию. Импровизированный рассказ на музыкальную тему с драматургической основой. Дети определяют место действия и время, описывают воображаемых персонажей или действующих лиц. Дети не только рассказывают, но и показывают мини-этюды, зарисовки своей фантазии. Этюды на сюжеты известных картин художников

23.04.21


31

Сценическое внимание и свобода: тело в деле

Упражнения на мускульную свободу и сценическое внимание. Групповые этюды в построении «скульптур»: «Ожившая фотография». Оживление позы и оправдание пластикой. Упражнения на внимание: «Печатная машинка», «Аукцион».

30.04.21


32

Сценическое внимание и свобода: тело в деле

Упражнения на мускульную свободу и сценическое внимание. Групповые этюды в построении «скульптур»: «Ожившая фотография». Оживление позы и оправдание пластикой. Упражнения на внимание: «Печатная машинка», «Аукцион».

07.05.21


33

Пригласительный билет на сказку

Распределение ролей. Этюды на тему сказки. Характер и характерность.

14.05.21


34

Готовимся к концерту

Репетиция

21.05.21


35

Концерт

28.05.21




5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!