СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 5 г. Конаково Тверской области



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ гимназии № 5 г. Конаково

Тверской области:

И. В. горина «31» августа 2023 г.

«Утверждаю»

Приказ № 154 от «18» июля 2023 г.

Директор МБОУ гимназии № 5

г. Конаково Тверской области

С. Н. Кузьмичёва












Программа курса

внеурочной деятельности

«Мир вокруг нас»

для учащихся 2 класса

на 2023/2024 учебный год















г. Конаково 2023 год

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Мир вокруг нас» была разработана на основе Примерной программы по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения / под ред. Горского В.А. - М.: Просвещение, 2011)

Рабочая программа по внеурочной деятельности: " Мир вокруг нас " составлена с учетом следующих нормативных, инструктивных и методических документов, обеспечивающих организацию образовательного процесса:

  • "Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (редакция от 23.07.2013).

  • "Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253

  • "О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548

  • "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях" / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)

  • "Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на проведение занятий во внеурочной деятельности во 2 классе - 1 час в неделю, всего 34 часа в год.


Цель программы «Мир вокруг нас» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи программы:

  • формировать интерес к изучению природы родного края;

  • воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае;

  • изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;

  • формировать представления о природных сообществах области;

  • формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

  • интерес к познанию мира природы;

  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

  • осознание места и роли человека в биосфере;

  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

  • принятие обучающимися правил здорового образа жизни; развитие морально-этического сознания;

  • получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

  • ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

  • овладение начальными формами исследовательской деятельности;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;

  • формирование коммуникативных навыков.

Содержание программы

  1. Вода – источник жизни (12 часов)

Вода в моём доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека? Как расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

2. Солнце и свет в нашей жизни (10 часов)

Солнце, Луна, звёзды – источники света. Влияние тепла и света на комнатные растения. Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Как животные относятся к свету и теплу. Роль света в жизни человека. Освещённость рабочего места. Глаз – орган зрения. Гигиена зрения. Зарядка для глаз. Влияние ТЭЦ, АЭС, газопроводов на экологическое состояние планеты. Экономия света и тепла. Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. Источники света и тепла в русской избе.

3. Воздух и здоровье (2 часа)

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание.

4. Мой край (3 часа)

Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области.

5. Весенние работы (7 часов)

Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке. Разбивка грядок. Посадка растений. Уход и наблюдение за всходами.




















Календарно – тематическое планирование



Тема

Теория

Практика

Дата

по плану

Дата по факту


Вода – источник жизни

7

3



1

Вода в моём доме и в природе

1




2

Стихи, рассказы о воде и природе

1




3

Экскурсия к водоёму


1



4

Осень в нашем селе

1




5

Экскурсия в лес


1



6

Вода в жизни растений

1




7

Вода в жизни животного мира

1




8

Вода и здоровье человека

1




9

Личная гигиена

1




10

Практическое занятие «Как правильно чистить зубы»


1



11

Защита проекта «Вода – источник жизни на Земле»


2



12

Защита проекта «Вода – источник жизни на Земле»





Солнце и свет в нашей жизни

7

3



13

Солнце, Луна, звёзды – источники света

1




14

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1




15

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света


1



16

Отношение к свету и теплу различных животных

1




17

Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи»


1



18

Электрический свет и тепло в моём доме

1




19

Откуда приходит свет и тепло в мой дом

1




20

Телевизор в моём доме

1




21

Сколько стоят свет и тепло

1




22

Итоговое занятие


1




Воздух и здоровье

1

1



23

Воздух и здоровье человека

1




24

Практическое занятие «Уборка в классе»


1




Мой край

3

2



25

Растительный мир области

1




26

Животный мир области

1




27

Исчезающие растения и животные родного края

1





Весенние работы


7



28

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву


2



29

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву




30

Практическое занятие по посадке растений и уход за ними


4



31

Практическое занятие по посадке растений и уход за ними




32

Практическое занятие по уходу за растениями




33

Практическое занятие по уходу за растениями



34

Итоговое занятие


1




Итого: 34 часа



























































Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


Обязательные учебные материалы для учителя


1. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2020

2. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2020

3. Интернет-ресурсы

Материально-техническое обеспечение


  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Экран

  4. Альбом

  5. Цветная бумага

  6. Картон

  7. Краски

  8. Клей

  9. Ножницы

  10. Пластилин

  11. Глобус

  12. Карта ЕАО

  13. Атлас ЕАО

Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет

  1. http://school-collection.edu.ru/

  2. https://resh.edu.ru/




.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!