СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности " Я - гражданин РФ"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности " Я - гражданин РФ"

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности " Я - гражданин РФ"»

Управление образования администрации Гурьевского муниципального округа муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»





Принята на заседании Утверждаю:

Педагогического совета Директор МАОУ «СОШ «11»

МАОУ «СОШ № 11» Т. А. Сук

от «__» _________ 20__ г. «____»___________20_____

Протокол №__________











Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

духовно-нравственной направленности

«Я – гражданин России. 6 класс»





Стартовый уровень

Возраст обучающихся: 12-13 лет

Срок реализации: 1 год















Автор-составитель:

Кривикова Ольга Вадимовна,

учитель истории и обществознания










г. Гурьевск, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 3

1.1 Пояснительная записка 3

1.2 Цель и задачи программы 4

1.3 Содержание программы 5

1.3.1. Учебно-тематический план курса внеурочной деятельности 5

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана 5

1.4 Планируемые результаты 7

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 9

2.1 Календарный учебный график 9

2.2 Условия реализации программы 9

2.3 Формы аттестации/контроля 10

2.4 Оценочные материалы 10

2.5 Методические материалы 11

2.6 Список литературы 11

























РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 Пояснительная записка



Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.

Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  3. Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного творческого компетентного гражданина России Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно – нравственного воспитания и развития патриотических чувств. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности Гражданина.

Для обучения принимаются все желающие.

Группа состоит из 5-8 человек.

Объем и срок программы:

Объем программы – 34 часа

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Форма обучения: очная

1.2 Цель и задачи программы



Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; - утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

1.3 Содержание программы

1.3.1. Учебно-тематический план курса внеурочной деятельности



Программа “Я – гражданин России” на 1 час в неделю.

п/п

Название темы

Кол-во

часов

Введение в курс.

4

Широка страна моя.

2

«Кабы я был президентом».

4

Все мы разные.

5

Русский или россиянин.

5

«Угадай кто?»

3

Малая Родина в составе России

6

Родина моей семьи.

4

Повторение.

1

Итого

34

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана



1. Введение в курс (4ч.)

С чего начинается Родина. Государственные символы России. Мифологические существа. Государственные праздники.

2. Широка страна моя (2ч.)

Форма государственного устройства России и ее состав.

3. «Кабы я был президентом» (4ч.)

Органы власти в России. Ветви власти. Проект «Моя страна», создание своего государства.

4. Все мы разные (5ч.)

Народы России их традиции и обычаи, костюмы и забавы. Как жить в многонациональном обществе.

5. Русский или россиянин (5ч.)

Гражданство. Права и обязанности граждан России. Иностранный гражданин.

6. «Угадай кто?» (3ч.)

Ролевая игра.

7. Малая Родина в составе России (6ч.)

Символика Кузбасса. Народы Кузбасса. Заочная экскурсия по городам Кемеровской области.

8. Родина моей семьи (4ч.)

Реферат «Родина моей семьи это – …»

9. Повторение (1ч.)

Викторина по курсу. Подведение итогов.

Содержание курса (34 часа).


Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата проведения занятий

Планируемая

Фактическая

1

Введение в курс

4



1.1

С чего начинается Родина.

1



1.2

Государственные символы России.

1



1.3

Мифологические существа, как символы России.

1



1.4.

Государственные праздники.

1



2

Широка страна моя

2



2.1.

Форма государственного устройства России

1



2.2.

Форма государственного устройства России

1



3

«Ка бы я был президентом»

4



3.1.

Органы власти в России

1



3.2.

Ветви власти.

1



3.3

Проект «Моя страна», создание своего государства.

1



3.4.

Проект «Моя страна», создание своего государства.

1



4

Все мы разные

5



4.1.

Народы России.

1



4.2.

Традиции и обычаи.

1.



4.3.

Забавы

1



4.4.

Национальный костюм.

1



4.5.

Как жить в многонациональном обществе.

1



5

Русский или россиянин

5



5.1.

Гражданство.

1



5.2.

Права граждан России.

1



5.3

Обязанности граждан России.

1



5.4

Иностранный гражданин

1



5.5

Как стать гражданином?

1



6

«Угадай кто?»

3



6.1.

Ролевая игра.

1



6.2.

Ролевая игра.

1



6.3

Ролевая игра.

1



7

Малая Родина в составе России

6



7.1

Символика Кузбасса.

1



7.2.

Народы Кузбасса

1



7.3.

Заочная экскурсия по городам Кемеровской области.

1



7.4.

Заочная экскурсия по городам Кемеровской области.

1



7.5

Заочная экскурсия по городам Кемеровской области.

1



7.6.

Заочная экскурсия по городам Кемеровской области.

1



8

Родина моей семьи

4



8.1.

Реферат «Родина моей семьи это – …»


1



8.2.

Защита реферата «Родина моей семьи это – …»

1



8.3.

Защита реферата «Родина моей семьи это – …»

1



8.4.

Защита реферата «Родина моей семьи это – …»

1



9

Повторение

1



9.1.

Викторина по курсу. Подведение итогов.


1





1.4 Планируемые результаты



Личностные результаты:

  1. готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

  2. активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края, страны;

  3. неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

  4. понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

  5. представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

Метапредметные результаты:

1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

  • устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

базовые исследовательские действия:

  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

Предметные результаты

Сформировано представление:

  1. о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;

  2. символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

  3. институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;

  4. народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;

  5. религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

Коммуникативные:

Обучающиеся получат возможность научится:

  1. работать в группе;

  2. договариваться, приходить к общему решению;

  3. ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  4. формулировать собственное мнение и позицию;

  5. задавать вопросы;

  6. высказывать суждения, аргументировать.



Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся.


РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 Календарный учебный график



Начало занятий

1 сентября 2022 года

Окончание занятий

31 мая 2023 года

Продолжительность учебного года

34 недели

Форма обучения

очная

Количество учебных недель

34 недели

Режим занятий

1 раз в неделю по 1 часу


2.2 Условия реализации программы

Материально-технические условия

Занятия проводятся в учебном кабинете, в светлом помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Учебное оборудование включает интерактивный комплекс, место для хранения наглядного материала.

Техническое оборудование: ПK, интерактивная доска, ноутбук, МФУ, программное обеспечение, в том числе программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point.

Формы реализации программы


Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:

С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы. Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения.


Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.


Методы обучения

Методы и приемы:

  1. диалоги; элементы дискуссий

  2. игры-практикумы;

  3. проблемные ситуации;

  4. сюжетно-ролевые игры;

  5. конкурсы, викторины;

  6. беседы.

На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

2.3 Формы аттестации/контроля

Ответы на вопросы, записи в тетради, составление схемы, кластера, заполнение сравнительных таблиц, решенные задачи, проверочные работы, презентация портфолио.

2.4 Оценочные материалы

Проверка тетрадей, тестовых заданий, развернутых письменных ответов, оценка презентаций и устных выступлений.

2.5 Методические материалы



Чутко Н.Я., Соколова Т.Е. Методические рекомендации к курсу "Я - гражданин России". 5 класс

2.6 Список литературы



  1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

  2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.

  3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

  4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

  5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

  6. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

  7. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

  8. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – №1.

  9. Следзевский И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002.- № 4.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!