Управление образования администрации Гурьевского муниципального округа муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
Принята на заседании Утверждаю:
Педагогического совета Директор МАОУ «СОШ «11»
МАОУ «СОШ № 11» Т. А. Сук
от «__» _________ 20__ г. «____»___________20_____
Протокол №__________
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
духовно-нравственной направленности
«Я – гражданин России. 6 класс»
Стартовый уровень
Возраст обучающихся: 12-13 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Кривикова Ольга Вадимовна,
учитель истории и обществознания
г. Гурьевск, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 3
1.1 Пояснительная записка 3
1.2 Цель и задачи программы 4
1.3 Содержание программы 5
1.3.1. Учебно-тематический план курса внеурочной деятельности 5
1.3.2. Содержание учебно-тематического плана 5
1.4 Планируемые результаты 7
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 9
2.1 Календарный учебный график 9
2.2 Условия реализации программы 9
2.3 Формы аттестации/контроля 10
2.4 Оценочные материалы 10
2.5 Методические материалы 11
2.6 Список литературы 11
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 Пояснительная записка
Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного творческого компетентного гражданина России Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно – нравственного воспитания и развития патриотических чувств. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности Гражданина.
Для обучения принимаются все желающие.
Группа состоит из 5-8 человек.
Объем и срок программы:
Объем программы – 34 часа
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения: очная
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; - утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
1.3 Содержание программы
1.3.1. Учебно-тематический план курса внеурочной деятельности
Программа “Я – гражданин России” на 1 час в неделю.
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
| Введение в курс. | 4 |
| Широка страна моя. | 2 |
| «Кабы я был президентом». | 4 |
| Все мы разные. | 5 |
| Русский или россиянин. | 5 |
| «Угадай кто?» | 3 |
| Малая Родина в составе России | 6 |
| Родина моей семьи. | 4 |
| Повторение. | 1 |
| Итого | 34 |
1.3.2. Содержание учебно-тематического плана
1. Введение в курс (4ч.)
С чего начинается Родина. Государственные символы России. Мифологические существа. Государственные праздники.
2. Широка страна моя (2ч.)
Форма государственного устройства России и ее состав.
3. «Кабы я был президентом» (4ч.)
Органы власти в России. Ветви власти. Проект «Моя страна», создание своего государства.
4. Все мы разные (5ч.)
Народы России их традиции и обычаи, костюмы и забавы. Как жить в многонациональном обществе.
5. Русский или россиянин (5ч.)
Гражданство. Права и обязанности граждан России. Иностранный гражданин.
6. «Угадай кто?» (3ч.)
Ролевая игра.
7. Малая Родина в составе России (6ч.)
Символика Кузбасса. Народы Кузбасса. Заочная экскурсия по городам Кемеровской области.
8. Родина моей семьи (4ч.)
Реферат «Родина моей семьи это – …»
9. Повторение (1ч.)
Викторина по курсу. Подведение итогов.
Содержание курса (34 часа).
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата проведения занятий |
Планируемая | Фактическая |
1 | Введение в курс | 4 | | |
1.1 | С чего начинается Родина. | 1 | | |
1.2 | Государственные символы России. | 1 | | |
1.3 | Мифологические существа, как символы России. | 1 | | |
1.4. | Государственные праздники. | 1 | | |
2 | Широка страна моя | 2 | | |
2.1. | Форма государственного устройства России | 1 | | |
2.2. | Форма государственного устройства России | 1 | | |
3 | «Ка бы я был президентом» | 4 | | |
3.1. | Органы власти в России | 1 | | |
3.2. | Ветви власти. | 1 | | |
3.3 | Проект «Моя страна», создание своего государства. | 1 | | |
3.4. | Проект «Моя страна», создание своего государства. | 1 | | |
4 | Все мы разные | 5 | | |
4.1. | Народы России. | 1 | | |
4.2. | Традиции и обычаи. | 1. | | |
4.3. | Забавы | 1 | | |
4.4. | Национальный костюм. | 1 | | |
4.5. | Как жить в многонациональном обществе. | 1 | | |
5 | Русский или россиянин | 5 | | |
5.1. | Гражданство. | 1 | | |
5.2. | Права граждан России. | 1 | | |
5.3 | Обязанности граждан России. | 1 | | |
5.4 | Иностранный гражданин | 1 | | |
5.5 | Как стать гражданином? | 1 | | |
6 | «Угадай кто?» | 3 | | |
6.1. | Ролевая игра. | 1 | | |
6.2. | Ролевая игра. | 1 | | |
6.3 | Ролевая игра. | 1 | | |
7 | Малая Родина в составе России | 6 | | |
7.1 | Символика Кузбасса. | 1 | | |
7.2. | Народы Кузбасса | 1 | | |
7.3. | Заочная экскурсия по городам Кемеровской области. | 1 | | |
7.4. | Заочная экскурсия по городам Кемеровской области. | 1 | | |
7.5 | Заочная экскурсия по городам Кемеровской области. | 1 | | |
7.6. | Заочная экскурсия по городам Кемеровской области. | 1 | | |
8 | Родина моей семьи | 4 | | |
8.1. | Реферат «Родина моей семьи это – …» | 1 | | |
8.2. | Защита реферата «Родина моей семьи это – …» | 1 | | |
8.3. | Защита реферата «Родина моей семьи это – …» | 1 | | |
8.4. | Защита реферата «Родина моей семьи это – …» | 1 | | |
9 | Повторение | 1 | | |
9.1. | Викторина по курсу. Подведение итогов. | 1 | | |
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
Метапредметные результаты:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
Предметные результаты
Сформировано представление:
о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
Коммуникативные:
Обучающиеся получат возможность научится:
работать в группе;
договариваться, приходить к общему решению;
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
высказывать суждения, аргументировать.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 Календарный учебный график
Начало занятий | 1 сентября 2022 года |
Окончание занятий | 31 мая 2023 года |
Продолжительность учебного года | 34 недели |
Форма обучения | очная |
Количество учебных недель | 34 недели |
Режим занятий | 1 раз в неделю по 1 часу |
2.2 Условия реализации программы
Материально-технические условия
Занятия проводятся в учебном кабинете, в светлом помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Учебное оборудование включает интерактивный комплекс, место для хранения наглядного материала.
Техническое оборудование: ПK, интерактивная доска, ноутбук, МФУ, программное обеспечение, в том числе программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point.
Формы реализации программы
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы. Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения.
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.
Методы обучения
Методы и приемы:
диалоги; элементы дискуссий
игры-практикумы;
проблемные ситуации;
сюжетно-ролевые игры;
конкурсы, викторины;
беседы.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.
2.3 Формы аттестации/контроля
Ответы на вопросы, записи в тетради, составление схемы, кластера, заполнение сравнительных таблиц, решенные задачи, проверочные работы, презентация портфолио.
2.4 Оценочные материалы
Проверка тетрадей, тестовых заданий, развернутых письменных ответов, оценка презентаций и устных выступлений.
2.5 Методические материалы
Чутко Н.Я., Соколова Т.Е. Методические рекомендации к курсу "Я - гражданин России". 5 класс
2.6 Список литературы
Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.
Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – №1.
Следзевский И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002.- № 4.