СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса "По страницам русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана по курсу русского языка "По страницам русского языка" для начальных классов в соответствии с ФГОС,

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "По страницам русского языка"»

Рабочая программа по курсу «По страницам русского языка» для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО


  1. Планируемые результаты освоения учебного курса «По страницам русского языка».


1 класс.

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.


Метапредметне результаты.

Регулятивные:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану


Познавательные:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;


Коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Предметные результаты.

Обучающиеся научатся:

  • отличать звук от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим;

  • называть признаки гласных и согласных звуков;

  • узнавать двойственные слова;

  • отличать антонимы, многозначные слова;

  • усвоят системные связи слов.

  • распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.

  • делить слова на слоги.


Обучающиеся получат возможность научиться:

  • правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов;

  • подбирать родственные слова;

  • объединять слова в группы;

  • проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце;

  • составлять текст по вопросам учителя;

  • работать со словарями;

  • отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.



2 класс.

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).


Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану


Познавательные:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.


Коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Предметные результаты.

Обучающиеся научатся:

  • применять правила правописания слов с изученными орфограммами;

  • называть признаки родственных слов;

  • различать приставки и предлоги, писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно;

  • разбирать слова по составу;

  • составлять рассказы по картинке;

  • пересказать текст.

Обучающиеся получат возможность научатся:

  • проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова;

  • работать со словарем;

  • группировать и подбирать слова на определенные правила;

  • выполнять различные виды пересказа.


3 класс.

Личностные результаты:

  • эмоциональности, умению осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатии – умению осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувству прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любви и уважению к Отечеству, его языку, культуре;

  • интересу к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребности в чтении;

  • интересу к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интересу к изучению языка; осознанию ответственности за произнесённое и написанное слово.


Метапредметные результаты.


Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Познавательные:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;


Коммуникативные:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.



Предметные результаты.

Обучающиеся научатся:

  • применять правила правописания слов с изученными орфограммами;

  • подбирать родственные слова с заданным корнем;

  • объяснять значение некоторых устаревших слов;

  • упражнениям на развитие орфографической зоркости;

  • подбирать «крылатые выражения»;

  • проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова;

  • работать со словарем;

  • обучающиеся узнают: анаграммы и метаграммы, шарады и логогрифы.

  • что такое неологизмы и слова-пришельцы и историзмы;
    признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола);

  • решать различные виды загадок: анаграммы и метаграммы, шарады и логогрифы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • находить в тексте неологизмы, историзмы;

  • группировать и подбирать слова на определенные правила;

  • отгадывать анаграммы и метаграммы, шарады и логогрифы;

  • вести поиск происхождения имён.

4 класс.

Личностные результаты.


У обучающихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

  • осознание роли речи в общении людей;

  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

  • чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

  • интерес к изучению языка.


Метапредметные результаты.


Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • владеть монологической и диалогической формами речи.


Познавательные:

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • строить рассуждения.


Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Предметные результаты.


Обучающиеся познакомятся с :

  • понятиями «орфоэпия», «орфография»;

  • правилами подготовки выступлений;

  • с наукой фонетикой;

  • правилами чтения и записи транскрипции;

  • со словарём и словарной статьей


Обучающиеся научатся:

  • называть и применять нормы литературного произношения;

  • правильно произносить слова, соблюдая орфоэпические нормы;

  • исследовать понятия русского языка (синонимы, паронимы, омонимы, архаизмы и т. д.);

  • наблюдать в игровой форме за превращением слов;

  • разгадывать шарады;

  • составлять рассказы–загадки;

  • составлять транскрипции.

  • узнавать слова-«паронимы». Выделять виды паронимов и способы их знать образования;

  • читать по ролям.


Обучающиеся получат возможность:

  • углубить и расширить знания и представления о литературном языке;

  • научиться анализировать и корректировать собственный и чужой текст;

  • научиться работать с различными видами словарей;

  • познакомиться с историей образования древнерусских имен, отчеств и фамилий.

  • научиться работать с этимологическим словарем;

  • научиться выполнять индивидуальные и парные проекты по русскому языку.


  1. Содержание учебного курса.


1 класс.

«Путешествия по Стране Слов» (17 часов).


Тема 1. К тайнам волшебных слов.

Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

Тема 2. К несметным сокровищам Страны Слов. Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

Тема 3. Чудесные превращения слов. Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева

Тема 4. В гости к Алфавиту.

Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

Тема 5. Встреча с Радугой.

Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».

Тема 6. В Страну Говорящих Скал.

Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»

Тема 7. В глубь веков на Машине времени.

Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

Тема 8. В Королевстве Ошибок. Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

Тема 9. В Страну Слогов. Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

Тема 10. В удивительном городе Неслове. Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».

Тема 11. Чудеса в Стране Слов. Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.

Тема 12. К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

Тема 13. На карнавале слов. Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.

Тема 14. Необычный урок. Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.

Тема 15. К словам – родственникам. Почему их так назвали? Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

Тема 16. Экскурсия в прошлое. Полёт в будущее. Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов. Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».

Тема 17. Итоговое занятие. Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.





2 класс.

«Секреты орфографии» (17 часов).

Тема 1. Древние письмена.

Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки

Тема 2. Как возникла наша письменность?

Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит

Тема 3. Меня зовут Фонема.

Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Тема 4. Для всех ли фонем есть буквы?

Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.

Тема 5. «Ошибкоопасные» места.

«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

Тема 6. Тайны фонемы.

Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».

Тема 7. Опасные согласные.

Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

Тема 8. На сцене гласные. Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!

Тема 9. «Фонемы повелевают буквами».

Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

Тема 10. Строительная работа морфем.

«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.

Тема 11. Волшебное средство – «самоинструкция».

Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

Тема 12. Где же хранятся слова?

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

Тема 13. Поговорим обо всех приставках сразу.

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.

Тема 14. Слова – «родственники».

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.


Тема 15. Кто командует корнями?

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

Тема 16. «Не лезьте за словом в карман!»

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

Тема 17. Итоговое занятие. Олимпиада.


3 класс.

«Занимательное словообразование» (17 часов).


Тема 1. Путешествие в страну слов.

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово»

Тема 2. Чудесные превращения слов.

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка.

Тема 3. В гостях у слов родственников.

Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов - родственников.

Тема 4. Экскурсия в прошлое

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 5. Новые слова в русском языке.

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».

Тема 6. Встреча с зарубежными друзьями.

Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 7. Крылатые слова.

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

Тема 8. В королевстве ошибок.

Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 9 . Праздник творчества и игры.

Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Тема 10. В стране Сочинителей.

Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.

Тема 11. Искусство красноречия.

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 12. Трудные слова.

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 13. Анаграммы и метаграммы.

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка).

Тема 14. Шарады и логогрифы.

Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.

Тема 15. Откуда пришли наши имена.

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Тема 16. Занимательное словообразование.

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

Тема 17. КВН по русскому языку.

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.


4 класс.

«Занимательная лингвистика» (17 часов).

Фонетика и орфоэпия (5 часов).

Тема 1. Что такое орфоэпия? Банты и шарфы. Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Тема 2. Звуки не буквы!

Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.

Тема 3. Что такое фонография или звукозапись? Звучащая строка.

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Тема 4. «Пигмалион» учит орфоэпии.

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

Тема 5. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Лексикология (12 часов).

Тема 6. О словарях энциклопедических и лингвистических.

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями. Обогащение словарного запаса учащихся.

Тема 7. В царстве смыслов много дорог.

Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».

Тема 8. Как и почему появляются новые слова?

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

Тема 9. Многозначность слова.

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».

Тема 10. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.

Тема 11. Фразеологические обороты.

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Тема 12. Словари «чужих» слов.

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.

Тема 13. Мы говорим его стихами. Словарь языка Пушкина.

Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся. Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.

Тема 14. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. Какой словарь поможет избежать ошибок? Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов, с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Тема 15. Какие бывают имена? Древнерусские имена. Смуглая Чернавка.

Знакомство с наукой «ономастика». Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем. Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Тема 16. Отчество и фамилия.

Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

Тема 17. КВН по русскому языку.

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.





3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


1 класс.

«Путешествия по Стране Слов» (16 часов).


п/п

Тема раздела, тема урока

Количество часов

1

К тайнам волшебных слов.

2

К несметным сокровищам Страны Слов.

3

Чудесные превращения слов.

4

В гости к Алфавиту.

5

Встреча с Радугой.

6

В Страну Говорящих Скал.

7

В глубь веков на Машине времени.

8

В Королевстве ошибок.

9

В Страну Слогов.

10

В удивительном городе Неслове.

11

Чудеса в Стране Слов.

12

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

13

На карнавале слов. Необычный урок.

14

Неожиданная остановка в пути.

15

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

16

Итоговое занятие.

17



Итого: 16 часов.








2 класс.

«Секреты орфографии» (17 часов).


п/п

Тема раздела, тема урока

Количество часов

1

Древние письмена.

2

Как возникла наша письменность?

3

Меня зовут Фонема.

4

Для всех ли фонем есть буквы?

5

«Ошибкоопасные» места

6

Тайны фонемы

7

Опасные согласные

8

На сцене гласные

9

«Фонемы повелевают буквами»

10

Строительная работа морфем

11

Волшебное средство – «самоинструкция».

12

Где же хранятся слова?

13

Поговорим о всех приставках сразу

14

Слова – «родственники»

15

Кто командует корнями?

16

«Не лезьте за словом в карман!»

17

Итоговое занятие. Олимпиада.


Итого:

17часов












3 класс.

«Занимательное словообразование» (17часов).


п/п

Тема раздела, тема урока

Количество часов

1

Путешествие в страну Слов.

2

Чудесные превращения слов.

3

В гостях у слов- родственников.

4

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

5

Новые слова в русском языке.

6

Встреча с зарубежными друзьями.

7

Крылатые слова.

8

В королевстве ошибок.

9

Праздник творчества и игры.

10

В стране Сочинителей.

11

Искусство красноречия.

12

Трудные слова.

13

Анаграммы и метаграммы.

14

Шарады и логогрифы.

15

Откуда пришли наши имена.

16

Занимательное слообразование.

17

КВН по русскому языку.


Итого:

17часов











4 класс.

«Занимательная лингвистика» (17 часов).


п/п

Тема раздела, тема урока

Количество часов



1

Что такое орфоэпия?

2

Звуки не буквы!

3

Что такое фонография или звукозапись? Звучащая строка.

4

«Пигмалион» учит орфоэпии.

5

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

6

О словарях энциклопедических и лингвистических.

7

В царстве смыслов много дорог.

8

Как и почему появляются новые слова?

9

Многозначность слова.

10

«Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов.

11

Фразеологические обороты.

12

Словари «чужих» слов.

13

Мы говорим его стихами. Словарь языка Пушкина.

14

Паронимы, или «ошибкоопасные слова». Какой словарь поможет избежать ошибок?

15

Какие бывают имена? Древнерусские имена. Смуглая Чернавка.

16

Отчество и фамилия.

17

КВН по русскому языку.


Итого:

17 часов



Приложение 1.






















































Календарно-тематическое планирование.


1 класс.

«Путешествия по Стране Слов» (16 часов).


п/п

Дата

Тема раздела, тема урока


План

Факт


1



К тайнам волшебных слов.

2



К несметным сокровищам Страны Слов.

3



Чудесные превращения слов.

4



В гости к Алфавиту.

5



Встреча с Радугой.

6



В Страну Говорящих Скал.

7



В глубь веков на Машине времени.

8



В Королевстве ошибок.

9



В Страну Слогов.

10



В удивительном городе Неслове.

11



Чудеса в Стране Слов.

12



К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

13



На карнавале слов. Необычный урок.

14



Неожиданная остановка в пути.

15



К словам – родственникам. Почему их так назвали?

16



Итоговое занятие.





Итого: 16 часов.









2 класс.

«Секреты орфографии» (17 часов).

п/п

Дата

Тема раздела, тема урока


План

Факт


1



Древние письмена.

2



Как возникла наша письменность?

3



Меня зовут Фонема.

4



Для всех ли фонем есть буквы?

5



«Ошибкоопасные» места

6



Тайны фонемы

7



Опасные согласные

8



На сцене гласные

9



«Фонемы повелевают буквами»

10



Строительная работа морфем

11



Волшебное средство – «самоинструкция».

12



Где же хранятся слова?

13



Поговорим о всех приставках сразу

14



Слова – «родственники»

15



Кто командует корнями?

16



«Не лезьте за словом в карман!»

17



Итоговое занятие. Олимпиада.

Итого



17часов












3 класс.

«Занимательное словообразование» (17 часов)


п/п

Дата

Тема раздела, тема урока


План

Факт


1



Путешествие в страну Слов.

2



Чудесные превращения слов.

3



В гостях у слов- родственников.

4



Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

5



Новые слова в русском языке.

6



Встреча с зарубежными друзьями.

7



Крылатые слова.

8



В королевстве ошибок.

9



Праздник творчества и игры.

10



В стране Сочинителей.

11



Искусство красноречия.

12



Трудные слова.

13



Анаграммы и метаграммы.

14



Шарады и логогрифы.

15



Откуда пришли наши имена.

16



Занимательное слообразование.

17



КВН по русскому языку.

Итого



17часов










4 класс.

«Занимательная лингвистика» (17 часов).


п/п

Дата

Тема урока

По плану

По факту

1



Что такое орфоэпия?

2



Звуки не буквы!

3



Что такое фонография или звукозапись? Звучащая строка.

4



«Пигмалион» учит орфоэпии.

5



Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

6



О словарях энциклопедических и лингвистических.

7



В царстве смыслов много дорог.

8



Как и почему появляются новые слова?

9



Многозначность слова.

10



«Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов.

11



Фразеологические обороты.

12



Словари «чужих» слов.

13



Мы говорим его стихами. Словарь языка Пушкина.

14



Паронимы, или «ошибкоопасные слова». Какой словарь поможет избежать ошибок?

15



Какие бывают имена? Древнерусские имена. Смуглая Чернавка.

16



Отчество и фамилия.

17



КВН по русскому языку.

Итого: 17 часов



32



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!