Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Народы России"»
Пояснительная записка
Курс «Народы России» предназначен для учащихся 10 класса, углубленно изучающих историю. Актуальность курса обусловлена спецификой социально-психологических процессов в современном российском обществе и необходимостью контроля над ними, формирования российской идентичности при сохранении этнокультурного многообразия. Объектом изучения в данном курсе являются этническая, социально-экономическая и политическая история народов и государств, существовавших на территории современной Российской Федерации и оказавших непосредственное влияние на развитие государства.
Целью курса является формирование представления об уникальности и ценности исторического этнокультурного наследия народов России, составляющих единую цивилизацию.
Задачи курса:
- овладение знаниями об основных закономерностях складывания государств и народов;
- развитие способностей осмысливать исторические этнополитические процессы на территории России;
- развитие творческого мышления и познавательной активности, интереса к отечественной истории и культуре;
- воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства
Курс составлен на основе пособия «Программы элективных курсов. История. 10-11 классы. Профильное обучение. Сост. М.В. Пономарев и др. М., Дрофа, 2007. Курс рассчитан на 36 часов и построен по проблемно-хронологическому принципу с учетом региональной специфики.
В результате изучения курса учащиеся должны:
Знать:
- основные факты, явления, процессы, понятия, связанные с проблематикой курса и предусмотренные государственным стандартом общего образования;
- основные закономерности развития этноса в различных исторических условиях;
- историко-культурные общности на территории России и их особенности;
- взаимосвязь этнокультурной, конфессиональной и политической истории России.
Уметь:
- самостоятельно проводить комплексный поиск и анализ информации в рамках поставленной проблемы;
- сформулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию по поставленным проблемам;
- четко выражать и аргументировать свою позицию.
Использовать приобретенные знания и умения для:
- формирования собственного взгляда на этнокультурные процессы современности;
- осознания учащимися себя гражданами единого многонационального государства.
Предполагается безотметочная система оценивания.
Содержание курса (36 часов):
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Основное содержание |
| Россия и народы Северной Евразии с древнейших времен до конца XVI века | 19 | |
1-2 | Вводное занятие | 2 | Этнокультурная карта современной России. Этнос, племя, народ, нация. Земледельцы и кочевники. |
3-5 | Территория Россия в Древнем мире | 3 | Древнейшие культуры Северной Евразии. Центральная Азия и Сибирь (этническая картина степей в I тысячелетии до н.э.) |
6-9 | Народы России в раннем Средневековье | 4 | Этнокультурная карта Евразии после Великого переселения народов. Авары, тюрки на территории современной России. Продвижение тюрков в Сибирь и коренное население Сибири и Дальнего Востока. Кочевая периферия восточных славян и Киевской Руси. Великая Булгария. Хазарский каганат. Этногенез чувашей и башкир. Проблема этногенеза финно-угорских народов. |
10-13 | Народы Северной Евразии в составе Монгольской Империи | 4 | Дискуссия о роли ига в истории народов Северной Евразии. Создание единого монгольского государства и завоевательные войны. Золотая Орда и ее наследие. Ислам и исламская культура в Орде. |
14-17 | Государства евразийских степей и Россия после монголов | 4 | Политические процессы в ханствах-наследниках Орды. Начало российского освоения Сибири. Этногенез поволжских и крымских татар. Тюркизация и этногенез народов Кавказа. Начало вхождения татарских и тюркских территорий в состав России. |
18-19 | Повторительно-обобщающие занятия | 2 | Основные закономерности развития обществ и государств Северной Евразии в древности и в Средние века |
| Россия и народы Северной Евразии в XVII - XIX веках | 17 | |
20-21 | Вводные занятия | 2 | Россия: формирование территории государства. Основные направления внешней политики России в XVII - XIX веках |
22-25 | Сибирь и Дальний Восток в составе России | 4 | Присоединение Сибири и Камчатки. Этносы Сибири к XVII веку: расселение и миграции. Хозяйственное освоение русскими Сибири. Интеграция культур. Россия, Китай и Америка в борьбе за сферы влияния в Сибири. Роль церковного раскола и старообрядчества в освоении Сибири |
26-29 | Юго-Восточная Европа и Поволжье в XVII – XIX веках | 4 | Русско-польские и русско-турецкие отношения в XVII-XIX веках. Завоевание Черноморского побережья и ликвидация Крымского ханства. Поволжье в составе России. Башкиро-татарские восстания. Иностранные колонисты и освоение слабозаселенных районов. |
30-33 | Кавказ и Россия: противодействие и интеграция | 4 | Этносы, конфессии и политические образования Северного Кавказа. Антииранские движения. Исламизация Кавказа. Территориальные приобретения России в Закавказье. Мюридизм. Имамат Шамиля. Присоединение Чечни и Дагестана к России. Развитие материальной и духовной культуры народов Кавказа. |
34-36 | Итоговые занятия | 3 | Становление России как многонационального государства |