СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса "Народы России"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Народы России"»

Пояснительная записка

Курс «Народы России» предназначен для учащихся 10 класса, углубленно изучающих историю. Актуальность курса обусловлена спецификой социально-психологических процессов в современном российском обществе и необходимостью контроля над ними, формирования российской идентичности при сохранении этнокультурного многообразия. Объектом изучения в данном курсе являются этническая, социально-экономическая и политическая история народов и государств, существовавших на территории современной Российской Федерации и оказавших непосредственное влияние на развитие государства.

Целью курса является формирование представления об уникальности и ценности исторического этнокультурного наследия народов России, составляющих единую цивилизацию.

Задачи курса:

- овладение знаниями об основных закономерностях складывания государств и народов;

- развитие способностей осмысливать исторические этнополитические процессы на территории России;

- развитие творческого мышления и познавательной активности, интереса к отечественной истории и культуре;

- воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства

Курс составлен на основе пособия «Программы элективных курсов. История. 10-11 классы. Профильное обучение. Сост. М.В. Пономарев и др. М., Дрофа, 2007. Курс рассчитан на 36 часов и построен по проблемно-хронологическому принципу с учетом региональной специфики.

В результате изучения курса учащиеся должны:

Знать:

- основные факты, явления, процессы, понятия, связанные с проблематикой курса и предусмотренные государственным стандартом общего образования;

- основные закономерности развития этноса в различных исторических условиях;

- историко-культурные общности на территории России и их особенности;

- взаимосвязь этнокультурной, конфессиональной и политической истории России.

Уметь:

- самостоятельно проводить комплексный поиск и анализ информации в рамках поставленной проблемы;

- сформулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию по поставленным проблемам;

- четко выражать и аргументировать свою позицию.

Использовать приобретенные знания и умения для:

- формирования собственного взгляда на этнокультурные процессы современности;

- осознания учащимися себя гражданами единого многонационального государства.

Предполагается безотметочная система оценивания.

Содержание курса (36 часов):

Название раздела, темы

Кол-во часов

Основное содержание


Россия и народы Северной Евразии с древнейших времен до конца XVI века

19


1-2

Вводное занятие

2

Этнокультурная карта современной России. Этнос, племя, народ, нация. Земледельцы и кочевники.

3-5

Территория Россия в Древнем мире

3

Древнейшие культуры Северной Евразии. Центральная Азия и Сибирь (этническая картина степей в I тысячелетии до н.э.)

6-9

Народы России в раннем Средневековье

4

Этнокультурная карта Евразии после Великого переселения народов. Авары, тюрки на территории современной России. Продвижение тюрков в Сибирь и коренное население Сибири и Дальнего Востока. Кочевая периферия восточных славян и Киевской Руси. Великая Булгария. Хазарский каганат. Этногенез чувашей и башкир. Проблема этногенеза финно-угорских народов.

10-13

Народы Северной Евразии в составе Монгольской Империи

4

Дискуссия о роли ига в истории народов Северной Евразии. Создание единого монгольского государства и завоевательные войны. Золотая Орда и ее наследие. Ислам и исламская культура в Орде.

14-17

Государства евразийских степей и Россия после монголов

4

Политические процессы в ханствах-наследниках Орды. Начало российского освоения Сибири. Этногенез поволжских и крымских татар. Тюркизация и этногенез народов Кавказа. Начало вхождения татарских и тюркских территорий в состав России.

18-19

Повторительно-обобщающие занятия

2

Основные закономерности развития обществ и государств Северной Евразии в древности и в Средние века


Россия и народы Северной Евразии в XVII - XIX веках

17


20-21

Вводные занятия

2

Россия: формирование территории государства. Основные направления внешней политики России в XVII - XIX веках

22-25

Сибирь и Дальний Восток в составе России

4

Присоединение Сибири и Камчатки. Этносы Сибири к XVII веку: расселение и миграции. Хозяйственное освоение русскими Сибири. Интеграция культур. Россия, Китай и Америка в борьбе за сферы влияния в Сибири. Роль церковного раскола и старообрядчества в освоении Сибири

26-29

Юго-Восточная Европа и Поволжье в XVII – XIX веках

4

Русско-польские и русско-турецкие отношения в XVII-XIX веках. Завоевание Черноморского побережья и ликвидация Крымского ханства. Поволжье в составе России. Башкиро-татарские восстания. Иностранные колонисты и освоение слабозаселенных районов.

30-33

Кавказ и Россия: противодействие и интеграция

4

Этносы, конфессии и политические образования Северного Кавказа. Антииранские движения. Исламизация Кавказа. Территориальные приобретения России в Закавказье. Мюридизм. Имамат Шамиля. Присоединение Чечни и Дагестана к России. Развитие материальной и духовной культуры народов Кавказа.

34-36

Итоговые занятия

3

Становление России как многонационального государства




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!