СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса "Экспресс- подготовка к итоговому сочинению"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье предсатвлен опыт учителя по подготовке к итоговому сочинению в 2023 учебном году.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Экспресс- подготовка к итоговому сочинению"»

ПРОГРАММА КУРСА ЭКСПРЕСС-ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ

СОЧИНЕНИЮ В 11 КЛАССЕ

Автор: Архипова Ульяна Аюровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Дульдургинская средняя школа»

Забайкальский край, с Дульдурга , ул. Комсомольская 34

Ключевые слова: итоговое сочинение в 11 классе, подготовка к итоговому сочинению.

В статье представлен опыт работы учителя по подготовке к итоговому сочинению, в частности, содержание и методические рекомендации к занятиям, на которых одиннадцатиклассники знакомятся с направлениями итогового сочинения 2023 года.

Keywords: final essay in the 11th grade, preparing for the final essay.The article presents the experience of the teacher in preparation for the final essay, in particular, the content and methodical recommendation for the lessons, where the students get acquainted with the main modules of the final essays 2023.

Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 11 классе итогового сочинения, целью которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 11 классов.

Оставшись один на один с темой сочинения, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, приобретённые на уроках русского языка, но и уровень компетентности зрелой личности выпускника средней школы. Задачи, которыми определен сам факт проведения сочинения, следующие: выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.

В прошлом сезоне ГИА Минпросвещения, Рособрнадзор и ФИПИ существенно изменили правила проведения допуска к экзаменам. Нововведения существенно изменили сам принцип формирования комплекта тем, которые будут предложены на экзамене. Упразднены направления, вместо них в 2024 году предложены разделы с распределенными тематиками, по которым формулируются темы итогового сочинения. Во время проведения итогового сочинения 2023-2024 учебного года экзаменуемые получат на выбор 6 тем по 2 на каждый укрупненный раздел (ранее в комплекте было только 6 тем). Экзаменационные комплекты будут компоновать, используя закрытый банк ФИПИ, поэтому сами темы сочинений остались неизменными (их существует более 1500). Если ранее подготовка к итоговому сочинению предполагала проработку одного или нескольких из 5 направлений, то в 2023-2024 году прорабатывать предстоит из 11 подразделов, которые структурно объединены в три крупных раздела. Это духовно- нравственные ориентиры в жизни человека, семья, общество, Отечество в жизни человека, природа и культура в жизни человека.

Таким образом, задача учителя – за 12 недель подготовить одиннадцатиклассников к адекватному восприятию тем по каждому разделу. Для этого разработан курс экспресс-подготовки к итоговому сочинению, рассчитанный на 12 часов (1 час в неделю).

Во-первых, на этих занятиях учащиеся знакомятся с тремя разделами, требованиями к структуре и содержанию сочинения, критериями оценки. Во-вторых, подробно рассматриваются три заявленных раздела. Каждому направлению посвящено 4 занятия. Как показала практика, данная методика подготовки позволила одиннадцатиклассникам психологически, теоретически и практически подготовиться к успешному прохождению испытания в форме итогового сочинения.

Ниже представлена программа курса и методические рекомендации к занятиям.

Цель занятий: подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения, для того чтобы выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.

Формы работы: коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа по созданию текстов.

Курс «Подготовка к итоговому сочинению» рассчитан на 12 часов и предназначен для обучающихся 11 класса.

Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

1

Вводное занятие. Итоговое сочинение как форма аттестации (требования к сочинению, критерии оценивания сочинения)

1

2

Разделы итогового сочинения (обзор)

1

3

Структура сочинения

2

4

Раздел духовно- нравственные ориентиры в жизни человека

2

5

Раздел семья, общество, Отечество в жизни человека,

2

6

Раздел природа и культура в жизни человека.

2

7

Оформление сочинения (соблюдение речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных норм)

1

8

Консультационное занятие

1

9

Итого:

12 часов



Содержание программы учебного курса

1. Вводное занятие. Итоговое сочинение как форма аттестации (требования к сочинению, критерии оценивания сочинения). Знакомство с нормативными документами по проведению итогового сочинения.

Критерии оценивания итогового сочинения:

1) соответствие теме;

2) аргументация, привлечение литературного материала;

3) композиция;

4) качество речи;

5) грамотность.

Методические рекомендации. Ко всем занятиям подготовлены презентации, которые даны в

Приложении. Рекомендуется познакомить учащихся с интернет -ресурсами, которые можно использовать при подготовке к сочинению.



3. Разделы и (обзор).

Методические рекомендации. Рекомендуется закончить урок рефлексией – письменной работой учащихся «Распределите произведения, прочитанные вами летом, по направлениям итогового сочинения» или «Аргументами к каким направлениям могут стать художественные произведения, прочитанные вами летом?».

4-5. Структура сочинения.

Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике. Составление плана сочинения, подбор фактического материала. Основные требования к вступлению, основной части (аргументации), заключению.

Методические рекомендации.

Занятие проводится в форме лекции с использованием презентации учителя. Учащиеся делают записи в тетрадях. Целесообразно подготовить памятку-клише для написания вступления и заключения к сочинению.

6. Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела:
→ связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
→ нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
→ касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
→ позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
→ побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

Разбор произведении, которые могут стать основой для аргументов в сочинении. Подбор эпиграфов (цитат, афоризмов) по данному разделу. Практикум – написание сочинения (части сочинения: вступления, основной части, заключения).

7. Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

Темы этого раздела:
→ связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
→ нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традицияхи обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
→ касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
→ позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
→ побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества

Произведения, которые могут стать основой для аргументов в сочинении. Подбор эпиграфов (цитат, афоризмов) по данному направлению. Практикум – написание сочинения (части сочинения: вступления, основной части, заключения).

8. Раздел 3. Природа и культура в жизни человека

Темы этого раздела:
→ связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
→ нацеливают на рассуждение об искусстве и о науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре;
→ касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами), важности;
→ позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти и традиционных ценностей;
→ побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

Значение категории, лежащей в основе тематического направления сочинения. Произведения, которые могут стать основой для аргументов в сочинении. Подбор эпиграфов (цитат, афоризмов) по данному направлению. Практикум – написание сочинения (части сочинения: вступления, основной части, заключения).

Методические рекомендации.

Занятия 6 – 10 проводятся по следующему плану:

1. К уроку учащиеся должны найти и желательно выучить 4 – 5 афоризмов (пословиц, стихотворений) по ключевому понятию.

2. Определение лексического значения слова (работа с Толковым словарем). Запись значения в тетради. Учащимся разрешается использовать интернет-ресурсы для поиска значения слова. Как вывод – обращение к формулировке направления по версии ФИПИ.

3. Проверка домашнего задания. Письмо по памяти найденных учащимися афоризмов. Далее учитель представляет свои варианты высказываний по данной теме. Запись понравившихся высказываний в тетради.

4. Составление ассоциативного ряда к слову (вопрос: как можно интерпретировать данное понятие?) После индивидуальной работы учащиеся озвучивают свои ассоциации, дополняя кластер.

5. Коллективная работа учащихся. Подбор произведений, которые могли бы стать основой для литературных аргументов в сочинении. Дополнение кластера.

6. Совместное моделирование вступления и заключения сочинения.

7. Домашнее задание. Учитель готовит список тем, которые соответствуют данному направлению (их можно найти в том числе и на сайте http://sochinenie11.ru/) и предлагает учащимся написать сочинение по одной из тем.

11. Оформление сочинения (соблюдение речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных норм). Грамматические и речевые нормы русского языка. Наиболее распространенные в сочинениях грамматические ошибки: ошибочное словообразование разных частей речи, нарушение норм согласования и управлении и т.д. Речевые нормы русского языка. Распространенные речевые ошибки. Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании итогового сочинения по русскому языку (обобщение). Способы передачи чужой речи, деепричастные, причастные обороты, сложноподчиненные предложения, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (тире, двоеточие, точка с запятой) Сочетание знаков и комбинация знаков. Диктант на данные пунктуационные правила.

Методические рекомендации.

Данный урок целесообразно провести в форме анализа работ учащихся, написанных в ходе предыдущих занятий, обратив внимание на наиболее распространённые ошибки, допущенные в сочинениях.

12. Консультационное занятие.

Урок проводится в форме беседы с использованием презентации –практических советов по работе над сочинением

Требования к уровню подготовки обучающихся. После прохождения программы обучающиеся должны знать:

 основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;

 грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок).

После прохождения программы обучающиеся должны уметь:

 раскрыть тему сочинения, аргументируя свои тезисы в соответствии с формулировкой темы, обращаясь к тексту литературного произведения;

 показать знание текста художественного произведения, апеллируя к тексту в своих суждениях (т.е. уметь интерпретировать, цитировать, комментировать, пересказывать, анализировать текст художественного произведения);

 критически относиться к написанному, редактировать свое сочинение;

 самостоятельно написать сочинение, которое характеризуется композиционной цельностью, его части логично связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.



































Литература

1. Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. – М.: Просвещение, 1986. – 160 с.

2. Богданова О.Ю., Овчинникова Л.В., Романичева Е.С. Экзамен по литературе: от выпускного к вступительному / под ред. О.Ю.Богдановой.– М.: Просвещение, 1997. – 157 с.

3. Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. – М.:Просвещение, 1997. – 190 с.

4. Карнаух Н.Л. Письменные работы по литературе. 9 – 11 кл. /Н.Л. Карнаух, И.В. Щербина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. –317 с.

5. Лосева Л.М. Как строится текст: пособие для учителей / Под ред.Г.Я. Солганика. – М.: Просвещение, 1980. – 94 с.

6. Материалы сайта Сочинение 11.рф. Всё о выпускном сочинении.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sochinenie11.ru, свободный.

7. Русова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. Учебное пособие для учащихся 6 – 11 классов общеобразовательных школ, абитуриентов и их родителей. – Н. Новгород: Издательство «ДЕКОМ», 1997. – 192 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!