МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» г. Симферополя ____________________ Е.А. Орешкина | УТВЕРЖДЕНО приказ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» г. Симферополя от _________________ № _______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «АГРОНОМИЯ»
ДЛЯ 10 КЛАССА НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель: Брезгулевская О.В.
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
учителей естественно-математического цикла
(протокол от _______________ № _______)
г. Симферополь, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Агрономия» для 10 класса составлена с учетом рабочей Программы воспитания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» г.Симферополя и реализуется на основании следующих документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями);
- авторской рабочей программой «Основы агрономии» Семенова Л.В. – д.б.н., профессор; Дмитриева О.М. – к.б.н., доцент кафедра ботаники РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург).
Элективный курс «Агрономия» содержит как материалы теоретического характера, раскрывая принципы и механизмы развития агрономии, её историю и современное состояние, так и практические вопросы и задания. Содержание учебных занятий базируется на материале, привлеченном с учетом новейших тенденций в растениеводстве.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Результатом освоения программы станет овладение учащимися ключевыми компетенциями, обеспечивающими конкретные ожидания учащихся в области агротехники растениеводства, осознанного выбора агрономического профиля обучения и готовности к продолжению своего агрообразования.
Личностные результаты
Изучение элективного курса «Агрономия» обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию обучающихся:
- умение соотносить поступки и события с принятыми эстетическими принципами;
- знание моральных норм;
- умение выделить нравственный аспект поведения;
- в социальных ролях и межличностных отношениях;
- формирование позитивной динамики личностного развития.
2. Метапредметные результаты
В соответствии с ФГОС среднего общего образования метапредметные результаты освоения программы элективного курса «Агрономия» отражают:
2.1 Регулятивные
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новые задачи в познавательной деятельности, развивать интересы своей познавательной деятельности;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора;
- умение определять понятия, создавать обобщения и делать выводы при проведении опытнической и исследовательской деятельности.
2.2 Познавательные
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- формирование и развитие компетентностей в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной деятельности.
2.3 Коммуникативные
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и потребностей, планирования своей деятельности;
- умение сотрудничать с педагогом, сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
3. Предметные результаты
В результате изучения элективного курса «Агрономия» на уровне среднего общего образования обучающиеся
- научатся:
- определять типы почв по механическому составу;
- определять агрохимические свойства почвы и оптимальные технологические процессы обработки почвы;
- классифицировать удобрения;
- различать качественный и количественный состав удобрений;
- определять по признакам азотное, фосфорное и калийное голодание у растений;
- распознавать сроки и оптимальные способы внесения удобрений;
- хранить удобрения;
- составлять севооборот для культур, выращиваемых в хозяйствах;
- различать виды гербицидов, инсектицидов и регуляторов роста растений;
- узнавать наиболее распространенных вредителей и болезней с/х культур, способы борьбы с вредителями и болезнями с/х культур;
- определять агротехнологические требования посевного материала;
- определять оптимальный уход за растениями, создавать условия для роста и развития культивируемых растений;
- определять показатели качества урожая;
- определять способы уборки урожая;
- определять технологические требования к хранению и переработке с/х продукции;
- ознакомятся:
- с последствиями неправильного хранения и применения удобрений, химических средств защиты растений и влияние их на окружающую среду;
- с требованиями различных с/х культур к условиям их выращивания.
- получат возможность:
- определять почвы по механическому составу;
- определять кислотность почвенного раствора;
- определять минеральные удобрения;
- готовить растворы удобрений нужной концентрации;
- определять всхожесть семян;
- пользоваться справочной литературой;
- соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими препаратами.
Кроме этого программа курса предполагает:
- развитие интереса в области химии, биологии, географии и сельского хозяйства; проведение профориентационной работы;
– дальнейшее развитие познавательных и мыслительных способностей, умений самостоятельно овладевать знаниями, а также понимания роли химической науки в развитии сельского хозяйства.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Введение (1 час)
Агрономия, история развития агрономии. Сельское хозяйство как отрасль народного хозяйства, его задачи и особенности. Состав отраслей сельскохозяйственного производства и их взаимосвязь
Тема 1 «Свойства и обработка почвы»(4 часа)
Понятие о почве и её плодородии. Физические, агротехнологические и водные свойства почвы. Химические свойства почвы. Гумус. Наличие элементов питания (азот, фосфор, калий), кислотность почв. Структурная почва. Обработка почвы. Приемы и способы обработки почвы: вспашка, плоскорезная обработка, лущение, культивация, боронование, прикатывание. Минимальная обработка почвы: плоскорезная обработка, сокращение количества и глубины обработок, совмещение нескольких операций в одном агрегате и выполнение их за один проход трактора.
Практическая работа 1 Определение состава почвы.
Тема 2 «Основы агрохимии» (6 часов)
Минеральное питание растений. Микроэлементы и макроэлементы. Значение азота, фосфора, калия в жизнедеятельности растений. Признаки азотного, фосфорного и калийного голодания. Вынос элементов питания с урожаем. Виды удобрений. Способы внесения. Органические удобрения: навоз, навозная жижа, компост, птичий помет, зелёные удобрения. Дозы внесения в почву. Минеральные удобрения. Виды и свойства удобрений: азотные, фосфорные, калийные. Сложные комбинированные удобрения. Хранение удобрений. Снижение количества нитратов в овощах. Охрана окружающей среды при использовании химических средств в земледелии. Мероприятия по охране природы в своей местности.
Практические работы 2 Расчет доз вносимых удобрений, 3 Определение количества перегноя в почве.
Тема 3 «Севооборот» (4 часа)
История возникновения севооборота. Севооборот. Ротационная таблица. Научные основы чередования культур в севообороте, основные причины необходимости чередования с/х культур: химические, физические, биологические и экономические. Классификация севооборотов. Предшественники. Полевые, кормовые, специальные севообороты. Севообороты для овощных культур.
Практическая работа 4 Составление севооборотов для культур, выращиваемых на участках
Тема 4 «Семеноводство» (4 часа)
Понятие о системе семеноводства. Семеноводство полевых и овощных культур. Понятие о сортосмеси и сортообновлении зерновых культур. Причины ухудшения сорта. Подготовка семян к посеву. Сорные растения и меры борьбы с ними: предупредительные и истребительные (механические, биологические, химические). Защита полевых растений от вредителей и болезней. Бактериальные и вирусные заболевания. Методы борьбы с болезнями и вредителями: агротехнологический, биологический, механический, физический, химический. Меры безопасности при хранении, перевозки и применении ядохимикатов. Вредители овощных культур и меры борьбы с ними.
Практическая работа 5 Определение всхожести и подготовка семян к посеву
Тема 5 «Условия для выращивания растений» (2 часа)
Требования культурных растений к свету, воде, теплу, составу воздуха, кислотности почвы. Происхождение с/х культур.
Практическая работа 6 Выяснение влияния света, воды, тепла на рост растений.
Тема 6 «Агротехника основных культур» (8 часов)
Зерновые культуры первой группы: пшеница, рожь, ячмень, овес. Место возделывания, место в севообороте сорта, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка. Озимые и яровые зерновые культуры. Зерновые культуры второй группы: кукуруза, рис, сорго, просо. Место возделывания кукурузы, место в севообороте, сорта и гибриды, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка. Зернобобовые культуры. Подсолнечник. Лен-долгунец. Биологические особенности, сорта, место в севообороте, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка. Картофель, капуста, столовые корнеплоды. Биологические особенности, сорта, место в севообороте, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка. Плодовые культуры, их классификация. Выращивание культурной яблони. Ягодные культуры: земляника, смородина, крыжовник, малина.
Тема 7 «Хранение и переработка с/х продукции» (5 часов)
Значение своевременной уборки. Биологическая и хозяйственная спелость полевых культур. Хранение урожая полевых культур. Особенности уборки овощных культур. Причины порчи с/х продукции во время хранения. Потребительская, техническая и физиологическая спелость овощей. Хранение и переработка овощей. Физические, химические и биохимические способы переработки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(с учетом рабочей Программы воспитания)
№ | Наименование темы | Модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок» | Количество часов | Количество контрольных работ |
| Введение | День знаний | 1 | - |
1. | Свойства и обработка почвы | День учителя | 4 | - |
2. | Основы агрохимии | День работника сельского хозяйства День работника пищевой промышленности Всемирный день науки за мир и развитие | 6 | - |
3. | Севооборот | Всемирный день информации | 4 | - |
4. | Семеноводство | День словарей и энциклопедий | 4 | - |
5. | Условия для выращивания растений | Всемирный день Земли День защитников отечества | 2 | - |
6. | Агротехника основных культур | День воссоединения Крыма с Россией Всемирный день защиты лесов День воды Час Земли | 8 | - |
7. | Хранение и переработка с/х продукции | День Победы День экологических знаний День экологического образования | 5 | - |
Итого | 34 | - |