Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
№ п/п | Тема содержание | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
1 | Слово и его значение. Лексическое значение слова. | 1 | Знать понятие «лексическое значение слова», уметь пользоваться толковым словарем |
2 | Многозначные слова, их употребление в речи. | 1 | Знать понятие «многозначные слова» |
3 | Прямое и переносное значения слов. | 1 | Знать понятия «прямое и «переносное значение слова» |
4 | Омонимы, их значение в речи. Значение омонимов. | 2 | Знать понятие «омонимы», их значение в речи |
5 | Омофоны. Омоформы. | 2 | Знать понятие омофоны, омоформы |
6 | Синонимы, их значение в речи. Словарь синонимов. | 1 | Знать понятие «синонимы», их значение в речи |
7 | Антонимы, их значение в речи. | 1 | Знать понятие «антонимы», их значение в речи |
8 | Обучающее изложение «Ежик». Анализ изложения. | 1 | Знать понятие изложение |
9 | Фразеологизмы, их значение в речи. | 1 | Знать понятие «фразеологизмы» |
10 | Загадки, их художественные особенности. | 1 | Уметь придумывать загадку, отгадывать загадки |
11 | Пословицы. Употребление в речи образных выражений. | 1 | Уметь употреблять в речи образные выражения |
12 | Сравнение. Олицетворение. | 1 | Уметь выделять и сравнивать существенные признаки предметов, составлять предложения |
13 | Текст. Признаки текста. Тема текста. Заглавие. | 1 | Уметь определять тему текста и озаглавить его, составлять рассказ по опорным словам |
14 | Проверочная работа. Работа над ошибками. | 1 | Проверить полученные знания |
15 | План. Деление текста на части. | 1 | Уметь составлять план Делить текст на части |
16 | Составление текста по данному плану. Виды плана. | 1 | Составлять текст по плану Познакомиться с видами плана |
17 | Картинный план. | 1 | Составлять план по картине |
18 | Обобщение по теме «Виды плана». Проверочная работа. | 1 | Обобщать пройденный материал |
19 | Связь между предложениями в тексте Типы текста. | 1 | Работа с текстом Уметь восстанавливать деформир текст |
20 | Работа с деформированным текстом. Слова – антонимы. | 1 | Знакомство слова - антонимы |
21 | Связь между частями текста. | 1 | Наблюдение за связью между частями текста |
22 | Составление текста по данному началу. Типы речи. | 1 | Умение составлять текст на заданную тему по данному началу |
23 | Редактирование текста. Стили текста. | 1 | Навык построения связного текста Уметь употреблять образные выражения |
24 | Как избежать повторов в тексте? Редактирование. | 1 | Навык построения связного текста |
25 | Типы текста.Текст описание. | 1 | Знать типы текстаЗнать особенности текста-описания |
26 | Обучающее сочинение-описание. Диалог. | 1 | Уметь составлять самостоятельно текст-описание. |
27 | Текст – сравнительное описание. Коллективное составление текста. | 1 | Умение составлять текст-описание, сравнивая два предмета. |
28 | Текст - повествование. Сравнение текстов | 1 | Уметь отличать текст – описание от текста -повествование |
29 | Типы текста. Рассуждение | 1 | Уметь отличать текст-рассуждение от других видов текста |
30 | Сочинение на тему «Мой выходной день». | 1 | Умение устанавливать связь между предложением |
31 | Повторение пройденного. | 1 | |
32 | Викторины и конкурсы. | 1 | |
33 | Искусство речи. | 1 | |
34 | Повторение и обобщение пройденного. | 1 | |
| ИТОГО | 34 | |
Соколова Т.Н. Юным умникам и умницам: Школа развития речи: Рабочие тетради: в 2-х частях: 2 класс.-М.: Росткнига,
Соколова Т.Н. школа развития речи: Курс «Речь»: методическое пособие. 1- 4 класс/ М.: Росткнига, (Юным умникам и умницам)
Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963
Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960
Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970
Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976
Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.
Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.
Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966
Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977
Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.
Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961
Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961
Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979
Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993
Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992
Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992
Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002
Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968
Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982
Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 1980