Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Интерактивные средства обучения, такие как интерактивная доска, станет отличной помощницей в развития детей: внимания; памяти; мышления; речи; личности; навыков учебной деятельности.
Использование интерактивной доски на занятиях позволяет перейти от объяснительно- иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.
Данная программа кружковой работы реализуется с детьми 5-7 лет. В программе выделены следующие направления использования интерактивной доски, которые доступны для работы с детьми дошкольного возраста:
При подготовке к занятиям с использованием интерактивной доски необходимо учитывать санитарно- эпидемиологические нормы и правила, по которым общая продолжительность занятий должна составлять 20 минут с детьми старшего дошкольного возраста. Данная программа является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с интерактивной доской.
• развитие творческого мышления детей, способности к свободному фантазированию и творчеству;
• развитие коммуникативной компетентности дошкольника в процессе коллективной творческой работы;
• развитие умения ясно и логично излагать свои мысли и идеи окружающим, обосновывать свои мысли и высказывания;
• развитие навыка работы в интерактивных средах, умения творчески моделировать объекты, изменять их свойства для решения задач;
• развитие и коррекция психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия;
• помочь освоить детьми модели коммуникации с вымышленными героями мультимедийных разработок, как основные для освоения межличностной коммуникации;
• воспитание стремления достичь положительного результата в работе.
Работа с интерактивной доской происходит при первостепенной роли воспитателя по принципу тройственного взаимодействия: воспитатель - интерактивная доска - ребенок.
Срок реализации программы кружка «Информатика для дошкольников» - 1 год (для детей 5-7 лет).
Занятия кружка начинаются с 1 сентября и заканчивается 25 мая.
Программа рассчитана на 36 занятий (1 в неделю).
Длительность образовательной деятельности 20 минут.
Занятия носят итоговый характер по разделам общеобразовательной программы учреждения «Речевое развитие», «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора», «Математическое развитие», «Изобразительная деятельность».
• выделять свойства предметов, находить предметы, обобщающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
• находить ошибки в неправильной последовательности простых действий.
• научить представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов. • переносить свойства одного предмета на другие.
Учебно- тематический план дополнительной образовательной программы.
Методическое обеспечение программы кружковой работы.
№ п/п | Наименование тем. | Форма прове дения. | Программные задачи | Методы и приёмы организа ции. | Материал. |
1.1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | Беседа | Выработать основные правила ТБ и работы возле ИД. Возможности и средства управления ИД. | Беседа,объяснение, показ обучающих слайдов. | ИКТ оборудование,слайды, дидактическая техника. |
1.2 | Форма и цвет. | Игры-упражнения | Формирование умения анализировать и сравнивать предметы по форме и цвету, устанавливать закономерности. | Игровая ситуация. объяснение, упражнения, творческие задания | Программное обеспечение «Развитие элементарных математических представлений» |
1.3 | Что такое природа? | игры-упражнения, творческие задания. | Формирование понятия о природе, её неживых и живых объектах. | Беседа, рассматривание иллюстраций ,игровая ситуация, творческие задания. | Программное обеспечение «Познавательная деятельность», наглядно-дидактические пособия. |
1.4 | Конструирование из природных элементов. | | Формирование у детей умений наблюдать и замечать красоту природы, удивляться и радоваться. | Беседа. работа с конструктором. | Программное обеспечение «Творческая деятельность», дидактическая техника. |
1.5 | Определи закономерность. | Игры-упражнения | Формирование умения анализировать признаки предметов (форма и цвет) | Дид.игра, творческие задания. | Программное обеспечение «Развитие элементарных математических представлений», дидактическая техника. |
1.6 | Природа живая и неживая. | Задания-обсуждения. | Ознакомление с делением окружающих объектов наприродные и созданные человеком, закрепление представления о росте, развитии и размножении живых организмов, развитие умений устанавливать причинно-следственные связи. | Беседа, рассматривание иллюстраций ,игровая ситуация, творческие задания. | Программное обеспечение «Познавательная деятельность», наглядно-дидактические пособия. |
1.7 | Звуки и буквы | Игры-упражнения, творческие задания | Учить определять место звука в трех позициях (начало, середина, конец слова). Закрепить понятие о гласных звуках. Дать понятие о том, чем звук отличается от буквы; | Объяснение, изучение правил игры на интерактивной доске. Упражнения. ИК игры. | Программное обеспечение «Развитие речи», дидактическая техника. |
1.8 | Строим башню. Цвета. | Игры-упражнения | Формирование умения анализировать форму и цвет предметов. Находить в ближайшем окружении предметы нужного цвета, оперировать пространственными отношениями. | Игровые задания. объяснения, упражнения, ИК игры. | Программное обеспечение «Развитие элементарных математических представлений», наглядно-дидактические пособия., |
2.1 | Животные. Голоса. Детёныши. | Интерактивные игры-иллюстрации. | Формирование знаний о домашних животных. | Беседа, рассматривание иллюстраций ,игровая ситуация, творческие задания. | Программное обеспечение «Познавательная деятельность», дидактическая техника. |
2.2 | Орнаменты и узоры. | Творческая мастерская | Развитие навыков свободного творческого конструирования из различных геометрических фигур и декоративных элементов. | Изучение элементов панели управления, объяснение, творческое задание. | Программное обеспечение «Творческая деятельность», наглядно-дидактические пособия. |
2.3 | Положение в пространстве. | Игры-упражнения | Формирование навыков ориентировки детей в пространстве, закрепление умений находить предметы в помещении по описанию их местоположения. | Игровые задания. объяснения, упражнения, ИК игры. | Программное обеспечение «Развитие элементарных математических представлений», дидактическая техника. |
2.4 | Птицы. Голоса. Птенцы | | Формирование знаний о домашних птицах, их названии, внешнем виде,питании. | Беседа, рассматривание иллюстраций ,игровая ситуация, творческие задания. | Программное обеспечение «Познавательная деятельность», наглядно-дидактические пособия. |
2.5 | Слова | | Продолжать учить проводить звуковой анализ слов; учить называть слова с заданным звуком. | Объяснение, изучение правил игры на интерактивной доске,упражнения. ИК игры | Программное обеспечение «Развитие речи», дидактическая техника. |
2.6 | Считаем машинки. | Игры-упражнения | Формирование навыков порядкового счёта, умения отсчитывать заданное количество предметов, оперировать понятиями «больше», «меньше», сравнивать группы предметов по количеству. | Игровые задания. объяснения, упражнения, ИК игры. | Программное обеспечение «Развитие элементарных математических представлений» наглядно-дидактические пособия., |
2.7 | В лесу. Найди гриб. | Познавательная игра | Формирование знаний о грибах, безопасном поведении в природе. | Беседа, рассматривание иллюстраций ,игровая ситуация, творческие задания. | Программное обеспечение «Познавательная деятельность» дидактическая техника., |
3.1 | Сказки. | Творческие игры-упражнения | Развитие связной речи, продолжать учить составлять предложения и распространять его. | Аннимационные ролики, объяснение, ИК упражнения | Программное обеспечение «Развитие речи» наглядно-дидактические пособия., |
3.2 | Список покупок. | Игры-упражнения | Развитие слуховой памяти дошкольников | Игровые задания. объяснения, упражнения, ИК игры. | Программное обеспечение «Развитие элементарных математических представлений», дидактическая техника. |
3.3 | Профессии. | Познавательная игра | Формирование знаний о различных профессиях и орудиях труда. | Беседа, рассматривание иллюстраций ,игровая ситуация, творческие задания. | Программное обеспечение «Познавательная деятельность» наглядно-дидактические пособия., |
3.4 | Рассказ | Творческие игры-упражнения | Формировать умения составлять предложения с опорой на картину и схему предложения. Учить дополнять простые нераспространенные предложения. | Объяснение, изучение правил игры на интерактивной доске, упражнения,ИК игры | Программное обеспечение «Развитие речи», дидактическая техника. |
3.5 | Раскрась фигуры. | Игры-упражнения | Формирование понимания пространственных взаимоотношений (выше, ниже). Закрепление знаний о геометрических фигурах и основных цветах спектра. | Изучение элементов панели управления, объяснение, творческое задание. | Программное обеспечение «Развитие элементарных математических представлений», наглядно-дидактические пособия. |
3.6 | Профессии. | Творческие игры-упражнения | Формирование знаний о различных профессиях и орудиях труда. | Беседа, рассматривание иллюстраций ,игровая ситуация, творческие задания. | Программное обеспечение «Познавательная деятельность» дидактическая техника., |
3.7 | Слоги | игры-упражнения | закрепление знаний гласных и согласных звуков, развитие умений самостоятельно собирать слоги и слова. | Объяснение, изучение правил игры на интерактивной доске, упражнения, ИК игры | Программное обеспечение «Развитие речи» наглядно-дидактические пособия., |
3.8 | Запомни и расположи также. | Игры-упражнения | Развитие памяти детей, формирование произвольного внимания. | Игровые задания. объяснения, упражнения, ИК игры. | Программное обеспечение «Развитие элементарных математических представлений», дидактическая техника. |
4.1 | Правила дорожного движения. Правила поведения на улице. | Слайд-шоу с дикторским сопровождением | Формирование знаний о правилах дорожного движения, безопасного поведения на улице. | Беседа, рассматривание слайдов,игровая ситуация, творческие задания. | Программное обеспечение «Познавательная деятельность» дидактическая техника. |
4.2 | Строитель | Творческая мозаика | Формирование знаний детей о геометрических формах, развитие представлений о назначении симметрии, равновесия, пропорций. | Работа с цветовой палитрой | Программное обеспечение «Творческая деятельность», наглядно-дидактические пособия. |
4.3 | Найди фигуру по контуру. | Игры-упражнения | Формирование умения соотносить изображение предмета и его контур. | Игровые задания. объяснения, упражнения, ИК игры. | Программное обеспечение «Развитие элементарных математических представлений», дидактическая техника. |
4.4 | Правила дорожного движения.Дорожные знаки. | Игры-упражнения | Формирование знаний о правилах дорожного движения, закрепление названий и назначения дорожных знаков. | Беседа, рассматривание слайдов,игровая ситуация, творческие задания. | Программное обеспечение «Познавательная деятельность» дидактическая техника. |
4.5 | Народные промыслы. | Художественная мастерская | Ознакомление детей с народно- прикладным искусством, формирование навыков художественно- декоративной росписи. | Работа с панелью функциональных возможностей | Программное обеспечение «Творческая деятельность» наглядно-дидактические пособия., |
4.6 | Найди контур для фигуры. | Игры-упражнения | Формирование умения соотносить изображение предмета и его контур. | Игровые задания. объяснения, упражнения. | Программное обеспечение «Развитие элементарных математических представлений» |
4.7 | Правила поведения в природе,общественных местах. | Задания-обсуждения | Ознакомление с правилами поведения дома, на улице, в общественных местах | Беседа, рассматривание слайдов,игровая ситуация, творческие задания. | Программное обеспечение «Познавательная деятельность» наглядно-дидактические пособия., |
4.8 | Оденем куклу | Художественная мастерская | Формирование умений детей создавать атрибуты для сюжетно- ролевых игр. | Изучение элементов панели управления, объяснение, творческое задание. | Программное обеспечение «Творческая деятельность», дидактическая техника. |
4.9 | Оденем куклу | Художественная мастерская | Продолжать формирование умений детей создавать атрибуты для сюжетно- ролевых игр, для кукол настольного театра. | Изучение элементов панели управления, объяснение, творческое задание. | Программное обеспечение «Творческая деятельность» наглядно-дидактические пособия., |
4.11 | Безопасность собственной жизнедеятельности. | Слайд-шоу с дикторским сопровождением. | Формирование навыков безопасного поведения. | объяснение | Программное обеспечение «Познавательная деятельность» дидактическая техника., |
4.12 | Найди контур для фигуры. | Игры-упражнения | Формирование умения соотносить изображение предмета и его контур. | Игровые задания | Программное обеспечение «Развитие элементарных математических представлений» наглядно-дидактические пособия., |
4.13 | Безопасность собственной жизнедеятельности. | Слайд-шоу | Продолжать формирование навыков безопасного поведения | Изучение элементов панели управления, объяснение, творческое задание. | Программное обеспечение «Познавательная деятельность», дидактическая техника. |
4.14 | Итоговое занятие. | Познавательная викторина | Закрепить основные правила работы с интерактивной доской. Закрепление знаний, умений и навыков по основным разделам программы. | Игровые занятия | Программное обеспечение по всем разделам программы, наглядно-дидактические пособия. дидактическая техника. |
Содержание дополнительной образовательной программы.
№ п\п | Название темы | Краткое описание темы | Время, затраченное на изучение темы |
1.1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | Знакомство с интерактивной доской, её составляющими, объяснение правил безопасной работы с ИД. | 20 |
1.2 | Форма и цвет. | Рассматривание форм предметов, дид.игра «На что похоже», работа с модулем «Форма и цвет.» | 20 |
1.3 | Что такое природа? | Беседа об осени, работа с модулями «Природа», «Человек учится у природы» | 20 |
1.4 | Конструирование из природных элементов. | Беседа об осени, работа с модулями «Природа» | 20 |
1.5 | Определи закономерность. | Рассматривание геометрических фигур, дид.игра «Дополни ряд», работа с модулем «Определи закономерность» | 20 |
1.6 | Природа живая и неживая. | Беседа об осени, работа с модулями «Найди объекты, созданные человеком», «Что сначала, что потом» | 20 |
1.7 | Звуки и буквы | Закрепление правил работы с интерактивной доской, гимнастика для глаз, задания и упражнения «Найди звук» ,«Найди слово с определённым звуком». | 20 |
1.8 | Строим башню. Цвета. | Рассматривание картинок, дид.игра «Найди похожее», работа с модулем «Строим башню.» | 20 |
2.1 | Животные. Голоса. Детёныши. | Рассматривание иллюстраций «Домашние животные», дид игра «Чьи детки», работа с модулем «Животные. Голоса. Детёныши.», | 20 |
2.2 | Орнаменты и узоры. | Знакомство с цветовой палитрой, закрепление основных функций панели управления, работа с модулем «Орнаменты и узоры» | 20 |
2.3 | Положение в пространстве. | Дид.игра «Кто где находится», работа с модулем «Положение в пространстве» | 20 |
2.4 | Птицы. Голоса. Птенцы | Рассматривание иллюстраций «Домашние птицы», дид игра «Узнай по описанию», работа с модулем «Птицы. Голоса. Птенцы», | 20 |
2.5 | Слова | Закрепление правил работы с интерактивной доской, гимнастика для глаз, задания и упражнения «Придумай слово» ,«Подставь картинку». | 20 |
2.6 | Считаем машинки. | Дид.игра «Найди, который по счёту», работа с модулем «Считаем машинки» | 20 |
2.7 | В лесу. Найди гриб. | Рассматривание иллюстраций «Грибы», дид игра «Узнай гриб», работа с модулем «В лесу. Найди гриб.», | 20 |
3.1 | Сказки. | Закрепление правил работы с интерактивной доской, гимнастика для глаз, задания и упражнения «Найди сказку» ,«Подставь нужного героя ». | 20 |
3.2 | Список покупок. | Дид.игра «Идём в магазин», работа с модулем «Список покупок» | 20 |
3.3 | Профессии. | Рассматривание иллюстраций «Кто где работает», дид игра «Кому что нужно для работы», работа с модулем «Профессии.», | 20 |
3.4 | Рассказ | Закрепление правил работы с интерактивной доской, гимнастика для глаз, задания и упражнения «Определи на слух жанр» ,«Расскажи». | 20 |
3.5 | Раскрась фигуры. | Дид.игра «На что похоже», работа с модулем «Раскрась фигуры» | 20 |
3.6 | Профессии. | Рассматривание иллюстраций «Разные профессии», дид игра «Что кому», работа с модулем «Профессии.», | 20 |
3.7 | Слоги | Закрепление правил работы с интерактивной доской, гимнастика для глаз, задания и упражнения «Слоги» ,«Найди слово с определённым количеством слогов». | 20 |
3.8 | Запомни и расположи также. | Дид.игра «Что где лежит», работа с модулем «Запомни и расположи также» | 20 |
4.1 | Правила дорожного движения. Правила поведения на улице. | Рассматривание иллюстраций «Наша улица», дид игра «Светофор», работа с модулем «Правила дорожного движения. Правила поведения на улице.», | 20 |
4.2 | Строитель | Знакомство с цветовой палитрой, закрепление основных функций панели управления, работа с модулем «Строитель» | 20 |
4.3 | Найди фигуру по контуру. | Дид.игра «Определи на ощупь», работа с модулем «найди фигуру по контуру» | 20 |
4.4 | Правила дорожного движения.Дорожные знаки. | Рассматривание иллюстраций «Дорожные знаки», дид игра «Найди знак», работа с модулем «Правила дорожного движения. Дорожные знаки», | 20 |
4.5 | Народные промыслы. | Знакомство с цветовой палитрой, закрепление основных функций панели управления, работа с модулем «Народные промыслы» | 20 |
4.6 | Найди контур для фигуры. | Дид.игра «Определи на ощупь», работа с модулем «найди фигуру по контуру» | 20 |
4.7 | Правила поведения в природе, общественных местах. | Рассматривание иллюстраций «В театре», работа с модулем «Правила поведения в природе, общественных местах.» | 20 |
4.8 | Оденем куклу | Знакомство с цветовой палитрой, закрепление основных функций панели управления, работа с модулем «Оденем куклу» | 20 |
4.9 | Оденем куклу | Знакомство с цветовой палитрой, закрепление основных функций панели управления, работа с модулем «Оденем куклу» | 20 |
4.11 | Безопасность собственной жизнедеятельности. | Рассматривание иллюстраций «Опасные ситуации», дид игра «Что можно, что нельзя», работа с модулем «Безопасность собственной жизнедеятельности.», | 20 |
4.12 | Найди контур для фигуры. | Дид.игра «Определи на ощупь», работа с модулем «найди фигуру по контуру» | 20 |
4.13 | Безопасность собственной жизнедеятельности. | Рассматривание иллюстраций «Какие бывают опасные ситуации», работа с модулем «Безопасность собственной жизнедеятельности | 20 |
4.14 | Итоговое занятие. | Игровые тесты для детей по изученному материалу. | 20 |
1. Волошина О.В. Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду. / О. В. Волошина// Информатика. – 2006. – №19.
2. Горвиц Ю.М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. /Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М.: Линка-Пресс, 1998. – 328 с.
3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы./ В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
4. Кравцов С.С., Ягодина Л.А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников./ С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. – №12.
5. Марич Е.М. Внедрение новых форм организации воспитательно- образовательного процесса с применением информационно- коммуникационных технологий в дошкольных организациях.Методические рекомендации, М,:ООО «Интелин»,2014-132 с.
6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санпин 2.4.2. 178-020), рег. №3997