СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Всезнайка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа расчитана для  детей  подготовительной группы, разработана  в соответствии ФГОС дошкольного образования.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Всезнайка"»







Программа дополнительного образования «Всезнайка»



ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.

Актуальность образовательной программы «Всезнайка» состоит в решении вопросов выравнивания стартовых возможностей детей с учетом проблемы разного уровня подготовленности детей, затрудняющего их адаптацию к условиям школьной жизни.

Новизна образовательной программы «Всезнайка» заключается в том, что она предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду.

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Образовательная программа для обучения в группах адаптации детей к условиям школьной жизни (далее – программа) разработана на основе следующих нормативных правовых документов:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

- СанПиН 2.4.2.2821 - 10, утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрированных в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993; - Приказа Министерства образования и науки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Министерстве России 26.09.2013 №30038);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» от 16.10.2009 №373 с учетом примерного учебного плана начального общего образования Примерной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 года №1/15);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержд. приказом Министерства просвещения РФ от 9.11.2018г. № 196)

Образовательная программа составлена на основе программы «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. (М., 2013год) и адаптирована к условиям ОУ.

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Общая характеристика программы.

Направленность программы

Программа представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. Таким образом, программа «Всезнайка» имеет социально-педагогическую направленность.

Созданием данной образовательной послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Педагогическая целесообразность программы

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех дошкольников, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное обучение на уровне начального общего образования.

Основные принципы построения программы:

- общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

- развитие творческой деятельности;

- развитие личностных компетенций;

- поддержка и сохранение здоровья;

- формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;

- развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;

-сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Отличие данной дополнительной образовательной программы от других программ.

Образовательная программа «Всезнайка» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности. 

2.2 Цель программы:

- всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.

Основные задачи программы:

• организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

• укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

• формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Программа рассчитана на детей 5-7летнего возраста.

Программа состоит из двух разделов.

Первый раздел: развитие речи и обучение грамоте.

Второй раздел: развитие математических представлений и логики.

Основные задачи при реализации данной программы:

По первому разделу:

Развитие речи и обучение грамоте :

развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.

обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.

развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);

развитие фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);

развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать;

подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений)

По второму разделу:

Развитие математических представлений и логики :

развитие математических представлений о числах и цифрах;

знакомство с математическими знаками;

развитие умение решать и составлять арифметические задачи;

развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;

подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм)

 Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Продолжительность реализации программы – один год (период с сентября по май месяц включительно, 72 занятия год). Занятия проводятся 8 раз в месяц, 2 занятия в неделю (с 1 сентября по 31 мая). Продолжительность занятия- 30  минут.

 Приёмы и методы: словесные, наглядные, творческие.

 Форма занятий: совместная игровая-познавательная деятельность взросло и детей,(игры и продуктивная деятельность), групповые.

 Основные принципы работы:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;

- уважение к работнику, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

- комплексный подход;

- систематичность и последовательность;

- вариативность занятий;

- наглядность.

2.3 Ожидаемые результаты после реализации программы .

По первому разделу:

- ребенок должен хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; знать порядок букв (алфавит);

- различать гласные и согласные звуки;

- правильно ставить ударение в знакомых словах;

- свободно и осознанно читать простые слова

- правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;

- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;

- проявлять интерес к родному языку.

По второму разделу:

- ребенок должен различать и называть цифры и другие математические знаки (сложения- вычитания, знаки больше-меньше, равно);

- уметь составлять и решать арифметические задачи;

- уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;

- ориентироваться в тетради

Организация учебно-воспитательного процесса:

Основная форма организации работы - игровая, так как именно в игре развиваются творческие способности личности.

При реализации данной образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти); используется разнообразный дидактический материал (подвижная азбука ( наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами); фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр).

Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.

 Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Всезнайка» – открытое занятие для родителей.

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Учебно- тематический план.

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте

Тема

Кол-во занятий

Использоваемое пособие

Страницы

1

Знакомство с понятиями “звуки” и “буквы”

1

“По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.1-3

2

   Звук [А]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.4-5

3

Звук [О]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.6-7

4

Звук [Э]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.8-9

5

Звук [И]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.10-11

6

Звук [И]- [Ы]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.12-15

7

Звук [У]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.16-19

8

Звук [М]- [М’]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.20-23

9

Звук [Н]- [Н’]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.24-27

10

Звук [П]- [П’]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.28-31

11

Звук [Т]- [Т’]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.32-35

12

Звук [К]- [К’]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.36-39

13

Звук [Х]- [Х’]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.40-45

14

Звук [Ф]- [Ф’]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.46-49

15

Звук [Й]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.50-52

16

Звук [Й’О]- [Й’У]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.52-55

17

Звук [Й’А]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.56-57

18

Звук [Й’Э]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.57-60

19

Звуки [Л], [Л, ], различение [Л, ]– [Й, ]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.4

Стр.1-7,звуковые карточки

20

          Звуки [В], [В, ] различение [В]– [Ф], [В, ]–[Ф, ]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.4

Стр.8-11,звуковые карточки

21

Звуки [Ч, ]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.4

Стр.12-13,звуковые карточки

22

Звуки [Щ, ], различение [Ч, ]– [Щ, ]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.4

Стр.14-17,звуковые карточки

23

Звуки [Б], [Б, ], различение [Б]–[П], [Б, ]– [П, ]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.4

Стр.18-21,звуковые карточки

24

Звуки [Д], [Д, ], различение Д]– [Т], [Б, ]– [П, ]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.4

Стр.22-25,звуковые карточки

25

Звуки [C], [С, ]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.4

Стр.26-29,звуковые карточки

26

Звуки [Ц], раз" личение [Ц]–[С], [Ц]–[Ч]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.4

Стр.30-33,звуковые карточки

27

Звуки [Г], [Г, ] различение [Г]–[К], [Г, ]–[К, ]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.4

Стр.34-37,звуковые карточки

28

Звуки [З], [З, ] различение [З]–[С], [З, ]–[С , ]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.4

Стр38-43,звуковые карточки

29

Звуки [Ш], раз" различие [Ш]– [С], [Ш]–[Щ, ]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.4

Стр44-47,звуковые карточки

30

Звуки [Ж], раз" различие [Ж]– [З], [Ж]–[Ш]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.4

Стр.48-51,звуковые карточки

31

Звуки [Р], [Р, ] различение [Р]–[Л], [Р, ]– [Л, ]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.4

Стр.52-60,звуковые карточки

32

Звуки [Л], [Л, ], различение [Л, ]– [Й, ]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.4

Стр.1-7,звуковые карточки

33

          Звуки [В], [В, ] различение [В]– [Ф], [В, ]–[Ф, ]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.4

Стр.8-11,звуковые карточки

34

Звуки [Ч, ]

1

“По дороге к Азбуке ” ч.4

Стр.12-13,звуковые карточки

35

Мониторинг

1



36

Итоговое занятие

1



Всего занятий : 36



Учебно - тематический план

Введение в математику



Тема

Кол-во занятий

Использоваемое пособие

Страницы

1

Мониторинг

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Ч. 1, стр. 14–17

2

     Названия предметов.

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Ч. 1, стр. 2–5

3

Цвет предметов

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Ч. 1, стр.18–21

4

Форма фигур

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Ч. 1, стр. 24–27

5

Размер предметов

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Ч. 1, стр. 30–33

6

Материал и назначение предметов

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Ч. 1, стр. 18–21

7

Сравнение чисел

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Ч. 1, стр. 42–45

8

Целое и части

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Ч. 1, стр. 48–51

9

Целое и части

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Ч. 1, стр. 54–57

10

Числа один и два, цифры 1 и 2

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Ч. 2, стр. 2–5

11

Число три, цифра 3

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Ч. 2, стр. 8–11

12

Число три, цифра 3

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Ч. 2, стр. 14–17

13

Число пять, цифра 5

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Ч. 2, стр. 26–29

14

Число шесть, цифра 6

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Ч. 2, стр. 44–47

15

Длина, ширина, высота, толщина предметов

1

“Моя математика ”в 3-х частях

47 Ч. 2, стр. 48–51

16

Счёт двойками и тройками

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Ч. 2, стр. 52–55

17

Число семь, цифра 7

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Ч. 2, стр. 58"61

18

Повторение изученного

1

“Моя математика ”в 3-х частях

61 Ч. 2, стр. 64–67

19

Независимость  числа предметов от их размера и формы расположения

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Стр. 159

20

Состав числа из единиц

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Стр. 168

21

    Число восемь, цифра 8

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Ч. 3, стр. 8-11

22

Счёт с участием различных анализаторов

1

“Моя математика ”в 3-х частях

стр.162

23

Обучение детей формулировке арифметических действий

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Стр. 182

24

Число девять, цифра 9

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Ч. 3, стр. 20-23

25

Упражнение в запоминании чисел

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Стр. 162

26

Равенство и неравенство численных множеств

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Ч. 3, стр. 26-27

27

Счёт групп предметов

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Стр. 164

28

Порядковый счёт

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Стр. 169

29

Деление целого на части

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Ч. 3, стр. 30-31

30

Число десять, запись числа десять

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Ч. 3, стр. 32-35

31

Взаимно-обратные отношения между числами

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Ч. 3, стр. 44-45

32

Состав числа из 2 чисел меньше этого числа

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Ч. 3, стр. 46-47

33

Обучение детей решению задач

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Ч. 3, стр. 50-51

34

Обучение детей измерению

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Ч. 3, стр. 52-53

35

Форма

1

“Моя математика ”в 3-х частях

Стр. 191

36

Итоговое открытое занятие

1



Всего занятий : 36


3.2 Кадровое обеспечение


Программу дополнительного образования «Всезнайка» будет реализовывать педагог высшей категории - Якунина Виолла Федоровна. Педагог имеет необходимую квалификацию для решения задач, определённых дополнительной образовательной программой «Всезнайка».


3.3 Материально-техническое обеспечение

С учетом возрастных особенностей детей на занятиях используется богатая красочная наглядность, счетный материал, при проведении подвижных игр и физкультминуток - музыкальное сопровождение:

- разработки НОД;

-диагностический материал;

- магнитофон;

-музыкальные записи для проведения физкультминутки,

-иллюстрации сказок, сказочные персонажи;

-игрушки;

-предметные картинки;

-схемы звуков, слов, предложений;

-геометрические фигуры;

-карточки с цифрами;

-листы бумаги, цветные карандаши.

-доска

-флешка-1шт

3.4 Заключение

Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Сложившаяся в современном российском обществе ситуация характеризуется отсутствием единой системы и рассогласованностью целей на стыках различных этапов и форм обучения. Если мы хотим, что бы преемственность у нас действительно работала, реализовывалась в полном объеме, то здесь нужна очень объемная работа на уровне управления образованием, на муниципальном уровне, на уровне учредителя большинства дошкольных образовательных образований и общих образовательных организаций. Именно здесь нужно выстроить это взаимодействие, что бы было не важно из какого детского сада в какую школу пойдет ребенок. Когда мы с вами на практике попытаемся реализовать, то что заложено в наших нормативно — правовых документах уже есть это правовая основа нашей деятельности, когда мы сможем немножечко выглянуть за рамки того уровня образования в котором мы работаем. Будущее невозможно предсказать, но можно подготовиться к нему или самим подготовить его обеспечивая преемственность в развитии. В самом слове преемственность заложена опора на лучшие традиции, на лучшие достижения для того, чтобы идти дальше вперед.

3.5 Литература:

  1. Федосова Н.А., Комарова Т.С. «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» (М., 2013год).

  2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика,1986.

  3. http:www.Nachalka.com

  4. http:www.rusedu.ru

  5. http://school-collection.edu.ru/












 

 

                                                                                         









































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!