СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка внеурочной деятельности «Оформитель»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Программа «Оформитель» предназначена для обучающихся в основной школе, а также интересующихся предметом, одаренных учащихся и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка внеурочной деятельности «Оформитель»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20» г. Кирова













Программа кружка внеурочной деятельности

«Оформитель»







Программу составила

учитель изобразительного искусства

МБОУ «СОШ № 20» г. Кирова

Чуракова О.В.





















Г.Киров,2020г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание образовательных программ дополнительного образования разнообразно и вариативно и зависит от уровня организации свободного времени детей. Взаимодействие основного и дополнительного образования может возникнуть на любом этапе развития дополнительного образования и осуществляться в различных формах.
Образовательная программа кружка «Оформитель» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:

  • Закон российской Федерации «Об образовании».

  • Федеральный компонент государственного стандарта образовательная область «Искусство».

  • Устав школы.

  • Инструкции по технике безопасности.

Программа «Оформитель» предназначена для обучающихся в основной школе, а также интересующихся предметом, одаренных учащихся и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.
В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Программа кружка «Оформитель» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком. Это и вызвало к жизни образовательную программу.
В соответствие с концепцией учебного плана, принятой в ОУ, программа курса рассчитана на 68 часов в год 2 часа в неделю. Периодичность занятий 1 раз в неделю.
Целью данной программы является:Развитие творческих способностей через оформительскую деятельность.

Основными задачами являются:

  1. Обучение учащихся теоретическим и практическим знаниям; умениям и навыкам в области декоративного оформления.

  2. Развитие стремления к углублению знаний.

  3. Формирование интереса к художественно-эстетической деятельности.

  4. Развитие образного мышления и творческой активности учащихся.

  5. Формирование чувства коллективизма.

  6. Создание комфортной обстановки на занятиях.

  7. Развитие аккуратности, опрятности.

Структура программы состоит из 10 образовательных блоков (теория, практика). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Дети 13-14 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания. Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке.
Содержание образовательной программы кружка проектируется с учетом приоритетных принципов:
1. Многообразия.

  • разнообразие форм и содержания дополнительного образования;

  • разнообразие видов деятельности, доступных учащимся образовательного пространства;

  • разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, предпочтениями и т.п.;

Многообразие необходимо для создания условий выбора учащимися вида деятельности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.

2. Открытости.
Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых учащихся, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно открытость позволяет образовательной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией.

Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создает условия для:
1. Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.
2. Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе как ребенка, так и учителя.
4. Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.

Формы занятий:

  • беседы;

  • практические занятия;

  • создание проектов;

  • индивидуальные и групповые занятия;

  • коллективная работа;

  • экскурсии, выставки.

В результате работы по программе «Оформитель» обучающиеся должны знать:

  • понимать графику как вид искусства, средства выразительности в графике.

  • овладеть основами изобразительных техник (гуашь, коллаж) и декоративно-прикладной работы (бумажная пластика, шрифт ) и на этой основе формирование трудовых умений и навыков;

  • стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;

  • и изучать специальную литературу с целью получения новых знаний в интересующих их областях искусства не только нашей страны, но и разных стран мира;

  • должны уметь:

  • умение доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;

  • воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли;

  • составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;

  • навыки работы с бумагой (бумажная пластика);

  • навыки в оформительской деятельности;

  • первичные навыки работы пером и тушью;

Ожидаемые результаты:

  1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
    2. Умение воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления.
    3. Создавать прекрасное своими руками.
    4. Ценить свой труд, уважать чужой.
    5. Уметь применять теоретические знания на практике.
    6. Уметь пользоваться художественным материалом.















Учебно-тематический план

Раздел

Тема занятий

К. ч. всего

Теорет.

Практ.

1.

Вводное занятие

1. Рабочее место.
2. Разновидности декоративно-оформительских работ.
3. Материалы, инструменты, приспособления.
4. Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ.




3.

Оформительская деятельность

1. Поздравительная телеграмма, открытка, стенная газета к празднику «День учителя».
2. «Наш край – крупиночка России…» (Региональный компонент).


 

 

4.

Иллюстрация

1. Правила, приемы и средства композиции.
2. Сказочная тема в ИЗО.
3. Иллюстрации к сказкам «Конек-горбунок», «Аленький цветочек».

 

 

 

5.

Художественное конструирование

1. Открытки.
2. Поделки «Встречаем Новый год и Рождество».
3. Бумажные ангелочки.
4. Рождественские елочные игрушки.

 

 

 

6.

 

 

 

Шрифт

1. Краткий очерк истории развития шрифта.
2. Виды шрифта.
3. Классификация шрифтов:
а) рекламные шрифты;
б) стилизованные под письменность;
в) рубленные шрифты.

 

 

 

7.

Полиграфический дизайн.

1. Многообразие видов.
2. От визитки до книги.
3. Соединение текста и изображения.
4. Шрифтовая композиция текста:
а) Обложка книги.
б) Титульный лист.
в) Буквица.
г) Концовка.

 


 

8.

Плакат.

1. Виды плакатов.
2. Афиша.
3. Пригласительный билет.
4. Эмблема.

 


 

9.

Орнамент.

1. Краткие исторические сведения.
2. Виды орнамента.
3. Построение орнамента.

 

 

 

10.

Природа, ребенок, творчество и дизайн.

1. Стилизация природных форм.
2. Работа с природным материалом.
3. Декоративно-оформительская работа в школе.

 


 

 

 

Итого:

.

 


Краткое содержание учебных тем

Раздел

Теоретическое описание

Практическое

1.

Набор детей в кружок

Набор детей в кружок

 

2.

Вводное занятие

Правильно организуйте рабочее место. Стол со всеми приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Цели и задачи. Специфика работы художника-оформителя.

Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ.

3.

Оформительская деятельность

Синтез слова и изображения. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения.

Участие в оформлении выставки ко Дню учителя.

4.

Иллюстрация

Беседа. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Композиция листа. Выразительные свойства линии, основные и составные цвета.

Выполнение иллюстраций к сказкам «Конек-горбунок», «Аленький цветочек».

5.

Художественное конструирование

Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Выбор сюжета для новогодней композиции. Передача настроения, красочности, необычности действий. Использование средств художественной выразительности, соответствующих празднику – смелых линий, многоцветных мазков, пятен. Конструирование из бумаги.

1. Зарисовки атрибутов новогоднего карнавала, новогодних костюмов, масок.
2.Зарисовки украшения елки, сувениров, подарков.
3. Конструирование поделок. 4. Коллективная работа.

6.

 

 

 

Шрифт.

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста, понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.

1. Создание композиции из произвольного количества букв.
2. Создание композиции из линии строкового текста.
3. Нарисовать несколько эскизов соприкосновения букв.

с

Полиграфический дизайн.

Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами. Первые рукописные книги. Единство знака, слова и декора в оформлении. Орнаменты заставок и концовок текста.

1. Выполнение творческой композиции «Старинные книги».
2. Практическая работа «Я – художник-оформитель, иллюстратор». Создание книги (обложка, титул, буквица, концовка).

8.

Плакат.

Виды печатной продукции. Плакат как вид графики. Живописные и декоративные средства в изображении плаката.

1.Выполнение эскизов плакатов. Н-р: «Берегите природу», «Пусть поют птицы» и др.

9.

Орнамент.

Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента, работа по замыслу.

1. Зарисовка мотивов.
2. Компоновка-вариация ленточных, замкнутых орнаментов.

10.

Природа, ребе нок, творчество и дизайн.

Традиции организации и оформления праздничной среды: заготовка листьев, цветов, камней, лоскутков и другого бросового материала.

Коллективная работа из природного материала. Выполнение проектов оформление площадки.

Календарно- тематическое планирование.

п/п

дата

Кол-во часов

Тема занятия

Основные виды деятельности

1


2

Вводное занятие. Рабочее место. Инструктаж по технике безопасности

Знакомятся с правилами поведения во время кружка, с требованиями к организации рабочего места, заполняют журнал с инструктажем.

2


2

Оформительская деятельность. Теория Синтез слова и изображения. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения.

Знакомство с разновидностями декоративно оформительских работ.материалами и инструментами.

3


2

Оформительская деятельность. Практика. Эскиз поздравительной открытки.

Выполнение макета, эскиза поздравительной открытки. Знакомство с техникой коллаж

4


2

Оформительская деятельность. Практика. Требования к оформлению стенгазеты. Знакомство с различными вариантами стенгазет.

Создание стенгазет различной тематики.

5


2

Оформительская деятельность. Практика. Продолжение знакомства с приемами оформления стенгазет.

Создание стенгазет различной тематики.

6


2

Иллюстрация. Теория. Правила, приемы и средства композиции при создании иллюстрации.

Знакомство с историей иллюстрации. Беседа. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова и изображения.

7


2

Иллюстрация. Практика. Стилистика изображения и способы композиционного расположения.

Знакомство с основами композиции. Выразительные свойства линии, роль цветовой гаммы. Приемы.

8


2

Иллюстрация. Практика.

Выполнение иллюстрации к книге.

9


2

Художественное конструирование. Теория. Общее и различное в оформлении праздника. Выбор тематики и сюжетов к новогодним праздникам.

Разработка темы оформления кабинета к новогодним праздникам. Идеи и создание эскизов.

10


2

Художественное конструирование. Практика. Стилистика изображения. Передача настроения, красочности, необычности действия.

Выполнение эскизов оформления. Трафареты для окон. Коллективная работа.

11


2

Художественное конструирование. Практика. Использование средств художественной выразительности – смелых линий, многоцветных мазков, пятен. Конструирование из бумаги.

Коллективная работа. Трафареты для окон.

12


2

Художественное конструирование. Практика. Бумагопластика.

Коллективная работа. Новогодняя гирлянда.

13


2

Художественное конструирование. Практика. Реальность и фантазия.

Выполнение эскиза новогоднего костюма. Маски.

14


2

Художественное конструирование. Практика. Бумагопластика.

Праздничные подарки.бумажные ангелочки, елочные игрушки, открытки.

15


2

Художественное конструирование. Практика. Бумагопластика.

Изготовление новогодних подарков: рождественские ангелочки.ёлочные игрушки, открытки.

16


2

Художественное конструирование. Практика.

Выставка новогодних подарков.

17


2

Шрифт. Теория. Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта.

Беседа. Знакомство с историей шрифта, разнообразием и особенностями различных шрифтов.

18


2

Шрифт. Практика. Шрифт и содержание текста.

Выбор шрифта по тематике и характеру текста. Эскиз заглавной буквы.

19


2

Шрифт. Практика. Шрифт и типографская строка как элемент плоскостной композиции.

Выполнение практических заданий композиции из линий строкового текста.

20


2

Шрифт. Практика. Использование шрифтов в оформительской деятельности.

Создание композиции из произвольного набора букв, соприкосновения букв.

21


2

Плакат. Теория. Плакат как вид графики. Виды печатной продукции.

Живописные и декоративные приёмы и средства в плакате

22


2

Плакат. Практика. Виды плакатов.

Выбор темы плаката и создание эскиза.

23


2

Плакат. Практика. Роль цвета в раскрытии темы плаката.

Работа над цветовым решением плаката.

24


2

Плакат. Практика. Этап завершения работы.

Оформление работ и организация выставки плакатов.

25


2

Полиграфический дизайн. Теория. Книжная графика её многообразие и история.

Беседа. История книгопечатания, рукописные книги.

26


2

Полиграфический дизайн. Теория. Многообразие видов.

Знакомство с разнообразием книжной графики.содержание текста и изображения.

27


2

Полиграфический дизайн. Практика. Макет обложки журнала.

Выбор темы.Подбор материала. Создание эскиза обложки.

28


2

Полиграфический дизайн. Практика. Макет обложки журнала в технике коллаж.

Соединение текста и изображения. завершение работы.

29


2

Орнамент. Теория. Многообразие форм и мотивов.

Беседа. Краткие исторические сведения. Виды орнамента. Построение.

30


2

Орнамент. Практика.

Зарисовки мотивов. Компоновка-вариация ленточных, замкнутых орнаментов. Рисунок.

31


2

Орнамент. Практика.

Продолжение работы. Цветовое решение.

32


2

Природа, ребёнок, творчество и дизайн. Теория. Традиции организации и оформления панно из природных материалов.

Коллективная работа. Обсуждение композиции и подбор материалов.

33


2

Природа и дизайн. Практика.

Коллективная работа. Панно из природного материала.

34


2

Природа и дизайн.

Коллективная работа. Панно из природных материалов. завершение работы.



Литература.

  1. Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2001

  2. Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977

  3. А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.

  4. Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.

  5. Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

  6. В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.

  7. С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.

  8. Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.: Дрофа, 2007

  9. А.А.Павлова, Е.И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006

  10. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев

  11. «Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2003 год.

  12. В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!