СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Театральная карусель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Театральная карусель"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Глебовская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области


ПРИНЯТО

решением педагогического совета

МБОУ «Глебовская СОШ»

Курского района Курской области

Протокол от

УТВЕРЖДЕНО

приказом МБОУ «Глебовская СОШ»

Курского района Курской области

от



Директор_______/М.Д. Балицкая/
















Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности


«Театральная карусель»


(Стартовый уровень)



Возраст обучающихся – 6-11 лет

Объём – 144 часа

Срок реализации – 1 год






Автор-составитель:

Гришаева Елена Николаевна,

педагог дополнительного образования







с. Глебово, 2023 г.



Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка

Нормативно-правовая база.

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере дополнительного образования.

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями вступает в силу с 01.08.2020);

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;

Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Приказ Минтруда России от 22.09.2021 № 652н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 № 66403);

Приказ Министерства просвещения и Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573);

Закон Курской области от 09.12.2013 № 121-ЗКО (ред. от 07.10.2022) «Об образовании в Курской области»;

Приказ Министерства образования и науки Курской области от 17.01.2023г. № 1-54 «О внедрении единых подходов и требований к проектированию, реализации и оценке эффективности дополнительных общеобразовательных программ»;

Устав МБОУ «Глебовская СОШ» Курского района Курской области;

Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБОУ «Глебовская СОШ» Курского района Курской области (приказ от 29.06.2017г. № 1-73);

Положение о промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ «Глебовская СОШ» Курского района Курской области (приказ от 11.11.2022 № 01-09/70- в).

Направленность программы - художественная.

Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития детей. Программа востребована в школе, которая находится в десяти километрах от центра города. Об этом свидетельствует большое количество обучающихся, желающих заниматься театральным искусством. Работа по данной программе обеспечивает знакомство с разными жанрами театрального искусства. Искусство театра доставляет художественное наслаждение, помогает нашему нравственному и эстетическому воспитанию. И чем раньше ребёнок войдёт в «большой мир искусства», тем быстрее он научится отличать добро от зла, красоту от безобразия, истинное от ложного и, главное, обогатит свой духовный мир.

Отличительной особенностью программы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в использовании новых педагогических технологий в проведении занятий. Обучение театральному искуссту – это органичное единство развитых природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно-эстетического образования; создание творческой увлеченности искусством, впечатления, развития способностей, а также четкое соблюдение техники безопасности, режима труда и отдыха.

Уровни программы, условия зачисления на каждый уровень. Программа имеет один стартовый уровень обучения, на который принимаются все желающие без ограничений. Наполняемость учебной группы – 12-15 человек.

Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 6 до 11 лет. Обучающимися программы могут быть дети, проживающие на территории Курского района.

Принимаются все желающие мальчики и девочки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, все проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности.

Объём и срок освоения программы. Программа рассчитана на один год обучения. Количество учебных часов – 144.

Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность академического часа – 45 минут.

Форма обучения – очная.

Форма проведения занятий - групповая, в разновозрастных учебных группах (с разницей в возрасте 5 лет ) с постоянным составом обучающихся.

Особенности организации образовательного процесса - традиционная в рамках учреждения.

1.2. Цель и задачи программы

Цель: воспитание творчески активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства; организация их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.

Задачи:

  1. Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства.

  2. Развитие творческих и актерских способностей детей через совершенствование речевой культуры и овладение приемами пластической выразительности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

  3. Привлечение детей к активному чтению лучших образцов классической литературы, познанию красоты правильной литературной речи.

  4. Приобщение школьников к театральному искусству России и зарубежья.

  5. Воспитание эстетического вкуса и привитие любви к истинному искусству.

  6. Формирование театральной культуры детей (исполнительской и зрительской) средствами любительского театра.

  7. Создание необходимой творческой атмосферы в коллективе: взаимопонимания, доверия, уважения друг к другу.

  8. Участие в детских театральных смотрах, конкурсах и фестивалях.

  9. Развитие мотивации личности к познанию, творчеству, саморазвитию, труду, искусству.



  • Формы организации образовательного процесса, виды занятий, режим занятий:


Форма занятий – групповая и индивидуальная работа, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции и актерского мастерства. Основными видами проведения занятий являются театральные игры, беседы, тренинги, спектакли и праздники.

Занятия театрального кружка включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов. Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного мастера сцены.

Беседы о театре знакомят кружковцев в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского театра; раскрывает общественно воспитательную роль театра и русской культуры. Все это направлено на развитие зрительской культуры кружковцев.

Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.
Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы.

Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин,и наконец, всей пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям.



1.3. Планируемые результаты


Требования к уровню подготовки учащихся


ЗНАЕТ:

  1. Что такое театр.

  2. Чем отличается театр от других видов искусств.

  3. С чего зародился театр.

  4. Какие виды театров существуют.

  5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли).

  6. Что такое выразительные средства.

  7. Фрагмент как составная часть сюжета.

  8. Действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

  1. Об элементарных технических средствах сцены.

  2. Об оформлении сцены.

  3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

  4. О рождении сюжета произведения.

  5. О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.

  6. О сверхзадаче и морали в произведении.


УМЕЕТ:

  1. Направлять свою фантазию по заданному руслу.

  2. Образно мыслить.

  3. Концентрировать внимание.

  4. Ощущать себя в сценическом пространстве.

  5. Применять выразительные средства для выражения характера сцены.

  6. Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.

  7. Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.

  8. Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.

ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

  1. Общения с партнером (одноклассниками).

  2. Элементарного актёрского мастерства.

  3. Образного восприятия окружающего мира.

  4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.

  5. Коллективного творчества.

  6. Свободного общения с аудиторией, одноклассниками.

  7. Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.

  8. Анализировать последовательность поступков.

  9. Выстраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.

А также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.


Личностные, метапредметные и предметные результаты:


Личностные результаты. У учеников будут сформированы:

۰этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

۰осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития;

۰формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

۰формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

۰развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

۰формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

۰умелое использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).


Предметные результаты. Учащиеся научатся:

۰ выполнять упражнения актёрского тренинга;

۰строить этюд в паре с любым партнёром;

۰ развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

۰ видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

۰ сочинять этюды по сказкам;

۰ умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);

۰правильно выполнять цепочки простых физических действий.


Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: Обучающийся научится:

۰ понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

۰ планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

۰ осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

۰ анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД: Обучающийся научится:

۰ пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

۰ понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

۰ проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД: Обучающийся научится:

۰ включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность ۰работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

۰ обращаться за помощью;

۰ формулировать свои затруднения;

۰ предлагать помощь и сотрудничество;

۰ слушать собеседника;

۰ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

۰ формулировать собственное мнение и позицию;

۰осуществлять взаимный контроль;

. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


  • Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, концертах; участие в муниципальном смотре театральных коллективов с показом спектакля. 

Система поощрений:

  • благодарственные письма кружковцам и их родителям;

  • дипломы за актерское мастерство;

  • творческие поездки на смотры, праздники одаренных детей и под.


Учебно-тематический план.


№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации, диагностики, контроля

все

го

теория

практика

индивидуальные занятия и консультации

1

Раздел 1 «Основы театральной культуры»

1.1

Театр и жизнь. Что дает театральное искусство в формировании личности. История создания школьного театра, традиции, знакомство, фотографии летописи школьного театра, видеосюжеты, планы.

4

4



Фронтальная (групповая)

Собеседование

1.2.

Театральное искусство России. Виды театров.

4

4



Фронтальная (групповая)

Презентация

1.3.

Театральные профессии. Выдающиеся актеры.

4

4



Фронтальная (групповая)


1.4.

Развитие творческой активности, индивидуальности. Снятие зажимов, раскрепощение.

4


4


Фронтальная (групповая)


1.5.

Исполнительное искусство актера – стержень театрального искусства.

4

2

2


Фронтальная (групповая)


2

Раздел 2 «Театральная игра»

2.1

Тренинг творческой психотехники актера:

развитие навыков рабочего самочувствия;

развитие творческого восприятия;

развитие артистической смелости и элементов характерности.

4


4


Фронтальная (групповая)


2.2.

Воображение и фантазия – источник творческой духовности человека.

Упражнения на развитие воображения.

4


4


Фронтальная (групповая)


2.3.

Сценические этюды:

одиночные – на выполнение простого задания;

на освоение предлагаемых обстоятельств;

парные – на общение в условиях органического молчания;

на взаимодействие с партнером.

8


8


Фронтальная (групповая)


2.4.

«Ролевая игра» (упражнение). Предлагаемые обстоятельства, события, конфликт, отношение.

4


4


Фронтальная (групповая)


3

Раздел 3 «Ритмопластика»

3.1.

Сценическое движение как неотъемлемая часть сценического театрализованного действия. Упражнение «Как вести себя на сцене» (мимика, жесты, телодвижения в игре).

4


4


Фронтальная (групповая)


3.2.

Работа актера над образом. Логика действия:

я – предмет;

я – стихия;

я – животное;

я – растение;

внешняя характерность;

форма (выдержка и законченность).

8


8


Фронтальная (групповая)


4

Раздел 4 «Культура и техника речи»

4.1.

Тренинг по сценической речи (артикуляционная гимнастика, дикционные упражнения).

4


4


Фронтальная (групповая)


4.2.

Овладение техникой сценического общения партнеров:

материал для общения – внутренние чувства, мысли;

объект общения (партнер, мысль);

средства, приемы общения – жест, слово, мимика, взгляд;

форма общения – приспособление;

непрерывность общения;

совокупность всех элементов общения.

8

4

4


Фронтальная (групповая)


4.3.

Работа с литературным текстом (словесное действие, логика речи, орфоэпия).

4


4


Фронтальная (групповая)


4.4.

Словесные игры. Пластические импровизации.

4


4


Фронтальная (групповая)


5

Раздел 5 «Выразительные средства в театре»

5.1.

Многообразие выразительных средств в театре:

драматургия;

декорация;

костюм;

свет;

музыкальное оформление;

шумовое оформление.

(Создание декоративно-художественного оформления).

8

4

4


Фронтальная (групповая)


6

Раздел 6 «Работа над спектаклем»

6.1.

Работа над спектаклем:

как создается спектакль;

знакомство со сценарием;

характеры и костюмы;

чтение по ролям,

работа над дикцией;

разучивание ролей;

вхождение в образ;

исполнение роли;

создание афиши и программки;

музыкальное оформление.

20

4

16


Фронтальная (групповая)

Исполнение роли

6.2.

Развиваем актерское мастерство. Репетиция.

36


36


Фронтальная (групповая)

Исполнение роли

6.3.

Показ театрального представления:

в школе для учащихся, родителей, учителей;

на районном смотре.

2


2


Фронтальная (групповая)

Спектакль

7

Раздел 7 «Подведение итогов»

7.1.

Мероприятие, посвященное международному дню театра.

2


2


Фронтальная (групповая)


7.2.

Анализ проделанной работы. Творческий отчет. Поощрение лучших артистов.

2


2


Фронтальная (групповая)

Творческий отчет

7.3.

Оформление страниц «Летописи школьного театра».

2


2


Фронтальная (групповая)

Летопись школьного театра

Итого часов

144




Содержание изучаемого материала.


Основы театральной культуры. Обеспечение условий для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает такие вопросы, как особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя.

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Театральная игра направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы. Обычно дети делятся на мини-группы (3-4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность анализировать различные ситуации с разных позиций.

Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценичкеских условиях, где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции черец пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.). Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные упражнения; дикционные и интонационные упражнения; творческие игры со словом.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Выразительные средства в театре. Раздел предполагает знакомство с многообразием выразительных средств в театре (драматургия, декорация, костюм, свет, музыкальное оформление, шумовое оформление). Школьники учатся самостоятельно создавать декоративно-художественное оформление.

Работа над спектаклем базируется на авторских сценариях и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля:

  • выбор пьесы и обсуждение ее сдетьми;

  • деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми;

  • работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;

  • поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев;

  • создание совместно с детьми экскизов декораций и костюмов;

  • переход к тексту пьесы: работа над эпизодами; уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;

  • работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;

  • репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением;

  • рапетиция всей пьесы целиком в костюмах; уточнение темпоритма спектакля;

  • назначение ответственных за смену декораций и реквизита;

  • премьера спектакля;

  • повторные показы спектакля.


Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Подведение итогов.Раздел предполагает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку. В качестве итога работы оформляются очередные страницы летописи школьного театра.

Повторные показы спектакля. Обсуждение показанных спектаклей внутри кружка. Оценка руководителем работы каждого участника. Участие самих кружковцев в оценке работы друг друга. Обсуждение спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиции перед новым показом.



Методическое обеспечение

дополнительной общеобразовательной программы.


I. «Методическое сопровождение программы»

  • Методические материалы:

  • пособия (см. Список литературы),

  • справочные материалы (Энциклопедии театрального искусства),

  • дидактический материал (сценарный отдел).


  • Методические рекомендации по организации и ведению образовательной работы по программе:


Анализ пьесы - процесс живой, творческий, требующий от детей не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия. На первоначальных этапах важно дать ученикам большую свободу для импровизации и живого общения в рамках предлагаемых пьесой условий.

На завершающих этапах уточняются идейно-смысловые акценты в развитии действия, в свете главной идеи спектакля уточняется линия поведения каждого персонажа, отбираются и закрепляются наиболее выразительные мизансцены. Очень важное значение для окончательной проверки идейно-смыслового звучания спектакля имеют прогонные и генеральные репетиции, первые показы зрителям.

Показ спектакля - необходимый завершающий этап работы. Нужно воспитывать у кружковцев отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и ответственному.

Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.


  • Условия достижения наилучшего результата:


Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.


  • Условия реализации программы:


  • Классная комната (кабинет литературы) - техническое оснащение (компьютер, проектор, экран);

  • Актовый зал (импровизированная сцена);

  • Видеоматериалы, аудиоматериалы.


  • Методические разработки по темам программы(см. Приложение).


  • План и методика ведения воспитательной работы в объединении:

Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.

Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога- создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.

Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.

Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.

Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам – подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростков связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально-волевой стороны отношений и неточной осознанностью отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе. Руководитель, учитывая эту особенность, должен распределить обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус участника группы поднимался, а взаимоотношения между организатором (вожаком), активистами, исполнителями, отдельными ребятами были удовлетворены, т.е. все были «втянуты» в общее дело. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.


  • Разработки сценариев открытых мероприятий, занятий



II. «Диагностические материалы»

  • Формы аттестации/контроля:

  • собеседование, беседа;

  • игровые задания для определение уроувня практических умений и теоретических знаний;

  • отчетный концерт (показ спектакля), исполнение роли;

  • презентация, творческий отчет.


Для закрепления полученных знаний, умений и навыков предусмотрен показ театральных постановок на общешкольных мероприятиях, после которого проводится коллективный анализ ученических работ, в ходе которого отмечаются наиболее удачные сценические решения, оригинальные подходы к исполнению номеров, разбираются типичные ошибки.

Контроль так же может осуществляться в такой форме, как участие в общешкольных мероприятиях и в районных конкурсах.

  • Оценочные материалы:

- пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5) –см. Приложение.


III. «Дидактические материалы»:

  • тематические текстовые подборки (лекционный материал, разъяснения, образовательная информация и т.д.);

  • материалы диагностических и обучающих игр;

  • видеопрезентации, электронные презентации.

См. Приложение.


Список литературы.

  • Основной:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные постановки в средней школе. Пьесы для 5 – 9 классов. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.

  2. Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла. Программа, разработки занятий, рекомендации.Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.

  3. Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2015г.

  4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010г.

  5. Дзюба П.П. Сказка на сцене: постановки. – Ростов-на-Дону: Феникс,2015г.

  6. Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж, 2019г.

  7. Каришев-Лубоцкий. Театрализованные представления для детей школьного возраста.- М., 2015г.

  8. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий, сценарии. Волгоград, изд. «Учитель», 2019г.

  9. Логинов С.В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы./ С.В. Логинов. – Волгоград: Учитель, 2019г.

  10. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2013г.

  • Дополнительный:

  1. http://dramateshka.ru/

  2. http://www.teatr-obraz.ru/masterstvo





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!