муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чепчуговская средняя общеобразовательная школа
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
“Рассмотрено” “Согласовано” “Утверждаю”
Руководитель ШМО кл.рук. Заместитель руководителя по ВР Руководитель МБОУ “Чепчуговская СОШ”
______/Файзиева Г.М.../ МБОУ “Чепчуговская СОШ” ________/ Гильфанов К.Ш./
Протокол №_______от ______/Ахметзянова М.Ш../ Приказ№______от
“___”_______2018 г. “___”____________2018г. “______”_____________2018г.
Программа кружка
“Шахматы”
для учащихся 7-11 лет
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №____ от______________
Руководитель кружка: Хайруллина Гульшат Ильязовна
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка.
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводыюю Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все - одна семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного пространства.
Целью программы является освоение детьми основ шахматной игры с последующим совершенствованием шахматного мастерства, активным развитием психических процессов и личностных свойств.
Задачи программы дифференцированы по годам обучения. Занятия с группами первого года обучения нацелены на привлечение детей младшего школьного возраста к активным творческим занятиям по изучению основ шахматной игры. Задачи, решаемые для достижения цели: объяснить содержание и правила шахматной игры; обучить шахматной нотации как средства приобщения к самостоятельной работе и шахматной культуре (отечественной и мировой); изучить правила шахматных соревнований и правила поведения участников соревнований;
Возраст детей Программа рассчитана на детей 7-11 лет. В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора. Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью от 10 до 15 человек.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.,34 учебных занятий, по одному занятию в неделю.
Ожидаемые результаты программы:
К концу учебного года дети должны знать:
Обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
Ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
К концу учебного года дети должны уметь:
Записывать шахматную партию
Матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, королём и ферзём, королём и ладьёй
Проводить элементарные комбинации
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знании о начальной позиции каждой фигуры на шахматной доске и знаний о её ходах.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): формирование логического мышления и умение анализировать игровую ситуацию и использовать их в игровой и соревновательной деятельности на уровне кружка и школы.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): совершенствование и самосовершенствование игровых умений и навыков, организация совместной деятельности с другими школьниками (отряды ДОЛ, форпосты, загородные летние лагеря, соревнования школьного, районного и городского уровня).
Учебно-тематический план
№ |
тема | | | Дата | Примечание |
Теория | Практика | по плану | по факту |
1 | История возникновения шахмат. | 1 | | 7.09 | | |
2 | Поля. Ходы. | 1 | | 14.09 | | |
3 | Рокировка. | 1 | | 21.09 | | |
4 | Пешки и короли. | | 1 | 28.09 | | |
5 | Отдалённая проходная. | | 1 | 05.10 | | |
6 | Проходные с обеих сторон. | | 1 | 12.10 | | |
7 | Лёгкие фигуры и пешки. | 1 | | 19.10 | | |
8 | Мат конём в углу. | | 1 | 26.10 | | |
9 | Крайняя пешка против коня. | | 1 | 09.11 | | |
10 | Ценность шахматных фигур. Две ладьи против короля | | 1 | 16.11 | | |
11 | Ладьи и пешки. | 1 | | 23.11 | | |
12 | Ферзь и король против короля Игровая практика | 1 | | 30.11 | | |
13 | Ферзевые окончания. | 1 | | 07.12 | | |
14 | Пешечная батарея выигрывает ферзя. | | 1 | 14.12 | | |
15 | Достижение мата без жертвы материала. | | 1 | 21.12 | | |
16 | Достижение мата без жертвы материала. Мат в два хода | | 1 | 11.01 | | |
17 | Достижение мата без жертвы материала | | 1 | 18.01 | | |
18 | Тяжёлые и лёгкие фигуры. | 1 | | 25.01 | | |
19 | Взаимодействие ладьи и коня. | 1 | | 01.02 | | |
20 | Жертва фигуры за пешку. | | 1 | 08.02 | | |
21 | Шахматная комбинация. Тема разрушения. | | 1 | 15.02 | | |
22 | Шахматная комбинация. Тема освобождения пространства. | | 1 | 22.02 | | |
23 | Шахматная комбинация. | | 1 | 01.03 | | |
24 | Теоретическая ничья. | 1 | | 15.03 | | |
25 | Одиночество двух коней. | 1 | | 05.04 | | |
26 | Слон и конь творят чудеса. | | 1 | 12.04 | | |
27 | Размен всех пешек. | | 1 | 19.04 | | |
28 | Патовая позиция. | | 1 | 26.04 | | |
29 | Защита от пата. | | 1 | 03.05 | | |
30 | Позиционная ничья. | | 1 | 10.05 | | |
31 | Теоретическая ничья. | | 1 | 17.05 | | |
32 | Совершенствование игровых навыков | | 1 | 24.05 | | |
33 | Совершенствование игровых навыков | | 1 | 31.05 | | |
34 | Совершенствование игровых навыков. | | 1 | | | |
Основное содержание программы
Знакомство с новым материалом(3)
Ходы взятия фигур. Понятие шаха, мата и пата. Задачи на ценность. Правила записи ходов. Анализ учебных партий.
Пешки и короли (3)
Понятие о защите. Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара, перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фигурой, контратака.
Лёгкие фигуры и пешки (4)
Матование одинокого короля ферзем и ладьей, двумя ладьями, королем и ферзем, королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция.
Ладьи и пешки(2)
Понятие позиции Филидора, Тарраша, Ванчуры.
Ферзевые окончания(6)
Линейный удар с шахом - любимое оружие королевы.
Тяжёлые и лёгкие фигуры(3)
Тактические приемы и комбинации. Определение комбинации. Вариант, форсированный вариант, жертва. Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали. Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка. Освобождение пространства, перекрытие «мельница», «рентген», перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля – основные идеи комбинации. Комбинации на сочетание идей.
Совершенствование игровых навыков (13). Игровая практика. Поиск новых комбинацик к победному результату.
№ п.п. | раздел | Количество часов |
1 | Знакомство с новым материалом. | 3 |
2 | Пешки и короли. | 3 |
3 | Лёгкие фигуры и пешки. | 4 |
4 | Ладьи и пешки. | 2 |
5 | Ферзевые окончания. | 6 |
6 | Тяжёлые и лёгкие фигуры. | 3 |
7 | Совершенствование игровых навыков. | 13 |
6 | итого | 34 |
Литература
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Гик Е.А. Беседы о шахматах. - М., 1985
Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М., 1986
Пожарский В.Н. Шахматный учебник. – Рязань, 1994
Журнал «64» - М., 1983-2004
Костьев А.Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере – М., 1980
Принципы шахматной игры: учебное пособие./ Шакуров М.Ф. – Казань: Мастер Лайн,2000
ПРЕДМЕТНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. – М., 1997
Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества – М., 1981
Спутник шахматиста: Справочник/В.П.Елесин, Б.М.Волков, А.И.Крюков. – М.:Воениздат,1992
Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. – М.: Агентство «ФАИР»,1997
Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. – М.:Наука,1983
Линдер И.М., Шахматы на Руси. – М.:Наука,1975