СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Шахматы"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система шахматных занятий способствует общему развитию и воспитанию школьников.Сближает людей всех возрастов и профессий в любой части Земли.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Шахматы"»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чепчуговская средняя общеобразовательная школа

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»





“Рассмотрено” “Согласовано” “Утверждаю”

Руководитель ШМО кл.рук. Заместитель руководителя по ВР Руководитель МБОУ “Чепчуговская СОШ”

______/Файзиева Г.М.../ МБОУ “Чепчуговская СОШ” ________/ Гильфанов К.Ш./

Протокол №_______от ______/Ахметзянова М.Ш../ Приказ№______от

“___”_______2018 г. “___”____________2018г. “______”_____________2018г.











Программа кружка



Шахматы”

для учащихся 7-11 лет

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №____ от______________





Руководитель кружка: Хайруллина Гульшат Ильязовна









2018-2019 учебный год


Пояснительная записка.


Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводыюю Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все - одна семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного пространства.

Целью программы является освоение детьми основ шахматной игры с последующим совершенствованием шахматного мастерства, активным развитием психических процессов и личностных свойств.

Задачи программы дифференцированы по годам обучения. Занятия с группами первого года обучения нацелены на привлечение детей младшего школьного возраста к активным творческим занятиям по изучению основ шахматной игры. Задачи, решаемые для достижения цели:  объяснить содержание и правила шахматной игры;  обучить шахматной нотации как средства приобщения к самостоятельной работе и шахматной культуре (отечественной и мировой);  изучить правила шахматных соревнований и правила поведения участников соревнований;

Возраст детей Программа рассчитана на детей 7-11 лет. В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора. Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью от 10 до 15 человек.

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.,34 учебных занятий, по одному занятию в неделю.



Ожидаемые результаты программы:

К концу учебного года дети должны знать:


  • Обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

  • Ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.


К концу учебного года дети должны уметь:


  • Записывать шахматную партию

  • Матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, королём и ферзём, королём и ладьёй

  • Проводить элементарные комбинации








Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.



Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знании о начальной позиции каждой фигуры на шахматной доске и знаний о её ходах.



Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): формирование логического мышления и умение анализировать игровую ситуацию и использовать их в игровой и соревновательной деятельности на уровне кружка и школы.



Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): совершенствование и самосовершенствование игровых умений и навыков, организация совместной деятельности с другими школьниками (отряды ДОЛ, форпосты, загородные летние лагеря, соревнования школьного, районного и городского уровня).





Учебно-тематический план






тема



Дата

Примечание

Теория

Практика

по

плану

по факту

1


История возникновения шахмат.

1


7.09



2

Поля. Ходы.

1


14.09



3

Рокировка.

1


21.09



4

Пешки и короли.


1

28.09



5

Отдалённая проходная.


1

05.10



6

Проходные с обеих сторон.


1

12.10



7

Лёгкие фигуры и пешки.

1


19.10



8

Мат конём в углу.


1

26.10



9

Крайняя пешка против коня.


1

09.11



10

Ценность шахматных фигур. Две ладьи против короля


1

16.11



11

Ладьи и пешки.

1


23.11



12

Ферзь и король против короля

Игровая практика

1


30.11



13

Ферзевые окончания.

1


07.12



14

Пешечная батарея выигрывает ферзя.


1

14.12



15

Достижение мата без жертвы материала.


1

21.12



16

Достижение мата без жертвы материала. Мат в два хода


1

11.01



17

Достижение мата без жертвы материала


1

18.01



18

Тяжёлые и лёгкие фигуры.

1


25.01



19

Взаимодействие ладьи и коня.

1


01.02



20

Жертва фигуры за пешку.


1

08.02



21

Шахматная комбинация. Тема разрушения.


1

15.02



22

Шахматная комбинация. Тема освобождения пространства.


1

22.02



23

Шахматная комбинация.


1

01.03



24

Теоретическая ничья.

1


15.03



25

Одиночество двух коней.

1


05.04



26

Слон и конь творят чудеса.


1

12.04



27

Размен всех пешек.


1

19.04



28

Патовая позиция.


1

26.04



29

Защита от пата.


1

03.05



30

Позиционная ничья.


1

10.05



31

Теоретическая ничья.


1

17.05



32

Совершенствование игровых навыков


1

24.05



33

Совершенствование игровых навыков


1

31.05



34

Совершенствование игровых навыков.


1










Основное содержание программы





Знакомство с новым материалом(3)

Ходы взятия фигур. Понятие шаха, мата и пата. Задачи на ценность. Правила записи ходов. Анализ учебных партий.

Пешки и короли (3)

Понятие о защите. Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара, перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фигурой, контратака.

Лёгкие фигуры и пешки (4)

Матование одинокого короля ферзем и ладьей, двумя ладьями, королем и ферзем, королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция.

Ладьи и пешки(2)

Понятие позиции Филидора, Тарраша, Ванчуры.

Ферзевые окончания(6)

Линейный удар с шахом - любимое оружие королевы.

Тяжёлые и лёгкие фигуры(3)

Тактические приемы и комбинации. Определение комбинации. Вариант, форсированный вариант, жертва. Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали. Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка. Освобождение пространства, перекрытие «мельница», «рентген», перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля – основные идеи комбинации. Комбинации на сочетание идей.

Совершенствование игровых навыков (13). Игровая практика. Поиск новых комбинацик к победному результату.



№ п.п.

раздел

Количество часов

1

Знакомство с новым материалом.

3

2

Пешки и короли.

3

3

Лёгкие фигуры и пешки.

4

4

Ладьи и пешки.

2

5

Ферзевые окончания.

6

6

Тяжёлые и лёгкие фигуры.

3

7

Совершенствование игровых навыков.

13

6

итого

34

Литература





МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Гик Е.А. Беседы о шахматах. - М., 1985

  2. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М., 1986

  3. Пожарский В.Н. Шахматный учебник. – Рязань, 1994

  4. Журнал «64» - М., 1983-2004

  5. Костьев А.Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере – М., 1980

  6. Принципы шахматной игры: учебное пособие./ Шакуров М.Ф. – Казань: Мастер Лайн,2000

ПРЕДМЕТНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. – М., 1997

  2. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества – М., 1981

  3. Спутник шахматиста: Справочник/В.П.Елесин, Б.М.Волков, А.И.Крюков. – М.:Воениздат,1992

  4. Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. – М.: Агентство «ФАИР»,1997

  5. Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. – М.:Наука,1983

  6. Линдер И.М., Шахматы на Руси. – М.:Наука,1975










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!