СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Секреты русской грамматики". 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для внеурочной деятельности в 5 классах по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Секреты русской грамматики". 5 класс»

1.Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:


  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 14.06.2014 №145-ФЗ, от 06.04.2015 №68-ФЗ, от 02.05.2015 №122-ФЗ).

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», с изменениями от 31 декабря 2015 г. №1577

  3. Основная образовательная программа основного общего образования на 2015-2020 учебный год Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Московской средней общеобразовательной школы Тюменского муниципального района

  4. Учебного плана МАОУ Московской СОШ, утвержденного пр. №55 – О от 29.06.2018г.

  5. Программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – Москва «Просвещение», 2011 г.

Успешное овладение знаниями в 5 классе общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “секреты”. В этом случае на помощь приходит кружок “Секреты русской грамматики ”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения

Задачи курса:

Обучающие:

-развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

-приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

-пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

-развитие мотивации к изучению русского языка;

-развитие творчества и обогащение словарного запаса;

-совершенствование общего языкового развития учащихся;

-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

-воспитание культуры обращения с книгой;

-формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

-развивать смекалку и сообразительность;

-приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

-развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

-учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Кружок позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая.

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Программа носит комплексный характер:

- рассчитана на учащихся 5 класса;

- направлена на расширение кругозора; развитие пытливости и любознательности школьников; на формирование навыков самостоятельной работы со словарями и справочной литературой;

- включает интеграцию учебных предметов: русский язык, литература,предусматривает работу с одаренными детьми;

- носит гибкий, адаптивный, практико-ориентированный характер, органично вписывается в учебно-воспитательный процесс школы.

Описание места учебного предмета , курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5 классов.

2.Личностные, метапредметные результаты освоения курса

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

3.Содержание учебного предмет, курса

Фонетика и орфоэпия (7 часов)

Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.


Тема 2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)

Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.


Тема 3. Звуки не буквы! (1ч.)

Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.


Тема 4. Звучащая строка. (1ч.)

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.


Тема 5. Банты и шарфы. (1ч.)

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.


Тема 6. «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.


Тема 7. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».


Лексикология (27 часов)

Тема 8. Имена вещей. (1ч.)

Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся.


Тема 9. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.


Тема 10. В царстве смыслов много дорог. (1ч.)

Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».


Тема 11. Как и почему появляются новые слова? (1ч.)

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.


Тема 12. Многозначность слова. (1ч.)

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».


Тема 13. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова,.


Тема 14. Об одном и том же- разными словами. (1ч.)

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.


Тема 15. Как возникают названия. (1ч.)

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.


Тема 16. Слова – антиподы. (1ч.)

Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».


Тема 17. Фразеологические обороты. (1ч.)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».


Тема 18. Словари «чужих» слов. (1ч.)

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.


Тема 19. Капитан и капуста. (1ч.)

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.


Тема20. «Он весь свободы торжество». (1ч.)

Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.


Тема21. Мы говорим его стихами. (1ч.)

Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся.


Тема22. Слова, придуманные писателями. (1ч.)

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.


Тема 23. Слова уходящие и слова – новички. (1ч.)

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.


Тема 24. Словарь языка Пушкина. (1ч.)

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.


Тема 25. Смуглая Чернавка. (1ч.)

Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.


Тема 26. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (1ч.)

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .


Тема27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)

Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.


Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)

Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.


Тема 29. Словарь- грамотей. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.


Тема 30. Научная этимология. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая». Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.


Тема 31. Какие бывают имена? (1ч.)

Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.


Тема32. Древнерусские имена. (1ч.)

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.


Тема33. Отчество и фамилия. (1ч.)

Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.


Тема 34. Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.)

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».

























4.Календарно-тематическое планирование

№п-п

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты

Форма контроля

Дата проведения

личностные

метапредметные

План


факт

1

Что такое орфоэпия?

Составление орфоэпического словаря

Осознают важность нормативного произношения для культурного человека. Формируют важнейшие произносительные нормы.

Составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем;

Работа по плану, коррекция свей деятельности




викторина



2

Что такое фонография или звукозапись?

Составление кроссоврда

Овладевают основными понятиями фонетики. Анализируют схему, демонстрирующую группы звуков речи в русском языке. Распознают гласные звуки. Различают ударные и безударные гласные

Расширение знаний о буквах и звуках.


Разгадывание кроссвордов



3

Звуки не буквы!

Работа с текстом

Читают текст, определяют его тему. Осознают соотношение произношения и правописания. Знакомятся с понятием транскрипции.

Вспоминают понятие орфографического правила

Творческая работа



4

Звучащая строка.

Работа с текстом

Осознают значение письма в истории человечества. Анализируют и объясняют важность графики и каллиграфии. Анализируют значение алфавита. Сопоставляют и анализируют звуковой и буквенный состав слова.

Располагают слова в алфавитном порядке, отрабатывают навыки поиска слов в словаре.

Составление словаря



5

Банты и шарфы.

Работа над презентацией

Осознают важность нормативного произношения для культурного человека

Формируют важнейшие произносительные нормы.

Проект (презентация)



6

«Пигмалион» учит орфоэпии.

Работа над презентацией

Учатся правильной постановке ударений в словах.


Формируют важнейшие произносительные нормы.

Викторина



7

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о

звукоподражаниях.

Работа по карточкам

Опознают антонимы. Описывают с помощью антонимов происходящие на рисунке.

Характеризуют названных в управлении

животных с помощью антонимов

Составление кроссворда



Лексикология (27 часов)

8

Имена вещей

Работа с презентацией

Знакомство с толковыми словарями русского языка

Обогащение словарного запаса учащихся.


викторина



9

О словарях энциклопедических и лингвистических.

Работа по словарям

Сравнивают роль энциклопедических и лингвистических словарей.

Обучение умению пользоваться различными словарями.


Составление кроссворда



10

В царстве смыслов много дорог.

Работа с презентацией

Опознают омонимы. находят в толковом словаре примеры омонимов. Составляют и анализируют предложения и словосочетания с омонимами.

Анализируют стихотворение, содержащее омонимы

Составление словаря омонимов



11

Как и почему появляются новые слова?

Работа по словарям и с презентацией

Различают прямое и переносное значение слов. Выбирают в толковом словаре слова, имеющие прямое и переносное значение.

Составляют словосочетания, используя слово в его прямом и переносном значении

Работа над проектом



12

Многозначность слова.

Работа по словарям и с презентацией

Различают однозначные и многозначные слова.

Составляют словосочетания с многозначными словами, используя разные значения

Работа над проектом



13

«Откуда катится каракатица?»

О словарях, которые рассказывают об истории слов.

Работа с этимологическим словарем и с презентацией

Работа с этимологическим словарем

Разыскивают происхождение интересных слов

Работа над проектом



14

Об одном и том же - разными словами

Работа с презентацией

Опознают синонимы. Составляют словосочетания с синонимами; анализируют предложения, содержащие синонимы.

Подбирают синонимы к данным в управлениях

словам.

викторина



15

Как возникают названия

Работа с презентацией, со словарем антонимов

Опознают антонимы. Описывают с помощью антонимов происходящее на рисунке.

Выясняют причину появления разных слов

Составление кроссворда



16

Слова – антиподы.

Работа со словарем антонимов

Опознают антонимы. Описывают с помощью антонимов происходящее на рисунке.

Характеризуют названных в управлении животных с помощью антонимов

Составление презентации



17

Фразеологические обороты.

Работа со словарем и с презентацией

Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А.Рыбакова «Приключение Кроша».


Характеризуют фразеологизмы

Составление словаря фразеологизмов



18

Словари «чужих» слов.

Работа со словарем иностранных слов, просмотр мультфильма

Определение значения иностранных слов

Характеризуют происхождение иностранных слов

Составление словаря иностранных слов



19

Капитан и капуста.

Работа с презентацией

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники.

Работа со словарем. Сравнение значения слов.


Викторина



20

«Он весь свободы торжество».

Работа с текстами А.С.Пушкина

Исследуют языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь».

Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.


Викторина



21

Мы говорим его стихами.

Работа над афоризмами

Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина

Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Составление словаря



22

Слова, придуманные писателями.

Работа с авторскими неологизмами

Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина

Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Составление словаря



23

Слова уходящие и слова – новички.

Работа со словарями, просмотр мультфильма

Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи


Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

Интеллектуальная игра



24

Словарь языка Пушкина.

Работа с текстами А.С.Пушкина, просмотр мультфильмов по его произведениям

Знакомство с созданием «Словаря языка» А.С.Пушкина

Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Составление ребусов



25

Смуглая Чернавка.

Работа с текстами А.С.Пушкина, просмотр мультфильмов по его произведениям

Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина

Показать значение древнерусских имен.

Составление словаря имен



26

Паронимы,или «ошибкоопасные слова».

Работа с орфографическим словарем

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .

Работа над ребусами



27

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

Работа с текстами

Рассматривают виды паронимов и способы их образования.

Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .

Интеллектуальная игра, тест



28

Какой словарь поможет избежать ошибок?

Работа со словарями

Работают с орфографическим словарем


Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи

Интеллектуальная игра, составление предложений на заданную тему, тест



29

Словарь- грамотей.

Работа со словарем, просмотр мультфильма «В стране невыученных уроков»

Работают с орфографическим словарем


Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи

Интеллектуальная игра, составление предложений на заданную тему, тест



30

Научная этимология.

Работа с презентацией, с орфографическим словарем

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая». Способы образования паронимов.

Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.


тест



31

Какие бывают имена?

Работа с презентацией

Находят значения имен

Работа над правильностью употребления имен в русской речи

Проект



32

Какие бывают имена?

Работа со словарями

Ищут информацию о древнерусских именах

Работа над правильностью употребления имен в русской речи

Проект



33

Отчество и фамилия.

Работа с презентацией

Определяют происхождение кубанских имен и отчеств

Показать значение имен и отчеств

Составление проекта



34

Надо ли останавливаться перед зеброй?

Работа над стенгазетой

Осознают роль морфем в процессе формо- и словообразования. Определяют форму слова, подбирают однокоренные слова.

Вводится понятие «метафорическая номинация».


Составление стенгазеты





































Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:

Печатные пособия

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.

  2. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

  3. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

  4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

  5. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

  6. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

7. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас.работы по рус.яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. –

М.: Просвещение, 1988. – 207 с.

8. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.

9. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.

10. Успенский Л.В. По закону буквы. – М., 1981г.

11.Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.

12.Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.; Л., 1968г.

13.Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.

CD/DVD для занятий в классе



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!