СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка по краеведению «Краеведы Смоленщины»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружковой работы по краеведению "Краеведы Смоленщины" расчитана на 4 года обучения для учащихся 8-11 классов

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по краеведению «Краеведы Смоленщины»»

Е.Ф.Нестерова

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Кардымовская СШ»

Кардымовского района Смоленской области

Программа кружка по краеведению

«Краеведы Смоленщины»

Любовь к родному краю, знание его истории

вот основа, на которой и может осуществляться

рост духовной культуры всего общества.

Краеведение учит людей любить не только свои

родные места, но и знания о них, приучает

интересоваться историей, искусством,

литературой, повышать свой культурный

уровень.

Д.С.Лихачев

Д.С.Лихачев

Пояснительная записка

Программа кружковой деятельности разработана для занятий с обучающимися 8-11 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.

Программа кружка «Краеведы Смоленщины01» составлена на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС ООО (2010г.)

  • примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кардымовская СШ»

  • Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2019-2020 учебный год



Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Краеведы Смоленщины» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Смоленской области, Кардымовского района, люди и события. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основные направления внеурочной деятельности - изучение истории родного края.

Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена тем, что именно краеведение во всех его формах способствует всестороннему развитию личности, совершенствованию интеллектуального, духовного развития, посредством изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры.

Назначение программы: Исходя из возрастных особенностей 8-11 классов, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.

Овладение практическими знаниями и умениями в области музеелогии и краеведения, даёт учащимся возможность лучше узнать родную историю и культуру, способствует воспитанию чувства патриотизма, уважению к прошлому.

Основной концептуальной идеей данной программы является организация интересной, содержательной, общественно значимой практической туристско-краеведческой деятельности с позиции познания и изучения родного края с учётом развития личности.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она определяет широкий круг изучения краеведческих тем, предусматривает формирование навыков правильной речи, освоение методики исследовательской работы и проектной деятельности.

Цели и задачи программы

Цель: развитие творческих способностей учащихся cредствами туристско-краеведческой деятельности в процессе изучения родного края.

Программа нацеливает образовательный процесc на решение следующих взаимосвязанных задач:

1. Обучающие: ознакомление учащихся основами музеологии, вспомогательными историческими дисциплинами, методами исследования и описания предметов материальной культуры, с основами экскурсионной и поисковой деятельности.

2. Развивающие:  формирование практических навыков комплексной работы с разными видами исторических источников; самостоятельных исследований; коммуникативно-речевых умений; использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

3. Воспитательные: развитие интереса к исследованиям, творческому труду, навыков общения, привитие любви и уважения к истории и культуре своей страны, воспитание патриотизма, бережного отношения к культурному и историческому наследию.


 Задачи программы:

Образовательные:

  • Формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложный структуры.

  • повышение уровня знаний учащихся об истории своей малой родины  и своего рода.

  • Освоение основ русской культуры, быта родного края.

  • Воспитательные:

  • Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства.

  • Формирование чувства толерантности и толерантного поведения в детском коллективе и социуме.

  • Способствование укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только детей, но и родителей; наличие богатых возможностей для изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы.

  • Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности.

  • Воспитание навыков позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.

  • Воспитание трудолюбия,  чувства коллективизма и взаимопомощи.

  • Создание в детском коллективе обстановки доброжелательности психологического комфорта, удовлетворения потребностей детей в общении.

  • Воспитание позиции  исследователя и хранителя духовных и материальных богатств своего народа, бережного и уважительного отношения к культурному наследию.

  • Воспитание личной ответственности в отношении к прошлому,  настоящему и будущему.

Развивающие:

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции центра, детской библиотеки, конкурсы и т.д.

  • Развитие навыков общения, оформления творческих работ.

  • Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

  • Развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

  • Ориентирование при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.

Программа обучения рассчитана на школьников 8-11 классов.



Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность жизни, признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации.

Ценность истины как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни.

Ценность гражданственности, осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма, одного из проявлений духовной зрелости человека, выражающегося в любви к России, народу, малой родине.

Результаты освоения программы

Личностные результаты:

- положительное отношение к краеведению;

- познавательный интерес к малой родине;

- уважительное отношение к окружающим людям;

Метапредметные результаты:

-адекватно воспринимать окружающую действительность;

-применять свои знания по краеведению при изучении предметов начального общего образования;

- участвовать в коллективном обсуждении;

- отвечать на вопросы и задавать вопросы;

- проявлять свою любознательность, инициативность;

- выражать собственное эмоциональное отношение к малой родине

Предметные результаты:

- находить нужную информацию по краеведению в библиотеке, в музее;

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения о людях своего края, их занятиях, интересах.

Форма проведения занятий: групповые, малыми группами, индивидуально.

Методы и формы познавательной деятельности обучающихся

Мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; беседы, диспуты, викторины; презентации; проектно-исследовательская деятельность; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; экскурсии, походы; трудовые дела; групповые тренинги.


Изучение программы предполагает также широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе работу с разнообразными источниками: научной, мемуарной, художественной, справочной литературой, материалами музеев, выставок, интернет-ресурсами.


Программа предусматривает теоретические и практические занятия:

1. теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).

2. практические (экскурсии, встречи, практикумы в музее, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Планируемые результаты реализации программы занятий ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

Школьники приобретают знания о топонимике, об основных занятиях и быте населения; об истории школы; о семье и семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.

Ученик научится:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • строить речевое высказывание в устной форме;

  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).

Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к природе, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.

Ученик получит возможность для формирования основ культуры: формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия).

Школьник может приобрести опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтёрской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.

Ученик научится:

  • самостоятельно организовывать исследовательскую деятельность;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • самостоятельно презентовать результаты работы над проектом

Срок реализации – 4 года

Срок реализации программы четыре года, занятия проводятся один раз в неделю. Общий объем программы – 136 часов: 8 -11кл - 34 часа в год. Продолжительность занятия –40 минут согласно СанПиН.

Отличие программы состоит в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных, духовных и культурных ценностей, в основе которых лежат традиции и обычаи народов малой Родины.

Способы проверки ожидаемых результатов:

  • - педагогическое наблюдение;

  • - выполнение творческих заданий;

  • - анкетирование;

  • Участие в различных конкурсах и олимпиадах по краеведению

Формы подведения итогов кружковой работы :

  • - презентация творческих, исследовательских работ воспитанников;

  • - создание фотоальбомов; буклетов

  • - публикация работ учащихся;

  • - выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;

Содержание курса.

1 год (8 класс)

Календарно-тематическое планирование


Разделы программы

Тема занятия

Кол-во

час

Описание примерного содержания занятий со школьниками

Дата

Раздел I. Введение в исследовательскую и проектную деятельность

4




Цели и задачи работы курса на предстоящий год. Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор MSWord и MSPowerPoint


1

Определение целей и задач работы. Вспоминаем правила работы в текстовом редакторе MSWord и MSPowerPoint



Исследовательская работа. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе

1

Знакомство с принципами ведения исследовательской работы.



Знакомство с работой музея и архива

2

Экскурсии в архив, исторический музей







Раздел II. История Смоленской области

и Кардымовского района

7




Изучение истории родного края. История района.

2

Систематизация материала



Символика.

2

Изучение символики



Известные люди родного края.

2

Экскурсия в музей школы



Улицы поселка

1

Пешеходная экскурсия







Раздел III. Кардымовский район в годы Великой Отечественной Войны

21




Изучение истории района до ВОВ.

1

Систематизация материала



Начало Великой Отечественной Войны. Жизнь в оккупации.

1

Экскурсии в музейный уголок «Память»



Кардымовское подполье

2

Знакомство с книгой Котова «Смоленское подполье» Котов, Л.В. Смоленское подполье /Л.В.Котов. – М.:Московский рабочий,1966. – С.175 -237.



Земляки – Герои Советского Союза.

6

Подготовка презентации о земляках – героях Советского Союза



Герой Советского Союза Решетов С.Н

4

Знакомство с документами и книгами С.Н. Решетова

Подготовка подарков для Решетова С.Н.



Дети войны

4

Сбор материалов о детях войны.

Встреча с малолетними узниками концлагерей.



Восстановление Смоленщины.

2

Сбор и оформление фактического материала (воспоминания) жителей села о войне



Защита проектов

2



9 класс

Раздел IV. Оформление результатов исследовательской работы с помощью средств ИКТ.

2

Подготовка презентации, видеороликов об исследовательской работе


Раздел V . Кенотафы Поселка Кардымова

5




Понятие Кенотафа

1

Сбор информации в интернете



Кенотафы поселка Кардымова

3

Сбор материала о памятных знаках



Презентация мини-проектов

1



Раздел VI. Наш район в послевоенные годы

7




Кардымово в 50-60 годы

2

Сбор фотоматериалов, запись воспоминаний очевидцев



Кардымово в 70-80гг

3

Сбор фотоматериалов, запись воспоминаний очевидцев



Подготовка коллективного проекта «Один день в СССР»

1

Сбор и оформлении экспозиции посвященный СССР



Презентация коллективного проекта «Один день в СССР»

1

Защита проекта


Раздел VII Топонимы




Топонимы Кардымовского района

1

Современное положение Кардымовского района



Топонимы на старых картах

2

Изучение исторических и топографических карт



Сравнительная характеристика топонимов

2

Определить по картографическим источникам исчезнувшие населенные пункты.


Раздел VIII

Почему умирает русская деревня?

15




История деревни Трисвятье.

2 ч

Сбор информации. Работа в архиве. Встреча с Минченковой В.Г.



История деревни Красные горы.

2

Сбор информации. Работа в архиве. Поход в деревню. Встреча с Терещенковой М.М.



Курдимово или Цыгане? Почему у одной деревни два названия?

2

Поход в деревню. Встреча с Лерх Г. Работа в архиве.



История деревни Мольково.

2

Сбор информации. Работа в архиве. Встреча с жителями деревни



История деревни Пнево

2

Сбор информации. Работа в архиве.



История деревни Николо-Яровня

2

Сбор информации в интернете.

Экскурсия в храм д.Николо-Яровня



Защита проектов

3

Обработка и систематизация собранных материалов. Оформление презентаций


10 класс

Раздел IX

«КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ. ЭТНОГРАФИЯ»

20




Понятие этнографии.

1




История изразцового дела на Смоленщине

1




Смоленская кухня

1

Сбор информации о традиционных блюдах смоленской кухни.



Свадебные обряды на Смоленщине

2

Просмотр кинофильма

«Смоленская свадьба»



Погребальные обряды на Смоленщине.

2




История Смоленской частушки

2

Знакомство с частушкой как одним из проявления народного творчества.

Знакомство с книгой В.Решетнева «Частушка на Смоленщине.



Смоленские обрядовые песниhttps://yandex.ru/video/preview?filmId=18398080157625035775&text=ольга%20владимировна%20трушина%20песни&text=ольга%20&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1574507131492268-1815320723259065807500128-vla1-1219&redircnt=1574507142.1


1

Знакомство с наследием О.Трушиной,




Народный костюм на Смоленщине

1

Экскурсия в районный краеведческий музей



История рушника

1

Смоленские полотенца и обряды, с ними связанные




Смоляне – деятели культуры

1




Игорь Воронец - учитель и композитор

1




Артист Владимир Решетнев.

1




Поэты Кардымовского района:

Владимир Простаков.

Светлана Матузова.

Вероника Карат

3




Подготовка и защита проектов

2



Раздел X

Моя семья-мои истоки.





Построение родословного древа

2

Практическая работа



Самые редкие имена родословия и их значение

1




Профессии моих предков

2




Реликвии моей семьи

2

Коллективный проект



Фотолетопись семьи

1

Создание презентаций



Великая Отечественная война в истории моей семьи

2




Обобщенный банк данных «Мемориал»

1

Поиск информации о родственниках с помощью интернет источников



Память народа-

1

https://pamyat-naroda.ru



Найти солдата. Памятка для тех, кто ищет своих героев

http://parad-msk.ru/search-soldat/


1

Подготовка индивидуальных проектов



Защита проектов

1




11 класс


Раздел XI

История школы





Сто шагов истории

1

Экскурсия в школьный музей



Сто шагов истории

1

Знакомство с книгой об истории школы «Сто шагов истории»



1915- открытие школы

1

Знакомство с архивными документами



Здания, в которых размещалась школа

2

Экскурсия по поселку. Работа с фотоматериалами



Директора школы

4

Систематизация материалов имеющихся в музее, обновление стенда «Директора школы».








Учителя – участники Великой Отечественной войны

2

Поиск информации на сайтах http://parad-msk.ru/search-soldat/




Учителя- ветераны педагогического труда

4

Встреча с педагогами –ветеранами, запись интервью, обработка и систематизация информации



Заслуженные учителя России

2

Встреча с заслуженным учителем В.В.Левшаковым и М.В.Заседателевой (дочерью А.Л.Заседателевой)



Где учился- там и пригодился

2

Сбор информации об учителях работающих в школе



Знаменитые выпускники школы

4

Работа с материалами музея, систематизация материала, поиск дополнительной информации в интернете



Медалисты нашей школы

5

Практическая работа с материалами школьного архива. Составление поименного списка медалистов

Поиск информации в социальных сетях интернета



Детские общественные объединения школы

2




Презентация проектных работ

2





Предполагаемые результаты.

В процессе освоения содержания программы «Край родной, познакомимся с тобой» обучающиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

К концу четвёртого года обучения дети должны:

Знать (теория)

Уметь (практика)

Основные исторические факты из истории Кардымовского района.

Составлять план – схему своего двора, карту города, создавать слайд-проекты, в полной мере владеть информацией о культурных и исторических ценностях своего края

Основные памятники истории поселка, памятные места.

Уметь создавать презентации, защищать творческие проекты, составлять эскизы.

Своих предков, их ФИО, профессии, увлечения, участие в ВОВ, обычаи предков, легенды края

Составлять родословную, пересказывать легенды края, создавать презентации, иметь представление об изменении во времени быта, культуры, жизненных ценностей, традициях и обычаях.

Основные правила поведения в местной окружающей среде

Импровизировать полученные знания, сочинять, проектировать, творчески осмысливать задачи и воплощать их в своем творчестве.

Топонимика района

Работать с картами , сравнивать и анализировать информацию




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!