ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ТЮМЕНИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88
«Рассмотрено» на заседании МО _____________________ Протокол № _____ от «__» ________201__ г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР____________ от «__» ______201__ г | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 88_________________ от«__»_______201__г |
Рабочая программа
«Песочная студия»
Возраст детей 11-13 лет Срок реализации программы –1года Руководитель: Громоздова Ольга Николаевна Учитель изобразительного искусства |
г. Тюмень 2018
Пояснительная записка
Нормативные документы
Особенностью стандартов второго поколения является включение в федеральный базисный учебный план раздела «Внеучебная работа».
В соответствие с требованиями стандарта внеучебная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т.д.). Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей и направляться на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, на кружке – «Песочная студия», от создания самодостаточной картины до целого фильма. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Для обеспечения качественного обновления и совершенствования преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» и внеурочной работы в 2014-2015 учебном году в образовательной практике рекомендуется строить учебный процесс в соответствии с нормативными документами, определяющими содержание общего образования:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897,в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577;
Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №88, г. Тюмень, 2018 г.
Цель дополнительного образования – развить творческие способности, эстетический и художественный вкус посредством формирования их познавательных интересов, самостоятельности мышления. в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком.
Программа кружка «Песочная студия» позволяет
-включить учащихся в практическую творческую деятельность, научить формировать стоящие перед ними задачи и находить целесообразные варианты их решения, прогнозировать возможные ситуации и получить желаемый результат;
-создать условия для развития личности каждого учащегося, раскрытия его способностей к творчеству, использования их на пользу обществу;
-обеспечить взаимное сотрудничество педагога дополнительного образования и учащегося, а также их родителей и представителей заинтересованных организаций;
-создать творческую атмосферу и установить контакт с каждым учащимся;
-обучать и воспитывать учащихся с учетом их возраста, различной степени подготовки, способностей, характера, условий жизни в семье и др.
Программа направлена на обучение, развитие личности, воспитание учащихся средствами кружка. Она рассчитана на возраст детей 11-13 лет и предусматривает освоение теоретического материала, закрепление его на практических занятиях, выполнение самодостаточной картины, а так же создание анимационного фильма ...
Занятия проходят в оборудованном помещении – центр прототипирования.
Программа рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. На занятиях полностью соблюдаются правила безопасности труда учащихся, нормы санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах, при работе в кружке. При обучении используются принципы наставничества, преемственности, учитываются возрастные особенности учащихся.
Особенность образовательного процесса в том, что законченные работы (фильм) могут быть использованы как дидактический ресурс на уроках искусства, музыки и др.
Цели и задачи курса:
развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных способностей, формирование коммуникативных навыков;
тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики;
равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга - развить межполушарное взаимодействие, создание рисунка двумя руками;
гармонизация эмоционального состояния,
знакомство с основами песочной анимации
Воспитание чувство прекрасного на ресурсах знаменитых песочных аниматоров.
Развитие интереса к анимационному фильму.
Формирование навыков рисования песком.
Воспитание чувства коллективизма, приобщение к общественно полезной деятельности.
Воспитание гражданина России, гражданской ответственности, как будущего созидателя.
Форма обучения
Групповая
Индивидуальная
Коллективная
Критерии оценки
Учащиеся должны освоить и приобрести следующие прикладные знания, умения, навыки:
иметь общее представление о рисовании песком и песочной анимации.
знать о значение музыки в анимации.
знати и владеть основными приемами рисования песком;
владеть знаниями по основам композиции;
владеть основными приёммами песочной анимации.
уметь выполнять несложные композиции с применением полученных знаний;
Разрабатывать сюжет и сценарий для песочной анимации.
Создавать собственную «живую» песочную анимацию.
Уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;
Планируемые результаты по окончанию изучения курса:
Расширение знаний учащихся о разных стилях песочной анимации, овладение практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, пополнение демонстрационного фонда материалами, воспитание любви Родине, гражданской позиции. Изучение анимации и умение рисовать песком обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Формирование осмысленного и эмоционально-ценностного восприятия визуальных образов реальности и произведений искусства;
Освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;
Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
Овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
Овладение средствами художественного изображения;
Развитие способности наблюдать реальный мир, воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ, на основе эмоционально-нравственной оценки;
Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
Метапредметные результаты
Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
Воспитание уважения к искусству и культуре своей родины выраженной в архитектуре, в национальных образах предметно-национальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
Формирование толерантного отношения к другой культуре и к другому восприятию мира;
Обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям;
Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
Развитие художественно-образного мышления;
Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
Предметные результаты
Эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
Восприятие мира с эстетических позиций;
Активнее отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
Понимание основ изобразительной грамотности, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности;
Умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах и электронных информационных ресурсах;
Содержание курса
1. Введение (2 час)
Краткие сведения об истории возникновения песочной анимации. Композиция. Свет. Инструменты и материалы для рисования песком. Правила техники безопасности.
Практическая работа:
- выполнение упражнений по подготовке рабочего стола (засыпка разной плотности) .
Учащиеся должны знать:
Историю возникновения песочной анимации.;
основные законы композиции;
значение света в песочной анимации;
способы засыпка разной плотности
Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны владеть:
2. Предметное рисование песком (14 часов)
Техника предметного рисования пальцами рук, ребром ладони, одновременное рисование двумя руками .
Индивидуальная и коллективная работа. Эстетическое оформление работ.
Практическая работа:
- Изображение различных цветов, деревьев, кустов, рыб, бабочек, птиц, животных, сказочных персонажей, необычных видов транспорта.
- самостоятельная работа по рисованию предметов и работ-импровизаций.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны владеть:
3. Сюжетное рисование песком (20 часов)
Изображение композиций на заданную тему.
Техника рисования пальцами рук, ребром ладони, одновременное рисование двумя руками .
Индивидуальная и коллективная работа. Эстетическое оформление работ.
Практическая работа:
Создание композиций: «На лугу», «Сказочный лес», «Подводный мир», «Улица моего города», «Мои любимые сказки»
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Изображать предметный мир
Создавать оттенки песком
Разрабатывать и создавать сюжет.
Учащиеся должны владеть:
4. Основные приёмы песочной анимации. (20 часов)
Создание анимационных композиций на заданную тему с музыкальным сопровождением. Разработка сюжета и сценария для песочной анимации. Создание собственной «живой» песочной анимации.
Индивидуальная и коллективная работа. Эстетическое оформление работ.
Практическая работа:
Создание песочной анимации: «На цветочном лугу летают бабочки», «Сказки леса», «Обитатели подводного мира», «Жизнь моего города», «Живые сказки»
Учащиеся должны знать:
Основные приёмы рисования песком.
Основы композиции и значение музыки в анимации.
Основные приёмы песочной анимации.
Учащиеся должны уметь:
Разрабатывать и создавать сюжет.
Разрабатывать и создавать сценарии для песочной анимации.
Создавать собственные «живые» песочные анимации на заданную тему.
Учащиеся должны владеть:
Способами создания композиций .
Основными приёмами песочной анимации.
5. Проектная деятельност. (12 часов)
Создание собственных проектов песочной анимации. Разработка сюжета и сценария для песочной анимации.
Практическая работа:
Выбор темы и разработка проекта.
Учащиеся должны знать:
Основные приёмы рисования песком.
Основы композиции и значение музыки в анимации.
Основные приёмы песочной анимации.
Учащиеся должны уметь:
Самостоятельно разрабатывать и создавать сюжет.
Самостоятельно разрабатывать и создавать сценарии для собственной песочной анимации.
Учащиеся должны владеть:
Способами создания композиций .
Основными приёмами песочной анимации
6.Итоговое занятие.(2 часа)
Защита проектов.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Теор. занятия | Практ. занятия | Общее кол-во часов |
| Вводное занятие. Краткие сведения об истории возникновения песочной анимации. Композиция. Свет. Инструменты и материалы для рисования песком. Правила техники безопасности. Выполнение упражнений | 1 | 1 | 2 |
| Предметное рисование песком Техника предметного рисования пальцами рук, ребром ладони, одновременное рисование двумя руками. Выполнение упражнений | 1 | 1 | 14 |
| Изображение различных цветов. (тюльпаны, ромашки, ирисы…) | - | 2 | |
| Изображение различных кустарников и деревьев | - | 2 | |
| Изображение различных рыб, обитателей моря. | - | 2 | |
| Изображение различных бабочек, птиц. | - | 2 | |
| Изображение различных животных | - | 2 | |
| Изображение сказочных героев | - | 2 | |
9-10 | Сюжетное рисование песком Техника рисования пальцами рук, ребром ладони, одновременное рисование двумя руками. Построение композиции на заданную тему «На лугу» | 2 | 2 | 20 |
11-12 | Построение композиции на заданную тему «Сказочный лес» | - | 4 | |
13-14 | Построение композиции на заданную тему «Улица моего города» | - | 4 | |
15-16 | Построение композиции на заданную тему «Подводный мир» | - | 4 | |
17-18 | Построение композиции на заданную тему «Мои любимые сказки» | - | 4 | |
19-20 | Основные приёмы песочной анимации Создание анимационных композиций на заданную тему с музыкальным сопровождением. Разработка сюжета и сценария для песочной анимации. Создание собственной «живой» песочной анимации. Создание песочной анимации: «Сказки леса» | 2 | 2 | 20 |
21-22 | Создание песочной анимации: «На цветочном лугу летают бабочки» | | 4 | |
23-24 | Создание песочной анимации: «Обитатели подводного мира» | | 4 | |
25-26 | Создание песочной анимации «Жизнь моего города» | | 4 | |
27-28 | Создание песочной анимации: «Живые сказки» | | 4 | |
29-33 | Проектная деятельност. Создание собственных проектов песочной анимации. Разработка сюжета и сценария для песочной анимации | 2 | 8 | 10 |
34 | Итоговое занятие. Защита проектов. | | | 2 |
Материально-техническое обеспечение
Для отражения количественных показателей средств и объектов материально-технического обеспечения кабинета в рекомендациях используется система символических обозначений:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости классов);
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в 2 раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся);
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6–7 экз.).
№ п/п | Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Необх. кол-во | Примечания |
основная школа | |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1 | ФГОС ООО Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 | Д | |
2 | Примерные программы по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка», «Искусство» (стандарты второго поколения). Проект, М., Просвещение, 2010. | Д |
3 | Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №88 | Д |
4 | Рабочие программы «Изобразительное искусство» ФГОС. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 5-9 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2013. | Д |
5 | Учебно-методические пособия | | |
5.1 | Учебники по изобразительному искусству | К | Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. / под. ред. Б. М. Неменского..6 кл М.: Просвещение, 2012 |
6 | Методические пособия | Д | Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2013 г Н. М Сокольникова,. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998. Н. М Сокольникова,. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998. Н. М Сокольникова, Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998. |
7 | Энциклопедии по искусству, справочные пособия | Д | |
8 | Альбомы по искусству | Д | «Декоративное искусство Тюменской области» |
9 | Книги о художниках и художественных музеях | Д | Тюменские художники И. Шишкин И.Левитан В.Серов |
10 | Словарь искусствоведческих терминов | П | Н. М Сокольникова,. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, |
3 | Информационно-коммуникационные средства |
11 | Электронные библиотеки по искусству | Д | «Рождение картины. В мастерской художника». Русский музей – детям. 2003-2005г. Студия «Квадрат Фильм»; «Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»; «Народное искусство». Серия образовательных видеофильмов. 2000 Студия «Квадрат Фильм»; «Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005; «Три века русского искусства». Государственный русский музей, 2004 Государственный Русский музей; Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005; Мастера портрета», Издательский Дом «РАВНОВЕСИЕ», 2006; «Шедевры архитектуры» 2002. |
11 | Игровые художественные компьютерные программы | | ArtRage |
4 | Технические средства обучения (ТСО) |
12 | Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением | Д | |
13 | Интерактивная установка «Песочная анимация» | Д | |
14 | Графический планшет | Д | |
5 | Специализированная учебная мебель |
15 | Столы рисовальные | К | |
16 | Стулья | К | |
17 | Стеллажи для книг и оборудования | Д | |
13