СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Краеведение"

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Краеведение"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Горномарийский дом детского творчества»



ПРИНЯТО

методическим/педагогическим советом

от «____» ____________ 20__ г.

Протокол № ________________



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДО «Горномарийский дом детского творчества»

_______________З.Г.Веселова

(подпись)

«___» ______________20__г.





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа



«Краеведение»


Направленность программы: туристско-краеведческая


Уровень программы: ознакомительный

Возрастная категория: 5-9 классы

Срок реализации программы: 1 год

Объем часов: 144 часа

Автор-составитель: Данилова Т.К., педагог дополнительного образования.


с.Виловатово


2021



Содержание программы

  1. Характеристика программы:

    1. Пояснительная записка

    2. Цели и задачи

    3. Содержание программы

    4. Планируемые результаты

  2. Организационно-педагогические условия:

    1. Учебный план

    2. Календарный учебный график

    3. Формы аттестации и оценочные материалы

    4. Методические материалы

    5. Условия реализации программы

    6. Список литературы



















    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Помни: мира не узнаешь,

Не зная края своего.

М. Горький

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Краеведение» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 декабря 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28).

Для каждого понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа дополнительного образования «Краеведение» помогает расширить знания обучающихся о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Программа «Краеведение» — обобщение многолетней работы по краеведению, проводимой автором во внеклассной работе.

Направленность образовательной программы - туристско-краеведческая, что предполагает познание родного края через различные виды туристической, познавательной, исследовательской деятельности.

Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков. Особое внимание уделяется знакомству обучающихся с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями родного края. Она помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий. Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для формирования УУД.

Отличительные особенности программы:

Данная программа адаптирована к местным условиям и коллективу обучающихся, интересующихся историей и культурой родного края, предназначена для проведения занятий творческого объединения в общеобразовательной школе.

Возраст детей, участвующих в реализации программы – 14-16 лет. Программа реализуется в течение одного года по 4 академических часа в неделю, в течение восьми месяцев в году. Итого 144 часов в год. Занятия по 45 минут.

Работа по программе предполагает такие формы обучения: теоретическую и практическую части, которые взаимосвязаны между собой. Теоретическая часть реализуется в форме бесед, встреч с интересными людьми, экскурсий, викторин, просмотров спектаклей, концертов и др. Практическая работа заключается в выполнении различных заданий поискового, оформительского характера и защиту. В проведении занятий используются формы коллективного творчества и индивидуальная работа. Практическая работа предусматривает объединение обучающихся в группы по несколько человек. При проведении встреч, экскурсий возможно объединение нескольких занятий в одно с увеличением количества часов, отводимых на него. Количество учащихся в группе не более 15 человек. По окончании курса проводится итоговое занятие в виде малой краеведческой конференции.

    1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель программы: создание условий для формирования творческой, активной, социально – значимой личности, заботящейся о сохранении и развитии своей национальной культуры.

Задачи программы:

  • углубление и расширение знаний по истории своего родного края;

  • выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения;

  • формирование у школьников навыков информационной культуры;

  • формирование чувства патриотизма и гражданственности у обучающихся через краеведческие знания

1.3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Введение

Краеведение - наука о родном крае. Познакомить обучающихся с понятием «краеведение», его роль в истории человечества. Знакомство с целью и задачами кружка. Источники изучения родного края.


Составление коллективного плана работы, его тематика, индивидуальный выбор обучающихся.

Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Правила поведения в объединении, поведения на улице, у реки, в общественных местах, во время экскурсий и походов. Правила дорожного движения, противопожарная безопасность.

Известные краеведы республики, района. Рассказ о краеведах - исследователях. Встреча с местными краеведами А.Ф.Смирновым, Т.В.Петровой.

Практические занятия: Сбор материала о краеведах. Творческое задание: подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае. Презентация собранного материала.

Раздел 2. Марий Эл – часть большой России

Республика Марий Эл на карте мира. Географическое положение, границы республики. Субъекты России, граничащие с Марий Эл. Республике – 100 лет. История образование МАО.

Особенности природно-климатических условий, экскурсионные объекты края: памятники природы, заповедники, заказники, парки. Реликтовые деревья, привлекательные уголки природы. Реки и озёра. Воспитание бережного отношения к природе родного края.

Викторина «Знаешь ли ты родной край?» с целью выявления уровня знаний обучающихся по истории края.

Практическое занятие: Работа с картами, путеводителями. Составление сценария праздника, посвященного Дню республики. Проведение праздника. Оформление стендов к празднованию Дня республики. Составление вопросов для викторины «Знаешь ли ты родной край?»

Раздел 3. Следы прошлого

Понятия об археологии и этнографии. Археологические раскопки. Охрана археологических памятников. Археологическая карта. Археологические музеи. Археологические материалы нашего школьного музея. Археологи: Г.А.Архипов, В.С.Патрушев, В.В.Никитин, Т.Б.Никитина.

Археологические памятники в Горномарийском районе. Древние люди на территории края. Памятники истории и культуры. Туристический маршрут по родному краю

Практическое занятие: Экскурсия к археологическим памятникам микрорайона с.Еласы-Писералы-Юнго-Кушерга. Подготовка к проведению экскурсий по школьному музею. Составление рассказа об археологических экспонатах школьного музея.

Раздел 4. Берег горный – край родимый

Географическое положение Горномарийского района и села Еласы. Работа с картой. Экскурсия по Горномарийскому району. Знакомство с природой и памятными местами района. Легенды и предания. Топонимика микрорайона.

История Горномарийского района. Село Еласы. История села. Экскурсия по селу. Известные люди нашего села.

Практические занятия: Работа в архивах Горномарийского района, экскурсия по Горномарийскому району, городу Козьмодемьянск, по селу Еласы. Турпоход по реке Юнга.

Фотографирование достопримечательностей села Еласы. Конкурс на лучшую фотографию. Создание презентации «Моё село».

Раздел 5. Материальная культура

«Бабушкин сундук» – источник знаний об одежде старших поколений.Горномарийский народный костюм, его развитие. Элементы народного костюма. Украшения и обереги. Вышивка как вид народного творчества.

Народные промыслы родного края. Народные умельцы.

Практическое занятие: Экскурсия в Горномарийский Дом ремёсел. Сбор оригинальных старинных костюмов из «Бабушкиного сундука», их изучение.

Встреча с народными умельцами микрорайона: вышивальшицей Эшмяковой Ф.В., мастером-ювелиром Кондаковым Ю.А., лозоплетельщиком Цветковым Е.И., бондарем Яндыковым__.

Раздел 6. Духовная культура

Устное народное поэтическое творчество. Народные игры. Игры в помещении и на свежем воздухе. Интеллектуальные и подвижные игры.

Марийские народные праздники.

Практическое занятие: Сбор материала устного народного творчества. Участие в Этнографическом диктанте. Составление кроссвордов, конкурсы.

Раздел 7. Исследовательская работа

Знакомство с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями к оформлению исследовательских работ, критериями защиты работы. Сбор краеведческого материала. Воспитание навыков и культуры выступления на научных конференциях. Участие в конкурсах исследовательских работ.

Примерные темы рефератов и исследовательских работ:

  1. История развития краеведения в Горномарийском районе.

  2. Мой край в годы Гражданской войны.

  3. Село Еласы: прошлое и настоящее.

  4. Улицы моего села.

  5. Памятники истории и культуры родного края.

  6. Игра – часть народного праздника.

  7. Тополегенды моего края.

  8. Устное народное творчество.

  9. Народные праздники.

  10. Ими гордится мой край.

  11. Краевед А.Ф.Смирнов.

  12. Краевед Т.В.Петрова.

  13. Учителями славятся Еласы.

  14. Экскурсия по школьному музею.

  15. Наши земляки – ветераны войны.

  16. Наши земляки – труженики тыла.

  17. Наши выпускники.

  18. Художники моего края.

  19. Мастер-ювелир Кондаков Ю.

  20. Лозоплетение в Горномарийском районе.

Практические занятия: Составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ. Воспитание навыков и культуры выступления на научных конференциях. Участие в конкурсах исследовательских работ.


Раздел 8. Мы и СМИ

Практические занятия: Освещение деятельности кружка в СМИ.

Подведение итогов

Краеведческая конференция. Выступление руководителя творческого объединения. Выступления ребят. Награждение.


1.4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)

Личностные УУД:

- познавательный интерес к новому материалу;

- способность к самооценке;

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с культурой родного края, народа;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы;

- строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

- выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- давать определения понятиям.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Продукт:

Созданные экспозиции в школьном музее, стенды, оформленные альбомы, презентации. Формами подведения итогов реализации программы могут быть выставки, конкурсы, конференции.


Ожидаемые результаты и способы их проверки

Название разделов

Обучающийся

должен знать

Обучающийся должен научиться


Форма контроля

1.

Введение

- значение понятий «край», «краеведение»;

-содержание предмета «краеведение»;

- источники по истории края;

- известных краеведов республики;

- правила по технике безопасности на занятиях

- раскрывать значение понятий;

- понимать ценности краеведческих материалов;

- определять связи краеведения с другими учебными дисциплинами;

- выбирать тему для исследования;

- соблюдать правила по технике безопасности

устный опрос

рефлексия (приложение 1)

2.

Марий Эл – родной край

- географическое положение родного края;

- природно-климатические особенности;

- экскурсионные объекты края;

- историю родного края

- находить на карте территорию Марий Эл;

- работать с картой, путеводителями;

- составлять сценарий праздника,

- выступать на сцене в качестве ведущего по готовому сценарию;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

- составлять рассказ о природных памятниках;

- создавать презентации;

- составить вопросник;

- быть патриотом своей Родины


анкетирование,

устный опрос,

наблюдение,

рефлексия

3.

Следы прошлого


- содержание понятий «археология», «этнография»;

- известных археологов;

- археологические памятники в Горномарийском районе;

- памятники истории и культуры


- раскрывать значение археологических терминов;

- составлять рассказ об историческом прошлом края;

- выявлять памятники истории и культуры;

- составлять туристический маршрут по Горномарийскому району;

- составлять рассказ об археологических экспонатах школьного музея.

наблюдение, оценивание презентаций (приложение 2), устных рассказов (приложение 4), конкурс фотографий (отзывы зрителей), рефлексия

4.

Моя малая родина

- географическое положение Горномарийского района и села Еласы;

- природно-климатические особенности;

- экскурсионные объекты района;

- историю образования района и села;

- легенды и предания, топонимику микрорайона;

- известных людей района и села

- находить на карте Горномарийский район и село Ееласы;

- работать с картой, путеводителями;

- владеть теорией и практикой туризма;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

- задавать вопросы;

- оформлять альбом и презентации;

- быть патриотом своей Родины



наблюдение, оценивание презентаций, устный опрос

5.

Материальная культура

- содержание понятий «одежда», костюм», «украшение», «оберег», «вышивка», «промыслы»

- народные промыслы родного края;

- народных умельцев.

- раскрывать значение терминов;

- рассказать о горномарийском народном костюме, его развитии;

-выделять элементы костюма;

- задавать вопросы;

- соблюдать этические нормы



опрос,

наблюдение, рефлексия



6.

Духовная культура

-содержание понятия « устное народное поэтическое творчество»;

- народные игры;

- народные праздники, их происхождение

- раскрывать значение терминов;

- уметь общаться с людьми; найти подход к каждому человеку;

- уметь быстро записывать, слушать, зарисовывать, фотографировать, правильно описывать увиденное;

- проводить марийскую игру среди сверстников;

- уважительно относиться к культурному наследию марийского народа



наблюдение, рефлексия


7.

Исследовательская работа

- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования


- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

- овладеть навыками публичного выступления

критерии оценивания исследовательских работ (приложение 3), критерии оценивания

выступления (приложение 4),

рефлексия


8.

Мы и СМИ

- как писать заметку, статью

- высказывать своё мнение в письменной форме

- публикация заметки в газете, рефлексия

9.

Итоговое занятие

- правила публичного выступления

- овладеть навыками публичного выступления, отвечать на вопросы

критерии оценки результативности итоговой аттестации

(приложение 5),

рефлексия деятельности (приложение 1)



Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны. Приобретенные знания по истории и культуре родного края обучающиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

    1. Учебный план

№ раздела

№ темы



Наименование разделов и тем

Общее

кол. час.




Теория

Практика

Формы контроля

1.


Введение

2





1.1.

Краеведение - наука о родном крае


1

1

Вопросы

2.


Марий Эл – родной край

8





2.1.

Марий Эл на карте мира.


2

2

Творческое задание


2.2.

Природные богатства края


1




2.3.

Голубые просторы республики


1




2.3.

Викторина «Знаешь ли ты родной край?»



2

Тест

3.


Следы прошлого

12





3.1.

Археологическое изучение края


2




3.2.

Археологические памятники в Горномарийском районе


1

3



3.3.

Памятники истории и культуры. Туристический маршрут по родному краю


2

4


4.


Моя малая родина

16





4.1.

История Горномарийского района


2




4.2.

Достопримечательности Горномарийского района


2

6

Фотовыставка


4.3.

Село Еласы: страницы истории.


2

4

Творческое задание

5.


Материальная культура

18





5.1

Горномарийский народный костюм


1

2



5.2.

Украшения и обереги


1

1



5.2

Вышивка как вид народного творчества


1

1



5.3.

Народные промыслы родного края


1

2



5.4.

Народные умельцы



8

Творческое задание

6.


Духовная культура

12





6.1.

Устное народное творчество


1

2



6.2.

Народные игры


1

2



6.3.

Народные праздники


1

3



6.4.

Этнографический диктант



2

Тест

7.


Исследовательская и проектная деятельность

62





7.1.

Исследовательская деятельность


4

60

Конкурсы

8.


Мы и СМИ

8





8.1.

Сочинение заметок, стихов, сказок и т.д. и публикация их в СМИ



8

Статья в газете

9.


Итоговое занятие

2






Краеведческая конференция



2

Творческая работа



Итого

144

27

115



    1. Календарный учебный график

2.3. Формы аттестации и оценочные материалы

Формы аттестации

С целью установления соответствия результатов освоения данной программы заявленным целям и планируемым результатам проводится итоговая аттестация в конце учебного года. Аттестацию проводит аттестационная комиссия, ее результаты оформляются в протоколы.

Для полноценной реализации данной программы используются следующие виды контроля:

вводный - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий и собеседования с ним; рефлексия.

текущий - контрольные задания, тестирование, выполнение обучающимися творческих работ;

итоговый - участие в конкурсах, викторинах, фестивалях.


По окончании курса проводится итоговое занятие в виде малой краеведческой конференции.


Оценочные материалы

Диагностический материал собирается и копится непрерывно на всех стадиях реализации программы. Психологическая диагностика воспитанников проводится в виде тестов, тренингов, игр, анкет. Отслеживается результативность в достижениях воспитанников объединения. Результативность выполнения учащимися образовательной программы оформляется в таблицы.


РЕФЛЕКСИЯ на занятиях объединения дополнительного образования

Классификация рефлексии

Исходя, из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с учащимися в начале и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности.

Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы 

Рефлексия деятельности - осмысление способов и приемов работы с учебным материалом. Применение этого вида рефлексии в конце занятия дает возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия.

Оценить активность каждого на разных этапах занятия, эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) 

Рефлексия содержания учебного материала. Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. 

Приёмы рефлексии настроения и

эмоционального состояния

1. «Смайлики». Ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами его рисуют, изображая те эмоции, что свойственны им сейчас.

2. «Солнышко и тучка». На доске или листе ватмана учащиеся прикрепляют солнышко или облачко. Солнышко – очень понравилось занятие, получили много интересной информации; облачко – занятие не интересное, не было никакой полезной
информации. 

3. «Дерево успеха». На изображение яблони необходимо прикрепить яблоки желтого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на занятии, и насколько продуктивным было занятие для учащихся.

4. «Светофор».

Карточка красного цвета: «Я удовлетворен занятием, занятие было полезно для меня. Я много, с пользой и хорошо работал на занятии, получил заслуженную оценку, понимал все, о чем говорилось и что делалось на занятии».

Карточка желтого цвета: «Занятие был интересным, в определенной степени полезным для меня, и я принимал в
нем активное участие: отвечал с места, сумел выполнить ряд заданий. Мне было на занятии достаточно комфортно».

Карточка зеленого цвета: «Пользы от занятия я получил мало. Не очень понимал, о чем идет речь».

5. «Букет настроения». В начале занятия учащимся раздаются бумажные цветы. На доске или листе ватмана изображена ваза. В конце занятия педагог говорит: «Прикрепите к вазе
цветок, и по букету мы определим ваше настроение после проведенного занятия».

6. «Эмоционально музыкальная концовка». Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно
указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению. 

6. «Эмоционально художественное оформление». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина
проникнута грустным, печальным настроением, другая радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

7. Оценка своего эмоционального состояния: учащиеся отвечают на вопрос «Какие эмоции ты испытываешь?»

Приёмы рефлексии
содержания учебного материала

1. «Приём незаконченного предложения». Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения. В конце учебного занятия учащимся предлагается устно или письменно
закончить следующие предложения.

Варианты:

«На сегодняшнем занятии я понял, я узнал, я разобрался…»;

«Я похвалил бы себя…»;

«Особенно мне понравилось…»;

«После занятия мне захотелось…»;

«Я мечтаю о …»;

« Я понял, что…»;

«Теперь я могу…».

«Сегодня мне удалось…»;

«Было трудно…»;

«Я научился…»;

«Меня удивило…» и т.п.

2. «Корзина идей». Учащиеся записывают на листочках свое мнение о занятии, все листочки
кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно педагогом зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
Приёмы рефлексии деятельности


1. «Лесенка успеха». Учащимся предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить человечка (солнышко) на той ступеньке, на которую поставили бы себя при выполнении заданий. 

2. Анкета самоанализа. Цель: самоанализ, качественная и количественная оценку занятию. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять. Это зависит от того, на какие элементы занятия обращается особое внимание.

Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

- На занятии я работал активно / пассивно.

- Своей работой я доволен / не доволен.

- Занятие для меня показалось коротким / длинным.

- За занятие я не устал / устал.

- Мое настроение стало лучше / стало хуже.

- Материал занятия мне понятен / не понятен.

3. «Дерево успеха». На изображение дерева необходимо прикрепить листья желтого, красного, зеленого цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на занятии, и насколько продуктивным было занятие для учащихся.

4. «Благодарю…». В конце занятия педагог предлагает каждому учащемуся выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Педагога из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

5. «Сделай выбор». На доске записаны фразы:

Занятие полезно, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

По окончании занятия учащиеся подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят.


Критерии оценивания выступления


 

Баллы

 

3

 

2

 

1


Выступление

отличается

последовательностью,

логикой изложения,

культурой речи.

Участники группы

демонстрируют умение

кратко и полно

раскрыть содержание

исследования,

аргументировано

обосновать принятые

решения. Ответы на

вопросы четкие и

полные.

Демонстрационный

материал уместно

поддерживает

выступление.

Выступление

легко воспринимается

аудиторией.

 

Выступление

соответствует

проведенному

исследованию,

отличается

последовательностью,

логикой изложения,

культурой речи, но

участникам не хватает

умения кратко и полно

раскрыть содержание.

Объем

демонстрационного

материала не

оптимален (не

достаточен или

избыточен). В

основном, выступление

вызывает интерес у

аудитории.

 

 

Устное

выступление

воспринимается

аудиторией сложно.

Участники передают

содержание работы,

но не

демонстрируют

умение выявлять

главное в

исследовании.

Демонстрационный

материал

использован не

эффективно.

 



Критерии оценивания исследовательских работ старшеклассников


  1. Вид работы

Реферативная работа - 1

Поисково-исследовательская работа - 5

2. Методика и методы исследования (вступление) - до 9 баллов

Поставлена цель исследования - 1

Поставлены задачи исследования - 1

Изложена методика проведенной работы - 1

Обоснована тема исследования - 1

Полученные данные отличаются новизной - 1

Дана краткая характеристика источников - 1

Показан собственный поисково-исследовательский опыт
(самостоятельность) при работе над исследованием. - 3

3. Основная часть –до 12 баллов

Предложено описание проведенного исследования - 4

Проведен анализ - 4

Присутствует доказательство выдвинутых гипотез - 4

4. Полнота раскрытой темы (заключение) – до 8 баллов

Тема раскрыта полностью - 1

Материал соответствует теме работы - 1

Подведены итоги и сделаны выводы по теме исследования - 2

Предложена перспектива дальнейшей работы - 2

Показана практическая значимость работы - 2

5. Оформление работы – до 8,5 баллов

Правильно оформлен титульный лист - 1

Работа исполнена аккуратно - 0,5

Есть приложение (фотографии, схемы, табл., карты, ил - ции и т.п.) - 3

Приложение является аннотированным - 2

Присутствует список использованных источников и литературы - 1

В тексте присутствуют сноски на использованные источники и лит – ру - 1

6. Владение материалом (компетентность) - до 2 баллов
Может импровизировать по ходу выступления

7. Логичность грамотность изложения, содержательность – до 8 баллов
Наличие четко поставленной цели - 2

Ясность и четкость в достижении цели - 2

Последовательность изложения материала - 2

Наличие вывода - до 3 баллов

(Проблема контакта. Проблема самовыражения)

Располагает к себе слушателей - 1

Быстро преодолевает волнение - 1

Хорошо отвечает на вопросы - 1

9. Соблюдение регламента – 1 балл

Докладчик укладывается в отведенное для выступления время.

10. Активность участника в работе секции – 1 балл

(балл является поощрительным)

Структура презентации

Да

Нет

Содержит титульный лист, название



Содержание разделов выдержано в логической последовательности



Указаны информационные ресурсы



Оформление презентации



Единый стиль оформления



Текст читаемый, не сливается с фоном



Выполнено акцентирование наиболее значимой информации



Использование наглядности для раскрытия темы: фотографии или изображения



Рациональное использование анимационных эффектов



Вставлены таблицы (диаграммы, графики)



Отсутствие грамматических ошибок



Содержание презентации



Определены вопросы для исследования



Сформулированы гипотезы в качестве предварительных ответов



Указаны методы и план проведения исследования



Полученные в ходе проведенных исследований данные, подтверждены практически или документально



Тема раскрыта полностью



Подведены итоги и сделаны выводы



Эстетический эффект презентации



Хорошее общее впечатление от просмотра презентации



Представление проекта



Логически последовательно



Привлекает внимание и вызывает интерес участников



Четкие ответы на вопросы



Итог


Отличная работа

15-20 ответов «Да»


Хорошая работа

10-14 ответов «Да»


Удовлетворительная работа

5-9 ответов «Да»


Презентация нуждается в доработке

0-4 ответов «Да»


Критерии оценивания презентации








2.5. Методические материалы

Для реализации программы используются различные педагогические технологии.

Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, Г К Селевко и др.). В основу педагогики сотрудничества заложен личностный подход к ребенку, поэтому цель дополнительного образования – разбудить внутренние силы ребенка и использовать их для более полного развития его личности. Педагогика сотрудничества предполагает гуманное отношение к детям, которое включает: заинтересованность педагога в их судьбе; сотрудничество, общение; отсутствие принуждения, наказания, оценивания, запретов, угнетающих личность; отношение к ребенку как к уникальной личности («в каждом ребенке – чудо»); терпимость к детским недостаткам, веру в ребенка и в его силы («все дети талантливы»). Педагогика сотрудничества предполагает создание ситуаций успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности («учеба приносит радость»). Основная задача – создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С.Якиманская) способствует максимальному развитию индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения. В основу личностно-ориентированных технологий обучения положены следующие принципы: вызывать у обучающихся устойчивую мотивацию к познавательной деятельности; учить диалогично, а не по принципу «сверху вниз»; способствовать рефлексии и самооцениванию обучающимися собственного прогресса; стимулировать инициативу и творчество; способствовать действительному формированию субъектности.

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. При реализации программы используются следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос (викторина); нетрадиционные занятия (экскурсия, путешествие, интегрированные занятия и др.). Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося.

Технология индивидуализации обучения – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков). Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией. Индивидуализация обучения осуществляется со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно.

Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Большой вклад в ее разработку внесли М. Махмутов, В. Оконь, Н. Никандров, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин. Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закономерность, свойства, способ решения, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

Использование сетевых и дистанционных технологий. Участие в сетевых проектах позволяет раскрыть способности ребенка, проявить индивидуальность, способствует социализации личности.

Процесс обучения предусматривает наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети, применение информационно-коммуникационных технологий.


Методические рекомендации

Учитывая комплексный характер программы, всю работу можно разделить на блоки.

1. Теоретические занятия.

Учебное занятие может проходить по-разному, в зависимости от содержания обучения, объема учебного времени, характера деятельности. Наиболее распространенные формы работы — это беседы, лекции, конференции, работа с источниками литературы, экскурсии в музей, посещение предприятий, встречи с интересными людьми. Освоение краеведческих знаний идет по программе на уроках биологии, географии, истории. Это помогает руководителю кружка, но вместе с тем требует от него новых, нетрадиционных форм обучения, которые вызывают интерес, развивают любознательность. Это игры, конкурсы, соревнования, конференции, ярмарки знаний, аукционы, КВН и другие виды работы. Рекомендуется теоретический материал изучать блочно, что позволяет сэкономить время и показать целостную картину мира.

2. Практические занятия.

Это обучение работы с приборами, туристским снаряжением, картами. экскурсии, турпоходы. Это выполнение различных заданий поискового, оформительского характера.

3. Исследовательская и поисковая деятельность.

Исследовательская деятельность носит индивидуальный характер. В неё включаются одарённые обучающиеся из членов кружка для дальнейшего участия в конкурсах разного уровня. Учащиеся обучаются комплексному изучению исследуемого материала, приобретают навыки работы в архивах, в музеях, сбора материала в беседах с местным населением. Результатом исследовательской работы станет участие кружковцев в районных, республиканских и всероссийских краеведческих конкурсах.

4. Оформление результатов краеведческой работы.

Целью исследовательской работы является открытие новых сведений по краеведению и оформление их. Чаще всего это бывает написание реферата. Требования к работе: новизна исследования, краеведческий характер, самостоятельный поиск, соответствие научным данным, грамотность изложения, обоснованность выбора темы, актуальность, практическая значимость. Работа должна иметь вступление, основную часть, приложения, информационное обеспечение. Краеведческую работу можно оформить в виде экспозиции в музее, на планшете, в альбоме, сделать выставку собранных материалов, создать презентацию.

5. Походы, экспедиции, соревнования.

Это наиболее сложный вид работы, который требует тщательной подготовки. Здесь на первое место должны быть поставлены вопросы по технике безопасности. Изучается район путешествия, прокладывается маршрут, намечаются объекты краеведческого исследования, распределяются обязанности среди участников, готовится необходимое снаряжение.

6. Освещение краеведческой работы в СМИ.

Необходимый вид работы, который желательно проводить после любого вида занятия. Заметки, этюды, стихи, очерки, статьи можно публиковать в районной детской газете «Йäмдӹ ли!», «Жерä», «Край горномарийский», в республиканских изданиях.

2.6. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

  • помещение (кабинет, музей, компьютерный класс);

  • компьютер, проектор, доска;

  • школьный автобус для экскурсионной поездки;

  • необходимые снаряжения для турпохода;

  • личное туристское снаряжение обучающегося


Учебно-методическое и информационное обеспечение:

  • аудио-, видео-, фото-, интернет источники;

  • книги и журналы краеведческого содержания;

  • карта Республики Марий Эл

Кадровое обеспечение: Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории Даниловой Т.К., имеющей высшее педагогическое образование.


2.7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акцорин В.А.Легенды, мифы, предания – Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1972.

  2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб, для студ. Сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999.

  3. Галкин И.С. Топонимика марийского края. – Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1990.

  4. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность / авт.-сост. Т. А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с. 

  5. Голиков А. Г., Круглова Т. А. Источниковедение отечественной истории. — М., 2001.

  6. Голышева Л. Б. Музейная педагогика/ Преподавание истории в школе № 2, 2003 г.

  7. Иванов А.Г., Сануков К.Н. История марийского народа. Йошкар-Ола, 1999.

  8. История сел и деревень Республики Марий Эл. Горномарийский район.

Сборник документальных очерков. Йошкар-Ола, 2006.

  1. Карта наиболее интересных туристических объектов в Горномарийском районе.

  2. Книга памяти. – Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1995.

  3. Кудряшов М.И. Знаешь ли ты родной край? – География Республики Марий Эл. Й-Ола: Редакция газеты «Марий Эл», 2003 .

  4. Маланова М.М. Древние традиции с молодыми лицами. Сборник. ООО Типография «Вертикаль». 2019.

  5. Марийские праздники. – Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1992.

  6. Марийцы. Историко-этнографические очерки. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2013.

  7. Молотова Т.Л. Марийский народный костюм. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1992.

  8. Морохин В.Н. Методика собирания фольклора. М.: Высшая школа, 1990.

  9. Морохин Н. Кырык мары кымдем. Цикма. Туристическая карта. Нижний Новгород, ООО «ДДД», 2015.

  10.  Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы. Сборник нормативно - правовых и методических материалов. Новосибирск, НИПК и ПРО, 2004.

  11. Муравьев А., Муравьева Г., Хват А. Неповторимая земля Акпарса. Фотоальбом. ООО «Принтстай», 2012.

  12. Они защищали Родину. Поименный список участников Великой Отечественной войны Горномарийского района, города Козьмодемьянска. – Чебоксары: Издательско-полиграфический комплекс «Чувашия», 2005.

  13. Сепеев Г.А. История расселения марийцев. – Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во,2006.

  14. Сепеев Г.А. Этнография народа мари. – Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2004.

  15. Сепеев Г.А. Марийские народные праздники. – Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2004.

  16. Соловьева Г.И. Орнамент марийской вышивки. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство. 1982.

  17. Фадеев В.З. Организация турпоходов по Горномарийскому району/методические рекомендации. – Козьмодемьянск, 1993.

  18. Фадеев В. З. История Еласовского района – Козьмодемьянск, 1993.

  19. Шкалина Г.Е. Традиционная культура народа. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2002.

  20. Юадаров К.Г. Вера предков. Язычество. Йошкар-Ола, 1999.

  21. Юадаров К.Г. Горные марийцы. Йошкар-Ола, 1999.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!