СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Казачьи просторы"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Казачьи просторы"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАЙДАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ общеобразовательная ШКОЛА

ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

215101 Смоленская область, Вяземский район, д. Кайдаково т.3-42-03



Принята

Утверждена

на заседании

приказом директора

педагогического совета

№251/01-14

протокол № 1

от 02.09.2019 г.

от «30» августа 2019 г.









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


общекультурной направленности

«Казачьи просторы»

(фольклорные традиции казачьей культуры)

Возраст обучающихся: 8-9 классы

Срок реализации программы: 1 год




ФИО, должность разработчика программы:

Крылова И.Г., классный руководитель кадетского казачьего класса

ФИО, должность педагога, реализующего

программу: Крылова И.Г., классный руководитель кадетского казачьего класса








д. Кайдаково

2019


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Самобытная народная культура Смоленщины пережила за столетия своего развития немало взлетов и падений. Сегодня на волне подъема казачьего движения ее возрождение приобретает неоценимое значение. Поэтому важно ознакомить подрастающее поколение с основными традициями, показать им процесс взаимовлияния национальных культур Смоленщины.

Фольклор, в переводе с английского языка, означает «народная мудрость, народное знание». Фольклор (по В.Е. Гусеву) – словесно – музыкально – хореографически – драматическая часть народного творчества (духовная составляющая народной культуры). Таким образом, фольклор–это искусство, формирующееся в течение многих веков и изменяющееся от времени, охватывающее всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.) культуру народа.

Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формирует нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх.

В казачьем фольклоре - традиционно-бытовой культуры казаков – в песенном творчество ярко проявляется широкая душа казака, его чувства и особый взгляд на мир.

Традиция – устойчивые схемы, художественные приёмы и средства, используемые общностью людей на протяжении многих поколений, и передающиеся от поколения к поколению. Под традицией понимаются самые общие принципы творчества, а в фольклоре – набор устойчивых сюжетных форм, типов, героев, поэтических форм.

Фольклорные праздники — это сама жизнь народа. Жизнь народа всегда была неотделима от природы, подчинена ее ритму, смене времен года. Переход солнца с зимы на лето, конец зимы и начало весны, цветение трав, сбор урожая — все это праздновалось. Песня, припевка, наигрыш, танец — непременные участники коллективных гуляний и хороводов, многих обрядов и обычаев. Но в круговерти шумных потех и народных гуляний не забывают и о тех, кто положил начало семейному роду. Отдать дань предкам, заручившись их поддержкой в личных и профессиональных делах, считается главным смыслом праздника.

В культурном наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми. История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремесла являются одним из факторов, помогающих детям осознать свою принадлежность к определенной культурной среде. Достижение этой задачи осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории казачества через примеры казачьего прошлого и традиции, которые укоренились в семьях потомков арбатских казаков, с целью формирования у детей любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду

Настоящая программа разработана для обеспечения развития творческих способностей школьников, способствующая формированию интереса и познавательной активности, мотивации творческой деятельности школьников через культурологическое освещение тем.

Программа курса «Казачьи просторы» предназначена как для детей, обучающихся в классе казачьей направленности Кайдаковской общеобразовательной школы (8-9кл), так и для детей из обычных образовательных классов, и носит развивающий, досуговый, общекультурный характер, ставит своей задачей развитие у детей фольклорных навыков.

Программа рассчитана на 68ч. в год, с продолжительностью занятия 40-45 минут. Содержание отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.

Новизна программы заключается в том, что создаѐтся модель образовательной и воспитательной среды в условиях сельской местности, развивающей личность ребенка как субъекта культуры и духовности.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: сформировать у детей духовные ценности через воспитание чувства личностной значимости в данном коллективе, в общей деятельности, способствующей развитию музыкального мышления и музыкально – исполнительского умения и навыка.

Задачи:

  • ознакомление с культурным наследием смоленского казачества;

  • воспитание чувства любви и уважения к родным местам, бережного отношения к историческим ценностям, уважения к труду взрослых, трудолюбия, доброты, умения приходить на помощь другому человеку, созидать новое, прекрасное;

  • воспитание желания познавать и возрождать лучшие традиции своих предков.

Планируемый результат:

  • наличие интереса к фольклорному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (участие в импровизациях, участие в концертах);

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, четко и ясно произносить слова);

  • двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

  • стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание фразы, умение исполнять легато, делать кульминацию во фразе;

  • умение исполнять несложные одноголосные произведения, чисто интонировать;

  • увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (несложные элементы двухголосия – подголоски);

  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.


ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ООО)

Личностные

  • понимать жизненное содержание народной музыки;

  • понимать и сопереживать чувствам других людей;

  • уметь передавать собственные впечатления от игр, песен, о наблюдениях за явлениями природы с позиций народного календаря;

  • использовать полученные на занятиях способы музыкально-художественного освоения мира в урочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования.

Регулятивные

  • уметь планировать собственные действия в процессе восприятия, исполнения музыкального фольклора, создания на его основе импровизаций;

  • уметь прогнозировать результаты художественно-музыкальной деятельности;

  • уметь осмысливать и обобщать учебные действия, критически относиться к качеству восприятия и размышлений о музыке, корректировать недостатки собственной художественно-музыкальной деятельности;

  • уметь оценивать воздействие фольклора на собственное отношение к нему, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной).

Познавательные

  • иметь представление о содержании, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной музыки;

  • знать словарь музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о фольклоре, проектной деятельности;

  • применять полученные знания о фольклоре и исполнителях, в процессе самообразования, урочной деятельности.

Коммуникативные

  • уметь взаимодействовать с учителем и со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

  • инициировать взаимодействия в группе, коллективе;

  • уметь самооценивать и интерпретировать собственные коммуникативные действия в процессе восприятия, исполнения музыкального фольклора, театрализации, драматизации музыкальных образов.

Сформированное осознанное бережное отношение к культуре своих предков, а, следовательно, к собственной культуре является одним из самых важных аспектов освоения данной программы


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу учебного года воспитанники должны

знать:

  • о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

  • несколько народных песен разных жанров, игр, закличек, считалок, загадок, пословиц, поговорок, докучных сказок, перевёртышей, шутки-прибаутки, небылицы, скороговорки;

  • основные праздники народного календаря;

уметь:

  • выразительно петь пройденные песни, самостоятельно находить к ним варианты;

  • выполнять игровые хороводные движения, элементы и отличать их варианты,

  • выразительно, активно и без напряжения декламировать освоенные словесные тексты и песенные ритмотексты;

  • рассказывать о своих впечатлениях от игр, наблюдениях за явлениями природы с позиций народного календаря.

  • организовать игру, применить считалку, загадку;

  • играть на простейших народных инструментах;

  • рассказывать о своих впечатлениях от пройденного материала.


ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и основывается на следующих принципах:

  1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

  2. Принцип увлекательности: материал, предназначенный для обучения детей, обязательно должен опираться на личностный опыт проживания различных познавательных ситуаций с опорой на любознательность ребенка.

  3. Принцип наглядности, символичности, практичности: предполагает использование наглядных средств обучения, приемов замещения, моделирования и схематизации, практических методов.

  4. Принцип системности: предполагает обеспечение преемственность в получении знаний детьми, протекающую через все виды деятельности.

  5. Принцип интеграции содержания разных разделов программы при решении воспитательных и образовательных задач.

  6. Деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности.

  7. Принцип развивающего характера обучения, основанный на детской активности.


Используемые методы и приемы обучения:

  • наглядно – слуховой (аудиозаписи);

  • наглядно – зрительный (видеозаписи);

  • словесный (рассказ, беседа, художественное слово);

  • практический (показ приемов исполнения, импровизация);

  • частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);

  • методические игры.


Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут.

При наборе детей специального отбора не предполагается.

Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс, задачами которого являются:

  • создание дружного коллектива;

  • взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.


СПОСОБЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮШЕЙ ПРОГРАММЫ

Для отслеживания результатов освоения программы будут использованы следующие формы: беседа, диспут, викторина, тестирование, творческие задания (рисование, игры). Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

Программа предусматривает организацию совместной работы учреждения и семьи:

1. Проведение развлекательно – познавательных, игровых моментов и мероприятий внутри кружка, направленных на сплочение коллектива, общение с родителями.

2. Выступление учащихся на школьных концертах, посвящённых тематическим календарным праздникам.




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Посещение «Музея казачества на Смоленщине», включая историю казачества на Смоленщине, традиции, обычаи, быт казаков.

  2. Знакомство с историей казачества на Смоленщине, с известными казаками, жившими или воевавшие на нашей земле (Платовым, Разумовским и др.), с традициями, обычаями, бытом казаков.

  3. Знакомство с историей праздника «Покрова Пресвятой Богородицы», с его происхождением, посещение храма «Покрова Божией Матери», присутствие на литургии, участие в крестном ходе, участие в научно- практической конференции в свете Рождественских чтений «Великая Победа: наследие и наследники».

  4. Песенные жанры казаков: «внешнего быта», связанные с воинской службой казаков и представляющие область мужского песнетворчества и жанры «внутреннего быта», отражающие особенности мирной жизни и деятельности казачьей общины (исполняются как мужчинами, так и женщинами или смешанным ансамблем). Казачьи песни, восходящие к жанру баллады («Прослужил казак три года» «Из-под кустика, из-под камушка, там течет речка, речка быстрая» и т.д.). Песни с воплощением стиля традиционной лирической протяжной песни («Во субботу, день ненастный, пошла в поле работать», «Снежки белы, лапушисты», «Последний нонешний денечек» - песня, бытующая во многих локальных песенных традициях России как рекрутская, у уральских и сибирских казаков трактуется как беседная лирическая).

  5. Песни с текстом литературного происхождения («В островах охотник целый день гуляет»; «Поехал казак во чужбину далеко» - песня на текст Е.П. Гребенки, восходящий к жанру баллады; «За рощей солнце просияло» - песня лирическая позднего стилевого слоя с текстом, возможно, литературного происхождения.

  6. Песни, поэтический текст которых представляет собой фольклорную переработку стихотворения автора («Скакал казак через долину» - неизвестный автор; «Скрылось солнушка из глаз» - стихотворение Ф.Н. Глинки «Завеянные следы» («Над серебряной водой»), «Среди лесов дремучих» - переработка стихотворения немецкого поэта Ф.Фрейлиграта в переводе Ф.Б. Миллера «В носилках похоронных»; «Под зеленаю ракитой русский раненой лежал» - песня на текст Н.В. Веревкина).

  7. Строевые казачьи песни: исторические, военно-бытовые («Из-за лесу, лесу копий и мечей»).

  8. Плясовые («Уж ты, хмелюшка-хмелек, уж ты развивался, где ж ты гусарь ночавал щей не разувався»). Скоморошины («камарошные»), представленные классическими сюжетами — «Дурней», и вариантами «Птичьей свадьбы». Они фиксировались как в сказовой форме, так и в сочетающей прозаическое повествование, пение и говорной стих, пантомиму. Они входят и в мужской, и в женский репертуар. Но более типичны для донской традиции песни-небылицы: «На дубу свинья гнездышко свила», «Как донские казаки рыболовнички», «А мы ноня гуляли», «Как кума-то к куме в решете приплыла», «Как сидел комар на дубочку» и др. Записана и песня о скоморохах — «Ой, шли веселые, разговаривали». В небылицах игра формой используется как художественный прием, поэтому вполне логично предположить их профессиональное (скоморошье) происхождение. По стилевому воплощению этой группе близки сюжеты демократической сатиры XVII в. (например, «Фома и Ерема»), бытующие в песенной форме.

  9. Колыбельные, потешки. Поэтические тексты материнского фольклора по преимуществу бытового содержания. Мифопоэтическое начало проявляется в ключевых образах — носителях сна (коты, голуби). Таковы же и образы иного мира — «горы крутые», «леса темные».

Прибаски. В репертуар, предназначенный детям, нередко втягиваются другие жанры. Таковы прибаски под пляску — «Казак, казачок», «Ой, тюх, тюх, тюх», «А чу-чу, чу-чу, чу-чу» и др.; скоморошины и небылицы — «Сова моя, совушка», «Посидите гости, побеседуйте» («На дубу свинья»).

  1. Традиционные казачьи игры и забавы, тема раскрывает особенности организации досуга казачат: коллективные, обрядовые игры, игры для мальчиков для развития ловкости, девичьи игры и игры в определенное время года и праздник. Практическая часть включает в себя интерактивную составляющую.

  2. « По страницам войны» - к 75-й годовщине Победы. Знакомить с историческим прошлым, с событиями войны, где казаки принимали участие, с мужеством и героизмом казаков.

  3. Календарные праздники казаков, тема раскрывает характерные черты праздников и обычаев в различные времена года, приметы, пословицы, загадки. Календарные представлены зимними песнями обхода дворов и весенними хороводами. Все другие случаи функционирования песен в календарных обрядах являются результатом вторичной приуроченности.

  4. Православные казачьи праздники, тема освещает особенности праздников, основанных на православных традициях: Рождество, Крещение, Святки, Троица, День Ивана Купалы, Троица, Покров.

  5. Семейное воспитание и обрядовые праздники, тема раскрывает основы воспитания девочек и мальчиков в семье, особенности обрядовых семейных событий: Сватовство, Проводы в армию, Свадьба.

  6. Итоговое занятие включает в себя проявление личного отношения детей к культуре казаков посредством творчества.










УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Разделы

Общее

кол-во

В том числе

п/п


часов

Практических

Теоретических

1.

Посещение « Музея казачества на Смоленщине» в ФГБОУ ВО МГУТУ.

1

1


2.

Знакомство с историей казачества.

Жизнь, традиции, обычаи, быт казаков.

5

2

3

3.

«Покров Пресвятой Богородицы». Посещение храма Покрова Божией Матери. Присутствие на литургии, участие в крестном ходе.

Участие в научно-практической конференции в свете Рождественских чтений «Великая Победа: наследие и наследники».

2

1

1

4.

Песенные жанры казаков.

Казачьи песни, восходящие к жанру баллады.

Песни с воплощением стиля традиционной лирической протяжной песни.

7

3

4

5.

Песни с текстом литературного происхождения.

7

3

4

6.

Песни, поэтический текст которых представляет собой фольклорную переработку стихотворения автора.

7

3

4

7.

Строевые казачьи песни.

5

2

3

8.

Плясовые, скоморошины.

5

3

2

9.

Колыбельные, потешки, прибаски.

5

3

2

10.

Традиционные казачьи игры и забавы.

5

3

2

11

«По страницам войны» - к 75-й годовщине Победы.

3

2

1

12.

Календарные праздники казаков.

5

3

2

13.

Православные казачьи праздники.

5

3

2

14.

Семейное воспитание и обрядовые праздники.

4

2

2

15.

Итоговое занятие: казачьи посиделки

2

2



Итого:

68

36

32









КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Разделы

Общее

кол-во

В том числе

Дата проведения

Корректи-ровка даты

п/п


часов

Практи-

ческих

Теорети-

ческих

1.

Посещение « Музея казачества на Смоленщине» в ФГБОУ ВО МГУТУ

1

1




2.

Знакомство с историей казачества.

Жизнь, традиции, обычаи, быт казаков.

5

2

3



3.

«Покров Пресвятой Богородицы». Посещение храма Покрова Божией Матери. Присутствие на литургии, участие в крестном ходе.

Участие в научно-практической конференции в свете Рождественских чтений «Великая Победа: наследие и наследники»

2

1

1



4.

Песенные жанры казаков.

Казачьи песни, восходящие к жанру баллады.

Песни с воплощением стиля традиционной лирической протяжной песни

7

3

4



5.

Песни с текстом литературного происхождения

7

3

4



6.

Песни, поэтический текст которых представляет собой фольклорную переработку стихотворения автора

7

3

4



7.

Строевые казачьи песни

5

2

3



8.

Плясовые, скоморошины.

5

3

2



9.

Колыбельные, потешки, прибаски.

5

3

2



10.

Традиционные казачьи игры и забавы.

5

3

2



11

«По страницам войны» - к 75-й годовщине Победы.

3

2

1



12.

Календарные праздники казаков

5

3

2



13.

Православные казачьи праздники

5

3

2



14.

Семейное воспитание и обрядовые праздники

4

2

2



15.

Итоговое занятие: казачьи посиделки

2

2





Итого:

68

36

32









Литература и источники:

  1. Живое слово. Фольклор юга Тюменской области: Хрестоматия для школ / Под ред. В.Н. Евсеева. – Тюмень: ООО «Печатник», 2008. – 232 с.

  2. Мельников М. Н. «Русский детский фольклор»

  3. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила / Послесл. Н.В. Ушакова. – СПб: ТОО «Полисет», 1994. – 446 с.

  4. Астапенко, Г. Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-XX в.в. [Текст]/Г. Д. Астапенко.-Батайск: Батайское книжное издательство.-2002.-237 с. 2Сборник русских сказок.

  5. http://rusfolklor.ru/

  6. http://www.max-club.ru/cgi/Discuss.exe?Get=DiscussOld&Num=2333

  7. http://wikibit.me/v фольклорное пение

  8. http://textarchive.ru/c-1197126.html – Песенная культура сибирских казаков.

  9. https://studfiles.net/preview/6013505/page:17/ - Понятие фольклора. Содержание произведений народного фольклора.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!