МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЙДАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ общеобразовательная ШКОЛА
ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
215101 Смоленская область, Вяземский район, д. Кайдаково т.3-42-03
Принята | Утверждена |
на заседании | приказом директора |
педагогического совета | №251/01-14 |
протокол № 1 | от 02.09.2019 г. |
от «30» августа 2019 г. | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
общекультурной направленности
«Казачьи просторы»
(фольклорные традиции казачьей культуры)
Возраст обучающихся: 8-9 классы
Срок реализации программы: 1 год
ФИО, должность разработчика программы:
Крылова И.Г., классный руководитель кадетского казачьего класса
ФИО, должность педагога, реализующего
программу: Крылова И.Г., классный руководитель кадетского казачьего класса
д. Кайдаково
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самобытная народная культура Смоленщины пережила за столетия своего развития немало взлетов и падений. Сегодня на волне подъема казачьего движения ее возрождение приобретает неоценимое значение. Поэтому важно ознакомить подрастающее поколение с основными традициями, показать им процесс взаимовлияния национальных культур Смоленщины.
Фольклор, в переводе с английского языка, означает «народная мудрость, народное знание». Фольклор (по В.Е. Гусеву) – словесно – музыкально – хореографически – драматическая часть народного творчества (духовная составляющая народной культуры). Таким образом, фольклор–это искусство, формирующееся в течение многих веков и изменяющееся от времени, охватывающее всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.) культуру народа.
Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формирует нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх.
В казачьем фольклоре - традиционно-бытовой культуры казаков – в песенном творчество ярко проявляется широкая душа казака, его чувства и особый взгляд на мир.
Традиция – устойчивые схемы, художественные приёмы и средства, используемые общностью людей на протяжении многих поколений, и передающиеся от поколения к поколению. Под традицией понимаются самые общие принципы творчества, а в фольклоре – набор устойчивых сюжетных форм, типов, героев, поэтических форм.
Фольклорные праздники — это сама жизнь народа. Жизнь народа всегда была неотделима от природы, подчинена ее ритму, смене времен года. Переход солнца с зимы на лето, конец зимы и начало весны, цветение трав, сбор урожая — все это праздновалось. Песня, припевка, наигрыш, танец — непременные участники коллективных гуляний и хороводов, многих обрядов и обычаев. Но в круговерти шумных потех и народных гуляний не забывают и о тех, кто положил начало семейному роду. Отдать дань предкам, заручившись их поддержкой в личных и профессиональных делах, считается главным смыслом праздника.
В культурном наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми. История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремесла являются одним из факторов, помогающих детям осознать свою принадлежность к определенной культурной среде. Достижение этой задачи осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории казачества через примеры казачьего прошлого и традиции, которые укоренились в семьях потомков арбатских казаков, с целью формирования у детей любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду
Настоящая программа разработана для обеспечения развития творческих способностей школьников, способствующая формированию интереса и познавательной активности, мотивации творческой деятельности школьников через культурологическое освещение тем.
Программа курса «Казачьи просторы» предназначена как для детей, обучающихся в классе казачьей направленности Кайдаковской общеобразовательной школы (8-9кл), так и для детей из обычных образовательных классов, и носит развивающий, досуговый, общекультурный характер, ставит своей задачей развитие у детей фольклорных навыков.
Программа рассчитана на 68ч. в год, с продолжительностью занятия 40-45 минут. Содержание отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.
Новизна программы заключается в том, что создаѐтся модель образовательной и воспитательной среды в условиях сельской местности, развивающей личность ребенка как субъекта культуры и духовности.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: сформировать у детей духовные ценности через воспитание чувства личностной значимости в данном коллективе, в общей деятельности, способствующей развитию музыкального мышления и музыкально – исполнительского умения и навыка.
Задачи:
ознакомление с культурным наследием смоленского казачества;
воспитание чувства любви и уважения к родным местам, бережного отношения к историческим ценностям, уважения к труду взрослых, трудолюбия, доброты, умения приходить на помощь другому человеку, созидать новое, прекрасное;
воспитание желания познавать и возрождать лучшие традиции своих предков.
Планируемый результат:
наличие интереса к фольклорному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (участие в импровизациях, участие в концертах);
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, четко и ясно произносить слова);
двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание фразы, умение исполнять легато, делать кульминацию во фразе;
умение исполнять несложные одноголосные произведения, чисто интонировать;
увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (несложные элементы двухголосия – подголоски);
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ООО)
Личностные
понимать жизненное содержание народной музыки;
понимать и сопереживать чувствам других людей;
уметь передавать собственные впечатления от игр, песен, о наблюдениях за явлениями природы с позиций народного календаря;
использовать полученные на занятиях способы музыкально-художественного освоения мира в урочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования.
Регулятивные
уметь планировать собственные действия в процессе восприятия, исполнения музыкального фольклора, создания на его основе импровизаций;
уметь прогнозировать результаты художественно-музыкальной деятельности;
уметь осмысливать и обобщать учебные действия, критически относиться к качеству восприятия и размышлений о музыке, корректировать недостатки собственной художественно-музыкальной деятельности;
уметь оценивать воздействие фольклора на собственное отношение к нему, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной).
Познавательные
иметь представление о содержании, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной музыки;
знать словарь музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о фольклоре, проектной деятельности;
применять полученные знания о фольклоре и исполнителях, в процессе самообразования, урочной деятельности.
Коммуникативные
уметь взаимодействовать с учителем и со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
инициировать взаимодействия в группе, коллективе;
уметь самооценивать и интерпретировать собственные коммуникативные действия в процессе восприятия, исполнения музыкального фольклора, театрализации, драматизации музыкальных образов.
Сформированное осознанное бережное отношение к культуре своих предков, а, следовательно, к собственной культуре является одним из самых важных аспектов освоения данной программы
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу учебного года воспитанники должны
знать:
о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
несколько народных песен разных жанров, игр, закличек, считалок, загадок, пословиц, поговорок, докучных сказок, перевёртышей, шутки-прибаутки, небылицы, скороговорки;
основные праздники народного календаря;
уметь:
выразительно петь пройденные песни, самостоятельно находить к ним варианты;
выполнять игровые хороводные движения, элементы и отличать их варианты,
выразительно, активно и без напряжения декламировать освоенные словесные тексты и песенные ритмотексты;
рассказывать о своих впечатлениях от игр, наблюдениях за явлениями природы с позиций народного календаря.
организовать игру, применить считалку, загадку;
играть на простейших народных инструментах;
рассказывать о своих впечатлениях от пройденного материала.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и основывается на следующих принципах:
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Принцип увлекательности: материал, предназначенный для обучения детей, обязательно должен опираться на личностный опыт проживания различных познавательных ситуаций с опорой на любознательность ребенка.
Принцип наглядности, символичности, практичности: предполагает использование наглядных средств обучения, приемов замещения, моделирования и схематизации, практических методов.
Принцип системности: предполагает обеспечение преемственность в получении знаний детьми, протекающую через все виды деятельности.
Принцип интеграции содержания разных разделов программы при решении воспитательных и образовательных задач.
Деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности.
Принцип развивающего характера обучения, основанный на детской активности.
Используемые методы и приемы обучения:
наглядно – слуховой (аудиозаписи);
наглядно – зрительный (видеозаписи);
словесный (рассказ, беседа, художественное слово);
практический (показ приемов исполнения, импровизация);
частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);
методические игры.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут.
При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс, задачами которого являются:
создание дружного коллектива;
взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.
СПОСОБЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮШЕЙ ПРОГРАММЫ
Для отслеживания результатов освоения программы будут использованы следующие формы: беседа, диспут, викторина, тестирование, творческие задания (рисование, игры). Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Программа предусматривает организацию совместной работы учреждения и семьи:
1. Проведение развлекательно – познавательных, игровых моментов и мероприятий внутри кружка, направленных на сплочение коллектива, общение с родителями.
2. Выступление учащихся на школьных концертах, посвящённых тематическим календарным праздникам.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Посещение «Музея казачества на Смоленщине», включая историю казачества на Смоленщине, традиции, обычаи, быт казаков.
Знакомство с историей казачества на Смоленщине, с известными казаками, жившими или воевавшие на нашей земле (Платовым, Разумовским и др.), с традициями, обычаями, бытом казаков.
Знакомство с историей праздника «Покрова Пресвятой Богородицы», с его происхождением, посещение храма «Покрова Божией Матери», присутствие на литургии, участие в крестном ходе, участие в научно- практической конференции в свете Рождественских чтений «Великая Победа: наследие и наследники».
Песенные жанры казаков: «внешнего быта», связанные с воинской службой казаков и представляющие область мужского песнетворчества и жанры «внутреннего быта», отражающие особенности мирной жизни и деятельности казачьей общины (исполняются как мужчинами, так и женщинами или смешанным ансамблем). Казачьи песни, восходящие к жанру баллады («Прослужил казак три года» «Из-под кустика, из-под камушка, там течет речка, речка быстрая» и т.д.). Песни с воплощением стиля традиционной лирической протяжной песни («Во субботу, день ненастный, пошла в поле работать», «Снежки белы, лапушисты», «Последний нонешний денечек» - песня, бытующая во многих локальных песенных традициях России как рекрутская, у уральских и сибирских казаков трактуется как беседная лирическая).
Песни с текстом литературного происхождения («В островах охотник целый день гуляет»; «Поехал казак во чужбину далеко» - песня на текст Е.П. Гребенки, восходящий к жанру баллады; «За рощей солнце просияло» - песня лирическая позднего стилевого слоя с текстом, возможно, литературного происхождения.
Песни, поэтический текст которых представляет собой фольклорную переработку стихотворения автора («Скакал казак через долину» - неизвестный автор; «Скрылось солнушка из глаз» - стихотворение Ф.Н. Глинки «Завеянные следы» («Над серебряной водой»), «Среди лесов дремучих» - переработка стихотворения немецкого поэта Ф.Фрейлиграта в переводе Ф.Б. Миллера «В носилках похоронных»; «Под зеленаю ракитой русский раненой лежал» - песня на текст Н.В. Веревкина).
Строевые казачьи песни: исторические, военно-бытовые («Из-за лесу, лесу копий и мечей»).
Плясовые («Уж ты, хмелюшка-хмелек, уж ты развивался, где ж ты гусарь ночавал щей не разувався»). Скоморошины («камарошные»), представленные классическими сюжетами — «Дурней», и вариантами «Птичьей свадьбы». Они фиксировались как в сказовой форме, так и в сочетающей прозаическое повествование, пение и говорной стих, пантомиму. Они входят и в мужской, и в женский репертуар. Но более типичны для донской традиции песни-небылицы: «На дубу свинья гнездышко свила», «Как донские казаки рыболовнички», «А мы ноня гуляли», «Как кума-то к куме в решете приплыла», «Как сидел комар на дубочку» и др. Записана и песня о скоморохах — «Ой, шли веселые, разговаривали». В небылицах игра формой используется как художественный прием, поэтому вполне логично предположить их профессиональное (скоморошье) происхождение. По стилевому воплощению этой группе близки сюжеты демократической сатиры XVII в. (например, «Фома и Ерема»), бытующие в песенной форме.
Колыбельные, потешки. Поэтические тексты материнского фольклора по преимуществу бытового содержания. Мифопоэтическое начало проявляется в ключевых образах — носителях сна (коты, голуби). Таковы же и образы иного мира — «горы крутые», «леса темные».
Прибаски. В репертуар, предназначенный детям, нередко втягиваются другие жанры. Таковы прибаски под пляску — «Казак, казачок», «Ой, тюх, тюх, тюх», «А чу-чу, чу-чу, чу-чу» и др.; скоморошины и небылицы — «Сова моя, совушка», «Посидите гости, побеседуйте» («На дубу свинья»).
Традиционные казачьи игры и забавы, тема раскрывает особенности организации досуга казачат: коллективные, обрядовые игры, игры для мальчиков для развития ловкости, девичьи игры и игры в определенное время года и праздник. Практическая часть включает в себя интерактивную составляющую.
« По страницам войны» - к 75-й годовщине Победы. Знакомить с историческим прошлым, с событиями войны, где казаки принимали участие, с мужеством и героизмом казаков.
Календарные праздники казаков, тема раскрывает характерные черты праздников и обычаев в различные времена года, приметы, пословицы, загадки. Календарные представлены зимними песнями обхода дворов и весенними хороводами. Все другие случаи функционирования песен в календарных обрядах являются результатом вторичной приуроченности.
Православные казачьи праздники, тема освещает особенности праздников, основанных на православных традициях: Рождество, Крещение, Святки, Троица, День Ивана Купалы, Троица, Покров.
Семейное воспитание и обрядовые праздники, тема раскрывает основы воспитания девочек и мальчиков в семье, особенности обрядовых семейных событий: Сватовство, Проводы в армию, Свадьба.
Итоговое занятие включает в себя проявление личного отношения детей к культуре казаков посредством творчества.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Разделы | Общее кол-во | В том числе |
п/п | | часов | Практических | Теоретических |
1. | Посещение « Музея казачества на Смоленщине» в ФГБОУ ВО МГУТУ. | 1 | 1 | |
2. | Знакомство с историей казачества. Жизнь, традиции, обычаи, быт казаков. | 5 | 2 | 3 |
3. | «Покров Пресвятой Богородицы». Посещение храма Покрова Божией Матери. Присутствие на литургии, участие в крестном ходе. Участие в научно-практической конференции в свете Рождественских чтений «Великая Победа: наследие и наследники». | 2 | 1 | 1 |
4. | Песенные жанры казаков. Казачьи песни, восходящие к жанру баллады. Песни с воплощением стиля традиционной лирической протяжной песни. | 7 | 3 | 4 |
5. | Песни с текстом литературного происхождения. | 7 | 3 | 4 |
6. | Песни, поэтический текст которых представляет собой фольклорную переработку стихотворения автора. | 7 | 3 | 4 |
7. | Строевые казачьи песни. | 5 | 2 | 3 |
8. | Плясовые, скоморошины. | 5 | 3 | 2 |
9. | Колыбельные, потешки, прибаски. | 5 | 3 | 2 |
10. | Традиционные казачьи игры и забавы. | 5 | 3 | 2 |
11 | «По страницам войны» - к 75-й годовщине Победы. | 3 | 2 | 1 |
12. | Календарные праздники казаков. | 5 | 3 | 2 |
13. | Православные казачьи праздники. | 5 | 3 | 2 |
14. | Семейное воспитание и обрядовые праздники. | 4 | 2 | 2 |
15. | Итоговое занятие: казачьи посиделки | 2 | 2 | |
| Итого: | 68 | 36 | 32 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Разделы | Общее кол-во | В том числе | Дата проведения | Корректи-ровка даты |
п/п | | часов | Практи- ческих | Теорети- ческих |
1. | Посещение « Музея казачества на Смоленщине» в ФГБОУ ВО МГУТУ | 1 | 1 | | | |
2. | Знакомство с историей казачества. Жизнь, традиции, обычаи, быт казаков. | 5 | 2 | 3 | | |
3. | «Покров Пресвятой Богородицы». Посещение храма Покрова Божией Матери. Присутствие на литургии, участие в крестном ходе. Участие в научно-практической конференции в свете Рождественских чтений «Великая Победа: наследие и наследники» | 2 | 1 | 1 | | |
4. | Песенные жанры казаков. Казачьи песни, восходящие к жанру баллады. Песни с воплощением стиля традиционной лирической протяжной песни | 7 | 3 | 4 | | |
5. | Песни с текстом литературного происхождения | 7 | 3 | 4 | | |
6. | Песни, поэтический текст которых представляет собой фольклорную переработку стихотворения автора | 7 | 3 | 4 | | |
7. | Строевые казачьи песни | 5 | 2 | 3 | | |
8. | Плясовые, скоморошины. | 5 | 3 | 2 | | |
9. | Колыбельные, потешки, прибаски. | 5 | 3 | 2 | | |
10. | Традиционные казачьи игры и забавы. | 5 | 3 | 2 | | |
11 | «По страницам войны» - к 75-й годовщине Победы. | 3 | 2 | 1 | | |
12. | Календарные праздники казаков | 5 | 3 | 2 | | |
13. | Православные казачьи праздники | 5 | 3 | 2 | | |
14. | Семейное воспитание и обрядовые праздники | 4 | 2 | 2 | | |
15. | Итоговое занятие: казачьи посиделки | 2 | 2 | | | |
| Итого: | 68 | 36 | 32 | | |
Литература и источники:
Живое слово. Фольклор юга Тюменской области: Хрестоматия для школ / Под ред. В.Н. Евсеева. – Тюмень: ООО «Печатник», 2008. – 232 с.
Мельников М. Н. «Русский детский фольклор»
Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила / Послесл. Н.В. Ушакова. – СПб: ТОО «Полисет», 1994. – 446 с.
Астапенко, Г. Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-XX в.в. [Текст]/Г. Д. Астапенко.-Батайск: Батайское книжное издательство.-2002.-237 с. 2Сборник русских сказок.
http://rusfolklor.ru/
http://www.max-club.ru/cgi/Discuss.exe?Get=DiscussOld&Num=2333
http://wikibit.me/v фольклорное пение
http://textarchive.ru/c-1197126.html – Песенная культура сибирских казаков.
https://studfiles.net/preview/6013505/page:17/ - Понятие фольклора. Содержание произведений народного фольклора.