СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Юный химик"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок 10 класс "Юный химик"

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Юный химик"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Охотничьевская средняя школа


СОГЛАСОВАНО

заместитель директора УТВЕРЖДАЮ

по воспитательной работе Директор школы

_________ Л.В.Мидонова _____________ Э.А.Бухареева

«____ » _________ 20__ г. Приказ №___ от __.________. 20__ г.



Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению

«Юный химик»

для 10 класса

разработала и реализует:

Шагвалиев Рустам Маратович

учитель химии

п.Ст. Охотничья - 2018

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный химик» составлена в соответствии с документами:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,

  • основная образовательная программа основного общего образования ОУ.


  1. Рабочая программа внеурочной деятельности по учебному направлению «Юный химик» разработана на основе программы Алексина В.Н. Занимательные опыты по химии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2005.


Актуальность и новизна программы


Содержание программы кружка познакомит учеников с химическими веществами, использующимися в быту: сода, уксус, красители, сахар, поваренная соль и т.д. Все эти вещества, обладают интересными и необычными свойствами. Данный курс позволит расширить кругозор учащихся, раскрыть химическую природу окружающего мира.

Дальнейшее «погружение» в химию происходит через межпредметные связи с другими науками: биология, физика, география и т.д. Таким образом, учащиеся знакомятся с простыми и сложными веществами; изучают генетическую связь между основными классами химических соединений (оксидами, основаниями, кислотами, солями, металлами, неметаллами), все это в дальнейшем во многом может способствовать более успешному овладению знаниями по химии.

Практическая часть программы связана с изучаемым теоретическим материалом, доступна для выполнения учащимися практических умений и навык.

Цели программы:

- развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту. Для этого используются следующие формы проведения занятий:

  1. учебные занятия с демонстрацией опытов и практическими работами;

  2. использование мультимедийных технологий.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

  • 1) развитие мотивации к изучению химии, познавательных интересов и способностей;

  • 2) расширение кругозора знаний об окружающем мире;

  • 3) развитие творческих и логических способностей учащихся;

  • 4) формирование и закрепление полученных умений при проведении практических работ;

  • 5) научить правильно и безопасно обращаться с веществами;

Для реализации программы данного кружка используются беседы учителя и выступления членов кружка, проведение интеллектуальных викторин, химических вечеров, экскурсий в химические лаборатории, создание докладов с демонстрационными опытами.

Программа предназначена для обучающихся 10 класса и рассчитана на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 часа в год, продолжительность одного занятия 40 минут.

70% содержания планирования направлено на учащихся 10-х классов, т. е. когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает.

Формы занятий:

  • беседы

  • игры

  • элементы занимательности и состязательности

  • викторины

  • конкурсы

  • праздники


Формы подведения итогов работы:

Анкетирование детей

Практические и лабораторные работы



Планируемые результаты освоения программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятель­ности можно оценить по двум уровням.

  • Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): развитие мотивации к изучению химии, познавательных интересов и способностей; расширение кругозора знаний об окружающем мире; развитие творческих и логических способностей учащихся; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): формирование и закрепление полученных умений при проведении практических работ. Научить правильно и безопасно обращаться с веществами.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни;

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • проводить сравнение и классификацию объектов;

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе.

  • овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)

В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся 10 класса должны:

иметь представление:

  •  о связи химии с другими предметами;

  • о правильном выполнении практических и лабораторных работ;

  • о вредных и полезных веществах;

  • о классификации органической и неорганической химии;

  •  о различных видах веществ;

  • о соблюдении правил безопасности на уроках химии.

уметь:

  •  применять на практике приобретенные знания о правилах обращения с химическими реактивами;

  • различать вещества по их группам и классификациям;

  • применять на практике свои знания самостоятельно;












Содержание программы



    1. Вводное занятие (1 ч.)

Цели и назначение кружка, знакомство с химией, химической лабораторией и оборудованием. Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, представление знаний о практическом методе науки – эксперименте.



    1. Знакомство с кабинетом химии, лабораторным оборудованием и изучение правил техники безопасности (1 ч.)

Основные требования к учащимся (ТБ). Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ.

Базовые понятия: правила техники безопасности, лабораторное оборудование.

Базовые умения: оказание первой помощи, использование противопожарных средств защиты, навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.

  1. Изменения, происходящие с веществом (9 ч.)

Химические реакции (5 ч.)

Вещества: твердые, жидкие, газообразные. Физические свойства. Химические и физические процессы. Признаки химических реакций.

Базовые понятия: вещество, физические, химические процессы, химические реакции;

Базовые умения: распознавание признаков протекания химической реакции; Демонстрации:

  • Опыты: «Искусственный снег», «Бриллиантовые перья»;

  • Опыты: «Вода – Молоко – Вода», «Сода плюс уксус», «Кровавая надпись»;

  • Просмотр фрагмента фильма: «Красный фонтан из синей воды»;

  • Практическая работа №1. «Признаки химических реакций: Молоко – Творог – Газировка»;

Растворы. Приготовление насыщенных растворов (4 ч.)

Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов, значение их в жизни. Кристаллы. Жидкие кристаллы. Выращивание кристаллов.

Базовые понятия: раствор, насыщенные и перенасыщенные растворы, кристаллы, жидкие кристаллы;

Базовые умения: приготовление растворов, значение в жизни выращивание кристалла медного купороса;

Демонстрации:

  • Образцы растворов;

  • Просмотр фрагмента фильмы: « Золотые сталактиты»;

  • Практическая работа №2. «Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Расчет массовой доли сахара в растворе». Практическая работа №3. «Выращивание кристаллов медного купороса»

  1. Химия планеты Земля (8ч.)

Химия атмосферы (4ч.)

Состав атмосферы. Кислород и водород как важнейшие компоненты атмосферы. Углекислый газ и его значение для живой природы и человека.

Базовые понятия: атмосфера, элементы кислород, водород, углекислый газ, способы получения, круговорот веществ в природе;

Базовые умения: получение кислорода, водорода, углекислого газа;

Демонстрации:

  1. Просмотр фрагментов фильмов: «Состав атмосферы», способы получения кислорода, водорода, углекислого газа;

  2. Практическая работа №2. «Получение кислорода и водорода несколькими способами». Практическая работа №3. «Получение углекислого газа и его свойства»

Химия земной коры(2ч.)

«Химия космоса». Состав земной коры. Минералы и горные породы.

Базовые понятия: литосфера, элементный состав земной коры, минералы;

Базовые умения: определение процентного содержания элемента в составе смеси; Демонстрации:

  • Просмотр фрагмента фильма: « Зарождение планет»

  • Просмотр коллекции: «Минералы и горные породы»

  • Интеллектуально-познавательная игра: «За золотым свитком»;

Химия воды (2 ч.)

Вода, состав, свойства. Круговорот воды в природе. Жесткость воды, ее значение Способы удаление жесткости.

Базовые понятия: вода, свойства, временная и постоянная жесткости, способы удаления;

Базовые умения: рассмотреть основные способы удаления жесткости воды;

Демонстрации:

  • Просмотр фрагмента фильма: «Вода»;

  • Практическая работа№4. «Определение приблизительного соотношения твердых частиц в почвенном образце (текстура почвы).»;

  1. Методы качественного химического анализа веществ (8 ч.)

Виды анализов для определения веществ. Однородные и неоднородные смеси. Способы разделения смеси. Фильтрование, хроматография.

Качественные реакции. Определение солей. Понятие об индикаторах. Изменение окраски индикаторов в различных средах.

Базовые понятия: качественный анализ, смесь, способы разделения смесей, виды фильтров, хроматография, качественные реакции, индикатор ;

Базовые умения: рассмотреть основные способы разделения смесей: фильтрование, хроматография, практически провести качественные реакции на соли, рассмотреть основные переходы изменения окраски индикаторов;

Демонстрации:

  • Опыты: «Мгновенная фотография», «Искусственная кровь», «Качественные реакции на Cl-, Br-, F-, SO42-, SCN- анионы, «Трехцветный индикатор», «Осаждение осадка»;

  • Просмотр фрагмента фильма: «Хроматография»;

  • Практическая работа №5. «Осаждение осадки — фильтрованием». Практическая работа №6. «Качественные реакции на определение солей». Практическая работа №7. «Изменение окраски индикаторов»

6. Химия в повседневной жизни (5 ч.)

Химия в быту (3 ч.)

Универсальные растворители. Как отчистить трудно выводимые пятна с одежды? Косметика. Парфюмерия. СМС: порошки, чистящие средства.

Базовые понятия: ПАВ, эфирные масла;

Базовые умения: приготовление свечки из мыла;

Демонстрации:

  • Просмотр фрагмента фильма: « Универсальные растворители»;

  • Чтение докладов, сообщений на тему: «Польза химии в быту»;

  • Практическая работа №8. «Получение свечки из мыла»;

Химия в пищевой промышленности (2ч.)

Применение химии в пищевой промышленности. Жиры, белки, углеводы их значение в жизни человека. Витамины.

Базовые понятия: жиры, белки, витамины;

Базовые умения: проведение качественных реакций на белки и углеводы;

Демонстрации:

  • Опыты: «Синий хлеб», «Цветные реакции на белки», «Обугливание сахарозы», «Как сварить яйцо без огня»;

  • Чтение докладов, сообщений на тему: «Углеводы, жиры, витамины, белки их значение в жизнедеятельности человека»;

  • Практическая работа №9. «Реакция серебряного зеркала». Практическая работа №10. «Качественные реакции на белки»;

7. Химический вечер - конкурс «химия знаний» (2 ч.)

Цель: стимулировать любознательность и возбудить интерес к химии у учащихся;

Задачи:

  1. Сформировать устойчивый интерес к химии.

  2. Расширить и углубить знания учащихся в химии.

  3. Показать разнообразие использования химических знаний на практике.

  4. Научить учащихся работать самостоятельно.

  5. Систематизировать и обобщить экспериментальные умения учащихся.





















































Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

в том числе

теоретических

практических

1.

Вводное занятие


1

1

-

2

Знакомство с кабинетом химии, лабораторным оборудованием и изучение правил ТБ (1 ч.)


1

1

-

3.

Изменения, происходящие с веществом

9

5

4

4.

Химия планеты Земля


8

6

2

5.

Методы качественного химического анализа веществ


8

8

-

6.

Химия в повседневной жизни


5

5

-

7.

Химический вечер - конкурс «Химия знаний»

2

1

1


Итого

34
















Календарно-тематическое планирование


урока


Тема урока


кол-во часов

дата урока

примечание

план

факт

1

Вводное занятие.

1

04.09



2

Знакомство с кабинетом химии, лабораторным оборудованием и изучение правил техники безопасности.

1

11.09



3

Опыты: «Искусственный снег», «Бриллиантовые перья»

1

18.09



4

Опыты: «Вода – Молоко – Вода», «Сода плюс уксус», «Кровавая надпись»

1

25.09



5

Практическая работа №1. «Признаки химических реакций: Молоко – Творог – Газировка».

1

02.10



6

Просмотр фрагмента фильмы: « Золотые сталактиты»

1

9.10



7

Практическая работа №2. «Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Расчет массовой доли сахара в растворе».

1

16.10



8

Практическая работа №3. «Выращивание кристаллов медного купороса»

1

23.10



9

Просмотр фрагмента фильма: « Зарождение планет»

1

06.11



10

Просмотр коллекции: «Минералы и горные породы»

Интеллектуально-познавательная игра: «За золотым свитком»

1

13.11



11

Просмотр фрагмента фильма: «Вода»;


1

20.11



12

Практическая работа№4. «Определение приблизительного соотношения твердых частиц в почвенном образце (текстура почвы)».

1

27.11



13

Просмотр фрагмента фильма: «Хроматография»

1

04.12



14

Практическая работа №5. «Осаждение осадки — фильтрованием».

1

11.12



15

Практическая работа №6. «Качественные реакции на определение солей».

1

18.12



16

Практическая работа №7. «Изменение окраски индикаторов»

1

25.12



17

Фильм: « Универсальные растворители»;

1

15.01



18

Чтение докладов, сообщений на тему: «Польза химии в быту»;


1

22.01



19

Практическая работа №8. «Получение свечки из мыла»;


1

29.01



20

Чтение докладов, сообщений на тему: «Углеводы, жиры, витамины, белки их значение в жизнедеятельности человека»;

1

05.02



21

Опыты: «Синий хлеб», «Цветные реакции на белки», «Обугливание сахарозы», «Как сварить яйцо без огня»;

1

12.02



22

Практическая работа №9. «Реакция серебряного зеркала».

1

19.02



23

Практическая работа №10. «Качественные реакции на белки»;

1

26.02



24

Универсальные растворители. Как отчистить трудно выводимые пятна с одежды?

1

05.03



25

Косметика. Парфюмерия. СМС: порошки, чистящие средства.

1

12.03



26

Базовые понятия: ПАВ, эфирные масла;

1

19.03



27

Базовые умения: приготовление свечки из мыла;

1

02.04



28

Вещества: твердые, жидкие, газообразные. Физические свойства. Химические и физические процессы. Признаки химических реакций.

1

09.04



29

Состав атмосферы. Кислород и водород как важнейшие компоненты атмосферы.

1

16.04



30

Углекислый газ и его значение для живой природы и человека.


1

23.04



31

Базовые понятия: атмосфера, элементы кислород, водород, углекислый газ, способы получения, круговорот веществ в природе;

1

07.05



32

Базовые умения: получение кислорода, водорода, углекислого газа;

1

14.05



33-34

Химический вечер - конкурс «Химия знаний».

2

28.05



Материально-техническое обеспечение

Оборудование.

1. Компьютер, мультимедийный проектор.

2. Подборка дидактического раздаточного материала к занятиям.



Информационно-методическое обеспечение


1. Методические разработки праздников

2. Электронные презентации «Вредные и полезные привычки», «Режим дня школьника»


Литература для учителя:

1Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. Пособие для учителей. - М.:Просвещение, 2005.

  1. Богданов Р.В. От молекулы к кристаллу. - Л.:Химия, 2000.

  2. Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. - М.:Дрофа,2004.

  3. Игровой метод в обучения химии: Практическое пособие/ Калетина Н.И., Ефременко О.А., Захарова В.Ф., Черкасова О.Г. - М.:Высшая шк., 2000.

  4. Ильченко В.Р. Перекрестки химии, биологии и физики: Книга для учащихся. - М.:Просвещение, 1990.

  5. Козловский А.Л. Химия в быту. -М.:Знание, 2003.

  6. Колтун М.М. Мир химии: Научно-художественная литература. - М.:Дет. лит., 2001.

  7. Леенсон И.А. Почему и как идут химические реакции. - М.:МИРОС, 1999.

  8. Лисичкин Г.В., Бетанели В.И. Химики изобретают: Книга для учащихся. - М.:Недра, 2007.

  9. Ольгин О.Г. Опыты без взрывов. - М.:Химия, 2006.

  10. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. - М.:Аркти, 2009.

  11. Учителю о внеклассной работе по химии: Из опыта работы/Сост. Лазаренко А.А. - Просвещение, 2004.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!