СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Байкальский сундучок"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка в лагере дневного пребывания

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Байкальский сундучок"»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Бурятская гимназия № 29»

Лагерь дневного пребывания «Найрамдал»





Утверждаю:

Начальник ЛДП Батуева А.Н.

«___» мая 2022 г.







Программа кружковой работы клуба

«Байкальский сундучок»
















Пояснительная записка

«Байкальский сундучок» направлен на формирование экологической культуры воспитанников лагеря дневного пребывания «Найрамдал».

Рабочая программа составлена  с учётом требований следующих документов:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273- 73 «Об образовании» (в ред. Федерального закона от07.05.2013 № 99-ФЗ);

  2. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240 –V Об образовании в Республике Бурятия (принят Народным Хуралом РБ от 05.12. 2013) (ред. 07.07.2015);

  3. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) (в ред. От 31.12.2015 № 1576);

                                             Актуальность программы 

Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.  Очень важно с самых первых шагов ребенка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место  каждого явления природы и хозяйства человека в мире.

Озеро Байкал является одним из крупнейших пресноводных озер мира,  которое содержит 20 процентов поверхностных ресурсов пресной воды Земли. Качество воды в озере подвержено рискам, связанным с деятельностью, осуществляемой на суше. Точечные и рассредоточенные источники загрязнения увеличиваются в связи с промышленной деятельностью, а также с «диким» туризмом и расширением туристических объектов и летних построек вокруг озера Байкал, представляя растущую угрозу водной экосистеме Байкала. Отсутствие осведомленности среди местного населения и туристов также является причиной роста нагрузки на окружающую среду. Все эти факторы приводят к ухудшению качества водных ресурсов.


Ценностные ориентиры

—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

—формирование представлений о природе как универсальной ценности;

—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Цель и задачи курса

Цель курса – привлечение учащихся к вопросам экологии окружающей среды, к вопросу изучения и сохранения флоры и фауны озера Байкал и формирование экологического мировоззрение, мышления, сознания, культуры, направленной на рациональное экономическое использование природных ресурсов нашего региона.

Задачи обучения:

Образовательные:

  • формирование ценностного отношения младших школьников к природе региона

  • ознакомление с новыми терминами: экология, флора, фауна

  • расширение знаний учащихся об истории образования озера, о природе Байкала и его побережья, об его уникальных эндемичных обитателях, о ценных природных качествах, особенности природных условий и современного состояния;

  • определение экономической роли и значения озера Байкал в жизни людей, проживающих на его берегах;

  • формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;

Развивающие:

  • развитие наблюдательности у детей, способности живо откликаться на события жизни;

  • развитие  творческой активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

  • создание  условий для практической и исследовательской деятельности учащихся;

  • вовлечение в посильные  природоохранные  дела;

Воспитательные:

  • воспитание личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

    • формирование и воспитание у школьников любви  и бережного отношения  к своей Родине;

  • воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников.

  • воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Валеологические:

  • создание положительного психологического климата на занятиях;

  • соблюдение норм СанПиНа

Характеристика предмета

Психолог А.Н. Леонтьев отмечает, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Младший школьник  эмоционально  восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается  объектами природы, желает участвовать в нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, в альтруистической деятельности. Младшему школьнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен.

Курс «Байкальский сундучок»  направлен на реализацию поставленных задач. Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры — длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне неё. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит  в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы не только на уроках окружающего мира, но и во внеурочноя деятельности. Работа по экологии в начальной школе требует от ребёнка развитой способности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.
Программа разработана таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Содержание познавательного блока занятий составляют сведения о Байкале,   взаимосвязях между человеком и природой, о способах сохранения и улучшения природы вокруг Байкала, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений Байкала, заповедных территориях родного края, об отношении человека к природе. Занятия с детьми строятся, таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с этими знаниями дети приобретут пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, у детей будут формироваться нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.
Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей  предусмотрена и смена видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская.

Активизации деятельности младших школьников  способствует разнообразие форм работы: занятия в классе продолжаются экскурсиями в природу; коллективные творческие дела завершают выставки, фотовыставки,  встречи с интересными людьми, викторины, экологические праздники, изготовление стенгазет, коллажей и др.

Система ведущих принципов

1.      Принцип целостности и неспешности освоения содержания (тематический принцип)

Целостность программы обеспечивают:

  а) метод поэтапных открытий через вычленение тем каждого занятия  и неповторимости их;

  в) обобщающие занятия, позволяющие перевести ее тематику на новый уровень осознания;

г) метод широких ассоциаций, опирающийся на культуру и такт учителя, на личностное восприятие детьми окружающего мира.

2.    Принцип   научности - по этому принципу отбираются знания, которые четко определены и не могут быть опровергнуты.

3.      Принцип  доступности - если материал доступен пониманию ребенка, то он может увидеть связь организма и среды, выделить признаки и свойства живого организма, установить причинно – следственные, временные и функциональные связи в природе.

4.      Принцип диалога культур- он осуществляется через выстраивание содержания программы по принципу «от родного порога — в мир общечеловеческой культуры». От родного порога — это значит, от родной с детства окружающей тебя природы до осознания Родины как содружества многих культур разных  народов. Все познается в сравнении острее.

5.      Принцип творческой самореализации

6.      Принцип реализации связи с жизнью раскрывается через:

  • активизацию жизненного опыта детей при осознании ими каждой темы урока;

  • внеклассную, индивидуальную и коллективную поисковую деятельность;

  • оформление работ учеников, участие  в  школьных мероприятиях.

                                       Организация образовательного процесса

При реализации программы используются:

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

-Игровые технологии

-Проблемно- диалогические

Технологии развивающего обучения:

- Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская).

-Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

-Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов).

Количество часов на изучение курса

На изучение курса «Байкальский сундучок» отведено 1 час в день (всего 18 часов)

Связь программы со смежными дисциплинами

Материалы  курса «Байкальский сундучок» тесно связаны с такими содержательными областями, как окружающий мир, экология, математика, литература, музыка, технология, ведётся целенаправленная работа по развитию речи, исследовательской деятельности.

                                            Планируемые результаты

В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание программы  направлены на достижение  следующих результатов:

Личностные — формирование следующих умений:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные  — формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • проговаривать последовательность действий.

  •  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями, названиями, схемами, картами и др.

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в литературе  (на развороте, в оглавлении, в словаре, карте и др.)

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях и внеучебной деятельности.

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы.

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные понятия и  объекты.

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять  рассказы на основе простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение проблемных вопросов с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • слушать и понимать речь других.

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.

Предметные результаты:

  • формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной экологической культурой;

  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества;

К концу обучения учащиеся должны овладеть набором ключевых и базовых компетенций:

  1. Учебно- познавательная компетенция

-умение находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях;

-умение отличать факты от домыслов;

-умение  использования статистических  методов познания;

-владение приёмами в нестандартных ситуациях.

  1. Коммуникативная компетенция

-владение навыками работы в группе;

-знание правил культуры взаимоотношений;

-умение правильно задавать вопрос;

-умение представлять себя;

- умение владеть разными социальными ролями в обществе.

  1. Ценностно- смысловая компетенция

- способность видеть и понимать окружающий мир;

-умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков.

  1. Общекультурная компетенция

-знание особенностей национальной и общечеловеческой  культуры;

-умение организовать быт и досуг;

-знание духовно- нравственных основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций.

  1. Компетенция личностного самосовершенствования

-соблюдение правил личной гигиены, безопасности жизнедеятельности;

-умение составлять план работы и работать по нему, делать выводы, проверять и оценивать результаты.

Требования к уровню подготовки учащихся   3  класс

К концу обучения  учащиеся научатся:

  • перечислять острова, кратко характеризовать;

  • характеризовать на уровне общих представлений водный баланс озера,  химические свойства байкальской воды

  • приводить примеры, кратко характеризовать историю открытия озера Байкал, современные исследователи и защитники Байкала

  • перечислять современные методы изучения озера Байкал

  • приводить примеры; разнообразия растительного и животного мира в Байкале и на его побережье;

  • объяснять особенности экологических отношений ;

  • используя научную литературу, подтверждать примерами как и когда человек появился на Байкале

  • подтверждать примерами изменения на побережье Байкала и в озере Байкал, вызванные деятельностью человека           

  • перечислить и кратко охарактеризовать виды загрязнений, источники загрязнений;

  • знать законы об охране природы и озера Байкал (на уровне общих представлений);

Получат возможность научиться

  • использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, особенности географического положения озера Байкал;

  • выполнять несложные наблюдения и практические работы;

  • рассматривать мельчайшие объекты живой природы под микроскопом, давать характеристику  своей исследовательской деятельности;

  • оценивать по определенным критериям степень воздействия человека на озеро Байкал и его побережье;

  • составлять небольшие рефераты на основе собственных наблюдений за природными процессами и явлениями, практической работы, материалов учебника и дополнительной литературы, порекомендованной педагогом и подобранной самостоятельно.

  • показывать на карте место расположения озера Байкал, называть его окружающую местность;

  • работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие рефераты по темам.

Условия реализации программы

Для реализации данной программы  учтены достижения новейших информационных технологий  -  оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Байкальский сундучок» в частности. Возрастные психологические особенности младших школьников делают необходимым формирование моделирования как универсального учебного действия  начальной школы, создаёт важнейший инструментарий для развития у детей познавательных универсальных действий.  Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

  • изобразительные наглядные пособия  ( учебно- методический комплект «Байкальский сундучок»,  рисунки,  таблицы, карты, модели, фотоматериалы).

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций

  • (компьютер, медиапроектор), благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов используются презентации.


Содержание курса «Байкальский сундучок»

Тема 1: Байкал –чудо природы- 2 часа

Имя Байкал. Море или озеро. Горная система. Реки. Острова. Полуостров. Залив Провал.Погода. Ветра

Практическая работа «На что похоже озеро Байкал?»

Тема 2: Над водой и под водой (животный мир)- 2 часа

Птицы: чайки. утки, баклан. Птицы побережья. Рыбы Байкала. Эндемики. Байкальская нерпа.

Тема 3: Над водой и под водой (растительный мир)- 2 ч

Кедр . Цветы. Тайга. Правила таежного похода. Красная Книга.

Тема 4: Чудеса Байкальской воды-2 ч

Свойства воды. Цвет байкальской воды. Байкальские волны и льды. Живые фильтры. Байкальская эпишура.

Тема 5: По заповедным тропам Байкала – 2 ч

Особые охраняемые территории: заповедники, национальные парки, заказники. Памятники природы. Хозяйственная деятельность человека. Пожары и проблема мусора. Загрязнение воды и воздуха.

Проект «Одетые с иголочки»

Викторина «Экоэрудит Байкала»

Тема 6: Байкал в литературе – 2 ч

Байкальские легенды. Байкальские сказки. Бурятские народные сказки.

КВН «Сказки Байкала»





Календарно- тематическое планирование


тема

дата

1

Байкал –чудо природы

31 мая

2.

Байкал –чудо природы

1 июня

3.

Байкал –чудо природы

2 июня

4.

Над водой и под водой (животный мир)

3 июня

5.

Над водой и под водой (животный мир)

4 июня

6.

Над водой и под водой (животный мир)

7 июня

7.

Над водой и под водой (растительный мир)

8 июня

8.

Над водой и под водой (растительный мир)

9 июня

9.

Над водой и под водой (растительный мир)

10 июня

10.

Чудеса Байкальской воды

11 июня

11.

Чудеса Байкальской воды

14 июня

12.

Чудеса Байкальской воды

15 июня

13.

По заповедным тропам Байкала

16 июня

14.

По заповедным тропам Байкала

17 июня

15.

По заповедным тропам Байкала

18 июня

16.

Байкал в литературе

21 июня

17.

Байкал в литературе

22 июня

18.

Байкал в литературе

23 июня










Литература

  1. «Байкальский сундучок» учебно-методический комплект для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Издательство Бурятского госуниверситета.

  2. Богданец Т. Экологические знания — первое представление о мире // Дошкольное воспитание. – 2003 г.

  3. Бойко Л. А. Воспитание экологической культуры детей // Начальная школа. – 2005. — N 6.

  1. Плешаков А. А. Воспитание учащихся средствами учебного предмета «окружающий мир» // Начальная школа. – 2007. — N 9.

  2. Ребро И. В. Формирование экологического мировоззрения как средство реализации проектной деятельности // Образование в современной школе. — 2009. — N 11

  3. Николаева С. Формирование начал экологической культуры : младший школ. возраст // Дошкольное воспитание. – 1999. — N 10.

  4. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г. В. Буковская. — М. : ВЛАДОС , 2004 г.
    Павленко Е. С. Экологическое образование и воспитание младших школьников // Начальная школа. – 1998. — N 5.

  5. Бобылева Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников : кружковая работа // Начальная школа. – 2003. — N 5.



1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!