Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Бурятская гимназия № 29»
Лагерь дневного пребывания «Найрамдал»
Утверждаю:
Начальник ЛДП Батуева А.Н.
«___» мая 2022 г.
Программа кружковой работы клуба
«Байкальский сундучок»
Пояснительная записка
«Байкальский сундучок» направлен на формирование экологической культуры воспитанников лагеря дневного пребывания «Найрамдал».
Рабочая программа составлена с учётом требований следующих документов:
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273- 73 «Об образовании» (в ред. Федерального закона от07.05.2013 № 99-ФЗ);
Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240 –V Об образовании в Республике Бурятия (принят Народным Хуралом РБ от 05.12. 2013) (ред. 07.07.2015);
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) (в ред. От 31.12.2015 № 1576);
Актуальность программы
Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Очень важно с самых первых шагов ребенка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в мире.
Озеро Байкал является одним из крупнейших пресноводных озер мира, которое содержит 20 процентов поверхностных ресурсов пресной воды Земли. Качество воды в озере подвержено рискам, связанным с деятельностью, осуществляемой на суше. Точечные и рассредоточенные источники загрязнения увеличиваются в связи с промышленной деятельностью, а также с «диким» туризмом и расширением туристических объектов и летних построек вокруг озера Байкал, представляя растущую угрозу водной экосистеме Байкала. Отсутствие осведомленности среди местного населения и туристов также является причиной роста нагрузки на окружающую среду. Все эти факторы приводят к ухудшению качества водных ресурсов.
Ценностные ориентиры
—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
—формирование представлений о природе как универсальной ценности;
—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Цель и задачи курса
Цель курса – привлечение учащихся к вопросам экологии окружающей среды, к вопросу изучения и сохранения флоры и фауны озера Байкал и формирование экологического мировоззрение, мышления, сознания, культуры, направленной на рациональное экономическое использование природных ресурсов нашего региона.
Задачи обучения:
Образовательные:
формирование ценностного отношения младших школьников к природе региона
ознакомление с новыми терминами: экология, флора, фауна
расширение знаний учащихся об истории образования озера, о природе Байкала и его побережья, об его уникальных эндемичных обитателях, о ценных природных качествах, особенности природных условий и современного состояния;
определение экономической роли и значения озера Байкал в жизни людей, проживающих на его берегах;
формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;
Развивающие:
развитие наблюдательности у детей, способности живо откликаться на события жизни;
развитие творческой активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
создание условий для практической и исследовательской деятельности учащихся;
вовлечение в посильные природоохранные дела;
Воспитательные:
воспитание личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников.
воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Валеологические:
Характеристика предмета
Психолог А.Н. Леонтьев отмечает, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Младший школьник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, в альтруистической деятельности. Младшему школьнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен.
Курс «Байкальский сундучок» направлен на реализацию поставленных задач. Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры — длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне неё. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы не только на уроках окружающего мира, но и во внеурочноя деятельности. Работа по экологии в начальной школе требует от ребёнка развитой способности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.
Программа разработана таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Содержание познавательного блока занятий составляют сведения о Байкале, взаимосвязях между человеком и природой, о способах сохранения и улучшения природы вокруг Байкала, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений Байкала, заповедных территориях родного края, об отношении человека к природе. Занятия с детьми строятся, таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с этими знаниями дети приобретут пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, у детей будут формироваться нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.
Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей предусмотрена и смена видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская.
Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм работы: занятия в классе продолжаются экскурсиями в природу; коллективные творческие дела завершают выставки, фотовыставки, встречи с интересными людьми, викторины, экологические праздники, изготовление стенгазет, коллажей и др.
Система ведущих принципов
1. Принцип целостности и неспешности освоения содержания (тематический принцип)
Целостность программы обеспечивают:
а) метод поэтапных открытий через вычленение тем каждого занятия и неповторимости их;
в) обобщающие занятия, позволяющие перевести ее тематику на новый уровень осознания;
г) метод широких ассоциаций, опирающийся на культуру и такт учителя, на личностное восприятие детьми окружающего мира.
2. Принцип научности - по этому принципу отбираются знания, которые четко определены и не могут быть опровергнуты.
3. Принцип доступности - если материал доступен пониманию ребенка, то он может увидеть связь организма и среды, выделить признаки и свойства живого организма, установить причинно – следственные, временные и функциональные связи в природе.
4. Принцип диалога культур- он осуществляется через выстраивание содержания программы по принципу «от родного порога — в мир общечеловеческой культуры». От родного порога — это значит, от родной с детства окружающей тебя природы до осознания Родины как содружества многих культур разных народов. Все познается в сравнении острее.
5. Принцип творческой самореализации
6. Принцип реализации связи с жизнью раскрывается через:
активизацию жизненного опыта детей при осознании ими каждой темы урока;
внеклассную, индивидуальную и коллективную поисковую деятельность;
оформление работ учеников, участие в школьных мероприятиях.
Организация образовательного процесса
При реализации программы используются:
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
-Игровые технологии
-Проблемно- диалогические
Технологии развивающего обучения:
- Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская).
-Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
-Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов).
Количество часов на изучение курса
На изучение курса «Байкальский сундучок» отведено 1 час в день (всего 18 часов)
Связь программы со смежными дисциплинами
Материалы курса «Байкальский сундучок» тесно связаны с такими содержательными областями, как окружающий мир, экология, математика, литература, музыка, технология, ведётся целенаправленная работа по развитию речи, исследовательской деятельности.
Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание программы направлены на достижение следующих результатов:
Личностные — формирование следующих умений:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные — формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
проговаривать последовательность действий.
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями, названиями, схемами, картами и др.
учиться работать по предложенному учителем плану.
учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре, карте и др.)
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях и внеучебной деятельности.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные понятия и объекты.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение проблемных вопросов с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
слушать и понимать речь других.
совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
Предметные результаты:
формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной экологической культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
К концу обучения учащиеся должны овладеть набором ключевых и базовых компетенций:
Учебно- познавательная компетенция
-умение находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях;
-умение отличать факты от домыслов;
-умение использования статистических методов познания;
-владение приёмами в нестандартных ситуациях.
Коммуникативная компетенция
-владение навыками работы в группе;
-знание правил культуры взаимоотношений;
-умение правильно задавать вопрос;
-умение представлять себя;
- умение владеть разными социальными ролями в обществе.
Ценностно- смысловая компетенция
- способность видеть и понимать окружающий мир;
-умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков.
Общекультурная компетенция
-знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры;
-умение организовать быт и досуг;
-знание духовно- нравственных основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций.
Компетенция личностного самосовершенствования
-соблюдение правил личной гигиены, безопасности жизнедеятельности;
-умение составлять план работы и работать по нему, делать выводы, проверять и оценивать результаты.
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класс
К концу обучения учащиеся научатся:
перечислять острова, кратко характеризовать;
характеризовать на уровне общих представлений водный баланс озера, химические свойства байкальской воды
приводить примеры, кратко характеризовать историю открытия озера Байкал, современные исследователи и защитники Байкала
перечислять современные методы изучения озера Байкал
приводить примеры; разнообразия растительного и животного мира в Байкале и на его побережье;
объяснять особенности экологических отношений ;
используя научную литературу, подтверждать примерами как и когда человек появился на Байкале
подтверждать примерами изменения на побережье Байкала и в озере Байкал, вызванные деятельностью человека
перечислить и кратко охарактеризовать виды загрязнений, источники загрязнений;
знать законы об охране природы и озера Байкал (на уровне общих представлений);
Получат возможность научиться
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, особенности географического положения озера Байкал;
выполнять несложные наблюдения и практические работы;
рассматривать мельчайшие объекты живой природы под микроскопом, давать характеристику своей исследовательской деятельности;
оценивать по определенным критериям степень воздействия человека на озеро Байкал и его побережье;
составлять небольшие рефераты на основе собственных наблюдений за природными процессами и явлениями, практической работы, материалов учебника и дополнительной литературы, порекомендованной педагогом и подобранной самостоятельно.
показывать на карте место расположения озера Байкал, называть его окружающую местность;
работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие рефераты по темам.
Условия реализации программы
Для реализации данной программы учтены достижения новейших информационных технологий - оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Байкальский сундучок» в частности. Возрастные психологические особенности младших школьников делают необходимым формирование моделирования как универсального учебного действия начальной школы, создаёт важнейший инструментарий для развития у детей познавательных универсальных действий. Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
изобразительные наглядные пособия ( учебно- методический комплект «Байкальский сундучок», рисунки, таблицы, карты, модели, фотоматериалы).
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций
(компьютер, медиапроектор), благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов используются презентации.
Содержание курса «Байкальский сундучок»
Тема 1: Байкал –чудо природы- 2 часа
Имя Байкал. Море или озеро. Горная система. Реки. Острова. Полуостров. Залив Провал.Погода. Ветра
Практическая работа «На что похоже озеро Байкал?»
Тема 2: Над водой и под водой (животный мир)- 2 часа
Птицы: чайки. утки, баклан. Птицы побережья. Рыбы Байкала. Эндемики. Байкальская нерпа.
Тема 3: Над водой и под водой (растительный мир)- 2 ч
Кедр . Цветы. Тайга. Правила таежного похода. Красная Книга.
Тема 4: Чудеса Байкальской воды-2 ч
Свойства воды. Цвет байкальской воды. Байкальские волны и льды. Живые фильтры. Байкальская эпишура.
Тема 5: По заповедным тропам Байкала – 2 ч
Особые охраняемые территории: заповедники, национальные парки, заказники. Памятники природы. Хозяйственная деятельность человека. Пожары и проблема мусора. Загрязнение воды и воздуха.
Проект «Одетые с иголочки»
Викторина «Экоэрудит Байкала»
Тема 6: Байкал в литературе – 2 ч
Байкальские легенды. Байкальские сказки. Бурятские народные сказки.
КВН «Сказки Байкала»
Календарно- тематическое планирование
№ | тема | дата |
1 | Байкал –чудо природы | 31 мая |
2. | Байкал –чудо природы | 1 июня |
3. | Байкал –чудо природы | 2 июня |
4. | Над водой и под водой (животный мир) | 3 июня |
5. | Над водой и под водой (животный мир) | 4 июня |
6. | Над водой и под водой (животный мир) | 7 июня |
7. | Над водой и под водой (растительный мир) | 8 июня |
8. | Над водой и под водой (растительный мир) | 9 июня |
9. | Над водой и под водой (растительный мир) | 10 июня |
10. | Чудеса Байкальской воды | 11 июня |
11. | Чудеса Байкальской воды | 14 июня |
12. | Чудеса Байкальской воды | 15 июня |
13. | По заповедным тропам Байкала | 16 июня |
14. | По заповедным тропам Байкала | 17 июня |
15. | По заповедным тропам Байкала | 18 июня |
16. | Байкал в литературе | 21 июня |
17. | Байкал в литературе | 22 июня |
18. | Байкал в литературе | 23 июня |
Литература
«Байкальский сундучок» учебно-методический комплект для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Издательство Бурятского госуниверситета.
Богданец Т. Экологические знания — первое представление о мире // Дошкольное воспитание. – 2003 г.
Бойко Л. А. Воспитание экологической культуры детей // Начальная школа. – 2005. — N 6.
Плешаков А. А. Воспитание учащихся средствами учебного предмета «окружающий мир» // Начальная школа. – 2007. — N 9.
Ребро И. В. Формирование экологического мировоззрения как средство реализации проектной деятельности // Образование в современной школе. — 2009. — N 11
Николаева С. Формирование начал экологической культуры : младший школ. возраст // Дошкольное воспитание. – 1999. — N 10.
Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г. В. Буковская. — М. : ВЛАДОС , 2004 г.
Павленко Е. С. Экологическое образование и воспитание младших школьников // Начальная школа. – 1998. — N 5.
Бобылева Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников : кружковая работа // Начальная школа. – 2003. — N 5.
1