СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка 10-11 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка 10-11 класс»

Администрация города Дзержинска Нижегородской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 70»

(МБОУ СШ №70)

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на ШМО классных руководителей заместитель директора по ВР приказом директора

руководитель_______ __________ Белова Е.В. МБОУ СШ №70

Протокол №1 от 28.08.2019г. 28.08.2020г. 02.09.2020г.

_______Л.П.Суроегина



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ



« Готовимся к ЕГЭ по химии»







Возраст учащихся – 16 -18лет

Срок реализации – 1 год





Составитель: Вдовина В.В., учитель химии

г. Дзержинск

2020/2021 учебный год



1.Пояснительная записка

Выпускники школы чувствуют потребность в более глубоких практических естественнонаучных знаниях, испытывают тягу к познанию окружающего мира. Именно это и дают им практические (опытные) занятия. Подростковый возраст – время, когда ребенку интересно как устроены окружающие его вещи, из чего они состоят, что влияет на характеристики предметов, как они изменяются. Этому способствуют занятия в кружке «Готовимся к ЕГЭ по химии».

Программа является адаптированной, составленной на основе программы О.С. Габриелян, С.А. Сладков. Обновлена с учетом современных требований к заданиям ЕГЭ по химии.

Программа предусматривает достижение 2 уровней результатов:

Второй уровень результатов  предполагает позитивное отношение занимающихся к посещению занятий, в приобретении новых знаний и умений, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании обучающимися метода групповых занятий, самостоятельном выборе методов и форм в решении поставленной задачи, приобретении опыта самостоятельного поиска и умения применять полученный опыт во время учебных действий.

Планируемые результаты обучения определяются по каждому уровню на основе конкретизации умений, необходимых для осуществления учебных действий в соответствии с поставленными задачами урока. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно во время занятий: в процессе проведения занятий, выполнения заданий в группах и индивидуально.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному познанию, достижению намеченных целей, сохранению здоровья.

Программа предполагает работу с детьми по двум направлениям:

-развитие грамотного естественнонаучного восприятия окружающего мира, предметов;

-вовлечение ребенка в активную научную деятельность посредством освоения комплекса лабораторных навыков.

Цель программы: создание условий для общекультурного развития личности подростков, его интеллектуального потенциала.

Реализацию поставленных целей обеспечивает решение следующих задач:

-развитие интеллектуальных способностей;

-обогащение научного кругозора;

-освоение лабораторных приемов и методов;

-воспитание научно грамотной личности;

-осознание детьми своего труда как полезного не только для себя, но и для общества.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Направленность программы – естественнонаучная.

Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий.

Форма занятий – лабораторный практикум, теоретический практикум.

Режим занятий - один час в неделю (34 часа в год). В каникулы занятия проводятся, что ведет к увеличению количества часов в год (учитывается в календарно-тематическом плане).

Реализация задач осуществляется через различные виды практической деятельности, главными из которых является лабораторный опыт, проект, исследование.

Программа предусматривает межпредметные связи с физикой, математикой, биологией, экологией.

Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение отдельных законов, формул.

Практическая часть обучает практическим приемам выполнения опытов, решения задач, проведения исследований.

2. Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1

Теоретические основы химии

13

6

7

2

Неорганическая химия

7

3

4

3

Органическая химия

8

4

4

4

Методы познания в химии. Химия и жизнь.

6

2

4


Итого:

34

15

19

Формы занятий:

1.Коллективная

2. Групповая

3.Индивидуальная

Приемы и методы организации занятий:

  1. Беседа

  2. Эксперимент

  3. Занятие - семинар



3.Содержание курса внеурочной деятельности

Теоретические основы химии

Строение атома. Изотопы.

Современные представления о строении атома. Движение электрона в атоме. Атомная орбиталь. Квантовые числа: главное, орбитальное, магнитное, спиновое. Принципы распределения электронов по энергетическим уровням и подуровням: принцип Паули, принцип минимальной энергии. Понятие «изотопы». Радиоактивность. Понятие о превращении химических элементов. Работа с тренировочными тестами по теме.

Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, pи d-элементы. Элек­тронная конфигурация атома. Основное и возбужденное  состояние атомов.

Последовательность заполнения электронных оболочек в атомах. Правило В. М. Клечковского. Распределение электронов по орбиталям. Правила Хунда. Электронные и графические формулы атомов элементов. Энергетическая диаграмма атома. Работа с тренировочными тестами по теме.

 Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам.

 Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп в связи с их положением в периодической системе   химических   элементов   Д.И.   Менделеева   и  особенностями строения их атомов.

 Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа по их положению в периодической системе   химических   элементов   Д.И. Менделеева   и особенностям строения их атомов.

Семейства элементов (на примерах щелочных металлов, галогенов, инертных газов). Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Элементы, соединения которых проявляют амфотерные свойства. Относительная электроотрицательность элементов. Общая характеристика элемента на основе его положения в периодической системе Д. И. Менделеева.

 Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп в связи с их положением в периодической системе   химических   элементов   Д.И. Менделеева   и особенностями строения их атомов.

Семейства элементов (на примерах щелочных металлов, галогенов, инертных газов). Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Элементы, соединения которых проявляют амфотерные свойства. Относительная электроотрицательность элементов. Общая характеристика элемента на основе его положения в периодической системе Д. И. Менделеева.

Работа с тренировочными тестами по теме.

 Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов.

Относительная электроотрицательность элементов. Степень окисления.

Тепловой эффект химической реакции. Термохимиче­ские уравнения.

Энергетика химических превращений. Энтальпия. Тепловой эффект химических реакций. Эндотермические и экзотермические химические реакции. Термохимические уравнения. Закон Гесса. Энтропия. Энергия Гиббса. Возможность протекания химических реакций. Практические занятия. Решение расчётных задач по термохимическим уравнениям.

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов.

Скорость химических реакций. Зависимость скорости от условий протекания реакции. Закон действующих масс. Константа скорости химической реакции. Правило Вант-Гоффа. Катализ. Энергия активации. Гомогенный и гетерогенный катализ, их механизмы. Значение катализа в природе и технике.

Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов.

Необратимые и обратимые реакции. Химическое равновесие и условия его смещения. Принцип ЛеШателье. Работа с тренировочными тестами по теме.

Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация в растворах и расплавах. Роль воды в процессе электролитической диссоциации. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Химические свойства кислот, солей и оснований в свете теории электролитической диссоциации. Растворы. Энергетические изменения при растворении веществ. Концентрация растворов.

Реакции ионного обмена.

Практическое занятие. Составление молекулярных и ионных уравнений. Работа с тренировочными тестами по теме.

Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная.

Гидролиз солей.

Практическое занятие. Составление уравнений реакций гидролиза солей. Определение среды раствора. Работа с тренировочными тестами по теме.

Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее.

Процессы окисления и восстановления. Составление уравнений ОВР: метод электронного баланса и метод полуреакций (ионно-электронный метод). Классификация ОВР: межмолекулярные, внутримолекулярные, диспропорционирования (самоокисления, самовосстановления). Восстановители и окислители. Влияние на характер ОВР концентрации веществ, среды раствора, силы окислителя и восстановителя, температуры. Практическое занятие. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса и методом полуреакций.

Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот).

Понятие об электродных потенциалах. Электрохимический ряд напряжений металлов. Электролиз водных растворов кислот, щелочей и солей, расплавов солей и щелочей.

 Неорганическая химия

Классификация неорганических веществ, их генетическая связь. Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения простых веществ - металлов и неметаллов, сложных веществ - оксидов, кислот, солей и оснований. Комплексные соединения. Работа с тренировочными тестами по теме.

Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международ­ная).

Характерные химические свойства простых веществ-металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов - меди, цинка, хрома, железа.

Характерные химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.

Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.

Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов.

Характерные химические свойства кислот.

Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соедине­ний алюминия и цинка).

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

 Органическая химия

Классификация органических веществ, их генетическая связь. Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения органических веществ. Именные реакции. Работа с тренировочными тестами по теме.

Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах.

Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомныхорбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа.

Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная).

Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола).

Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов; фенола.

Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров.

Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот.

Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды).

Взаимосвязь органических соединений.

 Методы познания в химии. Химия и жизнь.

Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.

Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ.

Чистые вещества  и  смеси, неоднородные и однородные смеси, признаки, по которым можно отличить чистое вещество от смеси, способы разделения смесей.

Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы.

Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.

Идентификация органических соединений.

Основные способы получения (в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам неорганических соединений.

Основные способы получения углеводородов (в лаборатории).

Основные способы получения кислородсодержащих соединений (в лаборатории).

Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Природные источники углеводородов, их переработка.

Природные источники углеводородов, состав, свойства и методы переработки нефти; охрана окружающей среды от загрязнения нефтью и нефтепродуктами.

Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации   и   поликонденсации.   Полимеры.   Пластмассы, волокна, каучуки.

Ожидаемые результаты:

1.Знать:

-основные законы;

-математические алгоритмы решения задач.

2.Уметь:

-правильно проводить химический эксперимент;

-самостоятельно выполнять составление уравнений;

-делать математические расчеты при проведении опытов и решении задач ;

-анализировать изучаемые свойства веществ;

-систематизировать полученные результаты в ходе выполнения экспериментов.

Формы подведения итогов реализации программы: Проект, исследовательская работа



Календарно-тематическое планирование

 № п/п

Название темы

Дата проведения

Примечание


Теоретические основы химии (13 ч)

1.   

Введение. Знакомство с целями и задачами курса.



2.   

Элек­тронная конфигурация атома. Основное и возбужденное  состояние атомов.



3.   

Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа по их положению в периодической системе   химических   элементов   Д.И. Менделеева   и особенностям строения их атомов.



4.   

Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп в связи с их положением в периодической системе   химических   элементов   Д.И. Менделеева   и особенностями строения их атомов.



5.  

Степень окисления и валентность химических элементов.



6. 

Тепловой эффект химической реакции. Термохимиче­ские уравнения.



7. 

Скорость реакции, ее зависимость от различных факто­ров.



8.

Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов.



9.

Реакции ионного обмена.



10.

Гидролиз солей.



11.

Окислительно-восстановительные реакции.



12.

Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот).



13.

Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии.



Неорганическая химия (7 часов)

14.

Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международ­ная).



15.

Характерные химические свойства простых веществ-металлов.



16.

Характерные химические свойства простых веществ-неметаллов.



17.

Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.



18.

Характерные химические свойства оснований и амфо­терных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот.



19.

Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соедине­ний алюминия и цинка).



20.

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.





Органическая химия (8 часов)

21

Теория строения органических соединений: гомология и изомерия. Взаимное влияние атомов в молекулах.



22

Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомныхорбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа.



23

Характерные химические свойства углеводородов.



24

Характерные химические свойства предельных одно­атомных и многоатомных спиртов; фенола.



25

Характерные химические свойства альдегидов, пре­дельных карбоновых кислот, сложных эфиров.



26

Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот.



27

Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды).



28

Взаимосвязь органических соединений.



Методы познания в химии. Химия и жизнь. (6 час)

29

Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.



30

Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ.



31

Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.



32

Идентификация органических соединений.



33

Общие научные принципы химического производства. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.



34

Высокомолекулярные соединения. Реакции полимери­зации   и   поликонденсации.   Полимеры.   Пластмассы, волокна, каучуки.









4.Методическое обеспечение программы



Разделы

программы

Форма заня­тий

Приемы и методы организа­ции

Дидактический

материал

Техническое оснащение

Формы

подведения итогов

Теоретическая

подготовка

Учебное заня­тие, практи­ческое заня­тие

Беседа, рассказ учителя, практическая работа, научная работа

Иллюстратив­ный материал, лекционный ма­териал, дидакти­ческие пособия, видео материал




Реактивы, химическое оборудование и посуда компьютер, проектор

Участие в проведении предметной недели

Теоретико-аналитическая работа


Учебное заня­тие, практи­ческое заня­тие

Беседа, рассказ учителя, практическая работа, научная работа

Иллюстратив­ный материал, лекционный ма­териал, дидакти­ческие пособия, видео материал

Реактивы, химическое оборудование и посуда компьютер, проектор

Готовый проект

Экспериментальная работа

Практи­ческое заня­тие

Беседа, рассказ учителя, лабораторная работа, творческая работа

Иллюстратив­ный материал, лекционный ма­териал, дидакти­ческие пособия, видео материал

Реактивы, химическое оборудование и посуда компьютер, проектор

участие в научно практических конференциях

















5.Список литературы.



  1. Химия. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, С.А. Сладкова. 10-11 классы: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ О.С. Габриелян, С.А. Сладков.- М.: Просвещение,2019.-64с.

  2. Хомченко Г. П. Пособие по химии для поступающих в вузы.-4 изд., испр. И доп. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков,2011.-480с.

  3. Хомченко Г. П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – 4-е изд., испр. И доп. – М. : РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков,2012.-278с.

  4. Хомченко И.Г. Решение задач по химии для поступающих в вузы. – 4-е изд., испр. И доп. – М. : РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков,2008.-256с.

  5. Пашкова Л.И. ЕГЭ 2019, Химия: тренировочные варианты.- М. Эскимо,2018.-368с.

  6. Троегубова Н.П. Поурочные разработки по химии: 11 класс.- М. : ВАКО,2013.-432с.

  7. Химия. 8-11 классы: рабочие программы по учебникам О.С. Габриеляна/ авт.-сост. Г.И. Маслакова, Н.В. Сафронов. – Волгоград: Учитель,2017.-203с.

  8. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Химия/ авт.-сост. А.С. Корощенко, М.Г. Снастина.* М.: АСТ: Астрель,2010.-137с.

  9. ЕГЭ. Химия. Тренировочные задания. Уровень А,В,С/ Р.А.Лидин.- М.: Издательство «Экзамен»,2009.-141с.

  10. ЕГЭ. Химия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под ред. А.А. Кавериной. –М.: Издательство «Национальное образование»,2016.-336с.











11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!