СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка по химии для дополнительного образования

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка»

Администрация города Дзержинска Нижегородской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 70»

(МБОУ СШ №70)

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на ШМО классных руководителей заместитель директора по ВР приказом директора

руководитель_______ __________ Белова Е.В. МБОУ СШ №70

Протокол №1 от 28.08.2019г. 28.08.2020г. 02.09.2020г.

_______Л.П.Суроегина



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ



« Занимательная химия»







Возраст учащихся – 14 -16лет

Срок реализации – 1 год





Составитель: Вдовина В.В., учитель химии

г. Дзержинск

2020/2021 учебный год



1.Пояснительная записка

Одним из направлений модернизации современного образования является переход к профильному обучению в старшей школе. Необходимым условием для этого является дополнительная работа, в проведении кружковой деятельности. Работу по мозданию условий для самоопределения подростка в отношении собственной образовательной перстпективы следует вести не только в 9 классе. У школьников в 8-х классов появляются потребности в новых видах самостоятельной познавательной деятельности.

Программа ориентирована на развитие любознательности, расширение кругозора, формирование положительной мотивации к изучению химии. Курс имеет экспериментальную направленность

Планируемые результаты обучения определяются по каждому уровню на основе конкретизации умений, необходимых для осуществления учебных действий в соответствии с поставленными задачами урока. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно во время занятий: в процессе проведения занятий, выполнения заданий в группах и индивидуально.

Цель программы: формирование положительной мотивации к изучению предмета посредством пра5ктической деятельности

Реализацию поставленных целей обеспечивает решение следующих задач:

- формирование и развитие практических умений учащихся: наблюдательности, внимательности, ситуативной сообразительности, развитие координации движений

- развитие умений работать в микрогруппах

- раскрытие «химической стороны» окружающего мира.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Направленность программы – естественнонаучная.

Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий.

Форма занятий – лабораторный практикум, теоретический практикум.

Режим занятий - один час в неделю (34 часа в год). В каникулы занятия проводятся, что ведет к увеличению количества часов в год (учитывается в календарно-тематическом плане).

Реализация задач осуществляется через различные виды практической деятельности, главными из которых является лабораторный опыт, проект, исследование.

Программа предусматривает межпредметные связи с физикой, математикой, биологией, экологией.

Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение отдельных законов, формул.

Практическая часть обучает практическим приемам выполнения опытов, решения задач, проведения исследований.



2. Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение

6

2

4

2

Элементы аналитической химии

8

1

7

3

Элементы химического синтеза

18

4

14

4

Методы познания в химии.

2

2



Итого:

34

15

19

Формы занятий:

1.Коллективная

2. Групповая

3.Индивидуальная

Приемы и методы организации занятий:

  1. Беседа

  2. Эксперимент

  3. Занятие - семинар



3.Содержание курса внеурочной деятельности

Введение.

Цели и задачи кружка. Химия и ее значение. Место химии среди других наук.

Школьный химический кабинет. Правила техники безопасности при работе в кабинете. Знакомство с лабораторным оборудованием. « Вторые руки химика»(назначение и история возникновения химической посуды). Экскурс в историю развития химии. Первые наблюдения древних людей в процессе деятельности. Химия в Древнем Египте и странах Востока. Средневековый период алхимии. Поиски «философского камня» и « эликсира жизни». История развития атомно-молекулярного учения. Важнейшие химические открытия.

Элементы аналитической химии

Картофельные чипсы. Из чего состоят? Калорийность продуктов питания. Качественная реакция на крахмал.

Минеральные и газированные воды. Основные составляющие. Жажда. Что лучше всего утоляет жажду?

Аскорбиновая кислота. Способы обнаружения кислоты. Титрование. Оценка погрешности измерения.

Практическая работа. Анализ чипсов( наличие масла, кражмала, хлорида натрия, калорийность, сравнение экспериментальных данных с производственными). Анализ прохладительных напитков( определение углекислого газа, наличие кислот, красителя). Анализ содержания витамина С в различных продуктах ( количественное определение сетодом иодометрии)

Элементы химического синтеза

Краски. Из чего он состоят. Краски разных времен. Использование красок в различных видах живописи. Основные компоненты школьного мела. Цветные мелки. Восхитительный мир кристаллов. Изучение методов их выращивания: из насыщенного раствора, методом диффузии нерастворимых веществ в воде. Кристаллы в природе.

О эти восхитительные ароматы! Что обуславливает запах растений?

Практическая работа. Получение пигментов и изготовление акварельных( масляных) красок. Изготовление школьных мелков( анализ, получение и усовершенствование). Покрытие кусочков мела полимерной пленкой. Выращивание кристаллов различными способами Извлечение душистых веществ из растений( методы: экстракция, перегонки).

 Методы познания в химии. Химия и жизнь.

Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.

Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ.

Чистые вещества  и  смеси, неоднородные и однородные смеси, признаки, по которым можно отличить чистое вещество от смеси, способы разделения смесей.

Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы.

Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.

Ожидаемые результаты:

1.Знать:

- понятия качественной реакции,

-калорийности,

-титрование как способ анализа веществ,

-экстракция как способ выделения веществ,

-различные способы выращивания кристаллов.

2.Уметь:

-правильно проводить химический эксперимент;

-самостоятельно выполнять составление уравнений;

-делать математические расчеты при проведении опытов и решении задач;

-анализировать изучаемые свойства веществ;

-систематизировать полученные результаты в ходе выполнения экспериментов.

Формы подведения итогов реализации программы: Исследовательская работа



Календарно-тематическое планирование

 № п/п

Название темы

Дата проведения

Примечание


Введение (6 ч)

1.   

Введение. Знакомство с целями и задачами курса.



2.   

Химия и ее значение. Место химии среди других наук.



3.   

Школьный химический кабинет. Правила техники безопасности при работе в кабинете.



4.   

Знакомство с лабораторным оборудованием. « Вторые руки химика»(назначение и история возникновения химической посуды).



5.  

История химии.



6. 

Важнейшие химические открытия



Элементы аналитической химии (8 часов)

7.

Картофельные чипсы. Из чего состоят? Калорийность продуктов питания.



8.

Качественная реакция на крахмал.



9.

Минеральные и газированные воды. Основные составляющие.



10.

Анализ прохладительных напитков( определение углекислого газа, наличие кислот, красителя).



11.

Аскорбиновая кислота. Способы обнаружения кислоты.



12.

Титрование. Оценка погрешности измерения.



13.

Титрование. Оценка погрешности измерения.



14.

Решение задач.



Элементы химического синтеза (18 часов)

15.

Краски. Из чего он состоят. Краски разных времен.



16.

Получение пигментов и изготовление акварельных( масляных) красок..



17.

Получение пигментов и изготовление акварельных( масляных) красок.



18.

Получение пигментов и изготовление акварельных( масляных) красок.



19.

Основные компоненты школьного мела



20.

Изготовление школьных мелков( анализ, получение и усовершенствование).



21.

Покрытие кусочков мела полимерной пленкой



22.

Выращивание кристаллов различными способами



23.

Выращивание кристаллов различными способами



24.

Выращивание кристаллов различными способами



25.

Кристаллы в природе.



26.

Извлечение душистых веществ из растений( методы: экстракция, перегонки).



27.

Извлечение душистых веществ из растений( методы: экстракция, перегонки).



28.

Извлечение душистых веществ из растений( методы: экстракция, перегонки).



29.

Качественные реакции.



30.

Качественные реакции.



31.

Решение задач.



32.

Решение задач.



Методы познания в химии. Химия и жизнь. (2 час)

33

Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ.



34

Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.





4.Методическое обеспечение программы



Разделы

программы

Форма заня­тий

Приемы и методы организа­ции

Дидактический

материал

Техническое оснащение

Формы

подведения итогов

Теоретическая

подготовка

Учебное заня­тие, практи­ческое заня­тие

Беседа, рассказ учителя, практическая работа, научная работа

Иллюстратив­ный материал, лекционный ма­териал, дидакти­ческие пособия, видео материал




Реактивы, химическое оборудование и посуда компьютер, проектор

Участие в проведении предметной недели

Теоретико-аналитическая работа


Учебное заня­тие, практи­ческое заня­тие

Беседа, рассказ учителя, практическая работа, научная работа

Иллюстратив­ный материал, лекционный ма­териал, дидакти­ческие пособия, видео материал

Реактивы, химическое оборудование и посуда компьютер, проектор

Готовый проект

Экспериментальная работа

Практи­ческое заня­тие

Беседа, рассказ учителя, лабораторная работа, творческая работа

Иллюстратив­ный материал, лекционный ма­териал, дидакти­ческие пособия, видео материал

Реактивы, химическое оборудование и посуда компьютер, проектор

участие в научно практических конференциях

















5.Список литературы.

  1. Большая детская энциклопедия: Химия.- М. Русское энциклопедическое товарищество,2000.

  2. Р.Г. Иванова, М.В. Зуева, В.Н Лаврова, Е.П. Рощина. Программа элективного курса «Химия для любознательных».

  3. Хомченко Г. П. Пособие по химии для поступающих в вузы.-4 изд., испр. И доп. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков,2011.-480с.

  4. Хомченко И.Г. Решение задач по химии для поступающих в вузы. – 4-е изд., испр. И доп. – М. : РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков,2008.-256с.













7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!