СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста «Посмотри в глаза страху»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

представлено тематическое планирование программы коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста «Посмотри в глаза страху».

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста «Посмотри в глаза страху»»

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что детство ребенка является базовой основой развития его личности и от основ, зависит дальнейшая судьба человека. Задача субъектов образовательного процесса вовремя заметить тревожные отклонения в психическом развитии ребенка. Биологически осмысленный (адекватный) страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции. Однако следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия. Проблема появления страхов у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной, так как в ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью. Смысл психологической арт–терапевтической работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, что они получают возможность выразить себя, сделать то, что в обычной жизни им строго запрещено. В результате удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая большей частью тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее. Авторские методы коррекции страхов дошкольников

Метод коррекции в психолого-педагогической практике представляет собой совокупность средств и приемов, направленных на коррекцию нарушений развития ребенка. Авторский метод коррекции, как правило, предполагает использование в работе особенных и разработанных автором средств и приемов коррекции как самостоятельно, так и на базе существующих психологических концепций и методов.

Современная психология и педагогика предоставляют достаточно широкий спектр для выбора авторской методики коррекции страхов дошкольников. В разрезе нашего исследования мы рассматривали методы арт-терапии. Если изучать терапевтическое творчество с позиции систематизации его методов, то сами методы арт-терапии являются частью сферы психотерапии искусством.

Их можно представить в виде нескольких кластеров, таких как:

а) методы психотерапии (в методическом и процессуальном разрезе работы психолога-психотерапевта);

б) способы самовыражения и самопознания (несут терапевтический эффект независимо от цели клиента, например, спонтанное творчество) [25].

Особый интерес для нашей работы представляют методы системно-аналитической арт-терапии, разработанные А.В. Старовойтовым. Рассмотрим особенности психотерапевтического подхода А.В. Старовойтова.

Арт-терапия как особый вид психотерапии использует в качестве работы, т. е. средства воздействия на психику искусство. Цель такой работы, по мнению А.В. Старовойтова, в трансформации тех внутренних компонентов психики, которые проявляются в неадекватных стилях поведения, деструктивных эмоциях, конфликтных отношениях и ограничивающих смыслах [35].

Подход А.В. Старовойтова охватывает достаточно широкий спектр направлений психотерапии, в том числе психотерапию тревожности и страхов. В своих работах А.В. Старовойтов дает данному методу следующее название: «Интермодальная психотерапия тревожно-фобических состояний». Рассмотрим особенности и основные позиции данного метода, а также проанализируем его возможности для использования в коррекции страхов детей дошкольного возраста.

В интермодальной психотерапии тревожно-фобических страхов страх рассматривается с позиции экзистенционализма, психоанализа и системного подхода.

А.В. Старовойтов указывает на схожесть состояний страха, тревоги и фобии. По его мнению, все три состояния относятся к одному функциональному спектру, однако параметры этих состояний все же отличаются.

К числу таких параметров относят:

1) направленность;

2) интенсивность;

3) ориентированность на временной шкале;

4) продолжительность [36].

Страх при этом понимается как особая интенсивность аффекта, привязанная к определенному объекту (ситуации, человеку, условиям, месту, предмету, живому существу) и при этом формирующая чувство дискомфорта.

Если тревога может быть ненаправленной, то страх сконцентрирован на конкретном объекте, а, следовательно, дает большее чувство внутреннего дискомфорта. Именно поэтому он обладает более выраженной побудительной силой к действию [35, c. 148].

Важно отметить и возможность существования подавленного страха, такой страх, если рассматривать его в контексте приспособления организма носит ориентирующую функцию, то есть человек посредством такого страха ориентируется в возможных опасностях, здесь особенно актуален не только личностный опыт столкновения с опасностью, но и исторический и культурный опыт, а также страхи, сохранившиеся в генетической памяти всей человеческой популяции. Таким образом, в основе переживания человеком состояния страха лежит личное, интуитивное или телесное знание объекта, представляющего угрозу для психической или соматической целостности субъекта.

Актуализация страха происходит либо при непосредственной встрече с объектом, либо при сближении с ним. Пугающий «объект» может быть внутренним или внешним, но всегда «зримым», т. е. воспринимаемым.

Если рассматривать страх в динамике, то в ситуации реакции субъекта на травму (пугающий объект ли предмет) возникает поток процессов возбуждения, как внутренних (чувство страха, опасности) так и внешних (физиологические реакции), с которыми человек не может справиться.

Страх может трансформироваться в фобию, путем расширения ореола страха на «Я» человека. Фобия рассматривается и как переноса страха и ситуации опасности на будущую жизнь, и как форма безусловной привязанности к объекту страха в сочетании с аффектом. Таким образом, основным отличием фобии от страха является ее прогностический характер. Происхождение фобии – ее причина при этом может быть скрыта очень глубоко в подсознании человека, и по мнению З. Фрейда выступать своего рода способом защиты психики [38, c. 354]. Для терапевта в работе с фобиями и страхами наибольшую сложность представляет выявление этой причины – психологу необходимо понять, как причина связана с символом (объектом) страха.

Рассмотрим понимание возрастной динамики страха и особенностей проявления детских фобических состояний в интермодальном методе психотерапии А. В. Старовойтова.

По мнению А.В. Старовойтова, возрастная динамика страха связана с процессами развития привязанности и сепарации. Им же достаточно подробно рассматривается одиночество как причина страха в любом возрасте, однако наиболее актуальная в детстве и старости. Такой страх связан как с биологической памятью, так и экзистенциальностью нашего мировосприятия [35].

Не менее значимой причиной страха должна считаться и культурная детерминанта, связанная с типичными для детей дошкольного возраста способами обучения – научение и копирование. Здесь имеется в виду перенесение ребенком в собственную жизнь страхов и тревог родителей через подражание их поведению. Появление детских страхов А.В. Старовойтов связывает и с повторяющимися ситуациями стыда и вины, в которых оказывается ребенок. За детьми наблюдаются и биологические или исторически приобретенные в культуре страхи, такие как страх темноты.

Боязнь темноты вообще рассматривается как одна из первых травмирующих и тревожных ситуаций в жизни человека, наиболее ярко этот страх проявляется в детстве и осложняется познанием ребенком мира через воображение. Данный страх в целом считается для дошкольного возраста характерным, большинство детей «перестают» этот страх к началу школьной жизни, однако бывает так, что страх темноты трансформируется в фобию, усугубляется травмирующим опытом и приобретает клиническую форму.

В работах А.В. Старовойтова приводится и анализ детских страхов. Рассмотрим некоторые из приведенных им данных.

Так, А. В. Старовойтовым отмечается высокий уровень развития страхов у детей – до 90 % из них испытывают различные навязчивые страхи. В дошкольном детстве А.В. Старовойтовом выделяются следующие группы страхов:

  1. страх перед незнакомцами и необходимостью расставания с мамой;

  2. страх темноты;

  3. страх замкнутых пространств;

  4. страх перед монстрами и злодеями из сказок.

Как описывалось выше на примере страха темноты, большая часть страхов дошкольного детства исчезают самостоятельно, однако, бывают случаи, когда такие страхи мешают деятельности и развитию ребенка. В таком случае, несомненно, требуется помощь специалистов в преодолении проблемы детских страхов.

Для анализа возможностей интермодальной психотерапии тревожно-фобических состояний в коррекции страха детей дошкольного возраста необходимо рассмотреть основные приемы и способы данного метода.

А.В. Старовойтов для психотерапевтической работы со страхами предлагает использовать различные средства и приемы арт-терапии, такие как «мандала страха», «каракули», «дверь, за которой живет страх», «групповая скульптура страха», «описание страхов», «белые пятна души», «фиксация страха», «трансформация аффекта» и другие. Средства и приемы, предлагаемые А. В. Старовойтовым для терапии страхов представлены и в форме свободных рисунков различными графическими средствами выразительности, и в виде таблиц и схем, которые клиент может заполнить самостоятельно, а также в виде лабиринтов и мандал, которые клиент может создать самостоятельно или заполнять, а после анализировать.
А.В. Старовойтов предлагает к использованию и работу с пластилином.

Не все перечисленные нами средства и приемы возможно использовать с детьми дошкольного возраста, так, задания, представленные в табличной форме, работа с лабиринтами предполагают глубокую рефлексию: анализ страха, своей личности, жизненного пути, отношения к миру. Однако в дошкольном возрасте возможность к рефлексии либо не развита, либо развита очень слабо. Необходимость глубокого анализа страхов путем их обсуждения является главным недостатком некоторых из представленных методик, таких как «мандала страха», «описание страхов», «белые пятна души», «фиксация страха», «трансформация аффекта».

Проанализировав данные методики, мы пришли к выводу, что большую часть из них можно использовать с детьми дошкольного возраста в модифицированном виде или частично в виде отдельных элементов.

Так, методика «Фиксация страха» в варианте, предложенном А.В. Старовойтовым, представляет собой схему из двух окружностей: во внешней клиент изображает чувства, вызываемые страхом; во внутренней – образ того, что в человеке остается неизменным, несмотря на страх.

Во второй половине схемы в небольшой таблице клиент фиксирует свои ассоциации по трем параметрам: а) мысли, потребности, желания, которые ассоциируются с чувством страха; б) ощущения (которые возникают в теле), действия (к которым подталкивает страх); в) чувства и эмоции, которые ассоциируются с тревожной реакцией и сопровождаю ее.

Во-первых, представленные формулировки достаточно сложны для детей дошкольного возраста. Во-вторых, так как эмоциональная сфера ребенка еще развивается, идентификация чувств – сложная для малыша задача.

Данную методику можно использовать в упрощенном варианте для детей старшего дошкольного возраста. Должны использоваться более простые формулировки, такие как «нарисуй внутри первой окружности (и показать ее на схеме) свой страх», «расскажи мне, о чем ты думаешь, когда тебе страшно», «расскажи мне, что чувствуют твои руки (ноги, голова, тело), когда тебе страшно», «как ты себя чувствуешь, когда тебе страшно». Сами ответы на вопросы записываются психологом в отдельный бланк. Вторая часть методики – изображение во внутренней окружности неизменных черт может быть сформулировано для ребенка так – «нарисуй здесь себя, когда ты борешься со страхом». Бланки для заполнения представлены в Приложении А.

Рассмотрим еще две методики, предложенные А. В. Старовойтовым для психотерапии страхов: «дверь, за которой живет страх» и «групповая скульптура страха».

Методика «дверь, за которой живет страх» представляет собой прием как для диагностики страха, так и его коррекции. В целом, данная методика подходит для детей дошкольного возраста, однако важно использовать простые и доступные ребенку формулировки.

Необходимо предложить воспитаннику взять больший лист белой бумаги и художественные средства (на выбор ребенка – краску, мелки, карандаши). После этого рассказываем, что есть дверь, за которой прячется страх, она закрыта. Далее ребенку предлагается изобразить такую дверь. Вокруг двери обязательно изображается фрагмент фасада (он будет служить отсылкой к образу дома или помещения, где живет страх).

После того, как образ двери создан, нужно спросить: «Насколько плотно дверь закрыта?», «Что в ней особенного?», «Из чего она сделана?», «Какой страх за дверью?», «Тяжело ли удержать эту дверь закрытой?»,

Наиболее эффективна эта методика будет при организации психодраматической постановки или создания сказки об этой двери, а также жизнью страха за ней.

Методика «групповая скульптура страха» может использоваться, как следует из названия, в групповой форме, однако индивидуальный способ ее использования также эффективен. Однако, в работе по данной методике с детьми следует: во-первых, создавать небольшие группы (до 5 человек); во-вторых, дети должны быть, как минимум, знакомы друг с другом, но лучше до проведения данной методики приобщить их к общей деятельности в группе.

Методика подходит для работы с детьми дошкольного возраста от 3–4 лет. Для работы по данной методике понадобится разнообразный хлам, а также различные «связующие» средства – скотч, степлер, клей, нитки; могут пригодиться бумага, краски и ножницы.

Группе или воспитаннику психолог дает инструкцию: «Сейчас вам нужно создать страх, не сговариваясь и не общаясь, уже в ходе работы вы можете обсуждать создаваемую фигуру». Каждый из участников привносит в общую композицию что-то свое, уникальное.

Далее ребенку или группе детей задаются вопросы по типу: «Что это за страх?», «Какой он?», «Есть ли в нем что-то хорошее, доброе, веселое? Давайте попробуем найти в нем такие качества», «Что хочется сделать, глядя на этот страх? Эффективным будет предложить группе составить и сыграть сказку об этом существе.

Таким образом, нами были рассмотрены методы системно-аналитической арт-терапии, разработанные А.В. Старовойтовым, а также возможности их использования для коррекции страхов дошкольников. Подход А.В. Старовойтова охватывает достаточно широкий спектр направлений психотерапии, в том числе психотерапию тревожности и страхов. В своих работах А.В. Старовойтов дает данному методу следующее название: «Интермодальная психотерапия тревожно-фобических состояний». В интермодальной психотерапии тревожно-фобических страхов страх рассматривается с позиции экзистенционализма, психоанализа и системного подхода. Для анализа возможностей интермодальной психотерапии тревожно-фобических состояний в коррекции страха детей дошкольного возраста мы рассмотрели основные приемы и способы данного метода. Средства и приемы, предлагаемые А.В. Старовойтовым для терапии страхов представлены и в форме свободных рисунков различными графическими средствами выразительности, и в виде таблиц и схем, которые клиент может заполнить самостоятельно, а также в виде лабиринтов и мандал, которые клиент может создать самостоятельно или заполнять, а после анализировать.

А.В. Старовойтов предлагает к использованию и работу с пластилином. Проанализировав предложенные А.В. Старовойтовым методики, мы пришли к выводу, что не все их них возможно использовать с детьми дошкольного возраста. Необходимость глубокого анализа страхов путем их обсуждения является главным недостатком некоторых из представленных методик, таких как «мандала страха», «описание страхов», «белые пятна души», «фиксация страха», «трансформация аффекта», однако, часть методик можно с успехом использовать в модифицированном виде или частично в виде отдельных элементов для коррекции страхов детей дошкольного возраста.

Цель программы: создание условий для преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

1) создать благоприятную эмоциональную атмосферу в группах;

2) снизать уровень тревожности;

3) развивать эмпатию, способности к идентификации эмоций и чувств;

4) формировать основы рефлексии;

5) корректировать индивидуальные и ведущие в детском дошкольном возрасте страхи;

6) формировать способы совладания со страхом;

7) формировать самостоятельность.

Ожидаемые результаты программы:

1) снижение уровня тревожности;

2) формирование способов совладания со страхом;

3) развитие эмпатии, рефлексии, самооценки;

4) десенсибилизация ведущих страхов старших дошкольников,

5) снижение выраженности страхов;

6) развитие самостоятельности.

Методологическую основу программы составили теоретические труды и практические разработки А. В. Старовойтова.

Принципы работы:

1) опора на связь динамики страха с процессами развития привязанности и сепарации;

2) опора на связь проявления страхов и тревожности с культурной детерминантой (связанна с типичными для детей дошкольного возраста способами обучения – научение и копирование);

3) деятельностный принцип – предполагает организацию активной деятельности ученика в ходе проведения предполагаемых мероприятий;

4) принцип учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей личности;

5) принцип интеграции методов психологического воздействия – утверждает необходимость использования многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии;

6) принцип целесообразности и адекватности действий – предполагает уместное и адекватное задачам использования различных методик, техник и оборудования;

7) принцип креативности. создание условий для раскрытия творческого потенциала ученика и его использования.

Этап психо-коррекционной работы состоял из серии занятий (или сессий), каждый из которых представлял собой занятие с использованием методов интермодальной психотерапии тревожно-фобических состояний.

Методы работы, используемые в русле коррекционно-развивающей работы направлены на установление контакта между участниками и психологом, снятие эмоционального напряжения, развитие рефлексии, овладение умениями и навыками психической саморегуляции; повышение самооценки.

Основные методы и техники работы: методы арт-терапии, в их числе пластилинография; изо-терапия; техника серийного рисования; музыкальная терапия.

Этапы коррекционной работы:

1. Подготовительный – направлен на диагностику страхов детей старшего дошкольного возраста (реализуется в нашем исследовании на этапе формирующего эксперимента).

2. Основной – направлен на достижение поставленных результатов работы психо-коррекционными и развивающими средствами.

3. Завершающий этап – направлен на подведение общих итогов деятельности, оценку результатов освоения программы, эффективности проделанной работы путем анализа результатов сравнительной диагностики (на контрольном этапе).

Количество занятий: 8 занятий.

Длительность занятия: 30 минут.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Структура занятия. Каждое занятие состоит из трех этапов:

1) ритуала приветствия и разминки – предполагает ситуацию организации деятельности, подготовки к ней, создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе;

2) основной части – включающей коррекционно-развивающие упражнения, направленными на проработку страхов, а также физкультминутку;

3) подведения итогов деятельности и ритуала прощания – предполагает рефлексию деятельности и создание ситуации успеха.

Постоянная структура занятий позволяет создать «традиционную» ситуацию готовности детей к деятельности.

Использование физкультминуток в ходе реализации основного этапа реализации программы коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста «Посмотри в глаза страху» стало необходимостью, так как многие из представленных упражнений обладают длительностью от 20 минут и требуют больших энергозатрат.

Непосредственно использованные в программе упражнения представляют собой модификации упражнений, предложенных А. В. Старовойтовым в своем курсе, часть из них мы рассмотрели в первой главе.

Таблица - Тематическое планирование основного этапа реализации программы коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста «Посмотри в глаза страху»

Тема

Цели

Занятие 1. Первичная диагностика

Изучить особенности страхов детей, уровень их тревожности

Занятие 2. «Что внутри и что снаружи»

Создать благоприятную эмоциональную атмосферу в группе;

снизать уровень тревожности

Занятие 3. «Посмотрим по-другому»

Развивать эмпатию, способности к идентификации эмоций и чувств;

формировать основы рефлексии;

снизать уровень тревожности;

корректировать индивидуальные и ведущие в детском дошкольном возрасте страхи

Занятие 4. «Замри мгновенье»

Формировать самостоятельность;

корректировать индивидуальные и ведущие в детском дошкольном возрасте страхи;

формировать способы совладания со страхом

Занятие 5. «Спрячь, найди, открой»

Корректировать индивидуальные и ведущие в детском дошкольном возрасте страхи;

формировать способы совладания со страхом

Занятие 6. «Мечты и сказки»

Развивать эмпатию, способности к идентификации эмоций и чувств;

формировать основы рефлексии;

формировать самостоятельность;

развивать мелкую моторику

Занятие 7. «В белом – все цвета»

Снизать уровень тревожности;

развивать эмпатию, способности к идентификации эмоций и чувств;

формировать основы рефлексии

Занятие 8. «Испугать/ рассмешить»

Корректировать индивидуальные и ведущие в детском дошкольном возрасте страхи;

формировать способы совладания со страхом



В ходе реализации программы нами были учтены индивидуальные и групповые результаты проведенной диагностики, индивидуальные и личностные особенности каждого воспитанника. Часть заданий вызывала у некоторых воспитанников сложности, однако все воспитанники могли справиться с заданиями при оказании помощи взрослого.

Используемые в ходе реализации тематического планирования упражнения были направлены на:

1) актуализацию страхов;

2) поиск путей совладания со страхом, актуализацию внутренних возможностей ребенка;

3) фиксацию актуального страха и тревоги;

4) выражение и преодоление страха, снижение уровня напряжения;

5) преображение страха, создание ситуации успеха, возможности изменения отношения к страху;

6) актуализацию внутренних сил, развитие мелкой моторики, способности к идентификации эмоций и чувств;

7) развитие рефлексии, эмпатии, снижение уровня тревожности;

8) формирование представлений о внутреннем мире, собственных эмоциях, чувствах;

9) актуализация групповой динамики, преодоление страха, смену позиции восприятия страха;

10) трансформацию страха и его преодоление;

11) формирование способов совладания со страхом;

12) развитие групповой сплоченности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. Акопян, Л. С. Демографическая специфика детских страхов /
    Л. С. Акопян // Вестник Ярославского государственного университета
    им. П. Г. Демидова. – 2018. – № 1. – С. 50–51.

  2. Алиева, З. К. Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста / З. К. Алиева, А. М. Муталимова // Психология. –
    2017. – № 6. – С. 84–85.

  3. Алиева, Н. Г. Психолого–педагогическая характеристика детей дошкольного возраста / Н. Г. Алиева, А.Р. Сафиуллина, О. В. Политаева // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2018. – 1 (6). – С. 214–215.

  4. Антонова, Е. В. Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста методами арт-педагогики / Е. В. Антонова, О.А. Томашевская // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. – Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. – С. 1–5.

  5. Арефьева, Т. А. Преодоление страхов у детей / Т. А. Арефьева,
    Н.И. Галкина. – Москва : Психология, 2014. – 254 с.

  6. Арт-терапия – новые горизонты / Под редакцией А. И. Копытина. – Москва : «Когито–Центр», 2016. – 321 с.

  7. Астапов, В. М. Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте. Тревожные расстройства : учебное пособие для вузов / В. М. Астапов, Е.Е. Вакнин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 273 с.

  8. Атрохова, Т. В. Взаимосвязь социально–опосредованных страхов и основных характеристик детско–родительских отношений в младшем школьном возрасте / Т. В. Атрохова, И. Н. Кузьменко // Актуальные проблемы психологии образования: материалы конференции. – Ярославль, 2018. –
    С. 3–6.

  9. Бедрединова, С. В. Профилактика и коррекция страхов : учебное пособие для вузов / С. В. Бедрединова, А. И. Тащёва. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 177 с.

  10. Веракса, Н. Е. Детская психология : учебник для академического бакалавриата / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : Юрайт, 2019. – 446 с.

  11. Выготский, Л. С. «Психология развития человека» / Л. С. Выготский. – М.: Смысл; Эксмо, 2015. – 1136 с.

  12. Гудонис, В. П. Страхи современных старших дошкольников и их родителей / В. П. Гудонис, И. В. Вачков // СДО. – 2019. – №4 (94). – С. 36–45.

  13. Зайцева, О. Ю. Социальные страхи детей как предмет психологического исследования / О. Ю. Зайцева // АНИ: педагогика и психология. – 2016. – №3 (16). – С. 258–261.

  14. Захаров, А. И. Как преодолеть страхи у детей / А. И. Захаров. – Москва : Педагогика, 1986. – 263 с.

  15. Захаров, А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А. И. Захаров. – Москва : ЭКСМО–Пресс, 2000. – 448 с.

  16. Захаров, А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страхов / А.И. Захаров. – Санкт-Петербург. : Гиппократ, 1995. – 128 с.

  17. Ильин, E. П. Психология страха / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 435 с.

  18. Карелина, И. О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно–методическое пособие / И. О. Карелина. – Рыбинск : филиал ЯГПУ, 2017. – 342 с.

  19. Качурина, О. И. Арт–терапия в педагогике [Электронный ресурс] /О. И. Качурина // Педагогическая мастерская. – режим доступа : http://открытыйурок.рф/статьи/212738/ (дата обращения 25.01.2020).

  20. Киселева, М. В. Арт–терапия в практической психологии и социальной работе / М.В. Киселева. – Санкт-Петербург. : Речь, 2017. – 315 с.

  21. Киселева, М. В. Арт–терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. – Санкт-Петербург. : Речь, 2006. – 160 с.

  22. Копытин, А. И. Арт-терапия детей и подростков / А. И. Копытин. – Москва : Когито-Центр, 2019. – 670 c.

  23. Ландгартен, Х. Семейная арт–психология: исцеляющее искусство / Х. Ландгартен. – Москва : Наука, 2015. – 415 с.

  24. Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы. Учебное пособие для академического бакалавриата / Л. Ф. Обухова. – Москва : Юрайт. – 2019. – 275 с.

  25. Обухова, Н.М. Особенности содержания страхов у старших дошкольников, имеющих различное статусное положение в группе детского сада / Н. М. Обухова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. – №4-5 (20-21). – С. 89-93.

  26. Организация работы мобильной арт-терапевтической студии : методическое пособие / Г. С. Остапенко. – Ч. 1. – Воронеж : ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2014. – 92 с.

  27. Панова, А. В. Коррекционно-развивающая работа в ДОУ /
    А. В. Панова // Современные тенденции организации образовательного процесса: от идеи к результату : Материалы Международной научно-практической конференции. – Чебоксары : Экспертно-методический центр, 2017. –
    С. 156–159.

  28. Старовойтов, А. В. Рубежи современной арт-терапии: от теории к практике / А. В. Старовойтов // Гуманитарные науки. – 2015. – №4 (32). –
    С. 95–100.

  29. Старовойтов, А. В. Системно-аналитическая арт-терапия в коррекции последствий психологических травм / А. В. Старовойтов // Гуманитарные науки. – 2016. – №1 (33). – С. 148–157.

  30. Хлыста, Е. А. Исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Хлыста // Концепт. – 2015. – №S1. – С. 181–185.

  31. Шевырева, Е. Г. Детские страхи в старшем дошкольном возрасте и способы их коррекции / Е. Г. Шевырева // Бюллетень науки и практики. – 2018. – №1. – С. 352–356.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Модификация методики А.В. Старовойтова «Фиксация страха»

В данном приложении представлены бланки для заполнения в процессе диагностики воспитанником и психологом.

Бланк 1. Методика «Фиксация страха» (для заполнения воспитанником)

Бланк 2. Методика «Фиксация страха» (для заполнения психологом)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Программа коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста «Посмотри в глаза страху»

В данном приложении представлено тематическое планирование программы коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста «Посмотри в глаза страху».

Таблица .1 – Тематическое планирование программы коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста «Посмотри в глаза страху»

Этап

Тема

Цели

Упражнения

Материалы

Подготовительный

Первичная диагностика

Изучить особенности страхов детей, уровень их тревожности

Методика «Страхи в домиках» (А. И. Захарова и М. Панфиловой), Опросник на тревожность детей Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко и методика «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен).

Стимульный материал

Основной

«Что внутри и что снаружи»

Создать благоприятную эмоциональную атмосферу в группе;

Снизать уровень тревожности

1. Ритуал приветствия «О чем говорит мой взгляд»

2. «Рисунок страха» (1 часть)

Цель: актуализация страха

3.Физ. минутка

4. «Рисунок страха» (1 часть)

Цель: поиск путей совладания со страхом, актуализация внутренних возможностей

5. Ритуал прощания «След моей руки»

Бумага, краски

«Посмотрим по-другому»

Развивать эмпатию, способности к идентификации эмоций и чувств;

Формировать основы рефлексии;

Снизать уровень тревожности;

1. Ритуал приветствия «О чем говорит мой взгляд»

2. «Фиксация страха» (часть 1)

Цель: фиксация актуального страха, тревоги

3. Физ. минутка

4. «Фиксация страха» (часть 2)

5. Ритуал прощания «След моей руки»

Бланки для заполнения воспитанником и психологом (Приложение А), карандаши, мелки

«Замри мгновенье»

Формировать самостоятельность;

Корректировать индивидуальные и ведущие в детском дошкольном возрасте страхи;

Формировать способы совладания со страхом

1. Ритуал приветствия «О чем говорит мой взгляд»

2. «Трансформация аффекта» (1 часть)

Цель: выражение и преодоление страха, снижение уровня напряжения

3.Физ. минутка

4. «Трансформация аффекта» (2 часть)

Цель: преображение страха, создание ситуации успеха, возможности изменения отношения к страху

5. Ритуал прощания «След моей руки»


«Спрячь, найди, открой»

Корректировать индивидуальные и ведущие в детском дошкольном возрасте страхи;

Формировать способы совладания со страхом

1. Ритуал приветствия «О чем говорит мой взгляд»

2. «Дверь, за которой живет страх» (часть 1)

3. Физ. Минутка

4. Дверь, за которой живет страх» (часть 2)

5. Ритуал прощания «След моей руки»

Листы бумаги А3, краски, мелки, карандаши различных цветов, разбавленная акварель, большой ватман

«Мечты и сказки»

Развивать эмпатию, способности к идентификации эмоций и чувств;

Формировать основы рефлексии;

Формировать самостоятельность;

Развивать мелкую моторику

1. Ритуал приветствия «О чем говорит мой взгляд»

2. Упражнение «Смелый рыцарь»

Цель: актуализация внутренних сил, развитие мелкой моторики, способности к идентификации эмоций и чувств

3. Ритуал прощания «След моей руки»

Пластилин, листы белой бумаги А4, либо белый

картон

разбавленная акварель, большой ватман

«В белом – все цвета»

Снизать уровень тревожности;

Развивать эмпатию, способности к идентификации эмоций и чувств;

Формировать основы рефлексии

1. Ритуал приветствия «О чем говорит мой взгляд»

2. «Белые пятна души» (часть 1)

Цель: развитие рефлексии, эмпатии, снижение уровня тревожности

3. Физ. Минутка

4. «Белые пятна души» (часть 2)

Цель: формирование представлений о внутреннем мире, собственных эмоциях, чувствах

5. Ритуал прощания «След моей руки»

Листы бумаги А3, черная и белая гуаш,

разбавленная акварель, большой ватман

«Испугать/ рассмешить»

Корректировать индивидуальные и ведущие в детском дошкольном возрасте страхи;

Формировать способы совладания со страхом

1. Ритуал приветствия «О чем говорит мой взгляд»

2. «Групповая скульптура страха» (часть 1)

Цель: актуализация групповой динамики, преодоление страха, смена позиции восприятия страха

3. Физ. Минутка

4. «Групповая скульптура страха» (часть 2)

Цель: трансформация страха, его преодоление, снятие эмоционального напряжения

5. Ритуал прощания «След моей руки»

Скотч, клей, нитки, бумага, ножницы, ткань, пластилин, можно использовать каркас для создания «страха»,

разбавленная акварель, большой ватман

«Только вперед»

Развивать эмпатию, способности к идентификации эмоций и чувств;

Формировать основы рефлексии, самостоятельность, формировать способы совладания со страхом

1. Ритуал приветствия «О чем говорит мой взгляд»

2. Упражнение «Улыбнись мне по-своему»

Цель: снятие эмоционального и физического напряжения

3. Психо-драматическая постановка «Дверь, за которой живет страх»

Цель: преодоление страха, формирование способов совладания со страхом, развитие групповой сплоченности

4. Ритуал прощания «След моей руки»

Предметы, фигурки, обозначающие страх, изображение двери, можно использовать краски, ткань для обозначения персонажа веселая музыка,

разбавленная акварель, большой ватман

Завершающий

Вторичная диагностика

Изучить особенности страхов детей, уровень их тревожности по итогам реализации программы

Методика «Страхи в домиках» (А. И. Захарова и М. Панфиловой), Опросник на тревожность детей Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко и методика «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен).

Стимульный материал



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!