СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа художественной направленности "Рукоделушка"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Просмотр содержимого документа
«Программа художественной направленности "Рукоделушка"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Р

Утверждено

приказом и.о.директора МОУ «СОШ №7» от «30» августа 2021г. № 1-236

___________О.Н.Ермакова







ассмотрено и принято

на заседании педагогического совета

МОУ «СОШ № 7»

протокол № 1 от «30» августа 2021 г.







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Рукоделушка»

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Возраст обучающихся : 7-12 лет

Срок реализации: 1 год









Автор-составител:

И.И. Свинарева




















Железногорск -2021г.


Пояснительная записка

Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.

Развитие детского творчества во многом зависит от умения детей работать с различными материалами и соответствующими инструментами.

Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, вместе составляет общую композицию. В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.

Данная образовательная программа имеет художественную направленность.

Нормативные документы для разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

2.Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р);

3.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008;

4.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

5.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.  Программа помогает развивать объемно-пространственное мышление, чувство цвета, реализовать способности и желания ребенка. Дети пополняют свой запас знаний в ручном шитье, программа помогает обрести навыки работы на швейной машине. Получить базовые знания о цвете, материале, рисунке, повышение практических знаний и умений и развитие творческой личности.

Педагогу предопределена высокая мисси – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всём богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании школьников. Сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной композиций, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с Городецкой росписью, дымковскую игрушку и т.д. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примеры работы с бумагой, тканью, кожей , вышивкой, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Темы работы с детьми, выбранные мной, являются актуальными и целесообразными в данное время. На занятиях кружка помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Цель данной программы: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

- обучать технологиям разных видов рукоделия .

Воспитательные:

- приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);

- способности развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;

воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду, формировать потребность учащихся к саморазвитию.

- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей. Развивающие:

- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус.

- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;

- развивать положительные эмоции и волевые качества;

- развивать моторику рук, глазомер.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.

Сроки реализации программы -1 год.


Возраст детей, участвующих в реализации программы «Рукоделушка» - 8-15 лет

Психолого- педагогические особенности возрастной категории обучающихся. Программа рассчитана на освоение детьми возраста 8-15 лет, поэтому возрастные особенности личности учащихся среднего этапа обучения являются основным фактором, который должен быть принят во внимание педагога. Учитывая основные психологические новообразования среднего школьного возраста, педагог обязан также учитывать особенности проведения занятий на данном этапе и строить учебный процесс согласно формуле успешного обучения: преподавание техники изготовления игрушки должно строиться на понимании сущности обучения декоративно-прикладному творчеству как процессу взаимодействия педагога и обучающихся, вовлекающему в себя стремление к соучастию, сопереживанию, совместную увлеченность  коммуникационно-познавательной деятельностью. Такие условия способствуют личностно-ориентированной направленности обучения и помогают обучающемуся стать активным участником учебного процесса.

Основные формы и методы организации учебного процесса

Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию учащихся, активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка. Исходя из этого, при выборе определенных методов обучения учитывается особенность контингента детей. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого ребенка, качества знаний формируется в системе, Индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально. В целом работа педагога характеризует особым стилем, манерой работы.

Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов. Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.


К концу года обучающиеся должны знать:

- что такое декоративно-прикладное творчество;

- виды декоративно-прикладного творчества;

- основы цветоведения;

- основы композиции;

- свойства бумаги, разновидности бумаги;

- материалы и инструменты при работе с бумагой;

- техника безопасности при работе с материалами и инструментами;

- материалы и инструменты для вышивки;

- виды швов;

- технологию вышивки крестом;

- виды орнамента;

- общие сведения о сочетании цветов;

- технологию вышивания рисунка по схеме;

- технологию вышивки петлей.


Материально-техническое обеспечение программы.

Оборудование:

Учебный класс, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Столы, стулья, стеллажи для хранения материалов, инструментов, образцов, методической литературы. Рамки  разных размеров. Подрамники. Гладильная доска. Утюг. Швейная машинка.

Материалы:

Бумага для принтера, гофрированная бумага, картон, ткань, нитки, синтепон, бусины, канва, мулине, шерстяные нитки.

Инструменты:

Простые карандаши, линейки, канцелярские ножи, зубочистки, клей ПВА , иглы, ножницы, клей момент, резаки, калька, портновские булавки, пробойники, деревянный молоток, шило, пинцет, пяльцы, иглы для вышивки, копировальная бумага, иглы для вышивки петлей, заправочная проволока


Содержание программы.

Раздел 1. «Основы бумагопластики и работы с инструментами»

Ознакомление учащихся с бумажным мастерством; дать понятие, что дает искусство работы с бумагой в формировании личности. Получение опыта работы и формирование навыков работы с простыми инструментами и материалом. Ознакомление с инструментами и оборудованием редко встречающимися в повседневной жизни. Получение опыта работы на таком оборудовании. Занятия, направленные на развитие творческой мысли, логического мышления и эстетического вкуса.

Раздел 2. «Изготовление творческих проектов»

Обучение основам мастерства работы с бумагой и декоративно-прикладного творчества младших подростков посредством самостоятельной практической деятельности. Развитие аккуратности при выполнении работ. Развитие творческих способностей детей в практической деятельности. Расширение знаний и совершенствование навыков в области конструирования и бумагопластики. Точное, аккуратное изготовление творческого проекта, согласно инструкции преподавателя, а так же развитие умения красиво и грамотно включать личные творческие изменения в проект для придания индивидуальности изделия. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, знакомство с оцениванием личной работы сторонними наблюдателями.


Календарный учебный график.

№ п/п

Дата по плану

Время

Количество часов

Название разделов. Тем занятий

Форма контроля

Раздел 1 : «Основы бумагопластики и работы с инструментами»

1



1

Вводное занятие, как влияет творческая деятельность на жизнь человека.


2



1

Творчество вокруг нас.


3



1

Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в швейной мастерской. Организация рабочего места

Устный опрос

4



1

Знакомство с бумагой. Изучение ее свойств.

Устный опрос

5



1

Инструменты для бумажного творчества, от простого к сложному.


6



1

Разгадывание кроссворда «Инструменты»

Проверка правильности решения кроссворда

Раздел 2 : «Изготовление творческих проектов»

7-8



2

Изготовление творческой поделки «Ёжик»

наблюдение

9-10



2

Изготовление творческой поделки «Аист»

наблюдение

11-12



2


Изготовление творческой поделки «Голубь мира»

наблюдение

13-14



2

Изготовление творческой 3D-поделки «Город-сити»

наблюдение

15-16



2

Изготовление творческой поделки-дерево«Времена года»

наблюдение

17-18



2

Изготовление творческой интерактивной поделки «Зверушки»

наблюдение

19-20



2

Изготовление творческой поделки «Как я смотрю на этот мир»

наблюдение

21-22



2

Изготовление творческой поделки «Дерево с бабочками»

наблюдение

23-24



2

Изготовление творческой поделки «Корова»

наблюдение

25-26



2

Изготовление творческой поделки «Фотоаппарат»

наблюдение

27-28



2

Изготовление творческой поделки «Кленовый лист»

наблюдение

29-30



2

Изготовление творческой поделки «Осеннее дерево»

наблюдение

31-32



2

Изготовление открытки «Кленовый лист»

наблюдение

33-34



2

Изготовление творческой поделки «Пицца»

наблюдение

35-36



2

Изготовление творческой поделки «Прическа»

наблюдение

37-38



2

Изготовление творческой поделки «Эмоции человека»

наблюдение

39-40



2

Изготовление творческой поделки «Чашка чая»

наблюдение

41-42



2

Изготовление творческой поделки «Зимняя птичка»

наблюдение

43-44



2

Изготовление творческой поделки «Зимний домик»

наблюдение

45-46



2

Изготовление творческой поделки «Варежка»

наблюдение

47-48



2

Изготовление творческой поделки «Медвежонок в свитере»

наблюдение

49-50



2

Изготовление творческой поделки «Новогодние носочки»

наблюдение

51-52



2

Изготовление творческой поделки «новогодняя ёлка»

наблюдение

53-54



2

Аппликация «Дед мороз»

наблюдение

55-56



2

Изготовление творческой поделки «оленёнок»

наблюдение

57-58



2

Изготовление творческой поделки «пингвин»

наблюдение

59-60



2

Изготовление творческой поделки «Рождественский венок»

наблюдение

61-62



2

Изготовление творческой поделки «Спящие медвежата»

наблюдение

63-64



2

Изготовление творческой поделки «Кит»

наблюдение

65-66



2

Изготовление творческой поделки «Домик для птиц»

наблюдение

67-68



2

Изготовление творческой поделки «Аистёнок»

наблюдение

69-70



2

Открытка к 23 февраля

наблюдение

71-72



2

Открытка к 8 марта

наблюдение

73-74



2

Открытка «Бабочка»

наблюдение

75-76



2

Изготовление творческой поделки «Крокодил»

наблюдение

77-78



2

Изготовление творческой поделки «Курица»

наблюдение

79-80



2

Пасхальная открытка

наблюдение

81-82



2

Изготовление творческой поделки «Павлин»

наблюдение

83-84



2

Изготовление творческой поделки «Пасхальная тарелка с зайчиком»

наблюдение

85-86



2

Изготовление творческой поделки «Тукан»

наблюдение

87-88



2

Изготовление творческой поделки «Черепашка»

наблюдение

89-90



2

Изготовление творческой поделки «Ласточка»

наблюдение

91-92



2

Открытка «Котенок»

наблюдение

93-94



2

Изготовление творческой поделки «Летний коктейль»

наблюдение

95-96



2

Изготовление творческой поделки «Летучая мышь»

наблюдение

97-98



2

Изготовление творческой поделки «Лягушка»

наблюдение

99-100



2

Изготовление творческой поделки «Мальчик с биноклем»

наблюдение

101-102



2

Изготовление творческой поделки «Ребенок в спасательном круге»

наблюдение

103-106



4

Изготовление интерактивной открытки на любую тему

наблюдение

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!