СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа художественной направленности « Радуга красок»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа художественной направленности "Радуга красок"

Просмотр содержимого документа
«Программа художественной направленности « Радуга красок»»







.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

« Радуга красок»






Возраст обучающихся: 9– 14 лет

Срок реализации: 1 год

Уровень: стартовый




Автор-составитель:

Бодрикова Людмила Ивановна, педагог

дополнительного образования
















р.п. Радищево, г.



1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа «Радуга красок» разработана в соответствии со следующими нормативными документами, в которых закреплены содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования:

Программа разрабатывается в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273),

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  • Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726»

  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.

  • СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

  • Устав Муниципального учреждения дополнительного образования «Радищевский центр детского творчества» (Постановление Администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области от 06.02.2018г № 35)

Направленность (профиль) программы

Новизна данной общеразвивающей программы заключается в стремлении к красоте неотъемлемо от человеческой природы. Рукоделие — это нестареющий вид прикладного искусства, он имеет многовековую историю и сегодня остается по-прежнему популярным. Овладение навыками, приемами рукоделия для одних - удовлетворение их художественных, эстетических потребностей, для других - может стать профессией, серьезным подспорьем в семейном бюджете.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в творческих конкурсах, изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ. 

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что в процессе её реализации обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, которые направлены на разрешение проблем взаимоотношений человека (ребёнка) с культурными ценностями, осознанием их приоритетности.

Изобразительная и декоративно прикладная деятельность является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность ребенка:

  • Способствует развитию визуальной выразительности мысли; формирует художественное видение мира и человека, устраняет недостатки психологического развития, улучшает зрение,

  • Формирует выразительные навыки, умение легко, грамотно и комплексно передавать картину мира,

  • Воспитывает общую художественную культуру, развивает художественный вкус, знание простых художественно-геометрических форм, стиля и характера композиции,

  • Обладает важной арт-терапевтической функцией, способствует воспитанию гармонических качеств и коррекции эмоционально-психических расстройств, нарушений общения и межличностного взаимодействия,

  • Формирует личностные качества: терпение, усидчивость, эмоциональную выносливость, фантазию, трудолюбие, упорство и целеустремленность,

  • Развивает творческие и коммуникативные способности детей.

Занятия изобразительной деятельностью помогают детям выразить свои эмоции в изображении, способствуют самоутверждению, обретению чувства уверенности, радости от своих успехов. Помогают в воспитании человека-творца, умеющего с интересом, ответственностью, любовью и вдохновением делать свое дело. Таким образом, именно эти функциональные особенности программы «Радуга красок» определяют педагогическую целесообразность и востребованность данного вида искусства в системе дополнительного образования детей.

Цель программы:

  • реализация интересов детей, воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к декоративно-прикладному и художественному творчеству и создание условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка,


Задачи: 

Обучающие:

  • изучить виды и жанры изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

  • Расширить и обогатить личный жизненно-практический опыт обучающихся научить правильно, организовывать рабочее место;

  • научить работать с различными материалами;

  • научить копировать произведения народного искусства;

  • создать условия для развития ребенка как личности, мастера, художника;

  • научить не только экономно расходовать материалы, но и рационально организовывать свою работу.

Воспитательные:

  • воспитать чувство гордости за выполненную работу, бережное отношение к своему и чужому труду, умение доводить дело до конца;

  • показать важность коллективной и индивидуальной работы;

  • поддержать творческие порывы воспитанников, и умело направить их творческую деятельность.

Развивающие:

  • развить творческие способности ребенка;

  • развить память, научить работать по памяти;

  • развить пространственное мышление;

  • развить в ребенке потребность творить;

  • развить самостоятельность и аккуратность в изделии.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих в том, что содержательное направление усилено на развитие творческих способностей ребёнка и практическую значимость детских работ.

Поставленные задачи данной программы направлены на развитие творческих способностей детей путем их изобретательности в работе с разными материалами, пробовать реализовать себя в духе настоящего «творца-дизайнера» - знатока своего дела. Задания направлены на активизацию наблюдательности и фантазии, на формирование начальных навыков метафорического мышления – образной активности восприятия; умение пользоваться доступными материалами, предложенными на занятие.

Постепенное освоение новых практических приемов дает возможность совершенствоваться в познаниях, придает уверенность в дальнейшем выполнении задания. Работа, проводимая с разными материалами, приводит к созданию красивых изделий. Особо важной задачей является, при этом, развитие мелкой моторики рук.

Составление схем изготовления изделия на занятиях требуют немало усилий для направленности своего произведения искусства.

За один год ребенок получает обучение по всем видам практических навыков: простое плоскостное и сложное объемное вязание изделий, вышивка разными способами и т.д.

Важным моментом является развитие эмоциональной сферы ребенка средствами искусств, при использовании интеграции различных видов деятельности.

Развитие ассоциативных возможностей мышления, его метафоричности, в результате чего закрепляются знания художественного ремесла, продолжается работа над понятиями «контраст», «форма», «пространство», «объем», «фактура материала».

Далее, предлагается дизайн малых форм. Например, изготовление отдельно взятой детали предмета: лист, цветок, животное и так далее (по выбору ребенка).

Работа отличается повышением уровня знаний и умений в выполнении заданий (замысел, техника, новый вид деятельности).

Дети осознанно воспринимают такие понятия, как единство и равновесие в расположении отдельных частей, гармоничное сочетание цвета, колорит, ритм, подбор фактуры к данному образу или предмету, стилизация деталей.

Программа базируется на следующих концептуальных принципах:

1) единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности обучающихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

2) нравственно-духовное развитие и потребность в самовыражении личности;

3) свобода и выбор деятельности;

4) психологическая помощь в адаптации ребёнка в коллективе;

5) взаимопонимание между педагогом и детьми;

6) формирование контроля и оценки собственной деятельности;

7) уважение к правам ребёнка.


Дополнительную образовательную программу отличает:

​ модульное содержание программы;

​ опора на природные особенности детей без проведения отбора детей при поступлении на занятия декоративно- прикладного творчества;

​ строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами декоративно-прикладного творчества;

​ системность и регулярность занятий;

​ целенаправленность учебного процесса на запланированные результаты.


В конце изучения курса обучающиеся должны:

знать: правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, основные приёмы выполнения творческих работ, правила оформления творческих работ.

- уметь: гармонично сочетать цвета при выполнении работ, уметь выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных форм; составлять композиции правильно пользоваться инструментами и приспособлениями, самостоятельно изготавливать изделия.

Программа предусматривает включение обучающихся в различные виды деятельности:

    • познавательную, практическую и другие;

    • репродуктивную (продуктивную), поисковую, художественную, творческую, познавательную направленность и др.

Участники программы: обучающиеся 9-14 лет.

Программа рассчитана на 144 часа из расчета 4 часа в неделю и состоит из двух модулей. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (продолжительность академического часа 45 минут (в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14)). Количество детей в объединении – 12-15 человек.

Учебные группы в объединении состоять не только из девочек, но могут быть смешанными.

Форма обучения: очная

Формы организации образовательного процесса: групповая

Ожидаемый результат имеет внутреннюю динамику развития, являясь итоговой характеристикой каждого этапа обучения. В результате изучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Радуга красок», дети будут знать:

  • виды и жанры изобразительного искусства;

  • различные виды декоративно-прикладного творчества;

  • традиционные ремесла родного края;

  • символику цвета и орнаментальных мотивов;

  • о традиционном народном костюме родного края;

  • о праздниках, обрядах, традициях русского народа;

  • основные способы, приемы рукоделий;

  • правила техники безопасности труда;

  • соблюдать правила безопасного пользования ножницами и иголкой, правила гигиены и санитарии;

  • планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

  • овладеют культурой труда на всех этапах трудового процесса:

  • научатся экономно расходовать материал; поддержать порядок на рабочем месте;

  • эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет, (например, вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др.); использовать ручные умения в повседневной жизни (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество.

дети будут уметь:

  • определять виды и жанры изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

  • работать коллективно и индивидуально, уважать свой труд и труд товарищей;

  • копировать образцы народного и декоративно-прикладного искусства;

  • делать эскизы, выражать графическими средствами идеи, разрабатывать композиции, схемы для создания изделий из бисера, бусин;

  • гармонично сочетать цвета;

  • овладеть приемами плетения, низания;

  • пользоваться специальными терминами;

  • оформлять работы, работать с бумагой, картоном;

  • реставрировать изделия ;

  • создавать украшения, дополнения, аксессуары.


Способы определения результативности программы:

1.Тестирование.

2.Разгадывание кроссвордов.

Выявляется три уровня усвоения материала: высокий, средний, низкий. Используется десятибалльная система оценки знаний: 10-8 – высокий уровень; 7-5 – средний уровень; 4-1 – низкий уровень.


Формы подведения итогов:

Помимо тестирования и разгадывания кроссвордов, используются: познавательные игры, викторины, конкурсы, выставки работ, коллективное обсуждение пройденных тем.


Диагностическая программа изучения уровней развития творческих способностей обучающихся (предметные результаты)

Показатели

(оцениваемые

показатели)

Критерии

Степень выраженности

Оцениваемого качества

Формы и методы контроля

Терминология

Употребление слов связанных с декоративно-прикладным творчеством (виды швов, основные види петель, виды техник: изонить, аппликация, вышивка, декупаж, квилинг)

Низкий уровень – не употребляет слова, а заменяет их более простыми;

Средний уровень – пользуется лексикой художественного творчества, но не всегда правильно понимает смысл слов. Знает определение понятий, но не употребляет термин.

Высокий уровень – хорошо владеет терминологией, правильно употребляет слова.

Наблюдение.

Практическая работа.

Беседа. Опрос.

Диагностические задания.

Художественные умения

Умение представлять объекты в различных пространственных положениях, составлять композиции, фактуру материала, пропорциональные объекты.

Низкий уровень – не умеет составлять композицию. Не придает вниманию мелкие, но важные особенности.

Средний уровень – составляет композиции, но не всегда точно подбирает материал.

Высокий уровень – точно передает объемные предметы, фактуру материала.

Наблюдение.

Практическая работа.

Беседа. Опрос.

Индивидуальная работа.

Творческое мышление

Самостоятельность и независимость в принятии решениий, умение решать нестандартные жизненные ситуации, генерировать новые идеи, видеть необычное в обычном.

Низкий уровень – не присуще творческое мышление.

Средний уровень -





Методы обучения: Словесные (рассказ, беседа, объяснение,); наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, наблюдение, работа по образцу); практические (познавательная игра, проведение опыта, создание проектов, рефератов, практическая работа, тренинги)

Тип занятия: комбинированное, теоретическое, практическое, контрольное.

Формы проведения занятий: беседа, викторина, выставка, познавательная игра, наблюдение, открытое занятие, праздник, практическое занятие, тестирование, тренинги, презентация, конкурсы, участие в районных, региональных конкурсах.

Педагогические технологии: технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология программированного обучения технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология исследовательской деятельности, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности.

Методы организации деятельности:

По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей детей, возрастных и психофизиологических способностей детей и подростков; с учетом специфики изучения данной программы, направления образовательной деятельности, возможностей материально-технической базы, типа и вида занятий.

Типы занятий:

-       сообщения новых знаний, комбинированные;

-       закрепления, обобщающего повторения;

-       беседы, самостоятельной работы;

-       применения, коррекции и контроля знаний, умений и навыков.

Виды занятий:

-       работа с литературой;

-       практическая работа;

-       выставка;

-       чествование именинников;

-       творческий отчет;

  -       встречи с интересными людьми;

Активные формы познавательной деятельности, используемые на занятиях:

-     обсуждение сообщений;

-     чтение (литературные, исторические, научные);

-     викторины;

-     смотр знаний и умений;

-     познавательные игры.

Формы массовой работы:

-     выставки (рекламные, учебные, тематические, итоговые, конкурсные);

-     смотры, конкурсы;

В процессе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающе программы «Радуга красок» используются разнообразные методы организации занятий в детском объединении:

-     репродуктивный;

-     словесные методы обучения;

-     работа с книгой;

-     методы практической работы;

-     метод наблюдения;

-     метод игры;

-     наглядный метод обучения;

-  использование на занятиях: средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приёмов.

3.Учебный план


Название раздела

Количество часов

Формы контроля

Всего

теория

практика

1 модуль

1.

Рисунок и живопись

18

3

15

Тематическая выставка

2.

Лепка

22

5

17

Итоговая работа

3.

Оригами

14

2

12

Практическая работа

4.

Плоскостная аппликация

6

2

4

Практическая работа


Итого:

60

12

48


2 модуль

5.

Плоскостная аппликация

12

2

10

Практическая работа

6.

Игрушки из бросового материала

14

2

12

выставка

7.

Природа и сказка

48

8

40

Анализ выполнения заданий

8.

Эстетические беседы, занятия

10

2

8

опрос


Итого:

84

14

70



4.Содержание программы

Содержание 1 модуля

Программа предусматривает 7 видов работы: рисунок и живопись, лепка, плоскостная аппликация, игрушки из бросового материала, природа и сказка, эстетические беседы.

Рисунок и живопись: Занятия по художественной деятельности являются своеобразным продолжением художественных занятий на уроках изобразительного искусства. Дети знакомятся с картинами известных художников, проводятся беседы по картинам. Во время работы с кистью дети осваивают средства художественной выразительности: цвет, линии, объем, ритм, форму, пропорции, композиции. Организуются выставки рисунков детей. Ребята выполняют рисунки не только индивидуально, но и группой, что позволяет развивать коммуникативные навыки и навыки работы в группе.

Лепка: Лепка из пластилина развивает моторику рук, развивает пространственные представления об окружающем мире. Этот вид работы предусматривает предварительную работу подготовку к лепке: дети смешивают компоненты в определенных пропорциях и замешивают тесто. Дети лепят фигурки разных животных, сказочных персонажей. Для изделий из теста продолжением работы после лепки является просушка и раскрашивание.

Оригами: Этот вид работы предусматривает предварительную работу: различные беседы о животных и птицах, о местах их обитания, о растениях и знакомятся понятием "флористика", природе. Проводятся беседы - диалоги о сказочных героях. Ребята учатся складывать из бумаги, фольги, фантиков, картона, кожзаменителя. Учатся составлять различные по степени сложности аппликации.


Содержание программы 2 модуля

Плоскостная аппликация: Используя бумагу, фольгу, лоскутки ткани, кожзаменитель, пуговицы, бусины дети учатся составлять различные по степени сложности композиции: лоскутная аппликация, аппликация из цветной бумаги и фольги, аппликации из природного материала, аппликации из ткани, панно. Проводится предварительная подготовка лекал, шаблонов. Для оформления работ применяются мелкие бусины, пуговицы, бисер.

Игрушки из бросового материала: Используя разнообразный природный материал бутылки, баночки, коробочки, потолочную плитку, пенопласт и т.д. дети учатся изготавливать необычные игрушки, сувениры. Проводится предварительная работа по изготовлению, подготовка шаблонов, заготовок.

Природа и сказка: Этот вид работы предусматривает беседы о природе, сказке, сказочных героях, животных. Проводятся различные викторины: сказочная "А знаешь ли ты"?, "Счастливый случай", викторина о цветах, игра "Цветик - семицветик". В сказочной эстафете дети участвуют в конкурсах: "тараканьи бега", "лягушка на охоте", "ловкие обезьянки", подражая, изображая различных животных. Также дети инсценируют сказки и песни. Развитию коммуникативных навыков и улучшению эмоционального состояния детей.

Эстетические беседы. На этих занятиях ребята встречаются с интересными людьми нашего поселка. Приглашение художников и мастеровых людей нашего поселка на занятия детского объединения для мастер- классов и тематических бесед. Посещение выставки в краеведческом музее. На занятия происходит живое детей с мастерами своего дела.

5. Календарный учебный график

Дата по плану

Тема занятия

Кол-во часов

Всего

Место проведения

Форма занятия

Форма контроля

1 модуль


I. Рисунок и живопись


18




1.


Введение в образовательную программу. Правила по технике безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте. 

2


кабинет

Комплексное занятие

Тестирование

2.


Беседа о птицах и животных, местах их обитания.


2

кабинет

Познавательная игра

Творческая работа

3.


2.Рисование пейзажа. Цвет, гамма (теплая, холодная)

2

кабинет

Практическое занятие

Творческая работа


4.


3.Рисование пейзажа по памяти


2

пленер

Практическое занятие

Творческая работ

5.


4. Рисование и живопись животных и птиц, находящихся в движении. Линия, штрих, светотень.

2

кабинет

Практическое занятие

Творческая работа


6.


4. Рисование и живопись животных и птиц, находящихся в движении.

2

кабинет

Практическое занятие

Творческая работа


7.


Рисование мягких игрушек. Формы и пропорции

2

кабинет

Практическое занятие

Творческая работа

8.


Рисование картин.

2

кабинет

Практическое занятие

Творческая работа

9.


Рисование по памяти.

2

кабинет

Практическое занятие

Выставка

2. Лепка 22ч

10.


Экскурсия в парк.

2

парк

Экскурсия

Творческая работа

11.


Экскурсия к речке.

2

Парковая зона

Экскурсия

Творческая работа

12.


Беседа о животных и птицах.

2


Практическое занятие

Творческая работа

13.


Беседа об обитателях пруда.

2

кабинет

Практическое занятие

Творческая работа

14.


Беседа о сказочных героях.

2

кабинет

Практическое занятие

Творческая работа

15.


Лепка из пластилина животных и птиц.

2

кабинет

Практическое занятие

Творческая работа

16.


Лепка рисунков на бутылках, баночках.

2

кабинет

Практическое занятие

Творческая работа

17.


Лепка на стекле «Осенний букет», «Зимний лес»

2

кабинет

Практическое занятие

Творческая работа

18.


Оформление ваз для цветов.

2

кабинет

Практическое занятие

Творческая работа

19.


Лепка из теста.

2

кабинет

Творческая работа

Познавательная игра

20.


Лепка тематической композиции. Композиция, ее состав, части

2

кабинет

Выставка



III. Оригами

14

21.


Беседа о животных и птицах, местах их обитания. Правила складывания из бумаги. Техника Оригами.

2

кабинет

Комплексное занятие

Творческая работа

22.


Беседа «Оригами искусство складывания из бумаги» Мозаика из плоских деталей


2

кабинет

Комплексное занятие

Творческая работа

23.


Беседа о сказочных героях. Складывание из бумаги, фольги, кожзаменителя. Сказочные образы на основе формы «Чаша»

2

кабинет

Комплексное занятие

Творческая работа

24.


Составление объемных аппликаций «Времена года»

2

кабинет

Практическое занятие

Творческая работа

25.


Подготовка модулей. Складывание из бумаги.

2

кабинет

Практическое занятие

Творческая работа

26.


Изготовление поделок в технике оригами.

2

кабинет

Практическое занятие

Творческая работа

27.


Коллективная работа

2

кабинет

Практикум

Творческая работа

IV. Плоскостная аппликация

6


28.


Аппликация из лоскутов ткани.


2

кабинет

Практикум

Творческая работа

29.


Аппликация из лоскутов ткани. Умение пользоваться выкройками.

2

кабинет

Практикум

Творческая работа

30.


Аппликация из лоскутов ткани.


2

кабинет

Практикум

Творческая работа

2 модуль


Плоскостная аппликация

12


31.


Аппликация из цветной бумаги, фольги, ткани.

2

кабинет

Комплексное занятие

Творческая работа

32.


Объемная аппликация.

Картина «Фантазия».

2

кабинет

Комплексное занятие

Творческая работа

33.


Лоскутная аппликация.

2

кабинет

Комплексное занятие

Творческая работа

34.


Художественные образы, Сюжетные композиции.

2

кабинет

Комплексное занятие

Познавательная игра

35.


Прорезная аппликация. Рамка для фото

2

кабинет

Комплексное занятие

Творческая работа

36.


Симметричное силуэтное вырезание

2

кабинет

Комплексное занятие

Творческая работа


V. Игрушки из бросового материала

14


37.


Игрушки из пластиковых бутылок. Создание образов животных и сказочных персонажей.

2

кабинет

Комплексное занятие

практикум

38.


Игрушки из баночек. Бабочка. Пчела.

2

кабинет

Комплексное занятие

Творческая работа

39.


Сувениры из кусочков ткани, кожзаменителя.

2

кабинет

Комплексное занятие

Творческая работа

40.


Сувениры из меха.

2

кабинет

Комплексное занятие

Творческая работа

41.


Изготовление открыток с сюрпризом.

2

кабинет

Комплексное занятие

Творческая работа

42.


Игрушка робот из коробок

2

кабинет

Комплексное занятие

выставка


VI. Природа и сказка

48


43.


Экскурсия в природу. Беседа о деревьях и кустарниках. Сбор природного материала.

2

Парк

Наблюдение

Экскурсия

44.


Ёжик в домике.

2

кабинет

практикум

Творческая работа

45.


Хитрая лиса из семян шишек .

2

кабинет

Комплексное занятие

Творческая работа

46.


Филин из шишек, желудей

2

кабинет

Комплексное занятие

Творческая работа

47.


Коллективная работа «Лесное царство»

2

кабинет

Комплексное занятие

Творческая работа

48.


Аппликация из соломки –цветок Игра «Цветик – семицветик».

2

кабинет

Комплексное занятие

Творческая работа

49.


Аппликация из осенних листьев.

2

кабинет

практикум

Творческая работа

50.


Лесная мозаика Игра «Путешествие по сказкам».

2

кабинет

Экскурсия

Творческая работа

51.


Самостоятельная творческая мастерская

Лесная полянка

2

кабинет

Комплексное занятие

Выставка

52.


Сбор гербария для поделок

2

кабинет

практикум

Творческая работа

53.


«Осенняя пора» (аппликация из листьев)

2


тренинг

Творческая работа

54.


Ежик (картина из листьев)


2


практикум

Творческая работа

55.


Петушок – золотой гребешок

2

кабинет

практикум

Творческая работа

56.


Забавные зверушки (поделки из природного материала)

2

кабинет

практикум

Творческая работа

57.


Рыбка

2

кабинет

Комплексное занятие

Творческая работа

58.


Зима (рисование манкой)


2

кабинет

практикум

Творческая работа

59.


Зимнее дерево (из природного материала)


2

кабинет

Комплексное занятие

Творческая работа

60.


Цветы (из карандашной стружки)

2

кабинет

Экскурсия

Творческая работа

61.


Ветка мимозы

(Аппликация из крупы)


2

кабинет

Комплексное занятие

Творческая работа

62.


Медведь (из гречки)

2

кабинет

практикум

Творческая работа

63.


Яблоня в цвету (из природного материала)

2

кабинет

тренинг

Творческая работа

64.


Фото-рамки декорированные семенами

2

кабинет

практикум

Творческая работа

65.


Сбор гербария для поделок

2

кабинет

практикум

Творческая работа

66.


Декорирование бутылки-вазы.

2

кабинет

практикум

мини-выставка

67.


Беседа «В мире красок»


кабинет




VII. Эстетические беседы

10


68.


Беседа с художником нашего поселка. Выставка рисунков детей.

2

кабинет

Комплексное занятие


69


Выставка картин художника нашего поселка.

2

кабинет

практикум


70.


Знакомство с картинами выдающихся художников.

2

кабинет

Комплексное занятие


71.


Игра – путешествие «Калейдоскоп красок», «Волшебная кисть»


2

кабинет

практикум

Познавательная игра

72.


Итоговая выставка

2

кабинет

Презентация

выставка


Этапы образовательного процесса

1 год обучения

Начало учебного года

01.09.2019г

Продолжительность учебного года

36 недель.

Продолжительность занятий

45 мин

Итоговая аттестация

13.05.2020.-24.05.2020г.

Окончание учебного года

31 мая

Каникулы зимние

31. 12.2019г-08.01.2020г

Каникулы летние

01.06 2020-31.08.2020г.

Количество учебных дней 

72 дня


6. Условия реализации программы

Техническое оснащение занятий включает в себя:

-       Учебный кабинет;

-       Рабочие столы, стулья;

-       Материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для занятия: клеенки, набор стеков, спички или зубочистки, кисти, стаканчики для воды, краски (гуашь, акварель, акриловые), иглы ручные, ножницы, лоскут для отделки работ, мулине, нитки катушечные, пуговицы, бусины, стеклярус, рубка, бисер, картон, цветная и бархатная бумага, гофрированная бумага,  клей, проволока, скрепки, природные материалы и т.д.;

-       Раковина для мытья рук с холодной и горячей водой;

-       Методический материал.

     Создание и накопление методического материала позволит результативно использовать учебное время, учитывать индивидуальный интерес обучающегося, опыт руководителя, качество сырья, воспитывать самостоятельность, творческий поиск вариантов художественного выполнения изделия, осуществлять дифференцированный подход в обучении.


Кадровое обеспечение программы

- Педагогические кадры: педагог дополнительного образования, педагог-психолог, социальный педагог.

Внешние условия:

- взаимодействие с учреждениями образования, культуры;

- участие в конкурсах, фестивалях,  экскурсии, различных мероприятиях;

Дополнительная общеобразовательная программа «Радуга красок» реализуется в сетевой форме.

Форма оценки результатов: бальная.

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Баллы

                                                      1. Теоретическая подготовка

1.1.Теоретические знания

Соответствие теоретических знаний ребёнка программным требованиям

Ребёнок овладел менее ½ объёма знаний, предусмотренных программой.

0

Объём усвоенных знаний составляет более ½.

2

Ребёнок освоил весь объём знаний, предусмотренных программой за конкретный период.

3

1.2.Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Ребёнок не употребляет специальные термины.

0

Ребёнок сочетает специальную терминологию с бытовой.

2

Ребёнок употребляет специальные термины осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

3

2.      Практическая подготовка ребёнка

2.1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Ребёнок овладел менее чем 1/2  предусмотренных умений и навыков.

0

Объём усвоенных умений и навыков составляет более чем 1/2.

2

Ребёнок овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период.

3

2.2. Владение специальным оборудованием (инструментом) и оснащением.

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования (инструментом) и оснащением.

Ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием и инструментом.

0

Работает с оборудованием и инструментом с помощью педагога.

2

Не испытывает ни каких трудностей при работе с оборудованием и инструментом.

3

2.3. Творческие навыки.

Проявление креативности в выполнении практических заданий.

Всё делает по шаблону и не проявляет креативность.

0

Ребёнок слабо проявляет и развивает креативность, внося в работу только часть своих изменений.

2

Ребёнок выполняет работу с элементами творчества с лёгкостью, не используя предлагаемый шаблон.

3

2.3.1. Развитие воображения.

Внесение изюминки в изделие.

Делает изделие, как предложил ему педагог.

0

Проявляет творческое воображение с помощью педагога.

2

Способен к выполнению творческих заданий самостоятельно.

3

3.      Обще-учебные умения и навыки ребёнка.

3.1.Учебно-коммуникативные умения и навыки: умение слушать и слышать педагога.

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога.

Ребёнок испытывает затруднения при работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога.

0

Умеет слушать и выполнять задания, данные педагогом. Обращается за помощью при необходимости.

2

Выполняет задание самостоятельно.

3

  1. Учебно-организационные умения и навыки.

4.1.   Умение организовывать своё рабочее место.

Способность самостоятельно готовить своё рабочее место к деятельности и убирать его за собой.

Ребёнок испытывает затруднения при работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога.

0

Умеет слушать и выполнять задания с помощью, которые дал педагогом.

2

Выполняет задания самостоятельно.

3

4.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности.

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям.

Ребёнок овладел менее чем ½ навыков соблюдения правил безопасности.

0

Объём освоенных навыков составляет более ½.

2

Ребёнок освоил весь объём навыков, предусмотренных программой за конкретный период.

3

4.3. Умение аккуратно выполнять работу.

Аккуратность и ответственность в работе.

Неправильное и неаккуратное выполнение задания.

0

Задание выполнено правильно, но не аккуратно.

2

Задание выполнено правильно и аккуратно.

3

Формы аттестации и оценочные материалы



Формы проведения аттестации могут быть следующие: итоговое занятие, зачёт, тестирование, защита творческих работ и проектов, выставочный просмотр, конкурс, собеседование, зачет по пленэру.

Процесс обучения по дополнительной общеразвивающей программе предусматривает следующие формы диагностики и аттестации:

1. Текущий контроль усвоения темы.

2. Промежуточная аттестация, которая проводится по завершении полугодия или года обучения.

3. Итоговая аттестация, которая проводится после завершения всей учебной программы.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета, и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в дневник учащегося. В них учитываются:

• отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

• качество выполнения работы в классе и домашних заданий;

• проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;

• темпы продвижения.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачёты, тестирования, защита творческих работ и проектов, выставочный просмотр. Участие в конкурсах иногда приравнивается к участию в итоговом просмотре концерте.

Итоговая аттестация.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Форма и содержание итоговой аттестации по программе «Мир красок» устанавливаются образовательной организацией самостоятельно. При проведении итоговой аттестации ведущую роль играют результаты практической работ.

Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок обучающегося, осваивающего дополнительную общеразвивающую программу, является владение изобразительными техниками, материалами и инструментами художника, применение на практике теоретических знаний, художественное чутье и мышление, наличие собственного стиля.

При оценивании обучающегося, осваивающегося дополнительную общеразвивающую программу, следует учитывать:

- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, к занятиям рисунком и живописью;

- наличие изобразительной грамотности, развитие художественного мышления;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах изобразительного искусства: рисунка, живописи, композиции, прикладного творчества.

- степень продвижения обучающегося, успешность личностных достижений.

По итогам просмотра работ, учащийся получает зачет или незачет.

2.4. Методические материалы

Реализация программы обеспечивается наличием следующей учебно-методической документации: программа « Радуга красок», книги из списка литературы,наглядные пособия: рисунки , образцы изделий, иллюстрации-образцы.Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем





7.Список литературы

Список литературы для детей

1. Алехин А. Д. Когда начинается художник. — М., 1993.

2. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. — М., 1989.

4. Ватагин В. А. Изображение животного. — М., 1996.

5. Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с.,

6.  Давыдова Г.Н. Соленое тесто. – М.: АРТ., 2005, – 256с., ил.

7.Евсеев Г.А. Бумажный мир.- М.: АРТ., 2006. – 107с. ил.

8. Карлов Г. Н. Изображение птиц и зверей. М., 1976.

9. Карцер Ю. М. Рисунок и живопись. — М., 1992.

10. Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобрази­тельное искусство. : учебник. — М.: Дрофа, 2002—2007.

11. Ростовцев Н. Н. Методика изо­бразительного искусства в школе. 3-е изд. М., 1998.

12. Тиханова В. А. Птицы и звери Василия Ватагина. М., 1987.


Литература для педагога

1.     Белибихина Н.А., Королева Л,А. Организация дополнительного образования в школе. Планирование, программы, разработки занятий. – Волгоград, 2008

2.     Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М.,2004

3.     Демакова И.К. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. – Санкт-Петербург, 2007

4.     Ильина Т.В. Мониторинг  образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. – Ярославль, 2000

5.     Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования.- М., 2007

6.     Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности. Опыт разработки и использования /Под редакцией Е.Н. Степанова. – М.,2006

7.  Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. – 104с.

8. Сержантова Т.Б. Оригами. Базовые формы. – М.: Айрис-Пресс, 2011. – 160с 9.  Симмонс К. Текстильная кукла. – М.: Пресс, 2006.- 198с., ил.

10.  ТарабаринаТ.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 1997. -  224 с., ил.

11. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М. 1981.

12. Цамуталина Е.Е. «100 поделок из ненужных вещей». – Ярославль. Академия Холдинг 2003.

13.  Черныш И. Удивительная бумага . – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил.

педагогических институтов и университетов. М., 2004.

Интернет-ресурсы

  1. Уроки и туториалы https://vk.com/lessons_and_tutorials

  2. Просто рисуй https://www.youtube.com/channel/UCHARwC81uxOT1xuq7rS0W2A

  3. Граффити. Мастер-классы https://www.youtube.com/channel/UCv9PT6BYPZFs0byL2u_Cafg/videos

  4. Энциклопедия искусства http://www.artprojekt.ru/


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!