СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа художественной направленности «Акварелька»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  художественной направленности  «Акварелька» для летнего оздоровительного лагеря

 

 

Просмотр содержимого документа
«Программа художественной направленности «Акварелька»»








.

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Акварелька»





Возраст обучающихся: 10 – 14 лет

Срок реализации: 1 месяц

Уровень: стартовый






Автор-составитель:

Бодрикова Людмила Ивановна,

педагог дополнительного образования




















р.п. Радищево, 2021г.

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Акварелька» предназначена для детских объединений художественной направленности.


Нормативно-правовое обеспечение программы

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);

  • Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;

  • Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;

  • СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

  • Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях» вместе с (вместе с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ);

  • Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

  • «Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

- Устав Муниципального учреждения дополнительного образования «Радищевский центр детского творчества» (Постановление Администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области от 06.02.2018г № 35).

Современный человек прекрасно понимает мир ребенка – сложный комплекс зрительных, слуховых осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творчески ее способности, заложенные в ребенка с рождения.

Уровень реализуемой программы стартовый.

Дополнительная общеобразовательная программа «Акварелька» ориентирована на выявление и продвижение одаренных и талантливых детей (в том числе детей с ОВЗ, детей группы «риска» и детей, находящихся в социально опасном положении), через систему социально значимых мероприятий в сфере художественного творчества.

Актуальностью заключается в необходимости выявления, поддержки и развития обучающихся, имеющих способности в изобразительном творчестве.

Программа направлена на развитие обучающихся, проявивших способности в области изобразительного искусства. Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, формирования общей культуры обучающихся, их духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития. Создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие, самосовершенствование.

Новизна программы, от уже существующих, в этой области программ заключается в том, что она ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству, в её основе - умение работать с различными художественными материалами.

Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.

В результате у детей воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать и как можно лучше выбрать. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели.

Программа «Акварелька» помогает ребёнку ощутить себя частью современного мира и наследником традиций всех предшествующих поколений. При помощи красок, звуков, движений постигается действительность, постигается мир. Предметом исследования является сам человек, его мир чувств, его духовный мир, его судьба и жизнь в целом.

Для бесед об искусстве рекомендуются следующие произведения искусства:

И.Бродский «Опавшие листья»; И.Грабарь «Мартовский снег»; Левитан «Весна. Большая вода», «Март», «Золотая осень»; В.Пластов «Первый снег»; В.Серов «Осень»; А.Саврасов «Грачи прилетели»; И.Шишкин «На севере диком»; Ю.Васнецов «Три медведя». Знакомство воспитанников с произведениями народных мастеров – дымковской игрушкой, Городецкой росписью, гжельской керамикой, хохломской росписью.

Следует помнить, что огромное влияние на активизацию изобразительной деятельности детей, на их идейно – эстетическое воспитание оказывает прослушивание музыкальных произведений П.Чайковского, Л.Бетховена, Э.Грига, С.Прокофьева и других композиторов, что обеспечивает глубокое осмысление художественных образов, создает соответствующий эмоционально – образный настрой. Необходимо, чтобы каждое занятие пробуждало у детей чувство прекрасного, доброту, эмоциональную отзывчивость, воспитывало любовь к Родине.

Инновационность программы заключается в применении личностно-ориентированных и информационно-коммуникативных технологий обучения, обучающемуся предоставляется свобода в выборе содержания в рамках предложенной темы, способов и техник изображения, а так же материалов для выполнения работы.

Компьютер используется для демонстрации наглядного материала, презентаций по темам программы и просмотра видео уроков.

Кроме того, в программе учитывается момент нравственного и эстетического воспитания учащихся. Обучение художественной грамоте нельзя сводить лишь к развитию только технических способностей детей. Не менее важно давать знания об истории развития живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, ее видах и жанрах, особенностях художественного языка, художественного образа, великих художниках-живописцах, особенностях профессии, воспитывать художественный вкус детей, стимулировать их творческую фантазию, расширять художественные интересы.


Педагогическая целесообразность

Изодеятельность является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность ребенка:

  • Способствует развитию визуальной выразительности мысли; формирует художественное видение мира и человека, устраняет недостатки психологического развития, улучшает зрение,

  • Формирует выразительные художественные навыки, умение легко, грамотно и комплексно передавать картину мира,

  • Воспитывает общую художественную культуру, развивает художественный вкус, знание простых художественно-геометрических форм, стиля и характера композиции,

  • Обладает важной арт-терапевтической функцией, способствует воспитанию гармонических качеств.

  • Формирует личностные качества: терпение, усидчивость, эмоциональную выносливость, фантазию, волю, трудолюбие, упорство и целеустремленность.

  • Развивает творческие и коммуникативные способности детей.

В детских художественных группах также немаловажное место занимает подготовка выставочных работ и просмотр работ со зрителем. Каждый художественное жанр или направленность, каждая разновидность композиции, осваиваемая в учебном курсе, требует от учащихся эмоциональности, творческой активности, мобилизации духовных и физических сил.

Программа обучения построена таким образом, что с первых же занятий дети видят конкретные результаты своего труда. Обучающимся, которые нуждаются, предлагается индивидуальная помощь. Учитываются возрастные и личностные особенности детей.

Цели: формирование ценностного отношения к прекрасному (эстетического восприятия) посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Задачи:

Обучающие:

- ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и дизайнерского искусства;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объёмных или плоскостных форм;

- формировать первоначальные умения учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

- развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;

- развивать мелкую моторику рук и глазомера;

- пробуждать любознательность в области дизайнерского искусства;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству мастеров разных поколений, художника-оформителя, дизайнера;

Воспитательные:

- развивать коммуникативные способности детей;

- воспитывать интерес к искусству дизайна;

- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

- воспитывать в детях любовь к родной стране, её природе и людям.

Возраст детей: 10-14 лет

Сроки реализации: программа краткосрочная, 1 месяц

Объём программы и сроки обучения: – 16 часов, с 1июля по 28 июля включительно.

Особенности организации образовательного процесса:

Режим занятий определяется в соответствии с нормами САНПиН. Продолжительность занятий в учебную неделю 4 часа. Объединение собирается на занятия 2 раза в неделю по 2 часа (2 по 45 минут с перерывом не менее 10 минут) в соответствии с утвержденным расписанием.

Количество учеников в объединении 15 чел.


Адресат программы

Данная программа построена с учетом возрастных особенностей обучающихся и рассчитана на детей среднего возраста (от 10 до 14 лет).

Для того, чтобы начать обучения по программе, нужно иметь желание развивать художественный вкус и навыки.

Успешность образовательного процесса зависит от соотношения форм и методов обучения с теми потребностями, которые выдвигает возраст ребенка. Переход от базовых к более сложным видам деятельности в ходе возрастного развития увеличивает возможность усвоения качественно нового, более сложного опыта.

Средний школьный возраст - наиболее благоприятный для дальнейшего более серьезного развития как моральных, умственных, так и физических сил. Идет довольно пропорциональное увеличение роста и происходит активное развитие функций головного мозга, что способствует его интенсивной работе. Занятия позволяют сочетать развитие понятийного мышления с совершенствованием образного. Цели и задачи работы педагога-художника заключаются в дальнейшем развитии творческого мышления, выразительности, совершенствовании и усложнении художественной техники, формировании чувства образного самостоятельного мышления. В возрасте 10-14 лет дети начинают осваивать классический рисунок, классическую фундаментальную живопись, что требует от них особой внимательности, мобилизации всех сил организма.

К основным направлениям деятельности педагога на занятиях со школьниками среднего возраста можно отнести:

- воспитывать привычку к волевым усилиям – настойчивость, выдержку, упорство, давая им усложненные задания;

- увеличивать объем и интенсивность нагрузок постепенно, но непрерывно;

- совершенствовать техничность в работе, развивая опыт и мастерство, точный глазомер, чувство цвета и тона, трехмерность пространства, чувство ритма и композиционного центра, пятна;

- развивать сознательное отношение к делу, дисциплинированность, самостоятельность;

- заострять внимание на положительных моментах, закреплять состояние успеха.

Формы и режим работы: учебное занятие (сочетающее в себе теоретические и практическое упражнение), собеседование, консультация, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков, самостоятельное изготовление определённого изделия, экскурсии.

Работа ведётся во второй половине дня. Большая часть времени отводится на практические работы, познавательный материал даётся через видео обучение с использованием интернет ресурсов, в доступной и интересной для учащихся форме.

Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Он предполагает индивидуальные формы организации на занятиях с видео-аудио поддержкой . Результаты художественного труда обучающихся находят применение в оформлении своих домов. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.


Формы обучения и виды занятий:

Обучение в объединении очное, занятия групповые. Группы формируются из обучающихся разного возрастного диапазона и являются основным, постоянным составом объединения.

На занятиях используются следующие формы обучения:

- Видео- показ, демонстрация, беседа;

- Выставки-просмотры, экскурсии, анализ материала, отработка упражнений по рисунку и живописи, дизайну, самостоятельная работа, работа с педагогом, просмотры.

Структура занятий включает в себя три основные части: подготовительную, основную, заключительную.

Подготовительная часть занятия - подготовка учащегося к предстоящей работе, умеренное «разогревание» умственных и физических сил.

Основная часть занятия - развитие и совершенствование основных художественных качеств, изучение и совершенствование навыков рисования и живописи, отработка станковых композиций.

Заключительная часть занятия - постепенное снижение нагрузки; краткий анализ работы, подведение итогов.

Учебное занятие строится с помощью различных методов и приемов:

- беседа, лекция, викторина, видеорассказ педагога (сопровождается иллюстрациями, репродукциями, рисунками педагога, фотографиями);

- практическая работа (рисунок, живопись, композиция, иллюстрирование);

- видео-экскурсии, (музеи, архитектурные сооружения, речные, лесные пейзажи).

Очень важным в данной программе является большое количество видео и наглядного материала к каждому разделу, выполненного педагогом. Рисунок учителя стимулирует творческую активность детей и является примером для подражания.

Образовательная программа реализуется в форме групповых занятий, с элементами индивидуального подхода в дистанционном режиме.


Методы

Для качественного развития творческой личности ребёнка программой предусмотрено:

- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;

- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;

- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;

- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;

- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;

- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи, дизайне. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка фантазию или учить копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как видео- беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия, экскурсии. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Программа может реализовываться с применением дистанционных технологий.

Дистанционное обучение.

Дистанционные образовательные технологии обеспечиваются применением совокупности образовательных технологий, при которых частично опосредованное или полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и педагога осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных технологий обучения.

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии реализуются в программа через онлайн-платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype – общение; e-mail; облачные сервисы; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности.

При реализации программы через электронное обучение и дистанционные образовательные технологии используются следующие организационные формы образовательного процесса:

Консультация;

Мастер-класс;

Практическое занятие;

Конкурсы;

Выставки;

Виртуальные экскурсии;

Тестирование;

Ожидаемый результат

Учащиеся должны знать:

- правила поведения, правила техники безопасности;

- инструменты и материалы;

- условные обозначения;

- способы работы с разнообразными материалами;

- техники складывания, склеивания, лепки, резки, нанесения краски;

- основы цветоведения;

- последовательность изготовления изделий;

- самостоятельно составлять композиции;

- технологию выполнения изделия, его эстетическое оформление;

- навыки художественной работы в различных видах искусства;

- возможности художественных материалов;

- образный язык искусства.

Учащиеся должны уметь:

-соблюдать правила поведения на занятиях, правила ТБ при работе с клеем, ножницами, циркулем,

- правильно читать условные обозначения;

- подбирать материалы для изготовления предмета;

- выполнять основные элементы и узоры;

- правильно соединять элементы между собой;

- гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

- создавать самостоятельно различные элементы и изделия;

- выполнять заключительную отделку готовых изделий;

- фантазировать, воображать, проявлять их в художественной деятельности;

- определять различные виды и жанры изобразительного искусства, декоративно- прикладного творчества;

- уметь составлять самостоятельную композицию;

- наблюдать, оценивать, анализировать окружающий мир глазами художника.

На всех этапах обучения, по данной программе учащиеся будут развивать:

- внимание, память, мышление, пространственное воображение;

- мелкую моторику рук и глазомер;

- художественный вкус, творческие способности и фантазию,

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.


Формы подведения итогов

Текущие работы и зачётная работа представляются на выставках и конкурсах районного и регионального уровня. Это воспитывает у учащихся ответственность за качество своей работы.

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

    1. через отчётные просмотры законченных работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.


1.2. Учебный план


п/п


Разделы и темы

Количество часов

Форма контроля

всего

из них

теория

практика


1.

Работа с графическими материалами

(цветными карандашами)

2

1

1

Итоговая работа по теме

2.

Лепка

4

2

2

выставка игрушек

3.

Работа с красками

6

4

2

выставка

4.


Человек в зеркале дизайна


4

2

2

выставка

Итого

16

9

7



1.3.Содержание программы


I. Работа цветными карандашами

Теоретическое занятие: Знакомство с разнообразием цветных карандашей, техникой рисования. Способы, основные приёмы работы с цветными карандашами. Линия - как основа изображения.

Практическое занятие: Работа с линиями. Работа с пятном, изображение силуэтов. Изображение птиц.

Форма контроля: Итоговая работа по теме.


II. Лепка

Теоретическое занятие: История появления лепки, как одного из способов изображения в объеме. Примеры лепки в разных материалах. Знакомство с пластилином и способами работы с ним. Знакомство с соленым тестом. Изучение схем изготовления животных из теста. Знакомство с глиной. Виды глины. Способы работы с глиной. Знакомство с глиняными игрушками: филимоновская, каргапольская, дымковская.

Практическое занятие: Изготовление «корзины с фруктами» и «дымковской игрушки» из соленого теста.

Форма контроля: Выставка готовых работ (игрушек).


III. Работа с красками

Теоретическое занятие: Знакомство с различными видами красок (акварель, гуашь, темпера, акриловые и т.д.). Способы работы с красками. Основа работы с гуашью. Обучение гармонизировать в одной постановке контрастные цвета, а также учить различать сближенные оттенки. Цветовые соотношения, цветовой нюанс, рефлексы. Тепло холодность в живописи. Передавать объем предметов на листе с использованием света, тени, полутени, блика и падающих теней, рефлекса. Работа с формой предметов при помощи светотени.

Практическое занятие: Закреплять технические приемы работы гуашью (направление, виды мазка); технические приемы работы акварелью (заливка, мазок по форме, работа «по-сырому»). Упражнение на нанесение слоев. Самостоятельная работа на тему «Мой край родной».

Форма контроля: Выставка.


IV. Дизайн

Теоретическое занятие: Человек в зеркале дизайна. Знакомство с основами дизайна сада. Значением грима и причёски в практике дизайна. Знакомство с более сложными элементами узоров, совершенствование навыка стилизации. Организация самостоятельной работы обучающихся по изображению изделий и росписи их в соответствии с темой.

Практическое занятие: Создание проекта «Пугало в огороде» с учётом дизайна сада-огорода. Подобрать варианты причёски и грима для создания различных образов (животных, клоунов).

Форма контроля: Выставка работ.


2.«Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

п/п


Дата по плану

Форма занятия

Всего часов

Тема занятий

Место проведения

Формы контроля

Работа с графическими материалами. Цветными карандашами.

1-2

06. 2021

Комплексное занятие

2

Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Цвет, объем и перспектива.

Способы, основные приёмы работы с цветными карандашами. Линия - как основа изображения.

Рисование птиц.

Учебный кабинет

Итоговая работа по теме

Лепка

3-4

06.2021

Комплексное занятие

2

Изготовление «дымковской игрушки» «Барыня», лепка из соленого теста «корзина с фруктами».

Учебный кабинет

Анализ выполнения практических заданий

5-6

06.2021

Комплексное занятие

2

Изготовление «дымковской игрушки» «Барыня», роспись.

Учебный кабинет

Выставка игрушек

Работа с красками

7-8

06.2021

Комплексное занятие

2

Творческая мастерская. Способы работы с красками. Тема работы: «Мой край родной».

Учебный кабинет

Наблюдение

9-10

06.2021

Комплексное занятие

2

Цветовые соотношения, цветовой нюанс, рефлексы. Тепло холодность в живописи.

Учебный кабинет

Опрос

11-12

06.2021

Комплексное занятие

2

Основа работы с гуашью. Самостоятельная работа на тему «Мой край родной»

Пленер

Выставка

Человек в зеркале дизайна

13-14

06.2021

Комплексное занятие

2

Человек в зеркале дизайна. Знакомство с основами дизайна сада. Самостоятельная работа «Пугало в огороде» с учётом дизайна сада-огорода.

Учебный кабинет

Наблюдение, выполнение практических заданий

15-16

06.2021

Практическое занятие

2

Значением грима и причёски в практике дизайна. Самостоятельная работа.

Подобрать варианты причёски и грима для создания различных образов (животных, клоунов).

Учебный кабинет

Выставка работ. Анализ

Итого

16





2.2.Условия реализации программы


Материально-техническое оснащение занятий:

Техническое оснащение занятий включает в себя:

-    Учебный кабинет;

-    Рабочие столы, стулья;

- Ноутбук;

- Мультимедиапроектор;

-    Материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для занятия: клеенки, набор стеков, спички или зубочистки, кисти, стаканчики для воды, краски (гуашь, акварель, акриловые), пластелин, иглы ручные, ножницы, лоскут для отделки работ, мулине, нитки катушечные, пуговицы, бусины, стеклярус, рубка, бисер, картон, цветная и бархатная бумага, гофрированная бумага,  клей, проволока, скрепки, природные материалы и т.д.;

-       Раковина для мытья рук с холодной и горячей водой;

-       Методический материал.

Методическое обеспечение:

- Иллюстрации;

- Образцы;

- Чертежи;

- Шаблоны;

- Примеры работ каждой из техник, технологические карты, фото поделок;

- Методические пособия, разработанные педагогом, презентации.

Создание и накопление методического материала позволит результативно использовать учебное время, учитывать индивидуальный интерес обучающегося, опыт педагога дополнительного образования, качество сырья, воспитывать самостоятельность, творческий поиск вариантов художественного выполнения изделия, осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Кадровое обеспечение:

Педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное педагогическое образование, своевременно прошедший курсы повышения квалификации по занимаемой должности.


Дистанционные образовательные технологии

Реализация программы «Акварелька» возможно с применением дистанционных технологий в ходе педагогического процесса, при котором целенаправленное опосредованное взаимодействие обучающегося и педагога осуществляется независимо от места их нахождения на основе педагогически организованных информационных технологий. Основу образовательного процесса составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа учащегося, который может учиться в удобном для себя месте, по расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с педагогом.

Основными задачами являются:

       интенсификация самостоятельной работы учащихся;

       предоставление возможности освоения образовательной программы в ситуации невозможности очного обучения (карантинные мероприятия);

       повышение качества обучения за счет средств современных информационных и коммуникационных технологий, предоставления доступа к различным информационным ресурсам


Платформы для проведения видеоконференций:

- Zoom

- Discord 

- Canvas 


Средства для организации учебных коммуникаций:

- Коммуникационные сервисы социальной сети «ВКонтакте»;

- Мессенджеры  (Skype, Viber, WhatsApp);

- Облачные сервисы Яндекс, Mail, Google.



Внешние условия:

- взаимодействие с учреждениями образования, культуры;

- участие в конкурсах, фестивалях, экскурсии, различных мероприятиях;

Дополнительная общеобразовательная программа «Акварелька» реализуется в сетевой форме.


Формы аттестации и оценочные материалы

Формы проведения аттестации могут быть следующие: итоговое занятие, зачёт, тестирование, защита творческих работ и проектов, выставочный просмотр, конкурс, собеседование, зачет по пленэру.

Процесс обучения по дополнительной общеразвивающей программе предусматривает следующие формы диагностики и аттестации:

1. Текущий контроль усвоения темы.

2. Промежуточная аттестация, которая проводится по завершении полугодия или года обучения.

3. Итоговая аттестация, которая проводится после завершения всей учебной программы.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета, и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в дневник учащегося. В них учитываются:

• отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

• качество выполнения работы в классе и домашних заданий;

• проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;

• темпы продвижения.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачёты, тестирования, защита творческих работ и проектов, выставочный просмотр. Участие в конкурсах иногда приравнивается к участию в итоговом просмотре концерте.

Итоговая аттестация. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Форма и содержание итоговой аттестации по программе «Акварелька» устанавливаются образовательной организацией самостоятельно. При проведении итоговой аттестации ведущую роль играют результаты практической работ.

Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок обучающегося, осваивающего дополнительную общеразвивающую программу, является владение изобразительными техниками, материалами и инструментами художника, применение на практике теоретических знаний, художественное чутье и мышление, наличие собственного стиля.

При оценивании обучающегося, осваивающегося дополнительную общеразвивающую программу, следует учитывать:

- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, к занятиям рисунком и живописью;

- наличие изобразительной грамотности, развитие художественного мышления;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах изобразительного искусства: рисунка, живописи, композиции, прикладного творчества.

- степень продвижения обучающегося, успешность личностных достижений.

По итогам просмотра работ, учащийся получает зачет или незачет.


Методические материалы

Реализация программы обеспечивается наличием следующей учебно-методической документации:

  • наглядные пособия: рисунки педагога, репродукции картин, иллюстрации-образцы (см. приложения).

  • глоссарий

Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Алгоритм учебного занятия


I ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ БЛОК

1 этап

Организационный

Задача: подготовка учащихся к работе на занятии.

Содержание: Организация начала занятия, создание психо-эмоционального настроя группы на учебную деятельность и активацию внимания.

II ОСНОВНОЙ БЛОК

2 этап

Подготовительный (подготовка к новому содержанию)

Мотивация

Задача: Обеспечение мотивации и принятия детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание: Приветствие педагога, сообщение темы, цели, этапов учебного занятия, мотивация учебной деятельности.

3 этап

Усвоение новых знаний и способов действий

Задача: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучений.

Содержание: Изложение нового материала.

4 этап

Практическая работа

Задача: Применение полученных знаний на практике.

Содержание: Применение полученных приемов и навыков, для самостоятельного выполнения заданий.

III ИТОГОВЫЙ БЛОК

5 этап

Подведение итогов занятия

Задача: Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы.

Содержание: Педагог совместно с детьми подводит итоги занятия.

6 этап

Рефлексия

Задача: Мобилизация учащихся на самооценку.

Содержание: Самооценка учащихся своей работоспособности, психологического настроения, причин неудачной работы, полезность учебной работы. Оценка детьми работы педагога.

Оценка педагогом своей работы.


2.3. Список литературы:

Список литературы для педагога

1. Белякова О.В. 207 лучших подарков своими руками. М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2009.

2. Выгонов В.В. Игрушки и поделки из бумаги. М.: Дом МСП, 2007.

3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Ярославль.: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2001.

4. Кочарова Н. «Рисунок и живопись», Изд. «Астрель», 2003 г., Москва.

5. Кейлина В.А., Червинко С.Е. Гаравская Д.М., Пицык А.А. Оригинальные картины из зерна. М.: Контэнт. 2009.

6. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1985.

7. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Ярославль.: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

8. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль.: Академия развития, 1997.

9. Никоненко Н.М. Декоративно-прикладное творчество. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. КНИГА, 2010.

11. Хворостов О. «Декоративно-прикладное искусство в школе», Изд. «Просвещение», 1988 г., Москва.

12. Цукарь А. Уроки развития воображения. М.: Рольф, 2000.

10. Проснякова Т. Забавные фигурки. Модульное оригами. М.: АСТ-ПРЕСС


Список литературы для детей

1. Ансен Д. «Цветы в акварели», Изд. «Астрель», 2004 г., Москва

2. Аррамон Х. М. «Как рисовать», Изд. «Аврора», 1996 г., Санкт-Петербург

3. Выгонов В.В. Игрушки и поделки из бумаги. М.: Дом МСП, 2007.

4. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Ярославль.: Академия развития:2001.

5. Ли Н. «Основы академического рисунка», Изд. «Эксмо», 2004 г., Москва

6. Проснякова Т. Забавные фигурки. Модульное оригами. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.

7. Цукарь А. Уроки развития воображения. М.: Рольф, 2000.

8. Школа рисования «Натюрморт. Особенности жанра и композиции», Изд. «Попурри», 2003 г., Минск.


Список литературы для родителей

1. Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991.

2. Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.

3. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.

Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.

4. Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.

5. Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001.

6. Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.


Интернет-ресурсы

  1. Уроки и туториалыhttps://vk.com/lessons_and_tutorials

  2. Просто рисуй https://www.youtube.com/channel/UCHARwC81uxOT1xuq7rS0W2A

  3. Выдающиеся российские шрифтовики и каллиграфы http://www.lookatme.ru/flow/posts/design-radar/63654-vyidayuschiesya-rossiyskie-shriftoviki-i-kalligrafyi

  4. Энциклопедия искусства http://www.artprojekt.ru/

  5. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/
































Приложение


Цвет, объем и перспектива



2 раздел: «Рисование с натуры и по памяти»

  • Расшифруйте пословицу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан?» (перечислите цвета радуги)

  • Назови 3 основных цвета в живописи:

а) красный, желтый, синий

б) черный, белый, серый
в) оранжевый, фиолетовый, зеленый

г) красный, желтый, зеленый

  • Какой цвет является тёплым:

а) серый б) фиолетовый в) синий г) жёлтый

  • Какой цвет является холодным:

а) серый б) оранжевый в) синий г) жёлтый

  • Какой жанр является изображением картин природы:

а) пейзаж б) портрет в) натюрморт г) анимализм

  • Какой жанр является изображением человека:

а) пейзаж б) портрет в) натюрморт г) анимализм

  • Воображаемая линия, которая отделяет небо от земли:

а) штрих б) горизонт в) тень г) граница


3 раздела: «Люди и животные»


Упражнение «Придумай портрет»

Цель: закреплять навыки обучающихся в изображении портрета, создании выразительного образа. Развивать способность определять эмоциональное состояние человека по схематическим изображениям. Развивать мелкую моторику рук.

Дидактический материал: карточки-пиктограммы с графическим изображением эмоций человека. Вырезанные овалы лица 15х15 см. с нарисованным носом. Наборы одинаковые для каждого ребенка.

Ход: Педагог берет в руки карточку-пиктограмму и предлагает детям изобразить на портрете это состояние человека, объяснить, какое состояние они изобразили, почему они так считают. На выполнение этого задания отводится 3-4 минуты.


Изображение фигуры человека или группы людей называется

а) портрет;

б) пейзаж;

в) рисунок.


Изображение животных, рыб, или птиц называется

а) портрет;

б) анимализм;

в) рисунок.







Тестовые материалы

(низкий уровень)


Фамилия, имя ребёнка



Перечень вопросов

Ответы (в баллах)


Оценка

Правильный

ответ

Не во всём правильный ответ

Не вер-ный

ответ

1

Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет?






фиолетовый цвет?






зелёный цвет?





2

Какие цвета относятся к тёплой гамме?





3

Какие цвета относятся к холодной гамме?





4

Что такое симметрия? Какие предметы имеют симметричную форму?





5

Какие геометрические фигуры ты знаешь?





6

Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах?





7

Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом листа?





8

С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных частей)?





9.

Что такое орнамент?







(средний уровень)

Фамилия, имя ребёнка



Перечень вопросов

Ответы (в баллах)


Оценка

Правильный

ответ

Не во всём правильный ответ

Неверный

ответ

1

Назови три основных жанра изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт)





2

Чем отличается эскиз от композиции





3

Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось грустное настроение?





4

Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось весёлое настроение?





5

Какие линии используются в рисунке?





6

Чем отличается плоская аппликация от объёмной?





7

Что такое линия горизонта?





8

Чем отличаются акварельные краски от гуаши?





9.

Какие объёмные формы ты знаешь?





10

Какие цвета являются контрастными?











(Высокий уровень)

Фамилия, имя ребёнка



Перечень вопросов

Ответы (в баллах)


Оценка

Правильный

ответ

Не во всём правильный ответ

Неверный

ответ

1.

Назови известных русских художников, работавших в различных жанрах (пейзаж, портрет, натюрморт)





2.

Что такое ритм в орнаменте?





3.

Какие средства использует художник, чтобы выделить центр композиции?





4.

Какие народные промыслы ты знаешь?





5.

Что означает рефлекс в живописи?





6.

Что означает тон в рисунке?





7.

Какие графические материалы ты знаешь?





8.

Что такое стилизация природных форм?





9.

Какие виды изобразительного искусства ты знаешь?





10.

Что означает техника «гризайль»?










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!